УДК 613.86: 371.12
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧИТЕЛЕЙ СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
© 2006 г. Ю.Г. Ильченко, О.Л. Максимов, А.В. Бардахчьян
Mental health of 365 women - teachers from 7 usual comprehensive schools and 7 schools of innovative type (licea, grammar schools) Southern federal district with the help of the russian reduced variant of test MMPI was studied; also were estimated expressiveness of a syndrome of emotional burning out at teachers (on V.V.Boiko's method) and a level of a social dissatisfaction (under L.I.Vasserman's test). It is established, that in group of teachers of usual schools syndromes of depression, a paranoia, an autism and emotional burning out, than at teachers from schools of innovative type authentically are more strongly expressed; except for this teacher from usual schools in the greater degree are dissatisfied the attitudes with colleagues and pupils, the maintenance of the work as a whole and conditions of professional work.
Забота о здоровье учащихся должна начинаться с заботы о здоровье их учителей как неотъемлемого, постоянно действующего фактора среды развития, воспитания и обучения детей и подростков. Особое внимание должно уделяться психическому здоровью и нервно-эмоциональному состоянию учителя, во многом определяющего психологический климат в учебных коллективах, влияющего на эффективность преподавания и способствующего формированию здоровья школьников.
Нами изучалось психическое здоровье 365 женщин-учителей из 7 «элитных» школ инновационного типа (ЭШ) и 7 обычных образовательных школ (ОШ) Южного федерального округа по результатам сокращенного многофакторного опросника личности - СМОЛ [1] и теста Г. А. Гончаровой с соавт. [2], а также оценивались выраженность синдрома эмоционального выгорания у педагогов по методу В.В. Бойко и уровень социальной фрустрированности по тесту Л.И. Вассермана [1].
Установлено, что ответы учителей при анонимном анкетировании отличались высоким уровнем искренности (всего 5,7 % лиц «лгали» по шкале L) и достоверности (лишь у 1,4 % учителей отмечены выраженные признаки аггравации по шкале F). Наиболее высокими были среднебалльные оценки выраженности ипохондрии, истерии и депрессии. Однако «пиковые» значения (более 70 Т-баллов) чаще встречались по шкалам истерии (10,9 %), депрессии (8,0) и аутизма (7,5 %). При этом средняя доля «пиковых» оценок по всем шкалам была 5,4 %.
В группе учителей ОШ средняя доля «пиковых» значений была выше (7,2 ± 0,7 %), чем у учителей ЭШ (4,0 ± 0,6 %; p < 0,05), причем наиболее существенно они различались по шкале аутизма (13,4 ± 2,8 % против 3,0 ± 1,2; p < 0,05). По средним балльным оценкам в группе учителей ОШ
были достоверно сильнее выражены синдромы депрессии, психопатии, па-ранойяльности и аутизма по сравнению с их коллегами из ЭШ.
Эта тенденция различий во многом подтверждается при сравнении выраженности 6 сидромов психического нездоровья у учителей ЭШ и ОШ: в группе последних достоверно чаще и сильнее (в среднем на 10-20 %; р < 0,05) проявляются симптомы астенического, невротического, истеро-подобного, психастенического, патохарактерологического и церебрасте-нического синдромов, приведенных в работе [2]. Заметим, что в обеих группах учителей в наибольшей степени выражена астеническая и психастеническая симптоматика, указывающая на признаки общей и психической усталости и истощения; далее по степени проявлений следуют невротическая и истероподобная симптоматика. Эти данные в определенной мере подтверждают результаты теста СМОЛ и возможно указывают на более высокое нервно-эмоциональное напряжение, испытываемое учителями большинства обычных общеобразовательных школ.
Выраженность фаз эмоционального выгорания указывает на формирование защитных эмоциональных реакций у учителя, для которого общение с учащимися является обязательным и основным способом осуществления профессиональной деятельности. Изменение (снижение или неадекватность) эмоциональных реакций педагога ухудшает его коммуникативность в общении со школьниками и снижает эффективность педагогических воздействий.
Установлено, что у 29 % анонимно обследованных женщин-педагогов фаза «напряжения» эмоционального выгорания находится в стадии формирования, у 43 - формируется фаза «резистенции» и у 24 % - идет формирование фазы «истощения». Кроме того, среди этих же обследованных у 9 % педагогов уже сформировалась фаза «напряжения» эмоционального выгорания, у 20 - сформирована фаза «резистенции» и у 9 % - фаза «истощения» эмоционального реагирования.
Доминирующим симптомом в фазе «напряжения» является переживание психотравмирующих обстоятельств, которое отмечено у 24 % обследованных. В фазе «резистенция» доминирующими оказались симптомы неадекватного избирательного реагирования и расширения сферы эконо-мизации эмоций (оба встречались у 18 % опрошенных). В фазе «истощения» доминирующим стал симптом психосоматических и психовегетативных нарушений (у 11 %).
Заметим, что среднебалльные оценки уровней эмоционального выгорания по всем 12 симптомам и 3 фазам ступенчатого развития эмоционального стресса достоверно выше в группе учителей ОШ по сравнению с учителями ЭШ - школ инновационного типа. Особенно заметны различия по симптомам фазы «истощения»: в 1,5-2 раза выраженность эмоционального выгорания сильнее в группе учителей ОШ (р < 0,05).
Все это свидетельствует о том, что у учителей большинства обычных общеобразовательных школ развиваются симптомы эмоционального де-
фицита, не только приводящие к снижению (редукции) профессиональных качеств, но и способствующие росту психосоматических и психовегетативных нарушений в организме учителей.
Уровень социальной фрустрированности обследованных учителей невысок - 1,55 ± 0,03 балла; при этом самый низкий уровень фрустрации (0,75 ± 0,04) характеризует неудовлетворенность от общения с близкими, несколько выше степень неудовлетворенности профессиональной деятельностью (1,12 ± 0,04), а самый высокий уровень фрустрированности (2,22 ± 0,04) указывает на негативное отношение к уровню бытового обслуживания и общего социального положения учителей.
Характерно, что вопросы собственно профессиональной деятельности педагогов не являются основной причиной их социальной фрустрирован-ности: неудовлетворенность своим образованием, взаимоотношениями с коллегами, администрацией и учениками, а также содержанием своей профессиональной деятельности оценивается в пределах 0,80-1,09 баллов в контингенте учителей; несколько выше (1,45 ± 0,06 баллов) неудовлетворенность условиями профессиональной деятельности. Зато максимальные уровни фрустрированности отмечены по пунктам «материальное положение» (2,92 ± 0,06), «обстановка в обществе, государстве» (2,62 ± 0,06), «сфера медицинского обслуживания» (2,66 ± 0,06) и «сфера услуг и бытового обслуживания» (2,16 ± 0,06 баллов). Однако заметим, что средний уровень фрустрированности учителей ОШ выше, чем учителей ЭШ; они в большей степени неудовлетворены своими отношениями с коллегами и учениками, содержанием своей работы в целом и условиями профессиональной деятельности.
Выраженность синдромов эмоционального выгорания и психического нездоровья у учителей прямо коррелирует с объемами их вынужденной дополнительной работы, не связанной с педагогической деятельностью, а также с жалобами на шум и с количеством классов, в которых они преподают.
Наибольшее число показателей социальной фрустрированности (11 из 26 анализируемых) достоверно коррелирует (обратной связью) с уровнем среднедушевого дохода в семьях учителей. Однако большинство приведенных выше показателей прямо коррелирует и с фактором здоровья их мужей, а также с потреблением последними алкоголя, что придется учитывать в гигиенической оценке факторов риска психическому здоровью женщин-учителей.
Литература
1. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. Ростов н/Д, 1999.
2. Гончарова Г.А., Крылов Д.Н., Бережков Л.Ф. Методические рекомендации по количественной оценке уровня здоровья школьников (экспресс-диагностика). М., 1997.
Ростовский государственный медицинский университет 14 февраля 2006 г.