Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЖИМА ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СРЕДНИХ ПРОФТЕХУЧИЛИЩАХ МЕХАНИЗАТОРОВ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЖИМА ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СРЕДНИХ ПРОФТЕХУЧИЛИЩАХ МЕХАНИЗАТОРОВ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
20
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — И.Н. Яковлева, Ф.И. Гришко, А.Н. Ратуишая, А.М. Нагорная, Я.Т. Тимофеева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYGIENIC CHARACTERISTICS OF THE TRAINING REGIMEN OF ADOLESCENTS IN SECONDARY OCCUPATIONAL TECHNICAL SCHOOLS OF MACHINE OPERATORS IN AGRICULTURE

The training of adolescents in profession of a machine operator in land-reclamation measures and in that of an excavator operator according to the program of a secondary school in the first two years had a training effect on the body of students. Towards the end of the third year the students of both groups presented signs of fatigue, that were more pronounced among the future machine operators in land-reclamation work (their working week was 4—5 hours longer). In the course of a practical period shifts in the state of the cardiovascular system were noted only at the time of work on a tractor.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЖИМА ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СРЕДНИХ ПРОФТЕХУЧИЛИЩАХ МЕХАНИЗАТОРОВ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА»

Выводы

1. Обследования позволили выявить неблагоприятные санитарно-гигиенические условия труда учителей начальных классов: высокие показатели относительной влажности, повышенное содержание углекислого газа зимой, недостаточный уровень искусственной освещенности в школьных помещениях с лампами накаливания. Это способствует ухудшению функционального состояния организма и показателей работоспособности (увеличение латентного периода сенсомоторных реакций, частоты тремора, количества ошибок при выполнении дозированной умственной нагрузки и др.).

2. Данные анкетного опроса показали, что режим дня, трудовые нагрузки и характер отдыха преподавателей неудовлетворительны и приводят к развитию утомления. Состояние же гипокинезии и отсутствие регулярных занятий спортом усугубляют положение.

3. В целях оздоровления условий труда учителей начальных классов общеобразовательных средних школ необходимо проводить мероприятия по обеспечению санитарно-гигиенических требований и рационализации режима труда и отдыха, т. е. упорядочить учебную нагрузку, четко планировать рабочий день, строго соблюдать затраты времени на педагогическую и административно-организационную работу.

ЛИТЕРАТУРА. БардерА. И. — «Гиг. труда», 1975, № 7. с. 45—46. — Геллер И. М., Семенцова Е. А. — «Гиг. и сан.», 1969, № 1, с. 87—90. — Г л у -щ е н к о А. Г. — Там же, 1968, № 3, с. 35—39. —ДавиденкоД. Н., Мозжухин А. С. — В кн.: Стресс и его патогенетические механизмы. Кишинев, 1973, с. 331 — 332. — Добронравов С. Н. — В кн.: Материалы 6-й Уральской конференции физиологов, фармакологов и биохимиков. Свердловск, 1969, с. 49—50. — Карпенко А. В. — «Врач, дело», 1975, № 4, с. 104—108. — Малевич Л. М. — «Тезисы докладов 4-го Всероссийского съезда гигиенистов и санаторных врачей.» М., 1974, с. 103— 107,— Недева В. В. — «Гиг. и сан.», 1966, № U.c. 28—35. —Петрова Э. М. — В кн.: Материалы 13-й научно-практической конференции молодых гигиенистов и санитарных врачей. Уфа, 1972, с. 65—67.

Поступила 9/XII 1975 г.

HYGIENIC PROBLEMS OF THE WORKING REGIMEN OF TEACHERS OF PRIMARY

GRADES E. K. Doronkina

Investigation results obtained point to the irrational organization of the regimen of work and rest of teachers of primary grades and in certain cases to prevailance of unfavorable sanitary-hygienic conditions in class-rooms. The regimen of work and rest of teachers of primary grades may be improved by means of rational organization of the teaching process, improvement of sanitary-hygienic conditions in class-rooms, proper planning of the working schedule and strict arrangement of the time alotted to teaching, administration and organization work.

УДК£613.956/. 96: [658*386:631.171

Канд. мед. наук И. H. Яковлева, канд. биол. наук Ф. И. Гриигко, канд. мед. наук А. Н. Ратуишая, A. M. Нагорная, канд. мед. наук Н. Т. Тимофеева, Э. Н. Пироцкая

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЖИМА ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СРЕДНИХ ПРОФТЕХУЧИЛИЩАХ МЕХАНИЗАТОРОВ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Научно-исследовательский институт гигиены труда и профзаболеваний, Киев

Основным источником подготовки сельскохозяйственных кадров служат средние профессионально-технические училища, где наряду с высокой специальной квалификацией учащийся получает общее образование. Эта форма обучения завоевывает все больший авторитет у молодежи.

Совершенствование системы подготовки учащихся профессионально-технических училищ удлиняет сроки обучения до 3 лет, неизбежно увеличивает недельную нагрузку и требует от подростков значительного напря-

жения различных систем организма. Возникает необходимость ограничивать нагрузки и допускать лишь те воздействия, которые соответствовали бы степени его морфологической зрелости и способствовали оптимальному развитию подростков. Это выдвигает перед гигиенистами и физиологами труда проблему изучения влияния условий и режима обучения в средних профессионально-технических училищах на организм подростков.

Есть данные о влиянии условий обучения в профессионально-технических училищах с общеобразовательной подготовкой, но лишь в объеме 9 классов средней школы рабочей молодежи (В. В. Мельченко). Что касается изучения профессии механизаторов сельского хозяйства, то исследования ряда научных коллективов, посвященные теме, касались в основном влияния одно- или двухлетнего срока обучения, дающего специальную подготовку в основном профессии тракториста. При этом установлено, что учебная нагрузка на протяжении 1 и 2 лет обучения этой професии вызывала определенные изменения в организме (В. С. Маляревич, 1960, 1970; Н. В. Рахальская; Н. А. Бесстрашная, и др.). Ввиду того что наряду с профессией тракториста-машиниста в сельском хозяйстве довольно широко применяется труд механизатора мелиоративных работ и машиниста экскаватора, целесообразным было изучить влияние условий и режима обучения на организм подростков, осваивающих эти профессии в сельском среднем профессионально-техническом училище.

Объектом нашего исследования явилось среднее сельское профессионально-техническое училище с 3-летним обучением по программе среднего специального образования. Наблюдаемый контингент составили юноши в возрасте 15—16 лет, осваивающие профессии механизатора мелиоративных работ и машиниста экскаватора. При поступлении в училище они прошли предварительный медицинский осмотр и были признаны практически здоровыми.

Обследовали всех учащихся в динамике 1—3-го учебного года (в начале и в конце каждого года обучения), а часть учащихся из каждой группы — в динамике учебного дня и недели (на протяжении учебной недели до занятий и после них) в период теоретических занятий и производственной практики. У каждого из них изучали функциональное состояние сердечно-со-судистой системы (артериальное давление, функциональная проба Мартинэ с физической нагрузкой, запись ЭКГ с последующим математическим анализом сердечного ритма), симпатико-адреналовую систему (по экскреции кате-холаминов, определяемой методом Бару), нервно-мышечную систему (по показателям реобазы и хронаксии, определяемых импульсным стимулятором ИСЭ-01), некоторые показатели функционального состояния высшей нервной деятельности (скорость зрительно-моторной реакции, оперативная память, скорость и объем переработанной зрительной информации). Определяли также мышечную работоспособность (мышечная выносливость по Розенблату, ручная динамометрия). Кроме того, проводили терапевтический и неврологический осмотр и изучение заболеваемости на основе разработки данных, полученных при выкопировке справок, выданных учащимся в связи с потерей трудоспособности, и регистрации каждого случая обращаемости за медицинской помощью.

Одновременно изучали планы и программы обучения указанным специальностям, режим учебного процесса, а также санитарно-гигиенические условия обучения.

Программа обучения профессии машиниста экскаватора и механизатора мелиоративных работ рассчитана на 3 года и слагается из 2 циклов — профессионально-технического и общеобразовательного. Учебным планом для машинистов экскаваторов по профессионально-техническому циклу за весь период обучения отводится 2784 ч, а для механизатора мелиоративных работ — 3072 ч. Общеобразовательный цикл для обучающихся той и другой специальности идентичен по характеру предметов и объему (1608 ч). Следует отметить, что режим обучения молодежи той и другой профессии

уже с I курса несколько отличается. В группе подростков, обучающихся профессии машиниста экскаватора, занятия понедельно на протяжении 2-го учебного года распределяются таким образом, что практические занятия (слесарное дело) проводятся раз в неделю, теоретические же — в остальные дни недели. В группе механизаторов мелиоративных работ с сентября по ноябрь практические занятия (слесарное дело) проводятся раз в неделю, а с ноября по июнь — 2 раза. В конце 1-го года обучения, перед летними каникулами, в той и другой группе ведутся лабораторно-практические занятия.

Из анализа учебных планов следует, что почасовая недельная нагрузка в группе механизаторов мелиоративных работ выше, чем в группе машинистов экскаваторов, и составляет на I курсе 40—42 ч, на II курсе — в первые 7 нед 50—52 ч, а в последующие 43ч; на III курсе до производственной практики нагрузка составляет 42 ч, а в период производственной практики — 36 ч, тогда время как в группе машинистов экскаваторов учебный план на I и 11 курсах предусматривает 36-часовую нагрузку в неделю, а на III курсе — в первые 17 нед 36 ч, с 20—28-й недели по 40—45 ч, а в период производственной практики (32—47-я неделя) 36 ч. При меньшей почасовой нагрузке в группе машинистов экскаваторов общеобразовательные предметы занимают больший удельный вес.

Санитарно-гигиенические условия в классных помещениях и производственных мастерских в основном соответствуют предъявляемым к ним требованиям. В период производственной практики при работе на тракторе и землеройных машинах учащиеся подвергаются воздействию неблагоприятных факторов (шум, вибрация, повышенная температура воздуха и запыленность).

Исследуя физиологические функции организма наблюдаемых в начале и в конце 1—3-го учебного года, мы установили, что нагрузка в процессе обучения вызывает определенные изменения в состоянии высшей нервной деятельности у учащихся обеих групп (хотя в группе механизаторов мелиоративных работ они меньше выражены). Так, уже к концу 1-го года обучения у будущих машинистов экскаваторов отмечается укорочение латентного периода простой зрительномоторной реакции (Р<0,001), достоверное увеличение скорости переработки зрительномоторной информации и улучшение памяти. К началу 2-го года обучения у всех обследованных изучаемые показатели возвращаются к исходному уровню, а в конце 2-го и 3-го года обучения состояние центральной нервной системы вновь значительно улучшается.

Характер изменений в состоянии высшей нервной деятельности можно объяснить тренированностью организма подростков к учебной нагрузке. Последняя, по-видимому, не является для них чрезмерной, ибо, как показали Т. А. Мурашова и А. В. Шмоникова, умеренная нагрузка повышает подвижность нервных процессов, а чрезмерная — снижает ее.

В состоянии сердечно-сосудистой системы подростков, осваивающих профессию машиниста экскаватора, в течение 3 лет под влиянием учебной нагрузки выявляется повышение функциональной способности сердечнососудистой системы. Время восстановления артериального давления и пульса после физической нагрузки увеличивается с 41,3±12,8 с в начале 1-го учебного года до 81,4±3,75 с в конце 3-го года обучения и с 92,3± 11,4 до 66±3,15 с соответственно, что можно рассматривать как результат тренирующего воздействия учебной нагрузки на организм учащихся. У подростков, овладевающих профессией механизатора мелиоративных работ, в конце 3-го года обучения наблюдаются некоторые признаки утомления, время восстановления артериального давления и пульса достоверно увеличивается с 79±3 с в начале 3-го учебного года до 116,0±4,87 с в конце его (Р<0,01) и с 64,5±3,75 до 87±3,36 с соответственно.

Показатели электрокардиографии свидетельствуют о нормализации соотношения между симпатической и парасимпатической системой у юношей

обеих групп. Сила мышц кистей рук и становая сила у всех обследуемых из года в год соответственно возрасту увеличиваются. Электрофизиологические показатели состояния их нервно-мышечной системы говорят о повышенной возбудимости к концу 1-го и 2-го учебного года (реобаза мышц уменьшается с 34—40 до 20—28 В), что можно рассматривать как результат тренировки к учебно-производственной нагрузке. Это согласуется с данными литературы (Л. В. Латманизова и соавт.; М. Г. Бабаджанян и Т. Д. Сос-нова).

К концу 3-го года обучения мы отметили снижение возбудимости почти до исходных величин.

Что касается стороны симпатико-адреналовой системы, то к концу 1-го учебного года у всех подростков независимо от приобретаемой ими професии тонус гормонального и медиаторного звена ослабевал почти в 2 раза (Р<0,01), по-видимому, под влиянием метеорологического фактора (в период обследования температура воздуха составляла 30—32°). Аналогичные данные наблюдали Л. Т. Антонова и А. С. Зутлер у подростков после 2-часового пребывания в условиях температуры воздуха, равной 32°.

В начале 2-го года обучения показатели состояния симпатико-адреналовой системы возвращаются к исходному уровню; к концу 2-го и 3-го года существенных изменений в состоянии этой системы не обнаружено. Иными словами, учебная нагрузка заметного влияния на ее состояние не оказывает. В состоянии физиологических функций в динамике дня и недели во время теоретических занятий 1—3-го года обучения, а также в период производственной практики в конце 2-го учебного года закономерных изменений не выявлено. Из результатов обследования подростков во время производственной практики в конце 3-го года обучения следует, что наиболее выраженные сдвиги в состоянии их организма возникают при вождении трактора. У всех обследованных в этот период пульс учащается до 115—140 в минуту; лишь через 5—10 мин после прекращения работы частота его восстанавливается до исходных величин. Показатели функциональной пробы после прекращения работы в середине и в конце дня по сравнению с исходными не изменяются. Показатели состояния высшей нервной деятельности и мышечной силы свидетельствуют о появлении состояния устойчивой работоспособности с 3-го дня недели, но к концу недели она несколько снижается.

Полученные нами данные в определенной степени согласуются с данными литературы (В. С. Маляревич, 1971) о том, что работа на тракторе вызывает напряжение ряда, функций организма подростков. Судя по результатам исследования учащихся в динамике дня и недели производственной практики, свидетельствующим об отсутствии напряжения в их организме, здесь, по всей вероятности, сыграла роль незначительная плотность загрузки в течение рабочего дня (плотность рабочего времени во время практики варьировала от 48 до 85,7%). Причиной этого явились вынужденные простои, связанные с частой неисправностью механизмов и несвоевременной подачей запасных частей на рабочее место для их ремонта.

Изучение состояния здоровья подростков, осваивающих обе названные выше профессии, позволило прийти к выводу, что и изменения их объективного статуса не зависят от учебной нагрузки. Рассматривая общие показатели заболеваемости с временной потерей трудоспособности, следует отметить, что более высокими они оказались у подростков, осваивающих профессию машинистов экскаваторов. Ввиду того что условия производственного обучения мало отличаются у учащихся обеих групп, объяснить этим различие в уровне заболеваемости нельзя. По-видимому, определенную роль в возникновении заболеваний играют бытовые факторы. Большинство учащихся, осваивающих профессию механизатора мелиоративных работ, проживают дома, имеют лучшие условия жизни. Так называемые простудные заболевания у них встречаются значительно реже. В структуре заболеваемости лиц, осваивающих обе профессии, первое место занимает грипп, катары верхних дыхательных путей, бронхиты, второе место — травматизм,

третье — гнойничковые заболевания кожи и подкожной клетчатки. Это согласуется с данными литературы (П. Ш. Якобашвили).

Результаты анкетного опроса нами учащихся показали, что они затрачивают на учебу 9—10 ч в сутки (7—8 ч в училище и 2—3 ч дома). Продолжительность сна у большинства (85%) подростков составляет 8—9 ч. Обращает на себя внимание то, что почти половина обследованных периодически употребляет алкоголь, 60% учащихся систематически курят.

Резюмируя сказанное, можно заключить, что комплекс физиолого-гигиенических исследований учащихся сельского среднего профессионально-технического училища, осваивающих профессию машиниста экскаватора и механизатора мелиоративных работ, позволил выявить некоторые закономерности, касающиеся влияния условий и режима обучения на организм подростков. Выявленные изменения носят фазный характер. Так, по большинству показателей отмечено улучшений изучаемых функций к концу 1-го и особенно 2-го учебного года, свидетельствующие о тренированности к учебной нагрузке. К концу 3-го года у наблюдаемых появляются признаки утомления, более выраженные у учащихся той группы, в учебном плане которой почасовая нагрузка больше (механизаторы мелиоративных работ). В то же время еще остается неясным вопрос о соответствии степени изменения физиологических функций учащихся понедельной учебной нагрузке. Возможно, что рациональное сочетание теоретических и производственных занятий представляет собой благоприятную форму обучения; не исключена также положительная роль неполной отдачи учащимися сил на освоение учебного материала.

Можно считать, что существующий режим обучения профессиям механизатора мелиоративных работ и машиниста экскаватора приемлем при правильной организации производственной практики.

ЛИТЕРАТУРА. Антонова Л. Т., Зутлер А. С. — В кн.: Биоген ные амины. Ч. 1. М., 1967, с. 17. — Б а б а д ж а н я н М. Г., С о с н о в а Т. Д. — В кн.: Гигиена производственного и политехнического обучения. М., 1973, с. 79—80. — Бесстрашная Н. А. Медико-физиологические критерии профессиональной пригодности подростков к профессии тракториста-машиниста. Автореф. дис. канд. М., 1972. — Латманизова Л. В., Жаржевская Г. И., Казьмина Л. И. — «Труды 5-й научной конференции по возрастной морфологии, физиологии и биохимии». М., 1962, с. 238. — Маляревич В. С. — В кн.: Оздоровление условий труда и гигиена населенных мест в связи с индустриализацией Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1971, с. 101—203. — Маляревич В. С. — В кн.: Гигиена, Новосибирск, 1968, с. 126— 130. — Мельченко В. В. Гигиеническая оценка режима дня подростков, обучающихся в профессионально-техническом училище по экспериментальной программе с дополнительной общеобразовательной подготовкой. Автореф. дис. канд. Харьков, 1970.—Мурашова Т. А. — «Труды 3-й научной конференции Ин-та физического воспитания и школьной гигиены по возрастной морфологии, физиологии и биохимии. М.,1959, с. 171—173.

Поступила 23/V1I 1975 г.

HYGIENIC CHARACTERISTICS OF THE TRAINING REGIMEN OF ADOLESCENTS IN SECONDARY OCCUPATIONAL TECHNICAL SCHOOLS OF MACHINE OPERATORS

IN AGRICULTURE

I. N. Yakovleva, F. I. Grishko, A. N. Ratushnaya, A. M, Nagornaya, N. T. Timofeeva,

E. N. Pirotskaya

The training of adolescents in profession of a machine operator in land-reclamation measures and in that of an excavator operator according to the program of a secondary school in the first two years had a training effect on the body of students. Towards the end of the third year the students of both groups presented signs of fatigue, that were more pronounced among the future machine operators in land-reclamation work (their working week was 4—5 hours longer). In the course of a practical period shifts in the state of the cardiovascular system were noted only at the time of work on a tractor.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.