Число колоний в I мл воды Иркутского водохранилища при разных температурах
выращивания на МП А
Пункт забора проб
Дата
3
с*
О а
се ^ О.Х
£3
<п сз с С.
V й
не-
прозрачность (в м)
Число колоний В 1 МЛ
температурные условия выращивания на МПА
20"
37°
На 300 м выше плотины, поверхностная проба . . 10 м глубины .... 20 » » .... 30 » » ....
Середина русла водохранилища между Уладово и Курминск, поверхностная
проба . . .*......
10 м глубины .... 20 » » ....
Створ № 8, в 29 км от Бай -кала, поверхостная проба 10 м глубины .... 20 » » ....
Большая Речка, поверхностная проба .......
• 22/УШ 1959 г. • 12,4 . 4,8 0 15 5 111
То же 11,4 4,8 0 8 10 105
» » 10 0 10 10 43
» » 10,5 4.8 8 9 43
24/УШ 1959 г. 1 Ф 16,5 5 7 70 50
То же • 9,8 5 1 600 700 280
» » 6 5 400 940 320
» » 16,5 4,5 Роста нет
» 5,2 4,5 164 40 12
1 » 5,1 100 180 12
25/УШ 1959 г. 4,8 Превы- 35 20 40
(У Дна шает глу- ««
4,2) • , • бину 1 •
Я X
* 3 о. 2
ПГ 5* X £
н 2
с
3"
о
ч
со
Результаты исследования (см. таблицу) показали, что в пробах, взятых в конце водохранилища, у плотины, не обнаруживалась хладо-фильная микрофлора, а в пробах воды средней и верхней трети водохранилища был ясно выражен рост микробов на холоду (при 8°).
Таким образом, проведенные наблюдения показали, что факт наличия или исчезновения хладофильных микробов в воде Иркутского водохранилища имеет санитарное значение, поскольку указывает на степень сохранения безупречного качества воды, которое она имела в озере Байкал.
Поступила 20/VI 1961 г.
& #
' % %
СИ .
«
К ОЦЕНКЕ ШУМА МАШИН, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Кандидат медицинских наук Э. И. Гольдман
Из Центрального научно-исследовательского института механизации и энергетики
лесной промышленности
Механизация трудоемких процессов в лесозаготовительной промышленности потребовала создания и внедрения новых специализированных высокопроизводительных машин.
Мы провели при помощи шумомера Ш-2-ЛИОТ измерения уровня громкости и частотной характеристики шумов, возникающих при работе таких машин. Для получения спектральной характеристики использовали способ записи шумов на магнитную ленту с последующим их анализом на спектрометре СЗЧ. По методике, принятой в Институте
5 Гигиена и санитария. № 6 *
гигиены труда и профессиональных заболеваний, все измерения шума производили, как правило, на рабочих местах. *
Основным источником шума на валке леса являются электро- и бензомоторные пилы, при помощи которых производят подпил и спили-вание деревьев, а на последующих операциях — раскряжевку хлыстов (разделку деревьев).
Шум при работе электропилы складывается главным образом из шума, возникающего за счет зубчатой передачи, и частично — за счет движения пильной цепи. Уровень шума при работе электропил К-6 составлял: на холостом ходу 82—85 дб, при пилении — 85—90 дб. Исследование частотного состава спектра шума показало, что в нем преобладают частоты 1600—2000—3200 гц, что превышает предельно допустимый уровень в этой области на 4—10 дб.
Снижения шу^ электропил целесообразно добиваться по пути изменения его частотной характеристики (использование зубчатых передач, сделанных из пластмассы или других материалов, не дающих высокочастотного шума при соударениях).
Таблица 1
Уровни шума бензомоторных пил
ф Тип пилы Общий уровень шума (в дб) • • 1 Преобладающие частоты (в гц) • • Превышение предельно допустимого уровня (в дб)
• холостой ход пиление холостой ход пиление
# Кама-1 • • • • • Урал-10..... Урал-20..... Дружба-60 .... 88—90 87—89 96 87—88 103—106 102—106 112—114 95—99 800—1 010—1 200 408—500—800—1 000 120—600—800—1 000 800 3-5 8—21 3—16 4—28 2—14
Таблица 2
Уровни шума трелевочных тракторов
Режим работы тракторов • Общий уровень шума (в дб) в кабинах тракторов
ТДТ-40 (выпуск 1960 г.) ТДТ-60 % С-80
----— Малые обороты (во время стоянки) . . . Третья » ........... Четвертая » ........... Пятая » ........... 96 96—97 97—110 99—110 102—110 93—103 107—112 102—115 105—117 109—117 • 96 105—107 106—110 106—111
Источником интенсивного шума при работе бензомоторных пил разных типов является выхлоп двигателя. Результаты измерения общего уровня шума бензомоторных пил и его частотной характеристики приведены в табл. 1. Бензомоторные пилы всех образцов во время пиления создают шум, значительно превышающий предельно допустимый, особенно в области средних и высоких частот, так как применяемые глушители пока еще недостаточно эффективны. На трелевке леса (механизированное перемещение дерева от места повала до погрузки его на лесовозный транспорт) шум создается трелевочными лебедками и тракторами. При работе лебедки шум возникает за счет дизельного двигателя и колеблется от 103 до 108 дб. Максимум звуковой энергии падает на низкие и средние частоты. Шум лебедок превышает допустимый уровень в области низких частот на 3—5 дб, средних частот—на 10—15 дб, высоких частот—на 10—18 дб.
В трелевочных тракторах шум также возникает за счет работы
дизельного двигателя (табл. 2).
Из данных табл. 2 видно, что во время стоянки при работе двигателя на малых оборотах общий уровень шума большинства тракторов составляет 96 дб, достигая лишь на ТДТ-60 103 дб. Во время движения трактора по мере увеличения скорости уровень шума увеличивается, достигая 109—117 дб. Спектр шума тракторов отличается большим диапазоном частот (рис. 1), максимум звуковой энергии падает на область низких частот.
Задачу снижения шума на трелевочных лебедках и тракторах нужно решать путем разработки и внедрения эффективных глушителей на выхлопе дизеля, а также уменьшения ударного шума Дб в самом дизеле и коробке передач трактора.
При транспортировке леса шум измеряли в кабинах лесовозных автомоби-
1600 г и
Рис. К Спектры шума в кабинах тракторов.
/ - ТДТ-40; 2 — ТДТ-60; 3 — С-80.
Дб
но 100 30 80\•
Л7
60
2
1—1_I_I_!__I.
-I_I_I_I_I_I_I_I-1-1-1-1.
леи, мотовозов, экспериментальном тепловозе и электровозе. В кабине автомобилей уровень его колебался у ЗИЛ-151 от 96 до 105 дб, у МАЗ-501 — от 92
до 107 дб, у ЯАЗ-214 —от 81 до 92 дб. В спектре шумов лесовозных автомобилей преобладали низкочастотные составляющие. Наиболее высокий уровень и превышение допустимых норм отмечалось в кабине
. автомобиля МАЗ-501. Наиболее благоприятный спектр шума был у автомобиля
ЯАЗ-214.
Проведенные исследования на узкоколейном железнодорожном транспорте показали, что общий уровень шума колебался в мотовозах от 93 до 102 дб,
3200 6400гц в опытном тепловозе
ТУГМ-4 — от 94 до 98 дб и в опытном электровозе
ЭТУ-4-01 — от 92 до 93 дб.
Спектр шума мотовозов, тепловозов 'И электровозов характеризовался преобладанием низких частот. Основное же превышение допустимого уровня отмечалось в области средних и высоких частот (от 2 до 8 дб). В кабине электровоза шум значительно ниже допустимого.
Приведенные данные говорят о необходимости разработки и внедрения мероприятий по снижению уровня шума, в особенности автомобилей Минского автозавода, мотовозов и тепловозов, за счет уменьшения шума двигателей и улучшения шумоизоляции кабины водителей.
На нижних складах леспромхозов выполняются работы по разгрузке деревьев, обрезке сучьев, раскряжевке хлыстов, сортировке, штабелевке и отгрузке сортиментов. В состав нижних складов могут входить также цехи и предприятия по переработке древесины (тарные и лесопильные производства).
Вблизи нижних складов, как правило, располагаются электростанции, обеспечивающие электроэнергией лесозаготовки, деревообрабатывающие предприятия, а также рабочие поселки. На многих из перечис-
50 100 200 400 800 1600
Рис. 2. Спектры шума дисковой пилы.
1 — пиление; 2 — холостой ход.
V I
5*
67
ленных участков работ на нижних складах применяется оборудование, являющееся источником шума, интенсивность которого может значительно превышать допустимый уровень. Особенно это относится к круг-лопильным станкам (в частности, к дисковым пилам) и дизельным электростанциям.
Уровень шума дисковых пил при холостом вращении диска колеблется от 85 до 89 дбу а во время пиления — от 100 до 105 дб. Спектральная характеристика шума при этом (рис. 2) отличается абсолютным преобладанием шума в области высоких частот, превышение допустимого уровня достигает в высокочастотной части спектра 20 дб.
Шум дисковых пил и других лесопильных станков характеризуется кратковременностью и периодичностью, причем прерывистый характер его с максимумом звуковой энергии в области высоких частот может оказывать наиболее неблагоприятное действие на организм человека. Шум большинства круглопильных станков выделяется резко выраженной неблагоприятной характеристикой среди прочих шумов, отмечающихся в лесной промышленности.
• По своему характеру шумы большинства деревообделочных станков во время холостого хода следует отнести к низко- и среднечастот-ным (табл. 3).
Таблица 3
Уровни шума лесопильных и деревообделочных станков
Общий уровень шума (в дб)
Тип станка
• холостой ход рабочий ход
Двухэтажная лесопильная рама РД-76:
на рабочем месте рамщика . . . 87 90—92
на рабочем месте помощника рам-
щика ............ 93 95—97
Лесопильная рама Р65-1...... 84 86
Лесопильная рама РТМ....... - 91
Тарно-брусковочный станок..... 84 100—101
Тарно-делительный станок..... • 87 100—103
Тарно-развальный станок...... 90 100—101
Шпалорезный станок ТДТ-6..... 87—91 90—95
Обрезной станок........... 83—89 86—92
Строгальный 4-сторонний станок 90—93 97—98
СП-30-1.............
Рейсмусовый станок........ 87 94—97
Как правило, во время холостого хода он не превышает предельно допустимого уровня. Во время пиления, резания, строгания спектр шума меняется в сторону резкого преобладания высоких частот.
Проведенные исследования позволили установить, что во время рабочего хода различных лесопильных станков превышение допустимого уровня шума в области средних и высоких частот составляет
7—20 дб.
Эти данные свидетельствуют о необходимости всемерного осуществления мероприятий по уменьшению шума в лесопильных производствах: оборудования круглопильных станков прижимными подушками и «воротниками» для уменьшения вибрации дисков, специальными звукоизолирующими укрытиями или боксами с управлением станками из цеха.
Одним из перспективных мероприятий по ограничению действия шума дисковых пил и других шумящих механизмов на нижнем складе является создание специальных звукоизолированных кабин для рабочих, обеспеченных вентиляцией, отоплением, местным освещением, ра-
пиональным расположением систем управления и достаточным обзором. Создание таких кабин, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, является актуальной задачей в связи с появлением полуавтоматических и автоматических линий разделки хлыстов, включающих дисковые и другие виды пил и требующих наличия специального пульта управления.
Исследования показали, что наиболее высокие уровни шума отмечаются при работе дизельных двигателей. Так, общий уровень шума при работе 3 дизелей составлял 103—109 дб, при работе локомобильных двигателей «Грама-6» шум не превышал 85 дб. В спектре шума дизельных двигателей (рис. 3) преобладают все три вида частот (высокие, средние и низкие). Превышение допустимого уровня в области высоких частот при работе 3 дизелей составляло 13—19 дб.
Мероприятия по предупреждению профессиональных заболеваний у рабочих электростанций включают устройство отдельных помещений с хорошей звукоизоляцией и пультом управления, где рабочие должны проводить большую часть рабочего времени; применение средств индивидуальной защиты (противошумы, заглушки и пр.).
Все рабочие лесозаготовительной промышленности, которые подвергаются воздействию шума, превышающего допустимый уровень, периодически должны проходить медицинские осмотры.
Таким образом, для снижения шума и предупреждения его вредного действия на здоровье рабочих необходимо:
а) разработать и осуществить в самое короткое время мероприя« тия по шумоглушению машин и механизмов, широко применяемых в лесной промышленности или подготовленных к внедрению, шум которых превышает допустимый уровень;
б) разрабатывать и осуществлять мероприятия по шумоглушению на вновь создаваемых для лесной промышленности машинах и механизмах в процессе их конструирования;
в) осуществлять контроль за уровнем шума машин и механизмов как на стадии опытных образцов, так и при их серийном выпуске.
Включать в технические условия машин требования по ограничению шума, а в паспорта машин — характеристики их шума.
1600 3200 6400щ
Рис. 3. Спектры шума в помещениях электростанций.
/ — дизели 1-Д-12; 2 — дизели 1-Д-6; 3— «Грама-6>.
Поступила 28/Х 1961 »,
* * *