Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ ЖИЛЫХ ДОМОВ ПОВЫШЕННОЙ ЭТАЖНОСТИ'

К ВОПРОСУ О ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ ЖИЛЫХ ДОМОВ ПОВЫШЕННОЙ ЭТАЖНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
41
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYGIENIC ASSESSMENT OF MULTISTORY APARTMENT HOUSES

A hygienic investigation of 16and 19-storeyed apartment houses of a new type (with a staircase separate from the main building) in Moscow revealed such negative traits as defects of designing (cold passages, unsufficiently ventilated corridors devoid of natural lighting), an uneven microclimate and a low efficiency of the existing ventilation systems.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ ЖИЛЫХ ДОМОВ ПОВЫШЕННОЙ ЭТАЖНОСТИ»

Кандрор И. С., Бокина А. И., Малевская И. А. и др. Гигиеническое нормирование солевого состава питьевой воды. М., 1963.— Петров Ю. Л., Мале-ж е к М. В. Тезисы докл. Всесоюзн. научной конференции по санитарной охране водоемов. М., 1960, с. 68.— Предтеченский В. Е. Руководство по клиническим лабораторным исследованиям. М., 1960.— Пронина Н. Н., Альтман Я. А. Бюлл. экспер. биол., 1954, № 6, с. 11.— П р о н и н а Н. Н. Там же, 1965, № 5, с. 12.— Э л ь -п и н е р Л. И., Бокина А. И., Ш а ф и р о в Ю. Б. Гиг. и сан., 1969, № 6, с. 22,— Тульчинский М. Лабораторные методы клинического исследования. Варшава, 1965.— Verney Е. В., Ргос. Roy. Soc. London., 1947, v. 135, p. 25.

Поступила 15/XII 1970 г.

PECULIAR FEATURES OF THE EFFECT OF DEMINERALIZED DRINKING WATER DEPENDING ON ITS MINERAL CONTENTS ON THE BODY

K. S. Rozval

The investigations were aimed at determining the peculiar features of the action on the human body of a single intake of demineralized water with different mineral content ranging from 0 to 700 mg/1 of total salt content. A high sodium uresis was detected in persons, who received water with low mineral content (within 50 mg/1) as compared with the rest. The investigation results obtained make it possible to recommend the minimal permissible mineral content of the demineralized drinking water to be set at a level above 50 mg/1 (total salt content).

УДК в 13.5:728.2]:628.8

К ВОПРОСУ О^ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ ЖИЛЫХ ДОМОВ ~ ПОВЫШЕННОЙ ЭТАЖНОСТИ

П. Н. Жилин, И. Л. Винокур, А. П. Путилина, Б. В. Рихтер,

А. В. Колесникова

Московский научно-исследовательский институт гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана

Изучение высотного строительства в нашей стране и за рубежом выявило ряд особенностей, оказывающих существенное влияние на гигиенические условия в жилых домах повышенной этажности. По данным С. И. Ве-тошкина, Ф. С. Эпштейн и Л. Ф. Туляковой, наблюдается усиленный подпор наружного воздуха зимой на нижних этажах, ведущих к снижению температуры воздуха в комнатах, а на верхних этажах — повышенная подвижность воздуха. Наугапек и соавт. также указывают на большие скорости движения воздуха в квартирах верхних этажей. И. Шаповалов в зданиях повышенной этажности отмечает нарушение баланса между притоком и вытяжкой. О плохой работе вытяжной вентиляции в этих зданиях свидетельствуют наблюдения В. Е. Константиновой. По ее сведениям, в 12- и 16-этажных домах воздух по лестничной клетке «перетекает» из нижних этажей в верхние. Для борьбы с излишней инфильтрацией наружного воздуха рекомендовано устройство гравитационного притока воздуха в лестничную клетку. Основываясь на последних данных, МНИИТЭП и «Моспроект» разработали проекты 16-, 17- и 19-этажных зданий, предусматривающие изоляцию лестничной клетки от входов в квартиры и приток воздуха в лифтовые шахты.

Отсутствие гигиенической характеристики домов подобного типа в доступной нам литературе побудило нас к их изучению. Наблюдения проведены в Москве в 4 крупнопанельных (двух 16- и двух 19-этажных) жилых домах. Планировка лестнично-лифтового узла этих зданий представлена на рис. 1. Непосредственно к центрально расположенной лифтовой шахте примыкает лифтовой холл. Два внутренних коридора, отходящих от него, объединяют на каждом этаже 7—10 квартир. Холл через холодный переход сообщается с лестничной клеткой. Обеспечено полное санитарно-техническое благоустройство зданий. Вентиляция квартир естественная вытяжная из кухонь и санузлов. Организован гравитационный приток (в лифтовую шахту).

На верхних, средних и нижних этажах 16- и 19-этажных домов нами изучены микроклимат, воздухообмен, некоторые показатели санитарного состояния воздушной среды (содержание бактерий, пыли и СО), шумовой режим. Исследовано влияние подъемов и спусков в лифте на некоторые физиологические функции человека. Проведен опрос населения, проживающего в изучаемых домах, а также в высотных домах строительства 50-х годов. Микроклиматические наблюдения осуществлены зимой (при температуре снаружи до —15°) и летом (при наружной температуре до 28°).

Зимой температура воздуха (см. таблицу) в помещениях 16-этажных домов была выше, чем в 19-этажных. Более высокая температура на верхнем этаже 19-этажного дома и на нижнем этаже 16-этажного дома была связана соответственно с верхней и нижней разводкой отопления. Разница между степенью обогрева верхних и нижних этажей была устойчива и составляла в среднем 4—5°. При равномерном распределении температуры воздуха во времени и пространстве и при температуре наружных стен ниже температуры воздуха на 3—5° максимальные температурные перепады отмечались на нижних этажах, что является следствием большой инфильтрации наружного воздуха. На всех этажах, а особенно на нижних, установлено значительное охлаждающее влияние холодных переходов между холлами и лестничной клеткой, более выраженное в 19-этажных домах (где холодные переходы были открытыми). Разница между температурой воздуха в квартирах и лифтовых холлах в среднем составляла 5—12°.

Если в отопительный период относительная влажность в 16-этажных домах, как правило, превышала 30%, то в 19-этажных домах была чрезвычайно низкой — 16—23%. Необходимо дальнейшее изучение причин низкой относительной влажности воздуха.

Летом температура и относительная влажность воздуха по этажам распределялись сравнительно равномерно. Наиболее высокая температура воздуха зарегистрирована в плохо проветриваемых коридорах.

Подвижность воздуха жилых помещений изучаемых домов была в пределах 0,1 м/сек на всех этажах.

Температура воздуха в помещениях зданий повышенной этажности при температуре

наружного воздуха —10— 15°

с=0

Л

Щ

Л

>р=1)

Ал

и./

Рис. 1. Схема лестнично-лифтового узла.

А — 16-этажный дом; Б — 19-этажный дом; / — квартира; 2 — лифтовой холл; 3 — холодный переход.

Нижний этаж Средний этаж Верхний этаж

к к к к К к к к к

Место измерений к я се ¿3 • я 5 з к СО ± = , я В X к в се ¿5 • ш X X

1 1 = ч х г -5 X с;

о 2 X 1 X й О X X X X О. О X X X X

16-этажный дом:

квартира ..... 24,1 23,0 25,8 20,8 20,4 21,4 18,9 17,8 20,0

коридор ..... 17,8 15,0 22,0 16,4 13,0 25,0 14,3 9,0 21,0

холл....... 12,1 6,0 21,6 15,3 12,2 19,6 12,8 4,2 19,6

19-этажный дом:

квартира ..... 17,0 13,4 21,6 17,4 13,8 21,4 21,0 16,8 23,0

коридор .... 15,0 7,4 19,6 12,0 3,4 18,6 16,0 6,2 19,6

холл....... 5,0 1,8 13,4 8,6 1.2 14,9 12,0 4,2 17,6

Зимой с понижением наружной температуры объем вытяжки из квартир возрастал (при —15° составлял 256—335 м3 в час на разных этажах). Наибольшие объемы воздуха удалялись из квартир нижнего этажа. При плюсовой наружной температуре объем вытяжки резко сокращался и в ряде случаев вытяжная вентиляция, особенно на верхнем этаже, работала на приток. Кратность воздухообмена комнат была в пределах 0,2—1,8. Большой воздухообмен наблюдался на 1-м этаже. На средних и. верхних этажах воздухообмен был менее полукратного. Летом воздухообмен на всех этажах, кроме верхнего, снижался. На верхнем этаже кратность воздухообмена возрастала в 2 раза.

Анализ проб воздуха проводился нами при 3 режимах работы приточной вентиляции (с подачей воздуха в лифтовую шахту): при притоке с гравитационным или механическим побуждением и без притока (летний режим). Содержание пыли в воздухе и его бактериальная обсемененность показаны на рис. 2 и 3.

ЕШ? ЕШ7

Рис. 2. Средние концентрации пыли в воздухе помещений (в % содержания пыли в атмосферном воздухе).

а — 95-й квартал; б — ул. Телевидения]

/ — гравитационное побуждение; // — механическое побуждение; III — без

побуждения. I — лифтовая шахта: 2—холл: 3—коридор.

Рис. 3. Бактериальная обсемененность воздуха помещений (в % уровня содержания бактерий в

атмосферном воздухе). Обозначения те же, что и на рис. 2.

Более высокие концентрации пыли (определенные при просасывании воздуха через тканевой фильтр) наблюдались в холлах и коридорах на нижних и средних этажах. При отсутствии притока запыленность воздуха в лифтовой шахте возрастала. При притоке с механическим побуждением снижается мелкодисперсная фракция пыли. Уровень бактериальной обсе-мененности воздуха лифтовой шахты (определенный с помощью прибора Кротова) был в 1У2—21/2 раза выше уровня содержания бактерий в атмосферном воздухе. Следовательно, воздух лифтовой шахты постоянно загрязняется микрофлорой, вносимой туда людьми. Наибольшее содержание бактерий наблюдалось на нижних этажах, в коридорах и лифтовых холлах.

В квартирах, коридорах и холлах всех этажей обнаружены значительные концентрации окиси углерода, образующейся в результате открытого способа сжигания газа. Принятая система вентиляции не способна удалить или существенно разбавить поступающие в воздух газифицированных зданий вредные продукты неполного сгорания газа.

Измерения шума (выполненные С. А. Солдаткиной) показали, что уровни его в квартирах (в среднем 45—58 дб А) значительно выше допустимых санитарных норм. Это объясняется расположением изучаемых домов вблизи крупных транспортных магистралей. Уровни шума на разных этажах одинаковы. На нижних этажах больше ощущается влияние придомовых источников шума, зато верхних этажей достигают дальние источники, заэкранированные для нижних этажей.

В домах повышенной этажности важное значение имеет установление оптимальной связи каждого этажа с входом в дом. Такую связь можно осуществить только с помощью лифтов. Увеличение высоты зданий повлекло за собой возрастание скорости движения лифтов, что вызвало необходимость

изучения влияния на организм человека подъемов и спусков в лифте. Основным фактором, влияющим на организм человека при подъемах и спусках в лифте, является ускорение, возникающее в начале движения лифта и при его торможении. Кроме того, при движении лифта за короткий срок происходит изменение атмосферного давления.

Определение влияния этих факторов на организм человека, несмотря на их малую интенсивность, входило в задачу наших физиологических исследований. Было обследовано 58 взрослых и 11 детей в возрасте 8—12 лет. Изучено влияние на организм человека однократных подъемов на 6, 12 и 19-й этажи при скорости движения лифта 1 м/сек и при длительности подъема на 19-й этаж, равной 50 сек. Состояние сердечно-сосудистой системы определяли путем измерения артериального давления и регистрации электрокардиограмм. Для оценки функционального состояния нервной системы мы устанавливали скрытое время сенсомоторных реакций на звук, свет и ускорение. Помимо объективных показателей, учитывали субъективные ощущения наблюдаемых.

Оказалось, что при подъемах в лифте на 6, 12 и 19-й этажи учащаются сердечные сокращения в ответ как на положительное, так и на отрицательное ускорения. Величина сдвигов возрастала с увеличением длительности подъема. Но через 2—3 мин. после подъема в лифте частота сердечных сокращений полностью восстанавливалась до исходного уровня. Артериальное давление при однократных подъемах в лифте практически не изменялось. Скрытое время сенсомоторных реакций после подъема в лифте мало отличалось от исходного. Наблюдавшееся небольшое уменьшение скрытого времени зрительно-моторной реакции оказалось недостоверным. Разница между скрытым временем вестибуло-моторной реакции после подъема на б, 12 и 19-й этажи также оказалась недостоверной.

Таким образом, незначительные изменения скрытого времени сенсомоторных реакций и артериального давления, быстрое восстановление сердечных сокращений до исходного уровня, а также отсутствие каких-либо неприятных субъективных ощущений при подъемах в лифте со скоростью 1 м/сек могут свидетельствовать об устойчивости организма к предъявляемым раздражителям.

При опросе население 16- и 19-этажных домов жаловалось на неудовлетворительный микроклимат квартир (перегрев, охлаждение, сухость воздуха) и неудобную планировку, связанную с наличием холодных переходов между холлами и лестничной клеткой (до 89% опрошенных), недостаточную работу вентиляции (25%), беспокойство от уличного шума (до 63%), проникновение в квартиры, главным образом верхних этажей, атмосферных загрязнений, в основном пыли (до 100%), затрудненную связь с наземной территорией из-за недостаточной обеспеченности лифтами и отсутствия нормальной лестницы (76—100%).

Жители 11- и 24-этажных зданий, построенных в 50-х годах, не предъявляли жалоб на" плохую связь с участком, охлаждение здания в связи с неудобной планировкой и некоторые другие недостатки, имеющиеся в современных домах повышенной этажности. Это говорит о том, что положительный опыт высотного строительства 50-х годов учитывается недостаточно.

Выводы

1. В зданиях повышенной этажности недостатками принятой планировки является наличие холодных переходов на этажах, что ведет к значительному охлаждению зданий, наличие слабо вентилируемых, лишенных естественного освещения коридоров, объединяющих 7—10 квартир на этаже, отсутствие лестницы, достаточно удобной для связи между этажами. Отмечаются неравномерный температурный режим на разных этажах и низкая относительная влажность воздуха, а также недостаточный воздухообмен.

2. Принятая система вентиляции в зданиях повышенной этажности неэффективна. Организацию притока воздуха на этажи через лифтовую шахту ввиду загрязнения воздуха ее, холлов и коридоров микрофлорой и пылью неприемлема по гигиеническим соображениям.

3. В 16- и 19-этажных зданиях при размещении на этаже 7—10 квартир 2 лифтов недостаточно для бесперебойной связи между этажами. Скорость подъема и спуска на лифте до 1 м/сек не вызывает гигиенических возражений.

ЛИТЕРАТУРА

Ветошкин С. И. Гиг. и сан., 1952, № 9, с. 12.— Константинова В. Е. Воздушно-тепловой режим в жилых зданиях повышенной этажности. М., 1969.— Шаповалов И. Жилищное строительство, 1968, № 5, с. 6.— Эпштейн Ф. С., Туликова Л. Ф. В кн.: Вопросы гигиены атмосферного воздуха и планировки населенных мест. Ученые записки. М., 1968, с. 110.— Havranek J., Musil I., Musil M., Csl. Hyg., 1966, т. 11, c. 65.

Поступила 8/XII 1970 r.

HYGIENIC ASSESSMENT OF MULTISTORY APARTMENT HOUSES P. N. Zhilin, I. L. Vinokur, A. P. Putilina, В. V. Rikhter, A. V. Kolesnikova

A hygienic investigation of 16- and 19-storeyed apartment houses of a new type (with a staircase separate from the main building) in Moscow revealed such negative traits as defects of designing (cold passages, unsufficiently ventilated corridors devoid of natural lighting), an uneven microclimate and a low efficiency of the existing ventilation systems.

УДК 613.164:656(571.ВЗ-25>

ИНТЕНСИВНОСТЬ ТРАНСПОРТНОГО ШУМА В ИРКУТСКЕ И ЕГО ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА

Канд. мед. наук М. И. Некипелов

Кафедра общей гигиены Иркутского медицинского института

Увеличение объема грузовых перевозок, связанное с реконструкцией старой городской застройки и расширением масштабов нового жилищного строительства, а также близость аэропорта и прохождение трасс полета реактивных самолетов над селитебной территорией привели к чрезмерному возрастанию уровней транспортного шума в Иркутске, оказывающего беспокоящее действие на население. Была поставлена задача изучить шумовой режим, создаваемый в городе разными средствами транспорта, с целью его гигиенической оценки. В настоящей статье обобщены результаты измерений шума в 1966—1969 гг. в 395 точках города. Уровни шума определялись с помощью объективного шумомера Ш-63, показания которого отсчитывались с коррекцией по шкалам А и С.

Из литературных источников (Г. Л. Осипов; Б. Прутков и соавт.; Д. Адамсон ВгосЫетукг) известно, что шумовой режим города во многом определяется теми уровнями шума, которые создают отдельные виды транспорта. В связи с этим были выполнены специальные исследования по определению характеристик шума разных транспортных средств (табл. 1). Уровни шума, вызываемого уличным транспортом, измерялись на расстоянии 7 л от экипажей, движущихся на прямой передаче, а уровни шума, вызываемого железнодорожным транспортом,— на расстоянии 7 м от оси пути. Интенсивность шума пролетающих воздушных кораблей измерялась под траекторией полета вертолетов Ми-4 и Ми-8 и самолетов ТУ-104 и ТУ-114 на расстоянии 1 км от торца взлетно-посадочной площадки (на взлете). За акустический импульс принимался шум, создаваемый при движении

1 Автореферат кандидатской диссертации. Таллин, 1965.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.