Научная статья на тему 'Гигиеническая характеристика психического здоровья учителей средних общеобразовательных школ'

Гигиеническая характеристика психического здоровья учителей средних общеобразовательных школ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
81
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ильченко Ю. Г., Максимов О. Л., Бардахчьян А. В.

Изучалось психическое здоровье 365 женщин-учителей 7 обычных общеобразовательных школ и 7 школ инновационного типа (лицеи, гимназии) Южного федерального округа с помощью российского сокращенного варианта теста MMPI (СМОЛ); также оценивались выраженность синдрома эмоционального выгорания у педагогов (по методу В.В. Бойко) и уровень социальной неудовлетворенности (фрустрированности) по тесту Л.И. Вассермана. Установлено, что в группе учителей обычных школ выраженность синдромов депрессии, паранойи, аутизма и эмоционального выгорания достоверно выше, чем у педагогов школ инновационного типа; кроме этого преподаватели обычных школ в большей степени неудовлетворены отношениями с коллегами и учениками, содержанием своей работы в целом и условиями профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ильченко Ю. Г., Максимов О. Л., Бардахчьян А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гигиеническая характеристика психического здоровья учителей средних общеобразовательных школ»

УДК 613.86: 371.12

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧИТЕЛЕЙ СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

© 2006 г. Ю.Г. Ильченко, О.Л. Максимов, А.В. Бардахчьян

Mental health of 365 women - teachers from 7 usual comprehensive schools and 7 schools of innovative type (licea, grammar schools) Southern federal district with the help of the russian reduced variant of test MMPI was studied; also were estimated expressiveness of a syndrome of emotional burning out at teachers (on V.V.Boiko's method) and a level of a social dissatisfaction (under L.I.Vasserman's test). It is established, that in group of teachers of usual schools syndromes of depression, a paranoia, an autism and emotional burning out, than at teachers from schools of innovative type authentically are more strongly expressed; except for this teacher from usual schools in the greater degree are dissatisfied the attitudes with colleagues and pupils, the maintenance of the work as a whole and conditions of professional work.

Забота о здоровье учащихся должна начинаться с заботы о здоровье их учителей как неотъемлемого, постоянно действующего фактора среды развития, воспитания и обучения детей и подростков. Особое внимание должно уделяться психическому здоровью и нервно-эмоциональному состоянию учителя, во многом определяющего психологический климат в учебных коллективах, влияющего на эффективность преподавания и способствующего формированию здоровья школьников.

Нами изучалось психическое здоровье 365 женщин-учителей из 7 «элитных» школ инновационного типа (ЭШ) и 7 обычных образовательных школ (ОШ) Южного федерального округа по результатам сокращенного многофакторного опросника личности - СМОЛ [1] и теста Г. А. Гончаровой с соавт. [2], а также оценивались выраженность синдрома эмоционального выгорания у педагогов по методу В.В. Бойко и уровень социальной фрустрированности по тесту Л.И. Вассермана [1].

Установлено, что ответы учителей при анонимном анкетировании отличались высоким уровнем искренности (всего 5,7 % лиц «лгали» по шкале L) и достоверности (лишь у 1,4 % учителей отмечены выраженные признаки аггравации по шкале F). Наиболее высокими были среднебалльные оценки выраженности ипохондрии, истерии и депрессии. Однако «пиковые» значения (более 70 Т-баллов) чаще встречались по шкалам истерии (10,9 %), депрессии (8,0) и аутизма (7,5 %). При этом средняя доля «пиковых» оценок по всем шкалам была 5,4 %.

В группе учителей ОШ средняя доля «пиковых» значений была выше (7,2 ± 0,7 %), чем у учителей ЭШ (4,0 ± 0,6 %; p < 0,05), причем наиболее существенно они различались по шкале аутизма (13,4 ± 2,8 % против 3,0 ± 1,2; p < 0,05). По средним балльным оценкам в группе учителей ОШ

были достоверно сильнее выражены синдромы депрессии, психопатии, па-ранойяльности и аутизма по сравнению с их коллегами из ЭШ.

Эта тенденция различий во многом подтверждается при сравнении выраженности 6 сидромов психического нездоровья у учителей ЭШ и ОШ: в группе последних достоверно чаще и сильнее (в среднем на 10-20 %; р < 0,05) проявляются симптомы астенического, невротического, истеро-подобного, психастенического, патохарактерологического и церебрасте-нического синдромов, приведенных в работе [2]. Заметим, что в обеих группах учителей в наибольшей степени выражена астеническая и психастеническая симптоматика, указывающая на признаки общей и психической усталости и истощения; далее по степени проявлений следуют невротическая и истероподобная симптоматика. Эти данные в определенной мере подтверждают результаты теста СМОЛ и возможно указывают на более высокое нервно-эмоциональное напряжение, испытываемое учителями большинства обычных общеобразовательных школ.

Выраженность фаз эмоционального выгорания указывает на формирование защитных эмоциональных реакций у учителя, для которого общение с учащимися является обязательным и основным способом осуществления профессиональной деятельности. Изменение (снижение или неадекватность) эмоциональных реакций педагога ухудшает его коммуникативность в общении со школьниками и снижает эффективность педагогических воздействий.

Установлено, что у 29 % анонимно обследованных женщин-педагогов фаза «напряжения» эмоционального выгорания находится в стадии формирования, у 43 - формируется фаза «резистенции» и у 24 % - идет формирование фазы «истощения». Кроме того, среди этих же обследованных у 9 % педагогов уже сформировалась фаза «напряжения» эмоционального выгорания, у 20 - сформирована фаза «резистенции» и у 9 % - фаза «истощения» эмоционального реагирования.

Доминирующим симптомом в фазе «напряжения» является переживание психотравмирующих обстоятельств, которое отмечено у 24 % обследованных. В фазе «резистенция» доминирующими оказались симптомы неадекватного избирательного реагирования и расширения сферы эконо-мизации эмоций (оба встречались у 18 % опрошенных). В фазе «истощения» доминирующим стал симптом психосоматических и психовегетативных нарушений (у 11 %).

Заметим, что среднебалльные оценки уровней эмоционального выгорания по всем 12 симптомам и 3 фазам ступенчатого развития эмоционального стресса достоверно выше в группе учителей ОШ по сравнению с учителями ЭШ - школ инновационного типа. Особенно заметны различия по симптомам фазы «истощения»: в 1,5-2 раза выраженность эмоционального выгорания сильнее в группе учителей ОШ (р < 0,05).

Все это свидетельствует о том, что у учителей большинства обычных общеобразовательных школ развиваются симптомы эмоционального де-

фицита, не только приводящие к снижению (редукции) профессиональных качеств, но и способствующие росту психосоматических и психовегетативных нарушений в организме учителей.

Уровень социальной фрустрированности обследованных учителей невысок - 1,55 ± 0,03 балла; при этом самый низкий уровень фрустрации (0,75 ± 0,04) характеризует неудовлетворенность от общения с близкими, несколько выше степень неудовлетворенности профессиональной деятельностью (1,12 ± 0,04), а самый высокий уровень фрустрированности (2,22 ± 0,04) указывает на негативное отношение к уровню бытового обслуживания и общего социального положения учителей.

Характерно, что вопросы собственно профессиональной деятельности педагогов не являются основной причиной их социальной фрустрирован-ности: неудовлетворенность своим образованием, взаимоотношениями с коллегами, администрацией и учениками, а также содержанием своей профессиональной деятельности оценивается в пределах 0,80-1,09 баллов в контингенте учителей; несколько выше (1,45 ± 0,06 баллов) неудовлетворенность условиями профессиональной деятельности. Зато максимальные уровни фрустрированности отмечены по пунктам «материальное положение» (2,92 ± 0,06), «обстановка в обществе, государстве» (2,62 ± 0,06), «сфера медицинского обслуживания» (2,66 ± 0,06) и «сфера услуг и бытового обслуживания» (2,16 ± 0,06 баллов). Однако заметим, что средний уровень фрустрированности учителей ОШ выше, чем учителей ЭШ; они в большей степени неудовлетворены своими отношениями с коллегами и учениками, содержанием своей работы в целом и условиями профессиональной деятельности.

Выраженность синдромов эмоционального выгорания и психического нездоровья у учителей прямо коррелирует с объемами их вынужденной дополнительной работы, не связанной с педагогической деятельностью, а также с жалобами на шум и с количеством классов, в которых они преподают.

Наибольшее число показателей социальной фрустрированности (11 из 26 анализируемых) достоверно коррелирует (обратной связью) с уровнем среднедушевого дохода в семьях учителей. Однако большинство приведенных выше показателей прямо коррелирует и с фактором здоровья их мужей, а также с потреблением последними алкоголя, что придется учитывать в гигиенической оценке факторов риска психическому здоровью женщин-учителей.

Литература

1. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. Ростов н/Д, 1999.

2. Гончарова Г.А., Крылов Д.Н., Бережков Л.Ф. Методические рекомендации по количественной оценке уровня здоровья школьников (экспресс-диагностика). М., 1997.

Ростовский государственный медицинский университет 14 февраля 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.