в поворотах. Вместе с тем игнорировался вынос радиоактивности мерцательным эпителием и поглощение а-частнц в слизи, что дает завышенное значение доз. Однако эти ошибки не могут существенным образом изменить резко выраженную неравномерность распределения поглощенных доз, и это, без сомнения, необходимо учитывать при оценке биологической вредности воздуха, содержащего радон.
ЛИТЕРАТУРА
I. F i n d е i s е n W„ Pflüg. Arch. ges. Physiol., 1935, Bd. 236, S. 367. — 2. G о r m-1 e у P., Kennedy M., Proc. roy. Irish. Acad., 1949, A. 52, p. 163. — 3. Холэйди Д. А. и др. Проблема радона в урановых рудниках. М„ 1961. — 4. Wilkening М., Rev. Sei. Instr., 1952, v. 23, p. 13.
Поступила 23/XII 1963 r.
УДК 613.956 : 613.6 : 373.6
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 9-10-х КЛАССОВ РЯДУ ПРОФЕССИЙ КАБЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Канд. мед. наук Р. Г. Амирханова Кафедра гигиены детей и подростков Свердловского медицинского института
Проведены наблюдения над 25 школьниками в возрасте 15—16 лет, из которых 10 человек обучались профессии волочильщика, 10 — профессии скрутчика и 5 — профессии шлифовщика На производственное обучение было отведено 2 дня в неделю. В один из дней проводились 6-часовые теоретические занятия в школе, в другой день учащиеся работали на заводе.
Волочильно-крутильный цех завода Уралкабель, где обучаются школьники, выпускает медную проволоку с сечением малых диаметров на станках Л-8 и Л-6. Работают на этих сганках стоя. Высота станка соответствует росту учащихся. При выполнении ряда операций — при смене подающей катушки и протягивании проволики через нижние фильеры — учащийся изредка наклоняется.
На ручные операции школьники затрачивают в 2—2'/г раза больше времени, чем работницы. Так, ликвидация обрыва нити у учащихся занимает от 6 мин. 50 сек. до 8 мин. 10 сек., тогда как работницы ликвидируют обрыв за 3 мин. 50 сек — 4 мин. 42 сек. Обрывы нити на станках, где работают учащиеся, происходят очень часто (на одном из станков за 1 час было 4 обрыва). Подающая катушка сменяется 1—2 раза, смена катушки длится около 1 мин. Учащийся за 3 часа работы отдыхает 6—9 мин.
Операция волочения требует от учащихся незначительной затраты мышечной силы. Приемная катушка весит 2 кг и переносится на расстояние 1—3 м. Подающая катушка весом 60 кг подкатывается и устанавливается работницей в начале смены и изредка повторно на протяжении смены.
Двигательные процессы у школьников относительно несложны, неритмичны, неко-ординированы, неутомительны, взаимно не связаны. Работа периодически требует зрительного напряжения. Не исключена возможность травмы глаз концом оборвавшейся проволоки. Поэтому всем работающим выдают защитные очки. К производственным вредностям можно отнести шум (74—82 дб) и медную пыль.
Скрутчик также работает стоя. Высота станка соответствует росту учащихся. Учащийся обслуживает 1—2 станка.
Хронометраж рабочего времени учащихся-скрутчиков показал, что на выполнение отдельных ручных операций им требуется почти в 3 раза больше времени, чем работницам. На отдых учащиеся за 3 часа затрачивали 18—25 мин. После смены отдающей катушки они несколько минут отдыхают сидя. Статические напряжения в работе отсутствуют. Перенос тяжестей (вес отдающей катушки около 4 кг) осуществляется на расстояние до 5—7 м. Двигательные процессы несложны, неутомительны и взаимно не связаны; внимание обучающихся не напряжено и усиливается лишь периодически. Работа происходит без значительного зрительного напряжения. Травматизм возможен при ударе по лицу концом оборвавшейся проволоки. Общие производственные условия те же, что и для волочильщиков.
С профессией шлифовальщика, т. е. обработчика волок из твердых сплавов, учащиеся знакомятся в фильерном отделении волочнльно-крутильного цеха.
1 Все три профессии встречаются на предприятиях металлургической, электровакуумной и текстильной промышленности.
Шлифовальщик в основном (до 70% времени) работает сидя. Затягивание прс волоки в отверстие большого размера производится стоя.
Высота станка и стула соответствует росту учащихся. Они работают с 8 до 11 часов утра без перерыва, обслуживая по 2 станка. Данные хронометража свидетельствуют о весьма интенсивной работе: только 4% рабочего времени используется на произвольные паузы.
Двигательные процессы сложны, неритмичны, некоордннированы, взаимно не связаны. Работа требует значительного зрительного напряжения, постоянного концентрированного внимания. Освещенность большинства рабочих мест колеблется от 470 до 800 лк, только около 13 рабочих мест имеют освещенность в пределах 130—180 лк.
Сопоставляя приведенные выше условия с основными рекомендациями ряда авторов (С. М. Громбах; М. В. Антропова и др.) к организации производственного обучения школьников, можно отметить, что эти рекомендации не соблюдаются. Технология производства такова, что в условиях цеха организовать перерывы для индивидуального ученичества через каждые 50 мин. невозможно. Рабочие процессы волочильщика и скрутчика довольно однообразны, 85—89% всей их производственной деятельности составляет «машинное» время, когда рабочие стоят и наблюдают за станком. Выполняя описанные выше работы, подростки к тому же получают узкую специальность, что не отвечает задачам политехнической школы с производственным обучением. Все это позволяет вынести заключение о нецелесообразности подготовки учащихся 9—10-х классов по профессиям скрутчика, волочильщика и шлифовальщика.
ЛИТЕРАТУРА
Антропова М. В. В кн.: Материалы научной конференции по гигиене политехнического и производственного обучения. М., 1962, стр. 3. — Громбах С. М. Тезисы докл. 3-й научно-практической конференции по вопросам школьной гигиены. М., 1956. стр. 14. — Он же. Гигиена учебных занятий в школе. М., 1959. — Темкин Б. И. В кн.: Материалы научной конференции по вопросам школьной гигиены. М., 1960. стр. 60.
Поступила 24/1 1964 г
УДК 616.993.19-022.38 : 637.1
К ВОПРОСУ О РОЛИ МОЛОКА В ЭПИДЕМИОЛОГИИ ТОКСОПЛАЗМОЗА
О. М. Доброва
Куйбышевский институт эпидемиологии, микробиологии и гигиены
В настоящее время все больше внимания стали уделять эпидемиологии токсо- \ плазмоза — его распространению, путям передачи и выведения возбудителя из орга-1 низма. Большинство авторов придает серьезное значение алиментарному пути передачи инфекции; при этом одним из факторов передачи наряду с мясом, полученным при убое больных животных, считают молоко и молочные продукты (Д. Н. Засухин; Л. К. Коровицкий и соавторы; Е. П. Ковалева). И верно: некоторым исследователям удавалось обнаруживать токсоплазмы в молоке больных животных (Sanger и Cole). Вместе с тем Schmidtke при кормлении мышей молоком, содержащим токсоплазмы, получил отрицательные результаты.
Сведения о выживаемости токсоплазм в молоке разноречивы. Manwell и Drobeck) сохраняли их в стерильном молоке 18 суток и при инокуляции смеси восприимчивым животным вызывали заражение. По другим данным, возбудитель токсоплазмоза сохра-) няется в молоке не более суток. /
Мы исследовали выживаемость токсоплазм в молоке и определяли возможность экспериментального заражения через этот продукт, содержащий возбудителей токсоплазмоза. Опыты были поставлены на белых мышах. В опыт было взято 60 мышей весом 18—20 г. Свежее сырое молоко было смешано в отношении 100 : 1 с перитонеаль-ным экссудатом (пролиферативные формы токсоплазм), взятым по истечении 3 суток после внутрибрюшинного заражения мышей токсоплазмами штамма RH.
Каждую опытную мышь однократно поили зараженным молоком в дозе 0,2—0,4 мл. Определить количество токсоплазм в этом объеме не представилось возможным.
Все мыши были разбиты на 3 группы. Двадцать пять мышей Ц;я группа) поили молоком сразу после его заражения, 25 мышей (2-я группа) поили молоком, которое после заражения сохранялось в течение суток в холодильнике при 4—5°. И, наконец,