Научная статья на тему 'The hygienic estimation of industrial practice of the teenagers as the engine-driver assistant of the railway rolling-stock'

The hygienic estimation of industrial practice of the teenagers as the engine-driver assistant of the railway rolling-stock Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
81
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / TEENAGERS / PRODUCTION FACTORS / RAILWAY TRANSPORT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Kleshchina Yu V.

The influential features of the industrial and training factors' complex on a teenager's organism while mastering a profession of the engine-driver assistant have been investigated. The physiological and hygienic estimation of the working and training conditions of the teenage boys in an educational institution of a railway profile is given. It has been determined, that the students' functional state of health is connected with the character and the year of industrial training; the most obvious changes are marked during practice at a regular work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Kleshchina Yu V.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «The hygienic estimation of industrial practice of the teenagers as the engine-driver assistant of the railway rolling-stock»

Таблица 3

Изменение кардиогемодинамики на фоне курсового лечения этиземом

Параметры До лечения Через 12 недель фармакотерапии

ЧСС, уд в мин 72,4±4,6 68,1±3,7

ЛП, см 4,4±0,35 4,1±0,42*

КДР, см 4,57+0,6 4,50±0,7

ФВ, % 65,0±7,4 67,2±7,0

dS, % 35,1±3,7 37,2±3,4

ВИР,сек 0,142+0,032 0,134±0,038*

ВЗ, сек 0,156±0,044 0,145±0,042*

Е/А 0,80+0,32 0,89±0,25*

УО, мл 62,2+14,3 61,6±13,9

МО, л/мин 4,5±0,4 4,19±0,27

ТМЖП, мм 12,7 ±0,8 12,4±0,8

ТЗСЛЖ, мм 10,1±0,9 9,8±0,6

ММЛЖ, г 228,0±28,2 211,2±29,4

Примечание: * - изменения достоверны по сравнению с периодом до лечения (р<0,05).

ЛП отмечалось у 35 больных. У всех 43 больных было изменение диастолической функции ЛЖ по "гипертрофическому" типу (с увеличением предсердного вклада). Данные динамической ЭхоКГ представлены в таблице 3. Результаты динамического наблюдения показали, что на фоне проводимой длительной монотерапии этиземом отмечалось достоверное улучшение диастолических показателей - укорочение ВИР и ВЗ, увеличение соотношения пиковых скоростей Е\А (т.е. уменьшение предсердного вклада). Улучшение диастолического расслабления ЛЖ снизило нагрузку на левое предсердие, что привело к достоверному (р<0,05) уменьшению его размеров у большинства больных (4,4±0,35 против 4,1 ±0,42 соответственно, что составило - 6,9%). Отмечается также недостоверное снижение ММЛЖ и толщины ЗСЛЖ, т.е. наблюдается тенденция к уменьшению ММЛЖ, что, вероятно связано с небольшой продолжительностью лечения. На фоне проводимой курсовой фармакотерапии этиземом больных АГ не определялось значимой динамики со стороны систолических показателей, хронотропный эффект был выражен умеренно. Проведенная нами трехмесячная терапия этиземом больных с АГ I-II степени дала основание полагать, что, помимо нормализации АД, существенно улучша-

ется диастолическая функция левого желудочка. Улучшение диастолического расслабления ЛЖ снижает нагрузку на левое предсердие, что приводит к достоверному уменьшению его размера. При этом масса миокарда левого желудочка за этот же период лечения изменяется в незначительных пределах, а динамика цифровых показателей, отражающих данный процесс, статистически недостоверна. Следует подчеркнуть, что при применении других гипотензивных средств достоверное уменьшение массы миокарда левого желудочка происходило только к концу 6-го месяца лечения [5]. Но ряд авторов отмечали достоверное уменьшение ММЛЖ уже через 12 недель от начала курсового лечения больных с АГ на фоне сахарного диабета. Однако, при этом назначалась ретардная форма дилтиазе-ма - "Алтиазем-РР" производства фирмы "Берлин-Хеми" [1].

При применении препарата были выявлена следующая частота и характер побочных реакций: аллергический дерматит отмечался у четырех больных (4,8%); у пяти больных отмечалась отечность голеней (6,0%); головные боли были отмечены у шести больных (7,2%).

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

1. Пролонгированная форма дилтиазема -этизем является эффективным антиангиналь-ным и гипотензивным средством для лечения больных со стабильной стенокардией напряжения и артериальной гипертонией врачом общей практики в амбулаторных условиях.

2. Этизем характеризуется хорошей переносимостью и низкой частотой побочных эффектов, что свойственно препаратам из группы дилтиазема.

3. Полученные нами результаты дают основание полагать, что этизем эффективен и как профилактическое средство, снижающее риск возникновения сердечно-сосудистых осложнений у больных артериальной гипертензией.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аметов А.С., Черникова Н.А., Демидова Т.Ю. Антиишемическая, гипотензивная активность ретардной формы дилтиазема у пациентов с артериальной гипертензией на фоне сахарного диабета // Практикующий врач. - 2000. -№18. - С. 26-29.

2. Белоусов, Ю.Б., Леонова М.В. Антагонисты кальция пролонгированного действия и сердечно-сосудистая заболеваемость: новые данные доказательной медицины. // Кардиология.

- 2001. - № 4. - С. 87-93.

3. Клиническая фармакология / под ред. В.Г. Кукеса. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. - 944 с.

4. Леонова М.В., Демонова А.В., Малышева Е.А., Белоусов Ю.Б. Влияние антагонистов кальция длительного действия на суточный профиль АД у больных с артериальной гипертонией. // Российский кардиологический журнал. -1999. - № 3. - С. 36-39.

5. Мартынов А.И., Остроумова О.Д., Мамаев В.И. Гипертрофия миокарда левого желудочка при артериальной гипертензии: клиническое значение, диагностика, влияние анти-

гипертензивных препаратов. // Клиническая медицина. - 2000. - № 10. - С. 10-17.

6. Моисеев С.В. Антагонисты кальция и инсульт // Клиническая фармакология и терапия. -2004. - Т. 5, № 13. - С. 44-49.

7. Ольбинская Л.И., Мартынов А.И., Хапаев Б.И. Мониторирование артериального давления в кардиологии - М.: Русский врач, 1998. - 99 с.

8. Профилактика, диагностика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации: второй докл. экспертов науч. об-ва по изучению артериальной гипертонии - М., 2004 - 19 с.

9. Савенков М.П., Иванов С.Н., Сафонова Т.Е. Применение дилтиазема длительного действия для лечения артериальной гипертонии у пожилых больных // Кардиология. - 2000. - № 10. - С. 34-37.

10. Сидоренко Б.А., Преображенский Д.В. Антагонисты кальция. - М.: АОЗТ Информатик, 1999. - 176 с.

11. Шиллер Н., Осипов М.А. Клиническая эхокар-диография - М.: Мир, 1993. - 347с.

12. Hansson L., Hedner T., Lund-Johansen P. Randomised trial of effect of calcium antagonists compared with diuretics and P-blocers on cardiovascular morbidity and mortality in hypertension: the Nordic Diltiazem (NORDIL) study // Lancet.

- 2000. - Vol. 356. - P. 359-365.

13. Mancia G., Gamba P.L., Omloni S. Ambulatory blood pressure monitoring // J. Hypertens. -1996. Vol. 14. - Suppl. 6. - P. 61-68.

14. The Multicenter Diltiazem Postinfarction Trial Research Group. The effect of diltiazem on mortality and reinfarction after myocardial infarction. // N. Engl. J. Med. - 1988. - Vol. 319. - P. 385392.

15. The Task Force on the Management of Stable Angina Pectoris of the European Society of Cardiology. Guidelines on the management of stable angina pectoris. http: //www.escardio.org

16. WHO. World health report 2002; reducing risk, promoting healthy life. Geneva: World Health Organization, 2002.

УДК 613.6-053.6-057: 656.22

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПОДРОСТКОВ ПО ПРОФЕССИИ ПОМОЩНИК МАШИНИСТА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

© Клещина Ю.В.

Кафедра общей гигиены и экологии Саратовского государственного медицинского университета, Саратов

Изучены особенности влияния комплекса учебно-производственных факторов на организм подростков при освоении профессии помощника машиниста. Дана физиолого-гигиеническая оценка условий труда и обучения юношей-подростков в учебном заведении железнодорожного профиля. Установлено, что функциональное состояние организма учащихся связано с характером и годом производственного обучения; наиболее выраженные сдвиги отмечены в период практики на штатном рабочем месте.

Ключевые слова: подростки, производственные факторы, железнодорожный транспорт.

THE HYGIENIC ESTIMATION OF INDUSTRIAL PRACTICE OF THE TEENAGERS AS THE ENGINE-DRIVER ASSISTANT OF THE RAILWAY ROLLING-STOCK TRANSPORT

Kleshchina Yu.V.

The Department of General Hygiene and Bionomics of the Saratov State Medical University, Saratov

The influential features of the industrial and training factors’ complex on a teenager’s organism while mastering a profession of the engine-driver assistant have been investigated. The physiological and hygienic estimation of the working and training conditions of the teenage boys in an educational institution of a railway profile is given. It has been determined, that the students’ functional state of health is connected with the character and the year of industrial training; the most obvious changes are marked during practice at a regular work.

Key words: teenagers, production factors, railway transport.

Вопросы охраны здоровья подрастающего поколения требуют значительного внимания со стороны органов здравоохранения и являются предметом обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Очевидно, что решение проблемы сохранения и укрепления здоровья подростков должно опираться на знание и понимание особенностей строения и жизнедеятельности их организма. В этот период активные процессы роста и развития определяют повышенную чувствительность организма подростков, как к неблагоприятному воздействию факторов производственной среды, так и к факторам, характеризующим тяжесть и напряженность производственного процесса [1, 2].

В современной литературе имеется достаточное количество исследований, посвященных изучению влияния факторов учебнопроизводственного процесса на организм подростков при освоении ими профессий различного профиля [1]. Однако работ, посвященных изучению условий труда и производственной штатной практики на железно-

дорожном транспорте, практически нет. Тем не менее, железнодорожный транспорт - это ведущая отрасль транспорта, на котором более 200 тысяч рабочих и подростков-железнодорожников работают во вредных и опасных условиях труда [3].

Одной из наиболее ведущих профессиональных групп данной профессии являются работники локомотивных бригад (машинист, помощник машиниста). Работа машиниста и помощника машиниста на локомотиве непрерывно проходит в условиях влияния шума, вибрации, электромагнитных полей, а также повышенной опасности высоких скоростей, ночных смен, в разных рельефно-климатических местностях, при больших расстояниях движения и постоянной нагрузке на зрительный и слуховой анализаторы. Возможны непредвиденные острые и острейшие стрессовые ситуации, требующие адекватной реакции в условиях дефицита времени, монотонности рабочей обстановки и гиподинамии [4, 5].

Учитывая высокий уровень распространенности функциональных нарушений и заболеваний у работников локомотивных бригад уже после 5 -10 лет работы, представляет особый интерес выявление истоков возникновения этих отклонений. Недостаточное изучение влияния комплекса производственных факторов на функциональное состояние организма юношей-подростков во время штатной практики на рабочих местах, предусмотренной квалификационной характеристикой профессии, определили цель настоящего исследования.

Цель исследования: изучение и оценка влияния режима и условий труда на функциональное состояние организма подростков, осваивающих профессию помощника машиниста подвижного состава железнодорожного транспорта, во время штатной производственной практики.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Гигиеническая оценка профессионального обучения включала изучение условий труда юношей-подростков в период годового производственного обучения на рабочих местах помощников машинистов.

Исследование проводилось в условиях естественного гигиенического эксперимента на базе железнодорожного техникума при депо отделения Приволжской железной дороги г. Саратова.

В работе использовался комплекс современных гигиенических и физиологических методов исследования [6].

Для характеристики условий среды в кабинах тепловозов исследовались основные параметры микроклимата в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.548-96 "Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений" и руководства Р 2.2.2006-05 "Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда".

Оценка естественной и искусственной освещенности проводилась согласно требованиям СНиП 23-05-95 "Естественное и ис-

кусственное освещение", ОСТ 32.120-98 "Нормы искусственного освещения объектов железнодорожного транспорта".

Измерение уровня шума на рабочих местах проводились измерителем шума и вибрации ВШВ-003М-2 в соответствии с ГОСТ 12.1.050-86 "Методы измерения шума на рабочих местах" и СН 2.4/2.1.862-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки", ГОСТ 26918-86 "Шум. Методы измерения шума железнодорожного подвижного состава".

Исследование гигиенических параметров на рабочих местах проводилось три раза в год (осень, зима, весна).

Физиологические исследования имели целью изучение функционального состояния организма подростков в процессе прохождения профессионального обучения (в течение производственного цикла: до поездки и при прибытии в пункт оборота, после отдыха в пункте оборота и при возвращении в локомотивное депо).

Для определения функционального состояния сердечно-сосудистой системы у подростков измерялись показатели артериального давления и частоты сердечных сокращений.

Для оценки объёма динамического внимания как косвенного показателя умственной работоспособности учащихся использовались четыре таблицы Горбова.

Для динамического изучения состояния центральной нервной системы (ЦНС) и зрительного анализатора использовался тест-разновидность простой зрительно-моторной реакции - "Реакция на движущийся объект" ("РДО"), позволяющий судить о соотношении процессов торможения и возбуждения в ЦНС, а также о способности зрительного анализатора точно дифференцировать изменения, происходящие в зрительном поле.

Психоэмоциональное состояние подростков оценивалось по цветотесту Люшера.

Оценка функционального состояния органа слуха включала аудиометрическое исследование по определению пороговой слуховой функции (показатель времени обратной адаптации).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Процесс третьего года обучения подростков по профессии помощник машиниста условно характеризовался двумя этапами. В первом полугодии юноши изучали устройство локомотивного состава и завершали курс общеобразовательных дисциплин, во втором полугодии - проходили производственную практику, предусмотренную квалификационной характеристикой профессии.

Практику учащиеся проходили в зимний и весенний периоды года. Продолжительность практики составляла в среднем 900 часов.

Производственная практика подростков проходила на локомотивах современных конструкций в экспедиционных условиях. В обязанности помощника машиниста входили обязанности по оказанию помощи машинисту в управлении подвижным составом, контроль за работой силовой установки локомотива, проверка технического состояния локомотивного состава, устранение возможных неисправностей в рейсе.

Режим труда и отдыха локомотивной бригады состоял из отдельных этапов: отдых дома; поездка в пункт оборота; отдых в пункте оборота; поездка из пункта оборота в депо; отдых дома.

Время пребывания в пути при поездке в пункт оборота составляло 7-10 часов, обратной поездки - 5-6 часов, время отдыха в пункте оборота - 4-5 часов. Если смена работы начиналась утром (I смена), то отдых в пункте оборота приходился на дневное время, возвращение в депо происходило поздно вечером. Отдых между сменами составлял 1214 часов. Начало следующей смены (II смена) приходилась на вторую половину дня, отдых

- на ночное время, возвращение в депо - на утренние часы (отдых между сменами составлял не менее 24 часов). Далее цикл повторялся, смена начиналась утром (III смена), следующая - во второй половине дня (IV смена), после чего следовало двое суток отдыха. Дважды за неделю рабочие смены проходили преимущественно в светлое время суток, дважды - в темное время (вечером и ночью).

Изучение баланса рабочего времени подростков выявило, что локомотивная бригада

затрачивала на работу в пути в среднем 75% всего времени, 13%-20% - на проверку и устранение неисправностей в рейсе, 5-7% -на приемку и сдачу локомотивного состава.

Показатели микроклимата в кабинах тепловозов не соответствовали нормативным данным в 34-67% случаев.

Во время поездки для оценки технического состояния состава, обеспечения безопасности движения работникам локомотивной бригады приходилось часто открывать окна кабины, что даже в условиях достаточного отопления вызывало чувство озноба. Обращает на себя внимание факт пребывания членов локомотивной бригады на открытом воздухе без верхней одежды, что особенно неблагоприятно в холодное время года (осмотр локомотива и состава на стоянках, ремонтные работы).

При оценке загрязненности воздуха кабины химическими веществами установлено превышение ПДК концентрациями окислов азота в 65-100% случаев, угарного газа в 5367% случаев.

Превышение уровня звука на тепловозах различных типов составляло от 3 до 14 Дб. Общее время работы подростков на локомотивах превышало гигиенические нормы (1 -3 часа) и составляло 5-8 часов. Длительность межсменного отдыха учащихся при существующем уровне шума, регламентируемая в 26-28 часов, составляла лишь 14-24 часа.

Работа помощника машиниста подвижного состава характеризовалась постоянным напряжением внимания (80-100% времени в поездке), значительной плотностью сигналов (до 50-80 и более сигналов в час), нервноэмоциональным напряжением, монотонностью работы, длительным временем пассивного наблюдения за ходом производственного процесса (в среднем 90% от времени пребывания в пути). Профессиональные операции в виде технического обслуживания локомотивного состава, выполняемые учащимися, были связаны с перемещением грузов массой 5-7 кг на расстояние 50-80 метров. Около 3135% времени учащиеся находились в неудобных вынужденных статических позах с наклоном корпуса более 30°.

В связи со специфическими особенностями режима труда и отдыха у работников локомотивной бригады был зарегистрирован

дефект организации регламентированного обеденного перерыва. Более половины рейсов совершались учащимися в вечернее и ночное время, характеризуемые снижением функционального состояния различных систем подросткового организма. Возникновение десин-хроноза усугублялось нервно-эмоциональным напряжением, обусловленным ответственностью за свои действия, отсутствием опыта и навыков в работе, перестройкой режима дня.

В связи с этим, труд подростков во время штатной производственной практики, проходящей в условиях нервно-эмоционального напряжения, производственного шума можно категорировать как неблагоприятный по напряженности. По тяжести труда работу подростков в период производственной практики можно отнести к легкой, поскольку она практически не сопровождалась физическим напряжением.

Учитывая особенности труда юношей в период производственного практики на рабочих местах помощников машинистов, изучение физиологических сдвигов организме подростков проводилось по показателям, характеризующим деятельность сердечно-сосудистой, центральной нервной систем, слухового анализатора (изучение показателей осуществлялось до и после поездки в пункт оборота и обратно).

При оценке функционального состояния сердечно-сосудистой системы было установлено, что в начальный и завершающий периоды штатной производственной практики наблюдалось увеличение показателей артери-

ального давления и частоты сердечных сокращений в конце каждой рабочей смены в динамике учебной недели (таблицы 1, 2). Исходные показатели деятельности сердечнососудистой системы в начале практики находились практически на одном уровне. Однако в конце практики увеличивались исходные показатели, особенно систолического артериального давления, что свидетельствует о накоплении утомления в организме, недостаточности межсменного отдыха и появлении дезадаптационных тенденций в деятельности сердечно-сосудистой системы.

Обращает на себя внимание появление к концу производственного обучения у подростков случаев артериальной гипертензии и вегето-сосудистой дистонии, что связано с динамикой функционального состояния сердечно-сосудистой и центральной нервной систем на штатной практике.

При анализе показателей ЦНС в начале штатной практики установлено снижение исходных показателей объема динамического внимания в течение рабочей недели. Самые низкие исходные показатели цифровых тестов наблюдались в III смену (после ночной II смены), поскольку отдых после нее не обеспечивал восстановления работоспособности учащихся, что приводило к значительному ухудшению функционального состояния организма в последующие III и IV смены. Это выражалось в уменьшении объема внимания, скорости его распределения и переключения, замедлении возбудительного процесса.

Таблица 1

Показатели сердечно-сосудистой системы подростков в течение рабочей недели

(начало производственной практики)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатели I смена II смена III смена IV смена

начало конец начало конец начало конец начало конец

Артериальное давление (тах) 116,2± 3,25 128,2± 2,7* 116,8± 2,86 130,3± 2,51** 122,5± 2,14 135,1± 3,11* 120,2± 2,02 137,1± 2,74**

Артериальное давление (тт) 80,2± 2,23 82,2± 2,65 80,4± 2,76 82,8± 3,2 80,1± 2,32 83,8± 3,28 78,5± 2,25 82,4± 3,04

Частота сердечных сокращений 71,2± 2,65 83,2± 2,69* 74,7± 2,56 85,1± 3,43* 74,5± 2,15 87,9± 2,25* 76,5± 2,95 89,4± 3,14**

Примечание: * - достоверные различия со значениями в начале смены (р<0,05);

** - достоверные различия со значениями в начале смены (р<0,01).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.