Научная статья на тему 'Гигиеническая оценка фактического питания студентов медицинского вуза и факторов, его формирующих'

Гигиеническая оценка фактического питания студентов медицинского вуза и факторов, его формирующих Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
301
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ФАКТИЧЕСКОЕ ПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сетко Андрей Геннадьевич, Булычева Екатерина Владимировна, Сетко Нина Павловна, Носова Екатерина Игоревна

Рациональное питание является одним из эффективных средств поддержания на удовлетворительном уровне биологической адаптации, восстановления функциональных резервов и работоспособности. Исследование ключевых особенностей питания студентов, а также факторов, его формирующих, могут являться основой для разработки профилактических мероприятий по рационализации питания на базе образовательных организаций высшего образования в системе управления рисками здоровью студентов медицинского вуза. Показано, что питание студентов медицинского вуза являлось нерациональным из-за ограничения употребления продуктов питания, богатых эссенциальными макрои микронутриентами, такими как рыба, морепродукты, творог, сыр; нарушением режима питания, что требует разработки профилактических мероприятий по рационализации питания на базе образовательных организаций высшего образования в системе управления рисками здоровью студентов медицинского вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сетко Андрей Геннадьевич, Булычева Екатерина Владимировна, Сетко Нина Павловна, Носова Екатерина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYGIENIC ASSESSMENT OF THE ACTUAL FOOD OF STUDENTS OF MEDICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION AND THE FACTORS OF ITS FORMING

Good nutrition is one of the effective means of maintaining a satisfactory level of biological adaptation, restoration of functional reserves and working capacity. The study of key nutritional characteristics of students, as well as the factors forming it, can be the basis for the development of preventive measures to rationalize nutrition based on educational institutions of higher education in the system of health risk management for students of a medical university. It was shown that the nutrition of medical university students was irrational due to the restriction of the consumption of food rich in essential macroand micronutrients, such as fish, seafood, cottage cheese, cheese; violation of the diet, which requires the development of preventive measures to rationalize nutrition on the basis of educational institutions of higher education in the system of health risk management of students of medical universities.

Текст научной работы на тему «Гигиеническая оценка фактического питания студентов медицинского вуза и факторов, его формирующих»

МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ И ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 613.2:378.661-057.875

А. Г. СЕТКО, Е. В. БУЛЫЧЕВА, Н. П. СЕТКО, Е. И. НОСОВА

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ФАКТИЧЕСКОГО ПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА И ФАКТОРОВ, ЕГО ФОРМИРУЮЩИХ

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России

A. G. SETKO, E. V. BULYCHEVA, N. P. CETKO, E. I. NOSOVA

HYGIENIC ASSESSMENT OF THE ACTUAL FOOD OF STUDENTS OF MEDICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION AND THE FACTORS OF ITS FORMING

FSBEI HE «Orenburg State Medical University» of the Ministry of Health of Russia

РЕЗЮМЕ

Рациональное питание является одним из эффективных средств поддержания на удовлетворительном уровне биологической адаптации, восстановления функциональныхрезервов и работоспособности. Исследование ключевых особенностей питания студентов, а также факторов, его формирующих, могут являться основой для разработки профилактических мероприятий по рационализации питания на базе образовательных организаций высшего образования в системе управления рисками здоровью студентов медицинского вуза. Показано, что питание студентов медицинского вуза являлось нерациональным из-за ограничения употребления продуктов питания, богатыхэссен-циальными макро- и микронутриентами, такими какрыба, морепродукты, творог, сыр; нарушением режима питания, что требует разработки профилактических мероприятий по рационализации

Сетко Андрей Геннадьевич - д. м. н., профессор, заведующий кафедрой гигиены детей и подростков с гигиеной питания и труда;

тел. 8 (3532) 50-06-06 (доб. 402); e-mail: a_isetko@mail.ru

Булычева Екатерина Владимировна -

к. м. н., доцент профилактической медицины;

тел. 8 (3532) 50-06-06 (доб. 642); e-mail: e-sosnina@mail.ru

Сетко Нина Павловна - д. м. н., профессор, заведующая кафедрой профилактической медицины; тел. 8 (3532) 50-06-06 (доб. 642); e-mail: nina.setko@gmail.ru

Носова Екатерина Игоревна - студентка 6-го курса

медико-профилактического факультета;

тел. 8 (3532) 50-06-06 (доб. 402); e-mail: zelenina.mpf@mail.ru

питания на базе образовательных организаций высшего образования в системе управления рисками здоровью студентов медицинского вуза.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: СТУДЕНТЫ, ФАКТИЧЕСКОЕ ПИТАНИЕ.

SUMMARY

Good nutrition is one of the effective means of maintaining a satisfactory level of biological adaptation, restoration of functional reserves and working capacity. The study of key nutritional characteristics of students, as well as the factors forming it, can be the basis for the development of preventive measures to rationalize nutrition based on educational institutions of higher education in the system of health risk management for students of a medical university. It was shown that the nutrition of medical university students was irrational due to the restriction of the consumption of food rich in essential macro- and micronutrients, such as fish, seafood, cottage cheese, cheese; violation of the diet, which requires the development of preventive measures to rationalize nutrition on the basis of educational institutions of higher education in the system of health risk management of students of medical universities.

KEY WORDS: STUDENTS, ACTUAL NUTRITION.

АКТУАЛЬНОСТЬ

В настоящее время в Российской Федерации реализуются приоритетные правительственные

проекты «Формирование здорового образа жизни» и «Здоровое питание - здоровье нации», целью которых является сохранение и укрепление здоровья, повышение качества жизни современного человека. Одним из аспектов реализации этих проектов является рационализация питания населения, в том числе и среди студентов, которые являются уязвимой категорией в отношении питания из-за особенностей образа жизни [1, 2]. Рациональное питание является одним из эффективных средств поддержания на удовлетворительном уровне биологической адаптации, восстановления функциональных резервов и работоспособности [3]. Исследование ключевых особенностей питания студентов, а также факторов, его формирующих, могут являться основой для разработки профилактических мероприятий по рационализации питания на базе образовательных организаций высшего образования в системе управления рисками здоровью студентов медицинского вуза.

ЦЕЛЬ - дать гигиеническую оценку питания студентов медицинского вуза и факторов, его формирующих.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

У 302 студентов медико-профилактического и педиатрического факультетов 1-6-х курсов Оренбургского государственного медицинского университета проведена оценка фактического питания анкетным методом с применением формы федерального статистического наблюдения № 2 - Питание «Индивидуальный вопросник для лиц в возрасте 14 лет и более (утв. Приказом Росстата от 25 декабря 2017 г. № 872).

Статистическая обработка первичных данных проводилась с помощью стандартных методов медицинской статистики с использованием компьютерных программ «Microsoft Office Excel» (2007) и универсального статистического пакета «Slatistica» версии 6.0 в среде Windows XP.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Принцип количественной и качественной характеристики рационального питания диктует необходимость ежедневного потребления определенных продуктов питания в необходимом

количестве, регламентируемом МР 2.3.1.2432-08 «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации». Показано, что в ежедневный рацион питания у 74,5% студентов включено мясо; у 73,2% студентов - крупы, макароны, каши; у 66,5% и у 65,5% студентов - свежие овощи и фрукты; у 64,8% студентов - молоко и кисломолочные продукты; у 56,5% студентов - птица; яйца ежедневно употребляют 48,1% студентов (рис. 1). При этом продукты, богатые кальцием, незаменимыми аминокислотами и жирорастворимыми витаминами, такие как творог и сыр, ежедневно употреблял лишь каждый третий студент; а рыбу, являющуюся источником йода, фосфолипидов, фосфора, кальция и омега-3 жирных кислот, до 33,9% студентов употребляли реже 1 раза в месяц; а 23,9% студентов отметили, что практически не употребляют рыбу. Морепродукты большинство студентов - 46,5% обследованных - также практически не употребляли.

Основной проблемой питания современных студентов в научной литературе признается избыточное потребление сахара [5], что формирует риск развития сахарного диабета, ожирения, артериальной гипертонии [6]. Показано, что 42,6% студентов ежедневно употребляют более 100 г конфет; 27,7% студентов - более 500 мл фруктовых пакетированных соков; 12,3% студентов -пирожные и торты; 12,9% студентов - сладкие газированные напитки.

Использование майонеза и соусов на его основе существенно увеличивает калорийность употребляемых блюд и повышает количество жиров в рационе питания [7]. Так, ежедневно этот продукт в своем рационе имели 30,3% студентов. Аналогичная картина выявлена и по частоте употребления продуктов переработки мяса, которые в виде вареных колбас и сосисок ежедневно употребляли 34,8% студентов, а 11,6% студентов - в копченом виде.

У представителей современного поколения также отмечена тенденция замены полноценных приемов пищи употреблением картофельных чипсов, сухариков, крекеров, обладающих высоким гликемическим индексом. В научной

% студентов

0,0 10,0 20,0 30,0 40,0 50,0 60,0 70,0 80,0 90,0

Иодированная соль Картофельные чипсы, сухарики, крендельки и т.п.

Крупы, рис, макаронные изделия, каши Майонез, соусы и заправки на его основе Масло растительное Масло сливочное

Минеральная вода (газированная и негазированная) Молоко и кисломолочные продукты Морепродукты (креветки, кальмары, мидии, гребешки) Мясные изделия вареные (сосиски, колбаса) Мясные изделия копченые Мясо (отварное, жареное, тушеное) Овощи (свежие, отварные, тушеные, за исключением...

Птица копченая Птица отварная, жареная Рыба вяленая, сушеная Рыба отварная, жареная Рыба соленая, копченая Сладкие газированные напитки Соления и маринованные овощи Специальные продукты для питания спортсменов Спреды (маргарины) Сухие продукты быстрою приготовления (каши, лапша,.)

Сухофрукты, орехи (любые) Сыр

Творог и творожные продукты Торты, пирожные Фруктовые компоты, морсы, нектары, соки Фрукты (свежие) Шоколад, конфеты Энергетические напитки, содержащие кофеин

Яйца

■ ежедневно/ почти ежедневно

■ один раз в месяц и реже

73,2

74,5

80,6

несколько раз в месяц практически не употребляют

Рис. 1 - Процент ответов студентов о частоте употребления различных групп продуктов питания (%)

Рис. 2 - Структура причин отказа студентов принимать пищу в университетских столовых

и буфетах (%) А - не устраивает качество блюд; Б - диета; В - высокая стоимость готовых блюд; Г - большая очередь и дефицит времени; Д - пользуются другими заведениями общественного питания

литературе показано, что постпрандиальная гликемия студенческого перекуса, состоящего

из пирожного «Эклер» и 330 мл напитка «Кока-Кола», сопоставима с таковой стандартного теста толерантности к глюкозе; а массивное поступление простых углеводов сопровождается активацией бета-клеток поджелудочной железы и увеличением концентрации инсулина в крови в 5,5 раза. Увеличение концентрации соматотроп-ного гормона связано с синергизмом его ранних эффектов с инсулином [8]. Установлено, что 7,4% студентов ежедневно употребляют данную группу продуктов в качестве перекуса, либо заменяя ими основные приемы пищи; до 21,6% студентов употребляют регулярно в течение месяца продукты быстрого приготовления.

Учитывая тот факт, что до 70% суточного бюджета времени студенты проводят в образовательном учреждении, с научной и практической точки зрения представляют особый интерес результаты оценки режима питания студентов. Установлено, что ежедневно завтракают 67% студентов; несколько раз в неделю завтракают 14% студентов; а 19% студентов завтракают периодически - не чаще 1 раза в неделю - либо не завтракают совсем. Лишь 26% студентов отметили, что постоянно питаются в буфетах и столовых

Рис. 3 - Распределение студентов в зависимости от частоты пользования услугами различных типов предприятий общественного питания (%)

университета. При этом 74% студентов, которые отказываются от питания в университетских буфетах и столовых, ведущими причинами такого поведения отметили дефицит времени из-за необходимости движения в другие корпуса в сочетании с большими очередями в столовой и буфете (35,5%), а также высокую стоимость готовых блюд (32,6%) (рис. 2).

Вероятно, в связи с этим 31,9% студентов в университет приносят еду из дома, среди которых 44,8% студентов берут с собой фрукты; 38,6% студентов - бутерброды; 28,5% студентов - печенье, конфеты, булочки.

Установлен факт высокой популярности среди обследуемых студентов услуг общественного

питания. Так, несколько раз в месяц посещали кафе и рестораны 29,8% студентов; предприятия быстрого обслуживания, такие как Макдоналдс, KFC, - 34,8% студентов; покупали еду в уличных ларьках 31,7% студентов; заказывали еду через службу доставки 44,3% студентов (рис. 3).

Следует отметить, что студенты медицинского вуза имеют правильное представление о рациональном питании, это подтверждается тем фактом, что очень важным считает каждый третий студент ограничение количества потребляемой соли, сахара, жиров и соблюдение норм по количеству ежедневного употребления свежих фруктов, овощей, клетчатки и кисломолочных продуктов (рис. 4).

Рис. 4 - Распределение ответов студентов о важности частоты употребления различных продуктов питания (%)

% студентов

0,0 10,0 20,0 30,0 40,0 50,0 60,0 70,0 80,0

поливитамины (мультивитамины)

другие витаминные или витаминноминеральные комплексы (добавки)

полиненасыщенные жирные кислоты (жир из рыб, соевое (льняное) масло и др.)

пищевые волокна (диетическая клетчатка, отруби и другое)

другие биологически активные добавки к пище (БАДы - фиточаи, травы или экстракты)

63,5

68,4

I ежедневно или раз в неделю не принимают

Рис. 5 - Распределение ответов студентов о частоте и виде приемов биологически активных добавок (%)

В то же время большинство студентов - от 51,3% до 68,4% - обследуемых, признавая неполноценность собственных рационов питания по содержанию эссенциальных макро- и микроэлементов, не принимают биологически активные добавки для его восполнения (рис. 5).

Установленные факты нарушения принципов рационального питания студентов, вероятно, можно связать не только с дефицитом времени для организации правильного питания, но и с экономическими причинами. Так, показано, что до 50% студентов в среднем за месяц имели доход от 5,1 до 10,0 тысячи рублей, при этом 43,1% студентов отметили, что тратят на питание от 5,1

ЛИТЕРАТУРА:

1. Исследование культуры питания студентов вузов - одного из факторов формирования здоровья / О. П. Балыкова, А. П. Цыбусов, Д. С. Блинов, Н. Н. Чернова, С. А. Ляпина // ИТС. - 2012. -№ 2. - С. 56-59.

2. Петрова, Т. Н. Оценка фактического питания студентов медицинского вуза: проблемы и пути их решения / Т. Н. Петрова, А. А. Зуйкова, О. Н. Красноруцкая//ВНМТ - 2013. - № 2. - С. 72-77.

до 10,1 тысячи рублей; а 36,6% студентов - от 2,1 до 5,0 тысячи рублей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Показано, что питание студентов медицинского вуза являлось нерациональным из-за ограничения употребления продуктов питания, богатых эссенциальными макро- и микронутриентами, такими как рыба, морепродукты, творог, сыр; нарушением режима питания, что требует разработки профилактических мероприятий по рационализации питания на базе образовательных организаций высшего образования в системе управления рисками здоровью студентов медицинского вуза.

3. Сетко, Н. П. Адаптационная медицина детей и подростков : монография/ Н. П. Сетко, А. Г. Сетко. Е. В. Булычева. - Оренбург: ОрГМУ, 2018. - 516 с.

4. Методические рекомендации МР 2.3.1.2432-08 «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 18 декабря 2008 г.).

5. Ляпин, В. А. Пищевое поведение студентов вузов разного профиля / В. А. Ляпин, Н. В. Семенова, Э. А. Демчук // ОНВ. - 2014. - № 2 (134). - С. 147-150.

6. Мельникова, М. М. Несбалансированное питание как фактор риска развития алиментарно-зави-симыхзаболеваний/М. М. Мельникова//Вестник НГПУ - 2014. - № 1 (17). - С. 197-202.

7. Гигиеническая оценка липидного компонента в структуре питания студенческой молодежи /

УДК 613.6.02:612.89:665-057.2

Е. А. Вильмс, М. С. Турчанинова, М. И. Шупина, Д. М. Гоголь, Д. В. Турчанинов // Гигиена и санитария. - 2015. - № 8. - С. 57-61.

8. Постпрандиальная гликемия типичного студенческого перекуса / П. Е. Влощинский, В. Ю. Загайнова, В. С. Румынская, В. Е. Суслова // Journal of Siberian Medical Sciences. - 2015. - № 4. - С. 35.

Н. П. СЕТКО, С. В. МОВЕРГОЗ, Е. В. БУЛЫЧЕВА, А. Г. СЕТКО, Т. В. ГОРОХОВА

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ И ВЕГЕТАТИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИМИ ФУНКЦИЯМИ ОРГАНИЗМА РАБОЧИХ ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИЙ НЕФТЕХИМИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России

N. P. SETKO, S. V. MOVERGOZ, E. V. BULYCHEVA, A. G. SETKO, T. V. GOROHOVA

COMPARATIVE EVALUATION OF PROFESSIONAL RISKS AND VEGETATIVE REGULATION BY PHYSIOLOGICAL FUNCTIONS OF THE ORGANISM OF WORKING BASIC PROFESSIONS OF THE PETROCHEMICAL ENTERPRISE

FSBEI HE «Orenburg State Medical University» of the Ministry of Health of Russia

РЕЗЮМЕ

В статье показано, что с увеличением трудового стажа установлено снижение числа рабочих с низкими уровнями индивидуального профессионального риска в 2раза среди операторов и в 7,4 раза среди машинистов. Увеличение потенциальной опасности условий труда и организации трудового процесса для здоровья машинистов в сравнении с операторами подтверждается фактом того, что только среди машинистов

Сетко Нина Павловна - д. м. н., профессор, заведующая кафедрой гпрофилактической медицины; тел. 8 (3532) 50-06-06 (доб. 642); e-mail: nina.setko@gmail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мовергоз Сергей Викторович - к. м. н., директор

ООО «Медсервис»; тел. 8-800-250-32-90; e-mail: e-sosnina@mail.ru

Булычева Екатерина Владимировна - к. м. н., доцент кафедры профилактической медицины; тел. 8 (3532) 50-06-06 (доб. 642); e-mail: e-sosnina@mail.ru

Сетко Андрей Геннадьевич - д. м. н., профессор, заведующий кафедрой гигиены детей и подростков с гигиеной питания и труда; тел. 8 (3532) 50-06-06 (доб. 402); e-mail: a_isetko@mail.ru

Горохова Татьяна Викторовна - заочный аспирант кафедры профилактической медицины ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России; тел. 8(3532)500606 доб. 642; k_epidem.fpdo@orgma.ru

от 56% до 92,4% рабочих имели высокий индивидуальный профессиональный риск. Среди мало- и высокостажированных операторов и машинистов отмечалось усиление симпатического тонуса, дезкоординация работы центрального и автономного контуров регуляции физиологическими функциями и снижение адаптационных возможностей рабочих. У машинистов со стажем работы от 6 до 11 лет определена нормализация процессов вегетативной регуляции физиологическими функциями, что подтверждается снижением индекса вегетативного равновесия, показателя адекватности процессов регуляции, вегетативным показателем регуляции и увеличением числа рабочих с нормальным уровнем адаптации до 11% при сравнении с данными низко- и высокостажированных машинистов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, ОПЕРАТОРЫ, МАШИНИСТЫ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РИСК,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.