Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ МАЛЫХ КОНЦЕНТРАЦИЙ РТУТИ НА ЦЕНТРАЛЬНУЮ НЕРВНУЮ СИСТЕМУ'

ВЛИЯНИЕ МАЛЫХ КОНЦЕНТРАЦИЙ РТУТИ НА ЦЕНТРАЛЬНУЮ НЕРВНУЮ СИСТЕМУ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
73
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — А.Г. Смирнов, М.Л. Чухловина, В.Д. Жареная, Е.А. Корсакова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ МАЛЫХ КОНЦЕНТРАЦИЙ РТУТИ НА ЦЕНТРАЛЬНУЮ НЕРВНУЮ СИСТЕМУ»

где Ы, — фактическое значение показателя ¡-го элемента; Т^доп — допустимое значение показателя ¡-го элемента; — эталонное значение показателя ¡-го элемента.

На схеме 3 приводится классификация свойств, определяющих качество градостроительных решений в застройке поселения, в соответствии с квалиметрическими процедурами, т. е. с присвоением шифров показателей качества и установлением весомостей (указано только их число без перечисления наименований).

Результаты оценки эффективности реализации генплана являются основой для принятия конкретных решений, разработки рекомендаций в программу достижения целевого результата градостроительного процесса, мер по осуществлению полномочий службы Госсанэпиднадзора в этом процессе.

Л итс ратура

I. Гигиенические основы решения территориальных проблем (на примере КАТЭКа) / Добринский А. А., Косибо-род Н. Р.. Пивкин В. М. и др. — Новосибирск, 1987. — С. 30-45.

Поступило 14.12.96

® КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1998 УДК 614.72:546.49]-07

А. Г. Смирнов, М. Л. Чухловина, В. Д. Жарская, Е. А. Корсакова ВЛИЯНИЕ МАЛЫХ КОНЦЕНТРАЦИЙ РТУТИ НА ЦЕНТРАЛЬНУЮ НЕРВНУЮ СИСТЕМУ

Санкт-Петербургский государственный университет. Санкт-Петербургская педиатрическая академия, ЗАО РЦ "Приморский"

Одним из проявлений сложной экологической обстановки в настоящее время является наличие повышенных концентраций тяжелых металлов, в том числе ртути, в жилых и рабочих помещениях |1, 5, 6]. Известно, что особой чувствительностью к действию паров ртути обладает нервная система. Пары ртути быстро адсорбируются из альвеолярного воздуха, диффундируют через альвеолярную мембрану и связываются с эритроцитами. Поскольку около 90% ртути, поступившей в организм, благодаря ее сродству к сульфгидрильным группам связывается с красными кровяными клетками, концентрация ртути в эритроцитах является чувствительным показателем ртутной интоксикации. При воздействии паров ртути на организм в первую очередь поражается центральная нервная система. Ртуть обнаруживается в цереброспинальной жидкости |10]. Однако до настоящего времени медико-биологические аспекты неблагоприятного воздействия па организм малых концентраций ртути остаются недостаточно изученными. В доступной литературе имеются лишь единичные исследования, посвященные изучению неврологических расстройств при ртутной интоксикации, включающие электроэнцефалографическое исследование |4, 9]. В то же время важным подходом к исследованию особенностей патологических изменений в ткани мозга является определение его биоэлектрической активности. Характеристики спектров мощности и частотных составляющих ЭЭГ представляют собой объективные показатели функционального состояния головного мозга при поражении нервной системы.

В связи с этим целью настоящей работы являлась оценка влияния малых концентраций ртути на состояние нервной системы. Проведено кли-нико-лабораторное обследование 42 человек (24 женщины и 18 мужчин) в возрасте 20—40 лет, имевших длительный контакт с малыми концентрациями паров ртути в воздухе. Исследовали неврологический статус. Оценка состояния вегетативной нервной системы включала характеристику исходного вегетативного тонуса по дифференциально-диагностическим таблицам Вейна и

определения результатов клиноортопробы. Запись ЭЭГ проводили с использованием электроэнцефалографа фирмы "МесНсог". Обследуемые находились в экранированной камере з положении сидя и с закрытыми глазами. Электроды располагали по международной системе "10—20", индифферентные электроды находились на правой и левой щеках между жевательной и круглой мышцами рта. ЭЭГ регистрировали по 14 каналам, используя 4 монтажные схемы с целью определения очаговых нарушений биоэлектрической активности головного мозга: три — с биполярными отведениями и одну — с монополярными. Общепринятые в клинике функциональные нагрузки (одиночные вспышки света, ритмическая фотостимуляция и 3-минутная гипервентиляция) осуществляли с применением монополярных отведений. Проводили клинический и научный анализ ЭЭГ.

Для научного анализа были отобраны 5-се-кундные отрезки монополярно зарегистрированной ЭЭГ в состоянии пассивного бодрствования до проведения функциональных нагрузок. Определяли максимальную амплитуду, индекс и частоту альфа-, тета-, дельта-ритмов, низкочастотного бега-ритма и индекс высокочастотного бета-рит-ма для отведений Р3, Р4, С3, С4, Р3, Р4, 0[, 02, р8> Т3, Т4, Т5, Тб. Индекс и частоту измеряли с помощью специальной номограммы. Средние величины указанных характеристик вычисляли с помощью стандартных статистических программ электронной таблицы "Ехе11-5".

Изучали уровень ртути в моче абсорбционным методом и состояние эритроцитарных мембран методом сканирующей электронной микроскопии. Исследовали клинические анализы крови и мочи. Полученные результаты обрабатывали параметрически и непараметрически с использованием критерия Вилькоксона—Манна—Уитни.

Проведенные исследования позволили установить, что содержание ртути в моче колебалось от 0,15 до 30 мкг/л (з контрольной группе, состоявшей из 20 лиц соответствующего возраста, данный показатель был равен 0,08—0,09 мкг/л).

РЗ Р4 сз С4 РЗ Р4 О 1 02 Р7 Гв ТЗ Т4 Т5 Тв

алыра >8,36 гг,оо 29,27 31,09 43,55 53,64 56,36 55,91 го.оо 18,64 29,55 33,64 40,00 45,91

бета-1 зг,вг 33,/в 27,73 27,73 го,сю 20,9) 18,64 18,82 21,36 23,18 18,36 23,18 17,91 18,64

бета-2 55,ОО 5в02 53,13 54,Св 51,вг 52,73 52,73 52,73 55.91 55,91 55,00 55,ОО 54,09 54,09

тета 33,64 31,36 2Э£5 27,27 22,17 17,91 13,13 15,ОО 30,91 26,82 26,36 21,36 24,09 17,45

дельта 14,ОЭ 13, ¡3 11,36 9,09 7,27 6,82 5,45 13,64 12,73 8,64 9,09 7,27 7.73

во г

60

40

го

¿1

Ё

I

Рис. 1. Средние значения индексов регистрируемых ритмов.

Но оси ординат — величина инлексл (и %); по оси абсцисс — соответствукяцие области реги-страшш ЭЭГ (см. текст: нечетные индексы соответствуют регистрации с левого полушарии,

четные — с правого). Первый столбик и группе — индекс альфа-рит-ма. второй — бета-1-ритма, третий — 6ета-2-ритма. четвертый — тста-ритма и пятый — дельта-ритма. В таблице приведены соответствующие абсолютные величины.

РЗ Г4 Св С4 РЗ Р4 01 ог /-"7 Гв Тв Т4 Т5 Т6

При изучении клинических анализов крови обследованных отмечали относительное снижение количества гемоглобина и общего числа эритроцитов, относительный лимфоцитоз, появление ре-тикулоцитов. Кроме того, выявлялся сдвиг лейкоцитарной формулы влево. Использование эритроцитов в качестве модельной системы для оценки токсического воздействия ртути позволило обнаружить изменения размеров эритроцитов (макро-и микроцитоз), деформацию мембраны эритроцитов, агглютинацию клеток, снижение числа моноцитов, увеличение функционально измененных эритроцитов и их дегенеративных форм.

У лиц с повышенным уровнем ртути в моче и крови выявлялись симптомы поражения нервной системы в виде астеноневротического (22 пациента) и астеновегегативного (20) синдромов. У 3 пациентов наряду с проявлениями астеновегетатив-ного синдрома обнаружена рассеянная церебральная микросимптоматика с наличием интенцион-ного тремора. Именно появление интенционного тремора считается наиболее ранним признаком перехода ртутной интоксикации из функциональной в органическую фазу [2]. Половых различий в клинических проявлениях ртутной интоксикации не отмечалось. При этом отчетливой корреляционной связи между картиной интоксикации и содержанием ртути в моче не прослеживалось, тогда как эта связь обнаруживалась с изменениями эригроцитарных мембран.

Анализ ЭЭГ показал, что для данной группы пациентов характерен ирритационный тип изменений в биоэлектрической активности головного мозга с вовлечением в патологический процесс преимущественно диэнцефальных или диэнце-фально-стволовых структур. У 50% обследованных на ЭЭГ отмечались очаговые нарушения различных типов, в основном по правому полушарию. Все эти изменения в большинстве случаев происходили на фоне снижения уровня активации или при неустойчивом функциональном состоянии головного мозга. Анализ 5-секундных отрезков фоновой ЭЭГ при монополярном отведении показал, что для обследованных характерен прежде всего высокий индекс бета-2-ритма (рис. I), который сравнительно сходен по всем отведениям и значительно превышает уровень осталь-

ных ритмов, за исключением теменных и затылочных областей, где индекс альфа-ритма сравнительно высокий.

Необходимо также отметить большую амплитуду дельта- и тета-ритмов практически по всей коре, за исключением теменно-затылочных и задне-височных областей (рис. 2).

Следует отметить, что в отдельных случаях степень выраженности изменений биоэлектрической активности головного мозга зависела от концентрации ртути в крови и моче, однако достоверная корреляционная связь между этими показателями при обследовании всех пациентов не обнаружена.

Таким образом, у обследованных наряду с выявленными особенностями неврологического статуса на ЭЭГ имеется картина, свидетельствующая о нарушении деятельности глубоких структур преимущественно на диэнцефальном уровне. Такое соответствие результатов клинического неврологического обследования и данных ЭЭГ, по-видимому, следует объяснить единством патогенетических механизмов наблюдаемых изменений. Не останавливаясь подробно на медико-биологических аспектах нейротоксичности ртути [7], следует подчеркнуть, что она оказывает существенное влияние на процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе посредством угнетения активности мембранных и митохондри-альных ферментов, нарушения работы кальциевых каналов, блокадой высвобождения ацетилхо-лина их пресинаптических окончаний. Считают, что нейротоксический эффект низких концентраций ртути во многом связан с ее способностью избирательно ингибировать поглощение глутама-та, освобождаемого в синапсах, что ведет к повышению его уровня во внеклеточном пространстве [8]. По современным представлениям, нарушение связывания глутамата мембранами является одним из возможных механизмов судорожной активности [3]. Особое внимание следует уделить полученным данным о наличии очаговых изменений на ЭЭГ, преимущественно по правому полушарию, у обследованных пациентов, что, возможно, связано с функциональной асимметрией полушарий головного мозга.

Рис. 2. Средние значения максимальной амплитуды регистрируемых ритмов

По оси ординат — величина амплитуды (в мкВ). Первый столбик — амплитуда альфа-ритма, второй — бета-1-ритма, третий — тста-рит-ма.четвертый — дельта-ритма. Остальные обозначении тс же, что и нл рис. 1.

F3 F4 сэ С4 РЗ Р4 Ol OZ F7 F8 ТЗ Т4 TS те

алыра Z1,SO г:,35 зо,во 31,00 41,64 41,18 47.55 45,27 16,ЗО 19,20 25,89 23,18 Э3,50 34,30

бета-1 15,44 15, U 16,78 16,67 16,67 Z1,73 17,60 18,83 14, ОО 15,44 15,38 16,50 16,71 16,43

тега 29,ОО ZZOO Z7,09 Z5,64 Zß,45 Zß.64 31,30 27,78 21,ОО 26,ОО ZZßO Z6,50 76,35 26,36

дельта зг,оо 31,60 3!,00 Z8,60 31,ОО 33,60 33,75 30.75 25,60 26,60 27,60 26,60 33,60 25,60

SO Г 40

во ZO Ю О

Ol 02 F7 F8 TO Т4 TS TS

Таким образом, развитие ртутной интоксикации при малых концентрациях ртути приводит к поражению нервной системы. Углубленная оценка влияния экологических факторов на организм, на деятельность нервной системы требует комплексного подхода, включающего наряду с определением уровня токсичных веществ в биологических жидкостях тщательного клинического обследования с применением современных электрофизиологических методов.

Л и тер атура

I. Губернский 10. Д., Калинина II. В. // Гиг. и сан. — 1996. — № I. - С. 33-37.

2. Дрогичина Э. А. Профессиональные болезни нервной системы. - Л., 1968.

3. Одипак M. М.. Дамбинова С. А., Дыскин Д. Е. и др. // Научная конф. "Нейроиммунология, нейроинфекция, ней-роимидж", 4-я: Материалы. — М., 1995. — С. S8—89.

4. Раманауска(une M. Б., Пташекас Р. С., Пташгкас Ю. Р. // Педиатрия. - 1994. - № 4. - С. 91-93.

5. Тулашип А. В.. Плипшан С. И.. Новимков Ю. В. // Гиг. и сан. - 1996. - № 1. - С. 10-12.

6. Чубирко М. И., Басова Г. М., Забугина Л. А. /'/ Там же. — № 3. - С. 49-51.

7. Чухловшш М. Л. // Там же. - 1995. - № 6. - С. 39-42.

8. Brookes N. Ц Toxicology. - 1992. - Vol. 76, N 3. — P. 245-256.

9. Chang Y.-C., Yell C.. Wang J.-D. // Amer. J. Ind. Med. -1995. - Vol. 27, N 2. - P. 271-279.

10. Sallsten J. // Environ. Res. - 1994. - Vol. 65. N 2. — P. 195-206.

Поступило IS.02.97

Социальная гигиена, история гигиены, организация санитарного дела

Ф КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 199Б УДК 614.3/.4(470.344)

Л. Н. Коробов, В. Е. Першее, Е. Ф. Работаев, Н. И. Исаев, М. И. Каткова, Т. Н. Судакова ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОССАНЭПИДСЛУЖБЫ ЧУВАШИИ

Центр Госсанэпиднадзора в Чувашской Республике, Чебоксары

Решение сложных проблем, связанных с обеспечением са-нитарно-эпидемического благополучия населения в условиях неблагоприятного социального и экономического положения страны, потребовало усиления внимания к организации деятельности госсанэпидслужбы и повышению ее эффективности [1]. Важное значение для теоретического обоснования и внедрения в практику мероприятий первичной и вторичной профилактики имеют результаты научно-практических работ [20]. В связи с этим развитие научно-практических исследований было определено как одно из приоритетных направлений деятельности госсанэпидслужбы Чувашии на 1993—1996 гг. [8, 12].

В данной статье представлены итоги научно-практической деятельности специалистов Госсанэпиднадзора Чувашской Республики за период с 1992 по 1996 г., т. е. с момента реализации закона РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Цель настоящей работы — анализ усло-

вий проведения и результатов научно-практической деятельности специалистов санитарно-эпидемиологических учреждений Чувашской Республики по опубликованным материалам с определением путей се дальнейшего развития и совершенствования.

За период с 1992 по 1996 г. специалисты госсанэпидслужбы Чувашской Республики приняли участие в трех международных, двух всероссийских, двух региональных и семи республиканских научно-практических конференциях, а также в трех всероссийских совещаниях.

Непосредственно Центром Госсанэпиднадзора в Чувашской Республике (ЦГСЭН в ЧР) совместно с Чувашским научным обществом гигиенистов и санитарных врачей, эпидемиологов, микробиологов и паразитологов были организованы и проведены 2 юбилейные республиканские научно-практиче-ские конференции, посвященные 70-летию санэпидслужбы Чувашии (1992 г.) и 200-летию вакцинопрофилактики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.