Шлифовальщик в основном (до 70% времени) работает сидя. Затягивание прс волоки в отверстие большого размера производится стоя.
Высота станка и стула соответствует росту учащихся. Они работают с 8 до 11 часов утра без перерыва, обслуживая по 2 станка. Данные хронометража свидетельствуют о весьма интенсивной работе: только 4% рабочего времени используется на произвольные паузы.
Двигательные процессы сложны, неритмичны, некоордннированы, взаимно не связаны. Работа требует значительного зрительного напряжения, постоянного концентрированного внимания. Освещенность большинства рабочих мест колеблется от 470 до 800 лк, только около 13 рабочих мест имеют освещенность в пределах 130—180 лк.
Сопоставляя приведенные выше условия с основными рекомендациями ряда авторов (С. М. Громбах; М. В. Антропова и др.) к организации производственного обучения школьников, можно отметить, что эти рекомендации не соблюдаются. Технология производства такова, что в условиях цеха организовать перерывы для индивидуального ученичества через каждые 50 мин. невозможно. Рабочие процессы волочильщика и скрутчика довольно однообразны, 85—89% всей их производственной деятельности составляет «машинное» время, когда рабочие стоят и наблюдают за станком. Выполняя описанные выше работы, подростки к тому же получают узкую специальность, что не отвечает задачам политехнической школы с производственным обучением. Все это позволяет вынести заключение о нецелесообразности подготовки учащихся 9—10-х классов по профессиям скрутчика, волочильщика и шлифовальщика.
ЛИТЕРАТУРА
Антропова М. В. В кн.: Материалы научной конференции по гигиене политехнического и производственного обучения. М., 1962, стр. 3. — Громбах С. М. Тезисы докл. 3-й научно-практической конференции по вопросам школьной гигиены. М., 1956. стр. 14. — Он же. Гигиена учебных занятий в школе. М., 1959. — Темкин Б. И. В кн.: Материалы научной конференции по вопросам школьной гигиены. М., 1960. стр. 60.
Поступила 24/1 1964 г
УДК 616.993.19-022.38 : 637.1
К ВОПРОСУ О РОЛИ МОЛОКА В ЭПИДЕМИОЛОГИИ ТОКСОПЛАЗМОЗА
О. М. Доброва
Куйбышевский институт эпидемиологии, микробиологии и гигиены
В настоящее время все больше внимания стали уделять эпидемиологии токсо- \ плазмоза — его распространению, путям передачи и выведения возбудителя из орга-1 низма. Большинство авторов придает серьезное значение алиментарному пути передачи инфекции; при этом одним из факторов передачи наряду с мясом, полученным при убое больных животных, считают молоко и молочные продукты (Д. Н. Засухин; Л. К. Коровицкий и соавторы; Е. П. Ковалева). И верно: некоторым исследователям удавалось обнаруживать токсоплазмы в молоке больных животных (Sanger и Cole). Вместе с тем Schmidtke при кормлении мышей молоком, содержащим токсоплазмы, получил отрицательные результаты.
Сведения о выживаемости токсоплазм в молоке разноречивы. Manwell и Drobeck) сохраняли их в стерильном молоке 18 суток и при инокуляции смеси восприимчивым животным вызывали заражение. По другим данным, возбудитель токсоплазмоза сохра-) няется в молоке не более суток. /
Мы исследовали выживаемость токсоплазм в молоке и определяли возможность экспериментального заражения через этот продукт, содержащий возбудителей токсоплазмоза. Опыты были поставлены на белых мышах. В опыт было взято 60 мышей весом 18—20 г. Свежее сырое молоко было смешано в отношении 100 : 1 с перитонеаль-ным экссудатом (пролиферативные формы токсоплазм), взятым по истечении 3 суток после внутрибрюшинного заражения мышей токсоплазмами штамма RH.
Каждую опытную мышь однократно поили зараженным молоком в дозе 0,2—0,4 мл. Определить количество токсоплазм в этом объеме не представилось возможным.
Все мыши были разбиты на 3 группы. Двадцать пять мышей Ц;я группа) поили молоком сразу после его заражения, 25 мышей (2-я группа) поили молоком, которое после заражения сохранялось в течение суток в холодильнике при 4—5°. И, наконец,
еще 10 животных (3-я группа) поили молоком, которое после заражения было оставлено на сутки при комнатной температуре и до его употребления свернулось.
Контрольным мышам каждой группы исследуемую смесь молока вводили вну-грибрюшинно при тех же условиях, что и подопытным. Контрольные мыши двух первых групп пали на 11-е сутки; в мазках-отпечатках их органов обнаружено большое количество токсоплазм. Мыши 3-й группы на протяжении всего периода наблюдения (2 месяца) оставались здоровыми.
Из 50 животных дву\_первых групп пало 22, причем на 11 — 12-е сутки пало 18; остальные погибли в период от 12-го до 17-го дня после заражения. В мазках-отпечатках их органов (печень, селезенка, легкие) были обнаружены типичные токсоплаз-мы. Слепые пассажи от всех оставшихся в живых животных дали отрицательные результаты.
Следовательно, токсоплазмы, попадая в значительном количестве в свежее молоко, выживают при хранении его в холодильнике по крайней мере сутки.
У мышей, которых поили зараженным молоком, наблюдалась характерная картина заболевания и были возможны дальнейшие пассажи. Большинство из них погибало от токсоплазмоза. Это диктует необходимость принимать меры, исключающие употребление сырого молока.
ЛИТЕРАТУРА
Засухин Д. Н. Тезисы докл. научной конференции по протозоологическим проблемам, посвящ. 90-летию В. Л. Якимова. Л., 1960, стр. 7. — Ковалева Е. П. Токсоплазмоз. М., 1962. -— Коровицкий Л. К., Григорашенко А. Е., Стан ков Г. А. и др. (ред.) Токсоплазмоз. Киев, 1962. — Sanger V. L., Cole С. R., Am. J vet. Res., 1955, v. 16, p. 536.—S с h m i d t k e L., Z. Tropenmed. Parasit., 1954, Bd. 5, S. 182. — I dem, Zbl. Bakt. I Abt. Orig., 1954, Bd. 160, s. 470.
Поступила 26/111 1964 r_