Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ШУМА ПРИ ИСПЫТАНИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ МОТОРОВ '

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ШУМА ПРИ ИСПЫТАНИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ МОТОРОВ Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
8
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ШУМА ПРИ ИСПЫТАНИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ МОТОРОВ »

нии на процессы кровотворения (синтез витамина В|2). В исследованной нами воде-всех горизонтов незначительное содержание кобальта (0,0—21,5 мкг/л). Следовательно, потребность организма в нем может быть удовлетворена всего на 0,076—0,34%. Содержание кобальта 11—21 мкг/л отмечено лишь в воде подмелового горизонта в 3,1% скважин. Вода с концентрацией кобальта 2—10 мкг/л встречается в подмело-вом и харьковском горизонтах, а вода с концентрацией кобальта 0,0—1 мкг/л — в меловом, бучакском и полтавском.

Таким образом, наши исследования показали, что во всех эксплуатируемых во доносных горизонтах Днепровско-Донецкой впадины большая часть микроэлементов содержится в таком количестве, которое обеспечивает лишь незначительную часть суточной потребности в них человека. Вопрос об удовлетворении потребности населения Харьковской области в микроэлементах представляет большой практический интерес. Требуется уточнить суточную потребность этих микроэлементов, изучить разные источники поступления их в организм и т. д.

ЛИТЕРАТУРА

В о й н а р А. О. Биологическая роль микроэлементов в организме животных и человека. М., 1953. —• Ковальский В. В. Биохимия, 1958, т. 23, в. 6, стр. 924. — Цапко В. В. Гигиенические рекомендации к выбору и использованию артезианских водоносных горизонтов Днепровско-Донецкой впадины в пределах УССР в качестве источников питьевого водоснабжения. Киев, 1962.

Поступила 12/Х 1964 г

УДК 613.641 : 621.436

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ШУМА ПРИ ИСПЫТАНИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ МОТОРОВ

Канд. мед. наук Р. А. Медведь

Горьковский институт гигиены труда и профболезней и кафедра гигиены Горьковского медицинского института им. С. М. Кирова

Изучением условий труда при испытании авиационных и дизельных моторов за нимался ряд авторов (Т. А. Орлова 3. Ф. Нестругнна и В. Ф. Руденко). Что ка сается автомобильных двигателей, то исследований, посвященных условиям труда при их испытании, нами не найдено.

Стремясь восполнить этот пробел, мы изучали спектры шума на стендах Горь ковского автозавода, где одновременно проходят испытания автомобильные двигатели разных моделей. Кроме того, на стенде в условиях бокса (центральная заводская ла боратория испытания двигателей) изолированно исследовали характер шума каждой модели двигателя при различных режимах работы.

Общие уровни интенсивности шумов и их спектры определяли в условиях производства с помощью шумомера Ш-З и анализатора шума типа АШ-2М (Ленинградский институт охраны труда), МИУ-5 и полуоктавного фильтра ПФ-1. При анализе шума учитывали влияние шумовых помех путем снятия спектра помех и наложения его на спектр исследуемого шума.

При испытании автомобильного двигателя модели ГАЗ-13 на стенде в условиях бокса интенсивность шума колеблется от 89 до 112 дб. В спектре зарегистрированных частот от 40 до 10 000 гц максимум звуковой энергии приходится на высокие частоты, в основном на зону частот 3200, 2400 и 4800 гц (рис. 1). Следовательно, шум от вы хлопной трубы двигателя ГАЗ-13 при испытании носит высокочастотный характер и превышает допустимую величину на 15—25 дб в спектре частот выше 600—800 гц. Интенсивность шума на каждой частоте возрастает с увеличением скоростного режима.

Сравнительное изучение интенсивности шума разных двигателей (ГАЭ-13, ГАЗ-12. двигатели так называемой малой серии, ГАЗ-бЗ, ГАЗ-69, ГАЗ-51, М-20 и М-21) при одном и том же скоростном режиме (3500 об/мин) показало, что наибольший по интенсивности шум (103—112 дб) возникает при испытании двигателя ГАЭ-13 и двигателя малой серии. Шум других двигателей — ГАЗ-12 и ГАЗ-21 (100—99 дб), ГАЗ-69. М-20 и М-21 (98 дб) и ГАЗ-51 (95 дб) — носит также высокочастотный характер с преобладанием звуковой энергии на тех же частотах порядка 2400 и 3200 гц.

1 Кандидатская диссертация. М., 1956.

По данным исследований на самой станции, где на стендах одновременно проходят испытания все указанные выше модели двигателей, шум имеет общую интенсивность 98—102 дб. Максимальная величина звуковой энергии приходится на частоты 2400 и 3200 гц.

В связи с работой мотора на участке испытания двигателей возникают и другие неблагоприятые факторы. По техническим условиям испытания двигателей ГАЗ-13 и малой серии производятся на более высоких скоростях, при этом повышается температура окружающего воздуха. Так, по данным измерений, температура воздуха в боксах при испытании особошумных двигателей возрастает к концу смены на 9°, достигая в отдельные периоды 41°. Загрязненность воздушной среды при испытании двигателей незначительна, так как выхлопные газы полностью удаляются вытяжной вентиляцией

100

90

SO

70

60

■17 75 150 300 Ш 600800 /200 1500 2400 3200 ШО 6400 5660

Рис. I. Спектральная характеристика шума двигателя ГАЭ-13 (напротив конуса

выхлопной трубы).

По оси ординат — уровень ш\ма (в г)б)\ по оси абсцисс — частоты (в гц). /--1500 об/мы к; 2 — 2000 об/мин; 3 — 2500 об/мин; 4 — 3000 об/мин. 5 4000 об/мин.

¡. цехе. Концентрация окиси углерода и предельные углеводороды (в пересчете на акролеин) большей частью находятся в пределах допустимых величин и лишь в отдельных случаях превышают нормативы в 2—3 раза.

Следовательно, на станции испытания автомобильных двигателей основным неблагоприятным.фактором является шум.

Условия испытания автомобильных двигателей таковы, что дефект в работе мотора воспринимается на слух по изменению шума двигателя; орган слуха у мотористов, таким образом, является рабочим органом. Если учесть, что постоянная слуховая нагрузка осуществляется при значительных параметрах шума (98—103 дб высокочастотного спектра), то можно ожидать у мотористов изменений слуха.

Для выявления сдвигов слуховой чувствительности мы провели аудиометрические исследования у 25 мотористов со стажем работы в условиях данного цеха от 2 до 15 лет. Обследуемые не имели заболевания органа слуха или травмы его. Постоянно находилось в условиях шума 15 мотористов, а 10 не подвергались воздействию шума, но выполняли по существу те же работы (устранение дефектов в двигателе).

Исследования проведены аудиометром А-2 как непосредственно в «шумной» обстановке цеха, так и в условиях «тихого» помещения. Каждого моториста обследовали 6 раз в течение дня на протяжении всей рабочей недели.

Использовали тональные пороги воздушной проводимости на частотах 256, 2048, 4096 и 8192 гц. За нулевой уровень были приняты показатели порога слуха, полученные у моторнстов-дефектчиков.

Исследования показали, что на всех без исключения частотах порог слышимости у мотористов увеличивается более чем на 10 <56 как перед обеденным перерывом, так

и особенно к концу рабочей смены. Изменение слуховой чувствительности при этом более выражено для частоты 4096 гц. Для частоты 8196 гц увеличение порога слышимости в динамике дня меньшее, чем для других.

Обращает на себя внимание и то, что в условиях тишины через 15—20 мин. после конца работы слуховая чувствительность не восстанавливается; порог слышимости на уровне 15 дб и более держится довольно стойко. Следует особо отметить,

что слуховая чувствительность у мотористов, подвергающихся длительному воздействию шума, уже до начала работы снижена более чем на 10 дб.

Такое стабильное понижение слуховой чувствительности, по-видимому, следует отнести к явлениям утомления слуха.

Состояние утомляемости слухового анализатора зависит от стажа работы в данном производстве (у мотористов одной и той же возрастной группы 31—40 лет). Наибольшее утомляющее действие шума (на 23—30 дб) отмечается на частоте 4096 гц (см. таблицу).

Пороги слышимости у рабочих с большим производственным стажем изменяются не только в условиях шума на рабочем месте, но и в условиях тишины, и более высокие на протяжении всего рабочего дня; достигают максимума (30 до) они к концу смены.

Данные гигиенической характеристики шума на участке испытания автомобильных двигателей и состояния органа слуха у мотористов свидетельствуют о необходимости проведения профилактических мероприятий по снижению шума.

35

Потеря остроты слуха (в дб) в зависимости от стажа работы

Повышение порога слышимости (в дб) на частоте 4096 гц

Стаж работы до работы, в условиях тишины в условиях цеха после работы, в условиях -тишины

начало работы до обеда в конце работы

До 5 лет • . . . Более 5 лет . . . 7,6 8,5 5,5 14,9 14.5 22.6 15,3 30,1 16,9 22,8

Рис. 2. Сравнительная спектральная характеристика шума выхлопа двигателя «малой серии» без глушителя и с глушением. По оси ординат — уровень шума (в 36); по оси абсцисс — частоты (в гц). 1 — шум выхлопа без глушения; 2 — шум у выхлопной трубы с «резиновым» глушителем; 3 — ШУМ у выхлопной трубы с автомобильным глушителем.

Существующий способ субъективной оценки качества наладки автомобильных двигателей в обследуемом цехе не позволяет вывести мотористов из-под воздействия шумового фактора. Радикально вопрос глушения шума может быть решен лишь при

использовании методов объективной оценки работы двигателей. Однако и в настоящее время возможно некоторое снижение шума. Прежде всего необходимы исследования с целью изыскания малошумных конструкций автомобильных двигателей. На испытательной станции шум может быть уменьшен, если вывести испытания особошумных двигателей в помещения с повышенной звукоизоляцией. Наблюдение над работой особошумных двигателей должно осуществляться с пульта управления. При дистанционном управлении необходимо оборудовать для мотористов звукоизоляционную кабину, конструкция которой была предложена нами согласно акустическим расчетам.

Наше предложение о глушении шума выхлопа автомобильного двигателя с помощью камерного глушителя, эффективно используемого в легковых автомашинах, дало положительный эффект. Сам автомобильный глушитель прост в изготовлении и дешев. Другой предложенный нами глушитель, надеваемый на выхлопную трубу двигателя в виде гофрированной резиновой муфты (резиновый глушитель с водяным охлаждением в виде «водяной рубашки»), оказался эффективным лишь в глушении высоких частот (рис. 2).

Необходимо также испытательные стенды и испытываемые двигатели устанавливать на специальные амортизаторы. Выхлопные трубы двигателей следует гермети-шровать, увеличить в диаметре и, как показали исследования, включать в тракт не более чем два колена. Требуется также максимально осуществить меры звукоизоляции и звукопоглощения.

В настоящее время в цехе ведутся работы по реализации предложенных рекомендаций

Поступила 3/1 1964 г

УДК 615.739.15-099-092 : 616.153.Я6

БЕЛКИ СЫВОРОТКИ КРОВИ ПРИ КОНТАКТЕ СО СВИНЦОМ

П. М. Явербаум

Кафедра биохимии Иркутского медицинского института и Иркутская областная клиническая больница

Изменение общего белка и его фракций в сыворотке крови при контакте со евин цом изучено далеко не достаточно. Литературные данные по этому вопросу весьма противоречивы. Поэтому мы решили обследовать группу практически здоровых лиц, соприкасающихся со свинцом. Одновременно изучали белок и белковые фракции сыворотки крови у группы доноров Иркутской областной станции переливания крови (контроль).

Общий белок определяли рефрактометром РЛУ; белковые фракции сыворотки крови исследовали методом электрофореза на бумаге.

В контрольной группе общий белок исследовали у 52 человек (11 мужчин и 41 женщина), белковые фракции сыворотки крови — у 40 (10 мужчин и 30 женщин). Возраст доноров колебался от 19 до 58 лет. В группе лиц, контактирующих со свинцом, общий белок определен у 56 человек (51 мужчина и 5 женщин), белковые фракции — у 58 (54 мужчины и 4 женщины). Возраст лиц в группе колебался от 22 до 59 лет. Средний стаж работы со свинцом у них составлял 9± 1 год (а= ±7,62 года)

Существенной разницы между средними показателями общего белка и его фрак ций у группы лиц, имевших контакт со свинцом, и у контрольной группы не выявлено.

В дальнейшем мы разделили группу работников, имевших контакт со свинцом, на две. В 1-ю из них вошли лица, имевшие контакт со свинцом до 10 лет, а во 2-ю — более 10 лет (средний стаж в 1-й группе 4,06 года, во 2-й — 17,3 года).

Оказалось, что среднее содержание общего белка и белковых фракций в группах лиц, имевших контакт со свинцом до 10 лет и более, в контрольной группе к в общей группе, имевшей контакт со свинцом, не имело существенного отличия. Таким образом, длительность контакта со свинцом не влияет на средний уровень общего белка и его фракций в сыворотке крови.

Мы сочли необходимым установить отклонение содержания общего белка и каждой фракции от нормы. За норму приняли М каждого показателя контрольной группы (±2 а).

Установлено, что в общей группе лиц, имевших контакт со свинцом, в 13,79% случаев снижена концентрация альбуминов, в 6,9% снижен уровень а (а, 4-аг)-глобулинов, в 12,07% повышен уровень р-глобулинов. \-Глобулины оказались повышенными

1 Разработанный комплекс мероприятий по шумоглушению был положен в основу проектирования мотороиспытательной станции Заволжского моторного завода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.