Научная статья на тему 'О ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ РЕАКЦИЯХ ОРГАНИЗМА ПАССАЖИРА НА УСЛОВИЯ ПЕРЕВОЗКИ'

О ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ РЕАКЦИЯХ ОРГАНИЗМА ПАССАЖИРА НА УСЛОВИЯ ПЕРЕВОЗКИ Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
11
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ РЕАКЦИЯХ ОРГАНИЗМА ПАССАЖИРА НА УСЛОВИЯ ПЕРЕВОЗКИ»

лишь в режиме 3. Тяжелая нагрузка при 15°С в режиме 1 сопровождается по сравнению с нагрузкой средней тяжести более значительным приростом тепла уже на первом периоде, что обусловлено различиями в уровне теплопродукции и нестационарностью теплового состояния человека, проявляющейся в постепенном накоплении тепла в последующие периоды работы. Термостабильное состояние достигается лишь при деятельности в режиме 3. При этом прирост тепла за второй и третий периоды составляет одну и ту же величину — 17,4 ккал. При 25°С такое состояние также сохраняется при работе в режиме 3, когда во все периоды прирост тепла составляет 17,4 ккал. Анализ теплового состояния при выполнении тяжелой работы при 35°С позволил выбрать в качестве рационального режим 4, при котором достигаются термостабильное тепловое состояние и минимальный (17,4 ккал) прирост тепла, не превышающий такового при выполнении тяжелой работы в рациональных режимах при других температурных условиях.

Таким образом, рациональные режимы при нагрузке средней тяжести, выполняемой при температуре воздуха 15, 25 и 35°С, обеспечивают термостабильное тепловое состояние с минимальным приростом тепла, равным 5,8 ккал. При тяжелом труде термостабильное состояние обеспечивается с приростом тепла 17,4 ккал. По данным оценки теплового состояния человека и других физиологических показателей, необходимое время на отдых при работе средней тяжести должно при 15°С составлять 4 мин, при 25°С — 8 мин, при 35°С — 12 мин на 1 ч рабочего времени, а при тяжелой нагрузке минимальное и достаточное время на отдых должно составлять при указанных температурах соответственно 12, 16 и 24 мин на 1 ч рабочего времени .

ЛИТЕРАТУРА

Венцель Г. — Бюлл. ВОЗ, 1968, т. 38, № 4, с. 654—668.

Виноградов М. И. Физиология трудовых процессов. Л., 1958.

Витте Н. К. Тепловой обмен и его гигиеническое значение. Киев, 1956.

Розенблат В. В., Солонин Ю. Г. — Гиг. труда, 1966, № 2, с. 3—6.

Hill А. V., LongC. N. //., Lupion Я,— Proc. Roy. Soc. London В., 1924, v. 93, p. I—31.

Müller E. A. — Quart. J. exp. Physiol., 1953, v. 38, p. 205—215.

Поступила 10/VI 1978 г.

УДК 613-06:656.2-052

Кандидаты мед. наук А. М. Лакшин и В. П. Новоселов

О ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ РЕАКЦИЯХ ОРГАНИЗМА ПАССАЖИРА НА УСЛОВИЯ ПЕРЕВОЗКИ

Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены Главного санитарного управления Министерства путей сообщения СССР, Москва

В настоящей работе мы изучали влияние условий перевозки на работоспособность пассажира с целью установления времени возможно быстрого включения его в производственную деятельность после поездки. Особенно это важно для такой категории пассажиров, как бойцы студенческих строительных отрядов, которые выезжают на работу сразу после напряженной интеллектуальной деятельности, связанной с подготовкой к экзаменам и их сдачей.

В качестве испытуемых было взято 18 практически здоровых студентов в возрасте от 18 до 25 лет, выезжающих в составе студенческого строительного отряда на работу после экзаменационной сессии. Исследования проводили в июле 1977 г. перед поездкой, в пути следования в вагоне открытого типа по маршруту Москва—Астрахань, длившемуся 32 ч, и после приезда. Микроклиматические параметры в вагоне следующие: температура воздуха от 25 до 27°С в первые 12 ч пути йот 28 до 33,4°С на*2-й день, относительная влажность 84 и 44% соответственно, скорость движения воздуха в зоне спальных полок 0,04—0,18 м/с, в проходе до 0,37 м/с.

О состоянии организма пассажиров судили по степени изменения некоторых функциональных показателей в динамике поездки. Для этого у испытуемых определяли время простой зрительно-моторной реакции с помощью хронорефлексометра системы экспериментального производства Московского научно-исследовательского института им. Ф. Ф. Эрисмана; скорость переработки информации зрительным анализатором при использовании корректурного теста — колец Ландольта (для подсчета скорости переработки информации применяли формулу, пдедложенную А. А. Генкиным и соавт.), физическую работоспособность с помощью физиологического теста Р\>/С-170; силу сгибательных мышц правой кисти с помощью динамометра Аболакова; частоту пульса пальпаторно. Перед определением времени простой зрительно-моторной реакции и скорости переработки информации зрительным анализатором у испытуемых предварительно вырабатывали устойчивый динамический стерно-

тип. Стернотип считался выработанным, если несколько последних измерений мало различались. Статистическую обработку данных проводили по Стьюденту — Фишеру.

Исследования показали, что в первые 12 ч пути, когда температура воздуха в вагоне была в пределах 25—27°С при относительной влажности 84—65%, у пассажиров уменьшалась скорость переработки информации зрительным анализатором (Я<0,01), а частота пульса в этот период существенно не изменялась. На 2-й день пути при температуре воздуха в вагоне 28—33,4°С и относительной влажности 65— 44% наблюдалось снижение физической работоспособности по данным теста (Р'№'С-170; /><0,05) и нарастание в динамике частоты пульса (/><0,02), скорость переработки информации зрительным анализатором несколько увеличилась, но оставалась ниже исходной (Я<0,02). По приезде на место выявлено нарастание времени простой зрн-телььо-моторной реакции (Р<0,01) и наибольшее повышение частоты пульса (Я< <0,01). Скорость переработки информации и тест Р\УС-170 в это время не определяли. Утром следующего дня время простой зрительно-моторной реакции у испытуемых было в пределах исходных величин, скорость переработки информации зрительным анализатором оставалась сниженной (Р<0,01), физическая работоспособность (Р\УС-170) приближалась к зарегистрированной в начале пути (Р<0,1), частота пульса несколько снизилась, но еще не достигла исходного уровня (Я<0,01). Через 1 сут после приезда функциональные показатели, за исключением частоты пульса, практически достигали исходного уровня. Частота пульса на 4 удара оставалась выше первоначальной, по-видимому, за счет влияния климатической зоны — более высокой температуры воздуха в Астрахани по сравнению с Москвой. Существенных изменений в силе сгибательных мышц кисти у испытуемых за весь период наблюдений не отмечено. Выявленные сдвиги в силе оказались статистически недостоверны (Я<0,1).

Таким образом, условия поездки сказались раньше всего на функциональном состоянии центральной нервной системы. При этом изменения в ее деятельности были выявлены в начале пути при микроклиматических параметрах в вагоне, близких к гигиеническим нормативам, когда еще со стороны других исследуемых функций не было существенных сдвигов. Такой характер функциональных изменений можно объяснить реакцией организма на необычность обстановки по сравнению с повседневной жизнью. Эта точка зрения подтверждается еще и тем, что на 2-й день пути при значительно худших микроклиматических параметрах в вагоне скорость переработки информации зрительным анализатором возросла по сравнению с установленной в предшествующем исследовании. Изменения в физической работоспособности по данным теста Р\УС-170 и частоты пульса обусловлены прежде всего микроклиматическими параметрами в вагоне.

На основании проведенных исследований можно сделать заключение о том, что условия перевозки ухудшают функциональное состояние организма пассажира. При этом оказывают влияние обстановка и микроклиматические параметры в вагоне. Восстановление функционального состояния до исходного уровня происходит в основном в течение 1 сут. Необходимо также учитывать адаптацию организма при переезде в другую климатическую зону.

ЛИТЕРАТУРА Генкин А. А., Медведев В. //., Шек М. П. — Вопр. психол., 1963, № 1, с. 104—110.

Поступила 16/1 1979 г.

УДК 613.865:378.666.9.014.544

Канд. мед. наук Б. В. Задорожный, Н. А. Антоненко

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СИСТЕМЫ ПРОГРАММИРОВАННОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

Ждановский металлургический институт

В данном сообщении приводятся результаты исследований функционального состояния студентов 2 групп (49 человек) дневной формы обучения со средней успеваемостью на I—II курсе.

Изучение работоспособности по корректурному тесту показало, что наиболее низкий уровень ее был в начале 1-го семестра, что, по-видимому, обусловлено утомлением, связанным со сдачей вступительных экзаменов. В дальнейшем на протяжении I курса показатели работоспособности были выше исходных. Необходимо отметить, что в конце осеннего семестра (декабрь) показатели точности были ниже, чем в предшествующие месяцЫ| что свидетельствует об ослаблении процессов торможения в центральной нервной системе и указывает на наступление утомления (С. А. Косилов и Л. А. Леонова). Между тем в конце весеннего семестра отмечено достоверное повышение как показателей производительности, так и точности. На протяжении II курса показа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.