Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПРИ РАЗРАБОТКЕ НОРМАТИВНОГО ДОКУМЕНТА'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПРИ РАЗРАБОТКЕ НОРМАТИВНОГО ДОКУМЕНТА Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — А.А. Добринский, В.М. Пивкин, А.С. Юдин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПРИ РАЗРАБОТКЕ НОРМАТИВНОГО ДОКУМЕНТА»

ных родентицидных приманок" // РЭТ-инфо. — М., 1994. - № 11. - С. 3.

7. Правила по охране труда работником дезинфекционного дела и по содержанию дезинфекционных станций, дезинфекционных отделов, отделений профилактической дезинфекции санитарно-эпидемиологических станций, отдельных дезинфекционных установок (Утв.

ГСЭУ МЗ СССР, № 1963-79 от 9 февраля 1979 г.). -М„ 1979.

8. Санитарные правила (СП 3.5.3.554—96). Организация и проведение дератизационных мероприятий (Утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора России № 25 от 21 октября 1996 г.). - М.. 1996.

Поступила 27.12.96

ф КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 15-98 УДК 614.3:7|1]:005

А. А. Добринский, В. М. Пивкин, А. С. Юдин

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПРИ РАЗРАБОТКЕ НОРМАТИВНОГО ДОКУМЕНТА

Новосибирский НИИ гигиены Министерства здравоохранения РФ

В последние годы в системе Госсанэпиднадзора активизирована работа по формированию регионального и федерального санитарного законодательства. В частности, это касается одного из важнейших направлений санитарной деятельности — предупредительного и текущего санитарного надзора за градостроительным процессом и районной планировкой. Группой научных и практических гигиенических учреждений подготовлены проекты санитарных правил и норм по планировке и застройке городских и сельских поселений, рекреационных зон и комплексов. Введение их в действие явится важным этапом в повышении эффективности градостроительства в аспекте учета гигиенических требований и норм.

В связи с этим возрастает роль контроля за гигиенической эффективностью решений, использования современных прогрессивных форм и методов санитарного надзора. Это в свою очередь обусловливает необходимость подготовки соответствующего специального регламентирующего документа.

Представляется, что при формировании структуры и содержания такого документа следовало бы исходить из нижеследующих основных методических положений.

Санитарный надзор в области градостроительства — часть государственного контроля реализации градостроительных проектов в отношении соблюдения санитарно-гигиенических требований, норм и правил, обеспечивающих оптимальное состояние окружающей среды и здоровья населения. При этом гигиеническая регламентация является приоритетной в комплексе нормативно-градостроительных требований. Надзор предполагается на всех этапах и стадиях градостроительного процесса, предусматривает преемственность принятых решений, их последовательную реализацию в проектах и натуре.

Организация санитарного надзора должна исходить из того, что генеральный план поселения — основополагающий документ комплексного долговременного развития поселения, моделирующий весь градостроительный процесс, определяющий не только конечное состояние планировки, но и стратегию ее совершенствования на всех иерархических уровнях, в том числе и на последующих стадиях проектирования — в проектах детальной планировки (ПДП), застройки (ПЗ) и т. д.

Регулирование градостроительного процесса на этапах проектирований и реализации в натуре должно быть комплексным и непрерывным, основанным на постоянном мониторинге состояния окружающей среды и здоровья населения, разработке программ активного и своевременного реагирования на ситуацию. Санитарно-гигиенические требования должны исходить не только из оценки фактического загрязнения окружающей среды, но и учитывать ее потенциал (ресурсы, самоочищающуюся способность и т. д.) и динамику здоровья населения.

Место и основные направления контроля за реализацией генплана в системе санитарного надзора в градостроительном процессе представлены на схеме 1. Собственно санитарный надзор также основывается на социально-гигиеническом и градостроительном мониторинге, осуществляется с участием санитарных врачей разной специализации, проводится периодически в зависимости от типа поселения (город, село), его производственного профиля, состояния (новое, реконструируемое), величины, санитарной ситуации и других местных факторов и условий. Юридически-правовая и информационная база надзора должна соответствовать действующей системе регламентации этого процесса, быть полной и достаточной для принятия конкретных решений.

Методологическая основа санитарного надзора в градостроительном процессе предполагает методические подходы, методы, принципы и критерии, в полной мере отвечающие целевой программе, обеспечивающие достоверный результат, возможность проведения сопоставительного анализа на каждом этапе деятельности (схема 2). Гигиеническая эффективность реализации генплана на конкретном этапе устанавливается по конечному результату градостроительного процесса, по степени соответствия средствам достижения:

— нейтрализация и компенсация неблагоприятных воздействий естественно-природных и искусственных, антропотехногенных, факторов технологическими, санитарно-техническими, градо-строительно-мелиоративными и другими средствами;

— формирование единой взаимосвязанной системы зеленых насаждений, акваторий, территорий, безопасных и благоприятных для человека;

— рациональное использование благоприятных природных факторов и условий, приемов

Схема I . Место и содержание санитарного надзора в градостроительном процессе

планировки и застройки, озеленения и благоустройства; социально-культурная среда и др.

— социально-экономическая, инженерно-транспортная и другая инфраструктура, удовлетворяющая качественно и количественно потребности населения;

— эксплуатация поселения, всех его систем при оптимальном их функционировании.

Целевой результат — окружающая среда, обеспечивающая оптимальные условия жизнедеятельности человека.

Проведение санитарного надзора предусматривает: разграничение функций и полномочий; взаимодействие между государственными территориальными контролирующими органами и организациями Госсанэпиднадзора, между административно-территориальными учреждениями системы Госсанэпиднадзора; участие органов Госсанэпиднадзора на всех этапах реализации генплана; применение в полном объеме санкций; привлечение к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности должностных лиц и граждан за нарушение санитарных норм и правил.

Схема 2. Методологическая основа санитарного надзора в градостроительном процессе

Содержание санитарного надзора за реализацией генплана предполагает установление полноты и комплексности проектных материалов, их анализ, проверку:

— соответствия и скоординированности генплана—ПДП—ПЗ и других проектов, особенно при проектировании функциональных и планировочных систем поселения на разных уровнях (поселение, планировочный район, жилой район, микрорайон), а также при разработке инженерно-инфраструктурного и другого обеспечения;

— комплексности градостроительных решений и их качества, особенно на стадии ПДП;

— возможности реализации проектов с учетом существующей экономической ситуации и строительной базы;

— соответствия принципиальных проектных решений действующим на данный период гигиеническим требованиям и нормативам.

Контроль в натуре предусматривает:

— использование данных градостроительного, экологического, социально-гигиенического мониторинга окружающей среды, статистического учета, результатов исследований и оценок среды и т. п.;

— проведение натурного санитарного обследования поселения в целом и составляющих его планировочных звеньев, лабораторных и других специальных исследований;

— сопоставление, оценку полученных данных с проектными;

— оценку санитарно-гигиенической эффективности реализации генплана;

— разработку предложений и рекомендаций по упорядочению и совершенствованию градостроительного процесса.

Качество градостроительных решений в застройке поселений оценивается по основным положениям генплана в соответствии со схемой 3.

Важной частью санитарного надзора является оценка эффективности реализации генплана. Она устанавливается частными и комплексными оценками всех градостроительных элементов соответственно проекту, по их комплексности и завершенности, по обеспечению санитарно-гигиенических нормативов окружающей среды и определяется методами, позволяющими производить абсолютную и относительную, качественную и количественную оценку рассматриваемых элементов, получать комплексные интегральные динамические показатели. В качестве одного из таких методов может быть использован квалиметриче-ский [1], который вполне пригоден для этих целей, так как позволяет сводить воедино разнообразные группы факторов и их показателей в сопоставимой форме, а сам метод дает возможность не только относительно характеризовать варианты, но и определять шкалу оценок, а затем получать и абсолютную оценку качества с учетом весомости составляющих его элементов.

Алгоритм оценивания по этому методу предполагает выполнение последовательных операций:

Интегральное качество

Градостроительные решения, их реализация в застройке поселения

К = 100%

Компоненты качества

Обшая организация, структура и функциональное зонирование К • 1 = 20%

Селитебная территория К ■ 2 = 25%

I

Производственная территория К-3 = 15%

I

Ландшафтно-рекреаци-онная территория К • 4 = 20%

Санитарно-экологиче-ское состояние среды К • 5 = 20%

Составляющие компонентов качества и группы первичных свойств

Общая организация

К - 1 • 1 = 3%: 1.1.1. Учет требовани й и условий

Планировочная структура К - 1 - 2 = 5%:

1.2.1. Формирование структуры

1.2.2. Направления раз-

вития

Функциональная организация К - 1 - 3 = 6%:

1.3.1. Основные группы территорий

1.3.2. Размещение зон и комплексов

Технико-экономиче-ские показатели К - 1 - 4 = 6%:

1.4.1. Территория

1.4.2. Население

1.4.3. Жилищное строительство

1.4.4. Учреждения системы КБО

1.4.5. Транспортное обслуживание

1.4.6. Инженерное оборудование и благоустройство

Общая организация К • 2 • 1 = 9%:

2.1.1. Планировочная структура

2.1.2. Функциональное зонирование

2.1.3. Инженерно-транспортное обеспечение

2.1.4. Жилищный фонд

2.1.5. Культурно-бытовое и другое обслуживание

2.1.6. Благоустройство и озеленение

Технико-экономичс-скис показатели К- 2-2 = 5%:

2.2.1. Территория

2.2.2. Население

2.2.3. Жилищный фонд

2.2.4. Учреждения КБО

2.2.5. Транспортное обслуживание

2.2.6. Инженерное оборудование и благоустройство

Жилая застройка К • 2 • 3 = 11%:

2.3.1. Планировочно-пространствен-ная организация

2.3.2. Застройка

2.3.3. Технико-эконо-мические показатели

Общая организация К-3 - 1 = 10%:

3.1.1. Планировочная структура

3.1.2. Функциональное зонирование

3.1.3. Инженерно-транспортное обеспечение

3.1.4. Культурно-бытовое обслуживание

3.1.5. Благоустройство и озеленение

3.1.6. Планирование и застройка отдельных площадок, зон и комплексов

Технико-экономиче-скис показатели К-3-2 = 5%:

3.2.1. Территория

3.2.2. Санитарно-за-щитные зоны

Общая организация К • 4 • 1 = 15%:

4.1.1. Планировочная структура

4.1.2. Функциональное зонирование

Технико-экономичс-ские показатели и параметры К • 4 • 2 = 5%:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4.2.1. Территория

4.2.2. Обеспеченность

Санитарное состояние атмосферы К • 5 • 1 =7%:

5.1.1. Химическое загрязнение

5.1.2. Биологическое загрязнение

5.1.3. Физическое загрязнение (воздействие)

Санитарное состояние водных объектов К'5-2 = 6%:

5.2.1. Органолсптиче-ские свойства

5.2.2. Физические свойства

5.2.3. Бактериологическое загрязнение

Санитарное состояние почв и грунтов К • 5 • 3 = 4%:

5.3.1. Физико-химические свойства

5.3.2. Бактериологическое загрязнение

5.3.3. Гельминтологическое загрязнение

Радиационная обстановка К ■ 5 ■ 4 = 3%:

5.4.1. Уровень естественного гамма-фона

5.4.2. Среднегодовая объемная активность дочерних продуктов радона в воздухе помещений

1 1 1 1 1

пс.'-пс^1 ПС|2—ПСюб2 ПС|3-ПС293 пс,4-пс,74 ПС,5-ПС|35

Первичные свойства 1ПС = 215

определение характеристик (номенклатуры) факторов и условий, необходимых при оценке; установление критериев оценки качества среды по подсистемам; разработка дерева свойств, т. е. определение структуры интегрального качества среды с относительной значимостью (весомостью) элементов системы; разработка структуры качества среды по подсистемам с установлением весомостей всех элементов; разработка принципов определения количественной относительной оценки первичных свойств; вычисление показателей интегрального качества; построение квалиграммы (гистограммы). Весь процесс оценивания качества среды (вычисление, построение квалиграммы, их анализ и т. д.) может быть автоматизирован на ЭВМ. Определение пока-

зателя интегрального качества производится по аддитивной формуле с весами:

п

К = £ ^ ■ ^ = «I • ^ + «2 • + ... + а„ • \уп. \ = 1

где К — показатель интегрального качества (безразмерный); оц — коэффициент относительной важности (вес) показателя в интегральном качестве, 1 = 1, п; Ш, — уровень достижения требуемого значения ¡-го элемента:

при 0 < Ы/оп < Мэт, = ЬуМ^0", а при Г^дом > 1ЧЭТ > 0,

где Ы, — фактическое значение показателя ¡-го элемента; Т^доп — допустимое значение показателя ¡-го элемента; — эталонное значение показателя ¡-го элемента.

На схеме 3 приводится классификация свойств, определяющих качество градостроительных решений в застройке поселения, в соответствии с квалиметрическими процедурами, т. е. с присвоением шифров показателей качества и установлением весомостей (указано только их число без перечисления наименований).

Результаты оценки эффективности реализации генплана являются основой для принятия конкретных решений, разработки рекомендаций в программу достижения целевого результата градостроительного процесса, мер по осуществлению полномочий службы Госсанэпиднадзора в этом процессе.

Л итс ратура

I. Гигиенические основы решения территориальных проблем (на примере КАТЭКа) / Добринский А. А., Косибо-род Н. Р.. Пивкин В. М. и др. — Новосибирск, 1987. — С. 30-45.

Поступило 14.12.96

® КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1998 УДК 614.72:546.49]-07

А. Г. Смирнов, М. Л. Чухловина, В. Д. Жарская, Е. А. Корсакова ВЛИЯНИЕ МАЛЫХ КОНЦЕНТРАЦИЙ РТУТИ НА ЦЕНТРАЛЬНУЮ НЕРВНУЮ СИСТЕМУ

Санкт-Петербургский государственный университет. Санкт-Петербургская педиатрическая академия, ЗАО РЦ "Приморский"

Одним из проявлений сложной экологической обстановки в настоящее время является наличие повышенных концентраций тяжелых металлов, в том числе ртути, в жилых и рабочих помещениях |1, 5, 6]. Известно, что особой чувствительностью к действию паров ртути обладает нервная система. Пары ртути быстро адсорбируются из альвеолярного воздуха, диффундируют через альвеолярную мембрану и связываются с эритроцитами. Поскольку около 90% ртути, поступившей в организм, благодаря ее сродству к сульфгидрильным группам связывается с красными кровяными клетками, концентрация ртути в эритроцитах является чувствительным показателем ртутной интоксикации. При воздействии паров ртути на организм в первую очередь поражается центральная нервная система. Ртуть обнаруживается в цереброспинальной жидкости |10]. Однако до настоящего времени медико-биологические аспекты неблагоприятного воздействия на организм малых концентраций ртути остаются недостаточно изученными. В доступной литературе имеются лишь единичные исследования, посвященные изучению неврологических расстройств при ртутной интоксикации, включающие электроэнцефалографическое исследование |4, 9]. В то же время важным подходом к исследованию особенностей патологических изменений в ткани мозга является определение его биоэлектрической активности. Характеристики спектров мощности и частотных составляющих ЭЭГ представляют собой объективные показатели функционального состояния головного мозга при поражении нервной системы.

В связи с этим целью настоящей работы являлась оценка влияния малых концентраций ртути на состояние нервной системы. Проведено кли-нико-лабораторное обследование 42 человек (24 женщины и 18 мужчин) в возрасте 20—40 лет, имевших длительный контакт с малыми концентрациями паров ртути в воздухе. Исследовали неврологический статус. Оценка состояния вегетативной нервной системы включала характеристику исходного вегетативного тонуса по дифференциально-диагностическим таблицам Вейна и

определения результатов клиноортопробы. Запись ЭЭГ проводили с использованием электроэнцефалографа фирмы "МесНсог". Обследуемые находились в экранированной камере з положении сидя и с закрытыми глазами. Электроды располагали по международной системе "10—20", индифферентные электроды находились на правой и левой щеках между жевательной и круглой мышцами рта. ЭЭГ регистрировали по 14 каналам, используя 4 монтажные схемы с целью определения очаговых нарушений биоэлектрической активности головного мозга: три — с биполярными отведениями и одну — с монополярными. Общепринятые в клинике функциональные нагрузки (одиночные вспышки света, ритмическая фотостимуляция и 3-минутная гипервентиляция) осуществляли с применением монополярных отведений. Проводили клинический и научный анализ ЭЭГ.

Для научного анализа были отобраны 5-се-кундные отрезки монополярно зарегистрированной ЭЭГ в состоянии пассивного бодрствования до проведения функциональных нагрузок. Определяли максимальную амплитуду, индекс и частоту альфа-, тета-, дельта-ритмов, низкочастотного бега-ритма и индекс высокочастотного бета-рит-ма для отведений Р3, Р4, С3, С4, Р3, Р4, 0[, 02, р7. р8> Т3, Т4, Т5, Тб. Индекс и частоту измеряли с помощью специальной номограммы. Средние величины указанных характеристик вычисляли с помощью стандартных статистических программ электронной таблицы "Ехе11-5".

Изучали уровень ртути в моче абсорбционным методом и состояние эритроцитарных мембран методом сканирующей электронной микроскопии. Исследовали клинические анализы крови и мочи. Полученные результаты обрабатывали параметрически и непараметрически с использованием критерия Вилькоксона—Манна—Уитни.

Проведенные исследования позволили установить, что содержание ртути в моче колебалось от 0,15 до 30 мкг/л (з контрольной группе, состоявшей из 20 лиц соответствующего возраста, данный показатель был равен 0,08—0,09 мкг/л).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.