Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
58
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ»

Социальная гигиена, история гигиены, организация санитарного дела *

УДК 6IS.7l-e.13.2

V А. Г. Сухарев, Г. И. Перелыгина

ф ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

ЦОЛИУВ, Москва; Хабаровский Институт физической культуры

Среди благоприятных факторов, способствующих охране н укреплению здоровья детей, особое место занимает физкультура. Правильное физическое воспитание ребенка в семье стимулирует его рост и развитие, способствует повышению сопротивляемости организма и неблагоприятным воздействиям внешней среды и патогенным микроорганизмам.

Изучалось-влияние различной организации физического воспитания в семье на развитие ребенка в условиях муссонного климата Дальнего Востока. По специально разработанной программе обследовано 100 семей, имеющих детей дошкольного возраста, постоянно проживающих в Хабаровске. Эти семьи были распределены на 3 группы: хорошая организация физического воспитания детей (1-я), удовлетворительная (2-я) и неудовлетворительная (3-я). К 1-й группе отнесены семьи, в которых систематически использовались все формы Ч домашнего физического воспитания ребенка (утренняя гимнастика, средства закаливания, прогулка на открытом воздухе, подвижные игры и специальные занятия физическими упражнениями), ко 2-й — семьи, где нерегулярно и частично использовались различные формы физического воспитания детей; в 3-ю группу включены семьи, где физическому воспитанию ребенка не уделялось должного внимания, не проводились закаливающие мероприятия, подвижные игры и занятия физическими упражнениями.

Под наблюдением находилось 338 детей, имеющих различную организацию физического воспитания в семье. Изучали динамику показателей состояния здоровья и особенности развития каждого ребенка на протяжении 4 лет, т. е. от 3- до 7-летнего возраста, во время пребывания их в дошкольных учреждениях. Определяли уровень заболеваемости детей по их обращаемости в детские поликлиники, уровень и гармоничность физиче-. ского развития детей по методике Института гигие-* ны детей и подростков Минздрава СССР (С. М, Тромбах и соавт.). Уровень физической подготовленности оценивали с помощью двух контрольных упражнений (тестов): скорости бега на 10 м и метания теннисного мяча вдаль. Пользовались разработанными стандартными показателями

с сигмальными отклонениями (Г. И. Перелыгина). Дети с раннего возраста выполняют данные упражнения в процессе естественной двигательной активности, поэтому они могут быть использованы ц качестве критерия двигательных способностей детского организма.

Установленные средние величины изученных показателей здоровья у детей с различной постановкой физического воспитания в семье представлены в таблице. Анализ приведенных данных свидетельствует об имеющихся различиях в частоте распространения отдельных групп и нозологических форм болезней у детей с разным физическим воспитанием в семье. Особенно значительна роль физического воспитания для повышения резистентности орга-

Состояние здоровья детей дошкольного возраста в зависимости от постановки физического воспитания в семье

Показатель на 1 ООО детей Организация физвоспитаккя в семье

благоприятная удовлет-воритель-ная неудов-лет ворн-тельиая

Заболеваемость:

болезни .органов дыха-

ния 361,5 423,4 583.4

инфекционные болезни 151,5 153,4 156,2

болезни костно-мышеч-

ной системы 120,1 136,4 191,1

ожирение 15,4 18,5 32.6 •

болезни нервной системы

и органов чувств 20,1 23,4 24,2

Физическое развитие:

нормальное 59,5 46,7 15,5

дисгармоничное (дефи-

цит или избыток мас-

сы 1 степени) 14,1 22,6 26.8

резко дисгармоничное

(дефицит или избыток

массы 11 степени) 26,5 30,7 57,9

Физическая подготовлен-

ность:

Скорость бега на 10 и

выше среднего 8,4 4,5 2,6

средняя 78,8 70,0 34.1

ниже средней 12,8 25,5 63,3

Метание мяча вдаль

выше среднего 12,9 8,5 6.5

среднее 81,4 76,1 49.8

ниже среднего 5,7 15,4 43.7

2*

— 35 —

низма, о чем свидетельствует большая частота заболеваний органов дыхания в семьях с неудовлетворительным физическим воспитанием — 583,4°/00 по сравнению с 361,50/00 из семей 1-й группы (/><0,001). Следует обратить внимание на преобладание детей, страдающих ожирением, в семьях с неудовлетворительным физическим воспитанием — 32,6 случая на 1000 детей против 15,4 в семьях 1-й группы (/><0,001).

Общеизвестно, что рациональное воспитание детей с максимальным пребыванием их на свежем воздухе и достаточной двигательной активностью способствуют естественной коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата (А. Г. Сухарев). Семья в этом плане играет главенствующую роль, что и подтверждается данными нашего исследования. Так, частота заболеваний костно-мышечной системы у детей из семей 1-й группы составляет 120"/00, а в семьях с неудовлетворительной постановкой физического воспитания— 191,1°/00 (/>< <0,05). Постановка физического воспитания в семье в меньшей степени влияет на распространение инфекционных болезней: 151,5°/00 детей с благоприятным физическим воспитанием и 156,2°/00 с неудовлетворительным (/>>0,05). Не выявлено также статистических различий в распространении болезней нервной системы и органов чувств у детей: в семьях 1-й группы — 20,1 случая на 1000 детей, а в семьях 3-й группы — 24,2°/00 (/>>0,05).

Изучение влияния физического воспитания в семье на гармоничность роста и развития ребенка позволило выявить ряд закономерностей (см. таблицу). В семьях 1-й группы имеют нормальное и гармоничное физическое развитие 59,5% детей, в семьях 2-й группы — 46,7%, а в семьях 3-й группы — 15,5%. В то же время процент детей с резкой дисгармоничностью развития обратно пропорционален и равен соответственно 26,5, 30,7 и 57,9.

Установленные различия статистически значимы. У детей, имеющих дисгармоничное развитие, зависимость выражена в семьях 1-й и 3-й групп: соответственно 14,1 и 26,8% (/><0,001). Отмеченная закономерность прослеживается во всех возрастных группах от 3 до 7 лет, что подтверждает существенное влияние постановки физического воспитания в семье на физическое развитие ребенка.

Оценка физической подготовленности детей свидетельствует о том, что лучшие показатели преобладали у детей из семей 1-й группы (см. таблицу), у них было больше результатов бега, оцененных «выше среднего» и «средние». Аналогичная зависимость между организацией физического воспитания в семье и развитием у детей навыка метать вдаль. У детей из семей 1-й группы значительно преобладали «средние» и «выше среднего» результаты метания мяча вдаль (соответственно 81,4 и 12,9%), а у детей из семей 2-й группы «средние» и «ниже среднего» (49,8 и 43,7%). Разница статистически достоверна (/><0,001).

Таким образом, состояние здоровья детей дошкольного возраста зависит от организации их физического воспитания в семье. Регулярное применение родителями разнообразных форм физического воспитания (утренней гимнастики, прогулки, закаливания, подвижных игр) оказывает положительное влияние на резистентность растущего организма, развитие двигательных способностей и гармоничность физического развития детей.

Литература. Громбах С. М., Ужей В. Г., Ямполь-

ская Ю. А. — Вопр. антропол., 1974, т. 47, с. 98—108. — Лерелыгина Г. И. Состояние здоровья детей дошкольного г возраста в условиях мусонного климата Дальнего Востока. Автореф. дис. канд. М., 1981. Сухарев А. Г. Двигательная активность и здоровье подрастающего поколения. М., 1976. -

Поступила 15.02.33

УДК 6Н.1:312.6 9

Е. Л. Ноткин

О МЕТОДИКЕ АНАЛИЗА САНИТАРНО-СТАТИСТИЧЕСКИХ

ДАННЫХ

Московский НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана

Анализ является завершающим этапом процесса статистического исследования. Собранный автором материал может быть достаточным по объему, соответствовать поставленной цели, правильно сведенным, но если он не проанализирован или подвергался неправильному или поверхностному анализу, то исследование будет обесценено.

Полученные исследователем в результате разработки статистические показатели должны быть правильно оценены с применением методов математической статистики и объяснены на основе причинно-следственных отношений, исходя из ка-

чественной природы изучаемых явлений и процессов, их взаимозависимости и взаимообусловленности. Лишь с помощью такого анализа могут быть выявлены закономерности, составляющие, как писал Эрнсман, «краеугольный камень общественных гигиенических мероприятий» 1. ^

Статистические данные, не подвергнутые анали- < зу, лишь фиксируют добытые факты; в лучшем случае автор ограничивается лаконичными оцен-

'Эрнсман Ф. Ф. ние, 1887, с. 6.

Курс гигиены, т. 2, приложе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.