Научная статья на тему 'ГИГИЕНА ПИТАНИЯ: САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ. ЧАСТЬ 2. ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ САНЭПИДЭКСПЕРТИЗЫ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ ФУНКЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА'

ГИГИЕНА ПИТАНИЯ: САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ. ЧАСТЬ 2. ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ САНЭПИДЭКСПЕРТИЗЫ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ ФУНКЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
278
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Суханов Б. П., Керимова M. Г., Елизарова Е. В.

В статье с современных позиций разбираются актуальные вопросы санитарно-эпидемиологической экспертизы пищевых продуктов при выполнении важных функций федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в области защиты прав потребителей и благополучия человека: госрегистрации отдельных видов продукции; проверки соответствия деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей пищевых объектов новым нормативным правовым актам; санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска на таможенной границе таможенного союза. Рассматривается значение санэпидэкспертизы для оценки партии пищевой продукции; обоснования сроков годности и условий хранения пищевых продуктов; эффективности производственного контроля; а также дальнейшие направления совершенствования санитарно-эпидемиологической экспертизы пищевых продуктов. Знания этих вопросов помогут специалистам и врачам по гигиене питания в их практической деятельности и повысят ее эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Суханов Б. П., Керимова M. Г., Елизарова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНА ПИТАНИЯ: САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ. ЧАСТЬ 2. ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ САНЭПИДЭКСПЕРТИЗЫ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ ФУНКЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА»

УДК 613.2 ББК 51.1

Сеченовский вестник. 2013. № 2(12). С. 70-81

Б.П. Суханов,

д.м.н., профессор кафедры гигиены питания и токсикологии Первого МГМУ им. И.М. Сеченова

B.P. Sukhanov,

MD, prof of the chair of food hygiene and toxicology of the I.M. Sechenov First MSMU

М.Г. Керимова,

д.м.н., профессор кафедры гигиены питания и токсикологии Первого МГМУим. И.М. Сеченова

M.G. Kerimova,

MD, prof of the chair of food hygiene and toxicology of the I.M. Sechenov First MSMU

Е.В. Елизарова,

к.м.н., доцент кафедры гигиены питания и токсикологии Первого МГМУим. И.М. Сеченова

E.V. Elizarova,

PhD, associate prof. of the chair of food hygiene and toxicology of the I.M. Sechenov First MSMU

ГИГИЕНА ПИТАНИЯ: САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ.

ЧАСТЬ 2. Особенности осуществления санэпидэкспертизы при выполнении различных функций федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в области защиты прав потребителей и благополучия человека

FOOD HYGIENE: SANITARY AND EPIDEMIOLOGICAL

EXPERTISE OF FOODS.

PART 2. Peculiarities of providing sanitary

and epidemiological expertise under performing functions

of federal state sanitary and epidemiological surveillance in

the field of consumer rights and human well-being protection

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Борис Петрович Суханов, профессор кафедры гигиены питания и токсикологии медико-профилактического факультета

Адрес: 109240, г. Москва, Устьинский пр., д. 2/14 Телефон: 8 (495) 698-53-49 E-mail: [email protected] Статья поступила в редакцию: 23.12.2012 Статья принята к печати: 14.01.2013

Аннотация. В статье с современных позиций разбираются актуальные вопросы санитарно-эпидемиологической экспертизы пищевых продуктов при выполнении важных функций федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в области защиты прав потребителей и благополучия человека: госрегистрации отдельных видов продукции; проверки соответствия деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей пищевых объектов новым нормативным правовым актам; санитар-но-карантинного контроля в пунктах пропуска на таможенной границе таможенного союза. Рассматривается значение санэпидэкспертизы для оценки партии пищевой продукции; обоснования сроков годности и условий хранения пищевых продуктов; эффективности производственного контроля; а также дальнейшие направления совершенствования санитарно-эпидемиологической экспертизы пищевых продуктов. Знания этих вопросов помогут специалистам и врачам по гигиене питания в их практической деятельности и повысят ее эффективность.

Annotation. The article reviews from the present day point of view the topical issues of sanitary and epidemiological expertise of foods under accomplishment of important functions of Federal State Sanitary and Epidemiological Surveillance in the field of Consumer rights protection and human well-being: state registration of particular kinds of production; verification of conformity of legal entities' and individual entrepreneurs' activities to new legal acts; quarantine control in the customs check-points of the Customs Union. The importance of the sanitary and epidemiologic expertise is considered to evaluate batches of foods; to substantiate the shelf life and terms of storage of foods; manufacturing control; to set other directions to improve sanitary and epidemiological expertise of foods. The knowledge of these issues will help the specialists and physicians in nutritional hygiene in their practical activity and increase their efficacy.

Ключевые слова. Санитарно-эпидемиологическая экспертиза пищевых продуктов. Key words. Sanitary and epidemiological expertise of foods.

I. ОСОБЕННОСТИ

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ИХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ

В перечень продукции, подлежащей государственной регистрации, документами, принятыми в 2010-2011 гг. и действующими до 01.07.2013 г. [1-4] включены: минеральная вода (природная столовая*, лечебно-столовая и лечебная); бутилирован-ная питьевая вода, расфасованная в емкости* (в т. ч. для использования в детском питании); тонизирующие напитки*; алкогольная продукция, включая слабоалкогольную продукцию, пиво*; специализированные пищевые продукты, в т. ч. продукты детского питания; продукты питания для детей дошкольного и школьного возраста (от 3 до 14 лет)*, продукты для беременных и кормящих женщин, продукты диетического (лечебного и профилактического) питания, продукты для питания спортсменов; биологически активные добавки к пище, сырье для производства биологически активных добавок к пище; органические продукты; пищевые продукты, полученные с использованием генно-инженер-но-модифицированных (трансгенных) организмов, в т. ч. генетически модифицированных микроорганизмов; пищевые продукты, полученные с использованием нанотехнологий, наноматериалов; пищевые добавки, комплексные пищевые добавки, ароматизаторы, растительные экстракты в качестве вкусо-ароматических веществ и сырьевых компонентов, стартовые культуры микроорганизмов и бактериальные закваски, технологические вспомогательные средства, в т. ч. ферментные препараты; изделия, предназначенные для контакта с пищевыми продуктами (кроме посуды, столовых принадлежностей, технологического оборудования)*; посуда и изделия, используемые для питания детей до 3-х лет*1.

1 В вышеприведенном перечне продукции и напитков значком «*» обозначаются те из них, государственная регистрация которых осуществляется территориальными органами Роспотребнадзора — управлениями Роспо-требнадзора в субъектах Федерации, а без значка — Ро-спотребнадзором.

В рамках таможенного союза указанная продукция подлежит государственной регистрации исключительно при условии ее наличия в таблице с кодами ТН ВЭД, перечисленными в разделе II Единого перечня товаров, подлежащих государственному санитарно-эпидемиологическому надзору на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза [1]. В приказе № 742 Роспотребнадзора (2011) [3], подчеркивается, что не допускается выдача свидетельств о государственной регистрации на продукцию, не подлежащую государственной регистрации в соответствии с разделом II Единого перечня товаров.

Помимо этого, указанная продукция подлежит госрегистрации лишь в том случае, если она является впервые изготавливаемой на таможенной территории таможенного союза или впервые ввозимой на таможенную территорию таможенного союза. Продукция, непоименованная в разделе II Единого перечня товаров, вне зависимости от того, является ли она впервые изготавливаемой на таможенной территории таможенного союза или впервые ввозимой на территорию таможенного союза, государственной регистрации, а следовательно, и предре-гистрационной экспертизе не подлежит.

Экспертиза пищевых продуктов для госрегистрации с выдачей свидетельства Роспотребнадзором осуществляется аккредитованными в установленном порядке лабораториями Федерального Центра гигиены и эпидемиологии (ЦГиЭ), ЦГиЭ по г. Москве, НИИ питания РАМН, других научно-исследовательских институтов и центров Роспотребнадзо-ра, РАН и РАМН.

Экспертиза пищевых продуктов для госрегистрации с выдачей свидетельства территориальными органами Роспотребнадзора осуществляется аккредитованными в установленном порядке лабораториями ЦГиЭ в субъектах Федерации.

На основании результатов экспертизы во всех вышеуказанных учреждениях оформляется экспертное заключение о соответствии (несоответствии) пищевых продуктов техническим регламентам, единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю).

Органы, подтверждающие соответствие пищевой продукции техническим регламентам и лаборатории, проводящие санэпидэкспертизу в рамках таможенного союза (ТС), должны быть аккредитованы (аттестованы) в национальных системах аккредитации стран-участников таможенного союза и внесены в Единый реестр органов по сертификации, а также испытательных лабораторий (центров) государств таможенного союза [5]. Формируется этот реестр на основании национальных реестров государств-участников ТС [6].

В техническом регламенте таможенного союза (ТР ТС) 021/2011 [7] имеются изменения и уточнения, касающиеся перечня продукции, подлежащей госрегистрации, требований к ней, порядка ее госрегистрации, введения в реестр сведений о госрегистрации и др. Так, предусмотрена раздельная государственная регистрация специализированной пищевой продукции и пищевой продукции нового вида.

Специализированная продукция — это пищевая продукция для детского питания, в т. ч. вода питьевая для детского питания; для диетического лечебного и диетического профилактического питания; для питания спортсменов, беременных и кормящих женщин; минеральная природная, лечебно-столовая, лечебная минеральная вода с минерализацией выше 1 мг/дм3 или при меньшей минерализации, содержащая биологически активные вещества в количестве не ниже бальнеологических норм; биологически активные добавки к пище (БАД).

Пищевая продукция нового типа — это пищевая продукция (в т. ч. пищевые добавки и ароматизаторы) ранее не использовавшиеся человеком в пищу на таможенной территории таможенного союза, а именно с новой или преднамеренно измененной первичной молекулярной структурой, состоящей или выделенной из микроорганизмов, микроскопических грибов, водорослей, растений и животных, полученной из ГМО или с их использованием; наноматериалы и продукты нанотехнологий (за исключением пищевой продукции, полученной традиционными способами, находящейся в обращении и в силу опыта считающейся безопасной).

К пищевой продукции нового вида не относится пищевая продукция, произведенная по известным и уже применявшимся технологиям, имеющая в своем составе компоненты, в т. ч. пищевые добавки, уже использующиеся для употребления человеком в пищу, даже в том случае, если такая продукция и компоненты произведены по новой рецептуре.

Государственная регистрация продуктов из обеих групп является бессрочной и проводится на этапе ее подготовки к производству (изготовлению) на таможенной территории таможенного союза или до ее ввоза на таможенную территорию таможенного союза (впервые — на этапе подготовки к производ-

ству и впервые — до ввоза — для продукции нового типа).

Для государственной регистрации специализированной пищевой продукции или пищевой продукции нового вида рассматриваются документы, представленные заявителем и подтверждающие безопасность продукции и ее соответствие требованиям ТР ТС 021/2011 и иных технических регламентов, действие которых на нее распространяется; вносятся сведения о наименовании специализированной продукции и о ее заявителе в единый реестр специализированной пищевой продукции или направляется заявителю решение об отказе в госрегистрации.

Документы для госрегистрации специализированных пищевых продуктов:

— заявление о проведении госрегистрации;

— результаты исследований (испытаний) образцов продукции, проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории;

— иные документы, подтверждающие соответствие продукции ТР ТС 021/2011 [7];

— сведения о назначении пищевой продукции.

Для пищевой продукции нового вида, помимо

заявления, результатов исследований образцов, других документов, подтверждающих соответствие продукции указанному ТР ТС [7], необходимы сведения из любых источников о ее влиянии на организм человека, подтверждающие отсутствие вредного воздействия на человека такой пищевой продукции.

В случае специализированной пищевой продукции в госрегистрации может быть отказано из-за неполноты и недостоверности представленных заявителем документов или несоответствия продукции требованиям ТР ТС 021/2011 или иных технических регламентов ТС, действие которых на нее распространяется, в т. ч. в части введения в заблуждение потребителя.

В случае пищевой продукции нового вида к указанным пунктам, являющимся основанием для отказа в госрегистрации, добавляется установление доказательного неблагоприятного воздействия такой продукции на организм человека.

В настоящее время не требуется представления свидетельства о госрегистрации упаковочного материала для пищевых продуктов [8, 9].

Особое внимание следует обратить на маркировку пищевой продукции специализированной и нового вида, других видов продукции. Надписи на этикетке важны для оценки характеристики продукта (его отличительных признаков) и не должны вводить потребителя в заблуждение. Они должны согласовываться не только с прежними требованиями к оформлению этикетки, но и с требованиями ТР ТС «Пищевая продукция в части маркировки» (022/2011), вступающего в силу с 01.07.2013 г. [10].

Для продукции таможенного союза маркировочные надписи на упаковке продукции должны быть на русском языке и на государственном языке (языках) государств — членов ТС (при наличии соответствующих требований в законодательстве государств — членов ТС).

Для пищевых продуктов и БАД, полученных с применением ГМО, в т. ч. не содержащих ДНК и белок, обязательна информация «Продукция, полученная из генно-инженерно-модифицированных организмов» или «Продукция содержит компоненты генно-инженерно-модифицированных организмов» (при содержании ГМО в количестве более 0,9%).

Если пищевые продукты или БАД получены из/ или с использованием генно-инженерно-модифи-цированных микроорганизмов — ГММ (бактерий, дрожжей, мицелиальных грибов), то на этикетке обязательна информация:

— «продукт, содержащий живые генно-инженер-но-модифицированные микроорганизмы» (для содержащих живые ГММ);

— «продукт, полученный с использованием ГММ» (для содержащих нежизнеспособные ГММ);

— «продукт содержит компоненты, полученные с использованием ГММ» (для освобожденных от технологических ГММ или полученных с использованием компонентов, освобожденных от ГММ).

В соответствии с ТР ТС 021/2011 [7] и ТР ТС 027/2012 [11] не допускается для производства диетического лечебного и диетического профилактического питания, пищевой продукции для беременных и кормящих женщин, для детского питания пищевого сырья, содержащего ГМО, в т. ч. ГММ (или компоненты, полученные из ГМО или ГММ).

Если продукт получен с использованием нано-технологий, наноматериалов или путем органического производства (органический продукт), то об этом также указывается на этикетке.

Требования к маркировке пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств изложены в ст. 9 ТР ТС 029/2012 (вступит в силу 01.07.2013) «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов, технологических вспомогательных средств». Например, для пищевых добавок необходимо их наименование и индекс согласно международной цифровой системе (INS) или Европейской цифровой системе (EAN); ароматизаторы перед своим названием должны содержать слово «ароматизатор». Оно может быть дополнено словом «натуральный», если ароматизатор содержит вкусоароматический препарат или натуральное вкусоароматическое вещество, полученное из натурального и исходного препарата, и др.

Важное значение для специализированных пищевых продуктов имеет пищевая ценность, указываемая на его этикетке (маркировке). Она включает

энергетическую ценность (калорийность), количество белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ в абсолютных величинах и в процентах от средней суточной потребности в них человека.

Количество (г) белков, жиров, углеводов и энергетическая ценность (калорийность, в ккал и кДж) указывается, если в 100 г или 100 мл либо в одной порции пищевой продукции они составляют 2% и более от величин, отражающих среднюю суточную потребность взрослого человека в этих компонентах.

Количество витаминов и минеральных веществ в пищевой продукции должно указываться в случае, если витамины и минеральные вещества добавлены в пищевую продукцию при ее производстве. В иных случаях количество витаминов и минеральных веществ в пищевой продукции может указываться, если их содержание в 100 г или 100 мл либо в одной порции пищевой продукции составляет 5% и более от величин, отражающих среднюю суточную потребность взрослого человека в витаминах и минеральных веществах.

Величины, отражающие среднюю суточную потребность взрослого человека в белках, жирах, углеводах, энергии, витаминах, минеральных и некоторых других веществах, определяются в соответствии с прил. 2 к ТР ТС 022/2011 [10].

В ТР ТС 022/2011, приложениях к нему (3-5) и некоторых других документах [3] подробно изложены и другие особенности маркировки, которые важно учитывать при госрегистрации как специализированной, так и пищевой продукции нового вида.

Так, на этикетку БАД могут выноситься биологически активные вещества при их количестве в суточной порции БАД не менее 10% от средней суточной потребности взрослого человека в соответствии с законодательством таможенного союза. Однако БАД считается их источником только тогда, когда их количество в суточной порции БАД не менее 15% [3]. В равной мере это относится и к действующим веществам лекарственных растений, включенным в рецептуру БАД, их суточная дозировка не должна превышать 50% разовой терапевтической дозы. Для БАД на этикетке обязательна информация «не является лекарством», а при необходимости — сведения о противопоказаниях к использованию БАД.

Суточная дозировка витаминов и минеральных веществ в составе БАД к пище для детей от 1,5 до 3 лет не должна превышать 50%, а для детей старше 3 лет — витаминов А, D, минеральных веществ — селена, меди, йода, железа — 100%, водорастворимых витаминов и других жирорастворимых витаминов, а также других минеральных веществ — 200% от средней суточной потребности, установленной законодательством таможенного союза.

Показатели пищевой ценности пищевой продукции и содержание биологически активных веществ,

выносимые на этикетку (маркировку), определяются изготовителем пищевой продукции аналитическим или расчетным путем.

Для оценки правильности оформления этикетки (маркировки) ее макет или проект обязательно представляется среди документов, необходимых для осуществления госрегистрации.

II. ОСОБЕННОСТИ САНИТАРНО-

ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

ПАРТИИ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ

Партия пищевой продукции — это совокупность продукции одного наименования, одинаковой упаковки, одного производителя, изготовленная по одному стандарту (национальному, межгосударственному, организаций) или иным документам производителя в определенный период времени, сопровождаемая товарно-сопроводительной документацией, обеспечивающей прослеживаемость пищевой продукции.

В настоящее время не требуется оформления и предоставления удостоверения качества и безопасности на партию пищевой продукции [12].

Этапами санэпидэкспертизы партии пищевых продуктов являются: экспертиза документации, сопровождающей партию пищевых продуктов; осмотр партии продуктов; органолептические исследования продуктов из партии; отбор образцов для лабораторных исследований (при необходимости); лабораторные и инструментальные исследования и испытания отобранных образцов; оформление протокола лабораторных исследований; оформление акта экспертизы с заключением (необязательный внутренний документ ЦГиЭ); оформление экспертного заключения ЦГиЭ, направляемого в территориальный отдел управления Роспотреб-надзора и/или заявителю для принятия необходимых мер.

Органолептические исследования нередко являются решающими в негативной оценке качества партии продуктов и их пригодности для питания, что позволяет завершить экспертизу только основываясь на данных органолептических исследований. Отбор проб для лабораторных исследований и их проведение осуществляются в случае обоснованного сомнения в безопасности и полноценном качестве продукта. При этом до получения результатов исследований выработка или реализация продукции в соответствии с предписанием должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санэпиднадзор, приостанавливается.

С учетом данных, полученных на всех этапах экспертизы, включая лабораторные исследования, ЦГиЭ (филиалы) оформляют экспертное заключение о соответствии либо несоответствии продукции нормативным документам (техническим регламен-

там, единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям).

По результатам экспертизы, оформленным в виде экспертного заключения, решается вопрос о пригодности либо непригодности партии продукции для целей питания населения. При этом возможны следующие варианты:

— партия пригодна для целей питания без ограничения;

— партия пригодна для целей питания при определенных условиях (указать каких); к определенным условиям реализации могут относиться сокращение сроков реализации, определение места реализации (например, на предприятиях общественного питания), способов кулинарной обработки или промышленной переработки на пищевые цели и др.

— партия не пригодна для целей питания.

В последнем случае проводится экспертиза пищевой продукции как некачественной и опасной.

III. ОСОБЕННОСТИ САНИТАРНО-

ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ

ЭКСПЕРТИЗЫ НЕКАЧЕСТВЕННЫХ

И ОПАСНЫХ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ

И ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО СЫРЬЯ

Санитарно-эпидемиологическая экспертиза некачественной и опасной пищевой продукции проводится в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации № 1263 от 29.10.1997 г. «Об утверждении положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении» с последующими дополнениями и изменениями.

На основании результатов экспертизы и экспертного заключения органом федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора выносится предписание об утилизации пищевой продукции, не соответствующей техническому регламенту. В предписании указывается, на основании каких исследований (органолептиче-ских, лабораторных) продукция признана опасной для жизни и здоровья человека, не пригодна для его питания и подлежит использованию на корм скоту или для технических целей, либо должна быть уничтожена. Решение о возможности использования некачественной и опасной для человека продукции на корм скоту принимается уполномоченным органом ветеринарного надзора или иными уполномоченными органами в области ветеринарии в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза.

Ответственность за передачу пищевой продукции, запрещенной для употребления в пищу, в целях дальнейшего использования или ее уничтожения возлагается на владельца продукции. Владелец

продукции, несоответствующей требованиям технических регламентов, осуществляет выбор способов, условий утилизации, уничтожения.

Уничтожение пищевой продукции должно осуществляться с соблюдением обязательных требований нормативных и технических документов по охране окружающей среды.

Если уничтожению подлежит непригодная по назначению пищевая продукция, представляющая опасность распространения заболеваний или пищевых отравлений людей и животных, то уполномоченный орган государственного надзора (контроля) государств — членов ТС, вынесший предписание об утилизации, обязывает владельца пищевой продукции письменно уведомить о выбранных месте, времени и способах утилизации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Импортер, продавец в рамках таможенного союза также обязан представить в орган, уполномоченный осуществлять федеральный государственный санэ-пиднадзор (контроль), вынесший предписание об утилизации, документ, подтверждающий факт утилизации такой пищевой продукции в порядке, установленном законодательством государства — члена ТС.

Уничтожение пищевой продукции оформляется актом установленной формы, один экземпляр которого (заверенная копия) представляется органу, принявшему предписание об уничтожении.

Владельцем забракованной продукции в орган, осуществляющий федеральный госсанэпиднадзор, представляется справка (копия), подтверждающая факт приема продукции организацией, осуществляющей ее дальнейшее использование.

Расходы, связанные с транспортировкой, хранением, утилизацией или уничтожением некачественной и опасной пищевой продукции, оплачивает ее владелец. Сведения о забракованной партии продукции еженедельно передаются «онлайн» из ЦГиЭ в орган, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и далее — в вышестоящий орган Роспотребнадзора.

IV. ОСОБЕННОСТИ САНИТАРНО-

ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ

ЭКСПЕРТИЗЫ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ

ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ

ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

Экспертиза сырья, полуфабрикатов и готовой продукции является важной составной частью программы производственного контроля на пищевых объектах (СП 1.1.1058-01 с изменениями и дополнениями № 1 — СП 1.1.2193-07 — до вступления в силу необходимых технических регламентов) [13, 14].

Санитарно-эпидемиологическая экспертиза пищевых продуктов в ходе производственного контроля помогает управлять качеством и безопасностью изготавливаемой и реализуемой продукции [15].

При отсутствии производственной лаборатории на малых предприятиях пищевой промышленности, объектах общественного питания и торговли пищевыми продуктами, а также при ограниченных возможностях имеющейся производственной лаборатории экспертиза пищевой продукции, предусмотренная программой производственного контроля, осуществляется лабораториями ФБУЗ ЦГиЭ или другими лабораториями, аккредитованными в установленном порядке, по заявкам предприятий и организаций на договоренной основе.

В соответствии с письмом Роспотребнадзора «О типовых программах производственного контроля» [16] предприятиям пищевой промышленности для осуществления входного производственного контроля следует направлять на экспертизу образцы (пробы) от каждой партии продовольственного сырья и компонентов с целью установления их соответствия требованиям нормативной документации.

Для предприятий продовольственной торговли и общественного питания лабораторные исследования продовольственного сырья и пищевых продуктов в рамках входного производственного контроля не проводятся (не предусмотрены). Исключение составляет отбор образцов для лабораторных са-нитарно-паразитологических исследований плодоовощной, плодово-ягодной продукции, прежде всего корнеплодов и столовой зелени на наличие яиц гельминтов и цист кишечных патогенных простейших (3-5 проб в год), а также отбор образцов муки, макаронных изделий, крупы, сухофруктов на наличие амбарных вредителей (насекомых, клещей) — 5-6 проб в год.

На всех вышеперечисленных пищевых объектах входной производственный контроль (помимо сказанного) обязательно включает контроль упаковки, маркировки и сопроводительной документации каждой партии поступающего сырья, компонентов, продуктов.

На предприятиях розничной торговли при осуществлении входного производственного контроля предусматривается овоскопия каждой партии яиц.

На предприятиях пищевой промышленности в ходе производственного контроля на этапах технологического процесса для экспертизы (лабораторных исследований) отбираются пробы полуфабрикатов и продуктов (с определенной периодичностью) в критических контрольных точках (петли возврата, дообработка и переработка продукции, стерилизация, пастеризация и др.) в соответствии с техническими регламентами или другими нормативными документами, действующими до вступления в силу технических регламентов.

На предприятиях общественного питания при осуществлении производственного контроля в ходе технологического процесса ежедневно предусматривается овоскопия и контроль качества фритюр-

ных жиров (по окончании жарки в них изделий) по органолептическим показателям (вкусу, запаху и цвету) с выставлением балльной оценки качеству фритюра (отличное, хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное).

При решении вопроса о повторном использовании фритюрных жиров предварительно должны определяться показатели доброкачественности по органолептике, степени их термического окисления и содержанию (в %) вторичных продуктов окисления жиров.

Что касается выходного производственного контроля, то на пищевых промышленных объектах, помимо контроля выдаваемых сопроводительных документов, маркировки, этикетирования и упаковки каждой партии готовой продукции, в ходе экспертизы оценивается органолептика и предусматриваются лабораторные исследования: физико-химических и микробиологических показателей — 1 раз в месяц (10% от всех наименований выпускаемой продукции); содержания потенциально опасных химических веществ — 1 раз в квартал (15% от всех наименований выпускаемой продукции); содержания микронутриентов в обогащенных продуктах — 1 раз в год (50% от всех наименований выпускаемой обогащенной продукции).

На предприятиях общественного питания в ходе выходного производственного контроля в каждой партии ежедневно предусматривается определение органолептики блюд и критериев их готовности, а физико-химические и микробиологические показатели готовой продукции подлежат лабораторному исследованию 1 раз в 6 мес. (30% от каждого вида (наименования) блюд местного производства).

На предприятиях розничной торговли на этапе реализации продукции выборочный лабораторный контроль скоропортящихся пищевых продуктов по органолептическим, физико-химическим и микробиологическим показателям должен осуществляться 1 раз в год (одного образца от каждой группы скоропортящихся продуктов согласно ассортименту).

V. ОСОБЕННОСТИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ В ХОДЕ ПРОВЕРОК СООТВЕТСТВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ САНИТАРНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РФ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, ПРАВИЛАМ ПРОДАЖИ

В соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ 2008 г. с изменениями и дополнениями [17], постановлением правительства РФ № 689 2009 г. [18], административным регламентом по проведе-

нию проверок, утвержденным приказом № 764 2012 г. [19], а также с Федеральным законом № 2300—1-ФЗ от 07.02.1992 г. «О защите прав потребителей» с дополнениями и изменениями, «Положением о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей» (утв. постановлением правительства от 02.05.2012 г. № 412), правилами продажи отдельных видов товаров (утв. постановлением правительства от 19.01.1998 г. № 55 с дополнениями и изменениями) позиции санитарно-эпидемиологической экспертизы еще более укрепились.

О необходимости проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы указывается в издаваемом перед проверками распоряжении (приказе) руководителя органа Роспотребнадзора.

Результаты санитарно-эпидемиологической экспертизы настолько важны, что при задержке ее проведения по обоснованной причине, издается дополнительно распоряжение руководителя / заместителя Управления Роспотребнадзора или отдела Управления Роспотребнадзора о продлении срока проведения проверки. Должностные лица органов и учреждений Роспотребнадзора в ходе плановой выездной проверки отбирают образцы (пробы) пищевой продукции для проведения ее санитарно-эпидемиологической экспертизы по органолептическим, физико-химическим, микробиологическим и другим показателям.

Санитарно-эпидемиологическая экспертиза в ходе выездной (плановой / внеплановой) проверки должна быть направлена на установление причинно-следственной связи выявленных нарушений обязательных требований с фактом причинения вреда жизни и здоровью граждан. При проведении в ходе выездной проверки санитарно-эпидемиологической экспертизы пищевой продукции к акту проверки обязательно прилагается протокол (а не акт) отбора проб и протокол с заключением должностных лиц, проводивших экспертизу. К проведению проверки с включением санитарно-эпидемиологической экспертизы пищевой продукции органами Роспотребнадзора привлекаются аккредитованные организации и специалисты-эксперты, имеющие свидетельство об аккредитации [18].

Санитарно-эпидемиологическая экспертиза пищевой продукции в ходе выездной проверки юридических лиц или индивидуальных предпринимателей помогает удостовериться в полноте и достоверности сведений, которые содержатся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности (торговли пищевыми продуктами, предоставления услуг общественного питания, производства хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий; молока и молочной продукции; соковой продукции из фруктов и овощей; масложировой продукции; сахара; мукомольной продукции; безалкогольных напитков; тары и упаковочных материалов [17, 20].

Результаты санитарно-эпидемиологических экспертиз, полученные в ходе предыдущих выездных проверок, принимаются во внимание при осуществлении последующих проверок с целью установления органами Роспотребнадзора признаков нарушений обязательных требований.

Санитарно-эпидемиологическая экспертиза пищевой продукции, проводимая в ходе выездных проверок, помогает выявить характер допущенных нарушений обязательных требований, оценить эффективность государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за качеством и безопасностью пищевых продуктов.

Санитарно -эпидемиологическая экспертиза пищевой продукции позволяет аргументированно установить юридически значимые факты, подтверждающие неисполнение нарушителем обязательных требований к пищевой продукции, работам в области ее производства и услугам в области ее реализации. При определении причинно-следственных связей результаты санитарно-эпидемиологической экспертизы служат важным доказательством наличия либо отсутствия угрозы жизни и здоровью людей.

Итоги санитарно-эпидемиологической экспертизы пищевой продукции помогают должностным лицам органов Роспотребнадзора принимать необходимые меры предупредительного характера. В частности, содействовать недопущению причинения вреда или прекращению его причинения (прекращение деятельности, своевременный отзыв опасной пищевой продукции, доведение до сведения граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, СМИ информации об угрозе причинения вреда и способах его предотвращения). Санитарно-эпидемиологическая экспертиза пищевой продукции, проводимая в ходе выездных проверок, позволяет не только принимать аргументированные меры по фактам нарушений, выявленных при проверке, но и давать предписания по их устранению, проведению санитарно-противоэпидеми-ческих мероприятий, содействовать привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к дисциплинарной, административной ответственности, в т. ч. возбуждению дел об административных правонарушениях [21].

Результаты санитарно-эпидемиологической экспертизы в ходе выездных проверок помогают подготовить и при необходимости направить обоснованные материалы в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном Уголовным кодексом РФ и Уголовно-процессуальным кодексом РФ. В то же время, неправильное проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы, необоснованное увеличение ее сроков, нарушения в отборе образцов (проб)

продукции и оформлении предусмотренной при экспертизе документации позволяют говорить о неудовлетворительном исполнении должностными лицами органов и учреждений Роспотребнадзора государственной функции по проведению проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и о необходимости привлечения таких должностных лиц к ответственности.

VI. ОСОБЕННОСТИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ОБОСНОВАНИЯ СРОКОВ ГОДНОСТИ И УСЛОВИЙ ХРАНЕНИЯ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ

Сроки годности и условия хранения пищевых продуктов, особенно пролонгированные в связи с применением более совершенных производственных технологий, оборудования, способов и средств хранения, прогрессивных видов упаковок и др., устанавливаются изготовителем пищевых продуктов или разработчиком технических документов в соответствии с обязательными санитарно-эпидемиологическими требованиями к пищевым продуктам и вносятся в техническую документацию. Однако они должны подлежать обоснованию.

Санитарно-эпидемиологическая экспертиза пищевых продуктов для оценки обоснования их сроков годности и условий хранения проводится аккредитованными в установленном порядке лабораториями, прежде всего ЦГиЭ, а также научно-исследовательских институтов (центров) Роспотреб-надзора и РАМН.

Для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы сроков годности пищевых продуктов изготовитель или разработчик должен представить следующие документы: технические условия, технологическую инструкцию (регламент), рецептуру; технологическое обоснование установления пролонгированного срока годности на продукт; согласие разработчика технической документации на проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы сроков годности продукции, вырабатываемой изготовителем, который не является владельцем технической документации; протоколы санитарно-эпидемиологических исследований образцов продукции и экспертное заключение по подтверждению предполагаемого срока годности; копии документов, характеризующих безопасность сырья, пищевых ингредиентов, пищевых добавок, оболочек, упаковочного материала (они могут влиять на сроки годности исследуемого продукта).

На основании экспертизы представленной документации учреждениями, осуществляющими санитарно-эпидемиологическую экспертизу для оценки обоснованности сроков годности и условий хра-

нения пищевых продуктов, составляется программа исследований. Она должна содержать перечень контролируемых показателей (для каждого вида пищевых продуктов): санитарно-микробиологиче-ских, санитарно-химических, органолептических, пищевой ценности и др.; методы их определения; календарный план и порядок отбора проб исследуемой продукции; схему проведения исследований (периодичность, количество контрольных точек); количество проб, необходимых для проведения всех исследований во всех контрольных точках.

Отбор проб, периодичность исследований, особенности их проведения, оценка полученых результатов и принятие решений осуществляются в соответствии с МУК 4.2.1847-04 [22].

VII. ОСОБЕННОСТИ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ (ОЦЕНКИ) ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ, ОРГАНИЗУЕМОЙ ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО САНЭПИДНАДЗОРА В ХОДЕ САНИТАРНО-КАРАНТИННОГО КОНТРОЛЯ В ПУНКТАХ ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ РФ*

Санитарно-карантинный контроль направлен на предупреждение завоза опасной продукции и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (пищевых отравлений), требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории.

Санитарно-карантинный контроль подконтрольных товаров (в т. ч. пищевых продуктов) на таможенной границе (ТГ) таможенного союза (ТС) включает: контроль документов, подтверждающих безопасность продукции, перечисленной в разделе II Единого перечня товаров, в части ее соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, а также соответствия этой продукции транспортным (перевозочным) и/или коммерческим документам; осмотр, организацию отбора проб подконтрольных товаров, включенных в раздел II Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на ТГ и таможенной территории (ТТ) ТС, для проведения санэпидэкспертизы (оценки); привлечение федеральной таможенной службой к участию в перечисленных видах контроля органов Роспо-требнадзора.

Для эффективного осуществления санитарно-карантинного контроля и координации действий федеральной таможенной службы и Роспотребнад-зора необходим обмен информацией о продукции, способной причинить вред потребителю при ее ввозе на территорию ТС, о принятых мерах по охране территории от завоза опасной продукции, об участ-

никах внешнеэкономической деятельности, которые осуществляют ввоз и приобретение продукции, признанной опасной и др. [23, 24].

Органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор на таможенной границе (ТГ) и таможенной территории (ТТ) таможенного союза (ТС), должностные лица управлений Роспотребнадзора по субъектам РФ и железнодорожному транспорту имеют право организовывать отбор проб или в установленном порядке отбирать пробы пищевой продукции для лабораторных исследований при осуществлении санэпи-дэкспертизы (оценки) в следующих случаях: поступление информации о прибытии подконтрольных товаров, не соответствующих техническим регламентам таможенного союза, единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям; наличие сведений о несоответствии продукции санэпидтребованиям, заявленным в транспортных (перевозочных) и/или коммерческих документах; выявление нарушений условий транспортировки, целостности контейнеров, лихтеров и др.

На период проведения экспертизы (оценки) подконтрольной продукции решение о месте ее размещения для временного хранения принимается совместно с таможенными органами.

Санитарно-эпидемиологическая экспертиза (оценка) позволяет подтвердить безопасность ввозимых пищевых продуктов и их соответствие нормативным документам.

В случае установления несоответствия ввозимой подконтрольной продукции техническим регламентам, единым санитарно-эпидемиологическим требованиям, действие документа, выданного по результатам лабораторных исследований, подтверждающего безопасность продуктов, приостанавливается или прекращается. При этом несоответствие не должно быть связано с нарушениями условий транспортировки, хранения или реализации подконтрольной продукции.

Уполномоченные органы стран ТС имеют право запрашивать результаты санитарно-эпидемиологической экспертизы (оценки) продукции в виде протоколов лабораторных исследований. Необходимость в этом возникает в случаях, если установлены: 1 — несоответствие подконтрольной продукции техническим регламентам или единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям; 2 — необходимость получения дополнительной информации о подконтрольной продукции.

При несогласии одной из сторон с результатами лабораторных исследований повторные исследования могут проводиться в арбитражных или аккредитованных лабораториях третьей стороны.

Результаты экспертизы имеют определяющее значение для принятия должностными лицами, осуществляющими санитарно-карантинный кон-

троль, решения о ввозе или запрете ввоза данной продукции на ТТ ТС.

Территориальное подразделение уполномоченного органа, выявившее в ходе санэпидэкспертизы несоответствие подконтрольного продукта требованиям технических регламентов ТС или единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, немедленно направляет информацию о запрете (приостановлении) его ввоза в адрес руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа государства-участника ТС. Этот руководитель должен довести информацию до руководителя (заместителя руководителя) соответствующих уполномоченных органов других государств ТС и обеспечить ее немедленное внесение в Информационную систему ЕврАзЭС в области технического регулирования, санитарных и фито-санитарных мер и в Интегрированную информационную систему внешней и взаимной торговли ТС. В этой информации, наряду с другими сведениями, указывается перечень показателей, определенных в ходе экспертизы (оценки), по которым было выявлено несоответствие указанным выше нормативным документам.

Управления Роспотребнадзора по субъектам РФ и железнодорожному транспорту должны участвовать в обеспечении мероприятий по санитарной охране территории РФ при осуществлении санитарно-ка-рантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу РФ совместно с таможенной службой, ветеринарной и фитосанитарной службой и иными контролирующими органами.

Руководители управлений Роспотребнадзора по субъектам РФ и железнодорожному транспорту, в соответствии с постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2011 г. № 121 «Об обеспечении санитарно-карантинно-го контроля» [25] и письмом Роспотребнадзора от 17.04.2012 г. № 01/4239-12-32 «О реализации приказа Минздравсоцразвития России от 07.03.2012 г. № 207н «Об утверждении специализированных пунктов пропуска», призваны обеспечить во всех пунктах пропуска санитарно-карантинный контроль пищевых продуктов, ввозимых физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с предпринимательской деятельностью нужд, а также уловов водных биологических ресурсов, добытых при осуществлении рыболовства и произведенной из них рыбной или иной продукции; в специализированных пунктах пропуска дополнительно — санитарно-карантинный контроль пищевой продукции, включенной в Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза. Все это осуществляется после проведения документарного санитарно-карантинного контро-

ля должностными лицами Федеральной таможенной службы и принятия ими решения о проведении осмотра, досмотра, экспертизы (оценки) пищевых продуктов должностными лицам органов Роспо-требнадзора.

Руководители вышеуказанных органов Роспо-требнадзора должны: принимать решение о ввозе подконтрольных продуктов физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, а также уловов водных биологических ресурсов, добытых при осуществлении рыболовства, произведенной из них рыбной и иной продукции с учетом рисков возникновения чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера; оперативно доводить информацию о запретах и ограничениях, вводимых Роспотребнадзо-ром или санэпидслужбами других государств — членов таможенного союза, и о рисках возникновения чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера; проводить систематическое обучение должностных лиц, осуществляющих контрольные функции в пунктах пропуска через государственную границу РФ, и тренировочные учения по санитарно-эпидемиологическим вопросам с участием этих должностных лиц; вносить изменения в порядок проведения санитарно-противоэпидеми-ческих мероприятий в пунктах пропуска через государственную границу РФ и в схемы оповещения на случай возникновения чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера.

Важная задача руководителей управлений Роспотребнадзора в субъектах РФ и на железнодорожном транспорте — содействовать обустройству пунктов пропуска, особенно специализированных в соответствии с типовыми требованиями, дооснащению их средствами контроля, что имеет первостепенное значение для качественного проведения экспертизы пищевых продуктов в ходе осуществления сани-тарно-карантинного контроля.

Крайне необходимо, чтобы должностные лица Роспотребнадзора привлекались Федеральной таможенной службой для осмотра, досмотра, оценки (экспертизы) товаров (продукции), если пищевые продукты прибывают из стран, неблагополучных в эпидемиологическом отношении и/или из зараженных в результате радиационных, химических и биологических аварий районов и/или с признаками присутствия грызунов и насекомых; если поступила информация о прибытии подконтрольных товаров, не соответствующих техническим регламентам таможенного союза, единым санитарно-эпидемиологическим требованиям; если необходимо введение временных санитарных мер; если изменены коды ТН ВЭД при таможенном оформлении или товары (продукты) находятся под процедурой таможенного оформления без отметок о прохождении санитар-

но-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу РФ.

Органы Федеральной таможенной службы должны представлять информацию по запросам должностных лиц Роспотребнадзора об объемах ввозимых грузов (пищевых продуктов) через пункты пропуска с указанием кодов ТН ВЭД и о принятых решениях о запретах и ограничениях на ввоз товаров, включенных в Единый перечень товаров, подлежащих санэпиднадзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза по результатам документарного са-нитарно-карантинного контроля.

Важно не останавливаться на достигнутом, а успешно решать те актуальные задачи, которые возникают на современном этапе в области санитарно-эпидемиологической экспертизы пищевых продуктов. Среди них основными являются следующие:

- своевременное налаживание исследований всех показателей, включенных в технические регламенты, единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования;

- разработка, апробация и утверждение новых, более современных методов определения необходимых показателей; совершенствование правил по отбору проб и имеющихся методов исследований;

- более широкое внедрение определения показателей безопасности ГМО, ГММ, наноматериа-лов, органических продуктов, содержания пищевых микронутриентов и минорных компонетов в БАД и специализированных пищевых продуктах;

- совершенствование форм документации, оформляемой при санитарно-эпидемиологической экспертизе пищевых продуктов;

- улучшение организации планирования и методических аспектов подготовки и переподготовки специалистов-экспертов по санитарно-эпидемиологической экспертизе пищевых продуктов;

- совершенствование лабораторной базы санитарно-эпидемиологической экспертизы в ЦГиЭ территориального уровня и их филиалах;

- усиление сотрудничества Роспотребнадзора с профессиональными объединениями, в т. ч. по вопросам совершенствования процедуры санитарно-эпидемиологической экспертизы продукции, вырабатываемой участниками этих объединений, информационного обмена и взаимодействия по снижению рисков проникновения на рынок недоброкачественной пищевой продукции и по реализации процедуры отзыва с рынка опасных для потребителя пищевых продуктов;

- систематический анализ причин негативных результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз пищевых продуктов;

- установление причинно-следственных связей негативных результатов экспертизы пищевой продукции с нарушениями на пищевых объектах сани-

тарного законодательства, законодательства РФ в сфере защиты прав потребителей и правил продажи пищевых продуктов;

— компетентное и своевременное принятие мер ограничительного, профилактического и предупредительного характера, мер по защите прав потребителей на основании результатов санитарно-эпидемиологической экспертизы пищевых продуктов;

— совершенствование системы мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов на основании результатов санэпидэкспертизы пищевой продукции;

— своевременная аккредитация лабораторий, осуществляющих санитарно-эпидемиологическую экспертизу пищевых продуктов.

Список литературы

1. Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза. Утв. Решением комиссии таможенного союза (КТС) от 18.06.2010 г. № 299 в ред. Решений КТС от 17.08.2010 г. № 341; от 20.09.2010 № 383; от

14.10.2010 г. № 432 и др.

2. О внесении изменений в приказ Роспотребнадзора от 20.07.2010 г. № 290. Приказ Роспотребнадзора от

19.09.2011 г. № 742.

3. О государственной регистрации БАД в Таможенном союзе в связи с вступлением в силу решения КТС от 07.04.2011 № 622. Письмо Роспотребнадзора от 27.07.2011 г. № 01/9508—1—31.

4. О государственной регистрации продукции территориальными органами. Приказ Роспотребнадзора от 20.07.2010 г. № 290.

5. Положение о порядке осуществления государственного надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими границу таможенного союза, подконтрольными товарами, перемещаемыми через таможенную границу таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза. Утв. Решением КТС от 18.06.2010 г. № 299 с дополнениями и изменениями.

6. О договоре о таможенном кодексе таможенного союза. Утв. Решением межгосударственного совета Ев-рАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 г. № 17 (в ред. Протокола от 16.04.2010 г.).

7. Технический регламент таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» от 09.12.2011 г. № 021/2011 (вступит в силу 01.07.2013 г.).

8. Технический регламент таможенного союза «О безопасности упаковки» от 16.08.2011 г. № 005/2011 (вступил в силу 01.07.2012 г.).

9. О государственной регистрации товаров со дня вступления в силу технических регламентов. Письмо управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту от 28.06.2012 г. № 01—09/1418.

10. Технический регламент таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» от 09.12.2011 г. № 022/2011 (вступит в силу 01.07.2013 г.).

11. Технический регламент таможенного союза «О безопасности отдельных видов специализированной продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания» от 15.06.2012 г. № 027/2012 (вступит в силу 01.07.2013 г.).

12. Об отмене обязанности оформления удостоверения качества и безопасности пищевой продукции. Письмо Роспотребнадзора от 24.01.2012 г. № 01-09-165.

13. Организация и осуществление производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий. СП 1.1.1058-01 с дополнением № 1 СП 1.1.2193-07.

14. О действии СП 1.1.1058-01. Письмо Роспотребнадзора от 15.02.2012 г. № 01/1350-12-32.

15. Хотимченко С.А., Волкова Н.А., Гордо Т.Н. Управление качеством и безопасностью пищевых продуктов. Учебное пособие. — М., 2009. — 48 с.

16. О типовых программах производственного контроля. Письмо Роспотребнадзора от 13.04.2009 г. № 01/48019-32.

17. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. № 294-ФЗ от 26.12.2008 г. в редакции федеральных законов № 365-ФЗ от 27.12.2009; № 66-ФЗ от 26.04.2010; № 242-ФЗ от 18.07.2011 г.

18. Об утверждении правил аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю. Постановление правительства РФ от 20.08.2009 г. № 689.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Административный регламент исполнения федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства РФ в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров. Приказ Роспотребнадзора от 16.07.2012 г. № 764.

20. Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности. Постановление правительства РФ, 2009 г. № 584.

21. О применении норм КоАП при проведении административного расследования в связи с вступлением в силу Федерального закона № 380-ФЗ. Письмо Роспотребнадзора от 30.03.2010 г. № 01/4556-0-32.

22. Санитарно-эпидемиологическая оценка обоснования сроков годности и условий хранения пищевых продуктов. МУК 4.2.1847-04.

23. Суханов Б.П., Керимова М.Г., Елизарова Е.В., Чигирева Э.И. Санитарно-эпидемиологическая экспертиза пищевых продуктов при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза // Вопросы питания. — 2011. — Т. 80. — № 4. — С. 25-31.

24. О порядке информационного взаимодействия. Письмо Роспотребнадзора и Федеральной таможенной службы от 27.06.2011 г. № 01/7904-1-32 и от 24.06.2011 г. № 01-11/29707.

25. Об изменениях в порядке осуществления санитарно-карантинного контроля. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2011 г. № 121.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.