100 обследованных). Средняя же продолжительность одного заболевания за 5 лет в спортивных классах снизилась, а в обычных классах даже несколько возросла.
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что у учащихся спортивных классов меньшее абсолютное и относительное количество дней временной нетрудоспособности с увеличением ее в осенне-зимний период, меньшее в отдельные годы и снижающееся с возрастом количество длительных заболеваний и меньшая средняя продолжительность одного заболевания по сравнению с обычными школьниками Новосибирска.
Анализ заболеваемости по нозологическим формам показал, что для школьников-спортсменов характерна меньшая частота инфекционных и паразитарных заболеваний, болезней печени и желче-выводящих путей, а также снижен травматизм с увеличением стажа занятий легкой атлетикой. Высокая сопротивляемость организма учащихся спортивных классов воздействию простудных факторов, сравнительно меньшая частота возникновения длительных и хронических заболеваний органов дыхания и ЛОР-органов, снижение травматизма — показатели значительного улучшения об-
щего состояния и повышения реактивности организма, хотя в структуре общей заболеваемости поражение органов дыхания и ЛОР-органов, а также их последствия имеют высокий удельный вес и составляют около 8/3 всех случаев.
Выводы
1. В результате рационального двигательного режима и эффективного врачебного контроля у учащихся спортивных классов со специализацией по легкой атлетике значительно снижена общая заболеваемость по сравнению со сверстниками, не занимающимися спортом.
2. Количественные и качественные различия в характеристике общей заболеваемости школьников-спортсменов и их сверстников обусловлены тщательным медицинским отбором для занятий в спортивных классах, своевременно проводимыми лечебно-профилактическими мероприятиями по санации очагов инфекции в носоглотке и полости рта, борьбой со спортивным травматизмом, а также оздоровительным влиянием легкой атлетики на организм.
ЛИТЕРАТУРА
Ананьева H.A. — В кн.: Гигиена детей и подростков. М., 1972, вып. 3, с. 16—21.
Громбах С. М. — В кн.: Симпозиум по изучению состояния здоровья детей и подростков. Материалы. М., 1965, с. 20—23.
Дубинская И. Д. — Нов. исследования по возрастной физиологии, 1975, № 5, с. 72—74.
Дубинская И. Д., Черток Т. #., Зуева Е. Б. — В кн.: Состояние здоровья детей дошкольного и школьного возраста. М., 1975, с. 86—96.
Каганович Д. И., Петруничева К. П., Цукетти Л. Д. — Педиатрия, 1976, № 12, с. 10—14.
Коринская Е. П. — Нов. исследования по во зрастной физиологии, 1977, № 1, с. 103—106.
Рысева Е. С., Бережков Л. Ф. и др. — В кн.: Состояние здоровья детей дошкольного и школьного возрасте. М., 1975, с. 14—85.
Поступил« 9/1 1910 г.
HYGIENIC EVALUATION OF THE HEALTH STATUS OF SCHOOLCHILDREN ____ATTENDING SPECIALIZED SPORTS CLASSES
O. V. Endropov
A rational motor regimen of schoolchildren engaging in ses is shown to result in a considerable reduction of general athletics (track and field events) in specialized sports clas- morbidity.
УДК 612.822.3:612.661:371.711
Проф. Ю. М. Пратусевич, канд. психол. наук А. В. Соловьев, Г. И. Квасов
ОЦЕНКА ВОЗРАСТНЫХ СДВИГОВ В ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИИ УЧАЩИХСЯ 1—8-х КЛАССОВ
Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва
При психофизиологическом исследовании человека наиболее полные данные о функции коры мозга дает суммарная электроэнцефалография. Это обусловлено тем, что она отражает работу множества нейронов, вовлеченных в ту или иную деятельность организма, и позволяет изучать состояния мозга на коротких этапах анализа, соразмерных протеканию психофизиологических процес-
сов. Указанные обстоятельства открывают возможность объективного исследования функционального состояния центральной нервной системы человека.
При исследовании функционального состояния центральной нервной системы школьников необходимо также учитывать степень морфофункцио-нального созревания коры больших полушарий
\
в возрасте 7 лет и старше, так как она отражается в характере динамики электроэнцефалограммы (ЭЭГ) на каждом этапе онтогенеза. Функциональные внутригодовые сдвиги физиологических показателей в результате воздействия на учащихся внешних факторов, следовательно, нужно рассматривать только на фоне возрастных изменений, обусловленных онтогенетическим созреванием мозга. Возрастная тенденция выступает как необратимая, устойчивая, мощная и долговременная. Отсюда вытекает и та роль, которую должны играть объективные данные о возрастных изменениях ЭЭГ во всех гигиенических исследованиях, проводимых путем изучения ЭЭГ школьников в течение учебного года.
В ряде работ, где использован визуальный анализ ЭЭГ, описаны основные возрастные особенности электрической активности мозга у детей 7— 15 лет (В. В. Алферова; Н. Н. Зислина и В. Л. Тюков; Д. А. Фарбер и В. В. Алферова; В. В. Алферова и Г. М. Фрид; Lindsley; Henry; Dumermuth и др.). На ЭЭГ 7-летних детей выявляется стабильный а-ритм (преимущественно в задних корковых отделах) с доминирующей частотой 9 Гц. Значительный удельный вес (23—25%) имеет 0-ритм (4—7 Гц), более выраженный в центральных отделах коры. Выраженность v-волн и их пароксиз-мальных билатеральных вспышек в картине ЭЭГ у детей этого возраста указывает на то, что в состоянии пассивного бодрствования значительное влияние на кору указывают диэнцефальные структуры. Последнее обстоятельство, по мнению А. Р. Лурия, свидетельствует о некоторой незрелости ассоциативных структур лобной коры, играющей ведущую роль в избирательной регуляции тонуса больших полушарий. С 10—12 лет на ЭЭГ бодрствования устанавливается частота а-ритма, характерная для взрослого человека (10—12 Гц). Одновременно резко уменьшается выраженность медленных волн: v-ритм наблюдается в передне-центральной области в виде отдельных колебаний, что напоминает ЭЭГ взрослых. Указанные выше авторы рассматривают данное обстоятельство как свидетельство функционального созревания коры и усиления ее тормозящего влияния на подкорковые структуры мозга, что способствует организации высших поведенческих реакций ребенка.
В последнее время стал применяться автоматический анализ ЭЭГ с помощью ЭВМ. Обрабатывая большой материал методом спектрального анализа, Adamson показал связь выраженности доминирующего ритма с возрастом и выявил возрастные изменения межполушарных асимметрий, которые не выявлялись при визуальном анализе. Однако более корректным представляется способ имитации на ЭВМ визуального анализа, проводимого специалистом по электроэнцефалографии. Этот вид анализа к тому же позволяет непосредственно сопоставлять полученные результаты с данными литературы по визуальному анализу ЭЭГ. Алгоритмы автоматизации визуального анализа предложены А. И. Ни-
кифоровым (А. И. Никифоров и В. К. Бочкарев; А. И. Никифоров).
В своих исследованиях мы использовали алгоритм А. И. Никифорова, суть которого заключается в первичных преобразованиях электрической активности мозга на основе традиционно сложившихся методов описания исходной информации в клинико-электрофизиологических исследованиях. Процедура первичного преобразования ЭЭГ при постоянных шагах квантования по времени (100 опросов в секунду по каждому из 16 каналов) и уровню основана на векторной оценке эффективности преобразования. Анализ погрешностей первичного преобразования показал, что достаточна длина реализации электроэнцефалографической активности, равная 10 с. На первом этапе преобразования ЭЭГ производится автоматическое выделение простых и сложных волн и определяются параметры волн через координаты экстремальных точек. На втором этапе преобразования вычисляются общепринятые характеристики ЭЭГ (индексы представленности для разных поддиапазонов частот электрической активности мозга, средние амплитуды волн в этих поддиапазонах, их дисперсии, средняя частота волн в поддиапазонах, количество волн, их весовой коэффициент). ЭЭГ записывали в камере сразу у 2 испытуемых с помощью автоматизированной системы для психофизиологических исследований на базе управляющей ЭВМ «Видеотон-ЮЮБ» (Ю- М- Пратусевич и соавт.). Использовали 8 ре-ференциальных отведений по системе 10-20. Отведения по каналам (нечетные — левые, четные — правые): 1 и 2 — затылочные, 3 и 4 — теменные,
5 и 6 — височные, 7 и 8 — лобные). Отобрано 859 ЭЭГ школьников 1—8-х классов, к которым был применен один из методов многофакторного анализа — компонентный.
Исследования показали, что выраженная возрастная динамика обнаружена в изменении индекса, амплитуды и ее дисперсии. Характер возрастных изменений индекса представлен на рис. 1. Как видно из него, с возрастом происходит уменьшение I компоненты индекса, что, по данным компонентного анализа, свидетельствует о смещении электрической активности в сторону высоких частот. Противоположное изменение II компоненты индекса говорит об усилении с возрастом а-актив-ности и ослаблении активности ритмов v-З (во всех областях мозга) и ß-1,2 (в затылочных областях). Уменьшение фактора I индекса указывает на снижение индекса в низкочастотном диапазоне во всех отделах мозга. Увеличение фактора III (рис. 1, Б), как и уменьшение I компоненты, свидетельствует
06 усилении с возрастом выраженности а-ритма (прежде всего в задних отделах мозга). На рис. 1 обращает на себя внимание неустойчивость изменений индекса ЭЭГ у учащихся 3—5-х классов (10— 12 лет). В этом возрасте, по-видимому, дают о себе знать препубертатные и пубертатные нейроэндо-кринные перестройки, так как в норме начало полового созревания ^относится^ к 9—10 годам
отражает незначительное уменьшение дисперсии амплитуды с возрастом во всех частотных диапазонах. Увеличение II компоненты указывает на умеренное возрастание дисперсии амплитуды в диапазоне высоких частот (8,0—25,0 Гц) и снижение ее в диапазоне низких (1,5—8,0 Гц) во всех отделах мозга. Уменьшение I фактора говорит об уменьшении дисперсии амплитуды, особенно в затылочных отведениях в а-диапазоне, увеличение II фактора — об уменьшении дисперсии амплитуды (лучше выраженном в передних отделах мозга в диапазоне 1,5—8,0 Гц), уменьшение III фактора отражает снижение дисперсии амплитуды высокочастотного диапазона (13,0—25,0 Гц) преимущественно в передних отделах мозга. Возрастание IV фактора отражает умеренное уменьшение дисперсии амплитуды во всех частотных диапазонах во всех отделах мозга, более выраженное в теменных областях в а-диапазоне.
Применение современных методов многомерного статистического анализа ЭЭГ дает возможность получить принципиально новые представления о межцентральных отношениях в онтогенезе, отражаемых в электрической активности разных отделов мозга. Организация мозга человека как много-
1-0 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й 7-0 в-й
Рис. 1. Средние значения компонент и факторов индекса
у учащихся 1—8-х классов. По ос» абсцисс — класс; по оси ординат — значения компонент и факторе». А — / и П компоненты индекса; Б — I и III факторы индекса.
(Физиология и патология пубертатного возраста). Характер возрастных изменений амплитуды представлен на рис.2,из которого видно,что с возрастом уменьшаются I и 11 компоненты амплитуды и все 4 фактора. Снижение I компоненты свидетельствует о сокращении амплитуды по всему частотному диапазону во всех отделах мозга. Уменьшение же III компоненты указывает на снижение амплитуды в диапазоне низких частот (1,5—8,0 Гц) в лобных отделах мозга. Уменьшение I фактора амплитуды свидетельствует об уменьшении амплитуды в затылочных областях во всем диапазоне частот, 11 фактора — о снижении амплитуды в высокочастотном диапазоне (13,0—25,0 Гц) во всех отделах мозга, III фактора — о сокращении амплитуды в передних отделах мозга в диапазоне низких частот, IV фактора — о падении амплитуды в теменных отделах мозга в диапазоне частот 1,5—18,0 Гц. Как и в картине возрастных изменений индекса, отмечается неустойчивый характер изменений амплитуды ЭЭГ у учащихся 4—6-х классов (11—13 лет).
Значительный интерес представляет характер возрастных изменений дисперсии амплитуды ЭЭГ. Из представленных графиков (рис. 3) видно, что с возрастом I компонента и I и III факторы уменьшаются, а II компонента и II и IV факторы увеличиваются. Нечеткое сокращение I компоненты
1-й 2-0 3-й 4-й S-0 6-й 7-0 3-й
т
к' 5 т X
Рис. 2. Средние значения компонент и факторов амплитуды у учащихся 1—8-х классов. По оси абсцисс — класс: по оси ординат — значения компонент и факторов. А — / и III — компоненты амплитуды: Б — /, //, III и IV факторы амплитуды.
Рис. 3. Средние значения компонент н факторов дисперсии амплитуды у учащихся 1—8-х классов.
По оси абсцисс — класс: по оси ординат — значения компонент и факторов. А — I и /// компоненты дисперсии амплитуды: Б — / , II, III и IV факторы дисперсии амплитуды.
уровневой иерархической системы — необходимое условие существования гармонического взаимодей-
ствия коры и подкорковых структур («взаимодействие по вертикали») и взаимодействия парных образований мозга на разных уровнях («взаимодействие по горизонтали»). Описывая большое число измеренных на мозге обобщенных показателей, факторный анализ позволяет вскрыть внутренние закономерности, которые не поддаются непосредственному наблюдению при первичной обработке ЭЭГ. Сравнивая средние значения компонент и факторов по классам, мы выявили онтогенетическую динамику электроэнцефалографической активности по характеристикам индекса, амплитуды и ее дисперсии. С возрастом выраженность индекса увеличивается в диапазоне высоких частот (особенно а-диапазон и преимущественно в задних отделах мозга). Амплитуда уменьшается по всему диапазону во всех отделах мозга, что особенно выражено в затылочных областях по всему диапазону частот и в передних отделах мозга — в низкочастотном диапазоне. Уменьшается и дисперсия амплитуды по всему частотному диапазону во всех областях мозга, что наиболее проявляется в затылочных областях (а-ритм) и в передних отделах мозга (Р-ритм). Снижение амплитуды и уменьшение ее дисперсии образуют единую возрастную тенденцию изменения амплитудных характеристик ЭЭГ. Описанные особенности динамики амплитуды и ее дисперсии с возрастом согласуются с данными СЬауапсе и Эатзоп-ОоШиБ, полученными у детей 6—16 лет другим методом ^(с помощью спектрального анализа).
Описанные сдвиги основных показателей ЭЭГ, выявленные факторным анализом, генетически обусловлены, вызваны морфофункциональными изменениями и поэтому носят необратимый характер.
ЛИТЕРАТУРА
Алферова В. В. Фоновая и вызванная электрическая активность мозга 1детей и подростков. Автореф. дис. канд. М., 1967.
Алферова В. В., Фрид Г.'М. — Нов. исследования повозрастной физиологии. 1977, № 2, с. 3—8.
Зислина Н. Н., Тюков В. Л. — Ж. высш. нервн. деят., 1968, т. 18, с. 293—301.
Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.
Никифоров А. И. Формализация методов анализа системной организации биопотенциалов головного мозга в клинико-нейрофизиологических исследованиях. Автореф. дис. канд. М., 1978.
Никифоров А.'И., Бочкарев В. К. — Ж. [невропатол. и психиатр., 1974, т. 74, с. 288—290.
Пратусевич Ю. М., Соловьев А. В., ■Лисицына К■ А. и др. — Гиг. и сан., 1977, № .7, с. 96—101.
Фарбер Д. А., Алферова В.\В. Электроэнцефалограмма
{детей и подростков. М., 1972. Физиология и патология пубертатного возраста. Под ред.
;;Б. Братанова, К. Кубата. София, 1965. Adamson L. — J. Electrophysiol. Technol., 1977, v. 3, p. 3—17.
Chavance M., Samson-Dollfus D. — Electroenceph. clin.
Neurophysiol., 1978, v. 45, p. 767-776. Dumermuth G. Elektroenzephalographie in Kindesalter.
Einführung und Atlas. Stuttgart, 1965. Henry С. E. Electroencephalograms of Normal Children.
Washington, 1944. Llndsley D. B. — J. Genet. Psychol., 1939, v. 55, p. 197— 215.
Поступила 17/1 1980 г.
EVALUATION OF AGE-SPECIFIC ALTERATIONS IN THE ELECTH ROENCEPHA-LOGRAM IN SCHOOLCHILDREN OF THE FIRST TO EIGHTH GRADES
Yu. M. Pratusevlch, A. V. Solovtev, G. /. Kvasov About 900 electroencephalograms recorded in schoolchil- indicated an age-related tendency to electroencephalogra-
phic changes, such as a shift of the index toward higher frequencies and decreases in and dispersion of the amplitude.
dren of the first to eighth grades in a computerized pcycho-physiologic study were subjected to factor analysis. The data obtained for the 4 main components and factors studied,