Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЖИМА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПТУ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЖИМА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПТУ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
19
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYGIENIC ASSESSMENT OF THE TEACHING REGIMEN OF PROFESSIONAL TECHNICAL SCHOOL STUDENTS

Physical development, muscular strength and static endurance were examined in 68 adolescents, who were studying in the professional technical school, was investigated. A significant increase of these indices took place in the two year period of their training. The author proves the expediency of alternating every other day the theoretical subjects with the industrial training for a length of 6 to 7 hrs a day.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЖИМА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПТУ»

УДК В7*.В1-053.в:Св58.3в«.1:в21

Канд. мед. наук В. А. Мельченко

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЖИМА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПТУ

Харьковский научно-исследовательский институт охраны здоровья детей и подростков

им. Н. К. Крупской

Известно, что обучение в профессионально-технических училищах ПТУ станочным профессиям предъявляет повышенные требования к мышечной системе, состояние которой у подростков определяется непрерывным морфологическим и функциональным совершенствованием. При этом труд станочника характеризуется вынужденной стоячей позой в полусогнутом положении, что сопровождается заметным статическим напряжением скелетной мускулатуры.

Исследованиями (Н. К. Верещагин) установлено, что статистическая работа, несмотря на незначительные энергозатраты, более утомительна, чем динамическая, а ее продолжительность и интенсивность зависят прежде всего от выносливости мышц. В связи с этим мы поставили своей целью определить влияние производственного обучения станочным профессиям на мышечную силу и выносливость подростков — учащихся ПТУ машиностроительного профиля. Одновременно изучали гигиенические условия обучения, особенности учебно-производственного режима и физическое развитие подростков. Под нашим наблюдением находилось 68 учащихся ПТУ № 4 Харькова в возрасте 15—16 лет. Профессию токаря осваивали 50 подростков, фрезеровщика — 18. Ввиду того что обе станочные профессии почти однородны по основным производственным и профессиографическим характеристикам, а обучение подростков проходило в одинаковых санитарно-гигиенических условиях, динамические наблюдения и обобщение полученных данных проводились нами совместно по обеим профессиям и раздельно по полу.

Результаты исследований показали, что санитарно-гигиенические условия обучения в основном соответствовали установленным нормам. Анализ основных показателей физического развития за весь период обучения (2 года) позволяет констатировать, что к концу 2-го года по сравнению с началом 1-го года показатели физического развития заметно возросли. Так, в начале 1-го года обучения у юношей рост стоя составлял в среднем 166±0,98 см, вес — 54±0,94 кг, окружность груди — 81±0,89 см, жизненная емкость легких — 3770±68,79 см3, а в конце 2-го года обучения эти показатели соответственно увеличились до 171,8±0,93 см, 63,2± 1,57 кг, 84,9±0,64 см, 4307+82,3 см3, У девушек в начале 1-го года обучения рост стоя составлял 158±1,52 см, вес — 52±1,5 кг, окружность груди — 80,5±1,34 см, жизненная емкость легких —2870± 111,39 см3, а в конце 2-го года—соответственно 159,9± 1,55 см, 56,2± 1,58 кг, 81,6± 1,13 см и 3050±89,9 см3. Из приведенных данных видно, что за время обучения все показатели физического развития у юношей заметно увеличились (Р<0,001), в то же время у девушек, за исключением веса (Р<0,05), увеличение этих показателей было менее выраженным (Я>0,5).

Известно, что мышечная сила и выносливость зависят не только от уровня физического развития подростков, но и от особенностей учебно-производственного процесса. Расписание занятий в училище составлено таким образом, что теоретические предметы чередуются через день с производственным обучением. Занятия проводятся в первую смену с 8 ч 20 мин до 14 ч 25 мин. В дни теоретических занятий между уроками устраиваются 10-минутные перерывы, которые учащиеся в теплое время года проводят на открытом воздухе. При производственном обучении предусматриваются 20-минутные перерывы через каждые 2 ч работы.

В динамике учебно-производственного процесса установлено, что в начале 1-го года обучения после теоретических занятии мышечная сила пра-

Таблица 1

Результаты исследования становой силы и выносливости у юношей — учащихся ПТУ

1 Период исследований Достоверность различий (Р)

Показатели измерения силы и выносливости начало 1-го года обучения конец 1 - го года обучения конец 2-го года обучения М,М, м,м,

М,±т1 М,±т, М,±т,

Теоретические занятия

Становая сила (в кг) 90,72:1,3 100,02:1,4 92,52:1,32 <0,001 <0,001 >0,5

Статическая выносли-

вость (в с) 72,72:2,3 58,22Ц,9 68,72:1,85 <0,001 <0,001 >0,5

Статическая выносли-

вость (в кг/с) 1,22:0,32 1,82:0,46 1,32:0,78 <0,001 <0,001 >0,5

Практические занятия

Становая сила (в кг) 92,2— 1,97 98,02:1,53 97,02:1,86 <0,05 >0,5 >0,1

Статическая выносли-

вость (в с) 69,3— 1,59 61,12:1,48 67,22=5,9 <0,001 >0,5 >0,5

Статическая выносли-

вость (в кг/с) 1,32:0,75 1,62:0,67 1,42:0,73 <0,05 >0,5 >0,1

вой кисти у юношей составляет в среднем 41,3±0,64 кг, левой — 37,7± 0,78 кг, у девушек — соответственно 31,7±0,98 и 30 ±0,75 кг; после практических занятий в начале 1-го года обучения мышечная сила правой кисти у юношей составляет 43,1 ±0,71 кг, левой —40,2±0,78 кг, у девушек — соответственно 31,6±0,65 и 29,7±0,53 кг. К концу 1-го года обучения после теоретических и практических занятий у юношей наблюдается увеличение мышечной силы кистей рук по сравнению с началом учебного года (Р< <0,001), а у девушек — некоторое уменьшение изучавшихся показателей (Р>0,5). К. концу 2-го года обучения у юношей мышечная сила кистей рук по сравнению с началом 1-го года обучения значительно увеличивается. При этом после теоретических и практических занятий отмечается достоверное увеличение изучавшихся показателей (Р<0,001). Аналогичная направленность изменений силы кистей рук обнаружена у девушек после теоретических занятий (Р<0,001).

Однако после практических занятий в конце 2-го года обучения у них зафиксирована тенденция к снижению мышечной силы по сравнению с 1-м годом обучения (Р>0,5). Уменьшение силы кистей рук у девушек после практических занятий к концу 2-го года по сравнению с началом 1-го года производственного обучения свидетельствует, по-видимому, о развитии утомления.

Как указано выше, работа токаря и фрезеровщика сопровождается статическим напряжением скелетной мускулатуры. В связи с этим значительный интерес представляет исследование становой силы и выносливости подростков. В результате анализа полученных данных установлено, что на 1-м году обучения у юношей становая сила после теоретических занятий составляет 90,7±1,3 кг, в конце 1-го года — 100,0± 1,4 кг, а в конце 2-го года — 92,5± 1,32 кг; статическая выносливость — соответственно равняется 72,7±2,3, 58,2±1,9 и 68,7± 1,85 с. После практических занятий становая сила у юношей на 1-м году обучения составляет 92,2± 1,97 кг, в конце 1-го года — 98± 1,53 кг и в конце 2-го года обучения — 97± 1,86 кг; статическая выносливость — соответственно равна 69,3±1,59, 61,1±1,48 и 67,2± ±5,9 с (табл. 1).

Аналогичная направленность изменений становой силы и выносливости зарегистрирована и у девушек (табл. 2).

2 Гигиена и санитария № 9

33

Таблица 2

Результаты исследования становой снлы и выносливости у девушек — учащихся ПТУ

Период исследований Достоверность различий (Р)

Показатели измерения силы и выносливости начало 1-го года обучения конец 1 -го года обучения конец 2-го года обучения м,м.

Мг±т, М,±т, М,±тг

Теоретические занятия

Становая сила (в кг) Статическая выносливость (в с) Статическая вы- 55,32:1,2 87,5—4,3 65,52:1,79 67,92:3,38 57,02:1,27 72,72:3,2 <0,001 <0,001 <0,001 >0,5 >0.5 <0.001

носливость (в кг/с) 0,6^0,12 0,92:0,04 0,82:0,03 <0,01 >0.5 <0,05

Практические занятия

Становая сила (в кг) Статическая выносливость (в с) Статическая выносливость (в кг/с) 55,8^0,95 89,4—2,7 0,62:0,023 60,72:0,96 69,82:2,7 0,82:0,029 53,42:1,59 87,32:2,1 0,62:0,021 <0,001 <0,001 <0,001 <0,001 <0,001 <0,001 <0,05 >0,5

Эти данные свидетельствуют о том, что становая сила у подростков обоего пола к концу 1-го года обучения по сравнению с его началом достоверно увеличивается.

Что касается статической выносливости, то она за этот период существенно снизилась (Р<0,001). Так, к концу 2-го года обучения становая сила достоверно увеличилась (Р<0,001), а статистическая выносливость снизилась по сравнению с концом 1-го года обучения (Я<0,001). При этом у девушек со значительно меньшей становой силой статическая выносливость была выше, чем у юношей.

Эти данные указывают на то, что измерение статической выносливости в секундах, принятое в настоящее время, неправомерно без одновременного учета мышечной силы, так как нельзя утверждать, что между силой и выносливостью существует обратная связь. С нашей точки зрения, выносливость следует представлять как величину силы, приходящейся на единицу времени ее поддержания (в килограмм/секундах). При этом наблюдается прямая связь статической выносливости с силой, а исследования, проведенные в динамике, позволяют, с одной стороны, выяснить параллелизм изменений этих функциональных показателей, а с другой — делают эти показатели легко сопоставимыми при оценке полученных данных.

Исходя из сказанного, можно считать, что становая сила и выносливость у подростков к концу 1-го года обучения достоверно увеличились по сравнению с начальным периодом обучения в профессионально-техническом училище. Это свидетельствует о благоприятном влиянии на мышечную силу и выносливость учебно-производственного режима и физической нагрузки на 1-м году обучения.

К концу 2-го года обучения после теоретических занятий становая сила и выносливость у подростков обоего пола несколько снизились по сравнению с концом 1-го обучения. После практических занятий оба показателя у юношей существенно не изменились, а у девушек несколько снизились, что явилось, по-видимому, следствием более интенсивной умственной и физической нагрузки на 2-м году обучения, чем на 1-м. Ознако эти показатели как у юношей, так и у девушек в конце 2-го года обучения были выше, чем в начале 1-го года.

Полученные данные свидетельствуют о том, что за период обучения подростков в ПТУ показатели их физического развития, мышечной силы и выносливости (особенно у юношей) заметно увеличились; это объясняется ана-томо-физиологическими особенностями их роста и развития, отсутствием отрицательного влияния учебно-производственных факторов на организм обследованных. Некоторое снижение мышечной силы кистей рук у девушек после практических занятий и отсутствие заметных сдвигов в показателях физического развития могут быть расценены как проявление утомления, причем в незначительной степени, что в конечном итоге является, по-види-мому, результатом более замедленных темпов адаптации организма девушек к новым условиям.

Таким образом, учебно-производственный режим с чередованием теоретических занятий и производственного обучения через день и с ежедневной продолжительностью занятий 6—7 ч в основном благоприятно влияет на физическое развитие и функциональное состояние скелетной мускулатуры у подростков — учащихся ПТУ машиностроительного профиля. | > ] ]

Л И ТЕРАТУРА. Верещагин Н. К- — В кн.: Во просы физиологии труда М., 1957, с. 38—50.

Поступила 4/1X 1975 г

HYGIENIC ASSESSMENT OF THE TEACHING REGIMEN OF PROFESSIONAL

TECHNICAL SCHOOL STUDENTS

V. A, Melchenko

Physical development, muscular strength and static endurance were examined in 68 adolescents, who were studying in the professional technical school, was investigated. A significant increase of these indices took place in the two year period of their training. The author proves the expediency of alternating every other day the theoretical subjects with the industrial training for a length of 6 to 7 hrs a day.

УДК 613.6:658.383.1:621.744

Канд. мед. наук Л. Б. Мезенина, канд. биол. наук Л. Д. Доброчасова, И. И. Овчинников, Н. Н. Пильни/сов

ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ФОРМОВЩИКОВ РУЧНОЙ ФОРМОВКИ

Свердловский научно-исследовательский институт гигиены труда и профзаболеваний

Мы не встретили описания в литературе гигиенической характеристики производственного обучения подростков, осваивающих профессию формовщика ручной формовки; их функциональное состояние не определялось. Стремясь восполнить этот пробел, мы провели исследования у учащихся ГПТУ, будущих формовщиков, в возрасте 15—16 лет при 2-летнем обучении, проходящих производственную практику на металлургическом заводе и в центральных ремонтных мастерских; изучены также санитарно-гигиенические условия на рабочих местах подростков. Измерения, проведенные Н. М. Гридиным, показали, что производственный шум имеет периодический характер. Индекс предельного спектра превышает допустимый (ПС=65) на 3—27,6%. Уровень искусственного освещения в вальцелитей-ном цехе был на различных участках ниже нормы на 75, 38 и 33%. Концентрация пыли на участке фасонного литья металлургического завода превышала ПДК в 2 раза, а на остальных участках находилась в пределах нормы; в литейном цехе центральных ремонтных мастерских концентрация пыли превышала ПДК в 6,5 раза. При наружной температуре воздуха от 4,6 до 2,4° (октябрь) в цехе на участках работы формовщиков она в большинстве случаев соответствовала санитарным нормам. То же самое можно сказать и

2*

35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.