Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ШУМА ТЯЖЕЛЫХ ПУТЕВЫХ МАШИН'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ШУМА ТЯЖЕЛЫХ ПУТЕВЫХ МАШИН Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
24
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ШУМА ТЯЖЕЛЫХ ПУТЕВЫХ МАШИН»

показателя активности этого фермента в ткани печени до 5,9 ед., что на 1,4 ед., или на 31,1 % выше, чем у контрольных животных (Я<0,01). На основании этого можно полагать, что ионы цинка в определенной степени оказывают угнетающее влияние на цитохром-оксидазу.

Таким образом, из наших наблюдений следует, что добавка малых доз меди, марганца и цинка к рациону животных, а также исключение из солевой смеси одного из микроэлементов обусловливает значительное различие в содержании кальция и фосфора и ферментной активности. Подобные изменения трудно объяснить только недостаточностью определенного микроэлемента, по-видимому, имеет существенное значение комплексное воздействие микроэлементов, зависящее от их соотношения.

Выводы

1. Медь, марганец и цинк, поступающие в организм животных в условиях хронического опыта в биотических дозах (0,018, 0,06 и 0,0108 мг на 100 г веса тела), способствуют нормализации уровня общего кальция и неорганического фосфора в сыворотке крови; дефицит меди и цинка приводит к снижению их содержания соответственно на 11,4 и 15%, дефицит марганца — к повышению на 18,5 и 20,5%.

2. Длительный недостаток меди, марганца и цинка вызывает значительное снижение содержания как общего кальция, так и неорганического фосфора (на 34,3 и 25,7%), что свидетельствует о глубоком нарушении фосфорно-кальциевого обмена в организме животных.

3. Биотические дозы меди оказывают ингибирующее действие на щелочную фосфата-зу и стимулирующее — на цитохромоксидазу печени и церулоплазмин крови; под влиянием рациона, лишенного меди, активность фосфатазы возрастает, тогда как активность цитохром-оксидазы и церулоплазмина существенно снижается.

4. Ионы марганца служат активатором фосфомоноэстеразы-1 и цитохромоксидазы; длительная недостаточность марганца приводит к значительному снижению активности этих ферментов, активность церулоплазмина при этом возрастает.

5. Цинк в малых дозах повышает активность щелочной фосфатазы и угнетает в определенной степени цитохромоксидазу, не оказывая существенного влияния на церулоплазмин сыворотки крови.

6. Для нормализации содержания кальция и фосфора в крови и активности изученных ферментов существенное значение имеет не только абсолютное содержание микроэлементов, но и их соотношение в рационе.

ЛИТЕРАТУРА

А

Бабенко Г. А. Микроэлементы в экспериментальной и клинической медицине. Киев, 1965. — Владимиров Г. Е., Лызлова С. Н. Энзимология. Л., 1962. — В о й н а р А. И. Биологическая роль микроэлементов в организме животных и человека. М., 1960. — Рокицкий П. Ф. Биологическая статистика. Минск, 1964. —Скобли н А. П., Белоус А. М. Микроэлементы в костной ткани. М., 1968.

__Поступила 20/XI 1969 г.

УДК 613.644:625.144.5

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ШУМА ТЯЖЕЛЫХ ПУТЕВЫХ

МАШИН

Н. И. Иванов, Г. Е. Скородумов (Ленинград)

Борьбе с шумом на тяжелых путевых машинах до настоящего времени уделялось недостаточное внимание. В связи с этим кафедрой охраны труда Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта совместно со службой пути Октябрьской железной дороги были проведены исследования на тяжелых путевых машинах нескольких десятков типов. Замеры шума производились прецизионным измерителем уровня шума «Брюль и Кьер» с октавными фильтрамиг/з октавным анализатором шума «Брюль и Кьер» с самописцем.

Шум измерялся в кабинах управления машинами, на выносных и дистанционных пультах управления, в помещениях дизельэлектростанций, а также во всех других местах нахождения обслуживающего персонала. Шумовое поле, возникающее вокруг машины при ее работе, измерялось на расстоянии 1, 3, 5 и 7 м по бокам машины и на расстоянии 1, 2 и 5 м впереди и сзади машины, так как в этих пределах на путевых машинах находится дополнительный обслуживающий персонал. Микрофон в кабинах устанавливался на высоте 1,5 лот пола, а на выносных дистанционных пультах и постах управления — на уровне головы механика. Изменения производились на основных рабочих режимах.

Основными источниками шума на исследованных машинах являются рабочие органы, соприкасающиеся с балластом: двигатели и выхлопные устройства. Выявлено, что уровни шума дизелей, установленных на путевых машинах, при номинальной нагрузке равня-

ются 113—120 дб, уровни шума рабочих органов—114—118 дб, выхлопа—124—130 дб. Анализ результатов измерений на рабочих местах путевых машин показывает, что уровни составляют 90—120 дб, спектр преимущественно средне- и высокочастотный, шум превышает существующие нормативы на всех путевых машинах, за исключением некоторых рабочих мест на электробалластерах. В будке управления электромагнитами электробалластера ЭЛБ-1 уровень шума составляет 89—90 дб, спектр его низкочастотный. В дизельном помещении уровень шума достигает 102—104 дб, спектр его высокочастотный, шум превышает существующую норму, при холостых оборотах уровень шума двигателя доходит до 97—98 дб. В дизельном помещении электробалластера ЭЛБ-3 уровень шума поднимается до 112—113 дб, спектр его высокочастотный и, следовательно, значительно выше нормы. В будке управления дозаторами уровень шума равняется 96 дб, спектр его низкочастотный и превышает норму.

На выносном пульте щебнеочистительной машины уровень шума соответствует 102 дб, шум высокочастотный и значительно выше нормы, в кабине управления его уровень — 96—98 дб, в будке управления электромагнитами —98—100 дб, в дизельном помещении— 113—114 дб. На всех рабочих местах шум превышает норму.

Уровни шума на рабочих местах щебнеочистительной машины ЩОМ-Д° выше, чем на машине ЩОМ-Д, за счет наличия здесь приемного барабана, уровень шума которого, замеренный на расстоянии 1 м, составляет 119—120 дб. В кабине управления машиной он достигает 103 дб, спектр его среднечастотный, шум превышает норму в 4—4Vi раза.

Из всех щебнеочистительных машин наибольшие уровни шума зарегистрированы на рабочих местах балластно-очистительной машины БМУ. Это объясняется близким расположением сетки (уровень шума 114—118 дб), выхлопа (130 дб) и дизеля (114 дб) от рабочих мест.

На высоком пульте управления машины уровень шума достигает 106 дб, спектр его высокочастотный, шум выше нормы во всем диапазоне частот. На месте механика, обслуживающего дизель, шум достигает 112 дб. Уровень его в кабине трактора Д-100, передвигающего БМУ, составляет 107— 108 дб. Шум проникает в кабину от сетки БМУ (уровень его в кабине трактора без включения сетки равен 96—98 дб). Шум на рабочих местах значительно превышает норму.

Для уменьшения шума на рабочих местах щебнеочистительных машин необходимо вибродемпфировать стенки приемных и очистных барабанов ЩОУ, усилить звукоизоляцию кабин со стороны источников, виброизолировать кабины. На балластноочистительной машине БМУ следует предусмотреть звукоизолирующий капот и глушитель шума выхлопа на дизель.

Шпалоподбивочные машины работают в 2 режимах: один используется во время передвижения по перегону к месту работы, а другой — во время включения рабочих органов при производстве подбивки. Уровень шума в кабине шпалоподбивочной машины ШПМ-02 при передвижении меняется от 96 до 104 дб (в зависимости от скорости передвижения и числа оборотов двигателя). При этом шум превышает нормы на всех рабочих режимах.

При включении рабочих органов уровень шума в кабине повышается до 114—116 дб, спектр его высокочастотный. На дистанционном пульте управления уровень шума равен 108—111 дб, спектр высокочастотный, шум превышает норму. Шум на рабочих местах зависит от типа балласта и изменяется при подбивке на щебеночном или песчаном балласте на 3—4 дб.

Уровни шума, зафиксированные при измерениях шпалоподбивочной машины BN-60 (фирмы «Матиза»), весьма близки к уровням его на шпалоподбивочной машине ШПМ-02. Уровень шума в кабине при подбивке меняется от 110 до 116 дб, спектр его высокочастотный, шум значительно превышает норму.

Значительно меньший шум отмечен на рабочих местах шпалоподбивочной машины австрийской фирмы «Plasser». Уменьшение его здесь достигается применением гидропривода рабочих органов (уровень шума рабочих органов 110—112 дб вместо 116 дб на шпалоподбивочных машинах ШПМ-02 и BN-60).

При передвижении машины ШПМ-800—-1200 уровень шума в кабине при максимальных оборотах достигает 102 дб. В кабине машины при подбивке он составляет 112 дб, шум высокочастотный и превышает норму во всем диапазоне частот.

Для уменьшения шума на шпалоподбивочных машинах необходимо заменить механический привод рабочих органов гидроприводом, усилить звукоизоляцию кабин, виброизолировать и вибродемпфировать рабочие органы и металлические элементы кабины, поставить капоты и глушители шума выхлопа на дизели.

Значительное превышение шума по сравнению с нормой зарегистрировано при замерах его на выправочно-подбивочно-отделочной машине ВПО-ЗООО. В кабине управления уровень шума достигает 115—116 дб. Источником его здесь являются не только виброплиты, но и вибрация элементов кабины в низкочастотном диапазоне. Уровень шума на выносном пульте управления равен 102—105 дб, в дизельном помещении —113—115 дб, в до-заторном помещении —106—108 дб. Шум на вспомогательных рабочих местах также значительно выше нормы.

Для уменьшения его на виброподбивочных машинах необходимо виброизолировать кабины резиновыми прокладками, усилить их звукоизоляцию со стороны источников шума, виброизолировать резиновыми амортизаторами виброплиты, закапотировать электродвигатели.

4*

99

Значительные уровни шума зарегистрированы в дизельном помещении СМ-2 (119 дб и кабине реактивного снегоочистителя (112 дб). Шум имеет высокочастотный характер и значительно выше нормы. Уровень его в кабине трехроторного снегоочистителя достигает при номинальной нагрузке 99—102 дб и превышает норму.

Уровень шума на нижнем посту управления укладочного крана УК-25 при 2 включенных двигателях изменяется в зависимости от нагрузки от 96 до 104 дб. Шум на нижнем посту превышает норму, а на верхнем посту находится в пределах ее.

Для уменьшения шума на транспортных машинах, значительно превышающего норму, необходимо усилить звукоизоляцию элементов кабины путем применения многослойных конструкций, усилить звукоизоляцию капотов в 2—27г раза, установить глушители на выхлоп дизелей, амортизировать дизели и виброизолировать кабины.

Таким образом, исследование шума на путевых машинах показало, что на всех типах их и на большинстве рабочих мест он превышает норму.

Внесены рекомендации, осуществление которых при проектировании путевых машин позволит уменьшить уровни шума на рабочих местах.

Поступила 22/1V 1969 г.

УДК 628.3:576.851.47

ОСОБЕННОСТИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ БАКТЕРИЙ ГРУППЫ ПРОТЕЕВ В СТОЧНЫХ ВОДАХ РАЗЛИЧНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

Г. П. Калина

Московский научно-исследовательский институт гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана1

На протяжении длительного времени, да и в настоящее время некоторые исследователи считают бактерии группы протеев преимущественно показателями гнилостных процессов и придают им весьма ограниченное значение в санитарно-бактериологической оценке объектов внешней среды и в определении их фекального загрязнения (Г. Н. Чистович). Неприхотливость протея, способность размножаться во внешней среде при минимальных концентрациях питательных веществ еще в большей степени ограничивают, по мнению этих исследователей, их роль как санитарно-показательных микробов.

Ч С другой стороны, еще в 1928 г. Taylor показал, что из всех видов рода Proteus вид Рг. mirabilis является основным обитателем кишечника человека и животных. Это подтверждено Moltke (1929), a Levine (1942) в США и Phillips (1955) в Англии указали, что в противоположность преобладанию Рг. mirabilis в кишечнике человека и животных во внешней среде преимущественно обнаруживают Рг. vulgaris.

В 1963 г. Sturdza в Румынии провел большую работу по изучению роли протеев в санитарно-бактериологической характеристике различных водоемов. По его данным, в бассейнах для плавания, озерах, слабо загрязняемых реках протеи были найдены в очень незначительных количествах; чем больше степень загрязнения речной воды, тем большие количества протеев в них обнаруживают. Максимальное содержание протеев выявлено в сточных жидкостях, сбросах скотобоен и предприятий мясоперерабатывающей промышленности. Был установлен параллелизм между содержанием протеев и бактерий группы кишечных палочек. Количественный учет протеев в воде Sturdza назвал протеометрией и предложил метод количественного учета, допускающий вычисление «наиболее вероятного числа» по таблицам.

Исследования Sturdza были продолжены его сотрудницами Busila и Ioannid (1965), которые впервые выдвинули гипотезу о значении разных видов протеев в характеристике загрязнения воды из разных источников. Они показали, что в канализационных сточных водах, куда сбрасываются человеческие фекалии, резко преобладает Рг. mirabilis. В сточных водах предприятий мясоперерабатывающей промышленности, наоборот, находили преимущественно Рг. vulgaris. В открытых водоемах в основном преобладал Рг. mirabilis, причем количество его возрастало тем в большей степени, чем массивнее было загрязнение водоема фекально-бытовыми сточными водами. В процессе самоочищения количество протеев вообще значительно снижается до полного исчезновения, но Рг. vulgaris остается дольше, что указывает на его большую устойчивость и приспособляемость к условиям существования во внешней среде.

Техника исследования, разработанная Sturdza и примененная в исследованиях Busila и Ioannid, заключалась в посеве 10-кратных разведений воды в конденсационную воду скошенного агара, каждое разведение — в 5 пробирок. По наличию вуалевидного налета определяли присутствие протея, а по продукции индола и ферментации мальтозы — его вид.

В 1966—1968 гг. изложенная выше гипотеза была проверена нами на большом числе проб-загрязненных речных вод и сточной жидкости на Кожуховской станции аэрации. Однако уже в 1966—1967 гг. мы убедились, что предлагаемая Sturdza методика малоприменима для экологического изучения протеев. В фекально-бытовых сточных водах, где можно было ожидать, на основании работ Busila и Ioannid, Рг. mirabilis, мы выявляли

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.