Научная статья на тему 'НОВЫЙ МЕТОД УЛУЧШЕНИЯ ВИДИМОСТИ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ'

НОВЫЙ МЕТОД УЛУЧШЕНИЯ ВИДИМОСТИ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
30
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НОВЫЙ МЕТОД УЛУЧШЕНИЯ ВИДИМОСТИ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ»

Коэффициенты массы органов животных, получавших образец №2 (М± т)

Группы животных

Органы контрольные опытные

1/50 LDS0 1/Ю LDjo 1/50 LD.,o 1/10 LD5o

Печень 23.59 ± 0,49 27.28 ±1,26 30.36 ± 0,59* 31,7 ± 1,32"

Почки 5,93 ±0.13 5,92 ± 0,37 6.01 ± 0,23 5.93 ± 0.24

Сердце 3,13 ± 0,11 2.97 ±0.11 2.85 ± 0,13 2,72 ± 0,15

Тимус 0.65 ± 0.07 0.67 ± 0.08 0,76 ± 0.06 0.79 ±0.10

Надпо-

чечники 0.15 ± 0.01 0.15 ± 0.01 0.13 ± 0,01 0.14 ± 0,01

Семен-

ники 8,25 ± 0,76 9,30 ± 0.27 9.46 ± 0.59 8.88 ± 0.68

Примечан и с. Одна звездочка — р < 0,01, две — р < 0,05.

минотрансферазы у первых на 27% (/; < 0,01). Через 2 мес аналогичная картина наблюдалась у животных, получавших исследуемый спирт образца № 2 в максимальной дозе.

По уровню суммы нуклеиновых кислот в крови также в конце эксперимента (через 2 мес) отмечено достоверное его повышение на 20% у животных, получавших максимальную дозу спирта образца № 2 по сравнению с группой животных, получавших пишевой спирт.

Активность парафениленоксидазы у контрольных и подопытных животных, подвергавшихся воздействию образцов № 1 и 2, находилась на одном уровне.

При патологоанатомическом исследовании внутренних органов не установлено различий коэффициентов их масс у животных, получавших образец № 1, по сравнению с контрольными животными.

В таблице представлены коэффициенты масс печени, почек, сердца, тимуса, надпочечников и семенников у животных, которым вводили образец № 2.

Данные показывают, что коэффициенты массы печени подопытных животных обеих групп увеличены по сравнению с таковыми у животных, получавших пищевой спирт. Наиболее выражены изменения у животных, которым вводили малую дозу. В группе животных, получавших исследуемый спирт в дозе 1/10 ЬЭ5о, различия по сравнению с контрольной группой были менее выраженными. Изменения имели однонаправленный характер: и в том, и в другом случае отмечалось увеличение коэффициента массы этого органа.

Таким образом, ежедневное внутрижелудочное введение крысам-самцам в течение 2 мес спирта образца № 2 в дозе 0,1 и 0,5 г/кг массы тела может оказать неблагоприятное воздействие на организм с преимущественным влиянием на функциональ-

ное состояние печени. Об этом свидетельствует повышение уровня аланинаминотрансферазы в го-могенатах печени и увеличение коэффициентов массы печени.

На основании полученных результатов Тавдин-ским гидролизным заводом были приняты меры по улучшению качества выпускаемого спирта. Токсикологические исследования, проведенные после корректировки технологического процесса, не показали какого-либо неблагоприятного влияния на организм животных по сравнению со спиртом, полученным из пищевого сырья.

Исследовано также кожно-раздражающее действие гидролизного и пищевого этилового спиртов (ГОСТ 18300-87 и ГОСТ 5962-67 соответственно) на добровольцах методом компрессных проб. Возможные изменения кожи на месте нанесения спирта наблюдали в течение 3 сут, отмечая при этом наличие зуда, жжения, отека, эритемы, шелушения, трещин, высыпаний. За время наблюдений не установлено проявления каких-либо признаков кожно-раздражающего действия.

Выводы. 1. По показателям острой токсичности этиловый ректификованный технический спирт марки "Экстра" производства Красноярского и Тавдинского гидролизных заводов, так же как и пищевой, относятся к малотоксичным веществам. Кумулятивные свойства у изученных спиртов не выражены.

2. По характеру биологического и кожно-раздражающего действия изученные спирты близки к свойствам пищевого этилового спирта-ректификата (ГОСТ 5962-67).

3. Неблагоприятное действие отдельных образцов может быть связано с наличием в них примесей, для удаления или снижения содержания которых до определенных величин необходимо строго соблюдать технологический режим с целью получения спиртов, соответствующих ГОСТу, медико-биологическим требованиям и санитарным нормам качества продовольственного сырья и пищевых продуктов.

Л ите ратура

1. Вредные вещества в промышленности: Справочник / Под ред. Н. В. Лазарева. - Л., 1977. - Т. I. -С. 369-370.

2. Лабораторные методы исследования в клинике: Справочник / Под ред. В. В. Меньшикова. — М., 1987. - С. 181-215.

3. Нужный В. П., Забирова И. Г., Успенский Л. Е. / Токсикол. вестн. - 1995. - № 4. - С. 15-19.

Поступила 28.07.97

©Т. Л. СОСНОВД. 1999 УДК 613.692:656.25

Т. Л. Соснова

НОВЫЙ МЕТОД УЛУЧШЕНИЯ ВИДИМОСТИ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

ВНИИ железнодорожной гигиены, Москва

В настоящее время, несмотря на разработку значительного количества радио- и светотехнических средств для обнаружения подвижного состава

в условиях ухудшенной и плохой видимости, зрительный контроль остается одним из основных средств обеспечения безопасности движения. Учи-

тывая это обстоятельство и рост скоростей движения на железнодорожном транспорте, проблема разработки оптимального наружного цветового оформления подвижного состава с учетом принципа дальности видимости цветов и их сочетаний приобретает значительную актуальность.

Анализ отечественной и зарубежной литературы свидетельствует как о малочисленности исследований по видимости цветов и их сочетаний, так и об отсутствии единого мнения о характере видимости и контрастных влияниях в зависимости от цвета фона. Последнее связано главным образом с недостаточным учетом роли основных характеристик цвета.

До 1955—1960 гг. при выборе наружного цветового оформления руководствовались в основном экономическими соображениями либо эмпирическим подбором красок [6].

В 60-е годы для увеличения дальности видимости транспортных средств стали применять дневные флюоресцирующие краски, яркость которых в 3—4 раза превышала яркость нефлюоресцентиых красок того же вида. Наибольшее применение получила оранжево-красная флюоресцирующая эмаль, обеспечивающая лучшую видимость в неблагоприятных метеоусловиях (дымка, туман, дождь и т. д.) благодаря тому, что оранжево-крас-ные лучи по закону Релея менее подвержены све-торассеиванию, чем коротковолновые фиолетовые и синие, а также зеленые и желтые. Исходя из вышеизложенного, для увеличения дальности видимости отечественных локомотивов с 1970 г. используется нанесение на их лобовой поверхности контрастных полос или квадратов, окрашенных дневной оранжево-красной флюоресцирующей эмалью АС-554 [3, 4].

В конце 80-х — начале 90-х годов в связи с разработкой в системе Министерства путей сообщения дизайн-программы "Цветографика железнодорожного транспорта" перед ВНИИ железнодорожной гигиены была поставлена задача по определению широкой гаммы цветов и их сочетаний, обладающих такой дальностью видимости, которая бы обеспечивала требования безопасности движения без использования оранжево-красной дневной флюоресцирующей эмали АС-554 ввиду токсичности последней.

В основу разработки оптимального наружного оформления подвижного состава положен принцип дальности видимости.

За основополагающее расстояние при разработке вопроса дальности видимости цветов, отбираемых для окраски локомотивов, принято расстояние 1000 м, что соответствует как тормозному расстоянию, необходимому машинисту для экстренного торможения движущегося состава [2, 5], так и расчетному расстоянию, которое требуется для обнаружения при неблагоприятных метеоусловиях приближающегося локомотива лицами, выполняющими работу на железнодорожном полотне [1].

При выборе величины углового размера, предъявляемого для распознавания цветного объекта, исходили из того, что достаточная видимость локомотива обеспечивается нанесением на лобовой поверхности его площади, окрашенной красно-оранжевой флюоресцирующей эмалыо АС-554, не менее 1,2 м2 для кузова вагонного типа |4].

В эксперименте эта площадь, различаемая с расстояния 1000 м, была принята за минимальный угловой размер, равный 4'. Мы предположили, что при увеличении площади могут появиться и другие цвета, отвечающие требованиям безопасности движения. Величина предельного углового размера взята равной 7', что соответствовало площади, равной 4 м2, рассматриваемой с того же расстояния 1000 м. Площадь 4 м2 выбрана как максимально возможная для окрашивания поверхности лобовой части малогабаритных локомотивов (ТЭМ-1, ЧМЭ-3). Лобовая поверхность для локомотивов вагонного типа (ТЭП-80) составляет 5,5—6,0 м2, но исследования с данным размером не проводились, так как если площадь в 4 м2 обеспечит необходимую видимость, то тем более она будет обеспечена и при большей площади.

Учитывая вышеизложенное, исследования проводились с цветными объектами двух размеров — 5 х 5 мм и 10 х 10 мм, предъявляемыми с расстояния 5 м, что соответствовало угловым размерам в 4' и в 7'. Таким образом, угловые размеры объектов в натуре и в лабораторных условиях совпадали.

Для быстрейшего внедрения наших разработок в практику, исследования проводились с эмалями, выпускаемыми отечественной лакокрасочной промышленностью, а также с эмалями, предназначенными для окраски металлических поверхностей кузовов подвижного состава (ПФ-115, МЛ-152, ХВ-110, ХВ-124, ХВ-113) [2]. Ряд цветовых накра-сок изготовлены в лаборатории. Всего для проведения экспериментов было отобрано 134 цветных образца, цветовые характеристики которых измерялись на спектроколориметре "Радуга". В качестве цветных объектов использовались фигуры в форме квадрата, которые экспонировались на цветных фонах, имитирующих цвет снега, зелени, песка, неба, земли. Цветовые характеристики фонов представлены в табл. 1.

Определение коэффициента видимости цветных объектов на фонах осуществлялось при помощи сенситометрического клина, представляющего собой оптическую пластинку со ступенеобразно изменяющимся коэффициентом пропускания. Характеристики сенситометрического клина приведены в табл. 2.

Под коэффициентом видимости ступени клина принято отношение единицы (100% пропускания клина) к коэффициенту пропускания его отдельных ступеней. Дальность видимости объектов пропорциональна коэффициенту его видимости, т. е. чем больше коэффициент видимости, тем больше видимость и наоборот.

Таблица 1

Цветовые характеристики фонов

Цветовые характеристики

Цист фона длина волны, им насыщенность, % коэффициент отражения,%

Белый — — 86

Серый — — 30

Голубой 479 12 40

Зеленый 545 30 16

Желтый 581 54 78

Таблица 2 Характеристики сенситометрического клина

Номер Оптическая Коэффициент Коэффициент

ступени плотность пропускания видимости

1 0,15 71 1.4

2 0,3 50 2,0

3 0.45 36 2,8

4 0,6 25 4,0

5 0,75 18 5.6

6 0.9 12.5 8.0

7 1.05 8,9 11.2

8 1.2 6.2 16.1

9 1,35 4.5 22.2

10 1,5 3,2 31,2

И 1,65 2,2 45.4

12 1.8 1.6 62,5

13 1,95 1.1 91,0

14 2.1 0,8 125.0

15 2,25 0,55 181,0

Испытуемый при помощи сенситометрического клина определял момент появления цветного объекта и фиксировал ступень клина, на которой определялся цвет. Определение цветности объекта начиналось при минимальном пропускании клина, когда сам объект не был виден. Затем клин передвигался до момента появления цвета. По данной ступени клина определяли коэффициент видимости.

В определении дальности видимости цветных объектов в зависимости от фона в лабораторных условиях участвовали 12 практически здоровых мужчин в возрасте от 19 до 35 лет, имеющих нормальное цветоощущение и остроту зрения 0,8—1,0. Перед проведением исследования все испытуемые в течение 15—20 мин адаптировались к белому экрану с освещенностью 500—700 лк.

Для каждого цветового объекта измерение коэффициента видимости проводилось 5 раз. За окончательное значение принималась средняя величина указанных измерений. Аналогичные исследования проведены со всеми 134 цветными объектами на всех фонах. Всего проведено 8780 исследований, результаты которых обработаны вариаци-онно-статистическим методом.

Исследования показали, что наибольший коэффициент видимости отмечается у красно-оранже-вого флюоресцирующего цвета, что подтверждается ранее проведенными исследованиями |6|.

В зависимости от цвета фона коэффициент видимости флюоресцирующего объекта колебался от 5,6 ± 0,2 до 13,6 ± 0,1 усл. ед. при угловом размере 4' и от 8,0 ± 0,2 до 31,2 ± 0,2 усл. ед. при угловом размере 7'.

Так как минимальная величина видимости флюоресцирующего красно-оранжевого объекта на сером, желтом и голубом фонах, равная 5,6 ± 0,2 усл. ед., обеспечивала требования безопасности движения на железнодорожном транспорте, она принята за эталон при проведении дальнейших экспериментов.

Нефлюоресцирующие красные, красно-оранжевые, оранжевые, оранжево-желтые и желтые цвета на всех фонах имели достаточно хорошую видимость, хотя и более низкую, чем у флюоресцирующего красно-оранжевого цвета. Их видимость при угловом размере объекта в 4' колебалась на разных фонах от 2,8 ± 0,2 до 16,0 ± 0,2 усл. ед.,

т. е. была ниже эталонной видимости, принятой за 5,6 ± 0,2 усл. ед. При угловом размере 7' видимость колебалась в пределах от 5,6 ± 0,2 до 27,0 ± 0,2 усл. ед.

Так как увеличение окрашенной площади пропорционально увеличению коэффициента дальности видимости, то если коэффициент видимости, равный 2,8 ± 0,2 усл. ед., обеспечивался площадью окрашенной флюоресцирующей красно-оранже-вой эмалыо АС-554 в 1,2 м2, то повышение видимости с 2,8 ± 0,2 до 5,6 ± 0,2 усл. ед. потребует увеличения площади в 2 раза. Таким образом, площадь поверхности не менее 2,4 м2, окрашенная вышеуказанными цветами с коэффициентом видимости не ниже 2,8 ± 0,2 усл. ед. при угловом размере 4', удовлетворит требованиям безопасности движения. Эти цвета были отнесены к 1-й группе цветов с высокой дальностью видимости (подгруппа 1.1). Цвета подгруппы 1.1 рекомендуются для наружного цветового оформления подвижного состава без использования контрастных флюоресцирующих полос при окрашивании площади лобовой части локомотива, видимой с направления движения, не менее 2,4 м2.

Ввиду того, что у желтых цветов, входящих в подгруппу 1.1, снижены цветовой и светлотный контрасты на желтом фоне, использование их для наружного цветового оформления подвижного состава, эксплуатируемого в регионах с пустынным ландшафтом, нецелесообразно.

Группа красных, оранжевых и желтых цветов, имеющая более низкий коэффициент видимости на всех фонах, чем цвета подгруппы 1.1, отнесена к подгруппе 1.2. Коэффициент видимости цветов этой подгруппы даже при угловом размере в 7' в зависимости от фона предъявления объекта находится в пределах от 4,0 ± 0,2 до 16,0 ± 0,1 усл. ед. Анализ цветовых характеристик, представленных в табл. 3, показал, что у красных пигментных цветов, входящих в подгруппу 1.2, увеличение насыщенности цвета сопровождалось снижением коэффициента отражения. Этим и объясняется, по-види-мому, их более низкая дальность видимости, чем у оранжевых цветов подгруппы 1.1. Желтые цвета подгруппы 1.2, имеющие более низкую чистоту цвета, чем желтые цвета подгруппы 1.1, даже при высоком коэффициенте отражения в пределах 51 — 78% имели более низкую дальность видимости, особенно на светлых фонах. Вместе с тем при угловом размере 7' дальность видимости их достаточно велика. Цвета подгруппы 1.2 применимы без использования флюоресцирующей красно-оранжевой эмали при окрашивании ими площади на лобовой части локомотива не менее 4 м2.

Интересным представляется и тот факт, что большой дальностью видимости обладают голубые цвета с небольшой чистотой цвета {Р = 10—17%) при коэффициенте отражения от 35 до 55%. Дальность видимости этих цветов на всех фонах, кроме голубого, для углового размера 7' колебалась в пределах от 5,6 ± 0,2 до 19,8 ± 0,2 усл. ед. На голубом фоне коэффициент видимости колебался от 2,8 ± 0,2 до 8,0 ± 0,2 усл. ед. Эти цвета, отнесенные в подгруппу 1.3 группы цветов с высокой дальностью видимости, могут применяться для наружного цветового оформления локомотивов без использования флюоресцирующих контрастных

Таблица 3

Цветовые характеристики 3 групп цветов, обладающих разной дальностью видимости

Цвета Цветовые характеристики

длина наеыще- коэффициент

волны, км ность. % отражения, %

1-я группа — цвета с наибольшей дальностью видимости

Подгруппа 1.1

Красно-оранжевые,

оранжевые 592-600 76-83 30-41

Желтые 578-583 75-83 43-66

Подгруппа 1.2

Красные, красно-оран-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

жевыс, оранжевые 598-642 61-72 19,5-22

Желтые 573-590 59-76 51-78

Подгруппа 1.3

Голубые 481-508.5 10-17 45-55

2-я группа — цвета со средней дальностью видимости

Красные 607-667 60-70 13-15

Желтые 577-579 27-48 69-71

Бежевые 577-581 27-33 35-65

Зеленые 535-549 47-53 17.4—40

Голубые 481-486,5 17-23 21-40

Пурпурные 493-497 28-62 11.2-13.3

Серые — — 32-43

Белый - — 85

3-я группа — цвета с низкой дальностью видимости

Красные 615-620 25-30 8-10

Желтые (коричневые) 594 40 18.8

Зеленые 544-553 6-43 10-31,5

Голубые 475-487 20-26 13,8-14.1

Синие 474-495 15-25 8.7-14,4

Фиолетовые 565 5 8

Серые — — 17-25

Черные — — 6

полос красно-оранжевого цвета при окраске лобовой части локомотива, видимой с направления

движения, площадью не менее 4 м2 и дополнительном введении элементов, окрашенных в цвета подгруппы 1.1, плошадью не менее 2,0 м2, а не 2,4 м2 на том основании, что используется сочетание двух цветов, имеющих высокую видимость.

В 1-ю группу цветов с высокой дальностью видимости включено 20 цветов.

При площади лобовой поверхности, подлежащей окраске, менее 6 м2 следует вместо цветов подгруппы 1.1 обязательно применять контрастные флюоресцирующие элементы, окрашенные красно-оранжевой эмалью АС-554, общей площадью не менее 1,2 м2 для кузова вагонного типа и 0,7 м2 для кузова капотного типа.

Цвета, имеющие коэффициент видимости для углового размера 4' на разных цветных фонах в пределах от 1,4 ± 0,2 до 11,0 ± 0,2 усл. ед. и для углового размера 7' — в пределах от 1,4 ± 0,2 до 16,0 ± 0,2 усл. ед., отнесены ко 2-й группе цветов

со средней дальностью видимости. В эту группу включено 27 цветов.

Цвета 2-й группы применимы для наружной окраски локомотивов в контрастных сочетаниях и с использованием флюоресцирующей эмали в соответствии с ГОСТом 12.2.056-81 [3].

В 3-ю группу цветов, обладающих низкой дальностью видимости, вошли цвета с невысокой чистотой цвета и низким коэффициентом отражения. Дальность видимости цветов, входящих в эту группу, значительно ниже, чем в 1-й и 2-й группах, а на ряде фонов они вообще не видны. Использование цветов 3-й группы, содержащей 20 образцов цвета для наружной окраски локомотивов, не рекомендуется, а в случае их применения необходимо введение в цветовое оформление локомотива элементов, окрашенных в цвета 1-й группы, и наличие на лобовой части флюоресцирующих полос красно-оранжевого цвета в соответствии с ГОСТом 12.2.056—81 [3|. Цветовые характеристики 1, 2 и 3-й групп цветов представлены в табл. 3.

На основании проведенных исследований разработан "Альбом допускаемых цветов для наружного цветового оформления локомотивов". Результаты работы внедрены на Коломенском, Людинов-ском и Брянском заводах, выпускающих подвижные составы.

Выводы. 1. Определены 3 группы цветов, обладающих высокой, средней и низкой дальностью видимости в зависимости от цветности фона, на котором они предъявляются.

2. Для обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте при разработке окраски локомотивов наиболее целесообразным следует считать использование цветов, обладающих высокой и средней дальностью видимости.

3. Увеличение дальности видимости подвижного состава может быть осуществлено и без использования оранжево-красной флюоресцирующей эмали АС-554, что достигается определенным соотношением площадей лобовой поверхности локомотива, окрашенных в цвета с высокой дальностью видимости.

Литература

1. Апекторов В. А., Волков К. И. Электрическое и световое оборудование аэропортов. — М., 1966.

2. Белов К. П. Вестн. Всесоюз. НИИ железнодорож. транспорта. - 1956. - № 3. - С. 13-18.

3. ГОСТ 16303-70 ССБТ Локомотивы. Окраска наружная. Технические требования. Введен 01.05.1973 г. — М., 1974.

4. ГОСТ 12.2.056-81 ССБТ Электровозы и тепловозы колеи 1520 мм. Введен с 01.01.1983 г. - М., 1981.

5. Правила технической эксплуатации железных дорог СССР. - М. 1986.

6. Цветовое оформление на железнодорожном транспорте / Соснова Т. Л., Фрид Ю. В., Соколова Е. Г., Лосева Е. И. - М., 1984.'

Поступила 04.08.97

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.