Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА И РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ФЕНОЛ-ФОРМАЛЬДЕГИДНЫХ СТЕКЛОПЛАСТИКОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ ПТИЦЕ- И ЖИВОТНОВОДЧЕСКИХ ФЕРМ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА И РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ФЕНОЛ-ФОРМАЛЬДЕГИДНЫХ СТЕКЛОПЛАСТИКОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ ПТИЦЕ- И ЖИВОТНОВОДЧЕСКИХ ФЕРМ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
24
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА И РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ФЕНОЛ-ФОРМАЛЬДЕГИДНЫХ СТЕКЛОПЛАСТИКОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ ПТИЦЕ- И ЖИВОТНОВОДЧЕСКИХ ФЕРМ»

цитах крови и ткани мозга. У группы животных, подвергшихся воздействию аэрозоля карбофоса с диаметром капель 50 мкм, активность фермента угнетается на 22—50% (Р<0,05) во всех исследуемых субстратах. Наибольшее угнетение активности холинэстеразы (на 50— 70%; Ж0,05) отмечено при действии аэрозоля пестицида с диаметром капель 20 мкм.

Таким образом, степень выраженности изменений активности фермента находится в прямой зависимости от дисперсности аэрозоля. Особенно резкое угнетение активности фермента наблюдается при воздействии аэрозоля с размером капель 20 и 50 мкм.

В хроническом опыте установлена та же зависимость степени угнетения активности холинэстеразы от изменения дисперсности аэрозоля пестицида. Так, при действии аэрозоля с диаметром капель 20 мкм активность фермента в изучаемых субстратах угнетается в среднем на 35—70%, а при увеличении размера капель до 300 мкм — на 10—20%.

Наряду с угнетением активности фермента обнаружено изменение и других изучаемых показателей. Так, под действием аэрозоля карбофоса с размером капель 20 мкм при хронической затравке животных зафиксировано снижение по сравнению с контролем абсолютного количества эозинофилов крови на 55—72% (Р<0,05) и содержания аскорбиновой кислоты в надпочечниках на 50—60% (Я<0,05). При воздействии же аэрозоля с диаметром капель 300 мкм установлено снижение этих показателей соответственно только на 18— 24%. Значительное повышение резервной щелочности крови отмечено при действии мелкодисперсного (20 мкм) аэрозоля карбофоса (см. рисунок).

Токсический эффект карбофоса, как видно из приведенных данных, в значительной степени зависит от дисперсности, а следовательно, и количества аэрозоля, поступающего через легкие; при размере капель 20—50 мкм он выражен в значительно большей мере, чем при размере капель 100, 200 и 300 мкм. Можно предположить, что капли размером 100— 200 мкм наиболее приемлемы с гигиенической точки зрения.

Конструируя распиливающие системы для опрыскивателей и обрабатывая режимом монодисперсного распыла, можно рекомендовать такую дисперсность капель при применении малообъемного опрыскивания.

Поступила 3/11 1975 г •

УДК 613.5:691.176:631.22

Т. И. Кравченко, Т. Ф. Харченко

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА И РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ФЕНОЛ-ФОРМАЛЬДЕГИДНЫХ СТЕКЛОПЛАСТИКОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ ПТИЦЕ- И ЖИВОТНОВОДЧЕСКИХ ФЕРМ

Всесоюзный научно-исследовательский институт гигиены и токсикологии пестицидов, полимерных и пластических масс, Киев

Известно, что все полимерные материалы, в том числе и стеклопластики, создаются на основе весьма токсичных низкомолекулярных соединений, которые в процессе эксплуатации пластмасс могут выделяться во внешнюю среду. Данные литературы в основном посвящены кинетике выделения вредных веществ из полиэфирных стеклопластиков (А. Н. Боков

и соавт., и др.) и их гигиенической оценке (А. Н. Боков; В. И. Литвиненко, и др.). Число же работ, освещающих результаты изучения фенольно-формальдегидных стеклопластиков, ограничено (В. А. Центровская и К. И. Станкевич, и др.). Кинетике выделений летучих соединений из стеклопластиков на основе анилин-фенол-формальдегид-ной смолы 214 посвящена только 1 работа (К. И. Станкевич и соавт.). При применении в строительстве типовых животноводческих и птицеводческих ферм в качестве конструкционного материала стеклопластиков следует учитывать, что к выделяющимся из них вредным веществам будут примешиваться также летучие вещества экскрементов животных и птиц. В связи с этим нами изучена кинетика миграции летучих соединений из стеклопластиков на основе анилин-фенол-формальдегидной смолы 214 в моделируемых условиях — в автоматически регулируемых камерах-генераторах пр и температуре воздуха 20—30—40°, «насыщенности» камеры исследуемым материалом 0,4, 0,6 и 1 м2/м3 при 0, 5, 1, 5, 10 и 15 воздухообменов в часов динамике через 1, 3 и 6 мес со дня изготовления исследуемых образцов.

Из летучих компонентов определяли фенол, формальдегид и анилин фотометрически. Чувст-

мг ¡л*

13 5 9 Месяцы

Выделение летучих соединений из стеклопластика на основе смолы 214 в зависимости от сроков изготовления при «насыщенности» 0,4 и 0,6 м2/м3 и температуре 40°.

1а — формальдегид при «насыщенности» 1 м'/м'; 16 — формальдегид при насыщенности 0.6 м'/м': 1» — формальдегид при насыщенности 0,4 м'/м'; 2а—фенол при «насыщенности» 1 м'/м': 26 — фенол при «насыщенности» 0.6 м'/м'; 2в — фенол при «насыщенности» 0.4 м'/м'.

вительность применяемых методов не превышала 1 мкг в анализируемой пробе (3 мл). Полученные экспериментальные данные о выделении летучих соединений из стеклопластика на основе смолы 214 указывают, что выделение формальдегида линейно зависит от температуры воздуха. Эта зависимость сохраняется для исследуемых образцов во времени, но с течением его выделение формальдегида уменьшается.

Такая же зависимость сохраняется для фенола; в пределах температуры воздуха 20—40° выделение формальдегида и фенола носит прямолинейный характер.

Выделение формальдегида при «насыщенности» 0,4 и 1 м2/м® и выделение фенола при тех же условиях с увеличением кратности воздухообмена происходят на уровне допустимых концентраций. Через 3 мес со дня изготовления при «насыщенности» 0,4—0,6 м2/м3 н температуре воздуха 20° выделение формальдегида происходит на уровне 0,01 мг/м3 н обнаруживаются следы фенола. При повышении температуры до 40° выделение фенола и формальдегида происходит на уровне только при кратности воздухообмена, равном 10. Выделения анилина в изучаемом интервале температур не обнаружено.

Для решения вопроса о влиянии сроков изготовления материала на уровень миграции летучих соединений из изучаемого стеклопластика нами проведены соответствующие исследования. Как показано на рисунке, в пределах 20—40° и при однократном воздухообмене выделение формальдегида на допустимом уровне отмечается только через 9 мес при «насы-щенности» 0,4—1 м3/м3, а фенола — через 3 мес. С увеличением воздухообмена в 10 раз даже при 40° через 3 мес со дня изготовления стеклопластика и «насыщенности» 0,4—0,6 м2/м3 выделение формальдегида составляет 0,01 мг/м3; фенол не обнаруживается. При увеличении кратности воздухообмена до 15 в час эта величина достигается при «насыщенности» 1 м2/м3 в те же сроки.

Возможность использования изучаемого стеклопластика при строительстве сельскохозяйственных объектов мы определяли в исследованиях на экспериментальных животных. Необходимость такого рода работы диктовалась сложностью композиционного состава стеклопластика и специфических условий его применения. Круглосуточному воздействию газовоздушной смеси, выделяемой стеклопластиком на основе анилино-фенол-формальдегидной смолы 214 через 3 мес после его изготовления, подвергали белых крыс на протяжении 4 мес. Газовоздушную смесь подавали из камеры-генератора в затравочную камеру, где находились подопытные животные. Кратность подачи воздуха в камеру 10 обм/ч.

В период эксперимента газовоздушную смесь, поступающую из камеры-генератора в затравочную камеру, 2 раза в неделю анализировали на содержание в ней фенола, формальдегида и анилина. Установлено снижение концентрации формальдегида в газовоздушной смеси на протяжении 1-го месяца эксперимента от 0,01 до 0,005 мг/м3. Фенол и анилин не были обнаружены. К концу 2-го месяца в камере определялись следы формальдегида. На протяжении всего эксперимента видимых признаков отравления у крыс не наблюдалось. Вес тела у подопытных и контрольных животных к концу эксперимента увеличился на 25% по сравнению с исходным.

При исследовании морфологического состава периферической крови обращает на себя внимание увеличение количества лейкоцитов в ней у животных с 20-го по 60-й день опыта. Однако эти изменения не могут быть следствием токсического воздействия газовоздушной смеси на организм, так как они были недостоверны и аналогичны тем, которые выявлялись у контрольных животных. Не установлено также достоверных изменений каталазной активности крови у подопытных крыс. Понижение каталазной активности у них в первой половине опыта соответствует низкому содержанию количества эритроцитов в крови, что свидетельствует об отсутствии изменений истинной активности пероксидазы во время ингаляционного воздействия газовоздушной смеси.

Характер суммации подпороговых импульсов свидетельствует, что возбудимость нервной системы у подопытных животных на протяжении всего эксперимента находилась в пределах физиологической нормы. Не обнаружено у них изменений при исследовании протром-бннового времени. Проба с нагрузкой сантонином была проведена на 20, 40 и 120-й дни опыта. Уровень оксисантонина в моче подопытных крыс был аналогичен тому, который наблюдался у контрольных умерших и колебался в пределах физиологической нормы, указывая на сохранение антитоксической и окислительной функций печени у взятых животных в опыт. При определении остаточного азота в крови также не выявлено достоверных изменений, что говорит об отсутствии существенных нарушений в функциональном состоянии почек.

В конце эксперимента животные были забиты и в надпочечниках у них определено количество аскорбиновой кислоты. Установлено, что ее уровень в надпочечниках контрольных и подопытных крыс одинаковый. В количестве гликогена в печени также не отмечалось отклонений от физиологической нормы.' Различия в весовых коэффициентах внутренних органов подопытных животных по сравнению с контрольными оказались незначительными и недостоверными.

Таким образом, судя по результатам исследования токсичности стеклопластика на основе смолы 214, выделяющаяся из него газовоздушная смесь через 3 мес после его изготовления при круглосуточном ингаляционном воздействии на протяжении 4 мес токсического действия на организм лабораторных животных не оказывала.

ЛИТЕРАТУРА. Боков А. Н., Трубицкая Т.П.. Л и П. 3. — «Гиг. и сан»., 1968, № 8, с. 15—17. — Боков А. Н. — «Пластич. массы», 1965, № 10, с. 49—50.—Л и т в и н е и к о В. И. — В кн.: Гигиена и токсикология полимерных

строительных материалов и некоторых химических веществ. Ростов н/Д, 1968, с. 154—156.— Станкевич К. И., ОвдиенкоТ. Л. — «Пластич. массы», 1966, № 7, с. 45—47.— ЦендровскаяВ. А., Станкевич К. И. — Там же, 1969, № 5. с. 58—60.

Поступила 26/111 1975 г

УДК 612.616.2.014.46:678.71

М. В. Варданян, М. С. Гижларян, С. А. Хечумов

ГОНАДОТРОПНОЕ ДЕЙСТВИЕ ДИХЛОРБУТАДИЕНА В ХРОНИЧЕСКОМ ЭКСПЕРИМЕНТЕ

Всесоюзный научно-исследовательский и проектный институт полимерных продуктов,

Ереван

В производстве новых видов синтетических каучуков в качестве второго мономера с хло-ропреном применяют дихлорбутадиен (ДХБД). Последний по физико-химическим свойствам и структурной формуле похож на хлоропрен, однако по токсичности превосходит его. Учитывая литературные данные о гонадотропном действии хлоропрена в эксперименте (Р. М. Давтян), мы провели исследования на крысах-самцах с целью определения гонадо-тропного действия ДХБД.

Крыс-самцов подвергали действию паров ДХБД в 750-литровой камере по 4 ч ежедневно при динамическом режиме затравки в условиях концентраций, составляющих четвертую часть порога однократного действия по интегральным показателям (на 1 порядок выше порога хронического действия). Концентрация ДХБД, контролируемая хроматогра-фически, составляла 14 мг/м3.

Опыты ставили на 4 группах крыс; 5-я группа служила контролем. 1-я группа крыс вдыхала пары ДХБД 39 дней, в течение последних 9 дней животных спаривали с интактными самками и забивали. В этой группе зрелые сперматозоиды подвергались воздействию ДХБД во второй стадии развития (дифференциация). 2-я группа крыс вдыхала пары ДХБД в течение месяца, однако спаривание их с интактными самками осуществляли через месяц после прекращения контакта с ДХБД. Зрелые сперматозоиды подвергались воздействию ДХБД в первой стадии развития (пролиферация). 3-я группа крыс вдыхала пары ДХБД 78 дней, в течение последних 18 дней их спаривали с интактными самками и забивали. У этих животных сперматозоиды со стадии сперматогоний и до полной зрелости подвергались действию ДХБД. 4-ю группу крыс с целью наибольшего воспроизводства реальных условий затравля-ли ДХБД 112 дней, в течение последних 18 дней их спаривали с интактными самками и забивали. Самок забивали на 19-й день беременности, при этом учитывали показатели общей эмбриональной смертности, а также вес и размеры плодов и плацент.

Показателями токсического действия ДХБД на крыс-самцов служили весовые коэффициенты семенников, длительность подвижности сперматозоидов, их резистентность к гипертоническим растворам, процентное содержание живых и мертвых форм и концентрация сперматозоидов в эякуляте (И. В. Саноцкий и соавт.). Частоту индуцированных леталей рассчитывали по формуле (Lyon и др.):

где А — количество желтых тел; В — количество живых эмбрионов.

Показатели, характеризующие функциональное состояние сперматозоидов, приведены в табл. 1, из которой видно, что у крыс 1-й группы снижались концентрация и осмотическая резистентность сперматозоидов при увеличении процента мертвых форм. Подвижность сперматозоидов при этом не страдала, вероятно, в результате того, что в условиях опыта слабые формы погибали, а жизнедеятельность сильных не нарушалась. У крыс 2-й группы резко повышалась концентрация сперматозоидов с признаками пониженной жизнеспособности (достоверное уменьшение длительности движения) и большим процентом мертвых форм (30%). Крысы 3-й группы страдали еще больше. Это выражалось в снижении концентрации и увеличении процента мертвых форм сперматозоидов при весовых коэффициентах семенников в пределах, наблюдавшихся у контрольных животных. У крыс 4-й группы отмечались существенная атрофия семенников, снижение осмотической резистентности и подвижности сперматозоидов. Однако на этом фоне выявилась некоторая тенденция к увеличению их концентрации; если учесть также резкое уменьшение процента мертвых сперматозоидов, то можно предположить развитие некоторых адаптивных сдвигов в семенных клетках под влиянием ДХБД.

У интактных самок, спаренных с подопытными самцами, выявлены нарушения репродуктивной функции, о чем свидетельствуют данные табл. 2. Первое, что обращает на себя внимание, — это выраженная тенденция к уменьшению желтых тел у самок, спаренных с самцами 1, 3 и 4-й групп. И это вполне логично, поскольку, как отмечено выше, по мере увеличения срока экспозиции ухудшается жизнеспособность сперматозоидов. Из других изменений следует назвать уменьшение количества живых эмбрионов и увеличение резор-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.