<2с Р1 =
и
Рис. 3. Формулы, использованные в ходе расчета, и исходная информация.
Исследования показали, что основными источниками загрязнения хлоридами р. Камы на изучаемом участке служат калийные комбинаты и содовый завод. При разработке прогноза установлено, что нормативное качество воды р. Камы по содержанию хлоридов на расчетный срок (1980) при директивных объемах развития промышленности Березни-ковского промышленного узла может быть сохранено, если полностью исключить сброс в эту реку хлоридов от калийных комбинатов и содового завода.
При использовании разработанных алгоритмов возникли широкие возможности оценки вероятностей распределения уровней загрязненности и требуемой степени надежности мероприятий по предотвращению загрязнения водоемов.
Применение электронно-вычислительной техники позволяет при расчете предполагаемого загрязнения учитывать вероятности появления тех или иных концентраций вредных веществ в водоемах для контрольных створов и на заданные сроки.
Возможность прогнозирования вероятностей концентраций загрязняющих веществ в воде в контрольных створах облегчает гигиеническую оценку санитарной ситуации на водоеме на будущее и помогает сформулировать санитарное задание о необходимой степени очистки и обезвреживания стоков.
ЛИТЕРАТУРА. Гурвич Л. С., Зуева В. И., Кибальчич И. А. и др. Гиг. и сан., 1971, № 1,с. 8.—Черкинский С. Н. Санитарные условия спуска сточных вод в водоемы. М., 1971.
Канд. мед. наук Ф. Ф. Ламперт, канд. биол. наук Р. А. Дмитриева ОЦЕНКА РАЗЛИЧНЫХ ПРИЕМОВ ПЛАНИРОВКИ ЖИЛЫХ ЗДАНИЙ
Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва
В современном жилищном строительстве используются различные планировочные решения, которые не всегда равнозначны в гигиеническом отношении. Так, при проектировании зданий повышенной этажности из экономических соображений предусматривается, чтобы лестнично-лифтовой узел обслуживал 6—8 квартир, объединяемых тупиковым коридором, лишенным естественного освещения. В отличие от этого в ряде случаев проектируются 4-квартирные секции, в которых квартиры непосредственно сообщаются с лифтовым холлом, обеспеченным естественным освещением.
В настоящее время отсутствуют данные, позволяющие оценить с гигиенических позиций эти 2 планировочных приема; в литературе имеются лишь косвенные указания на недостаточную проветриваемость тупиковых приквартирных коридоров (В. М. Иванов и соавт.; Ф. Ф. Ламперт и Р. А. Дмитриева; П. Н. Жилин и соавт.). В связи с этим нами поставлена задача дать сравнительную гигиеническую оценку указанным 2 планировочным решениям лестнично-лифтового узла многоэтажного здания. Другая группа исследований была направлена на проведение сравнительной оценки 2 различных приемов планировочной организации жилой квартиры — со сквозным и односторонним проветриванием. Необходимость сопоставления этих планировочных решений обусловлена тем, что действующими строительными нормативами обязательность сквозного проветривания регламентирована только для жилых зданий, строящихся в III и IV климатических районах страны. Такая рекомендация обоснована тем, что сквозное проветривание смягчает неблагоприятный микроклимат, складывающийся в помещениях в жаркое время года. Что касается районов с умеренным климатом, то это обстоятельство не может служить обоснованием обязательного устройства в квартирах сквозного проветривания. Очевидно, в этих районах необходимо создавать такие условия проветривания, которые способствуют эффективному удалению из жилых помещений продуктов жизнедеятельности человека и, в частности, микробных аэрозолей. В связи с этим была поставлена цель выявить преимущества квартир со сквозным проветриванием по сравнению с квартирами односторонней ориентации.
В качестве гигиенического критерия была принята динамика содержания аэрозоля бактериофага кишечной палочки который ранее применялся нами для гигиенической оценки систем вентиляции (Ф. Ф. Ламперт и Р. А. Дмитриева).
Сравнительная оценка различных приемов планировки лестнично-лифтового узла проводилась в 2 многоэтажных зданиях, в одном из которых лифтовой холл каждого этажа объединяет 4 квартиры (тип А). Во втором здании квартиры (по 6 на каждом этаже) объ-
Поступила 11/V11 1972 г.
УДК 613.5:721.011.1
единяются тупиковым приквартирным коридором, отделяющимся от лифтового холла дверьми (тип Б). Бактериофаг распыляли в одной из квартир нижних этажей, и затем его улавливали в квартирах, лифтовых холлах и приквартирных коридорах, расположенных смежно с точкой распыления и на расположенных выше этажах.
Одновременно в обследуемых зданиях определяли направление воздушных потоков (по перепаду давлений), объем вентиляционного воздуха и микроклимат. В течение зимнего периода проведено 7 серий наблюдений.
Результаты исследований представлены на рисунке, из которого видно, что в доме типа Б содержание бактериофага выше, чем в доме типа А. При одном и том же исходном уровне в точке распыления в доме типа А концентрация бактериофага в лифтовых холлах на 3 порядка ниже, чем в приквартирных коридорах дома типа Б; в соответствии с этим в доме типа Б отмечается более высокий уровень содержания бактериофага в квартирах верхних этажей (на 1 порядок выше, чем в доме типа А). Одновременно определяя направление воздушных потоков, мы установили, что в доме типа Б отмечается более интенсивное вертикальное перетекание воздуха из квартир нижних этажей в квартиры верхних этажей; в этом же доме объем вентиляционного воздуха, удаляемого из с анитарно-кухонного узла, в Р/г раза меньше, чем в доме типа А, и не достигает нормативных величин.
Приведенные данные позволяют считать, что при планировочной организации, принятой в доме типа Б, возможно более интенсивное распространение воздушно-капельных инфекций по сравнению с домом типа А. Это обусловлено главным образом наличием приквартирных коридоров, являющихся в нижних этажах «резервуаром» воздушных загрязнений, поступающих из квартир; загрязнения, скопившиеся в приквартирном коридоре верхних этажей, могут проникать непосредственно в жилые квартиры. Неудовлетворительная работа системы вентиляции усугубляет отрицательное влияние приквартирных коридоров, поскольку попавшие в квартиры воздушные загрязнения не могут быть удалены с необходимой эффективностью.
Для сравнительной оценки различных планировочных решений квартир в экспериментальном 16-этажном жилом доме был и выбраны 4 квартиры: 2 — со сквозным проветриванием и 2 — с односторонним. Одна группа сравниваемых квартир располагалась на четвертом — пятом этажах, другая — на восьмом—девятом этажах. В каждой опытной квартире бактериофаг распыляли в одной из жилых комнат, и затем его улавливали в точке распыления, в другой комнате и кухне. Проводили 2 варианта исследований без открывания окон в указанных помещениях и с открыванием окон в течение 5 мин. Одновременно определяли направление воздушных потоков и расход воздуха в вентиляционных каналах. Необходимо отметить, что в период наблюдений оконные проемы опытных квартир находились под воздействием довольно сильных «лобовых» ветров — процессы эксфильтрации воздуха были отчетливо выражены как на нижних, так и на верхних этажах. Условия вентиляции опытных квартир также оказались идентичными — объем воздуха, удаляемого из санитарно-кухонного узла, был на уровне нормативного; исключение составляла 1 квартира односторонней ориентации, где объем удаляемого воздуха составлял всего 40 м3/ч.
Результаты исследований показали, что в квартирах сравниваемых типов бактериофаг, распыленный в одной из жилых комнат, обнаруживался в других помещениях квартиры (кухня, жилая комната). Однако в квартирах со сквозным проветриванием уровень содержания бактериофага значительно ниже, чем в квартирах с односторонней ориентацией. Преимущество двусторонней ориентации особенно проявилось в квартире на четвертом этаже при 5-минутном открывании окон на противоположных фасадах; лишь в 1 случае (в жилой комнате на верхнем этаже) такого различия не отмечалось, что связано с «помехами» эксплуатационного характера в период нашего наблюдения.
Выводы
1. Сравнительные натурные наблюдения, проведенные с помощью модели бактери-фага, позволили выявить, что 4-квартирные жилые секции, объединяемые лифтовым холлом с естественным освещением, в гигиеническом отношении обладают преимуществом перед многоквартирной секцией с тупиковыми приквартириыми коридорами.
2. В квартирах двусторонней ориентации «самоочищение» воздуха от аэрозоля бактериофага происходит более интенсивно, чем в квартирах с односторонней ориентацией.
3. Полученные данные должны быть учтены при разработке оптимальных планировочных решений жилых зданий для II климатического района.
г з 4 s
Точии отбора проб
Динамика содержания аэрозоля бактериофага в домах с различной планировкой.
Пунктирная линия — дом с 4-квартирной секцией (Л): сплошная линия — дом с 6-коартнрноА секцией с приквартирным коридором (£); 1 — точка распыления
(III —V эт.); 2 — прнквар-тирный коридор, лифтовой холл (111 —V эт.); 3 — квартира (III эт.); 4 — лриквар-тирный коридор, лифтовой холл (XIV—XVII эт.); 5 — квартира (XIV —XVII эт.)
ЛИТЕРАТУРА. Жилин П. Н., Винокур И. Л.. П у т и л и н а А. П. и др. Гиг. и сан., 1971, № 8, с. 25.—Иванов В. М., Константинова В. Е., Ламперт Ф. Ф., и др. Водоснабж. и сан. техника, 1970, № 11, с. 16. — Л а м -п е р т Ф. Ф., Дмитриева Р. А. Гиг. и сан., 1969, № 11, с. 72.
Поступила 21/У1 1973 г.
УДК 613.63:691.175:547.42
Канд. мед. наук О. К■ Антонюк
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ГЛИКОЛЕЙ,
ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ СТРОИТЕЛЬНЫХ ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Всесоюзный научно-исследовательский институт гигиены и токсикологии пестицидов, полимерных и пластических масс Министерства здравоохранения СССР, Киев
Цель наших исследований состояла в обосновании допустимого уровня выделения гликолей (этилен- и триэтилен-) из строительных полимерных материалов. В связи с этим нами были изучены закономерности миграции летучих соединений из стеклопластиков на основе смол МГФ-9, ТМГФ-11, ПН-3, РП-1, ПН-1-М и ПН-1СП, покрытых лаками и эпоксидной смолой, в моделируемых условиях в зависимости от их рецептуры, температуры окружающей среды, сроков изготовления и «насыщенности»; токсичность гликолей для теплокровных жизотных на уровне малых концентраций в хроническом опыте, при поступлении через дыхательные пути; сравнительная токсичность этилен-, диэтилен- и три-этиленгликолей, являющихся соединениями одного гомологичного ряда в зависимости от их химической структуры.
В моделируемых условиях была дана гигиеническая оценка 15 образцам стеклопластиков отечественного производства, имеющих различную рецептуру. Изучаемые образцы полимерных материалов исследовали1 в камерах-генераторах в условиях однократного воздухообмена при «насыщенности», близкой к натурным условиям их эксплуатации, в динамике через 10 и 30 дней, 3 и 6 мес при температуре окружающей среды 20 и 40°.
Исходя из рецептуры изучаемых материалов, отобранные пробы воздуха анализировали на присутствие стирола, формальдегида, фталевого ангидрида, гидроперекиси изо-пропилбензола, толуиленизоцианата, эпнхлоргидрина, циклогексанона и гликолей. Гликоля определяли методом тонкослойной хроматографии, разработанным В. А. Цендров-ской, остальные химические соединения — методами, общепринятыми в санитарной химии.
Изучаемые стеклопластики выделяли в окружающую среду сложный комплекс летучих соединений, среди которых были индентифицированы и количественно определены фта-левый ангидрид — от 0,25 до 0,11 мг/м3, формальдегид—от 0,17 до 0,031 мг/м3, стирол — от 0,21 до 0,05 мг/м3, эпихлоргидрин —от 0,59 до 0,26 мг/м3, циклогексанон — от 0,7 до 0,06 мг/м3, гликоли —от 1,1 до 0,9 мг/м3 соответственно при 40 и 20°. Сте-дует отметить, что существенное влияние на выделение летучих соединений оказывала температура окружающей среды. Уровень выделения летучих соединений увеличивался с повышением температуры и снижался по мере увеличения срока с момента их изготовления.
В остром, подостром и хроническом опытах на животных при воздействии через желудочно-кишечный тракг, нанесении на кожные покровы и дыхательные пути установлены параметры токсичности гликолей. Среднесмертельная доза этиленгликоля составила 9,75±0,36 мл/кг, среднесмертельную дозу триэтиленгликоля установить не удалось. Кумулятивные свойства, оцениваемые по смертельному исходу, при введении крысам :-ти-ленгликоля на протяжении 3 мес в дозах 0,97, 0,47 и 0,25 мл/кг (т. е. Vio. V20 н Veo LDM) и триэтиленгликоля в дозах 4 и 6 мл/кг (т. е. максимально переносимых в дозах) не были выявлены.
У подопытных животных в хроническом круглосуточном эксперименте на протяжении 3 мес при ингаляционном воздействии этиленгликоля в концентрации 8,4 мг/м3 наблюдались сдвиги со стороны изученных показателей. Так, прирост веса тела уменьшался от 108±4,5 до 181±8,8г (от 109±3,8 до 240±12,9 г в контроле; Р <0,05), изменялась картина морфологического состава периферической крови (уровень гемоглобина, лейкоцитов), отмечены также изменения содержания остаточного азота в крови на 1-м месяце (21+3,6 мг% против 15,1±1,4 мг%;ч Р <0,05) и показателя суточного диуреза на 3-м месяце (3,6±0,7 мл против 5,6±0,8 мл; Р < 0,05). По окончании воздействия у животных изменились весовые коэффициенты головного мозга, почек и надпочечников (Я < <0,05). Изученная концентрация этиленгликоля оказалась действующей. Воздействие на животных концентрации 0,3 мг/м3 в тех же условиях опыта не вызвало статистически достоверных изменений ряда изученных показателей, характеризующих функциональное состояние почек, печени и нервной системы.
Изучено ингаляционное воздействие триэтиленгликоля в концентрациях 5 и 1 мг/м3. Триэтиленгликоль в концентрации 5 мг/м3 вызывал у подопытных животных достовер-
1 При участии инженера-химика И, С. Рейсиг.