Научная статья на тему 'Гигиеническая оценка пищевого поведения студентов первого курса медицинского высшего учебного заведения'

Гигиеническая оценка пищевого поведения студентов первого курса медицинского высшего учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
390
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ / HEALTHY EATING / ПИЩЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / EATING BEHAVIOR / РЕЖИМ ПИТАНИЯ / DIET / ЧАСТОТНЫЙ АНАЛИЗ ПИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА / FREQUENCY ANALYSIS OF HUMAN NUTRITION / АЛИМЕНТАРНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА / NUTRITIONAL STATUS / DIETARY RISK FACTORS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Алуф Ольга Борисовна, Васюхичева О.В., Мишкич И.А., Султанбекова А.А., Истомин А.В.

Приведен анализ литературных данных о питании студентов, пищевого поведения, результаты гигиенической оценки питания первокурсников медицинского вуза в связи с субъективными показателями состояния здоровья учащихся, а также результатами медицинского обследования, полученными на основании традиционных и новых форм профилактического медицинского обслуживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Алуф Ольга Борисовна, Васюхичева О.В., Мишкич И.А., Султанбекова А.А., Истомин А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hygienic evaluation of nutritive behavior of first-year students of medical higher educational institution

Results of hygienic assessment of nutrition and eating behaviors of medical higher school freshmen indicate poor diet, nutritional deficiencies of dietary intake of students for violations of timing and frequency of meals and on quantitative and qualitative characteristics of each individual meal. Eating disorders are reflected in the nutritional status and morbidity freshmen.

Текст научной работы на тему «Гигиеническая оценка пищевого поведения студентов первого курса медицинского высшего учебного заведения»

Февраль №2 (251) знсо

23

Егорова Т.Е. Антиоксиданты в лечении и профилактике сухой формы возрастной макулярной дегенерации //Клиническая офтальмология. 2010. Т. 11. № 2. Нечипоренко П.А. «Сухая» форма возрастной макулярной дегенерации: патогенез, классификация, диагностика: обзор литературы / П.А. Нечипоренко. www.organum-visus.com. Онуфрийчук О.Н., Авдеев Р.В., Александров А.С., Кулик А.В., Куроедов А.В. Морфофункциональные изменения макулярной области сетчатки при «сухой» форме возрастной макулодистрофии (обзор) //РМЖ. Клиническая офтальмология. 2013. Т. 14. № 3. С. 123—130. Ушаков И.Б., Богомолов А.В., Кукушкин Ю.А. Методологические аспекты динамического контроля функциональных состояний операторов опасных профессий //Медико-биологические и социально-психологические

проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2010. № 4. Ч. 2.

Ушаков И.Б., Кукушкин Ю.А., Богомолов А.В. Принципы организации контроля и оптимизации функционального состояния операторов //Безопасность жизнедеятельности. № 1, 2006.

Контактная информация:

Кулик Александр Владимирович, тел.: 8 (499) 775-74-80, e-mail: pandoctor@gmail.com

Contact information: Kulik Alexander, phone: 8 (499) 775-74-80, e-mail: pandoctor@gmail.com

II III III III III III III II III III III III III III II III III III III III II III III III III III III II III III III III III III II III III III III III III II III III III III III II III III III III III III II III III III III III III II III III III III III III II III III III III III II III III III III III III и I

УДК 612.3

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА МЕДИЦИНСКОГО ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

О.Б. Алуф1, О.В. Васюхичева1, И.А. Мишкич1, А.А. Султанбекова1, А.В. Истомин2 'ГБОУ ВПО «Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И.Мечникова» Минздрава России, г. Санкт-Петербург;

2ФБУН «Федеральный научный центр гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора, г. Москва

Приведен анализ литературных данных о питании студентов, пищевого поведения, результаты гигиенической оценки питания первокурсников медицинского вуза в связи с субъективными показателями состояния здоровья учащихся, а также результатами медицинского обследования, полученными на основании традиционных и новых форм профилактического медицинского обслуживания. Ключевые слова: здоровое питание, пищевое поведение, режим питания, частотный анализ питания человека, алиментарные факторы риска.

O.B. Aluf,O.V. Vasyuhicheva,I.A.Mishkich, A.A.Sultanbekova,A.V.Istomin□ HYGIENIC EVALUATION OF NUTRITIVE BEHAVIOR OF FIRST-YEAR STUDENTS OF MEDICAL HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION □ FSEI Northwestern state medical University named after I.I.Metchnikov, Ministry of Health, Russia, Saint Petersburg; FBSI «Federal scientific center of hygiene named after F.F.Erisman» Rospotrebnadzor, Moscow □ Results of hygienic assessment of nutrition and eating behaviors of medical higher school freshmen indicate poor diet, nutritional deficiencies of dietary intake of students for violations of timing and frequency of meals and on quantitative and qualitative characteristics of each individual meal. Eating disorders are reflected in the nutritional status and morbidity freshmen. Key words: healthy eating, diet, eating behavior, nutritional status, dietary risk factors, frequency analysis of human nutrition.

Изучению здоровья и питания студентов был посвящен целый ряд работ в восьмидесятые годы прошлого века [6, 11, 12]. В девяностые годы число публикаций по данной проблеме сократилось [14], но в последнее десятилетие интерес к изучаемому вопросу вновь вырос со стороны медицинских и немедицинских специалистов [1—5, 7—10, 13, 15—19].

Исследования, проведенные в последние десятилетия прошлого века, показали, что количество студентов с различными отклонениями в состоянии здоровья и физическом развитии увеличилось. Значительная часть студентов не уделяли достаточного внимания организации своего питания, в частности режиму питания. Кроме того, исследователи отметили несбалансированность рациона питания студентов. Эти результаты представляют интерес и сегодня, так как современные исследования свидетельствуют, что проблемы сохранения здоровья студентов не решены. Вместе с тем, условия жизни, обучения, воспитания студентов сегодня имеют свою специфику, что, безусловно, касается и студентов медицинского вуза, обучение в котором требует много сил и крепкое здоровье.

В последнее десятилетие изменилась нормативная база, касающаяся требований к условиям среды обитания и, в частности, к питанию

(методические рекомендации МР 2.3.1.2432—08 «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения РФ»). Интенсивно меняются подходы к организации контроля сохранения здоровья граждан нашей страны и, конечно, молодежи — будущего нации. (Приказ МЗ РФ от 6.12.12 № 1011н «Об утверждении порядка проведения профилактического медицинского осмотра»; Приказ МЗ РФ от 3.12.12 № 1006н «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения».) Готовятся к выходу новые санитарно-эпидемиологические требования к организации и условиям обучения в высших учебных заведениях.

Выполнение заложенных в новых документах требований в значительной степени зависит от поведенческих установок участников учебного процесса, среди которых немаловажную роль играют студенты. Среди различных поведенческих факторов для сохранения здоровья студентов важным является их пищевое поведение. Оценке этого вопроса в сопоставлении с отечественными требованиями и рекомендациями Всемирной организации здравоохранения по здоровому питанию посвящена настоящая работа.

Исследования проводилась в течение 2010— 2013 гг. в медицинском университете, располо-

24

ЗНиСО Февраль №2 (251)

Таблица 1. Количество студентов по виду и месту приема пищи (%)

Факультет Столовая университета Буфеты Аудитории Не принимают пищу в университете

комплексные обеды свободный выбор блюд буфетная продукция

МПФ 6,1 51,9 32,0 35,5 41,1 9,5

ЛФ 5,1 54,7 31,0 37,8 33.5 9,1

ФИУ 15,8 31,6 14,5 11,8 11,8 51,3

женном в мегаполисе (г. Санкт-Петербург), и включала анкетный опрос по рассматриваемой теме, оценку состояния здоровья первокурсников, определение индексов массы тела (ИМТ), талия/бедро (Т/Б) анализ меню в студенческой столовой.

Анкетный опрос охватывал 562 студентов трех факультетов 1-го курса: 255 студентов лечебного факультета (ЛФ), 231 человек медико-профилактического факультета (МПФ) и 76 учащихся факультета иностранных учащихся (ФИУ). Интервьюирование студентов было проведено по специально разработанной анкете, которая включала характеристику контингента, сведения о пищевом поведении и питании студентов, жалобы на здоровье. Обработка полученных данных осуществлялась с помощью программы Epi Info 10.

Оценка состояния здоровья проводилась на основании предъявленных жалоб на здоровье в ходе опроса, по результатам профилактических медицинских осмотров студентов на базе здравпункта вуза и данных обследования 30 студентов 18—19 лет в центре здоровья в соответствии с существующими требованиями. Обследование студентов в центре здоровья включало антропометрические измерения, скрининг-оценку уровня психофизиологического и соматического здоровья, экспресс-оценку сердечной деятельности, сосудистой и дыхательной систем, основных параметров гемодинамики, а также биоимпедансо-метрии состава тела. Индекс массы тела был оценен у 130 студентов 18 лет. Оценка меню студенческой столовой включала анализ двух рационов: комплексного обеда и блюд свободного выбора.

Как показал анализ результатов анкетирования, среди опрошенных учащихся первого курса значительную часть составляют студенты, приехавшие из других регионов и стран. В связи с этим проживает в общежитии: 84,2 % студентов ФИУ, 62,8 % - МПФ и 25,5 % - ЛФ. Половина студентов иностранного факультета, четверть учащихся МПФ и почти пятая часть студентов ЛФ отметили трудности в связи с переездом в крупный город. Более половины учащихся отметили, что испытывали трудности в связи со сменой уклада жизни, превратившись из школьников в студентов (ЛФ - 58,7 %, МПФ - 64,9 %; ФИУ - 50,1 %). Таким образом, большая часть студентов ФИУ и МПФ и четверть учащихся ЛФ живут, а, следовательно, и питаются без внимания со стороны семьи. Вместе с тем трудности изменения порядка жизни в связи с начавшейся учебой в вузе испытывают большинство студентов, независимо от условий жизни.

Анализ режима питания студентов первого курса, по результатам анкетирования, показал, что в течение недели менее трех раз в день принимают пищу 52,8 % студентов МПФ, 48,6 % студентов ФИУ и 33,8 % — ЛФ. Исследования показали, что низкая кратность приема пищи связана с отказом от питания в различные периоды дня. Так, не завтракают 42,7 % студентов ФИУ, 38,7% - МПФ и 32,9 % студентов ЛФ. Пропускают прием пищи в обеденное время больше всего на лечебном факультете - 44,3 %; 33,4 % студентов ФИУ и 28,6 % на МПФ. Основной прием пищи у большей части студентов всех факультетов приходится на время ужина, вместе с тем 29 % первокурсников МПФ, 25,5 % - ЛФ и 18,7 % ФИУ не ужинают. Кратность приема горячей пищи у значительной части студентов составляет один раз в день: 57,6 % (МПФ), 42,9 % (ЛФ) и 34,2 % (ФИУ). Следовательно, кратность и равномерность приема пищи, в том числе горячего питания, студентов первого курса не удовлетворяет установленным нормам.

В ходе проведения работы изучалась посещаемость студенческой столовой и буфетов. Результаты исследования показали, что в столовой обедает меньшая часть студентов: 25,5 % — медико-профилактического, 37,0 % — лечебного и 26,3 % — факультета иностранных учащихся. При анализе субъективных причин отказа или недостаточного использования студенческой столовой значение имеют большие очереди в обеденный перерыв.

Анализ условий и места приема пищи в университете (табл. 1) показал, что студенты всех трех факультетов при посещении столовой предпочитают свободный выбор блюд комплексным обедам. На медико-профилактическом и лечебном факультетах треть студентов более активно пользуется буфетной продукцией. На этих же факультетах значительная часть студентов питается непосредственно в учебных аудиториях принесенной с собой пищей. Нельзя не отметить, что около 9,0 % студентов МПФ и ЛФ и 51,3 % ФИУ не питаются в университете, где согласно расписанию они находятся более семи часов. Более половины студентов ФИУ предпочитают обедать в своем общежитии, которое находится на территории университета.

Оценка меню комплексных обедов и блюд свободного выбора в студенческой столовой по повторяемости блюд и продуктов показала, что ежедневно в рационы обедов были включены такие основные продукты питания, как мясо, молоко, сливочное и растительное масло, хлебобулочные изделия, рыба, яйца, сыр, творог. Кисло-

Февраль №2 (251) знисо

25

молочные продукты были включены не реже одного раза в 2—3 дня. рГ Обед включает закуску, первое, второе и третье блюдо. Второе блюдо состоит из основного го-= рячего блюда из мяса, рыбы или птицы и гарнира. ЕЕ Третье блюдо включало напиток. Наряду с основным питанием организовано дополнительное питание обучающихся через буфеты вуза, которые предназначены для реализации кондитерских и булочных изделий, пищевых продуктов в потребительской упаковке, в условиях свободного выбора. Треть студентов первого курса высказала пожелание в организации диетического питания, которое в столовой отсутствует.

Таким образом, организация питания студентов в столовой университета не всегда удовлетворяет значительную часть студентов, что, по-видимому, приводит к снижению востребованности ее услуг, и побуждает студентов питаться в буфетах, принесенными продуктами и даже отказаться от питания в университете в течение учебного дня. Вместе с тем следует отметить, что при использовании студентами комплексных обедов и свободного выбора продуктов питания предлагаемый набор блюд обеспечивает необходимое разнообразие.

В ходе проведения анкетного опроса определялась частота потребления различных продуктов питания студентами в течение дня, включая питание в университете и за его пределами. Полученные данные свидетельствуют о том, что у части студентов употребление продуктов животного происхождения ограничено. Это подтверждает тот факт, что один раз в неделю студенты различных факультетов употребляют: мясо (от 3,5 до 15,8 % обследуемых); рыбу (9,4—28,9 %); молоко (14,5—39 %); творог (15,3—21 %); сыр (3,9—9,5 %). Вместе с тем несколько раз в день употребляют кондитерские изделия от 23,7 до 29,0 % студентов.

Анализ потребления пищевых продуктов оценивался нами относительно рекомендаций ВОЗ по здоровому питанию. Исследования показали, что: употребляют фрукты и овощи в количестве 400 г и более 26,0 % студентов медико-профилактического факультета, 35,4 % — ЛФ и 19,7 % - факультета иностранных учащихся; предпочитают нежирные молочные продукты -14,7, 28,7 и 39,5 % студентов; среди жиров отдают предпочтение растительному маслу - 58,9, 57,1 и 65,8 %; используют йодированную соль в питании - 30,3, 36,6 и 32 % студентов соответственно. Дополнительно обязательно солят пищу во время питания — 18,2, 20,9 и 5,8 %; без ограничения употребляют сахар в питании — 43,7% студентов МПФ, 44,5 % — ЛФ и 40,8 % ФИУ.

Таким образом, анкетный опрос показал, что в суточном рационе значительной части студентов отмечается недостаток потребления продуктов животного происхождения, а также фруктов и овощей на фоне избыточного потребления кондитерских изделий, сахара и соли. Лишь только третья часть студентов пользуется йодированной солью. Выявленные в ходе исследования недостатки пищевого поведения и, соответственно,

Таблица 2. Количество студентов предъявляющих жалобы, %

Наименование жалобы МПФ ЛФ ФИУ

Слабость, утомляемость 87,1 52,9

Головные боли 61,0 47,3 51,5

Боли в животе после приема пищи 21,9 15,2 16,2

Тошнота 19,0 17,1 13,2

Боли в животе до приема пищи 17,6 15,2 11,8

питания студентов могут негативно влиять на состояние здоровья.

Опрос студентов о жалобах на здоровье показал (табл. 2), что по распространенности на всех трех курсах жалобы диспепсического характера находятся на третьем месте после жалоб на слабость, утомляемость и головные боли. Распространенность остальных жалоб значительно меньше.

Анализ структуры заболеваемости студентов первого курса, по данным результатов профилактических осмотров, показал, что заболевания были выявлены у 55 % обследуемых. Среди студентов с выявленной патологией группа лиц с болезнями органов пищеварения занимает второе место (32 %), находясь между сердечно-сосудистыми заболеваниями (43 %) и болезнями выделительной системы и органов дыхания (по 11 %).

При определении индекса массы тела первокурсников было выявлено, что у 36 % из них ИМТ не соответствовал нормальным значениям по критериям ВОЗ (от 18,5 до 24,9 кг/м2), в том числе у 25 % студентов выявлен дефицит массы тела (ИМТ — менее 18,5), и 11 % обследованных имели избыточную массу тела (ИМТ 25,0—29,9).

Для профилактического медицинского обследования всем отечественным студентам первого курса было предложено посетить центры здоровья на добровольных началах. Посетили центры здоровья только 30 человек, что составляет около 5 % от всей численности первокурсников. Среди причин отказа от посещения центра здоровья в основном студенты называли недостаток времени и удаленность центров здоровья от университета. Значительная часть первокурсников высказала пожелание — организовать центр здоровья на территории университета.

При обследовании студентов в центре здоровья было выявлено, что показатели основного обмена, жизненной емкости легких в организме в момент обследования студентов были в пределах нормальных значений. Сопоставление ИМТ, Т/Б и данных структуры массы тела первокурсников с помощью биоимпедансного анализа показало значимость использования этого метода у студентов. Так, у пяти студентов из тридцати обследованных при нормальных значениях ИМТ и Т/Б на фоне нормальных значений процента скелетно-мышечной ткани определялось снижение в составе тела процента жировой ткани относительно рекомендуемых значений. У троих студентов при ИМТ выше нормальных значений, процент жи-

26

ЗНиСО Февраль №2 (251)

ровой массы был в пределах рекомендуемых величин.

Таким образом, при оценке здоровья студентов первого курса в связи с их питанием обращают на себя внимание субъективные и объективные расстройства со стороны органов пищеварения, а также недостаточная или избыточная масса тела. В ходе исследования выявлена целесообразность углубленного обследования студентов в центрах здоровья, и вместе с тем недостаточное внимание к своему здоровью, обусловленное объективными и субъективными причинами.

Резюмируя вышеизложенное, следует заключить, что пищевое поведение значительной части отечественных и иностранных студентов первого курса различных факультетов медицинского университета не соответствует рекомендациям ВОЗ по здоровому питанию. Именно неправильные поведенческие установки приводят к нарушениям режима питания и нутриентного состава пищи. Это в свою очередь способствует нарушению здоровья студентов. Особое внимание следует уделить организации питания студентов, которые проживают в отсутствии внимания семьи. Невнимательное отношение к своему здоровью мешает раннему выявлению патологии. В целях сохранения здоровья студентов и формирования у будущих врачей профессиональных профилактических установок необходима комплексная профилактическая программа, в которую обязательно должны входить меры по обучению студентов принципам здорового питания, возможностям сохранения своего здоровья и здоровья будущих пациентов. Важным является оптимизация организации питания и профилактического медицинского обслуживания студентов в вузе. Существенную роль в этом может сыграть организация центров здоровья на базе медицинских вузов, и организация волонтерского движения студентов по формированию здорового образа жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Байков В.Г., Бакуменко О.Е., Доронин А.Ф. Разработка обогащенных зерновых каш быстрого приготовления для учащейся молодежи //Вопросы питания. 2008. № 2. С. 80—84.

2. Барсукова Н.К., Маркелова С.В., Дадонова А.Я. Требования химической и биологической безопасности, установленные в техническом регламенте «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» / Н.К. Барсукова, С.В. Маркелова, А.Я. Дадонова //Здоровье населения и среда обитания. 2009. № 8 (197). С. 12—18.

3. Блинова Е.Г., Кучма В.Р. Основы социально-гигиенического мониторинга условий обучения студентов высших учебных заведений //Гигиена детей и подростков. 2012. № 1. С. 35—40.

4. Вялов И.С. Формирование самосохранительного поведения у российских и иностранных студентов с факторами риска для здоровья //Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2011. № 3. С. 86—94.

5. Дрожжина Н.А., Максименко Л.В., Кича Д.И. Особенности пищевого поведения студентов Российского универ-

ситета дружбы народов //Вопросы питания. 2012. № 1. С. 57—62.

6. Дроздова Т.М. Состояние белкового обмена у студентов при различных режимах питания //Современные проблемы гигиены питания: сб. научн. трудов. Ленинград, 1980. С. 13—17.

7. Жарова А.В. Здоровье студентов вузов г. Красноярска и оптимизация мероприятий по его сохранению: Автореф. дис. ... кан,д. мед. наук: 14.00.33 / Жарова А.В.; [Красноярск. гос. мед. акад.] Красноярск, 2004. 25 с.

8. Истомин А.В., Климацкая Л.Г. Особенности фактического питания учащихся отдельных регионов России, Беларуси и Польши. Новосибирск: Наука, 2007. 163 с.

9. Истомин А.В., Мамчик Н.П., Клепиков О.В. Эколого-гигиенические проблемы оптимизации питания населения. М., 2001. 42 с.

10. Кича Д.И., Максименко Л.В., Дрожжина Н.А., Федотова Н.Н. Оценка источников информации о рациональном питании студентов //Гигиена и санитария. 2013. № 2. С. 48—52.

11. Кресова Г.А., Лебедева Е.А., Донская Л.В. Влияние режима питания на состояние некоторых физиологических функций //Современные проблемы гигиены питания: сб. на-учн. трудов. Ленинград, 1980. С. 38—42.

12. Лебедева Е.А., Артамонова В.Е., Васюхичева О.В. и др. Некоторые показатели обменных процессов у студенток в условиях сбалансированного питания //Современные проблемы гигиены питания: сб. научн. трудов. Ленинград, 1980. С. 42—46.

13. Нотова С.В., Скальная М.Г., Баранова О.В. Оценка питания студентов Оренбурга //Вопросы питания. 2005. № 3. С. 14—17.

14. Романова Н.А., Путятина А.Г., Марцюха Н.В. и др. Заболеваемость студентов-первокурсников медицинского университета за последние пять лет //Здоровье студентов: сб. тез. междунар. науч.-практ. конф. М., 1999. С. 150—151.

15. Онищенко Г.Г., Суплотова, Л.А., Шарухо Г.В. Профилактика микронутриентной недостаточности в реализации Концепции здорового питания / Г.Г. Онищенко, Л.А. Су-плотова, Г.В. Шарухо //Здоровье населения и среда обитания. 2011. № 3 (216). С. 4—7.

16. Сахарова О.Б., Кику П.Ф., Лапардин М.П., Гришанов А.В. Гигиеническая оценка состояния питания студентов Дальневосточного государственного университета //Здоровье населения и среда обитания. 2008. № 5. С. 32—35.

17. Сафонкина С.Г., Иваненко А.В., Кучма В.Р. Санитарно-эпидемиологический аудит в образовательных учреждениях: проблемы и пути решения / С.Г. Сафонкина, А.В. Иваненко, В.Р. Кучма //Здоровье населения и среда обитания. 2012. № 6 (231). С. 11—14.

18. Сетко А.Г., Каштанова С.Г., Тришина С.П., Мокеева М.М. Особенности функционирования органов и систем студентов медицинского вуза при недостаточной нутри-ентной обеспеченности / А.Г. Сетко, С.Г. Каштанова, С.П. Тришина, М.М. Мокеева //Здоровье населения и среда обитания. 2013. № 6 (243). С. 7—9.

19. Сорокин Д.Ю., Сорокина В.М. Педагогический механизм формирования у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности //Современные проблемы науки и образования. 2010. № 4. С. 66—69.

Контактная информация: Алуф Ольга Борисовна, тел.: 8 (812) 545-47-46, e-mail: spb-gigea@mail.ru

Contact information: Aluf Olga,

tel.: 8 (812) 545-47-46, e-mail: spb-gigea@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.