Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СИГНАЛЬНОЙ СПЕЦОДЕЖДЫ ДЛЯ ТЕМНОГО ВРЕМЕНИ СУТОК'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СИГНАЛЬНОЙ СПЕЦОДЕЖДЫ ДЛЯ ТЕМНОГО ВРЕМЕНИ СУТОК Текст научной статьи по специальности «Биотехнологии в медицине»

CC BY
21
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experiments were made to identify the size of light-emitting fabric strips whose application on orange waistcoats will ensure their visibility from a brake distance in the light of frontal projector. Changes in the visibility of light-emitting signal strips under the action of different factors have been established.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СИГНАЛЬНОЙ СПЕЦОДЕЖДЫ ДЛЯ ТЕМНОГО ВРЕМЕНИ СУТОК»

до 1,2 м/с3, не вызывающую значимых сдвигов биоэлектрической активности сердца. По мере возрастания динамической нагрузки увеличивается ее значимость для общественного здоровья. Так, при скоростях изменения ускорений 2,4— 3 м/с3 частота выхода параметров биоэлектрической активности за пределы Л1±ст контроля возрастает до 50%, а при уровнях 4,1—7,1 м/с3 — до 84 %. Уровни критических скоростей изменения ускорений с 50—84 % вероятностью биологических эффектов получены в результате математической обработки данных наблюдения с применением метода пробит-анализа. С параметрами ускорений отчетливо коррелируют показатели травматизма. Данные о травматизме пассажиров городского наземного транспорта (в пересчете на 100 машин в год) свидетельствуют о том, что наибольшее число травм регистрируется в троллейбусах (6,9 случая). Наименьший травматизм наблюдается в автобусах (2,3 случая, т. е. в 3 раза ниже, чем в троллейбусах). Показатель травматизма в трамваях несколько выше, чем в автобусах (2,9 случая).

С этими данными согласуются и субъективные оценки значимости динамических нагрузок пассажирами. Анкетный опрос жителей города об условиях поездок на городском наземном транспорте (500 человек) показал, что 78,6 % пассажиров считают высокими нагрузки в троллейбусах, 56,1 %—в автобусах и 22%—в трамваях. В возрастной группе 51—60 лет (активно мигри-

Проблсма повышения безопасности труда на железнодорожном транспорте лиц таких массовых профессий, как монтеры пути, составители поездов, дежурные по переезду и др., продолжает оставаться актуальной. Поэтому большое внимание уделяется разработке сигнальных знаков, способствующих различению как железнодорожных объектов, так и предметов, находящихся на железнодорожном полотне и в его окружении. В связи с этим большое распространение получили оранжевые жилеты, выполняющие сигнальную функцию в светлый период суток.

Учитывая, что трудовая деятельность лиц перечисленных профессий осуществляется и в сумеречное, и в ночное время, а на северных отделениях Октябрьской и Северной железных дорог— также и днем, но в условиях полярной ночи, возникла необходимость в разработке сигнальной спецодежды для темного времени суток.

рующен, но критической по возрасту) 87 % опрошенных расценивают как высокие нагрузки в троллейбусах.

Результаты исследований дают основания сделать вывод о необходимости ограничения динамических нагрузок в общественном транспорте. В качестве обоснованного по комплексу гигиени- я ческих наблюдений, включая физиологические критерии сердечной деятельности, может быть рекомендован верхний предел ускорений в иеава-рийных ситуациях—1,2 м/с3. Целесообразно организовать выпуск приборов для измерения параметров ускорения, которые будут применяться с целью оперативного контроля режимов движения транспорта, и ввести соответствующую методическую подготовку с обучением и инструктажем водителей.

Поступила 25.11.82

Summary. Maximum dynamic loads in the city passenger transport vehicles in non-emergency situations are as high as 3.3 m/cJ. Electrocardiographic study of dynamic load effects on the cardiac activity of individuals in the age^ group of 51—60 showed that acceleration rate changes oi 1.25 m/c' and higher may result in excess heart loads and in marked impairments of the cardio-bioelectrical activity. These findings are consistent both with traumatism indices data and the subjective appraisal of dynamic load significance given by the passer.gers of city transport. It was recommended to accept the value of 1.2 m/cJ as a hygieni-cally valid limit for acceleration rate change in a city in non-emergency situations.

За последние годы для улучшения распознавания дорожных знаков лиц, выполняющих путевые работы, предметов, расположенных на пути движения всех видов транспорта, стали широко применяться многослойные световозвращающие пленки различных конструкций, включающие в качестве главного элемента микрошарики из специальных сортов стекла, обладающие высокопре-ломляющей способностью. Указанные материалы довольно эластичны, поэтому легко наносятся на дорожные знаки (пленка), на одежду (ткань) и др.

Для сигнальных жилетов на железнодорожном транспорте была предложена световозвращаю-щая ткань СВТ-79, выпускаемая Ростовским химическим производственным объединением. Пс^ скольку изготавливать жилеты полностью из этой ткани негигиенично, она наносится на них в виде полос.

УДК 613.в92:в56.2|-07:6М.895.5«344.22»

Т. Л. Соснова, Е. И. Лосева

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СИГНАЛЬНОЙ СПЕЦОДЕЖДЫ ДЛЯ ТЕМНОГО ВРЕМЕНИ СУТОК

ВНИИ железнодорожной гигиены МПС, Москва

Рис. 1. Схема установки для определения видимости объ-^ ектов из световозвращающей ткани.

I — осветитель; 3—объект с полосами из световозвращающей ткани; 3 — чсрныЛ экран; 4 — глаз наблюдателя.

В связи с этим в задачу данной работы входило определение рационального размера полос, чтобы они могли обеспечить видимость жилетов в свете лобового прожектора в темное время суток с расстояния 400 м и более, с изучением способности сохранения световозвращающих свойств ткани под влиянием различных воздействий.

Для обоснования выбора рациональных размеров светящихся объектов была создана специальная установка, осветительное устройство которой имитировало лобовой прожектор локомотива (рис. 1).

Исследования проводили в темной комнате. Объекты наблюдения были представлены в виде полос. Длину их выбирали с учетом углового размера сигнального жилета, рассматриваемого с расстояния 800 и 400 м. Поскольку в лаборатории объекты экспонировались с расстояния 6 м от глаз наблюдателя, их длина была примерно 4 и 8 мм, а ширина составляла от 'Д ДО '/в их длины. Экспонируемые объекты располагали на оранжевом фоне на уровне глаз наблюдателя. Освещенность объектов наблюдения равнялась 1 лк, что соответствовало уровню, создаваемому лобовым прожектором с осевой силой света 800 000 свечей па расстоянии 800 м.

В качестве критерия оптимальных размеров полос служила видимость объекта, которую оценивали условно по пятибалльной системе: 0 — -<нс виден», 1 — «порог видимости», 2 — «виден»,

3 — «четко виден», 4 — «виден с очертаниями». Видимость объектов, соответствующую баллам, принимали за показатель, способный обеспечить дальность видимости сигнальных жилетов с тормозного расстояния (800 м). Исследования выполнены на группе из 10 человек (проведено более 400 исследований).

Полученные данные наглядно представлены на рис. 2, из которого видно, что видимость зависит от размера полос. Так, объекты длиной

4 мм и шириной 0,5 мм с экспонируемого расстояния не были видны большинством испытуемых, полосы шириной 1 мм распознавались на пороге видимости. Последующее увеличение ширины полос значительно улучшало их видимость. Сравнительно четко различались объекты при

«ирине 1,5 мм, т. е. при общей площади 6 мм2, месте с тем объекты длиной 8 мм хорошо видны при их ширине 0,8 мм, т. е. при общей площади 6,4 мм2.

Пересчет величин экспериментальных объектов с расстояния 800 и 400 м позволил установить, что с 800 м полосы из световозвращающей ткани должны иметь длину, равную ширине жилета (50 см), а ширина полос должна составлять '/4 его длины (12,5 см). С расстояния 400 м (это соответствует объекту длиной 8 мм) ширина полосы может быть равной '/ю ее длины (5 см). Так как ширина существующих жилетов равна их длине, то размеры полос независимо от их расположения (вдоль или поперек жилета) должны быть одинаковыми.

Нанесение полос указанных размеров из световозвращающей ткани на сигнальные жилеты позволит обеспечить их видимость в свете лобового прожектора с расстояния 800 или 400 м.

Помимо этого, представляло интерес выяснить, как меняются световозвращающие свойства ткани под влиянием различных воздействий. Для оценки изменения световозвращающей способности ткани изучена ее видимость с помощью сенситометрического клина и бинокулярного измерителя видимости системы Дашкевича. Сенситометрический клин представляет собой оптическую пластинку с изменяющимся степенеобразно по длине клина коэффициентом пропускания. Ступень клина, при которой отмечалось исчезновение светящегося тканевого объекта, принимали за величину видимости и выражали в условных единицах. Принцип действия бинокулярного измерителя видимости основан на оптическом совмещении объекта с фоном при помощи двупре-ломляющей призмы (поляроида). Испытуемый, бинокулярно наблюдая экспонируемый объект через окуляр прибора, вращением ручки прибора находил такое положение поляроида, при котором светящийся объект полностью исчезал. Этот момент определяли по шкале прибора в условных единицах.

Объектами наблюдения служили полосы из световозвращающей ткани размером 8 мм, экспонируемые на установке, представленной на рис. 1.

О 0,5 1,0 1,5 2,0 2,5 3,0 3,5 4,5

Рис. 2. Видимость сигнальной полосы в зависимости от

се ширины при длине 4 мм (!) и 8 мм (2). По оса абсцисс — ширина (в мм); но оси ординат — видимость (в баллах).

Изменение свойств световозвращающсй ткани под влиянием различных воздействий

Видимость, усл. ед.

Вид воздействия на сенситометричес- на бинокулярном изме-

ком клине рителс видимости

М±т 1 M ± m t

Атмосферное

старение, дни: 16,1 ±0,7 3,6

5 3,66 ±0,07 2,96

10 3,36±0,Ю 4,38 15,6 ±0,64 4,2

20 2,77 ±0,11 7,4 13,54--0,17 8,5

30 2,56 ±0,15 7,5 12,7±0.9 6.1

Замасливание

бензомасло-

смссью 2,52 ±0,1 9,0 12,6 ±0,68 7,2

Загрязнение са-

жей с песком 2,14±0,15 9,5 9,15±0,5 12,3

Очистка от за-

грязнения в

мыльном

растворе 2,67 ±0,10 8,2 10,67 ±0,57 10,0

Очистка там-

поном, смо-

ченным в бен-

зине 2,95±0,12 6,3 11,54 ±0,65 8,5

Полоскание в

бензине 2,84 ±0,09 7,5 11,53 ±0,52 9,3

Опускание чис-

той ткани на

1 ч в воду 4,11 ±0,18 0,2 17,22±0,61 2.6

Контрольный

образец 4,15±0,15 19,6±0,69

Исследования проводили у 14 человек с нормальным цветоразличением (всего выполнено более 250 исследований). Результаты исследований представлены в таблице. Полученные данные сравнивали с показателями видимости контрольного образца ткани.

Как видно из таблицы, изучаемый параметр (видимость) различных объектов изменялся под влиянием различных воздействий по сравнению с контрольным образцом.

Анализ полученных данных показал, что атмосферное старение в течение 5 дней снижает видимость тканевых образцов на 12—18 %, а старение в течение 20 дней — на 31—34%. Дальнейшее увеличение этого срока до 30 дней уже почти не сказывается на световозврашающих свойствах.

Более выраженные изменения видимости наблюдались при загрязнении тканевых образцов. В этом случае изученный параметр при замасливании образца снижался на 35—40%, а при загрязнении сажей с песком — на 49—53%. Резкое снижение видимости в последнем случае связано и с тем, что при нанесении на ткань загряз-

няющего фактора имелось и выраженное механическое воздействие, приводящее к нарушению расположенных на поверхности ткани световоз-вращающих шариков. Данный фактор учитывался в дальнейшем при размещении полос из световозвращающсй ткани на сигнальных жилетах. Как положительное явление следует отметить^ что при погружении ткани в воду даже на 1 ч световозвращающие свойства менялись незначительно. Указанные изменения видимости тканевых образцов под влиянием различных воздействий были достоверны с вероятностью 99%.

Наряду с изучением изменения свойств световозвращающсй ткани под влиянием воздействий изучена также степень восстановления этих свойств после наиболее распространенных видов очистки (моющими средствами, бензином). В большей степени восстанавливаются световозвращающие свойства после обработки ткани бензином, который и необходимо рекомендовать для ее очисти. Для удобства обработки светящиеся полосы следует не пришивать к сигнальным жилетам, а пристегивать в виде накладок. Прове*» денная проверка видимости жилетов с накладками из световозвращающей ткани, находящихся в эксплуатации в течение месяца, показала, что дальность видимости их без последующей очистки снизилась только на 24 %, что позволяет обеспечить видимость жилетов с тормозного расстояния. Проведенная позднее очистка значительно восстановила световозвращающие свойства накладок.

В настоящее время Домом моделей специальной и рабочей одежды разработаны технические условия на образцы сигнальных жилетов с накладками из световозвращающей ткани.

Выводы. 1. Дальность видимости сигнальных жилетов в свете лобового прожектора в темное время суток с тормозного расстояния может быть обеспечена при нанесении на них полос из catf товозвращающей ткани шириной не менее 12,5 см.

2. Отмечено изменение световозврашающих свойств ткани под влиянием разного рода воздействий. Наибольшее снижение этих свойств наблюдалось при загрязнении ткани маслами и другими веществами.

3. Очистку световозвращающей ткани от загрязнения следует производить с помощью бензина.

Поступила 21.12.82

Summary. Experiments were made to identify the size of light-emitting fabric strips whose application on orange waistcoats will ensure their visibility from a brake distance in the light of frontal projector. Changes in the visibility of light-emitting signal strips under the action of different factors have been established.

W

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.