Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭТАЖНОСТИ ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭТАЖНОСТИ ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
23
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭТАЖНОСТИ ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

Основные параметры двигательной активности и деятельности ССС первоклассников при проведении подвижных игр

(М±/п)

Показатель Деиочки Мальчики В среднем для всех детей

Число движений

(локомоций)

за одну игру 332,9±25,6 352,7 ±29,2 340,4± 19,1

Число движений в

минуту 82,7±8,2 86,1±7,6 85,2±4,6

ЧСС в покое 96 ,0± 1,8 95,7±| ,8 95,9±1,5

ЧСС перед прове-

дением игры 102,4+0,7 99,7±0,6* 101,0±0,7

Средняя ЧСС:

1-я минута иг-

ры 152,7 ±3,0 141,8±1,9* 146,1 ±1,8

2-я » 151,3±2,0 145,7±1,5* 148,2± 1,1

3-я » 153,0±2 ,2 147,2±1,6* 150,1±1,5

4-я » 159,6±2,6 148 ,7±2,3* 154.8±1,0

5-я » 144 ,0±5,1 138,3±2,7 |39,4±2,3

Средняя ЧСС во

время игры !53,4±1,0 144,8±0,7* 148,7±0,7

Примечание. Звездочка — достоверные различия с показателями девочек 0,05).

(«Волк во рву», «Прыгающие воробышки»), двигательные действия на скорость и ловкость с мячом («Охотники и утки»).

Непрерывная регистрация ЧСС во время проведения игр выявила быстрое увеличение ее: уже на 1-й минуте ЧСС достигает в среднем 146,1 в минуту. Максимальная ЧСС зарегистрирована к концу 4-й минуты (154.8 в минуту), а к концу 5-й минуты показатель снизился до 139,4 в минуту. По-видимому, подвижная игра на протяжении 5 мин без перерыва представляет значительную нагрузку на детский организм и сопровождается снижением интереса к игре.

Выявлена тесная взаимосвязь пульсовой стоимости подвижной игры с интенсивностью двигательной деятельности (/" = 0,96). Эта взаимосвязь проявляется по-разному в зависимости от того, участвуют ли девочки в совместной с мальчиками игре или играют отдельно от них. При проведении совместных игр ДА девочек достоверно ниже, чем у мальчиков. Это согласуется с данными, показавшими,

что большое стремление мальчиков к движению тормозит ДА девочек (6, 8]. Играющие отдельно девочки проявляют столь же высокую ДА, как и мальчики, но с большим напряжением со стороны ССС. У мальчиков наблюдается обратная картина: наибольшая ДА наблюдается в совместных с девочками играх.

Достаточно тесная взаимосвязь в игре ЧСС с уровнем ДА позволила разработать уравнения регрессии для определения средней ЧСС в игре по числу локомоций при интенсивности ДА более 40 лок/мин: У = 119 + 0.29Х— для девочек; У=121+0,38Х — для мальчиков (X — интенсивность двигательной деятельности в игре, лок/мин,-Y jt средняя ЧСС в минуту в подвижной игре).

Проведенный дисперсионный анализ показал, что на значение ЧСС во время проведения подвижных игр достоверно влияют такие факторы, как интенсивность ДА, исходное состояние ССС (по ЧСС в покое). Полученные материалы свидетельствуют об идентичности влияния указанных выше факторов на ЧСС в различных формах двигательной деятельности при использовании дозированной физической нагрузки [1].

Литература

1. Борисов /О. К,., Глейзеров В. И., Мастяйкина И. Л., Ши-роканова Л. И.// Гиг. и сан.— 1987. — № 12.— С. 84— 85.

2. Гигиенические нормы двигательной активности детей и подростков 5—18 лет: Метод, рекомендации.— 1984.

3. Г лейзеров В. И., Лысенко Н. И. // Актуальные аспекты биохимических и цитохимических исследований в гнгиц^ не детей и подростков.— М., 1983. — С. 107—113.

4. Данько 10 Н. Очерки физиологии физических упражнений. — М.. 1974.

5. Методические рекомендации по комплексной оценке состояния здоровья детей и подростков при массовых врачебных осмотрах.— М., 1982.

6. Пээбо Ю. Я■ Влияние разнообразных и повышенных нагрузок при физическом воспитании на развитие дошкольников: Автореф. дис.... канд. мед. наук.— Тарту. 1972.

7. Рокицкий П. Ф. Биологическая статистика.— Минск, 1973.

8. Физическая культура шестилеток / Лебедева Н. Т., Фа-рино Н. Ф., Глейзеров В. И. и др. — Минск, 1987.

9. Юрко Г. П. // Научные основы гигиенического нормирования Физических нагрузок для детей и подростков.— М., 1980, —С. 35—43.

Поступила 11.05.8?(^

УДК 613.954

Г. В. Терентьева, О. /'. Иванова, М. П. Ронжина, Г. А. Шаршаткина

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭТАЖНОСТИ ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

ВНИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва

Оптимальными по высоте зданиями детских дошкольных учреждений издавна считались двухэтажные для города и одноэтажные здания для сельской местности. При увеличении высоты здания до трех этажей воспитателю сложнее удержать в поле зрения всю группу детей во время подъема и спуска по лестнице. По мнению К. И. Лучиной [1], дети при подъеме на 3-й этаж испытывают большую физическую нагрузку.

В настоящее время в больших городах с высокой плотностью жилой застройки, где имеется выраженный дефицит земельной площади, а также в микрорайонах с многоэтажными жилыми зданиями (16 и более этажей) для удовлетворения потребностей населения в детских дошкольных учреждениях с обеспечением допустимого ра-

диуса их обслуживания (не более 300 м) возникает социальная необходимость строительства трехэтажных зданий.

С целью гигиенической оценки данного варианта планировки нами в двух трехэтажных детских дошкольных учреждениях проводились экспериментальные исследования* по оценке изменений функционального состояния детей* при подъеме н-а 3-й этаж в зимней одежде. В эксперименте участвовали дети, посещающие групповые ячейки, расположенные на 3-м этаже, в течение 1 и 2 лет, а также дети из групповых ячеек, расположенных на 2-м этаже. Возраст детей от 3 до 7 лет. Были обследованы одна младшая, две средние и одна подготовительная группа детского сада.

Таблица 1

Изменение ЧСС в минуту при подъеме детей 3—7 лет на

3-й этаж

Группа детей До подъема Сразу после подъема На 3-й минуте восстановительного периода

Младшая ^(¿Гняя (нетренированная) Средняя (тренированная) Подготовительная 107,5±2,9 105,3±3,93 89,2±0,98 100,7±4,6 114,7±3,12 117,6+6,0 96,5±1,5 121,2±6,46 106,6±3,12 105,1 ±4,68 90,5+1,05 95,75±5,0

У всех детей определяли группу здоровья и изучали функциональное состояние организма в условиях относительного покоя. В эксперимент были включены дети, у которых показатели сердечно-сосудистой и дыхательной систем соответствовали возрастным нормам.

В условиях относительного физического покоя (после 15—20 мин адаптации) у детей определяли частоту сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление (АД), частоту дыхания (ЧД).

Для углубленной характеристики функционального состояния детей проводили клиноортостатическую пробу (КОП) с регистрацией пульса в течение 3 мин (1 мин /сидя, I мин стоя и 1 мин опять сидя).

ЧТ Более чем у половины детей отмечены нормальные реакции на легкую физическую нагрузку, а в 40 % случаев выявлены ослабленные и усиленные реакции на такую нагрузку, что связано с неустойчивостью вегетативной нервной системы в дошкольном возрасте.

При возвращении детей с прогулки в зимнее время осуществляли хронометраж подъема детей на 2-й и 3-й этажи, при этом определяли ЧСС, АД и ЧД до подъема, сразу после подъема и на 3-й минуте восстановительного периода.

Дети всех возрастных групп поднимались по лестнице не в заданном, а в индивидуальном темпе. Как показал хронометраж, скорость подъема прямо зависит от возраста ребенка. Чем старше дети, тем меньше времени они затрачивали на подъем: в младшей группе среднее время подъема на 2-й этаж было 21,1 ±0,89 с, а на 3-й — 42,5± 1,56 с, в средней группе — соответственно 19,3±1,18

39,4±1,5 с, в подготовительной — 15,4±0,5 и 31,8± ±0,75 с.

Кроме возраста, на время подъема влияют состояние здоровья детей, их одежда и тренированность. Так, дети средней группы, групповые помещения которых находятся на 3-м этаже, при подъеме на 3-й этаж затрачивали 37,88±0,14 с, в то время как дети того же возраста, поднимающиеся эпизодически на 3-й этаж, — 40,4±0,75 с.

При этом внутри одной возрастной группы дети, относящиеся к I группе здоровья, поднимались на 3-й этаж за 36,6±1,6 с, а относящиеся ко II группе — 39,8±1,7 с (разница недостоверна). Одежда ребенка в большей степени, чем его функциональное состояние, влияет на продолжительность подъема. Так, дети, одетые в шубы, затрачивали на подъем на 3-й этаж 42,8±1,6 с, в зимнее пальто — 37,42+1,86 с, в комбинезоны — 36,9±2,24 с.

Анализируя изменения физиологических показателей до и после подъема и время их восстановления, можно отметить прямую зависимость не только от возраста, но и от тренированности и времени подъема.

Как видно из табл. 1, у детей младшей группы после подъема ЧСС увеличивалась в среднем на 7 %, у детей средней группы — на 11,7%, подготовительной — на 20%. У детей, ежедневно поднимающихся на 3-й этаж, среднее изменение ЧСС составило 8,2 %■

Некоторые дети в разные дни эксперимента поднимались с различной скоростью. Так, у Лены А. (1 группа здоровья), одетой в комбинезон, при подъеме на 3-й этаж за 24 с ЧСС увеличилась на 26,8 %. На следующий день при времени подъема 43 с ЧСС у нее практически изменилась. Юля Б. (II группа здоровья), одетая в зимнее пальто, поднималась на 3-й этаж за 24 с, и ЧСС у нее увеличилась на 45,6 %. При подъеме в той же одежде за 43 с ЧСС возросла лишь на 14,5% (с 90 до 103 в минуту).

По данным Г. П. Юрко и О. В. Силиной [2, 3], увеличение ЧСС до 120—130 в минуту свидетельствует о физической нагрузке малой интенсивности. Однако окончательно судить о физиологической стоимости работы, совершаемой детьми при подъеме на 3-й этаж, следует по восстановительному периоду.

Как видно из табл. 1 и 2, все изучаемые физиологические показатели к 3-й минуте восстановились.

Анализ индивидуальных данных показал, что в младшей группе у 3 детей к 3-й минуте ЧСС не восстановилась до исходного уровня. В средней группе восстановление не наступило у 2 детей. В подготовительной группе таких детей не было. Анализ состояния здоровья обследуемых показал, что дети, у которых не произошло восстановление физиологических функций в первые 3 мин, имели хронические заболевания (хронический тонзиллит), часто (по 5—6 раз в год) болели острыми респираторными заболеваниями (т. е. относились ко II и III группам здоровья), с чем, по-видимому, и связана более выраженная реакция организма на физическую нагрузку.

Сравнивая средние показатели функционального состояния детей, постоянно поднимающихся на 3-й этаж (т. е. у которых групповые ячейки расположены на 3-м этаже), и тех, кто поднимается на 3-й этаж эпизодически, видим, что ЧСС, АД и ЧД у первых достоверно снижены. Более низкие величины физиологических показателей могут свидетельствовать о больших функциональных возможностях организма, которые характерны для тренированных детей. Являясь одним из факторов, повышающих свободную двигательную деятельность детей, регу-

Таблица 2

Показатели АД и ЧД при подъеме детей 3—7 лет на 3-й этаж

Группа детей

АД. мм рт. ст.

систолическое

до подъема

на 3-й минуте после подъема

днастоличсское

до подъема

на 3-Я минуте после под1>еыа

ЧД в минуту

до подъема

на 3-й минуте после подъема

Младша я

Средняя (нетренированная)

Средняя (тренированная)

Подготовительная

109,8+1,67

106,9+2,3

97,16+1,5 116,3+2,2

108,9±3,9

111,2± 1,15

96,6± 1,05 11б,5±9,79

62,5±1,1

57,14±1,73

61,7+1,5 64,7±1,9

59,3±3,9

50,7±5,2

59,7±1,36 66,8±3,9

26,8±0,67

26,6+0.35

24,37±0,37 25,7±0,5

25,9±1,0

24,3±0,58

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24 ,5±0,37 25,9±0,62

лярный подъем на 3-й этаж способствует тренировке организма.

При изучении состояния здоровья детей по результатам диспансерных осмотров отмечено, что существенных различий между показателями детей, поднимающихся на 3-й этаж регулярно и эпизодически, нет. Различий между детьми не выявлено и при анализе показателей острой заболеваемости. В связи с этим нельзя сделать вывод о ка-ком-либо оздоровительном эффекте регулярного подъема на 3-й этаж.

Таким образом, при подъеме на 3-й этаж дети даже в зимний период, как правило, легко справляются с этой нагрузкой, затрачивая при этом не более 50 с. Время подъема и характер восстановления физиологических показателей имеют прямую зависимость от возраста, одежды и состояния здоровья детей.

Следовательно, строительство трехэтажных зданий яслей-садов общего типа с расположением на 3-м этаже групповых ячеек для детей среднего и старшего дошкольного возраста допустимо. Однако, учитывая, что трех-

этажное здание не соответствует основному гигиеническому принципу строительства детских дошкольных учреждений (максимальная связь групповых ячеек с групповыми площадками) и при его эксплуатации возникает ряд неблагоприятных моментов как для родителей, так и для обслуживающего персонала, проектирование таких детских дошкольных учреждений должно допускаться только в районах с высокой плотностью застройки многоэтажными зданиями.

Литература

А

1. Лучина К■ И. Гигиенические основы проектирована детских дошкольных учреждений (ясли-сад): Автореф. дне.... канд. мед. наук.— М., 1971.

2. Силина О. В. Л Гиг. и сан,—1982, —№ 11— С. 39—41.

3. Юрко Г. П., Силина О. В. // Адаптация детей и подростков к учебной и физической нагрузкам.— М., 1972.— С. 102—103.

Поступила 13.05.88

УДК 613.735-07:[612.015.31:546.47].088.1

В. В. Насолодин, В. Я. Русин, В. А. Воробьев. В. Ф. Мосягин

АНАЛИЗ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ОРГАНИЗМА СПОРТСМЕНОВ

ЦИНКОМ

Ярославский университет; Ярославский педагогический институт

Цинк, как и другие незаменимые микроэлементы, играет исключительно важную роль в жизнедеятельности организма благодаря его способности ускорять некоторые биохимические процессы. Оказывая влияние на деятельность ряда желез внутренней секреции, цинк определяет нормальное течение обменных процессов и развитие организма, повышает синтетическую способность печени, чувствительность клеток к вирусу, участвует в обезвреживании токсинов, улучшая тем самым защитные свойства организма человека. При недостатке в организме цинка страдают многие ткани и органы, в частности центральная нервная система, желудочно-кишечный тракт, половая система, скелет и иммунные механизмы, эпителиальные ткани и такие специализированные органы чувств, как вкус и зрение.

Среди причин недостаточного снабжения организма цинком определенную роль играют длительные стрессовые ситуации, потери цинка с потом, несбалансированное питание.

Целью настоящей работы явилось изучение потребности в цинке спортсменов высокой квалификации в подготовительный период тренировки.

Под наблюдением находились 6 мужчин и 6 женщин (спортсмены-лыжники I разряда) в возрасте от 21 года до 25 лет, тренировавшиеся в летнем оздоровительно-спортивном лагере. У обследуемых дважды — в день бега на дистанции 30 км у мужчин и 15 км у женщин и в последующий день отдыха—определяли суточный баланс цинка в организме путем сопоставления количества цинка, введенного с пищей и выведенного с калом и мочой [1]. Контролем служили 3 мужчин и 3 женщины (спортсмены тон же квалификации), не выполнявшие физической нагрузки. Содержание цинка в рационах, суточных порциях кала и мочи оценивали методом эмиссионного спектрального анализа на спектрографе ИСП-30 с дуговым генератором ДГ-2 путем сжигания золы исследуемых биосубстратон в кратере угольного электрода с последующим фотометрирова-нием аналитических линий цинка и элемента сравнения (кобальта) на микрофотометре МФ-2.

Исследования показали, что содержание цинка в рационах питания в летнее время года вполне отвечало существующим нормам потребления этого микроэлемента для лиц, не занимающихся спортом (15 мг/сут). Под воздействием мышечной нагрузки потери, цинка с калом как у мужчин, так и .у женщин значительно превышали поступ-

ление его с пищей — соответственно на 144,5 и 130%. Вс" точной моче обнаружены лишь следы этого микроэлемента. Баланс цинка даже без учета других путей его выделения в обеих группах был отрицательным. Среднесуточный дефицит микроэлемента составил соответственно 29 и 22 мг. Нетрудно заметить, что поступление цинка с пищей у мужчин было на 4 мг выше, чем у женщин (за счет большего объема рациона). Однако, несмотря на это, экскреция цинка интестинальным путем под влиянием физической нагрузки у лыжников-мужчин превышала таковую у женщин-спортсменок на 7 мг. Таким образом, можно сделать вывод, что чем длиннее дистанция и продолжительнее мышечная работа, тем выше потери цинка, а следовательно, должна быть и выше потребность в этом микроэлементе. При этом нельзя не учитывать потери цинка с потом. Если у людей, не занимающихся спортом, они составляют от 0,5 до 1,43 мг/сут [2, 3], то при выполнении больших мышечных нагрузок, особенно в условиях теплого климат«*» потери цинка с потом могут значительно возрастать.

В контрольной группе спортсменов, не участвующих в пробеге, баланс цинка был отрицательным у мужчин и положительным у женщин (р>0,05). При сопоставлении показателей выделения цинка из организма спортсменов основных и контрольных групп в день выполнения мышечной работы отмечено, что потеря микроэлемента с калом у мужчин и женщин, получавших физическую нагрузку, существенно превышала экскрецию цинка в соответствующем контроле. У первых эта разница составила 49 % (23,7 мг), а у вторых —61% (23,6 мг). На следующий после пробега день отдыха зарегистрирован положительный баланс цинка у всех находящихся под наблюдением спортсменов, что обусловлено резким сокращением его экскреции интестинальным путем, особенно в основных группах. Данный факт может указывать на скрытый дефицит цинка в организме лыжников в летний период тренировки. Ретенция металла из рациона питания мужчин женщин, подвергавшихся воздействию физической нагруз-^ ки, составила доответственно 11 и 7 мг/сут. В то же время у спортсменов контрольных групп при одном и том же рационе питания задержка цинка была значительно меньше (4,4 и 4,8 мг/сут). Следовательно, можно, констатировать, что чем выше потери цинка под влиянием физической нагрузки, тем значительнее его задержка в организме из рациона питания в день отдыха. Однако, анализируя 2-су-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.