Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА КОМПЛЕКСА ВОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В МОРСКОМ ТОРГОВОМ ПОРТУ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА КОМПЛЕКСА ВОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В МОРСКОМ ТОРГОВОМ ПОРТУ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
16
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА КОМПЛЕКСА ВОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В МОРСКОМ ТОРГОВОМ ПОРТУ»

Из практики

УДК »IJ.e-0SS.!:Se?.7e8.i

А. В. Куц, И. Г. Сивков

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПЯТИКРАТНОГО ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ПИОНЕРСКОМ ЛАГЕРЕ

Пермский педагогический институт

Питание детей в пионерских лагерях по действующим инструкциям и санитарным правилам устройства, содержания и организации режима пионерских лагерей, утвержденным Минздравом СССР и ВЦСПС в 1976 г., предусматривается четырехкратный прием пищи в течение суток с интервалами не более 4 ч (не считая времени сна).

На основании указанных документов повсеместно в пионерских лагерях установлен такой режим питания. Изучая и оценивая с гигиенических позиций фактическое питание детей в пионерских лагерях, мы отметили, что в конце дня, особенно перед отбоем, дети испытывают потребность в еде, иногда ложатся спать с чувством голода я пищевого дискомфорта. В связи с этим мы сочли возможным рекомендовать оставлять 5—6% от суточного рациона (по калорийности) для потребления непосредственно перед отходом ко сну, т. е. предусмотреть дополнительный, пятый. прием пищи.

Такая необходимость, с нашей точки зрения, объясняется тем, что в пионерских лагерях дети после ужина до отбоя еще много и довольно активно двигаются, нередко в эти часы они играют в футбол, волейбол, пионербол и другие различные подвижные игры, на которые рас-

ходуется много энергии, что способствует более ускоренному процессу пищеварения.

В порядке эксперимента в пионерском лагере «Орленок», принадлежащем производственному объединению «Пермнефтьоргсинтез», по нашей рекомендации был введен дополнительный (второй) ужин, который выдавался за 30 мин до отбоя. Перестройка режима питания дала положительные результаты. Процесс укладывания детей, их засыпание и сон проходили более физиологично, что способствовало лучшему отдыху и оздоровлению.

Для того чтобы более полно поделиться опытом организации пятикратного питания детей в этом пионерском лагере, считаем целесообразным привести предложенный нами ассортимент и набор продуктов и блюд, выдаваемых во время пятого.приема пищи, непосредственно перед сном: в 1-й день — 50 г апельсинов, во 2-й день — 35 г вафель и 150 г виноградного сока, на 3-й день — 36 г пряников и сладкий чай, на 4-й день — 27 г печенья и сладкий чай, на 5-й день — 39 г пряников и сладкий чай. на 6-й день— 35 г вафель и сладкий чай.

Поступила jа 09.80.

УДК 614.777:627.2361(262.45)

С. Е. Боев, Н. В. Гринь

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА КОМПЛЕКСА ВОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В МОРСКОМ ТОРГОВОМ ПОРТУ

Ждановская бассейновая санэпидстанция на водном транспорте, Донецкий медицинский институт им. М. Горького

Ждановский морской торговый порт Азовского морского пароходства Министерства морского флота является одним из крупнейших морских предприятий нашей страны. Акватория порта отделена от моря оградительным молом, который гасит волны, задерживает движение льда, предупреждает занос акватории песком и илом. К границам порта с одной стороны прилегает акватория судоремонтного завода, с другой — городской пляж.

Приливов и отливов в районе порта в течение суток не отмечается. Повышение и понижение уровня воды, а также направление течений обусловлены нагонными (восточными и северо-восточными) отгонными (западными и се-веро-западными) ветрами. Следовательно, акватория Жда-новского морского порта — в определенной степени закрытая и ограниченная часть прибрежной полосы взморья в районе города, а факторы, влияющие на качество воды акватории, носят относительно локальный характер и представлены в основном внутрипортовыми источниками загрязнения. До недавнего времени это были суда, находившиеся под обработкой в порту и сбрасывавшие нефть-содержащие и фекальные стоки, а также некоторые коммунальные объекты — баня, прачечпая (Г. С; Ган и соавт.; Н. В. Сикорский). Отмечавшееся указанными авторами неблагоприятное санитарно-бактернологическое состоя-

ние воды акватории порта было обусловлено указанными особенностями портового производства.

В 1970—1980 гг. в порту осуществлен комплекс мероприятий, направленных на предотвращение загрязнения его акватории и моря в целом. Необходимость выполнения в порту водоохранных мероприятий в указанный период была обусловлена возросшими требованиями к состоянию водных ресурсов, что регламентировано рядом важнейших международных и союзных документов: «Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью» (1954) с поправками 1962, 1969 и 1971 гг., «Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов» (1973), «Правила санитарной охраны прибрежных вол морей» (1974), постановление Совета Министров СССР от 14/11 1974 г. «Об усилении борьбы с загрязнением моря веществами, вредными для здоровья людей или других живых ресурсов моря», постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 16/1 1976 г. «О мерах по предотвращению загрязнения бассейнов Черного и Азовского морей» и др.

В целях предотвращения загрязнения морской среды судовыми нефтьсодержащими и фекальными стоками в соответствии с требованиями и положениями указанных документов Азовское морское пароходство в 1971 г. присту-

пило к оборудованию судов замкнутыми фановыми системами для сбора фекальных стоков и цистернами-накопителями для сбора льяльных (нефтезагрязненных) вод. Указанные виды работ были завершены соответственно в 1974 и 1976 гг. и позволили снизить концентрацию нефтепродуктов в акватории порта с 2,58 до 0,31 мг/л (В. М. Присяжный).

В настоящее время нефтьсодержащие и фекальные стоки с судовых закрытых цистерн в порту собираются в специальный сборщик. Из него фекальные стоки постугают на станцию перекачки и далее в коллектор городской канализации, и нефтезагрязненные воды — на танкер-нако-питель, который передает их на нефтеперерабатывающий завод (порт Новороссийск). Для удаления нефтяной пленки (при аварийном разливе нефти) и плавающего мусора с поверхности акватории портом приобретены 2 самоходных нефтемусоросборщика, способных принимать до 1 т мусора и 17 т нефтезагрязненной морской воды. Для локализации аварийного разлива нефти в порту имеются специальные боновые ограждения, выделена команда, которая ежегодно проводит учения »ликвидация аварийного разлива нефти».

В 1980 г. в порту введена в эксплуатацию опытно-экспериментальная термическая печь для сжигания густых нефтеостатков и промасленной ветоши, что позволило исключить поступление нефтепродуктов с указанными отходами как в акваторию порта, так и на городскую свалку. С целью организации обслуживания иностранных судов, зачастую не оборудованных замкнутыми фановыми системами, в 1980 г. в порту введены в эксплуатацию переносные туалеты, устанавливаемые непосредственно на судах. Однако их систематическое использование пока затруднено в связи с недоукомплектованием обслуживающим персоналом, а также отсутствием специальных средств доставки устройств на суда.

До недавнего времени в порту существовал организованный сброс неочищенных технологических стоков станции химического водоумягчения, выносивший ежегодно в акваторию около 500 т известковых отходов и до 10 ООО м3 умягченной воды. По нашему предложению, в 1980 г. введена очистка стоков, предусматривающая оборотную систему водопользования и полностью исключающая указанный сброс в морс.

Подключение к городской канализации бани и прачечной порта в 1971 —1973 гг. явилось важным мероприятием по снижению загрязнения акватории порта банно-прачеч-ными стоками.

Об эффективности осуществленного комплекса организационно-технических мероприятий по предотвращению загрязнения моря сточными водами свидетельствует динамика содержания нефтепродуктов и детергентов в акватории порта (см. таблицу).

Представленные результаты лабораторных исследований свидетельствуют о том, что за период с 1971 по 1980 г. среднегодовая концентрация нефтепродуктов снизилась в 13,5 раза и достигла порядка 0,19 мг/л (Я<0,01). При этом среднегодовые концентрации нефтепродуктов, начиная с 1976 г. — года завершения оборудования всех судов емкостями для сбора льяльных вод, — не превышают предельно допустимых (ПДК «нефть прочая* равна 0,3 мг/л). Обнаруживаемые в настоящее время количества нефтепродуктов в воде обусловлены в основном недостаточно хорошей организацией работ по предотвращению загрязнения и очистке акватории порта от плавающей нефти и мусора (С. М. Нунупаров).

Среднегодовые концентрации детергентов в акватории порта за период с 1975 по 1980 г. также уменьшились в 1,75 раза, и с 1975 г. (к этому времени завершено оборудование судов замкнутыми фановыми системами и канали-

Динамика содержания нефтепродуктов и детергентов (в мг/л) в акватории порта

Год Нефтсп родукты Детергенты

п М±т д М±т

1975 14 0,31±0,06 32 0,35 ±0,04

1976 33 0,28 ±0,05 38 0,27±0,04

1977 34 0,23 ±0,03 31 0,22±0,02

1978 36 0 ,20±0,03 36 0,23±0,03

1979 34 0,23 ±0,03 33 0,17±0,01

1980 32 0,19±0,02 33 0,20±0,01

Примечание. Приведены данные Ждановской городской гидрометеостанцни.

зирование порта) содержание их не превышало ПДК.

Несомненный интерес представляла также оценка проведенного комплекса организационно-технических мероприятий по предотвращению загрязнения моря в порту на основании 117 бактериологических исследований морской воды, выполненных в течение года. При этом установлено, что во все периоды коли-индекс морской воды не соответствовал норме (1000) и колебался в пределах 2 300— 238 000. В ряде случаев выделены Str. aureus и Рг. vulgaris.

В связи с тем что «Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов» (1973, приложение IV «Правила предотвращения загрязнения сточными водами») запрещается загрязнение моря стоками и прочими отходами из всех видов туалетов, писсуаров и унитазов, стоками из раковин, ванных и шпигатов, находящихся в медицинских помещениях (амбулатории, лазарете и др.), стоками из помещений, в которых находятся живые животные, прочими сточными водами, если они смешаны с перечисленными выше стоками, и в то же время как национальными, так н международными правилами не запрещено поступление в море судовых хозяйственно-бытовых вод, под которыми понимают стоки от умывальников, душевых, ванных, шпигатов и жилых помещений, воды из прачечных и других санитарно-бытовых помещений, а также от моек и оборудования камбуза и других помещений пищеблока! из причин, обусловливающих неблагоприятный бактериологический фон морской воды акватории порта, можно выделить заходы в порт иностранных судов, не оборудованных замкнутыми фановыми системами, и аварии на станции перекачки судовых фекальных стоков.

Выводы 1. Снижение содержания в морской воде нефтепродуктов и детергентов до уровня ПДК свидетельствует об эффективности проведенного комплекса организационно-технических мероприятий по предотвращению загрязнения моря в Ждановском морском торговом порту.

2. Неблагоприятный бактериологический фон воды в акватории порта указывает на необходимость завершения организации обслуживания иностранных судов, не оборудованных закрытыми фановыми системами, переносными туалетами.

Литература. Ган Г. С., Юровская Е. М. и др. — В кн.: Санитарная охрана прибрежной полосы моря. Киев, 1959, с. 118—123. Нунупаров С. М. Предотвращение загрязнения моря судами. М.. 1979. Сикорский Н. В. — В кн.: Санитарная охрана прибрежной полосы моря. Киев, 1959, с. 124—126.

, Поступила 18.02.81

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.