Научная статья на тему 'ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ОСНОВНЫХ ТРУДОВЫХ ОПЕРАЦИИ УЧАЩИМИСЯ 4-ГО КЛАССА'

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ОСНОВНЫХ ТРУДОВЫХ ОПЕРАЦИИ УЧАЩИМИСЯ 4-ГО КЛАССА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
19
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The dynamics of indices for the regulation of vegetative and motor functions in 10—11-year-old schoolchildren doing the fitter’s job were studied. The duration of stable work capacity and the onset of fatigue were determined. The optimal duration of a continuous performance was found to vary from 5 to 15 min in relation to individual characteristics (on the average 9±1.1 min).

Текст научной работы на тему «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ОСНОВНЫХ ТРУДОВЫХ ОПЕРАЦИИ УЧАЩИМИСЯ 4-ГО КЛАССА»

Динамика некоторых факторов риска атеросклероза в процессе обучения подростков

Группа Число обследованных Артериальная ги- пертензия, % Холес терии, иг% Триглицерин. мг% Лнпопротеиды. % Наличие пре-3 Нерезкие реполяриза-ционные нарушения ЭКГ. %

а Р

I II I II I | II ' 1 " I | II I II I | II I II

Слесарн-ин- струменталь- щики Судосборщики Трактористы Швеи-мото- ристкн 1 42 1 1 7 106 114 97 63 57 31 9.8 15,4 12,2 3,5 7,8 13,3 23, 1 16.1 191.6± 5,1 184.3±6.5 17G.2±6.8 167.5±5,7 194.7±5.1 165.4±6.7 185.1 ±7.5 196±14.9 80,8±4,2 81.1 ±59 7|.6±5,8 60,8±4.5 88±3.8 G9.3±5.4 49,5±3,1 74,5±4,1 36,2±С.9 35,6±1 ЗЭ.7±0,8 41,2±0,9 36.8±0.8 37,5±0.7 39.1±1.2 38,5±0.8 63.8±0.9 Б4.4±1 В0.3±0,8 58,8±0.9 63,2±0,S С2.5±0.7 60,9+1.2 61,5±0,8 6.6 20 19 9.5 15 0 13 0 6 18 15 23 8 16 35 37

ным питанием с преобладанием углеводистой пищи. С последним можно связать увеличение процента случаев ожирения у обследованных девушек (10 при первом обследовании и 26 при втором), чего не отмечено у юношей.

Таким образом, у обследованных подростков констатирована большая распространенность отдельных факторов риска атеросклероза и их комбинаций, что позволяет считать необходимым осуществление первичной профилактики атеросклероза в подростковом возрасте.

При определении контингента подростков, наиболее нуждающегося в ранней профилактике атеросклероза, наибольшего внимания заслуживают юноши, имеющие сочетания 2, 3 и более факторов риска.

На частоту факторов риска атеросклероза существенное влияние оказывают санитарно-гигиенические условия обучения, быта и отдыха подростков. Массовая профилактика атеросклероза в юношеском возрасте должна прежде всего предусматривать оптимизацию условий обуче-

ния, отдыха и питания, а также улучшение условий прохождения практики.

Литература. Вихерт А. М., Жданов В. С. Атеросклероз при различных заболеваниях. М.. 1976. Пенкнович А. А. и др. — Гиг. труда. 1980, № 8, с. 15—18. Тубол И. Б. и др.— Кардиология, 1980, № 4, с. 58—60. Чазов Е. И., Вихерт А. М„ Метелица В. И. — Там же, 1972, № 8, с. 134—146. ф

Поступила 27.04.82

Summary. Medical examination oi 479 teenages-students of vocational schools of various profiles—made it possible to determine the presence of individual risk factors of atherosclerosis, as well different combinations of such factors. 'Convincing' risk factors of atherosclerosis (arterial hypertension, hypercholesterinemia, impaired carbohydrates tolerance) were significantly more frequent in the young men compared to the girls, and combinations of risk factors were 3 times more frequent in the boy teenages. The incidence of hereditary atherosclerosis, excess body weight, changes in the terminal part of ventricular complex identified by EEG were not dependent upon the sex of the examined individuals. Dynamic follow-up observations provided data on a higher incidence of risk factors of atherosclerosis in the students of those vocational schools which did not comply with the basic sanitary-hygienic norms for training, occupational practice and nutrition.

УДК 613.6:612.766.11-053.5

Г. Н. Каминская

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ОСНОВНЫХ ТРУДОВЫХ ОПЕРАЦИИ УЧАЩИМИСЯ 4-ГО КЛАССА

Институт гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва

Действующими программами по трудовому обучению в средней школе технический труд (столярное и слесарное дело для мальчиков) введен с 4-го класса, т.е. для учащихся 10— 11-летнего возраста. Выполнение заданий, предусмотренных программой в 4-м классе, предполагает освоение и применение различных трудовых операций, которые раньше выполнялись пятиклассниками. Например, слесарное дело включает резание металла ножницами, опиливание, сгибание и правку тонкого листового металла и проволоки. Осуществление разнообразной трудовой деятельности требует определенного напряжения многих систем организма, которые у 10—

11-летних школьников находятся в стадии развития. Так, по данным ряда авторов, лишь к 13—14 годам наблюдается стабилизация основных параметров движений и двигательных качеств у детей (В. С. Фарфель; Л. Е. Любомирский).

Сложность трудового обучения в 4-м классе в значительной степени определяется ранним возрастом учащихся и тем, что оно представляет собой начальный этап формирования трудо- * вых навыков. В связи с этим необходима гигиеническая регламентация трудового обучения в соответствии с возрастными и функциональными возможностями детей, впервые начинающих заниматься техническим трудом.

Динамика вегетативных и двигательных показателей обследуемого Н. при опиливании металла

Время опиливания. мин ЧСС в минуту Коэффициент вариации V. % Спектральная плотность ЧСС в диапазоне 0,02 — 0.01 Гц КН Интегрированная ЭМГ Взаимокорреляция ЧСС и ЭМГ

М±т Р период медленных волн (Г), с амплитуда медленных волн (А), усл. ед. М±т. отн. ед. Р максимальная ВКФ [К1У <Т>] фазовый сдвиг (ф). с

0—2Чг 110,5±0,5 <0,05 4,6 50 0,34 0,8 27,9±0,6 0,23 2

2«/,-5 <0,05

108,2±0,5 5,2 — — 0 26,1±0,4 0,39 0

5—7*/2 >0,05 >0,05

109,1±0,4 4,2 — — 0 25,8±0,6 0,56 0

>0,05 >0,05

7Чг—10 108,0±0,6 4,9 — — 0 25,5±0,4 0,51 0

10—121/, >0,05 >0,05

108,9±0,2 4,1 100 0,49 2,3 25,8±0,5 0,21 0

121/,—15 <0,05 <0,05

112,5±0,3 2,7 50 0,78 6,8 29,1 ±0,6 0,28 10

>0,05 <0,05

15—17»/а 111,8±0,2 2 100 0,71 10,4 32,7±0,6 0,17 6

<0,05 <0,05

171/,—20 114,3±0,2 2,7 100 0,83 7.0 36,9±0,5 0,04 0

Данная работа посвящена определению оптимальной продолжительности выполнения основных трудовых операций по металлу детьми 10— 11-летнего возраста.

Исследования проводили у учащихся двух 4-х классов во время занятий по труду. Четвероклассникам предлагали стандартное задание по обработке металла (в соответствии с требованиями программы), на выполнение которого нужно было затратить не менее 20 мин, работая в свободном темпе. В процессе деятельности у обследуемого записывали показатели сердечнососудистой (частоту сердечных сокращений — ЧСС) и мышечной (электромиограмму — ЭМГ трехглавой мышцы плеча правой руки) систем на магнитную ленту. Регистрируемые показатели обрабатывали с помощью аналого-вычисли-тельной машины МН-18 и ЭВМ «Днепр» на основе статистических методов анализа случайных величин и случайных процессов.

В работах в области спортивной и космической медицины, клиники, гигиены труда (Р. М. Баевский и др.) определены критерии оценки состояния регуляторных систем организма и степени их напряжения на основе анализа процессов управления различных систем организма. Установлено, что по характеристике регуляции вегетативных и двигательных функций и их взаимосвязи можно судить о степени приспособления организма к определенной деятельности (П. И. Гуменер и соавт.; П. И. Гуменер).

Для характеристики регулирования вегетативных и двигательных функций организма последовательно за каждые 2'/г мин работы изучали следующие показатели: среднестатистическую ЧСС в минуту (ЛГ±т), коэффициент вариации сердечного ритма V (в %), спектральную характеристику сердечного ритма в частотном диапазоне 0,02—0,01 Гц, что соответствует коле-

баниям ЧСС 50—100 с, коэффициент напряжения (КН) спектральной плотности ритма серд-

ца (П. И. Гуменер и Е. К. Глушкова) ,

где 51 — амплитуда максимума спектральной плотности в области частот 0,02—0,01 Гц, 52 — максимум амплитуды спектра в диапазоне 0,1—0,025 Гц, что соответствует колебаниям ЧСС с периодом |Т| порядка 10—40 с), среднестатистическое значение интегрированной ЭМГ (М±т, в отн. ед.), взаимокорреляционную функцию (ВКФ) ЧСС и интегрированной ЭМГ по показателям, характеризующим взаимосвязь изучаемых процессов — максимального значения корреляционной функции /С*у(т) (в усл. ед.) и фазового сдвига ф (в с), при котором достигается Кху(х).

Функциональное состояние организма оценивали на основании интегрального анализа изменений всех показателей, рассматривая их динамику как проявление саморегуляции организма.

Для иллюстрации выявленных нами изменений приводим характерный пример динамики вегетативных и двигательных показателей ученика Н., выполняющего стандартное задание по опиливанию металлической детали (см. таблицу).

У обследуемого школьника с 2'/г мин работы устанавливался определенный уровень пульса, который достоверно возрастал лишь на 12'/г— 15-й минуте работы. Повышение ЧСС при однотипном труде можно рассматривать в качестве показателя утомления (В. В. Розенблат). В динамике коэффициента вариации ЧСС можно также отметить отсутствие изменений до 12'/г—15-й минуты работы. На 15-й минуте работы вариабельность сердечного ритма резко уменьшается. Снижение вариабельности сердечного ритма при выполнении трудовой нагрузки

Л, уел ед.

0,01 0,02 0,1 и, гц

ЮО 50 10 Т,С

Спектральная плотность сердечного ритма при опиливании у учащегося Н.

/ — 2'/г—7'/г-я минута работы; 2 — 10—20-я минута работы.

у детей может указывать на напряжение регуляции сердечной деятельности. Спектральный анализ сердечного ритма позволил выделить колебания с периодом 50 и 100 с (ю = 0,02— 0,01 Гц). Это так называемые медленные волны (МВ), присутствие которых в спектральной плотности сердечного ритма при физических нагрузках наблюдали многие исследователи (Н. И. Самсонова; В. И. Воробьев). У учащегося Н. до 10—12'/г мин выполнения задания, за исключением периода врабатывания (2'/2-я минута), МВ в спектре ЧСС отсутствовали. После же 12'/г мин труда картина спектра менялась— наблюдались колебания с периодом 100 и 50 с значительной мощности (см. рисунок). При дальнейшем продолжении работы эта тенденция сохранялась. Основная мощность спектра была сосредоточена на частотах 0,02— 0,01 Гц. КН с 1272-й по 20-ю минуту работы составлял от 2,3 до 10,4 усл. ед. Присутствие медленных колебаний ритма сердца значительной мощности в спектре ЧСС указывает, исходя из данных литературы (Р. М. Баевский и И. Г. Нидеккер), на напряжение механизмов регуляции сердечной деятельности. У данного школьника до 12'/г мин работы сохранялся определенный уровень ЭМГ трехглавой мышцы плеча, который после 12'/г мин начинал закономерно возрастать. Увеличение ЭМГ при выполнении однотипной дозированной работы расценивается как показатель наступления утомления (Р. С. Персон). Взаимокорреляционный анализ показал, что, за исключением первых 2'/г мин работы (период врабатывания), имелся относительно высокий коэффициент корреляции ЧСС и ЭМГ [/Сху (т) от 0,39 до 0,56 усл. ед.] и отсутствовал фазовый сдвиг колебаний (ср = 0). Начиная с 10—12'/2-й минуты работы кхц (т) снижался и появлялся фазовый сдвиг ЧСС и ЭМГ. Как показывают наблюдения П. И. Гуменер, высокая степень корреляционной связи колебаний вегетативных и двигатель-

ных функций свидетельствует о состоянии устойчивой работоспособности, а снижение Кху(т), указывающее на ухудшение синхронизации ЧСС и ЭМГ, рассматривается как ранний признак утомления.

Таким образом, в динамике каждого показателя за время выполнения дозированного задания установлены переломные моменты, отражающие изменения регуляции двигательных и # вегетативных функций.

Проведенный анализ позволяет заключить, что после 2'/г мин выполнения задания у учащегося Н. имелся стабильный уровень всех показателей регуляции: устойчивые пульс и интегрированная ЭМГ, отсутствие МВ в спектре сердечного ритма, относительно высокая корреляция ЧСС и ЭМГ. Подобная динамика показателей регуляции отражает определенный стабильный уровень функционирования сердечнососудистой и двигательной систем организма учащегося, выполняющего данную работу, что характерно для периода устойчивой работоспособности.

С 10—12'/2-й минуты работы наблюдались смещение максимальной мощности спектра ЧСС в область медленных колебаний и низкая координация двигательных и вегетативных функций. С 12'/г—15-й минуты работы отмечены достоверное учащение пульса и возрастание интегрированной ЭМГ. Подобные изменения указывают, как известно, на состояние напряжения механизмов регуляции, что отражает, по нашему мнению, возникновение утомления.

Следовательно, оптимальное время продолжения опиливания у данного школьника продолжалось до 10—12'/2-й минуты работы. ^

Несмотря на значительные индивидуальные различия, у каждого обследуемого учащегося на основании динамики регуляции, двигательных и вегетативных функций были определены период устойчивой работоспособности при выполнении задания и время наступления утомления.

Переломные моменты в динамике средних показателей ЧСС и ЭМГ у обследованных школьников наблюдались с 7'/г ДО 17Уг мин работы, первые изменения в динамике показателей спектральной плотности и взаимокорреляции вегетативных и двигательных функций — с 5-й по 15-ю минуту работы. Среднее время изменения динамики всех показателей по группе обследованных равно 9±1,1 мин.

Проведенные исследования показали, что оптимальная длительность непрерывной слесарной работы (типа опиливания) находится в пределах 5—15 мин в зависимости от индивидуаль- * ных особенностей. При гигиеническом нормировании, по-видимому, можно ориентироваться на среднюю длительность оптимальной работоспособности, которая, по нашим данным, равна 9±1,1 мин.

Литература. Баевский Р. М„ Нидеккер И. Г. — В кн.: Статистическая электрофизиология. Вильнюс, 1968, с. 49—

55.

Воробьев В. И. Исследование математико-статистических характеристик сердечного ритма как метод оценки функционального состояния организма при мышечной деятельности у лиц различного возраста. Автореф. дне. канд. М., 1978.

Гуменер П. И. — В кн.: Методы бнокнбернетического анализа функционального состояния спортсменов-подростков. М„ 1977, с. 7—28.

Щ Гуменер П. И., Глушкова Е. К-, Сапожникова Р. Г. Характеристика влияния физической нагрузки на организм школьников. Л., 1967.

Любомирский Л. Е. Возрастные особенности движений у детей и подростков. М., 1979.

Персон Р. С. Элсктромиография в исследованиях человека.

М., 1969.

Розенблат В. В. Проблема утомлення. М., 1975. Самсонова Н. И. Определение периода враб^гывания у школьников в процессе физической работы на основе принципов теории регулирования. Автореф. дис. канд. М.. 1971.

Фарфель В. С. Развитие движений у детей школьного возраста. М„ 1959.

Поступила 22.06.82

Summary. The dynamics of indices for the regulation of vegetative and motor functions in 10—11-year-old schoolchildren doing the fitter's job were studied. The duration of stable work capacity and the onset of fatigue were determined. The optimal duration of a continuous performance was found to vary from 5 to 15 min in relation to individual characteristics (on the average 9±1.1 min).

УДК 613.71:613.954.4

О. В. Силина

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОМ САДУ

Институт гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва

Целью данной работы являлось изучение двигательного режима, предусмотренного «Программой воспитания в детском саду», и экспериментальных двигательных режимов с повышенной двигательной активностью (ДА).

Оценку двигательных режимов проводили с применением гигиенических и физиологических методов исследования — хронометража, шагомет-рии, пульсометрии с частичным использованием телеметрического метода. Изучали влияние этих режимов на физическое развитие, физическую подготовленность (ФП), физическую работоспо-* собность (ФР), состояние здоровья и заболеваемость детей 5—7 лет, воспитывающихся в дет-ком саду.

Проведено сравнительное изучение различных двигательных режимов: I режим, предусмотренный «Программой воспитания в детском саду», — физкультурные занятия длительностью 25—30 мин 2 раза в неделю; II режим, направленный на интенсификацию двигательной деятельности,— в рамках «Программы воспитания в детском саду» физкультурные занятия проводились на открытом воздухе в течение всего года с целью воспитания выносливости. На этих занятиях 50 % времени отводилось беговым упражнениям, включались также упражнения различной сложности и интенсивности для разных групп мышц с учетом возрастных возможностей детей, предусмотренные требованиями указанной программы (методика занятия разработана канд. пед. наук В. Г. Фроловым). Занятия также длились 25— " 30 мин и проводились 2 раза в неделю; III режим, направленный на увеличение как времени, так и интенсивности ДА в режиме дня путем введения дополнительно (2—3 раза в неделю) во время прогулки физических упражнений и бега 20—

25 мин, что в недельном цикле увеличивало время ДА на 40—75 мин. Все исследования выполнены в динамике в течение 2 учебных лет.

Комплексная оценка двигательных режимов с использованием данных хронометража и шаго-метрии позволила отметить, что хотя по времени двигательный компонент в режиме дня мало различался при всех режимах (43—49 % всего времени пребывания в детском саду), однако ДА, которая оценивалась числом движений в минуту, при этом оказалась выше у детей, занимающихся по экспериментальным режимам. Самая высокая ДА отмечена у детей, занимающихся по III режиму, при которой проводятся дополнительные занятия, — в среднем 35 движений в минуту, при II режиме — 33, при I режиме — 30.

В соответствии с построением общего и двигательного режимов детского сада ДА детей в течение дня распределяется неравномерно, волнообразно. Наибольшая ДА приходится на первую половину дня, на те режимные моменты, зо время которых проводятся организованно физические упражнения (утренняя гимнастика, занятия физкультурой, игры на прогулке).

В связи с этим особое внимание нами уделено возможности реализации ДА детей при проведении основной формы организованной деятельности— физкультурных занятий. Анализ результатов хронометража физкультурных занятий при трех вариантах двигательного режима позволил определить их моторную плотность, характеризующую ДА в течение определенного времени, выраженную в процентах к общему времени занятия.

Моторная плотность занятий, проводимых по «Программе воспитания в детском саду», ниже рекомендованной методической литературой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.