Научная статья на тему 'Формирование основных движений у детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре'

Формирование основных движений у детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1913
464
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА / PHYSICAL CONDITION / FUNCTIONAL STATUS / PHYSICAL PERFORMANCE / ATHLETICS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тищенко Валерия Алексеевна, Соломоненко Снежана

Изучена динамика физической работоспособности, функционального состояния и уровня физического здоровья студентов Запорожского национального университета под влиянием систематических занятий легкой атлетикой. Результаты исследования дали возможность констатировать высокую эффективность тренировочной программы, которая способствовала оптимизации показателей физического состояния организма студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Тищенко Валерия Алексеевна, Соломоненко Снежана

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Studied the dynamics of physical performance, functional status, and level of physical health of students under the influence of systematic ZNU athletics. Results of the study given the opportunity to state the high efficiency of the training program, which helped optimize the parameters of the physical condition of the body of students.

Текст научной работы на тему «Формирование основных движений у детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре»

УДК 796.012

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЕ

В. А. Тищенко, С. Соломоненко

Изучена динамика физической работоспособности, функционального состояния и уровня физического здоровья студентов Запорожского национального университета под влиянием систематических занятий легкой атлетикой. Результаты исследования дали возможность констатировать высокую эффективность тренировочной программы, которая способствовала оптимизации показателей физического состояния организма студентов.

Ключевые слова: физическое состояние, функциональное состояние, физическая работоспособность, легкая атлетика.

В настоящее время возрастает роль педагогики и физического воспитания детей с целью решения задач оздоровления и гармоничного развития подрастающего поколения. Современные условия жизни ставят высокие требования к уровню физического развития, работоспособности и функционального состояния организма детей.

Целесообразность и актуальность курсового исследования основывается на основных положениях Международной конвенции ООН о правах ребенка, Законов Украины «Об образовании», «О дошкольном образовании», «Об охране детства», других государственных нормативных актах в области дошкольного образования. Содержанием обучения в дошкольных учреждениях является «Программа воспитания и обучения в детском саду».

Успешность развития дошкольника по многим факторам определяется уровнем состояния его здоровья. По результатам исследования А. Аксеновой в младших классах высоки показатели заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и простудными заболеваниями (60-80 %) [1]. А всем известно, что одной из причин неудовлетворительного состояния здоровья подрастающего поколения является ограниченный еще с рождения двигательный режим ребенка. Ведь крепкий фундамент здорового организма формируются еще в дошкольном возрасте.

Поиску средств повышения качества двигательного режима и эффективности физического воспитания детей посвящено большое количество научно-методических работ. Но методике объяснений при изучении новых движений уделено, на наш взгляд, не так много внимания.

Правильно подобранные методы и объяснения по формированию основных движений у детей дошкольного возраста, соответствующие

уровню и особенностям анатомо-физиологического развития их организма, позволят сформировать их, не причиняя вреда дошкольникам на занятиях по физической культуре.

Теоретико-методологические основы особенностей формирования основных движений у детей дошкольного возраста заложены в трудах классиков педагогической науки [3, 5], научных исследованиях современных ученых [4, 6], которые также выделили этапы разучивания техники выполнения физических упражнений, а Э. Вильчковский классифицировал методы обучения дошкольников новым движениям [2].

В исследованиях П.А. Рудик, А.Ц. Пуни указано что, необходимым условием для формирования правильных навыков у детей дошкольного и школьного возраста является одобрение воспитателя, как положительное подкрепление двигательного действия, а указания на недостатки в выполнении движений отнесены к негативным подкреплениям [7, 8]. Специальные исследования показали, что в таких движениях, как ходьба, бег, некоторых видах прыжков и метания предметов, у детей дошкольного возраста нужно формировать прочные двигательные навыки, доводя их выполнение до полного автоматизма. Актуальность и несомненная практическая значимость указанной проблемы послужили предпосылками для проведения настоящего исследования.

Работа выполнена в соответствии с планом НИР кафедры физического воспитания Запорожского национального университета.

Цель исследования - обосновать необходимость адекватных объяснений на разных этапах формирования основных движений у детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре, направленных на повышение уровня физической подготовленности и показателей здоровья.

Субъекты исследования - дети дошкольного возраста.

Объект исследования - процесс формирования основных движений у детей дошкольного возраста при изучении новых упражнений по физической культуре во время занятий в дошкольном учреждении.

Предмет исследования - особенности и пути формирования основных движений у детей дошкольного возраста.

1. Определить закономерности влияния педагогических методов и приемов на правильное формирование двигательных навыков на разных этапах обучения детей дошкольного возраста физическими упражнениями.

2. Использование двух различных методов при формировании основных движений у детей: «Делай, как я», слияние способа и объяснения, показа игровых и соревновательных элементов.

3. Исследование влияния объяснений, показа, игровых, соревновательных элементов, на развитие основных двигательных навыков детей.

Исследование проводилось в три этапа на базе дошкольного учебного коммунального учреждения для детей до шести лет Центра развития ребенка «Надежда» (ЦРД «Надежда») г. Запорожье.

На первом этапе изучалась научно-методическая педагогическая литература, исследовалось состояние проблемы на сегодня. Также разрабатывался содержание методических объяснений с целью формирования основных движений при изучении новых физических упражнений детьми старшего дошкольного возраста.

На втором этапе был проведен педагогический эксперимент, в ходе которого исследовалось влияние вербальной инструкции, объяснений, показов, игровых и соревновательных элементов, задействованных при изучении новых упражнений, на эффективность процесса формирования основных двигательных навыков у детей.

С этой целью на базе дошкольного учебного заведения была создана спортивная секция. Занятия проводились два раза в неделю, продолжительность - 30 минут. В эксперименте принимали участие 20 детей, возрастом 5-6 лет из группы кратковременного пребывания. 10 из них - составили контрольную группу (КГ), а 10 -экспериментальную (ЭГ). Эксперимент длился с января 2014 г. по май 2014 г.

На третьем этапе исследования была осуществлена обработка полученных результатов и сделаны выводы. При изучении методической литературы нами было выявлено несколько методов и приемов воздействия на формирование основных движений у детей дошкольного возраста.

Дважды в неделю с каждой группой детей проводились занятия, продолжавшиеся 30 минут. С контрольной группой изучались основные движения с использованием наглядной методики «Делай, как я», и слитым способом. Слитый способ показа применялся для того, чтобы дать детям общее представление о технике двигательного действия и выполнения предложенного для изучения движения.

С экспериментальной группой изучались основные движения с использованием наглядного (слитного, расчлененного, имитационного и зеркального способов показа), словесного (рассказ, объяснение, беседа) и практического методов (разучивание по частям и целым, практическая помощь, игровой, соревновательный).

В начале педагогического эксперимента было проведено тестирование с целью оценки уровня развития основных двигательных навыков детей. Его проводили по следующим тестам:

• бег 20 м (в секундах);

• прыжок в длину с места (в сантиметрах);

• лазанья по гимнастической стенке (в баллах);

• метания в цель мяч с расстояния 2 м (в баллах);

• ходьба на цыпочках по бревну шириной 20 см, руки на поясе, руки в стороны, руки вверх (в баллах).

Можно заметить, что в начале эксперимента существенных различий между показателями развития двигательных навыков по всем тестам у детей контрольной и экспериментальной групп выявлено не было, а в конце эксперимента по некоторым показателям наблюдается уже заметная разница между группами (табл.).

Были выявлены определенные закономерности: после занятий по формированию основных движений у детей экспериментальной группы они сформировались быстрей. Дети вели себя более уверенно, чем дети контрольной группы, с которыми проводились занятия, сопровождавшиеся только инструкцией без применения игровых и соревновательных элементов.

Средние результаты тестирования детей КГ и ЭГ в начале и в конце

эксперимента

ТЕСТЫ Прыжок в длину с места (см) Бег 20 м (сек.) Лазание по гим. стенке (баллы) Метание в цель мячом Ходьба по бревну

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

В начале эксперимента 5,5 5,4 106,6 107,4 3,6 3,5 1,5 1,7 3,8 3,7

В конце эксперимента 5,3 5,0 108 110 3,9 4,1 1,7 2,3 4,0 4,5

При использовании двух различных методов при формировании основных движений у детей: «Делай, как я», было обнаружено, что дети контрольной группы быстро уставали и невнимательно следили за действиями педагога.

После проведения с экспериментальной группой специальных занятий с применением комбинаций методов: наглядных, вербальных и образно-эмоциональных, а с контрольной - только за методическим принципом «Делай, как я» на протяжении более чем трех месяцев, снова было проведено тестирование.

После подсчета процента прироста показателей развития двигательных навыков в каждой группе, мы получили следующие результаты:

• в беге на 20 м средний показатель увеличился на 3,6 %, в ЭГ - на

7,4 %;

• в прыжке в длину средний показатель увеличился в КГ на 1,3 %, в ЭГ - на 2,4 %;

• в лазании по гимнастической стенке: в КГ прирост составил 8,3 %, в ЭГ - 17 %;

• в метании в цель мяч средний показатель увеличился в КГ на 13,3 % в ЭГ - на 35 %;

• ходьбе на цыпочках по бревну и КГ прирост составил 5,2 %, в ЭГ - 16,6 %.

Таким образом, можно утверждать, что после применения комбинаций наглядных, вербальных и образно-эмоциональных методов: наглядного, словесного и практического методов процент прироста показателей больше, чем у контрольной группы. Этот методический прием является более эффективным путем формирования основных движений у детей дошкольного возраста, чем использование только наглядной методики «Делай, как я» и слитного способа.

Список литературы:

1. Аксьонова О.П. Формування фiзичноl культури учшв початково! школи вумовах диференцшованого навчання: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тернопшь. 2005. 21 с.

2. Вильчковський Е.С. Методика фiзичного виховання в дитячому садку. К., 2000. 165 с.

3. Гориневский B.B. Гигиена физических упражнений и спорта. М.: Изд-во высшего и Московского советов физкультуры, 1925. 136 с.

4. Магомедов Р.Р. Азбука физической культуры для детей старшего дошкольного возраста: учебн.-метод. пособие. Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2011. 90 с.

5. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста // Избранные педагогические сочинения в 2 т. М.: Физкультура и спорт, 1951, Т. 1. 384 с.

6. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. М.: Просвещение. 1983. 95 с.

7. Пуни А.Ц. Очерк истории психологии спорта // Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / сост. и общ. ред. И.П. Волкова. СПб.: Питер, 2002. 383 с.

8. Рудик П. А. Актуальные проблемы психологической подготовки спортсменов. М.: Теория и практика физической культуры. 1970. № 5. С. 61-64.

Тищенко Валерия Алексеевна, канд. физ. восп., доц., ms. valer i 71 @mail. ru, Украина, Запорожье, Запорожский национальный университет,

Соломоненко Снежана, студентка, ms.valeri71@mail.ru, Украина, Запорожье, Запорожский национальный университет

FORMATION OF THE BASIC MOVEMENTS IN PRESCHOOL CHILDREN PHYSICAL

TRAINING

V.А. Tishchenko, S. Solomonenko

Studied the dynamics of physical performance, functional status, and level of physical health of students under the influence of systematic ZNU athletics. Results of the study given the opportunity to state the high efficiency of the training program, which helped optimize the parameters of the physical condition of the body of students.

Key words: physical condition, functional status, physical performance, athletics.

Tishchenko Valeria Alekseevna, candidate of Sciences, associate professor, ms.valeri71@,mail.ru, Ukraine, Zaporizhzhya, ZaporizhzhyaNationalUuniversity,

Solomonenko Snezhana, student, ms. valeri 71 @mail. ru, Ukraine, Zaporozhye, Zaporizhzhya National University

УДК 796.011

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ И СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ОБУЧЕНИЯ

А.С. Ушаков, А.В. Ненашева, Н.Е. Клещенкова

Оценка состояния здоровья и физического развития студентов 1-го курса и учащихся 11 классов с физико-математическим и гуманитарным уклоном. Обследование проводилось по показателям антропометрических данных (длина тела, масса тела, окружность грудной клетки). Так же была проведена оценка полученных данных по таблицам центильного типа.

Ключевые слова: учащиеся 11 классов, студенты, сравнительный анализ физического развития.

Актуальность выбора юношеского возраста для проведения мониторинга обусловлена тем, что данный возрастной период является стадией онтогенетического развития между подростковым возрастом и взрослостью. У юношей этот временной интервал охватывает 17-21 год, у девушек 16-20 лет. В этом возрасте завершается физическое, в том числе половое, созревание организма [1].

Физическое развитие (ФР) определяется следующими основными показателями: длина тела, масса тела, окружность грудной клетки. Существуют дополнительные показатели: мышечная сила рук, жизненная емкость легких, отложение подкожной жировой клетчатки, становая сила. Пользуясь полученными данными, можно сделать вывод как об уровне здоровья (высокий, средний, низкий), так и гармоничности физического развития. Физическое развитие считается гармоничным, если все исследуемые антропометрические показатели соответствуют одному к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.