для надзора за городскими объектами внешней среды и объектами, расположенными в сельской местности. В качестве примера приводим данные санитарно-бактериологических исследований, выполненных на предприятиях общественного питания (см. таблицу). ^ Как видно из приведенных данных, количество санитарно-бактериологических исследований, выполненных в порядке надзора за предприятиями > общественного питания в сельской местности, возросло по сравнению с 1985 г.: смывов в 2,9 раза, готового, питания в 3 раза, в том числе за колхозными и совхозными столовыми соответственно в 2,5 и 2,9 раза. При этом удельный вес исследований, выполненных на предприятиях общественного питания сельской местности, за этот же период вырос: смывов с 41,7 до 56,9%, готового питания с 35,5 до 60,6 % соответственно.
Разработка и реализация комплексного плана санитарно-бактериологического контроля за объектами окружающей среды позволила повысить качество, обоснованность, целенаправленность и профессиональный уровень принимаемых решений.
Комплексное планирование и рациональное использование бактериологических методов контроля за объектами окружающей среды должны стать одним из основных направлений совершенствования работы санитарно-эпидемиологической службы.
Литература
1. Зарубин Г. П. Санэпидстанция на современном этапе.— М., 1975. ■
2. Инструктивно-методические указания по организации санитарно-гигиенических и бактериологических исследований в санэпидстанциях по разделу гигиены детей и подростков.— М., 1984.
3. Методические указания по санитарно-бактериологнче-скому контролю на предприятиях общественного питания и торговли пищевыми продуктами. — М., 1982.
4. Нормативы проведения основных санитарно-бактерноло-гич'еских исследований объектов окружающей среды: Метод, указания. — М., 1983.
5. Организация санитарно-эпидемиологической службы / Лучина К. И., Емельянов П. Е., Тер-Карапетян А. 3. и др. — М„ 1977. — С. 161 — 190.
6. Розенфельд Д. Б. Основы организации лабораторной работы санитарно-эпидемиологических станций. — М.. 1978.
Поступила 02.09.87
УДК 613.632.4:547.281.1.675.вЗ.С 04.82
В. Ф. Свинарев, А. А. Андрюхин, С. А. Сучалкина
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОБРАБОТКИ ВТОРИЧНЫХ КОЖЕВЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ
Белгородский кооперативный институт; Белгородская областная санэпидстанция
В настоящее время разрабатывается и осуществляется общесоюзная научно-техническая программа 049 «Переработка отходов производства и потребления». В связи с этим большую актуальность приобрела проблема переработки ношеной обуви для производства товаров народного потребления. Наибольший интерес в этом плане представляет использование женских сапо-жек, которых, по данным Госкомстата СССР, ежегодно поступает в продажу около 80 млн. пар. Примерно такое же их количество выбрасывается на свалки вследствие морального и физического износа.
Сапожки сделаны из различных материалов: кожи, искусственного или натурального меха, подошвы — резиновой, полиуретановой и др., цветного металла (30 г) и др. В процессе эксплуатации они претерпевают различные изменения, связанные с механическим, физическим и химическим воздействием. Наибольшим воздействиям подвержена союзка, меньшим — берца и голенища. 10—15 дм2 кожи голенищ пригодны для дальнейшего применения. По нашим подсчетам, ресурсы такой кожи составляют 500—600 * млн. дм2 в год.
Разработкой технологии реставрации и использования вторичных кожевенных материалов в
народном хозяйстве занимается отраслевая научно-исследовательская лаборатория (ОНИЛ) Белгородского кооперативного института. Исследованиями, проводимыми ОНИЛ, предусматриваются всестороннее изучение кожи ношеной обуви — химического ее состава, физико-механи-ческих свойств, изменения микроструктуры и качественных показателей в процессе носки, обсе-мененности микроорганизмами, а также выбор методики дезинфекции сырья и разработка технологии реставрации.
:Изу.чение микробнрго пейзажа ношеной обуви позволит рационально и эффективно выбрать метод дезинфекции, который должен удовлетворять следующим требованиям: вызывать гибель всей микрофлоры, не требовать больших материальных затрат, не ухудшать потребительные свойства и качественные показатели, предъявляемые к будущим товарам народного потребления и производственно-технического назначения.
При эксплуатации обуви натуральная кожа наряду с другими обувными материалами подвержена микробиологической обсемененности. Обувь может поражаться бактериями и грибами и тем самым являться источником вторичной инфекции кожи стопы и рук человека. Из кожаной обуви было выделено свыше 20 штаммов различ-
3*
— 67 —
ных болезнетворных бактерий и грибов [2]. Источником углерода для питания болезнетворных бактерий и грибов являются компоненты пота человека, носившего эту ообувь, а также углеводы и жиры, содержащиеся в коже. Наиболее благоприятным местом развития микрофлоры является носочная часть сапожек.
Существенное влияние на развитие микрофлоры обуви оказывают условия хранения сапожек в период после носки. Для выявления этой закономерности и проведения микробиологических анализов были взяты 2 партии сапожек, изготовленных в разное время года: первая — собранная у населения после носки в зимний период, вторая — после хранения в течение 4—5 мес, в том числе больше года.
Пробы брали из трех топографических точек полупары сапожек: носочной, средней и верхней частей голенища. Микробиологические анализы проводились в санитарно-бактериологической лаборатории Белгородской областной санэпидстанции и микологической лаборатории областного кожно-венерологического диспансера.
Основными критериями микробной загрязненности является общее количество микроорганизмов на единице поверхности сапожка, т. е. общее микробное число (ОМЧ), и наличие на ности является общее количество микроорганизма— кишечной палочки — как показатель фекальной загрязненности объекта. Дополнительно определялось наличие патогенных и условно-патогенных микроорганизмов [1, 3].
При подсчете колоний, выросших на мясо-пеп-тонном агаре, было выявлено варьирование ОМЧ: от 20 колоний в верхней части голенища до 3100 колоний в носочной области. Анализ полученных результатов показал, что ОМЧ носочной части сапожек примерно в 8—9 раз больше ОМЧ голенищ. Кроме того, ОМЧ каждой отдельно взятой пары сильно колеблется. Отмечено, что при хранении часть микрофлоры погибает вследствие изменения условий обитания. Так, в первой партии отмечен рост в 50 % посевов, во второй — только в 6 % •
Микробный пейзаж обеих партий практически мало различается и представлен плесневыми гри-
бами, споровой микрофлорой, кокковой микрофлорой, дипло- и тетракокками, грамположи-тельными и грамотрицательными палочками, грамотрицательными палочками из группы не-ферментирующих микроорганизмов.
В обеих партиях бактерии группы кишечной палочки, патогенные бактерии семейства кишеч» ных, патогенный стафилококк не выделены.
Дезинфекцию вторичных кожевенных материалов необходимо производить на первом этапе технологического процесса реставрации.
Для этой цели предложено применять паро-формалиновую дезинфекцию. Обработку опытной партии осуществляли в камере типа ВЭФ 2/0,9 на городской дезинфекционной станции по пароформалиновому методу согласно «Инструкции по дезинфекции и дезинсекции одежды, постельных принадлежностей, обуви и других объектов в паровоздушноформалиновых, паровых и комбинированных дезинфекционных камерах и дезинсекции этих объектов в воздушных дезинсекционных камерах». Дезинфекцию проводили при температуре 55—57°С при добавлении 230 мл формалина, время дезинфекции — 90 мин Обработанную партию подвергли микробиологи^* ческим исследованиям с взятием проб в трех характерных точках сапожек. Как показали данные лабораторных анализов, микрофлора в ношеных сапожках, обработанных пароформалино-вым методом в данном режиме, полностью отсутствует, сапожки стерильны.
Эти результаты свидетельствуют об эффективности применения пароформалинового метода для дезинфекции вторичных кожевенных материалов. Обработанный таким методом материал пригоден для применения его в производстве товаров народного потребления.
Литература
1. Лерина И. В., Педенко А. И. Лабораторные работы микробиологии. — М., 1986.
2. Хорикова Е. С. // Кожевенная пром-сть.— 1985. — № 1,—С. 18.
3. Штибен В. Д., Бабич И. К. Определитель бактерий патогенных для человека. — М., 1955.
Поступила 29.06.87