Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СИСТЕМЫ ПРОГРАММИРОВАННОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СИСТЕМЫ ПРОГРАММИРОВАННОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Биотехнологии в медицине»

CC BY
17
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СИСТЕМЫ ПРОГРАММИРОВАННОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ»

тип. Стернотип считался выработанным, если несколько последних измерений мало различались. Статистическую обработку данных проводили по Стьюденту — Фишеру.

Исследования показали, что в первые 12 ч пути, когда температура воздуха в вагоне была в пределах 25—27°С при относительной влажности 84—65%, у пассажиров уменьшалась скорость переработки информации зрительным анализатором (Я<0,01), а частота пульса в этот период существенно не изменялась. На 2-й день пути при температуре воздуха в вагоне 28—33,4°С и относительной влажности 65— 44% наблюдалось снижение физической работоспособности по данным теста (Р'№'С-170; /><0,05) и нарастание в динамике частоты пульса (/><0,02), скорость переработки информации зрительным анализатором несколько увеличилась, но оставалась ниже исходной (Я<0,02). По приезде на место выявлено нарастание времени простой зрн-телььо-моторной реакции (Р<0,01) и наибольшее повышение частоты пульса (Я< <0,01). Скорость переработки информации и тест Р\УС-170 в это время не определяли. Утром следующего дня время простой зрительно-моторной реакции у испытуемых было в пределах исходных величин, скорость переработки информации зрительным анализатором оставалась сниженной (Р<0,01), физическая работоспособность (Р\УС-170) приближалась к зарегистрированной в начале пути (Р<0,1), частота пульса несколько снизилась, но еще не достигла исходного уровня (Я<0,01). Через 1 сут после приезда функциональные показатели, за исключением частоты пульса, практически достигали исходного уровня. Частота пульса на 4 удара оставалась выше первоначальной, по-видимому, за счет влияния климатической зоны — более высокой температуры воздуха в Астрахани по сравнению с Москвой. Существенных изменений в силе сгибательных мышц кисти у испытуемых за весь период наблюдений не отмечено. Выявленные сдвиги в силе оказались статистически недостоверны (Я<0,1).

Таким образом, условия поездки сказались раньше всего на функциональном состоянии центральной нервной системы. При этом изменения в ее деятельности были выявлены в начале пути при микроклиматических параметрах в вагоне, близких к гигиеническим нормативам, когда еще со стороны других исследуемых функций не было существенных сдвигов. Такой характер функциональных изменений можно объяснить реакцией организма на необычность обстановки по сравнению с повседневной жизнью. Эта точка зрения подтверждается еще и тем, что на 2-й день пути при значительно худших микроклиматических параметрах в вагоне скорость переработки информации зрительным анализатором возросла по сравнению с установленной в предшествующем исследовании. Изменения в физической работоспособности по данным теста Р\УС-170 и частоты пульса обусловлены прежде всего микроклиматическими параметрами в вагоне.

На основании проведенных исследований можно сделать заключение о том, что условия перевозки ухудшают функциональное состояние организма пассажира. При этом оказывают влияние обстановка и микроклиматические параметры в вагоне. Восстановление функционального состояния до исходного уровня происходит в основном в течение 1 сут. Необходимо также учитывать адаптацию организма при переезде в другую климатическую зону.

ЛИТЕРАТУРА Генкин А. А., Медведев В. //., Шек М. П. — Вопр. психол., 1963, № 1, с. 104—110.

Поступила 16/1 1979 г.

УДК 613.865:378.666.9.014.544

Канд. мед. наук Б. В. Задорожный, Н. А. Антоненко

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СИСТЕМЫ ПРОГРАММИРОВАННОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

Ждановский металлургический институт

В данном сообщении приводятся результаты исследований функционального состояния студентов 2 групп (49 человек) дневной формы обучения со средней успеваемостью на I—II курсе.

Изучение работоспособности по корректурному тесту показало, что наиболее низкий уровень ее был в начале 1-го семестра, что, по-видимому, обусловлено утомлением, связанным со сдачей вступительных экзаменов. В дальнейшем на протяжении I курса показатели работоспособности были выше исходных. Необходимо отметить, что в конце осеннего семестра (декабрь) показатели точности были ниже, чем в предшествующие месяцЫ| что свидетельствует об ослаблении процессов торможения в центральной нервной системе и указывает на наступление утомления (С. А. Косилов и Л. А. Леонова). Между тем в конце весеннего семестра отмечено достоверное повышение как показателей производительности, так и точности. На протяжении II курса показа-

тели работоспособности существенно не изменялись, оставаясь на уровнях, характеризующих высокую работоспособность. Здесь также в конце весеннего семестра работоспособность достоверно повысилась. Таким образом, можно утверждать, что первый год обучения, особенно осенний семестр, является наиболее утомительным для студентов, что подтверждается результатами рефлексометрии. В конце осеннего семестра зафиксировано достоверное увеличение времени как простых, так и дифференцированных реакций на световые и звуковые сигналы, а число расторможенных дифференцировок возросло в 3—6 раз. На протяжении весеннего семестра установлено уменьшение времени двигательных реакций при росте числа расторможенных дифференцировок. Это, с одной стороны, свидетельствует о большей чувствительности и информативности метода рефлексометрии по сравнению с корректурным тестом, а с другой — о появлении начальных признаков утомления в конце учебного года, а более значительного утомления в конце 1-го семестра.

Резюмируя результаты исследования показателей работоспособности студентов, следует подчеркнуть, что введение системы программированного контроля позволило сохранить высокий уровень работоспособности студентов на протяжении учебного года. Хотя в отдельные периоды и отмечено ее снижение, в целом признаки утомления были выражены значительно меньше, чем это отмечено нами (Б. В. Задорожный; Б. В. Задорожный и Г. В. Сердюков) до применения системы программированного контроля, а также в работах других авторов (И. М. Трахтенберг и С. М. Раш-ман, и др.). Однако для суждения о целесообразности системы программированного контроля необходимо учитывать и степень напряженности физиологических систем организма. Данные об изменениях исследованных показателей вегетативных функций свидетельствуют о повышении напряженности в конце осеннего семестра и в меньшей мере в конце весеннего.

Эти изменения, по нашему мнению, обусловлены главным образом отсутствие» так называемой зачетной сессии — времени для сдачи зачетов, курсовых работ и других семестровых заданий. Особенно это прсявлялссь в конце ссеннею семестра, у студентов I курса он был наиболее сложным, что, вероятно, связано с адаптацией к новым условиям обучения. У студентов II—III курса ссенний семестр уплотнялся в связи с пребыванием на сельскохозяйственных работах. По этой причине экзамены в некоторых случаях проводились через 3—4 дня после окончания семестра, что и усиливало напряженность физиологических функций организма, особенно у студентов, по каким-либо причинам своевременно не выполнившим учебного плана, в том числе контрольных мероприятий. И все же напряженность физиологических функций у студентов на протяжении учебного года после применения системы программированного контроля была выражена меньше, чем до ее введения. Эта тенденция четко проявилась в весеннем семестре и была обусловлена, по-видимому, тем, что студенты в большинстве случаев освобождались от сдачи зачетов.

Наиболее напряженным периодом учебы являются экзаменационные сессии. Данные многих авторов и наши наблюдения (И. М. Трахтенберг и С. М. Рзшман) показывают, что в этот период у студентов развивается значительно утомление нч фоне высокой нервно-эмоциональной напряженности. Исследования, проведенные нами в период экзаменационных сессий (зимней и летней) показали, что после введения системы программированного контроля характер физиологических сдвигов у студентов в большинстве случаев существенно не изменялся. В связи с этим можно утверждать, что введение данной системы не повлияло на действие самого сильного эмоционального стрессора. Необходимо отметить, что при проведении мероприятий текущего контроля физиологические сдвиги были в пределах нормы и непродолжительными. Таким образом, результаты исследований показывают, что введение системы программированного контроля не вызывает повышения напряженности организма студентов в межсессионный период, в некоторой степени уменьшает ее в период зачетных сессий и существенно не влияет на физиологическое состояние организма учащихся в период экзаменационных сессий.

ЛИТЕРАТУРА

Задорожный Б. В. — Гиг. и сан., 1975, № 5, с. 45. Задорожный Б. В., Сердюков Г. В. — Там же, 1976, № 9, с. 110. Косилов С. А., Леонова Л. А. Работоспособность человека и пути ее повышения. М., 1974.

Трахтенберг И. М., Рашман С. М. Гигиена умственного труда студентов. Киев, 1973.

Поступила 30/1 1979 г-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.