Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ МАЛЫХ ДОЗ МЕДИ, МАРГАНЦА И ЦИНКА НА ЖИВОТНЫЙ ОРГАНИЗМ'

К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ МАЛЫХ ДОЗ МЕДИ, МАРГАНЦА И ЦИНКА НА ЖИВОТНЫЙ ОРГАНИЗМ Текст научной статьи по специальности «Животноводство и молочное дело»

CC BY
45
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по животноводству и молочному делу , автор научной работы — А.М. Воробьева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ МАЛЫХ ДОЗ МЕДИ, МАРГАНЦА И ЦИНКА НА ЖИВОТНЫЙ ОРГАНИЗМ»

Результаты исследования сельскохозяйственных культур на яйца гельминтов

Метод орошения

Сельскохозяйственные культуры

X X д

о -К X х й а « Е 2 =

X о а-г з- о 2 л с

X с; Е и

*о 5 о и о ь- н х

картофель (ботва)

5 «>"

к и —

о -36 х

X Я а

и О Щ X £>Х X О

о.® х о « л _ с X С- Е о

ю 3 о а> О и Н х

картофель (клубни)

X ю 3

° я* £ О ш X

? X о 5

>>Х Х>о

£■= " °

« л _ о

х с; 2 о

юЗо с

о и н о

многолетние травы

"Их X X и

5 -о _ с х е- г о Ф и о а

О и Н X

лук

К о 2

о ;

Ж о 3

<и 2 й) X

«О Л С

X г г 5

Ю V О о

О и Н X

Дождевание......

Напуск по бороздам . . Затопление чеков неочищенной водой . . . . Затопление чеков очищенной водой .... Подпочвенное орошение

17

22

7

370 190

371

25

25 25

"/4

20

м/т

Примечание. В знаменателе указано число жизнеспособных яиц гельминтов.

числе жизнеспособные. Картофель (ботва и клубни), лук и многолетние травы, орошаемые сточной водой методами дождевания и напуском по бороздам, обильно загрязнялись яйцами гельминтов. Следует полагать, что этому способствовало непосредственное соприкосновение сельскохозяйственных культур с загрязненной яйцами гельминтов сточной водой, а также вымывание яиц гельминтов в более глубокие слои почвы при дождевании. Это подтверждается результатами исследования проб многолетних трав из чеков, затопляемых очищенной и неочищенной сточной водой.

В настоящее время хозяйство на ЗПО получает в основном молочно-животноводческое направление и занимается выращиванием многолетних кормовых трав, широко используя для их орошения сточные воды методом дождевания и затопления чеков. Поэтому для предупреждения загрязнения трав жизнеспобными яйцами гельминтов необходимо использовать только полностью дегельминтизированные сточные воды. Иначе будет происходить загрязнение культур яйцами гельминтов, что в свою очередь поведет к заражению людей во время уборки урожая. При загрязнении трав яйцами тениид может происходить заражение скота финнозом. Выращиваемые на ЗПО многолетние травы должны перерабатываться на сенную муку.

Поступила 2/111 1970 г.

УДК 612.015.31-06:в 12.392.6:[546.56 +546.711 +546.47

К ВОПРОСУ о влиянии МАЛЫХ ДОЗ МЕДИ, МАРГАНЦА И ЦИНКА НА ЖИВОТНЫЙ ОРГАНИЗМ

Канд. мед. наук А. М. Воробьева Ленинградский педиатрический медицинский институт

В последние годы рядом отечественных и зарубежных авторов установлено участие микроэлементов в минеральном обмене, в процессах оссификации. Вместе с тем до сих пор остается мало освещенным вопрос о влиянии отдельных микроэлементов и их совокупности на биохимические показатели обмена кальция и фосфора. Наряду с этим представляет несомненный интерес изучение влияния микроэлементов на активность некоторых медьсодержащих окислительных ферментов, способствующих ассимиляции кальция и фосфора. Данные литературы об этом не только недостаточны, но и противоречивы:

С целью изучения влияния малых доз меди, марганца и цинка на уровень общего кальция, неорганического фосфора, активность фосфомоноэстеразы-1 и церулоплазмина в сыворотке крови и активность цитохромоксидазы в ткани печени проведены экспериментальные наблюдения на 63 белых крысах весом 273—312 г (в отдельных группах вес крыс отклонялся от среднего не более чем на 25 г). Всех животных содержали на синтетической диете, рекомендованной Институтом питания АМН СССР. Источником белка служил казеин (18% по калорийности), жира — подсолнечное масло (27%), углеводов — маисовый крахмал (55%). Витамины включали в диету ежедневно в соответствии с суточной потребностью. Все микроэлементы вводили в солевую смесь в количествах, находящихся в зоне биотиче-

ского действия; медь —0,018, марганец —0,06, цинк —0,0108 мг на 100 г веса тела животного в сутки. В зависимости от состава микроэлементов в рационе крысы были разделены на 5 групп по 12—13 животных. Получала корм с содержанием всех микроэлементов 1-я группа, служившая контролем; из солевой смеси рациона 2-й группы была исключена медь, из рациона 3-й группы — марганец, из рациона 4-й группы — цинк, из рациона 5-й группы — все эти 3 микроэлемента. На протяжении —6 месяцев (период наблюдения) корм выдавали крысам в соответствии с их весом. В конце эксперимента животных забивали путем декапитации.

Результаты исследований обработаны статистически по способу для малого числа наблюдений (П. Ф.Рокицкий).

Животные всех 4 экспериментальных групп (2—5-я) были менее подвижны, чем контрольные. В последние 2 месяца наблюдения у значительной части крыс появились признаки поражения кожи — изменение шерсти с потерей глянцевитости, участки облысения, особенно выраженные у крыс 5-й группы.

Согласно полученным данным, микроэлементы оказывают существенное влияние на уровень изучаемых показателей минерального обмена. У животных контрольной группы (1-я) содержание кальция и неорганического фосфора в скворотке крови составляло 10,8 и 7,8 мг%, т. е. соответствовало норме. У животных 2, 4 и 5-й групп наблюдалось снижение содержания как кальция, так и фосфора. У крыс 3-й группы, в солевой смеси рациона которых отсутствовал марганец, уровень указанных элементов в крови оказался несколько выше — соответственно на 18,5 и 20,5%, чем у контрольных животных, что составило 12,8 и 9,4 мг. Исключение из пищи добавок меди и цинка (2-я и 4-я группы) приводило к статистически достоверному снижению содержания общего кальция в сыворотке крови на 11,6 и 11,2%, а неорганического фосфора — на 14,1 и 16,0% (Р<0,05 и 0,01). Особенно низким оказался уровень кальция и фосфора у животных 5-й группы и составлял соответственно 7,1 и 5,8 мг%, что на 34,3 и 25,7% ниже, чем в контроле.

При определении активности щелочной фосфатазы в сыворотке крови установлена наиболее высокая величина активности ее у животных 2-й группы, равная 9,67 ед. по сравнению с 6,9 ед. у животных, входящих в контрольную группу. Увеличение показателя ферментной активности, составляющее 2,77 ед., т. е. на 40%, статистически достоверно (¿=6,6; Р<0,001). Существенные изменения в активности фосфомоноэстеразы-1 отмечены у крыс 3-й группы, не получавших добавок марганца; у них была самая низкая средняя величина активности —3,4 ед., что на 3,5 ед. или в 2 раза меньше, чему животных 1-й группы (í—5,8; Р<0,001).

Несомненный интерес представляет влияние цинка на активность щелочной фосфатазы. Сведения об этом весьма противоречивы (А. И. Войнар; А. П. Скоблин и И. М. Белоус; Г. А. Бабенко, и др.). Имеются указания, что ионы цинка в зависимости от условий могут играть роль как активатора, так и ингибитора фосфатаз (Г. Е. Владимиров и С. Н. Лыз-лова, и др.). По результатам наших исследований при исключении из рациона цинка у животных 4-й группы активность этого фермента составляла 4,4 ед., т. е. была на 2,5 ед. или на 36%, ниже, чем в контрольной группе (f=5,2; Р<0,001).

Таким образом, наши эксперименты показали, что медь оказывает ингибирующее, а ионы марганца и цинка активирующее влияние на щелочную фосфатазу сыворотки крови крыс.

Интересно сравнить данные, полученные в 5-й группе животных, которым не добавляли в рацион ни меди, ни марганца, ни цинка, с данными, полученными в группах животных, которым давали с кормом дополнительно по 2 микроэлемента: марганец и цинк (2-я группа), медь и цинк (3-я группа), медь и марганец (4-я группа). Так, например, активность фосфомоноэстеразы-1 у крыс 5-й группы, в среднем составлявшая 5 ед., на 4,67 ед., или в 1,93 раза ниже, чем у крыс 2-й группы (Р<0,001). Статистически достоверная разница получена и при сопоставлении показателей 5-й и 3-й группы (1,6 ед., при t=2,8; Р<С0,01). И только разница между средними величинами активности фермента в 5-й и 4-й группе, равная 0,6 ед., оказалась статистически недостоверной (Р>0,05).

Недостаточное поступление меди в организм приводит к значительному уменьшению показателей активности цитохромоксидазы в печени и церулоплазмина в сыворотке крови. У животных 2-й и 5-й группы активность их составляла наименьшую величину: цитохромоксидазы— соответственно 1,8 и 1,6 ед. плотности в минуту, что на 2,7 ед., или в 2,5 раза, и на 2,9 ед., или в 2,8 раза, ниже по сравнению с контролем (Р<0,001); церулуплаз-мина —45,3 и 50,1 условной ед. по сравнению с 60,8 ед. у контрольных животных, т. е. на 25,5 и 17,6% ниже (Р<0,001 и 0,01). Введение в диету с солевой смесью биотических доз меди (1, 3 и 4-я группа) обеспечило высокую активность указанных ферментов.

Исключение добавок марганца из корма крыс 3-й группы привело к статистически достоверному снижению активности цитохромоксидазы фермента до 2,8 ед., что на 37,8% ниже, чем в контроле—4,5 ед. (Р<0,01). Показатель активности церулоплазмина в сыворотке крови животных этой группы оказался на высоком уровне —75,6 ед., т. е. на 24,3% выше, чем у контрольных—60,8 ед. (Р<0,001).

Таким образом, у животных, не получающих длительное время достаточного количества марганца, понижалась активность цитохромоксидазы и повышалась активность церулоплазмина, что, по-видимому, является защитной реакцией организма.

Данные литературы о влиянии цинка на цитохромоксидазу также противоречивы (А. П. Скоблин и А. М. Белоус; Г. Е. Владимиров и С. Н. Лызлова). Наши опыты показали, что длительная недостаточность цинка (4-я группа) вызывает некоторое повышение

4 Гигиена и санитария Jft 11

97

показателя активности этого фермента в ткани печени до 5,9 ед., что на 1,4 ед., или на 31,1 % выше, чем у контрольных животных (Я<0,01). На основании этого можно полагать, что ионы цинка в определенной степени оказывают угнетающее влияние на цитохром-оксидазу.

Таким образом, из наших наблюдений следует, что добавка малых доз меди, марганца и цинка к рациону животных, а также исключение из солевой смеси одного из микроэлементов обусловливает значительное различие в содержании кальция и фосфора и ферментной активности. Подобные изменения трудно объяснить только недостаточностью определенного микроэлемента, по-видимому, имеет существенное значение комплексное воздействие микроэлементов, зависящее от их соотношения.

Выводы

1. Медь, марганец и цинк, поступающие в организм животных в условиях хронического опыта в биотических дозах (0,018, 0,06 и 0,0108 мг на 100 г веса тела), способствуют нормализации уровня общего кальция и неорганического фосфора в сыворотке крови; дефицит меди и цинка приводит к снижению их содержания соответственно на 11,4 и 15%, дефицит марганца — к повышению на [8,5 и 20,5%.

2. Длительный недостаток меди, марганца и цинка вызывает значительное снижение содержания как общего кальция, так и неорганического фосфора (на 34,3 и 25,7%), что свидетельствует о глубоком нарушении фосфорно-кальциевого обмена в организме животных.

3. Биотические дозы меди оказывают ингибирующее действие на щелочную фосфата-зу и стимулирующее — на цитохромоксидазу печени и церулоплазмин крови; под влиянием рациона, лишенного меди, активность фосфатазы возрастает, тогда как активность цитохром-оксидазы и церулоплазмина существенно снижается.

4. Ионы марганца служат активатором фосфомоноэстеразы-1 и цитохромоксидазы; длительная недостаточность марганца приводит к значительному снижению активности этих ферментов, активность церулоплазмина при этом возрастает.

5. Цинк в малых дозах повышает активность щелочной фосфатазы и угнетает в определенной степени цитохромоксидазу, не оказывая существенного влияния на церулоплазмин сыворотки крови.

6. Для нормализации содержания кальция и фосфора в крови и активности изученных ферментов существенное значение имеет не только абсолютное содержание микроэлементов, но и их соотношение в рационе.

ЛИТЕРАТУРА

А

Бабенко Г. А. Микроэлементы в экспериментальной и клинической медицине. Киев, 1965. — Владимиров Г. Е., Лызлова С. Н. Энзимология. Л., 1962. — В о й н а р А. И. Биологическая роль микроэлементов в организме животных и человека. М., 1960. — Рокицкий П. Ф. Биологическая статистика. Минск, 1964. —Скобли н А. П., Белоус А. М. Микроэлементы в костной ткани. М., 1968.

__Поступила 20/XI 1969 г.

УДК 613.644:625.144.5

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ШУМА ТЯЖЕЛЫХ ПУТЕВЫХ

МАШИН

Н. И. Иванов, Г. Е. Скородумов (Ленинград)

Борьбе с шумом на тяжелых путевых машинах до настоящего времени уделялось недостаточное внимание. В связи с этим кафедрой охраны труда Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта совместно со службой пути Октябрьской железной дороги были проведены исследования на тяжелых путевых машинах нескольких десятков типов. Замеры шума производились прецизионным измерителем уровня шума «Брюль и Кьер» с октавными фильтрамиг/з октавным анализатором шума «Брюль и Кьер» с самописцем.

Шум измерялся в кабинах управления машинами, на выносных и дистанционных пультах управления, в помещениях дизельэлектростанций, а также во всех других местах нахождения обслуживающего персонала. Шумовое поле, возникающее вокруг машины при ее работе, измерялось на расстоянии 1, 3, 5 и 7 м по бокам машины и на расстоянии 1, 2 и 5 м впереди и сзади машины, так как в этих пределах на путевых машинах находится дополнительный обслуживающий персонал. Микрофон в кабинах устанавливался на высоте 1,5 лот пола, а на выносных дистанционных пультах и постах управления — на уровне головы механика. Изменения производились на основных рабочих режимах.

Основными источниками шума на исследованных машинах являются рабочие органы, соприкасающиеся с балластом: двигатели и выхлопные устройства. Выявлено, что уровни шума дизелей, установленных на путевых машинах, при номинальной нагрузке равня-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.