О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2013 УДК 614.7:628.5.053
А.Ю. Ломтев13, Г.Б. Еремин12 3, Н.А. Мозжухина2, М.Ю. Комбарова1, А.В. Мельцер2, Э.Ю. Гюлъмамедов1
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ САНИТАРНЫХ ПРАВИЛ О санитарнозащитных зонах и санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов. проблемы и перспективы развития
[ФГУП «НИИ гигиены, профпатологии и экологии человека» ФМБА России, 188663, Санкт-Петербург; 2ГБОУ ВПО «СЗГМУ им. И. И. Мечникова» Минздрава России, 191015. Санкт-Петербург; 3ООО «Институт прикладной экологии и гигиены», 197022, Санкт-Петербург
В настоящей работе выполнен анализ применения санитарных норм и правил о санитарно-защитных зонах и санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов, в том числе требований к достаточности и достоверности информации при выполнении проектов санитарно-защитных зон (СЗЗ). Представлен анализ нормативно-правовых актов, устанавливающих требования к выполнению картографических работ при разработке проектов СЗЗ. Показано, что проектирование СЗЗ является, с одной стороны, элементом территориального планирования субъектов Российской Федерации, с другой стороны, объектом капитального строительства. Приведены обоснования требований к графическим и текстовым материалам, структуре и составу данных, источникам их получения, способам совмещения данных. Выявлены противоречия в СанПиН и в их связи с Градостроительным и Земельным кодексами, другими законами, а также нормативноправовыми актами, принятыми в их развитие.
Ключевые слова: градостроительная документация; действующие предприятия; допуск к видам работ; достаточность информации; капитальное строительство; класс опасности предприятия; объем, позволяющий дать оценку; проектное решение; санитарно-защитная зона; саморегулируемая организация; проектные работы; территориальное планирование; функциональное зонирование.
A.YU. LOMTEV1’ 3, G. В. EREMIN1’2 3, N.A. MOZZHUKHINA2, M.YU. KOMBAROVA1, A.V. MEL'TSER2,
e.yu. gyulmamedov1 - modern problems of the application of sanitary regulations concerning sanitary protection zones and sanitary classification of enterprises, buildings and other facilities
Research Institute of Hygiene, Occupational Pathology and Human, 188663, Leningrad region, Russian Federation; 2North-Western State Medical University named after I. I. Mechnikov" of the Ministry of Health care and Social Development, 191015, Saint-Petersburg, Russian Federation; 3Institute of Applied Ecology and Hygiene, 197022, Saint-Petersburg, Russian Federation
In this paper, there was performed an analysis of the application of sanitary norms and rules concerning sanitary protective zones and sanitary classification of enterprises, buildings and other facilities, including requirements for the sufficiency and accuracy of information in the performance ofprojects in sanitary protection zone (SPZ). There is presented an analysis of regulations that set requirements for implementation of mapping works in drafting the SPZ. The design of the SPZ was shown to be, on the one hand, the element of territorial planning subjects of the Russian Federation, on the other hand, the object of capital construction. The substantiations of requirements for graphic and text content, structure, and composition of data, sources of their obtaining, methods of data convergence are reported. There are revealed inconsistencies in Sanitary Regulations and Norms (SanPins) and in their relationship with the Town Planning and Land Code and other laws, and regulations adopted in their development
Key words: urban planning documentation; operating plants; access to types of work; sufficiency of information; capital construction; hazard class of the enterprise; the volume; which allows to give an estimation; design decision; sanitary protection zone; a self-regulatory organization; design work; land use planning, functional zoning.
В России граждане обладают неотъемлемыми правами на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, закрепленными в Конституции Российской Федерации. Права и порядок обеспечения прав граждан на санитарно-эпидемиологическое благополучие находят свое развитие в Гражданском, Земельном, Градостроительном, Налоговом кодексах, федеральных законах о санитарно-эпидемиологическом благополучии, о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, техническом регламенте о безопасности зданий и сооружений, о землеустройстве, о государственном кадастре недвижимости и других нормативно-правовых актах, устанавливающих требования к проектным работам. Таким образом, в значитель-
Для корреспонденции: Гюльмамедов Эльчин Юнусович,
elchindoc@yandex.ru
ной мере санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается нормативно-правовыми актами, находящимися за пределами санитарного законодательства [1-4].
Важно отметить, что санитарно-защитные зоны (СЗЗ) - это не просто линия градостроительного регулирования, а целый комплекс прав и обязанностей хозяйствующего субъекта, органов государственной власти, местного самоуправления и населения.
Материалы и методы
Рассматривая положения санитарных правил и норм о СЗЗ и санитарной классификации предприятий, прежде всего необходимо обратить внимание на существующее мнение о неопределенности требований правил о том, что при проектировании необходимо предусматривать средства на организацию СЗЗ. Проектная документация
93
[гиена и санитария 6/2013
должна предоставляться в объеме, позволяющем дать оценку соответствия проектных решений санитарным нормам и правилам, также необходимо определение в проекте функционального зонирования территории СЗЗ и режима ее использования. Это важно в силу того, что именно из этих положений следует обоснование конкретных требований в сфере территориального планирования и землеустройства.
Необходимость учета установленных СЗЗ указана в Земельном кодексе, которым определено, что СЗЗ включаются в «состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности...». Земли, входящие в СЗЗ, составляют самостоятельную подкатегорию земель промышленности, т. е. они используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. В границах этих земель вводится особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.
В Градостроительном кодексе Российской Федерации определено, что градостроительная деятельность, территориальное планирование, обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования невозможны без учета сложившейся экономической инфраструктуры, влияния промышленных объектов на окружающую среду, а также зон с особыми условиями использования территорий - охранных, СЗЗ.
Из основных положений Градостроительного кодекса и приказа Министерства регионального развития Российской Федерации «Об утверждении перечня работ по инженерным изысканиям...» следует, что организации, разрабатывающие проекты СЗЗ, должны быть членами саморегулируемой организации (СРО) и иметь свидетельства, выданные СРО, о допуске к таким видам работ, как создание и обновление инженерно-топографических планов, подготовка схемы планировочной организации земельного участка, инженерно-экологическая съемка территории, исследования загрязнения почвогрунтов, источников загрязнения, лабораторные химикоаналитические и газохимические исследования образцов почвогрунтов и воды, санитарно-эпидемиологические и медико-биологические исследования территории, работы по подготовке проектов мероприятий по охране окружающей среды, или иметь договоры с организациями, имеющими свидетельства на перечисленные виды работ
[4]. Однако в явном виде это требование к выполнению работ по проектированию СЗЗ не прописано.
Наличие свидетельства СРО о допуске проектной организации к выполнению отмеченных работ и услуг, лицензии на осуществление геодезических и картографических работ является важным элементом проекта [4].
В развитие положений Конституции РФ, Земельного и Градостроительного кодексов в Законе об охране окружающей среды установлены общие требования в области охраны окружающей среды, согласно которым при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды и предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды,
рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Федеральный закон об охране атмосферного воздуха, определяя принципы государственного управления в области охраны атмосферного воздуха, устанавливает, что при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, застройке городских и иных поселений должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий. В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются СЗЗ, размеры которых определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
Таким образом, ключевой позицией в обеспечении права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду является решение проблемы обеспечения комплексной санитарно-эпидемиологической безопасности населения и разработка с этой целью научно обоснованных мер по защите населения от воздействия химических, физических и биологических факторов техногенного и иного происхождения.
Особое значение в обеспечении санитарноэпидемиологической безопасности имеет реализация на практике положений СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (в ред. от 09.09.2010 г.), в соответствии с которыми проектирование СЗЗ осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов.
Проекты СЗЗ предприятий учитываются при градостроительном проектировании, которое включает разработку различного рода градостроительной документации, в частности генеральных планов городских и сельских поселений. В таких планах предусматриваются территории размещения различных объектов с учетом их СЗЗ. В Градостроительном кодексе Российской Федерации данные зоны определены как зоны с особыми условиями использования территорий. Границы данных зон отображаются на картах (схемах), содержащихся в схемах территориального планирования, а также на картах (схемах) ограничений, утверждаемых в составе документов территориального планирования субъектов РФ и муниципальных образований, причем в части как существующего их состояния, так и планируемого в будущем. Границы зон с особыми условиями использования территории в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, которая является составной частью правил землепользования и застройки [4, 5].
При разработке градостроительной документации, в том числе территориальных комплексных схем развития территорий, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов - черты городских и сельских поселений, планировки частей территории поселений, межевания территорий и застройки - должны учитываться границы СЗЗ промышленных предприятий, соответ-
94
ственно градостроительная документация должна разрабатываться на основании градостроительных норм, экологических и санитарно-гигиенических нормативов. Определенные в генплане зоны различного функционального назначения и ограничения на использование указанных зон являются основой разработки правил землепользования и застройки, устанавливающих градостроительные регламенты для каждой территориальной зоны.
Таким образом, в генпланах поселений обязательным условием является выделение зон различного функционального назначения, зон с особыми условиями использования территорий и ограничений на использование территорий указанных зон при осуществлении градостроительной деятельности, установлении параметров развития и модернизации производственной инфраструктуры и благоустройства территорий. В силу отмеченных причин на проектирование СЗЗ распространяются требования к выполнению проектов градостроительной документации. Проект СЗЗ представляет собой сооружение инженерной защиты и инженерно-технического обеспечения, цель разработки которого - достижение безопасного уровня воздействия на здоровье человека. Данное утверждение в явном виде не прописано в Постановлении правительства РФ о составе разделов проектной документации, но следует из него.
В соответствии с техническим регламентом безопасности зданий и сооружений, безопасность зданий и сооружений обеспечивается путем соблюдения требований регламента, стандартов и сводов правил, применяемых на обязательной основе в связи с Распоряжением правительства РФ, а также национальных стандартов.
Требования к проектной документации, исполняемой в отношении СЗЗ, относящейся к категории земель промышленности, достаточно четко определены земельным законодательством. В составе описательной части проекта обязательно должен быть обоснован выбор масштабов исполнения проектной документации в соответствии с названными нормативно-правовыми документами, а также обеспечено исполнение заданных масштабов.
Кроме того, необходимость выполнения работ по созданию и ведению географических информационных систем, проектированию и составлению тематических карт и атласов межотраслевого назначения требует наличия лицензии у исполнителя таких работ на осуществление геодезических и картографических работ. Материалы геодезических и картографических работ являются основой в том числе для описания местоположения и установления на местности границ объектов землеустройства, внутрихозяйственного землеустройства.
Особое значение при выполнении проектов имеет информационное обеспечение разработки градостроительной документации. Исходная информация в цифровом виде должна включать картографическую и семантическую (описательную, статистическую) информацию. При этом важно, чтобы картографические данные содержали базовые пространственные характеристики, что впоследствии упрощает совмещение информации о воздействии промышленного объекта на территорию и последующую интеграцию этих сведений в состав информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, земельный кадастр и другие ресурсы.
Проект СЗЗ как элемент градостроительной доку-
ментации должен содержать графические и текстовые материалы в одном из общепринятых форматов передачи данных и сопровождаться пояснительной запиской, содержащей структуру и состав данных, источники их получения, рекомендации по их применению в градостроительных информационных системах и кадастрах, способы совмещения данных.
В проектах и схемах планировочной организации земельных участков производственных зон, в состав которых входят СЗЗ, следует предусматривать упорядочение планировочного зонирования, размещение инженерных и транспортных коммуникаций, планировочное зонирование территории с учетом технологических связей, санитарно-гигиенических и противопожарных требований, грузооборота и видов транспорта, благоустройство территории, защиту прилегающих территорий от эрозии, заболачивания, засоления и загрязнения подземных вод и открытых водоемов сточными водами, отходами предприятий.
В схеме планировочной организации земельного участка расширяемого и реконструируемого объекта следует предусматривать организацию (при необходимости) СЗЗ, увязку с планировкой и застройкой прилегающих жилых и иных территориальных зон города, совершенствование планировочного зонирования, благоустройства земельного участка и архитектурного облика объекта, повышение эффективности использования территории, объединение разрозненных производственных и вспомогательных объектов.
Планировочная организация СЗЗ, кроме выполнения основной задачи - защиты населения от негативного воздействия промышленных объектов, должна отвечать требованиям архитектурно-композиционной увязки жилых районов с производственными предприятиями. Зонирование территории СЗЗ должно включать выделение участков под застройку объектов, размещение которых разрешено в границах СЗЗ.
Территория СЗЗ должна быть благоустроена и озеленена по проекту благоустройства, разрабатываемому в составе проекта организации СЗЗ предприятия. Для озеленения земельного участка следует применять местные виды растений с учетом их санитарно-защитных и декоративных свойств и устойчивости к вредным веществам, выделяемым предприятиями (планировка защитного озеленения путем фильтрующих, изолирующих и декоративных посадок).
В проекте благоустройства предусматриваются ливневая канализация, тротуары, велодорожки, стоянки автотранспорта и другие объекты, разрешенные к размещению в пределах СЗЗ.
Правило о том, что для промышленных объектов и производств, входящих в состав промышленных зон и узлов (комплексов), СЗЗ может быть установлена индивидуально для каждого объекта, не значит, что проект СЗЗ может быть разработан для отдельной площадки или иного обособленного подразделения. Проект СЗЗ разрабатывается для предприятия в целом. При этом он может разрабатываться для обособленного подразделения (площадок) как выделенного объекта в силу удаленности площадки или подразделения в составе проекта СЗЗ предприятия.
Возникают вопросы о том, как осуществляется проектирование СЗЗ в тех случаях, когда в границах СЗЗ промышленных объектов I—II класса опасности размещены объекты III—V класса опасности. В этом случае при выполнении проекта СЗЗ для нового строительства
95
[гиена и санитария 6/2013
предприятием I—II класса опасности в проекте должна быть определена возможность размещения объекта в границах СЗЗ. В тех случаях, когда это возможно, для отмеченных предприятий разрабатываются свои проекты СЗЗ или проект объединенной СЗЗ и меры по их организации и благоустройству. В тех случаях, когда размещение иных предприятий СанПиН не допускается, разрабатываются меры по их выносу. В случае разработки проекта СЗЗ для проектируемых предприятий меньшего класса опасности в границах предприятия большего класса опасности прежде всего решается вопрос о принципиальной возможности такого размещения. При разработке проекта учитываются фоновые значения загрязнения атмосферного воздуха и уровни физических факторов, обусловленные эксплуатацией существующего предприятия.
Основное противоречие санитарных правил и норм о СЗЗ и санитарной классификации предприятий возникло в связи с внесением изменений в части исключения слов «и действующих» (глава I изменений и дополнений № 3) отмеченного документа, что привело к возникновению противоречий в требованиях, изложенных в документе, и вызвало ограничение применения документа к действующим объектам.
Между тем всеми поименованными выше федеральными законами однозначно определено, что проекты санитарно-защитных зон разрабатываются при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.
Кроме того, в документе остались положения, свидетельствующие о том, что действие настоящих СанПиН по-прежнему распространяется на действующие объекты (пп. 1.5, 2.1, 2.2, 3.1, 3.12, 3.13, 4.5, 4.6, 6.1).
В связи с принятием и введением в действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.2739-10 «Изменения и дополнения № 3 к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в части исключения слов «и действующих» отмеченные санитарные правила и нормы снижают свою актуальность, правовую и гигиеническую значимость. Прежде всего это обусловлено тем фактом, что именно действующие промышленные объекты и производства, объекты транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объекты коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др. являются источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Редакция документа позволяет многозначно трактовать его положения не только в части сферы его действия. В разделе о проектировании санитарно-защитных зон (глава III) имеется ряд пунктов, позволяющих давать различное толкование изложенным требованиям. К таким требованиям относится то, что в проекте санитарно-защитной зоны при строительстве новых, реконструкции или техническом перевооружении действующих промышленных объектов, производств и сооружений должны быть предусмотрены мероприятия и средства на организацию санитарно-защитных зон, включая отселение жителей в случае необходимости.
Данная редакция не позволяет установить, должен ли проект расчетной санитарно-защитной зоны предварять проект реконструкции, как следует понимать «отселение жителей в случае необходимости», учитывая,
что «в санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую застройку». Выполнение мероприятий, включая отселение жителей, обеспечивают должностные лица соответствующих промышленных объектов и производств. Согласно тексту документа, в проекте расчетной СЗЗ должен быть представлен план мероприятий, обеспечивающих:
- либо сокращение расчетной СЗЗ до размеров, в которые не попадают объекты, размещение которых в пределах СЗЗ промышленных предприятий противоречит требованиям СанПиН, в том числе жилая застройка;
- либо расселение жилой застройки, попавшей в пределы расчетной СЗЗ.
В обоих случаях в планах мероприятий определяются затраты и конкретные сроки мероприятий, отражаемые в смете расходов на отмеченные цели. Для мероприятий по расселению указывается перечень жилых домов и количество жителей, подлежащих расселению из СЗЗ. Сроки выполнения мероприятий для объектов, планируемых к размещению, должны быть взаимоувязанными со сроком пуска объекта в эксплуатацию. К сожалению, в настоящее время в нормативных документах названные требования в явном виде не отражены, однако, исходя из логики документа, отмеченное уточнение необходимо. Следует указать, что при согласовании проекта расчетной СЗЗ планы мероприятий со сроками их выполнения являются предметом контроля со стороны органов Роспотребнадзора. После ввода объектов в эксплуатацию и реализации планов мероприятий в полном объеме, а также выполнения мониторинга на границе расчетной СЗЗ, объективно свидетельствующих о соблюдении гигиенических нормативов по всем факторам воздействия, может быть принято решение об установлении СЗЗ. Именно с этого момента территория СЗЗ фиксируется как зона с особыми условиями использования территорий [4, 5]. Возникающее противоречие в этом случае:
- с одной стороны, обязанность по отселению жителей должна быть исполнена до возникновения ограничения прав на землю, так как после ввода ограничений прав на земельный участок размещение на нем жилых домов уже запрещено;
- c другой стороны, до возникновения ограничения прав на землю обязанность по отселению жителей еще не возникла, так как права еще не ограничены.
Формальные требования документа не позволяют обосновать установленную (окончательную) СЗЗ для действующих объектов, для которых не требуется сокращения СЗЗ, что ограничивает градостроительные решения, в частности, размещение жилой застройки.
Для объектов, планируемых к размещению, очевидно, что либо объект должен размещаться с соблюдением ориентировочной СЗЗ, либо для объекта должен быть выполнен проект расчетной СЗЗ, в пределах которой к моменту пуска объекта в эксплуатацию не должно оставаться жилой застройки. Для действующих объектов ответ на данный вопрос не столь очевиден.
Неоднозначна редакция документа и в части применения главы VII, в которой приведены нормативная (исходная) классификация объектов и размеры СЗЗ. Использование термина «ориентировочные» применительно к данной классификации не совсем корректно, так как в целом по тексту данный термин применяется к проектам разработки ориентировочных СЗЗ.
96
Результаты и обсуждение
Выполненный анализ нормативно-правовых актов различного уровня позволяет сделать выводы.
Основной проблемой в практике разработки и экспертизы проектов СЗЗ является наличие не только противоречий, имеющих место в санитарных правилах и нормах, но и пробелов в законодательстве, регулирующем отношения в сфере градостроительства и архитектуры и землеустройства. Важным моментом, обострившим противоречия в применении положений СанПиН на практике, стало игнорирование проектными организациями комплекса санитарно-эпидемиологических, градостроительных и землеустроительных норм.
Свидетельства саморегулируемых организаций о допуске к работам имеют единицы организаций, занимающихся разработкой проектов СЗЗ. В результате нарушения норм проектирования приобрели системный характер. Новая редакция документа в части исключения распространения СанПиН на «действующие предприятия» привела к его противоречиям в этой части с нормами права, изложенными в Градостроительном и Земельном кодексах, законах об охране окружающей среды, атмосферного воздуха и других федеральных законах.
Отсутствие в федеральном законодательстве, регулирующем отношения в сфере градостроительства и землеустройства, и в нормативно-правовых актах, развивающих положения отмеченных законов в части механизма передачи данных проектными организациями и заказчиками работ органам исполнительной власти для использования в процессе территориального планирования и внесения в земельный кадастр, обострили противоречия в целом.
Действующие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» требуют существенной доработки как по составу санитарной классификации объектов, так и по требованиям к проектированию расчетных (предварительных) и установленных (окончательных) СЗЗ.
Необходимо разработать и утвердить методические указания по обоснованию санитарных разрывов от линейных объектов железнодорожного транспорта, стандартных маршрутов в зоне взлета и посадки воздушных судов, автомагистралей, разработке проектов СЗЗ.
Литер атура
1. Карелин А.О., Ломтев А.Ю., Еремин Г.Б., Якубова И.Ш., Павлова Д.В. Особенности регулирования гигиенической и экологической безопасности населения в государствах -членах ЕврАзЭС на современном этапе. СПб.; 2012. Деп. ВИНИТИ РАН 04.07.2012 № 295-В2012.
2. Карелин А.О., Еремин Г.Б., Ломтев А.Ю. Особенности регулирования правоотношений в сфере экологической и гигиенической безопасности населения РФ на современном этапе. Гигиена и санитария. 2012; 5: 12-4.
3. Киселев А.В., Ломтев А.Ю., Еремин Г.Б., Панькин А.В. Опыт создания правового поля по организации санитарно-
защитных зон государств - членов ЕврАзЭС на современном этапе. В кн.: Материалы пленума научного совета по экологии человека и гигиене окружающей среды Российской Федерации «Научно-методические и законодательные основы совершенствования нормативно-правовой базы профилактического здравоохранения: проблемы и пути их решения». М.; 2012: 208-10.
4. Ломтев А.Ю., Еремин Г.Б., Мозжухина Н.А., Никонов В.А., Комбарова М.Ю. Организационно-правовое обеспечение гигиенической безопасности населения при воздействии факторов окружающей среды. В кн.: Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения: Труды 7-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Санкт-Петербург, 22-24 ноября 2012 г. СПб.; 2012: 316-23.
5. Никонов В.А., Еремин Г.Б., Мозжухина Н.А. О применении санитарных правил и норм о санитарно-защитных зонах и санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов при проектировании и реконструкции, техническом перевооружении объектов железнодорожного транспорта. В кн.: Материалы III Международной научнопрактической конференции «Техносферная и экологическая безопасность на транспорте (ТЭБТРАНС-2012)». Санкт-Петербург, 21-23 ноября 2012 г. СПб.: ПГУПС; 2012: 150-2.
References
1. Karelin A.O., Lomtev A.Yu., Yeremin G.B., Jakubova I.Sh., PavlovaD.V. Specifics of regulation hygienic and environmental safety in the EurAsEC member states at present. St. Petersburg; 2012; Rus.-Dep. VINITI RAN 04.07.2012 № 295-V2012 (in Russian) .
2 . Karelin A.O., Yeremin G.B., Lomtev A.Yu. Specifics of regulation of legal relations in the field of environmental and hygienic safety of the population of the Russian Federation at present . Gigiena i sanitariya. 2012; 5: 12-4 (in Russian).
3. Kiselev A.V., Lomtev A.Yu., Yeremin G.B., Pan’kin A.V. Experience of creating the legal framework for the organization of sanitary protection zones in EurAsEC at present. In: Proceedings of the plenum of the Scientific Council for Human Ecology and Environmental Health of the Russian Federation “Scientific methodology and legislative framework to improve the regulatory framework of preventive health care: problems and solutions” . Moscow; 2012: 208-10 (in Russian).
4. Lomtev A.Yu., Yeremin G.B., Mozzhukhina N.A., Nikonov V.A., Combarova M.Ju. Organizational and legal support for the hygienic safety of the population under the influence of environmental factors. In: “Health - the basis of human development: problems and solutions . Proceedings of the 7th All-Russian scientific and practical conference with international participation “, St. Petersburg, 2012: 316-23 (in Russian).
5. Nikonov V.A., Yeremin G.B., MozzhukhinaN.A. On the application of sanitary rules and norms of sanitary protection zones and sanitary classification of enterprises, buildings and other facilities for the design and reconstruction, modernization of railway objects. In: Proceedings ofthe III International scientific-practical conference “Technosphere and environmental safety in transport (TJeBTRANS-2012)», Sankt-Peterburg: PGUPS; 2012: 150-2 (in Russian) .
Поступила 11.03.19
97