Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ СПОРТИВНЫХ КЛАССОВ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ СПОРТИВНЫХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
28
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — О В. Ендропов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYGIENIC EVALUATION OF THE HEALTH STATUS OF SCHOOLCHILDREN ATTENDING SPECIALIZED SPORTS CLASSES

A rational motor regimen of schoolchildren engaging in athletics (track and field events) in specialized sports classes is shown to result in a considerable reduction of general morbidity.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ СПОРТИВНЫХ КЛАССОВ»

болической активности белка в консервах с добавлением только сливочного масла и масла в сочетании с говяжьим жиром и снижении ее при добавлении «диетического» масла или только говяжьего жира. У животных 1, 5 и 6-й групп выявлено повышение, а в остальных группах — снижение коэффициента альбумин/глобулин. Вероятно, сливочное масло или его сочетание с говяжьим жиром благоприятно влияет на белок в консервах, а сам говяжий жир и '«диетическое» масло снижают его качество за счет усиления реакции Майяра.

Важная закономерность выявлена при анализе некоторых показателей липидного обмена в печени. У животных, получавших консервы с «диетическим» маслом, количество общих липидов в печени составило 16,4 г%, значительно повышен был коэффициент жир/азот (1,50). У животных, получавших корм на сливочном масле, эти показатели

*

Специализированные по видам спорта классы с продленным днем обучения — новая форма организованной двигательной активности детей. Они обеспечивают разностороннюю подготовку учащихся к сдаче нормативов комплекса ГТО и являются средством воспитания резерва спортсменов высокого класса.

В Новосибирске спортивные классы со специализацией по легкой атлетике организованы в 1973 г. в средних общеобразовательных школах № 10 и 29. Врачебный контроль и клинико-фи-зиологические наблюдения за учащимися спортивных классов (176 человек) осуществлялись по ком-* плексной программе в областном врачебно-физ-культурном диспансере в 1973—1978 гг. Объем занятий легкой атлетикой^в спортивных^классах

соответственно равнялись 12,6 г% и 1,12. Высокий коэффициент жир/азот установлен у животных 3-й группы, рацион которых содержал говяжий жир. Наоборот, у крыс 1, 5 и 6-й групп, получавших говяжий жир и сливочное масло в разных пропорциях, имелась тенденция к снижению указанного показателя. Из этого следует, что наличие в консервах «диетического» масла или только говяжьего жира оказывает неблагоприятное влияние на липидно-белковый обмен в печени.

Сравнение полученных данных показало, что введение в мясные консервы «Малыш» сливочного масла или смеси масла с говяжьим жиром в определенной пропорции повышает биологическую ценность продукта, включение же только говяжьего жира или «диетического» масла снижает ее. Для окончательных выводов необходима клиническая апробация консервов на детях.

составлял 12—15 ч в неделю без узкой специализации.

Важнейшими показателями эффективности воздействия на организм детей новых форм, средств, методов обучения и факторов, с ним связанных, являются состояние здоровья и общая заболеваемость. Однако данных о влиянии занятий в спортивных классах по видам спорта на здоровье школьников мы не нашли.

Комплексную оценку состояния здоровья мы проводили по схеме, разработанной и предложенной для практического здравоохранения Институтом гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР. Схема предусматривает распределение всех детей в зависимости от состояния здоровья, морфологического состояния орга-

ЛИТЕРАТУРА

Бедулевич Т. С., Давыдова В. JI. — Гиг. и сан., 1976, № 7, Laird. W. Р. — Chin. Pediat.. 1975, у. 14, р. 485.

с. 45. Nort A. F. — Ibid., р. 439.

Петровский К. С., Ховаева JI. А. — Там же, 1978, № 6, С. 41. Поступила I/IV 1980 г.

THE BIOLOGIC VALUE OF CANNED MEATS WITH VARYING FAT CONTENTS

INTENDED FOR CHILDREN

K. S. Petrovsky, N. A. Afanasieva, L. A. Khovaeva

Summarizes the data published in the literature and those that the incorporation of butter or of a mixture of butter

obtained by the authors relating to the biologic value of and beef fat (in certain proportions) into the canned meats

newly developed commercial food products designed for «Malysh» enhances their nutritional Value while the incor-

young children. Lists the fundamentally new combined pro- poration of only beef fat or of a «dietetic» butter reduces

ducts enriched with fats in varying proportions. Points out the nutritional value.

УДК 371.73(571.14)

О. В. Ендропов

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ СПОРТИВНЫХ КЛАССОВ

Новосибирский областной врачебно-физкультурный диспансер

нов и систем организма, физического развития и уровня заболеваемости на^5 групп (С. М. Тромбах).

Согласно полученным нашим данным, после отбора в спортивные классы зачислены дети 10— 11 лет, 84,9% из которых по состоянию здоровья относились к 1-й и 2-й группам здоровья, в то время как среди детей контрольной группы (школьники, занимающиеся физкультурой 2ч в неделю по основной медицинской группе) признанных практически здоровыми с незначительными функциональными отклонениями было 64,2%. За период наблюдений количество школьников спортивных классов, отнесенных к 1-й и 2-й группам, возросло до 91,7% за счет снижения доли детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья в виде компенсированных хронических заболеваний носоглотки, а также часто болеющих (3-я группа). Процент же детей и подростков клинически здоровых, с хорошим физическим развитием, редко болеющих, не имеющих функциональных отклонений (1-я группа) увеличился с 17,8 до 35,6. Динамика изменений групп здоровья в контрольных классах за период наблюдений незначительна: количество детей 1-й группы возросло с 7,1 до 11,4%, однако и количество детей с компенсированной формой хронических заболеваний и выраженными отклонениями в состоянии здоровья (3-я группа) и с хроническими заболеваниями в субкомпенсированной и де-компенсированной формах (4-я группа) увеличилось соответственно до 35,7 и 7,1 % за счет сокращения процента детей 2-й группы с 57,1 до 45,8. Исследованиями Д. И. Кагановича и соавт., проведенными в Новосибирской области у школьников 7—17 лет, установлено, что к 1-й и 2-й группам здоровья относятся 78,1% девочек и 80,8% мальчиков, к 3-й группе — соответственно 22,3 и 18,9%, к 4-й — не более 1%. Доля учащихся 3-й группы старше 14 лет возрастает за счет увеличения числа девочек, страдающих хроническим тонзиллитом и функциональными расстройствами различных органов. Других данных о заболеваемости школьников Новосибирска и области нами не обнаружено. Наши данные, касающиеся школьников, не занимающихся спортом, совпадают с материалами Н. А. Ананьевой, Е. С. Рысевой и соавт., И. Д. Дубинской и соавт. .

Таким образом, оценка состояния здоровья школьников по схеме Института гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР позволяет дать обобщенную характеристику всего обследованного контингента, а при динамическом наблюдении судить об эффективности занятий в спортивных классах и воздействии их на здоровье занимающихся.

При сравнительном анализе кратности заболеваний и числа обращений за медицинской помощью отмечено снижение количества школьников, ни разу не обращавшихся за медицинской помощью в контрольной группе с 10,0 до 2,9% и возрастание этой категории в экспериментальной группе

с 15,1 до 26,0%. К часто (4 раза и более в год) болеющим относилось в разные годы от 8,2 до 2,8 % школьников-спортсменов и от 10,0 до 14,3% обычных школьников. За 5 лет наблюдений число обращений за медицинской помощью на 100 обследованных в спортивных классах сократилось на 20 случаев в год при увеличении этого показателя в контрольных классах на 43. Приведенные данные ' в целом совпадают с данными Е. П. Коринской и находятся в некотором противоречии с результатами исследований Е. С. Рысевой и соавт., проведенных у московских школьников. Это несовпадение обусловлено, вероятно, климатогеографиче-скими условиями Западной Сибири, а также тем, что для суждения о заболеваемости мы использовали данные обращаемости и итоги углубленных медицинских обследований в динамике.

Таким образом, у школьников-спортсменов значительно снижено число обращений за медицинской помощью, уменьшена категория часто болеющих почти в 3 раза и увеличено с возрастом в 1,73 раза число ни разу не обратившихся за медицинской помощью.

При анализе числа пропущенных по болезни дней в течение учебных четвертей и в целом за год в динамике 5-летнего наблюдения установлено значительное снижение с возрастом этого показа- 4 теля на 100 обследованных в спортивных и некоторое его увеличение в обычных классах. Наибольшая заболеваемость по этому показателю приходится на III учебную четверть в обеих сравниваемых группах, что хорошо иллюстрирует «индекс пропусков» Е. Серейского (цит. И. Д. Дубинская и соавт.). «Индекс пропусков» означает фактически процент пропущенных всем классом дней от всех учебных в месяце (четверти, году). Динамика «индекса пропусков» позволяет обнаружить и объективизировать увеличение заболеваемости в III четверти в обеих сравниваемых группах при -многолетних наблюдениях. Зимой (II и III четверти) «индекс пропусков» колеблется от 2,7 до 5,7% в спортивных классах и от 4,25 до 7,61 % в обычных. В целом же за год в спортивных классах он равен 2,37—3,13%, а в контрольных — 4,06— 5,0% у одних и тех же учащихся.

Показатели средней длительности одного заболевания свидетельствуют о том, что школьники-спортсмены на фоне меньшего и снижающегося числа заболеваний за год имеют меньше длительных (7 дней и более) заболеваний (от 7,3 до 12,5% от общего числа заболеваний), тогда как в обычных классах заболеваний такой продолжительности" от 10,3 до 16,2%. Этот же показатель, рассчитанный по методу выравнивания рядов, т. е. на} 100 обследованных, снизился с 20,6 до 15 случаев в год в спортивных классах, а в обычных колебался от 27,1 до 45,7, т.е. при динамическом наблюдении в 1,5—3 раза ниже в легкоатлетических спортивных классах. Такие же отличия у школьников-спортсменов отмечены и в отношении заболеваний другой длительности (меньшее число случаев на

100 обследованных). Средняя же продолжительность одного заболевания за 5 лет в спортивных классах снизилась, а в обычных классах даже несколько возросла.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что у учащихся спортивных классов меньшее абсолютное и относительное количество дней временной нетрудоспособности с увеличением ее в осенне-зимний период, меньшее в отдельные годы и снижающееся с возрастом количество длительных заболеваний и меньшая средняя продолжительность одного заболевания по сравнению с обычными школьниками Новосибирска.

Анализ заболеваемости по нозологическим формам показал, что для школьников-спортсменов характерна меньшая частота инфекционных и паразитарных заболеваний, болезней печени и желче-выводящих путей, а также снижен травматизм с увеличением стажа занятий легкой атлетикой. Высокая сопротивляемость организма учащихся спортивных классов воздействию простудных факторов, сравнительно меньшая частота возникновения длительных и хронических заболеваний органов дыхания и ЛОР-органов, снижение травматизма — показатели значительного улучшения об-

щего состояния и повышения реактивности организма, хотя в структуре общей заболеваемости поражение органов дыхания и ЛОР-органов, а также их последствия имеют высокий удельный вес и составляют около 8/3 всех случаев.

Выводы

1. В результате рационального двигательного режима и эффективного врачебного контроля у учащихся спортивных классов со специализацией по легкой атлетике значительно снижена общая заболеваемость по сравнению со сверстниками, не занимающимися спортом.

2. Количественные и качественные различия в характеристике общей заболеваемости школьников-спортсменов и их сверстников обусловлены тщательным медицинским отбором для занятий в спортивных классах, своевременно проводимыми лечебно-профилактическими мероприятиями по санации очагов инфекции в носоглотке и полости рта, борьбой со спортивным травматизмом, а также оздоровительным влиянием легкой атлетики на организм.

ЛИТЕРАТУРА

Ананьева H.A. — В кн.: Гигиена детей и подростков. М., 1972, вып. 3, с. 16—21.

Громбах С. М. — В кн.: Симпозиум по изучению состояния здоровья детей и подростков. Материалы. М., 1965, с. 20—23.

Дубинская И. Д. — Нов. исследования по возрастной физиологии, 1975, № 5, с. 72—74.

Дубинская И. Д., Черток Т. #., Зуева Е. Б. — В кн.: Состояние здоровья детей дошкольного и школьного возраста. М., 1975, с. 86—96.

Каганович Д. И., Петруничева К. П., Цукетти А. Д. — Педиатрия, 1976, № 12, с. 10—14.

Коринская Е. П. — Нов. исследования по во зрастной физиологии, 1977, № 1, с. 103—106.

Рысева Е. С., Бережков Л. Ф. и др. — В кн.: Состояние здоровья детей дошкольного и школьного возрасте. М., 1975, с. 14—85.

Поступил« 9/1 1910 г.

HYGIENIC EVALUATION OF THE HEALTH STATUS OF SCHOOLCHILDREN ____ATTENDING SPECIALIZED SPORTS CLASSES

0. V. Endropov

A rational motor regimen of schoolchildren engaging in ses is shown to result in a considerable reduction of general athletics (track and field events) in specialized sports clas- morbidity.

УДК 612.822.3:612.661:371.711

Проф. Ю. М. Пратусевич, канд. психол. наук А. В. Соловьев, Г. И. Квасов

ОЦЕНКА ВОЗРАСТНЫХ СДВИГОВ В ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИИ УЧАЩИХСЯ 1—8-х КЛАССОВ

Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва

При психофизиологическом исследовании человека наиболее полные данные о функции коры мозга дает суммарная электроэнцефалография. Это обусловлено тем, что она отражает работу множества нейронов, вовлеченных в ту или иную деятельность организма, и позволяет изучать состояния мозга на коротких этапах анализа, соразмерных протеканию психофизиологических процес-

сов. Указанные обстоятельства открывают возможность объективного исследования функционального состояния центральной нервной системы человека.

При исследовании функционального состояния центральной нервной системы школьников необходимо также учитывать степень морфофункцио-нального созревания коры больших полушарий

\

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.