июль IW (292) ЗНиСО
41
УДК 613.96
МЕСТО ГАДЖЕТОВ В ОБРАЗЕ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ
Н.А. Скоблина1'2, О.Ю. Милушкина1, А.А. Татаринчик1, Д.М. Федотов3 1ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, Москва, Россия
2ФГАУ «Национальный научно-практический центр здоровья детей» Минздрава России, Москва, Россия
3ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»,
Архангельск, Россия
Изучено использование гаджетов 493 школьниками и студентами Москвы и Архангельска. Установлено, что использование гаджетов широко вошло в образ жизни детей, подростков и молодежи: они одинаково часто используются вне зависимости от пола, региона проживания, профиля подготовки. С возрастом использование гаджетов только возрастает. Использование сочетания нескольких гаджетов отмечается у школьников и студентов как в приспособленных, так и в неприспособленных для этого местах, что приводит к возникновению различных .жалоб. Ключевые слова: школьники; студенты; гаджеты; образ жизни.
N.A. Skoblina, O.Yu. Milushkina, A.A. Tatarinchik, D.M. Fedotov □ THE PLACE OF GADGETS IN THE LIFE OF MODERN SCHOOLCHILDREN AND STUDENTS □ Pirogov Russian National Research Medical University, Moscow, Russia; National Scientific and Practical center of Children's Health of the Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia; Northern (Arctic) Federal University, Arkhangelsk, Russia.
The usage of information and communications technology by 493 schoolchildren and students from Moscow and Arkhangelsk was studied. We found that the usage of gadgets became widely popular among children, students and youths: they make use of them equally often despite their sex, place of living and specialization. The usage of gadgets increases with aging. The combination of several gadgets accompanies schoolchildren and students as in adapted so in poorly adapted places that leads to occurrence of different types of complains. Key words: schoolchildren; students; gadgets; lifestyle.
В последние годы изучение образа жизни современных школьников и студентов является актуальной проблемой. Современные подростки - первое поколение, рожденное в эру цифровых технологий [4]. Их взросление, обучение и социализация проходят в условиях гиперинформационного общества [1], и одну из важнейших ролей в этом играют информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Широкое распространение использование гаджетов, дефицит сна и уменьшение физических нагрузок - факторы, которые часто сопровождают школьников и студентов во время обучения и влияют на их здоровье [3, 4].
Цель исследования - изучение места гад-жетов в образе жизни современных старших школьников и студентов.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 493 школьника и студента, из них 95 школьников старших классов и 398 студентов младших курсов (из них 356 из Москвы и 137 из Архангельска).
В исследовании был проведен анкетный опрос для оценки использования гаджетов и образа жизни. Статистическая обработка полученных данных проводилась с использованием пакета статистического анализа Statistica 10.0 (StatSoft, США).
Результаты исследования. В результате анкетирования установлено, что использование гаджетов широко вошло в образ жизни современных студентов и школьников. Не используют ИКТ только 0,5 % всех опрошенных. Наиболее популярными по использованию гаджетов являются (в порядке убывания): мо-
бильный телефон, ноутбук, планшет, компьютер. Достоверных различий между мальчиками и девочками, юношами и девушками, школьниками и студентами не выявлено. Выявлено ежедневное сочетание использования гаджетов, как минимум их два. Обязательный из них -мобильный телефон, который часто используется как персональный компьютер.
Использование гаджетов школьников составляет около 7 часов в обычный учебный день и около 8,5 часов в выходные, праздничные и каникулярные дни. Для сравнения домашние задания старшие школьники, по данным опроса, готовят 1,8 часа.
Установлены достоверные различия во времени использования гаджетов юношами-студентами и девушками-студентками (р < 0,001). Использование гаджетов юношами составляет около 8,5, а девушками около 10 часов, в обычный учебный день около 11 часов и юношами, и девушками. Выявлено достоверно более длительное (р < 0,01) использование гаджетов студентами по сравнению со школьниками. Для сравнения: домашние задания студенты делают 3,7 часа, что достоверно более длительно (р < 0,05), чем у школьников.
Наиболее часто гаджеты используются, как указали опрошенные, для поиска информации (97,0 %), общения (95,5 %), просмотра фильмов, видеоматериалов (90,5 %), прослушивания музыки (90,4 %), чтения литературы (75,0 %), игр (54,7 %). Реже гаджеты используются для программирования (40,9 %).
Достоверные различия выявлены в использовании гаджетов для игр: их используют
42
ЗНиСО июль N07 (292)
75,8 % мальчиков и юношей и 43,6 % девочек и девушек; для программирования - 64,3 % и
31.1 % соответственно. Из игр предпочтение отдается монопользовательским (52,7 %) и он-лайн-играм (27,1 %). Девочки и девушки чаще используют гаджеты для чтения литературы -
79.2 %, мальчики и юноши - 61,6 % соответственно. Кстати, на то, что любят читать обычные книги, указали 86,3 % девочек и девушек и 69,1 % мальчиков и юношей. Было установлено, что 94,0 % студентов из Москвы и 69,0 % студентов из Архангельска (р < 0,05) регулярно читают бумажные книги. Хотя возрастные группы школьников и студентов должны иметь различия в процессе обучения, организации досуга и т. д., в то же время различий в использовании гаджетов установлено не было. Одинаково часто школьники и студенты используют ИКТ для поиска информации, программирования, чтения литературы, т. е. потенциально для учебной деятельности и для досуга (общение, видеофильмы, музыка, игры).
Для поиска информации наиболее часто используются ноутбук, сочетание ноутбука и мобильного телефона или сочетание ноутбука, планшета и мобильного телефона, т. е. переносные гаджеты. Для общения используются сочетание ноутбука и мобильного телефона или сочетание ноутбука, планшета и мобильного телефона, а также только мобильный телефон, который используется как персональный компьютер. Для просмотра фильмов и видеоматериалов используются сочетание ноутбука и мобильного телефона или ноутбук. Для прослушивания музыки - мобильный телефон и аудиоплеер. Для чтения литературы - планшет и мобильный телефон. Для игр - компьютер и мобильный телефон. Для программирования -ноутбук. Таким образом, для зрительной работы часто студенты и школьники предпочитают использовать переносные гаджеты с небольшим размером экрана.
После работы с гаджетами ощущение возбуждения возникает у 14,8 % школьников и 12,5 % студентов, разочарования - у 12,5 % школьников и 13,5 % студентов, азарта - 26,1 % школьников и 34,4 % студентов. Возникновение ощущения азарта сопряжено с полом и чаще возникает у мальчиков и юношей (коэффициент сопряженности Пирсона 0,4, р < 0,001).
Отметили, что всегда трудно прервать работу (игру) с гаджетами 3,0 % опрошенных, иногда - 42,3 %. Если нужно прервать работу (игру), то это сильно злит (и не позволяет сразу прекратить работу) 3,3 % опрошенных, немного раздражает - 25,4 % опрошенных. Трудности с прерыванием работы сопряжены с играми (коэффициент сопряженности Пирсона 0,3, р < 0,04), раздражительность так же сопряжена с играми (коэффициент сопряженности Пирсона 0,4, р < 0,001).
Использование гаджетов происходит часто в вечернее время (17.00-22.00), что отметили 41,4 % опрошенных (66,3 % школьников и 33,8 % студентов) и в ночное время (после 22.00), что отметили 30,3 % опрошенных (24,4 % школьников и 33,2 % студентов). Наиболее часто отход ко сну у школьников происходит в 22.0023.00 - 45,9 %, 23.00-24.00 - 35,6 %, 00.00-
01.00 - 11,5 %. Наиболее часто отход ко сну у студентов происходит в интервале 23.00-24.00 еэ - 60,7 % и 00.00-01.00 - 34,1 %. Такой поздний рЕ отход ко сну снижает время ночного сна у ^^ школьников до 431,0 ± 70,1 минуты (в среднем ^Ч 7 часов), у студентов до 402,7 ± 89,5 минуты (в еэ среднем 6,5 часа). Время отхода ко сну сопря- |= жено с тем, является ли опрошенный школьником или студентом (коэффициент сопряженности Пирсона 0,4, р < 0,03); то же относится и к ¡И^ времени подъема (коэффициент сопряженности ^ Пирсона 0,3, р < 0,001). Вечернее и ночное Е^ время, как уже указывалось ранее, у школьников и студентов занято ИКТ. ■_
После работы с гаджетами усталость ощущают 26,1 % школьников и 57,6 % студентов. Жалобы на плохое засыпание предъявляют 11,3 % школьников и 20,5 % студентов. Эта жалоба часто возникает после использования мобильного телефона.
Имеются некоторые региональные особенности: так, среднее время сна студентов Москвы и Архангельска составило 380,0 ± 84,0 минуты (6,3 часа) и 432,0 ± 88,0 минуты (7,2 часа). Несмотря на отсутствие достоверных различий, дефицит сна больше выражен у московских студентов.
Жалобы со стороны опорно-двигательного аппарата - на усталость и боль в спине -предъявляют 22,7 % школьников и 41,3 % студентов. Жалобы на усталость и боль в шее предъявляют 15,9 % школьников и 39,2 % студентов. Жалобы на усталость и напряжение в руках предъявляют 10,2 % школьников и 15,6 % студентов. Девочки и девушки предъявляют их в 3-10 раз чаще. Установлены достоверные различия в количестве жалоб, предъявляемых школьниками и студентами: студенты предъявляют достоверно больше жалоб (р < 0,05) на усталость и боли в спине и шее.
У школьников жалобы со стороны опорно-двигательного аппарата наиболее часто возникают при использовании компьютера, ноутбука и мобильного телефона; у студентов - при использовании компьютера, ноутбука и сочетан-ного использования компьютера и ноутбука. Возникновение жалоб на усталость и боль в спине сопряжено с частотой использования компьютера (коэффициент сопряженности Пирсона 0,5, р < 0,01) и с частотой использования ноутбука (коэффициент сопряженности Пирсона 0,5, р < 0,001). Возникновение жалоб на усталость и боль в шее сопряжено с частотой использования ноутбука (коэффициент сопряженности Пирсона 0,5, р < 0,001). Возникновение жалоб на усталость и напряжение в руках сопряжено с частотой использования ноутбука и мобильного телефона (коэффициент сопряженности Пирсона 0,4, р < 0,02). Жалобы со стороны опорно-двигательного аппарата возникают при использовании ноутбука и компьютера, а усталость и напряжение в руках -при использовании мобильного телефона. Полученные данные связаны и с тем, каким гад-жетами располагают студенты в регионах: московские студенты чаще оснащены планшетами, архангельские студенты чаще используют стационарный компьютер и ноутбук.
июль IW (292) ЗНиСО
43
появление жал обдоЗО минут
появление жалоб через I час
появление жалоб 1 <-1 ' е ' 1.5 часа
появление жалоб через 2 часа
появление жалоб после2 часов
О 10 20 30 40 50 60
школьники ■ студенты
& (р < 0,05)
Рис. 1. Возникновение жалоб у школьников и студентов в зависимости от времени использования гаджетов, мин
Все вышеизложенное заставляет думать о несоблюдении гигиенических рекомендаций при организации рабочего места школьников и студентов при работе с компьютером и ноутбуком.
При использовании гаджетов жалобы у школьников и студентов могут появиться уже в течение 30 минут использования, их число нарастает при увеличении времени использования. При использовании гаджетов более 2 часов, а это, как было указано ранее, время непрерывного использования жалобы, предъявляют 35,2 % школьников и 55,3 % студентов (р < 0,05).
Жалобы на заложенность и шум в ушах предъявляют 4,5 % школьников и 10,8 % студентов. Жалобы на заложенность и шум в ушах возникают у школьников и студентов при использовании аудиоплеера. Необходимо отметить, что мальчики-школьники используют ау-диоплеер в учебные дни 139,0 ± 45,3 минут, девочки-школьницы - 134,3 ± 41,3 минуты. Юноши-студенты используют аудиоплеер учебные дни 197,0 ± 60,4 минут, девушки-студентки - 163,1 ± 21,9 минуты. Причем использование аудиоплеера является длительным по времени, как правило, с одним перерывом.
Выводы:
1. Использование ИКТ широко вошло в образ жизни детей, подростков и молодежи. С возрастом использование гаджетов только возрастает. Гаджеты одинаково часто используются вне зависимости от пола, региона проживания, профиля подготовки. Имеются лишь небольшие региональные особенности: московские студенты чаще используют переносные гаджеты с небольшим экраном (планшет), архангельские студенты чаще используют стационарные гаджеты (компьютер, ноутбук).
2. ИКТ одинаково часто используются как для учебной деятельности, так и для досуга, заменяя традиционные формы организации этих видов деятельности.
3. Использование сочетания нескольких гаджетов отмечено у школьников и студентов
как в приспособленных, так и в неприспособленных для этого местах. Отсутствие рабочего места, оборудованного в соответствии с гигиеническими требованиями (мебель, конструктивные решения самих гаджетов и т. д.), приводит к возникновению различных жалоб со стороны опорно-двигательного аппарата, нервной системы. У опрошенных имеются также жалобы со стороны органов слуха.
4. Увлечение мальчиков и юношей играми приводит к азарту, возбуждению, невозможности прервать работу с гаджетом (игру) и др. проявлениям, напоминающим зависимость. Об этом же косвенно свидетельствует и желание школьников и студентов иметь в любое время и в любом месте «под рукой» гаджет и желательно не один.
5. Сегодня необходим поиск наиболее эффективных форм формирования установок здорового образа жизни у подрастающего поколения при использовании гаджетов и поддержка этого направления на государственном уровне.
ЛИТЕРАТУРА
1. Концепция информационной безопасности детей: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.12.2015 № 2471-р.
2. Кучма В.Р. и др. Гигиеническая безопасность жизнедеятельности детей в цифровой среде / В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, П.И. Храмцов // Здоровье населения и среда обитания. 2016. № 8 (281). С. 4-7.
3. Кучма В.Р. и др. Здоровье школьников и студентов: новые возможности профилактической медицины в образовательных организациях / В.Р. Кучма, А.М. Кар-дангушева, Л.В. Эльгарова. М., 2016. 276 с.
4. Ожогина Е.М. Влияние информационно-коммуникационных технологий на систему ценностных ориента-ций современных старшеклассников // Система ценностей современного общества. 2012. № 24. С. 165-169.
Контактная информация:
Татаринчик Андрей Александрович, тел.: +7 (926) 100-58-84, e-mail : thi s. charming.man@mail. ru Contact information: Tatarinchik Andrei, phone: +7 (926) 100-58-84, e-mail : thi s. charmi ng. man@mail. ru