Научная статья на тему 'ГИГИЕНА КАТАСТРОФ, ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ И МЕСТО В СИСТЕМЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА'

ГИГИЕНА КАТАСТРОФ, ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ И МЕСТО В СИСТЕМЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
170
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — А.А. Шапошников, Т.А. Лукичева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the past two decades, there has been an increase in the number of earthquakes, tidal waves, accidents at chemically dangerous enterprises, and other types of catastrophes, which have posed an emergency survival problem for society. The scientific development of this problem has given rise to a new area of preventive medicine catastrophe hygiene that is designed to eliminate (reduce) the poor influence of emergency factors and to offer the suffered population safe conditions of accommodation and/or life, water supply, nutrition, and other elements of survival under these conditions. The paper defines the subject and objects of studies in catastrophe hygiene. It characterizes the value and role of this science in the organization and implementation of preventive measures to liquidate the medicosanitary consequences of emergencies, as well as the place of hygienic facilities and research institutes within the framework of the Russian emergency service.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНА КАТАСТРОФ, ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ И МЕСТО В СИСТЕМЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА»

Центром профилактической медицины Минздрав-соцразвития РФ разработана систематика биопротекторов, которая включает следующие группы: биосорбенты; биопластики; витамины (водорастворимые); витамины-антиоксиданты; эссенциальные макроэлементы; эссен-циальные микроэлементы; адаптогены общего действия; препараты, стимулирующие иммунную систему; специальные средства, содействующие коррекции и устойчивости организма.

Выбор биокорректоров основывается на анализе трех основных групп данных. Первая — информация об экологических нагрузках, наборе действующих на организм экотоксикантов, уровне и длительности экспозиции. Вторая — информация о характере питания, других факторах риска (стресс, алкоголь, курение табака, климатические условия и др.). Третья — информация об основных показателях состояния здоровья популяции, в рамках которой планируется проведение медико-экологической реабилитации, установление экологически зависимых изменений в состоянии здоровья. Используя данный методологический подход с целью коррекции здоровья военнослужащих, участвующих в проведении контртеррористической операции в Чеченской Республике, нами был выбран антиэкотоксический препарат "Приза-М". При его применении существенно улучшилось состояние здоровья и работоспособности личного состава [5]. При испытаниях и на практике получены по-

ложительные результаты от применения другого биопротектора — аскосепта, который рекомендован нами для

использования в интересах медицины катастроф [4].

Литература

1. Гичев Ю. П. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека. (Печальный опыт России). — Новосибирск, 2002.

2. Кацнельсон Б. Г., Дегтярева Т. Д., Привалова А. И. Принципы и методы биологической профилактики профессиональных заболеваний и экологически обусловленной патологии от воздействия неорганических вешеств. — Екатеринбург, 1999.

3. Современные проблемы медицины окружающей среды: Материалы Пленума по экологии человека и гигиене окружающей среды РАМН и Минздрава и соцразвития Российской Федерации / Под ред. Ю. А. Рахманина. - М., 2004.

4. Ушаков И. Б., Володин А. С., Болдин В. К. // Медицина катастроф. — 2003. — № 2 (42). — С. 45—47.

5. Ушаков И. Б., Володин А. С., Прокопенко 10. И. // Воен. мед. журн. — 2003. - № 6. - С. 34-37.

6. Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологиче-ском благополучии населения" от 30.03.99 № 52-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 14. - Ст. 1650.

Поступила 22.04.05

© А. А. ШАПОШНИКОВ, Т. А. ЛУКИЧЕВА, 2005 УДК 614.88

А. А. Шапошников, Т. А. Лукичева

ГИГИЕНА КАТАСТРОФ, ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ И МЕСТО В СИСТЕМЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

Кафедра санитарно-противоэпидемического обеспечения в чрезвычайных ситуациях Всероссийского центра медицины катастроф "Защита", Москва

За последние два десятилетия возросло число землетрясений, наводнений, цунами, аварий на химически и радиационно опасных объектах и других катастроф, создавших перед обществом проблему организации жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях (ЧС). В рамках научной разработки этой проблемы родилось новое направление профилактической медицины — гигиена катастроф, призванная не допустить (уменьшить) неблагоприятное воздействие факторов ЧС и обеспечить пострадавшему населению безопасные условия размещения и/или проживания, водоснабжения, питания и других элементов жизнеобеспечения в этих условиях.

Гигиена катастроф как интегрирующая научная дисциплина, выросшая на базе медицины катастроф и всех профильных гигиенических дисциплин, пока еще не нашла достаточного обобщающего освещения ни по существу, ни даже в терминологическом отношении, а это необходимо, так как в литературе по вопросам организации гигиенических мероприятий в зонах чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды нет единства во мнениях и высказывается немало спорных суждений по самым разнообразным вопросам, в том числе по приоритетности рассматриваемой проблемы. Поэтому прежде всего необходимо представить общую характеристику гигиены катастроф и определить ее место в системе гигиенических и других наук.

Современный этап развития гигиенической науки характеризуется ее дифференциацией, дроблением на частные разделы, что объективно диктуется расширением наших познаний реального мира и необходимостью углубленного изучения определенных производственных, социальных и других задач. Развитие научного познания происходит и путем процесса интеграции накапливаемых знаний, полученных специализированными профильными разделами гигиены, и складывающейся соци-

альной жизни населения в различных условиях его пребывания. Поэтому гигиену катастроф мы определяем как науку, интегрирующую частные специализированные гигиенические науки. Гигиена катастроф представляет часть общей гигиены, при этом имеет собственное определение, четко сформулированные цели, задачи и методологию исследования для решения проблем в экстремальных ситуациях.

Она отличается от других наук своим интегрирующим характером, объединением различных аспектов научных исследований ряда профильных разделов гигиены, таких как коммунальная гигиена, гигиена питания, военная гигиена, гигиена воздушного, водного и железнодорожного транспорта и др.

Гигиена катастроф — это самостоятельное научное направление и область практической деятельности, изучающая санитарно-эпидемиологические последствия чрезвычайных ситуаций, разрабатывающая принципы и организацию санитарно-эпидемиологического обеспечения при их ликвидации.

Целью гигиены катастроф является научное обоснование общих принципов и подходов к определению безопасных условий жизни, труда, быта и сохранению здоровья населения в изменяющихся условиях окружающей среды при ЧС.

Важнейшей проблемой гигиены катастроф является санитарно-эпидемиологическое нормирование факторов среды в условиях ЧС. Гигиена катастроф предусматривает разработку соответствующих правил и нормативов, которые должны включать нормирование факторов, воздействующих на человека, находящегося в экстремальной ситуации; организацию санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на профилактику инфекционных и неинфекционных заболеваний; способы защиты человека от неблагоприятного апияния фак-

торов в зонах ЧС. Однако методические подходы к регламентированию различных факторов среды обитания пострадавших в ЧС и условиям их жизнеобеспечения не разработаны.

Нормативы должны содержать не только допустимые уровни воздействия неблагоприятных факторов и регламентировать допустимую продолжительность их влияния, но и в случае невозможности их выполнения включать мероприятия, организация и проведение которых позволят предотвратить угрозу жизни, а также возникновение и развитие заболеваний в ЧС.

Особенности гигиенического обеспечения определяются условиями пребывания населения в ЧС и видами катастроф. Существенное значение имеет организация и своевременность медицинской помощи, характер воздействия на человека вредных факторов внешней среды, питание, обеспечение водой, размещение пострадавшего населения в зоне ЧС, проведение санитарно-противо-эпидемических мероприятий на этапах эвакуации и другие мероприятия, предназначенные для обеспечения жизнедеятельности населения.

К числу факторов, способных оказать влияние на жизнеобеспечение пострадавшего населения в ЧС, относятся:

— дезорганизация социально-бытовых структур и систем жизнедеятельности;

— нарушение экологического равновесия в природе и элементов окружающей среды;

— массовость поражений населения неинфекционной и инфекционной природы;

— психоэмоциональный стресс;

— интенсивные миграционные процессы;

— полное или частичное разрушение материально-технической базы и нарушение деятельности учреждений государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

В последние годы в гигиене катастроф сформировались и получили развитие несколько наиболее важных направлений исследований:

— изучение общих закономерностей и механизмов взаимодействия организма с химическими, физическими и биологическими факторами окружающей среды, характерными для стихийных бедствий и других ЧС;

— разработка методологии установления количественных связей между степенью влияния вредных факторов окружающей среды в зоне катастрофы и состоянием здоровья населения, его прогнозирования в условиях изменяющейся санитарно-эпидемиологической ситуации в экстремальной обстановке;

— совершенствование теории и практики гигиенического регламентирования химических, физических и биологических факторов окружающей среды при ЧС, разработка методических основ определения реальной нагрузки всего многообразия факторов ЧС на организм и методика обоснования их максимально допустимых уровней;

— разработка методических основ гигиенического обоснования размещения пострадавшего населения, его обеспечения доброкачественной питьевой водой и питанием;

— изучение возможности использования сил и средств Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотреб-надзор) с необходимыми рекомендациями по их работе в условиях ЧС.

Основными научными и организационными принципами гигиены катастроф в организации гигиенического обеспечения населения в ЧС являются:

— государственный и приоритетный характер санитарно-эпидемиологической службы, постоянная готовность ее сил и средств, их высокая мобильность, четкое функциональное предназначение;

— единый научный подход к организации санитар-но-противоэпидемических мероприятий;

— планирование и подготовка специалистов гигиенического профиля на государственной и международной основах;

— дифференцированный подход к формированию сил и средств с учетом региональных особенностей, уровня и характера потенциальной опасности территорий; соответствие содержания и объема мероприятий в сложившейся обстановке.

Использование сил и средств Роспотребнадзора осуществляется с учетом конкретных условий, сложившихся в районе катастроф, и их влияния на динамику санитарно-эпидемиологической обстановки.

В целях наиболее эффективного использования имеющихся сил и средств создана трехступенчатая система экстренной медицинской помощи в ЧС, включающая санитарно-эпидемиологические учреждения и формирования различной ведомственной принадлежности. Для санитарно-противоэпидемического обеспечения пострадавшего населения в зоне бедствия и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС привлекаются органы и учреждения Роспотребнадзора, здравоохранения, санитарно-эпидемиологической и медицинской служб МО, МВД и других министерств и ведомств, а также создаваемые на их базе специализированные санитарно-эпидемиологические формирования.

Основной задачей специализированных формирований являются организация и проведение санитарно-про-тивоэпидемических мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья пострадавшего населения, поддержка санитарно-эпидемиологического благополучия в зоне ЧС.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека при ЧС как подсистема входит в состав Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК). Порядок создания специализированных формирований и их функции в условиях ЧС определяются приказами Роспотребнадзора.

Подсистема надзора за санэпидобстановкой слагается из федеральных, территориальных и ведомственных звеньев на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях.

На федеральном уровне подсистема объединяет органы и учреждения Роспотребнадзора центрального подчинения и ведомственных служб. Организационно-методическую функцию выполняет Управление санохраны Роспотребнадзора.

На региональном уровне звеньями функционирования подсистемы являются научно-исследовательские институты гигиенического и эпидемиологического профиля, региональные центры гигиены и эпидемиологии, где расположены региональные центры МЧС России и службы медицины катастроф.

На территориальном уровне основой функционирования подсистемы являются центры гигиены и эпидемиологии в республиках, краях, областях, городах и автономных образованиях. Центры гигиены и эпидемиологии создают силы и средства наблюдения, контроля и ликвидации ЧС на данной территории, координацию деятельности которых осуществляют территориальные управления Роспотребнадзора.

На местном уровне функционирование подсистемы обеспечивают отделы (филиалы) территориальных управлений Роспотребнадзора, отделы (филиалы) центров гигиены и эпидемиологии.

На объектовом уровне подсистема имеет ведомственный характер, определяющий ответственность лабораторий и служб за ее функционирование.

Система информации подсистемы на всех уровнях сопряжена с общей информационно-управляющей системой и информационной системой.

Порядок функционирования подсистемы в режиме ЧС определяется действующим Положением о ведомственной подсистеме.

Оперативное руководство органами и учреждениями Роспотребнадзора и служб министерств и ведомств при

проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий по предупреждению, локализации и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС осуществляется главным санитарным врачом республики, края, области, автономного образования, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Профиль, задачи, состав и направление деятельности, принципиальная схема взаимодействия органов, учреждений и формирований Роспотребнадзора в ЧС определяются соответствующими положениями, утвержденными Минздравсоцразвития РФ и другими заинтересованными ведомствами.

Основными задачами сил и средств санитарно-эпи-демической службы при возникновении ЧС являются:

— анализ гигиенической ситуации, оценка и прогнозирование ее развития;

— своевременная информация о санитарно-эпиде-миологической обстановке;

— обеспечение готовности системы управления, сил и средств Роспотребнадзора к действиям в ЧС;

— организация материально-технического обеспечения учреждений Роспотребнадзора, их формирований для решения задач в ЧС, вызванных нарушениями социально-экономических структур;

— подготовка специалистов Роспотребнадзора к действиям в ЧС;

— участие в разработке и осуществлении мероприятий по предотвращению возникновения ЧС, связанных с нарушениями окружающей среды, и уменьшение ущерба от них.

Основными формированиями, предназначенными для организации санитарно-противоэпидемических мероприятий в районах катастроф и эпидемических очагов, являются:

— группа эпидемиологической разведки — гигиеническая, радиологическая, токсикологическая, эпидемиологическая;

— санитарно-эпидемиологическая бригада (СЭБ) — радиологическая, эпидемиологическая, санитарно-гигиеническая (токсикологическая);

— санитарно-эпидемиологический отряд, состоящий из СЭБ разного профиля;

— специализированная противоэпидемическая бригада;

— группа экспертов.

Территориальная госсанэпидслужба создает бригады постоянной готовности (быстрого реагирования), которые могут входить в состав санитарно-эпидемиологического отряда. Количество и профиль этих формирований определяются учреждениями Роспотребнадзора и руководителем территориального управления Роспотребнадзора исходя из интенсивности катастрофы, эпидемического очага, экономических, кли-матогеографических, экологических и других особенностей территории.

Гигиенические исследования в ЧС, проводимые в рамках санэпиднадзора за окружающей средой и здоровьем населения, охватывают изучение заболеваемости и формирующих ее факторов — состояния окружающей среды, размещения пострадавшего населения, наличия доброкачественного водообеспечения и других, влияющих на жизнедеятельность людей. Анализ полученных материалов позволяет дать оценку сложившейся обстановки, разработать мероприятия по ее улучшению, а также определить объем сил и средств, необходимых для их осуществления в зоне ЧС.

Приведенный комплекс проблем в полном объеме может быть решен с привлечением методологии и научных разработок, проводимых в рамках гигиены катастроф.

Поступила 22.04.05

Summary. In the past two decades, there has been an increase in the number of earthquakes, tidal waves, accidents at chemically dangerous enterprises, and other types of catastrophes, which have posed an emergency survival problem for society. The scientific development of this problem has given rise to a new area of preventive medicine - catastrophe hygiene that is designed to eliminate (reduce) the poor influence of emergency factors and to offer the suffered population safe conditions of accommodation and/or life, water supply, nutrition, and other elements of survival under these conditions. The paper defines the subject and objects of studies in catastrophe hygiene. It characterizes the value and role of this science in the organization and implementation of preventive measures to liquidate the medicosanitary consequences of emergencies, as well as the place of hygienic facilities and research institutes within the framework of the Russian emergency service.

© В. И. КЛЮЧЕНОВИЧ, 2005 УДК 614.7(476)

В. И. Ключенович

ОПЫТ РАБОТЫ В ОБЛАСТИ ГИГИЕНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Республиканский научно-практический центр гигиены Минздрава Республики Беларусь

Активное экономическое развитие Республики Беларусь интенсифицировало вовлечение в техногенную сферу значительных объемов природных и социальных ресурсов и как следствие увеличило экологическую и социальную нагрузки на население.

Так, несмотря на сохраняющуюся тенденцию сокращения объемов вредных выбросов из стационарных и передвижных источников (с более 1700 тыс. тонн в 1991 г. до менее 700 тыс. тонн в 2003—2004 гг.) и общего содержания в атмосферном воздухе основных загрязняющих веществ, уровень загрязнения атмосферного воздуха продолжает оставаться повышенным. Основным источником выбросов являются автотранспорт, объекты энергетики и промышленность, причем на долю передвижных источников приходится около 70% выбросов. В то же время суммарные выбросы диоксида серы и твердых частиц в основном являются результатом деятельности стационарных источников. В крупных городах республики отмечается рост содержания в воздухе оксида углерода вследствие увеличения интенсивности автомобильного

движения (в отдельные годы до 88% от общего объема выбросов) — уровень загрязнения этим соединением остается высоким (до 1000 мкг/м3 средней концентрации).

Серьезной остается проблема состояния атмосферного воздуха в зоне действия отдельных промышленных и энергетических предприятий — отмечается повышенное содержание сероводорода (2—3 ПДК), фенола (до 3—4 ПДК). Доля формальдегида в суммарном индексе загрязнения довольно высока — от 50 до 86%.

В то же время при сравнении национальных стандартов с международными стандартами ВОЗ—АОСв в последние годы атмосферный воздух в городах становится чище.

Качество питьевой воды в республике пока не характеризуется положительными изменениями по санитар-но-химическим показателям: 23—25% проб из коммунальных и 21—35% из ведомственных водопроводов еще не соответствуют нормативам по содержанию химических элементов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.