Научная статья на тему 'Гигиеническая характеристика факторов риска развития интернет-зависимости у студентов медицинского образовательного учреждения высшего образования'

Гигиеническая характеристика факторов риска развития интернет-зависимости у студентов медицинского образовательного учреждения высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
153
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / ГАДЖЕТЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сетко Нина Павловна, Булычева Екатерина Владимировна, Сетко Андрей Геннадьевич, Пархета Кристина Анатольевна

Интенсивный рост количества интернет-пользователей определяет в настоящее время актуальность проблемы активного формирования интернет-зависимости у населения. Учитывая тот факт, что студенты посредством Интернета решают множество задач, в том числе поиск новой учебной информации, установление бесконтактного общения, не включающего в себя эмоционально-чувствительную сферу, невербальную информацию, становится очевидно высоким риск формирования у студенческой молодежи «цифровой аутизации» в частности и ухудшение психического здоровья студентов в целом. Показано, что студенты медицинского вуза активно пользуются мобильным Интернетом с помощью телефона в 99% случаев более 5 раз в день и в среднем более 3 часов в сутки, что, вероятно, стало причиной формирования у каждого 5-го обследуемого интернет-зависимости, требующей проведения психокоррекционной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сетко Нина Павловна, Булычева Екатерина Владимировна, Сетко Андрей Геннадьевич, Пархета Кристина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYGIENIC CHARACTERISTICS OF THE RISK FACTORS OF DEVELOPMENT OF THE INTERNET DEPENDENCE OF STUDENTS OF THE MEDICAL EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION

Intensive growth in the number of Internet users is currently determined by the urgency of the problem of the active formation of Internet dependence among the population. Given the fact that students through the Internet solve many problems, including the search for new educational information, the establishment of contactless communication, which does not include the emotion-sensitive sphere; non-verbal information, the risk of forming «digital autism» among students, in particular, and the deterioration of students' mental health, in general, becomes evident. It has been shown that medical students actively use the mobile Internet using the phone in 99% of cases> 5 times a day and an average of more than 3 hours a day, which probably caused the formation of every 5th Internet addiction in question, requiring psychocorrectional work.

Текст научной работы на тему «Гигиеническая характеристика факторов риска развития интернет-зависимости у студентов медицинского образовательного учреждения высшего образования»

2. Методика расчета индивидуального профессионального риска в зависимости от условий труда и состояния здоровья работника : метод. рек. -М.: НИИ Медицины труда РАМН, 2011. - 19 с.

3. Методические подходы к оценке функционального состояния органов и систем работающих при прогнозировании индивидуального профессионального риска / Н. П. Сетко, А. Г. Сетко, М. А. Назмеев, А. С. Лутошкина // Охрана труда и техника безопасности в учреждениях здравоохранения. - М., 2012. - № 1. - С. 33-37.

УДК [613.86:159.913]:378.661-057.875

4. Методологические подходы к оценке индивидуального профессионального риска с учетом показателей качества жизни / Е. Л. Базарова, О. Ф. Рослый, Л. Я. Тартаковская [и др.] // Бюллетень ВСНЦ СО РАМН. - 2012. - № 3 (91). - Часть 1. - С. 44-47.

5. Мовергоз, С. В. Оценка профессиональных рисков здоровью операторов нефтехимического производства и их физиолого-гигиеническая обусловленность / С. В. Мовергоз, Н. П. Сетко, Е. В. Булычева// Гигиена и санитария. - 2016. - Т. 95, № 10. - С. 1002-1007.

Н. П. СЕТКО, Е. В. БУЛЫЧЕВА, А. Г. СЕТКО, К. А. ПАРХЕТА

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФАКТОРОВ РИСКА РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России

N. P. SETKO, E. V. BULYCHEVA, A. G. SETKO, K. A. PARHETA

HYGIENIC CHARACTERISTICS OF THE RISK FACTORS OF DEVELOPMENT OF THE INTERNET DEPENDENCE OF STUDENTS OF THE MEDICAL EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION

FSBEI HE «Orenburg State Medical University» of the Ministry of Health of Russia

РЕЗЮМЕ

Интенсивный рост количества интернет-пользователей определяет в настоящее время актуальность проблемы активного формирования интернет-зависимости у населения. Учитывая тот факт, что студенты посредством Интернета решают множество задач, в том числе поиск новой учебной информации, установление

Сетко Нина Павловна - д. м. н., профессор, заведующая кафедрой профилактической медицины; тел. 8 (3532) 50-06-06 (доб. 642); e-mail: nina.setko@gmail.ru

Булычева Екатерина Владимировна - к. м. н.,

доцент кафедры профилактической медицины;

тел. 8 (3532) 50-06-06 (доб. 642); e-mail: e-sosnina@mail.ru

Сетко Андрей Геннадьевич - д. м. н., профессор, заведующий кафедрой гигиены детей и подростков с гигиеной питания и труда; тел. 8 (3532) 50-06-06 (доб. 402); e-mail: a_isetko@mail.ru

Пархета Кристина Анатольевна - студентка 6-го курса медико-профилактического факультета; тел. 8 (3532) 50-06-06 (доб. 402); e-mail: tina_anatolievna@mail.ru

бесконтактного общения, не включающего в себя эмоционально-чувствительную сферу, невербальную информацию, становится очевидно высоким риск формирования у студенческой молодежи «цифровой аутизации» в частности и ухудшение психического здоровья студентов в целом. Показано, что студенты медицинского вуза активно пользуются мобильным Интернетом с помощью телефона в 99% случаев более 5раз в день и в среднем более 3 часов в сутки, что, вероятно, стало причиной формирования у каждого 5-го обследуемого интернет-зависимости, требующей проведения психокоррекционной работы.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: СТУДЕНТЫ, ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ, ГАДЖЕТЫ.

SUMMARY

Intensive growth in the number of Internet users is currently determined by the urgency of the problem of the active formation of Internet dependence among

120%

98,8%

более 5 раз в сутки 1-2 раза в сутки 1-2 раза в неделю 1-2 раза в месяц

■ телефон ^компьютер Иноутбук I планшет

Рис. 1 - Распределение студентов в зависимости от кратности использования технических средств

the population. Given the fact that students through the Internet solve many problems, including the search for new educational information, the establishment of contactless communication, which does not include the emotion-sensitive sphere; non-verbal information, the risk of forming «digital autism» among students, in particular, and the deterioration of students' mental health, in general, becomes evident. It has been shown that medical students actively use the mobile Internet using the phone in 99% of cases> 5 times a day and an average of more than 3 hours a day, which probably caused the formation of every 5th Internet addiction in question, requiring psychocorrectional work

KEY WORDS: STUDENTS, INTERNET DEPENDENCE, GADGETS.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Интенсивный рост количества интернет-пользователей определяет в настоящее время актуальность проблемы активного формирования интернет-зависимости у населения [1]. На сегодняшний день по количеству пользователей Интернета Россия обошла Австралию, Испанию, Италию, Францию, Великобританию и Бразилию [2]. Ежегодно число интернет-пользователей в России увеличивается в среднем на 1,2 млн человек, а уровень суточной аудитории - на 2,2 млн

человек, среди которых большинство - это молодые люди в возрасте 18-24 лет [3]. В последнее десятилетие специалисты пришли к заключению о том, что интернет-зависимость является серьезной общественной проблемой и относится к нехимической (поведенческой) аддикции [4]. Учитывая тот факт, что студенты посредством Интернета решают множество задач, в том числе поиск новой учебной информации, установление бесконтактного общения, не включающего в себя эмоционально-чувствительную сферу, невербальную информацию, становится очевидно высоким риск формирования у студенческой молодежи «цифровой аутизации» в частности и ухудшение психического здоровья студентов в целом.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - определить факторы риска развития интернет-зависимости у студентов медицинского образовательного учреждения высшего образования.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

У 300 студентов 1-6-х курсов педиатрического и медико-профилактического факультетов проведена оценка частоты и продолжительности использования гаджетов: компьютеров, планшетов, ноутбуков, телефонов анкетным методом по разработанному опроснику Е. В. Булычевой,

50% 45% 40%% 35°% 30%% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

47,3% 46,8%%

5,5% 5,4%

1,6%

1-2 мин

39,1%

12,8%

5-10 мин

41,2%

9,9% 9,4% 10,6%

30-60 мин

1-2 часа

■ телефон ■ компьютер ■ ноутбук ■ планшет

Рис. 2 - Распределение студентов в зависимости от длительности использования гаджетов за 1 сеанс

А. Г. Сетко, Н. П. Сетко, К. А. Пархета (2017). Оценка сформированности и вида интернет-зависимости определена также анкетным методом Л. Н. Юрьевой, Т. Ю. Больбот (Патент на изобретение (11) 72366 А (51) 7609В3/00, 009В3/08, 009/33/00, А61В10/00 от 15.02.2005 г. Бюл. № 2 «Способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости»).

Статистическая обработка полученных результатов проводилась с помощью компьютерной программы «^аИэИса».

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Установлено, что самым популярным гад-жетом у опрошенных студентов являлся телефон (52,6%), на втором месте - ноутбук (32,3%), на третьем месте - компьютер (10,6%), на четвертом месте - планшет (4,5%). При этом телефоном 98,8% студентов пользуются более 5 раз в день и лишь 1,2% студентов - 1-2 раза в день.

Исследованиями Е. Ю. Сирота показано, что студенты, посещающие более 1 раза социальную сеть «В Контакте», имели повышенный уровень демонстративного поведения, лживости, позерства; при этом маловыраженными чертами являлись педантичность [5].

Становится очевидным, что современные модели телефонов с высокой скоростью Интернета и «карманная доступность» являются фактором

риска формирования интернет-зависимости у студентов. В целом общий бюджет времени пользования Интернетом с помощью телефона составил 3,5 ± 1,16 часа в сутки; тогда как нахождение в Интернете через компьютер составляет 1,5 ± 0,19 часа в сутки; с помощью ноутбука -

2.1 ± 0,11 часа в сутки и с помощью планшета -

2.02 ± 0,15 часа в сутки.

Максимальная продолжительность 1 сеанса в Интернете в течение 1-2 часов установлена у 47,8% студентов при использовании компьютера и у 46,8% студентов при использовании ноутбука (рис. 2). До 41,2% студентов отметили, что при использовании телефона на 1 сеанс они обычно тратят в среднем 30-60 минут.

Анализ структуры ответов студентов о целях использования технических средств показал, что опрошенные пользуются Интернетом в телефоне с целью общения и переписки в социальных сетях в 34,3 случая. Учитывая вышеуказанные факты о частоте и продолжительности использования Интернета посредством телефона в сочетании с наиболее популярной целью - общение в социальных сетях, следует заключить о формировании риска развития киберкоммуникативной зависимости у студентов. Известно, что киберком-муникативная зависимость - это одна из разновидностей интернет-зависимости [6]. По данным

Таблица - Распределение ответов студентов о целях использования технических средств (%)

Цель использования Телефон Компьютер Ноутбук Планшет

Разговоры, переписка в соц. сетях 34,3 17,9 14,1 18,8

Игры 5,1 4,4 2,7 3,1

Поиск учебной информации 14,9 23,9 23,1 17,7

Чтение учебной информации 12,7 23,9 20,9 20,8

Поиск информации, не связанной с учебной деятельностью 11,2 18,2 12,4 11,4

Чтение информации, не связанной с учебной деятельностью 11,2 11,7 11,2 8,3

Просмотр видеороликов, фильмов 10,4 9,6 15,5 19,7

статистических данных ЮНЕСКО, до 96% людей юного возраста состоят в какой-либо социальной сети, а чрезмерная увлеченность ими у четверти пользователей способствует уже после 6 месяцев их использования формированию интернет-зависимости [7].

Установлено, что 24% обследованных студентов имели интернет-зависимость, при этом у 16% студентов определена сформированность телефонной зависимости. Риск развития телефонной зависимости определен у 20% студентов; стадия увлеченности гаджетами - у 52% студентов; лишь 12% студентов не имели телефонной зависимости.

Телефонная зависимость у обследуемых характеризовалась у 86,4% студентов отсутствием контроля и собственных усилий для прекращения работы с мобильным телефоном; у 30,9% студентов отмечали оживление, удовольствие и удовлетворение, находясь посредством мобильного телефона в Интернете и у 10,8% студентов признавали нарушение режима дня, в том числе сокращение ночного сна в связи с частым и продолжительным нахождением в Сети с помощью мобильного телефона.

Полученные данные, о том что каждый пятый студент имел интернет-зависимость, диктуют необходимость коррекции такого состояния у обследуемых, т. к., согласно данным научной литературы, наблюдается деформация

ЛИТЕРАТУРА:

1. Ларионова, С. О. Интернет-зависимость у студентов: вопросы профилактики / С. О. Ларионова,

психологического портрета личности [2]. Для интернет-зависимости людей характерны «предвкушение» аддиктивной реализации, проблема контроля, низкая критика к собственному состоянию и нарушения социальной адаптации в реальной жизни; высоким уровнем тревожности, депрессии, агрессивности и враждебности, снижение стрессоустойчивости [2].

В связи с тем, что одним из основных признаков патологического влияния к опНие-пространству является дискомфортное психоэмоциональное состояние, характеризующееся тревожностью, негативными эмоциональными переживаниями, стрессом, авторами статьи для коррекции симптомов интернет-зависимости у студентов предлагается метод функционального биоуправления. Исследованиями Н. П. Сетко, Е. В. Булычевой, А. Г. Сетко (2018) показана высокая эффективность этого метода в коррекции психофизиологических проявлений стресса [8].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Показано, что студенты медицинского вуза активно пользуются мобильным Интернетом с помощью телефона в 99% случаев более 5 раз в день и в среднем более 3 часов в сутки, что, вероятно, стало причиной формирования у каждого 5-го обследуемого интернет-зависимости, требующей проведения психокоррекционной работы.

А. С. Дегтерев // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 2. - С. 232-239.

2. Дрепа, М. И. Психологический портрет личности интернет-зависимости студента / М. И. Дрепа // Вестник ТГПУ. - 2009. - Вып. 4 (82). - С. 75-81.

3. Проект «Интернет в России» / Россия в Интернете. - 2008. - Вып. 24. - М.: Фонд «Общественное мнение».

4. Пончева, А. В. Проблема киберкоммунативной зависимости в подростковом возрасте/А. В. Пончева// Вестник Чувашского университета. - 2013. - № 1. -С. 131-136.

5. Сирота, Е. Ю. Личностные особенности постоянных посетителей сайта www.vkontakte.ru / Е. Ю. Сирота // Вестник кемеровского государственного университета. - 2010. - № 3. - С. 115-118.

Янг, К. С. Диагноз интернет-зависимости / К. С. Янг//Мир Интернет. - 2000. - № 2. - С. 24-29. Войкунский, А. Е. Феномен зависимости от Интернета / А. Е. Войкунский // Гуманитарные исследования в Интернете / под ред. А. Е. Войкунского. - 2008. - С. 100-131. Сетко, Н. П. Современные подходы к оценке и моделированию психоэмоционального состояния учащихся с помощью современных цифровых технологий / Н. П. Сетко, Е. В. Булычева, А. Г. Сетко, И. М. Сетко // Оренбургский медицинский вестник. - 2018. - Т. VI. - № 1. - С. 25-34.

УДК 614.2

Л. В. СИЗОВА, Э. Р. САГИТОВА

ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ГОРОДСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России

6

8

L. V. SIZOVA, E. R. SAGITOVA

CLINICAL EXAMINATION OF THE ADULT POPULATION IN THE CONDITIONS OF THE CITY POLYCLINIC

FSBEI HE «Orenburg State Medical University» of the Ministry of Health of Russia

РЕЗЮМЕ

В статье представлены результаты анализа диспансеризации взрослого населения на основе сведений формы № 131 поликлиники ГБУЗ «Городская клиническая больница № 5» г. Оренбурга за 2018 год. Охват диспансеризацией за отчетный год составил 69,5% прикрепленного населения. Выявление модифицируемых факторов риска хронических неинфекционных заболеваний и своевременное взятие под диспансерное наблюдение пациентов с социально значимыми заболеваниями на ранних стадиях будет препятствовать преждевременной инвалидности и смертности.

Сизова Людмила Викторовна - к. м. н., доцент кафедры поликлинической терапии; тел. 8-905-819-59-49; e-mail: lusizova@yandex.ru

Сагитова Эльвира Рафкатовна - к. м. н., доцент кафедры поликлинической терапии; тел. 8-912-354-53-81; e-mail: sagel.8181@mail.ru

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ, ВЗРОСЛОЕ НАСЕЛЕНИЕ, ХРОНИЧЕСКИЕ НЕИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ, ФАКТОРЫ РИСКА.

SUMMARY

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article presents the results of the analysis of the clinical examination of the adult population on the basis of information from f. 131 of the SBIH «City Clinical Hospital No. 5» of Orenburg in 2018. Medical examination coverage for the reporting year amounted to 69,5% of the attached population. The identification of modifiable risk factors for chronic non-communicable diseases and the timely reception under medical follow-up care of patients with socially significant diseases in the early stages will prevent premature disability and mortality.

KEY WORDS: CLINICAL EXAMINATION, ADULT POPULATION, CHRONIC

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.