тип. Стернотип считался выработанным, если несколько последних измерений мало различались. Статистическую обработку данных проводили по Стьюденту — Фишеру.
Исследования показали, что в первые 12 ч пути, когда температура воздуха в вагоне была в пределах 25—27°С при относительной влажности 84—65%, у пассажиров уменьшалась скорость переработки информации зрительным анализатором (Я<0,01), а частота пульса в этот период существенно не изменялась. На 2-й день пути при температуре воздуха в вагоне 28—33,4°С и относительной влажности 65— 44% наблюдалось снижение физической работоспособности по данным теста (Р'№'С-170; /><0,05) и нарастание в динамике частоты пульса (/><0,02), скорость переработки информации зрительным анализатором несколько увеличилась, но оставалась ниже исходной (Я<0,02). По приезде на место выявлено нарастание времени простой зрн-телььо-моторной реакции (Р<0,01) и наибольшее повышение частоты пульса (Я< <0,01). Скорость переработки информации и тест Р\УС-170 в это время не определяли. Утром следующего дня время простой зрительно-моторной реакции у испытуемых было в пределах исходных величин, скорость переработки информации зрительным анализатором оставалась сниженной (Р<0,01), физическая работоспособность (Р\УС-170) приближалась к зарегистрированной в начале пути (Р<0,1), частота пульса несколько снизилась, но еще не достигла исходного уровня (Я<0,01). Через 1 сут после приезда функциональные показатели, за исключением частоты пульса, практически достигали исходного уровня. Частота пульса на 4 удара оставалась выше первоначальной, по-видимому, за счет влияния климатической зоны — более высокой температуры воздуха в Астрахани по сравнению с Москвой. Существенных изменений в силе сгибательных мышц кисти у испытуемых за весь период наблюдений не отмечено. Выявленные сдвиги в силе оказались статистически недостоверны (Я<0,1).
Таким образом, условия поездки сказались раньше всего на функциональном состоянии центральной нервной системы. При этом изменения в ее деятельности были выявлены в начале пути при микроклиматических параметрах в вагоне, близких к гигиеническим нормативам, когда еще со стороны других исследуемых функций не было существенных сдвигов. Такой характер функциональных изменений можно объяснить реакцией организма на необычность обстановки по сравнению с повседневной жизнью. Эта точка зрения подтверждается еще и тем, что на 2-й день пути при значительно худших микроклиматических параметрах в вагоне скорость переработки информации зрительным анализатором возросла по сравнению с установленной в предшествующем исследовании. Изменения в физической работоспособности по данным теста Р\УС-170 и частоты пульса обусловлены прежде всего микроклиматическими параметрами в вагоне.
На основании проведенных исследований можно сделать заключение о том, что условия перевозки ухудшают функциональное состояние организма пассажира. При этом оказывают влияние обстановка и микроклиматические параметры в вагоне. Восстановление функционального состояния до исходного уровня происходит в основном в течение 1 сут. Необходимо также учитывать адаптацию организма при переезде в другую климатическую зону.
ЛИТЕРАТУРА Генкин А. А., Медведев В. //., Шек М. П. — Вопр. психол., 1963, № 1, с. 104—110.
Поступила 16/1 1979 г.
УДК 613.865:378.666.9.014.544
Канд. мед. наук Б. В. Задорожный, Н. А. Антоненко
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СИСТЕМЫ ПРОГРАММИРОВАННОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
Ждановский металлургический институт
В данном сообщении приводятся результаты исследований функционального состояния студентов 2 групп (49 человек) дневной формы обучения со средней успеваемостью на I—II курсе.
Изучение работоспособности по корректурному тесту показало, что наиболее низкий уровень ее был в начале 1-го семестра, что, по-видимому, обусловлено утомлением, связанным со сдачей вступительных экзаменов. В дальнейшем на протяжении I курса показатели работоспособности были выше исходных. Необходимо отметить, что в конце осеннего семестра (декабрь) показатели точности были ниже, чем в предшествующие месяцЫ| что свидетельствует об ослаблении процессов торможения в центральной нервной системе и указывает на наступление утомления (С. А. Косилов и Л. А. Леонова). Между тем в конце весеннего семестра отмечено достоверное повышение как показателей производительности, так и точности. На протяжении II курса показа-
тели работоспособности существенно не изменялись, оставаясь на уровнях, характеризующих высокую работоспособность. Здесь также в конце весеннего семестра работоспособность достоверно повысилась. Таким образом, можно утверждать, что первый год обучения, особенно осенний семестр, является наиболее утомительным для студентов, что подтверждается результатами рефлексометрии. В конце осеннего семестра зафиксировано достоверное увеличение времени как простых, так и дифференцированных реакций на световые и звуковые сигналы, а число расторможенных дифференцировок возросло в 3—6 раз. На протяжении весеннего семестра установлено уменьшение времени двигательных реакций при росте числа расторможенных дифференцировок. Это, с одной стороны, свидетельствует о большей чувствительности и информативности метода рефлексометрии по сравнению с корректурным тестом, а с другой — о появлении начальных признаков утомления в конце учебного года, а более значительного утомления в конце 1-го семестра.
Резюмируя результаты исследования показателей работоспособности студентов, следует подчеркнуть, что введение системы программированного контроля позволило сохранить высокий уровень работоспособности студентов на протяжении учебного года. Хотя в отдельные периоды и отмечено ее снижение, в целом признаки утомления были выражены значительно меньше, чем это отмечено нами (Б. В. Задорожный; Б. В. Задорожный и Г. В. Сердюков) до применения системы программированного контроля, а также в работах других авторов (И. М. Трахтенберг и С. М. Раш-ман, и др.). Однако для суждения о целесообразности системы программированного контроля необходимо учитывать и степень напряженности физиологических систем организма. Данные об изменениях исследованных показателей вегетативных функций свидетельствуют о повышении напряженности в конце осеннего семестра и в меньшей мере в конце весеннего.
Эти изменения, по нашему мнению, обусловлены главным образом отсутствие» так называемой зачетной сессии — времени для сдачи зачетов, курсовых работ и других семестровых заданий. Особенно это прсявлялссь в конце ссеннею семестра, у студентов I курса он был наиболее сложным, что, вероятно, связано с адаптацией к новым условиям обучения. У студентов II—III курса ссенний семестр уплотнялся в связи с пребыванием на сельскохозяйственных работах. По этой причине экзамены в некоторых случаях проводились через 3—4 дня после окончания семестра, что и усиливало напряженность физиологических функций организма, особенно у студентов, по каким-либо причинам своевременно не выполнившим учебного плана, в том числе контрольных мероприятий. И все же напряженность физиологических функций у студентов на протяжении учебного года после применения системы программированного контроля была выражена меньше, чем до ее введения. Эта тенденция четко проявилась в весеннем семестре и была обусловлена, по-видимому, тем, что студенты в большинстве случаев освобождались от сдачи зачетов.
Наиболее напряженным периодом учебы являются экзаменационные сессии. Данные многих авторов и наши наблюдения (И. М. Трахтенберг и С. М. Рзшман) показывают, что в этот период у студентов развивается значительно утомление нч фоне высокой нервно-эмоциональной напряженности. Исследования, проведенные нами в период экзаменационных сессий (зимней и летней) показали, что после введения системы программированного контроля характер физиологических сдвигов у студентов в большинстве случаев существенно не изменялся. В связи с этим можно утверждать, что введение данной системы не повлияло на действие самого сильного эмоционального стрессора. Необходимо отметить, что при проведении мероприятий текущего контроля физиологические сдвиги были в пределах нормы и непродолжительными. Таким образом, результаты исследований показывают, что введение системы программированного контроля не вызывает повышения напряженности организма студентов в межсессионный период, в некоторой степени уменьшает ее в период зачетных сессий и существенно не влияет на физиологическое состояние организма учащихся в период экзаменационных сессий.
ЛИТЕРАТУРА
Задорожный Б. В. — Гиг. и сан., 1975, № 5, с. 45. Задорожный Б. В., Сердюков Г. В. — Там же, 1976, № 9, с. 110. Косилов С. А., Леонова Л. А. Работоспособность человека и пути ее повышения. М., 1974.
Трахтенберг И. М., Рашман С. М. Гигиена умственного труда студентов. Киев, 1973.
Поступила 30/1 1979 г-