Литература. Баевский Р. М„ Нидеккер И. Г. — В кн.: Статистическая электрофизиология. Вильнюс, 1968, с. 49—
55.
Воробьев В. И. Исследование математико-статистических характеристик сердечного ритма как метод оценки функционального состояния организма при мышечной деятельности у лиц различного возраста. Автореф. дис. канд. М., 1978.
Гуменер П. И. — В кн.: Методы биокнбернетического анализа функционального состояния спортсменов-подростков. М„ 1977, с. 7—28.
Щ Гуменер П. И., Глушкова Е. К-, Сапожникова Р. Г. Характеристика влияния физической нагрузки на организм школьников. Л., 1967.
Любомирский Л. Е. Возрастные особенности движений у детей и подростков. М., 1979.
Персон Р. С. Элсктромиография в исследованиях человека.
М., 1969.
Розенблат В. В. Проблема утомления. М., 1975. Самсонова Н. И. Определение периода враб^гывания у школьников в процессе физической работы на основе принципов теории регулирования. Автореф. дис. канд. М.. 1971.
Фарфель В. С. Развитие движений у детей школьного возраста. М., 1959.
Поступила 22.06.82
Summary. The dynamics of indices for the regulation of vegetative and motor functions in 10—11-year-old schoolchildren doing the fitter's job were studied. The duration of stable work capacity and the onset of fatigue were determined. The optimal duration of a continuous performance was found to vary from 5 to 15 min in relation to individual characteristics (on the average 9±1.1 min).
УДК 613.71:613.954.4
О. В. Силина
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОМ САДУ
Институт гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва
Целью данной работы являлось изучение двигательного режима, предусмотренного «Программой воспитания в детском саду», и экспериментальных двнгатель-ных режимов с повышенной двигательной активностью (ДА).
Оценку двигательных режимов проводили с применением гигиенических и физиологических методов исследования — хронометража, шагомет-рии, пульсометрии с частичным использованием телеметрического метода. Изучали влияние этих режимов на физическое развитие, физическую подготовленность (ФП), физическую работоспо-* собность (ФР), состояние здоровья и заболеваемость детей 5—7 лет, воспитывающихся в дет-ком саду.
Проведено сравнительное изучение различных двигательных режимов: I режим, предусмотренный «Программой воспитания в детском саду», — физкультурные занятия длительностью 25—30 мин 2 раза в неделю; II режим, направленный на интенсификацию двигательной деятельности,— в рамках «Программы воспитания в детском саду» физкультурные занятия проводились на открытом воздухе в течение всего года с целью воспитания выносливости. На этих занятиях 50 % времени отводилось беговым упражнениям, включались также упражнения различной сложности и интенсивности для разных групп мышц с учетом возрастных возможностей детей, предусмотренные требованиями указанной программы (методика занятия разработана канд. пед. наук В. Г. Фроловым). Занятия также длились 25— " 30 мин и проводились 2 раза в неделю; III режим, направленный на увеличение как времени, так и интенсивности ДА в режиме дня путем введения дополнительно (2—3 раза в неделю) во время прогулки физических упражнений и бега 20—
25 мин, что в недельном цикле увеличивало время ДА на 40—75 мин. Все исследования выполнены в динамике в течение 2 учебных лет.
Комплексная оценка двигательных режимов с использованием данных хронометража и шаго-метрии позволила отметить, что хотя по времени двигательный компонент в режиме дня мало различался при всех режимах (43—49 % всего времени пребывания в детском саду), однако ДА, которая оценивалась числом движений в минуту, при этом оказалась выше у детей, занимающихся по экспериментальным режимам. Самая высокая ДА отмечена у детей, занимающихся по III режиму, при которой проводятся дополнительные занятия, — в среднем 35 движений в минуту, при II режиме — 33, при I режиме — 30.
В соответствии с построением общего и двигательного режимов детского сада ДА детей в течение дня распределяется неравномерно, волнообразно. Наибольшая ДА приходится на первую половину дня, на те режимные моменты, зо время которых проводятся организованно физические упражнения (утренняя гимнастика, занятия физкультурой, игры на прогулке).
В связи с этим особое внимание нами уделено возможности реализации ДА детей при проведении основной формы организованной деятельности— физкультурных занятий. Анализ результатов хронометража физкультурных занятий при трех вариантах двигательного режима позволил определить их моторную плотность, характеризующую ДА в течение определенного времени, выраженную в процентах к общему времени занятия.
Моторная плотность занятий, проводимых по «Программе воспитания в детском саду», ниже рекомендованной методической литературой
Рис. 1. Возрастная динамика физической подготовленности детей 5—7 лет, занимающихся по различным двигательным режимам. По оси абсцисс — возраст (в годах); по оси ординат — процент от исходного уровня; 1—111 — режимы; / — бег на 10 м (в с); 2—бег на 30 м (в с); 3 — прыжок в длину (в с); 4 — метание медбола (в см).
(60—70 % ) и составляет лишь 47—55 %. Это зависит не только от ошибок в методике занятий, но часто и от условий их проведения — ограниченной площади зала, большого числа детей. В то же время моторная плотность занятий по экспериментальным режимам, при которых занятия проходят на больших площадках на открытом воздухе, достигает 80—90 % • Это свидетельствует о том, что во время таких занятий дети проявляют значительную ДА, направленную на удовлетворение их потребности в движении. Таким образом, при почти одинаковой продолжительности организованных занятий физкультурой по трем режимам (25—30 мин) моторная плотность их у детей экспериментальных групп на 30 % выше, что проявляется и в показателях ша-гометрии. ДА во время занятий физкультурой у детей этих групп в 2—3 раза выше и составляет 100—150 движений в минуту, а у детей, занимающихся по «Программе воспитания в детском саду», — лишь 52.
Более полно интенсивность мышечной нагрузки и ее качество характеризуются изменением, основных показателей энергообеспечивающих систем — сердечно-сосудистой и дыхательной, а также показателями высшей нервной деятельности. В настоящей работе мы приводим данные об изменении частоты сердечных сокращений (ЧСС) как интегральный показатель, быстро и адекватно отражающий закономерные сдвиги в организме.
Так, во время занятий по «Программе воспитания в детском саду» ЧСС достигает лишь 40 % от исходной, средний показатель за занятие составляет 129 в минуту, максимальный 160 в минуту (во время подвижной игры). Во время занятий по экспериментальным режимам средняя ЧСС составляет 150—160 в минуту, а максимальная (во время бега и подвижной игры) достигает 190—195 в минуту. При этом восстановительный период после занятий при всех режимах соответствует возрастным показателям для детей дошкольного возраста.
Таким образом, изменение ЧСС отражает функциональные возможности организма детей 5—7 лет при различных по объему и интенсивности мышечных нагрузках. Рационально построенные занятия физкультурой как одна из ведущих
форм организованной деятельности детей могут обеспечить достаточную ДА и интенсивность мышечной деятельности, натравленной на удовлетворение потребности детей в движении.
Большое значение в двигательном режиме имеет прогулка, включающая организованную двигательную деятельность — подвижные игры, спортивные упражнения, игры и самостоятельную двигательную деятельность. В это время дети могут реализовать свои двигательные потребности. При прогулке у детей всех групп преобладает двигательный компонент. Величина его приблизительно одинакова при всех режимах (40—50 мин при длительности прогулки 1 ч). Динамическая деятельность распределяется во время прогулки неравномерно. Чередование видов деятельности с преобладанием моторного компонента и относительного отдыха является наиболее физиологичным и позволяет ребенку без значительного напряжения справляться с нагрузкой.
Исследования показали, что организованное проведение подвижной игры, спортивных упражнений является хорошим стимулом для реализации и самостоятельной ДА детей: после игры дети активизируются, возрастает объем их мышечной деятельности.
Для оценки эффективности воздействия двигательного режима на организм детей важен выбор тех показателей, которые бы комплексно отражали уровень морфофункционального развития и влияние средств физического воспитания. Такими показателями, на наш взгляд, являются ФП и ФР. Для оценки ФП изучали скоростные (бег на Юме хода и на 30 м со старта), скоростно-силовые (прыжок в длину с места и метание мед-бола весом 1 кг из-за головы двумя руками) качества и выносливость (бег на 90 м — для детей 5 лет, 120 м — для 6-летних и 150 м — для 7-лет-них).
Отмечено, что у детей, занимающихся по экспериментальным режимам, погодовые приросты количественных показателей ФП более равномерны и превышают показатели детей при I режиме в 2—3 раза (Р<0,05), что отражено на рис. 1.
Развитие выносливости во многом определяет эффективность функционирования важнейших систем организма, умственную и ФР.
Объем беговых упражнений во время занятий на открытом воздухе возрастает к концу учебного года с 600 до 1000 м, что позволяет значительно повысить уровень выносливости у детей экспериментальных групп. Например, дети 7 лет, занимающиеся по II и III режимам, пробегают 150 м соответственно на 3 и 5 с быстрее, чем их сверстники, занимающиеся по «Программе воспитания щ в детском саду». Как известно, достаточная ДА обеспечивает высокий уровень ФР170, отражающей морфофункциональное развитие детей. Использование степ-теста для определения ФР170 детей при различных двигательных режимах позволило выявить ее зависимость от возраста и пола. ФР во всех группах у мальчиков выше, чем у девочек, и увеличивается с возрастом. Показатели ФР отражают также четкую зависимость от величины и объема ДА детей в режиме дня.
Если принять показатели ФР детей, занимающихся по «Программе воспитания в детском ^ саду», за средние возрастные, то можно сказать, что дети, занимающиеся по экспериментальным режимам, опережают по ФР своих сверстников на год (Р<0,001), что видно из рис. 2.
Кроме того, выявлена информативность таких показателей, как жизненная емкость легких (ЖЕЛ) и мышечная сила, отражающих возрастную динамику и влияние различных по интенсивности двигательных режимов. Так, ЖЕЛ при I режиме увеличилась в среднем на 300 мл, а при экспериментальных режимах—на 450—500 мл, причем у отдельных детей она возрастала на 600—900 мл. Это свидетельствует о положительном влиянии на функцию внешнего дыхания занятий на открытом воздухе в течение всего года, w Аналогичная тенденция отмечена при оценке мышечной силы.
Использование различных средств физического воспитания отражается на состоянии здоровья детей и их заболеваемости.
Исследования показали, что занятия по экспериментальным режимам оказывают оздоравлива-ющее, укрепляющее действие на организм детей, способствуют снижению заболеваемости. Особенно наглядно об этом свидетельствуют такие критерии оценки заболеваемости, как число часто болеющих детей, число случаев заболеваний, число пропущенных по болезни дней.
Так, в группе детей, занимающихся по II режиму, число часто болеющих (4 раза и более в течение года) детей уменьшилось в 6 раз.
При III режиме были организованы две группы занимающиеся дополнительно во время прогулки. Одна из них была создана как группа здоровья — в нее вошли дети с отклонениями в ^ состоянии здоровья (II и III группы здоровья).
В обычной группе число часто болеющих детей уменьшилось почти в 4 раза, число случаев заболевании — почти в 2 раза за год.
В группе здоровья мы получили аналогичные сдвиги. Так, число часто болеющих детей сокра-
□ / ЕЭ// Шш
Рис. 2. Физическая работоспособность детей 5—7 лет, занимающихся по различным двигательным режимам. По оси абсцисс — средняя (о), старшая (б) и подготовительная (в) группы; по оси ординат — ФРцо (в кгы/ыин); /—/// — режимы;
М — мальчики; Д — девочки.
тилось в 4'/г раза, число случаев заболевания бронхитом — в 2 раза. В то же время показатели заболеваемости детей при I режиме не имели значимых сдвигов к концу года. Это свидетельствует о положительном влиянии на организм дошкольников занятий на открытом воздухе с высокой мышечной нагрузкой.
Проведенные исследования позволяют рекомендовать для оценки двигательного режима хронометраж с отражением содержания и качества двигательной деятельности, количественный учет ДА по данным шагометрии, определение изменений ЧСС, характеризующих интенсивность мышечной деятельности. Повысить ДА детей можно путем увеличения времени и интенсивности организационной двигательной деятельности во время прогулки, а также повышения интенсивности мышечной нагрузки при организованных занятиях физическими упражнениями.
Гигиеническая оценка эффективности двигательного режима может базироваться на комплексе показателей: динамических показателях ФП и ФР, а также данных о текущей заболеваемости.
Поступила 06.08.81
Summary. A two-year study demonstrated the influence of the motor regime pattern stipulated by the "Programme of Upbringing in a Kindergarten", and specially developed motor regime components (providing for enhanced motor activit) on the physical development, preparedness and work capacity of kindergarten children of 5—7, as well as on their health status and morbidity rate. The existing motor regime in kindergartens was shown not to meet motor needs in children. Motor activity can be increased by giving more lime to organised motor activity during a walk, and by enhanced muscle strain during physical exercises. The above indices for assessing motor regime effectiveness were found to be adequate and informative.