Эпизоотология, эпидемиология и мониторинг паразитарных болезней
УДК 619:616.995.1
РОЛЬ ПАРАЗИТАРНЫХ БОЛЕЗНЕЙ В ПАТОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА
Л.М. КОКОЛОВА доктор ветеринарных наук Т.А. ПЛАТОНОВ кандидат биологических наук Л.А. ВЕРХОВЦЕВА, Л.А. ГРИГОРЬЕВА, Л.Г. КОЧНЕВА
соискатели
Якутский научно-исследовательский институт сельского хозяйства, e-mail: kokolova_lm@mail.ru
Паразитарные болезни вызывают серьезную патологию. Острое течение с клиническими проявлениями отмечают при малярии, трихинеллезе, амебио-зе, лейшманиозе. Особенностью большинства паразитарных болезней является их хроническое течение, связанное с длительным, иногда многолетним, пара-зитированием возбудителя в организме больного, что зависит от продолжительности жизни паразита и ре-инвазии.
Ключевые слова: паразитарные болезни, человек, патология, пути заражения.
Вызывая у человека преимущественно хронические заболевания, гельминты оказывают патологическое воздействие на состояние здоровья. Патология при гельминтозах обусловлена тем, что в процессе развития они совершают в организме сложные миграции, последовательно проходя через различные органы и ткани.
В настоящее время известно около 250 видов гельминтов, паразитирующих у человека, причем 98 видов распространены на территории России и сопредельных стран. В структуре паразитарной заболеваемости населения России на группу гельминтов приходится свыше 90 %.
Энтеробиоз характеризуется резко выраженным участием детей в формировании высоких показателей заболеваемости. При этом основная масса инвазированных приходится на возрастную группу от 3 до 6 лет. Причинами распространения энтеробиоза у детей является ослабление внимания со стороны родителей к привитию гигиенических навыков.
Показатели заболеваемости геогельминтозами (аскаридозом, трихоцефа-лезом) и биогельминтозом (описторхозом) в Республике Якутия связаны с миграцией населения. Они часто завозятся лицами, возвращающимися из отпусков и переселенцами из стран Ближнего зарубежья (Таджикистана, Киргизии, Узбекистана, Молдовы, Украины). Серьезного внимания заслуживает токсокароз. Прибытие лиц, инвазированных этими гельминтозами, может способствовать возникновению новых очагов инвазии. Повышение зараженности местного населения связано с резким увеличением поголовья собак в городах и сельской местности. Токсокароз следует рассматривать как новую острую гигиеническую проблему охраны почвы от загрязнения опасным патогеном паразитарной природы. В современных условиях токсокароз становится наиболее значимым геогельминтозом с необычно высоким риском заражения в городах.
Очень опасны и биогельминтозы, возбудители которых развиваются с участием промежуточных хозяев и передаются человеку через их ткани и другими путями. Из этой группы болезней в Якутии встречаются дифилло-ботриоз, тениаринхоз, эхинококкоз, трихинеллез.
Дифиллоботриозом заражаются люди при употреблении традиционного блюда - сырой, быстроприготовляемой малосоленой или свежемороженой рыбы. В республике дифиллоботриоз является природно-эндемичньм парази-тозом. Очаги болезни сосредоточены в бассейне реки Лена. Больных дифил-лоботриозом регистрируют по всей территории республики. Прослеживается тенденция роста заболеваемости населения: показатель инвазированности составил от 138,8 до 347,1 случая на 100 тыс. населения. Не леченые больные ухудшают санитарное состояние водоемов. Поддерживается интенсивная циркуляция возбудителя и увеличивается зараженность рыбы за счет поступления большого количества неочищенных стоков. Проблема обостряется также постоянными весенними паводками, которые затопляют населенные пункты.
В Якутии последние десять лет тениаринхоз у населения республики встречается редко, но ежегодно по статистическим данным Роспотребнадзора РС (Я) и аналитическим материалам наших исследований регистрируют от 7 до 9 человек, пораженных тениаринхозом. В среднем, показатель инвазированности составляет 10,1 на 100 тыс. населения. Источником заражения те-ниаринхозом является пораженное цистицерками мясо крупного рогатого скота, употребленное в пищу без проведения должной термической обработки. По данным ветеринарно-испытательных лабораторий районов и рынков республики ежегодно обнаруживают от 2 до 10 пораженных туш.
Проблема эхинококкоза в настоящее время приобретает особое значение в связи с ухудшением эпидемической и эпизоотической обстановки. Заражение людей происходит при заглатывании онкосфер эхинококков, находящихся во внешней среде, на шерсти собак, пушных зверей, при снятии и обработке меха. Основной мерой предупреждения заражения эхинококками является соблюдение правил личной гигиены: уменьшение контактов с собаками, мытье рук после контакта с животными и объектами окружающей среды, предварительное кипячение воды, употребляемой для питья, недопустимость разделки шкур в жилом помещении. Больных эхинококкозом регистрируют преимущественно среди сельских жителей. Показатель заболеваемости составляет 0,8 на 100 тыс. населения. Цистный эхинококкоз у промысловых и диких животных регистрируют часто. Нами выявлена пораженность до 76,2 % лосей, 17,2 % диких оленей и 1,21 % косуль. Количество эхинококковых цист в паренхиматозных органах колебалось от 2 до 57. В цистах обнаруживали протосколексы эхинококка.
По характеру локализации эхинококков обнаруживали в печени в 35 % и в легких в 65 % случаев. У диких плотоядных половозрелые эхинококки были обнаружены у 61,08 % волков, 1,7 % собак, альвеококки - у 98,1 % белых песцов.
Собака занимает особое, привилегированное место в семье охотника или оленевода, где обычно содержат по 2-3 и более собак. В зимнее время хозяева содержат их в своем жилище, находятся с ними в постоянном контакте, собаки обнюхивают предметы обихода, облизывают руки хозяев и членов семьи. В результате этого яйца эхинококков могут быть занесены в рот не только руками при непосредственном контакте с собаками, но и проглатываться с загрязненными продуктами питания и посредством предметов обихода. В городах и сельских местностях увеличивается число бродячих собак.
В жаркое время года во время сенокосных работ местное население употребляет сырую воду из любых водоемов. Нередко люди купаются в речках и водоемах вместе с собаками. Население ежегодно собирает и употребляет в немытом виде дикорастущие ягоды (брусники, голубики, красной и
черной смородины, охты, земляники и др.) и травы (лука, чеснока, щавеля и др.) возможно и с яйцами гельминтов (рассеянными собаками или дикими плотоядными). Сельские жители и особенно дети не соблюдают правил личной гигиены, часто не моют руки и могут заносить яйца гельминтов в рот. Возможна также передача инвазии через молоко и кумыс, так как яйца эхинококка могут попасть на вымя коров и кобылиц во время лежания их на земле. Кошки нередко лежат на подстилках собак, их шерсть может загрязняться яйцами эхинококков и они могут служить механическими переносчиками. Часто регистрируют случаи заболевания охотников и членов их семей, заготовителей шкур промысловых животных, людей связанных с сельским хозяйством, работой на пушных базах, охотничьих хозяйствах, мастерских по пошиву меховых изделий, где преобладает ручной труд и плохие санитарные условия для охраны здоровья человека.
В природном биоценозе Якутии эхинококкоз приобрел постоянство благодаря трофическим связям восприимчивых животных и особенностям природно-климатических условий региона. При этом ярко выражена роль отдельных хищников и грызунов в поддержании природных очагов зоонозов. Следует отметить, что фактическая добыча промысловых животных за сезон охоты значительно выше, чем предусмотрено по выделенным на охоту лицензиям. С учетом браконьерства и низким уровнем профессиональной культуры охотников при отстреле животных, возможно большее число подранков, среди которых могут быть животные, пораженные эхинококками, которые затем погибают и становятся добычей хищных плотоядных, что увеличивает риск распространения гельминтоза.
Основной причиной высокого уровня заболеваемости человека и зараженности домашних животных эхинококками является недостаточная обеспеченность населения питьевой водой. Аласно-таежная зона Якутии, к которой относятся районы Центральной и Западной частей республики, является самым густонаселенным регионом при наличии таких больших рек как Лена, Вилюй, Алдан и Амга; эта зона очень слабо обеспечена качественной питьевой водой.
Основной мерой предупреждения заражения эхинококками является соблюдение правил личной гигиены: уменьшение контактов с собаками, мытье рук после контакта с животными и объектами окружающей среды, предварительное кипячение воды, употребляемой для питья, недопустимость разделки шкур в жилом помещении. Важны периодические гельминтологические обследования собак и лечение выявленных зараженных животных.
Человек заражается трихинеллезом при поедании зараженного личинками мяса диких и домашних животных (свинины, конины, медвежатины и др.)
Основными симптомами трихинеллеза являются лихорадка, боли в голенях, бедрах, икроножных, межреберных и шейных мышцах. Отек век и всего лица настолько характерен для трихинеллеза, что в народе эта болезнь получила название «одутловатка», «большая голова», «лягушачье лицо». Отек может распространяться на шею, туловище и конечности. Иногда по всему телу появляется сыпь. В России заболеваемость населения трихинеллезом связана с убоем свиней и заготовкой мясных продуктов, в том числе из мясных охотничьих трофеев (кабана, барсука, медведя). В Якутии человек заражается от мяса бурых медведей и собак. Основной причиной служит употребление в пищу без достаточной термической обработки мяса промысловых животных, особенно в копченом виде мяса бурого медведя, сала или мяса собаки и волка, употребляемых в лечебных целях. Более 40 % бурых медведей из числа исследованных нами были поражены личинками трихинелл. Личинки трихинелл устойчивы не только к пониженным температурам, они длительное время не гибнут в мышцах при температуре до минус 38 °С, но и повышенным температурам; при кратковременном кипячении они не поги-
бают благодаря толще тканей хозяина и окружающей личинку капсуле; необходима хорошая проварка в течение 2-3 ч.
Личинки капсульных трихинелл обнаружены по всей территории республики почти у всех промысловых плотоядных - волка, песца, росомахи, рыся, соболя и др., из домашних - у собаки. Бескапсульные личинки трихинелл нами впервые в Арктической зоне Якутии обнаружены у белых медведей [6].
При заболевании людей реакция на трихинеллез проявляется на следующий день после употребления зараженного мяса [1]. По наблюдениям врачей клинические признаки трихинеллеза проявляется очень четко. Из литературных данных известно, что первые симптомы инвазированности личинками трихинелл проявляются через 1,5-2 мес. Результаты наших лабораторных опытов по заражению лабораторных животных показали, что при заражении личинками трихинелл в количестве более 16 личинок мыши погибали в первые часы после заражения. При заражении в количестве 8-9 личинок изменений общего состояния подопытных животных не наблюдали, а при заражении от 10 до 14 личинок в течение первого часа у мышей отмечали угнетенное состояние, тремор, синюшность носового зеркала и конечностей; затем в течение суток состояние животных нормализовалось. Инкапсулированных личинок трихинелл в мышцах находили через 18 сут после заражения.
Аскаридоз и трихоцефалез являются эндемичными гельминтозами на территории России, а в Республике Саха (Якутия) - завозными гельминтоза-ми. Они чаще завозятся торговцами рынков, вынужденными переселенцами из Украины, Белоруссии, Молдовы, Таджикистана, Киргизии и других регионов России, а также возвращающимися из отпусков жителями республики. Яйца аскарид выживают в почве от 4 до 7 лет, яйца власоглавов - до 3-4 лет.
Пристального внимания заслуживает токсокароз, что вызвано высокой численностью собак при несоблюдении правил их содержания в городе и сельских населенных пунктах. В связи с резким увеличением численности собак токсокароз следует рассматривать как новую острую гигиеническую проблему охраны почвы от загрязнения опасным патогеном паразитарной природы. Яйца токсокар выживают в почве более 4 лет.
В последнее время все большее значение приобретают протозойные болезни, возбудителями которых являются одноклеточные простейшие (лямблии, токсоплазмы, криптоспородии и др.). Основным симптомом при этом является диарея.
Заражение человека происходит при заглатывании цист лямблий, чаще всего с водой. Для кишечной формы лямблиоза характерны боли в животе, вздутие кишечника, жидкий стул. Для печеночной формы лямблиоза характерны приступообразные боли в правой половине живота, изжога, отрыжка, тошнота, рвота, желтушное окрашивание склер, увеличение печени. Цисты лямблий остаются жизнеспособными в кале в течение 2-24 сут, воде - 15-70, моче - 3-4 сут. В водопроводной воде при температуре 16-22 °С они выживают в течение 28-90 сут. В почве в летнее время цисты лямблий сохраняют жизнеспособность в течение 2 мес.
Криптоспоридиоз проявляется частым до 25 раз в сутки обильным поносом с потерей до 20 л жидкости. Болезнь сопровождается лихорадкой, спастическими болями в верхних отделах живота. Продолжительность диареи может составлять несколько недель, месяцев и даже лет. За последние годы инвазия стала важной причиной диареи более чем у 30 видов животных (телят, ягнят, поросят и др.), а также у людей.
Токсоплазмоз - протозойная инвазия, протекающая бессимптомно. Источником распространения ооцист токсоплазм является кошка.
По мере освоения человеком природы, оттеснялись дикие млекопитающие, возникали новые экологические системы, структура которых всецело зависела от хозяйственной деятельности человека. В современной практике мы имеем дело с инвазией, активно циркулирующей в природных биоцено-
зах, и при этом обширная территория Якутии не исключение. Вечная мерзлота в Якутии казалось бы, должна способствовать гибели инвазионного начала, но, тем не менее, многие виды паразитов сохраняются в активном состоянии, имеют выраженную тенденцию к распространению и формированию обширных природных очагов. В чем же причина широкого распространения паразитарных болезней? Здесь уместно процитировать слова нашего соотечественника - врача И.А. Блументаля, опубликованные в «Московской медицинской газете» в 1865 г.: «Если дело идет о том, чтобы найти истинную причину широкого распространения болезней или некоторых зараз, опустошающих целые селения, то конечно, качество воды, употребляемой для питья, качество пищи, пренебрежение к чистоте улиц, отводных труб и отхожих мест, нездоровое жилье и т. п. - гораздо чаще должны быть обвиняемы, чем ветер и непогода». Эти слова, как видно, были актуальны в XIX, XX и, наверное, не утратят своего значения и в XXI веке.
Литература
1. Айыы Уола-Айан Трихинеллез в Якутии // Наука и образование. Якутск, 2002. - № 1 (25). - С. 122-123.
2. Исаков С.И., Сафронов М.Г. Эхинококкоз и альвеококкоз животных в Якутии // Тез. докл. науч.- практ. сем. «Перспективы ликвидации потерь от эхинококкоза в животноводстве». - Фрунзе, Москва, 1987. - С. 23.
3. Исаков С.И. Лось - промежуточный хозяин Е. granulosus в Якутии // Мед. паразитол. и паразит. бол. - 1990. - № 2. - С. 50.
4. Коколова Л.М., Исаков С.И., Верховцева Л.А. Трихинеллез человека и животных в Якутии // Матер. докл. 7-й науч. конф. по трихинеллезу человека и животных. - М., 1996. - С. 31-33.
5. Коколова Л.М., Исаков С.И., Верховцева Л.А. Ситуация по трихинеллезу в Якутии // Матер. докл. науч.-практ. конф. посвящ. 70-летию аграрной науки PC (Я) «Совершенствование научного обеспечения агропромышленного комплекса Республики Саха (Якутия). - Якутск, 1997. - С. 54.
6. Коколова Л.М. Особенности распространения зоонозных гельминтозов на Крайнем Севере // Тр. Всерос. ин-та гельминтол. - М., 2006. - Т. 41. - С. 91 -96.
7. Коколова Л.М. Эпизоотическая и эпидемическая ситуация по трихинеллезу в Республике Саха (Якутия) // Тр. Всерос. ин-та гельминтол. - М., 2006. - Т. 41. - С. 96-101.
The role of parasitic diseases in people pathology
L.M. Kokolova, T.A. Platonov, L.A. Verhovtseva, L.A. Grigor'eva, L.G.
Kochneva
Parasitic diseases cause a serious pathology. Sharp current with clinical displays mark at malaria, trichinellosis, amebiasis, leishmaniosis. Feature of the majority of parasitic diseases is their chronic current connected with long, sometimes long-term, parasiting of the agent in people that depends on life expectancy of the parasite and reinfection.
Keywords: parasitosis, people, pathology, ways of infection.