УДК 613.6:[в61.715.6:547.655.1
В. А. Володченко, Л. В. Пятницкая, В. В. Манфановский
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПОЛУЧЕНИЯ БЕТА-НАФТОЛА
Харьковский научно-исследовательский институт гигиены труда и профзаболеваний
Технологический процесс получения бета-нафтола (БН) многостадийный. Сущность его заключается в следующем. Расплавленный нафталин смешивают с серной кислотой, в результате чего образуется бета-нафталин-сульфокислота (БНСК). Эта кислота нейтрализуется в кипящем содовом растворе для получения ее натриевой соли (НС БНСК), которая затем сплавляется с едкой щелочью, превращаясь в нафтолят натрия (НН). Его подкисляют до образования конечного продукта — технического БН, который после соответствующей обработки упаковывают в бумажные мешки.
Натурные исследования были проведены в 3 действующих цехах, т. е. во всех промышленных производствах БН нашей страны, где этот продукт получают по единому принципу. Различие заключается лишь в том, что нейтрализацию сульфомассы в 2 производствах осуществляют сульфит-сульфатом, подкисление НН производят сернистым газом: в одном производстве нейтрализацию производят кальцинированной содой, а подкисление — серной кислотой.
Как показали результаты наших исследований, большинство перечисленных технологических операций сопровождается поступлением в зону дыхания работающих ряда химических веществ — нафталина, серного и сернистого газов, едкого натра, БНСК, НС БНСК, НН, АН и БН. Концентрации дериватов нафталина на большинстве различных стадий технологического процесса высокие. Однако отсутствие сведений о токсикологических особенностях указанных веществ и величинах ПДК не позволяет дать должную гигиеническую оценку состоянию воздушной среды производства. Помимо названного комплекса веществ, рабочие подвергаются воздействию сернистого газа и едкого натра в концентрациях, превышающих предельно допустимые в 3—8 раз.
Основными причинами загрязнения воздуха перечисленными дериватами нафталина являются прерывистость технологического процесса, недостаточная герметичность емкостей на стадиях сульфирования, нейтрализации, плавления, подкисления, дистилляции БН, частое использование аппаратов и оборудования, неустойчивых к воздействию агрессивных сред, наличие открытых испаряющихся поверхностей на участке транспортировки НС БНСК, плавления, гашения и фильтрации, а также отбор проб вручную и замер уровня жидкостей, требующий открытия крышек аппаратов, отсутствие рациональной вентиляции.
В литературе крайне слабо освещены вопросы токсикологии БН, а сведения о токсичности промежуточных продуктов (БНСК, НС БНСК, НН) вообще отсутствуют. В силу этого указанные вещества были подвергнуты токсикологическому анализу.
Все изучавшиеся вещества близки между собой по физико-химическим константам. Это твердые кристаллические продукты, относящиеся к ароматическим углеводородам с конденсированными ядрами, содержащими в своей основе нафталиновое кольцо и различные функциональные группы.
Ввиду того что БН достаточно токсичен, судя по данным Н. М. Василенко и соавт., его дериваты (БНСК, НС БНСК и НН) также, очевидно, могут представлять потенциальную опасность для работающих в контакте с этими веществами. Поэтому токсикологические особенности изомерных нафтолов и их дериватов изучались в сравнительном плане. Установлено, что ЬОи БНСК, НС БНСК, НН, АН и БН для крыс при внутрижелудочном введении составляют соответственно 4,44, 13,9, 2,12, 2 и 2,46 г/кг веса. Все указанные вещества, кроме НС БНСК, обладают эффектом кумуляции по критерию смертности.
Подострое отравление бета-нафтолом и его дериватами, воспроизведенное при повторном ежедневном введении крысам веществ в дозах Чщ—1-050, характеризуется полиморф-ностью признаков: отставанием прироста веса, преходящими сдвигами в периферической крови, нарушением функции печени. Наибольшая реакция выявлена со стороны почек, особенно при воздействии БН, что согласуется с клиническими наблюдениями Ю. В. Прн-липского и В. И. Дынника.
По степени выраженности и частоте патологических признаков, обнаруженных у животных при данном воздействии, они образуют следующий ряд токсичности: АН > НН > > БНСК > БН > НС БНСК-
Повторное нанесение исследуемых веществ (исключая НС БНСК) на кожу кроликов приводит к развитию дерматита. Особенно резко проявляется их иррнтативное действие, когда они вносятся в конъюнктивальный мешок глаза кролика. Уже в течение 10 мин во всех случаях развивается эрозия поверхностных слоев роговицы и конъюнктивы с последующим их стойким Помутнением и рубцеванием (БНСК, НН, АН). Для НН и БН, помимо того, характерно выраженное раздражающее дейстзие на верхние дыхательные пути, приводящее к рефлекторному изменению ритма дыхания.
Таким образом, как явствует из представленных данных, условия труда в производстве БН не удовлетворяют гигиеническим требованиям, так как воздух рабочей зоны практически на всех этапах технологического процесса загрязняется дериватами нафталина, достаточно токсичными химическими веществами политропного типа действия. По абсолют-
ной токсичности наиболее опасным среди изученных соединений является АН. Однако с учетом комплекса таких факторов, как степень загрязненности воздушной среды отдельными соединениями, их тоннажность и длительность контакта с ними рабочих, обслуживающих этот процесс, основной химической вредностью производства следует считать БН.
ЛИТЕРАТУРА. Василенко Н. М., Володченко В. А., Ман-фа н о в с к и й В. В. и др. В кн.: Гигиена и токсикология высокомолекулярных соединений и химического сырья, используемого для их синтеза. Л., 1969, с. 181. —Пр и -л и п с к и й Ю. В., Д ы н н и к В. И. Гиг. труда, 1971, № 11, с. 51.
Поступила 28/1V 1972 г.
УДК 615.285.019
Г. И. Стунеева
О ТОКСИЧЕСКИХ СВОЙСТВАХ СМЕСИ КЕЛЬТАНА, ХЛОРОФОСА И ХЛОРОКИСИ МЕДИ
Рязанский медицинский институт им. И. П. Павлова
Смесь кельтана, хлорофоса и хлорокиси меди обладает акарицидным, инсектицидным и фунгицидным эффектом действия, в связи с чем она может применяться в садоводстве для опрыскивания плодовоягодных растений.
Нами на экспериментальных животных изучалось токсическое действие смеси указанных пестицидов с их одновременным раздельным введением. В результате острых опытов при пероральном введении белым крысам хлорофоса, кельтана и хлорокиси меди, а также их смеси установлены среднесмертельные дозы, которые составляют для хлорофоса 630 — ^ 47,6 мг/кг, кельтана 890 — 69,7 мг/кг и хлорокиси меди 812 ± 16 мг/кг. Среднесмертель-ная доза изучаемой смеси для белых крыс-самцов составила 1270 101,1 мг/кг. При установлении типа комбинированного действия найдено, что сумма процентного содержания компонентов составляет 162,1%, т. е. вещества, входящие в смесь, обусловливают антагонистический эффект токсического действия. В подостром опыте изучаемые пестициды вводились раздельно (доза Уь ЬОм) и в смеси. После ежедневного введения в течение 5 дней объявлялся десятидневный перерыв; всего было 3 пятидневных введения и 2 десятидневных перерыва. Условия эксперимента определялись характером химических работ, проводимых в садоводстве.
Наименьшая прибавка в весе отмечена у животных, получавших многократно У6 хлорокиси меди (12%); значительно меньше контрольных животных (прибавка в весе 22%) прибавили в весе крысы, получавшие пестициды в смеси (16,7%); у животных, которым многократно вводили ЬОм кельтана, увеличение в весе составило 23%, при той же дозе хлорофоса — 19%. Статистически достоверное (Р < 0,05) снижение количества гемоглобина (на 18,8%) и эритроцитов (на 39,7%) наблюдалось у животных, получавших многократно /5 1ЛЭМ хлорокиси меди. При введении смеси пестицидов в той же дозе отмечено уменьшение количества эритроцитов на 12,5%. В ходе эксперимента при многократном введении 1/5 хлорокиси меди зарегистрировано увеличение содержания лейкоцитов
(Р < 0,05) на 70,4%, смеси пестицидов на 87,7%.
Активность холинэстеразы цельной крови и сыворотки опытных и контрольных групп животных определяли по методу НезМп, активность холинэстеразы эритроцитов рассчитывали по Я. С. Смусину. Определяли активность холинэстеразы в гомогенатах печени, почек и полушариях головного мозга. Наиболее выраженными оказались изменения холинэстеразы у животных, получавших многократно хлорофос в дозе 1/61^06,, и смесь изучаемых пестицидов в той же дозе; активность холинэстеразы крови снижалась соответственно на 37 и 49,9% исходного уровня; ингибирование холинэстеразы сыворотки к концу эксперимента — на 45,2% (Р < 0,05). При введении хлорофоса в изучаемой дозировке активность истинной холинэстеразы прогрессивно снижалась на протяжении всего эксперимента и к концу опыта составляла 29,7% начальной (Р < 0,05). При введении смеси пестицидов активность холинэстеразы сыворотки несколько увеличивалась (при Р > 0,05); в то же время активность истинной холинэстеразы уже на 6-й день опыта снижалась на 69,2%, но к концу эксперимента она частично восстанавливалась до 68,2% исходного уровня (Р < 0,05).
Значительное снижение активности холинэстеразы органов установлено при многократном введении Уь ЬОм хлорофоса (в печени — на 39,25%, почках — на 49,1%, полушариях головного мозга — на 42,87%), что подтверждает его выраженное антихолинэстераз-ное действие. Резкое ингибирование холинэстеразы выявлено и у животных, получавших ИЬМ кельтана, хлорофоса и хлорокиси меди (в печени — на 75,3%, почках — на 72,8% и полушариях головного мозга — на 28,7%). Количество гиппуровой кислоты в моче крыс при нагрузке бензойнокислым натрием при многократном введении Чь ЬОм кельтана практически не менялось или менялось незначительно при введении в тех же дозах хлорофоса и хлорокиси меди. В то же время у животных, получавших аналогичные дозы смеси пестицидов, синтез гиппуровой кислоты был снижен и составлял 57,5% по сравнению с исходной