уДК 51:621.891 К. С. АХВЕРДИЕВ
DOI: 10.25206/1813-8225-2021-176-10-14 "
Е. А. БОЛГОВА Е. О. ЛАГУНОВА С. В. КУМАНИН
Ростовский государственный университет путей сообщения, г. Ростов-на-Дону
ГИДРОДИНАМИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ КЛИНОВИДНОЙ СИСТЕМЫ «ПОЛЗУН-НАПРАВЛЯЮЩАЯ», РАБОТАЮЩЕЙ НА СЖИМАЕМОМ СМАЗОЧНОМ МАТЕРИАЛЕ В УСЛОВИЯХ НАЛИЧИЯ РАСПЛАВА НА ПОВЕРХНОСТИ НАПРАВЛЯЮЩЕЙ
В статье на основе уравнения движения сжимаемого смазочного материала для «тонкого слоя», неразрывности, состояния и уравнения, описывающего профиль расплавленного контура с учетом формулы диссипации механической энергии, найдены асимптотическое и автомодельное решения для экстремального (когда скорость стремится к бесконечности) и не экстремального случая. В результате решения задачи получена уточненная математическая расчетная модель клиновидной опоры скольжения с легкоплавким металлическим покрытием на подвижной контактной поверхности, компенсирующей аварийный недостаток смазочного материала и обеспечивающей стабильный режим гидродинамического смазывания.
Ключевые слова: сжимаемый жидкий смазочный материал, несущая способность, сила трения, клиновидная опора скольжения, метод последовательных приближений, автомодельное решение, легкоплавкое металлическое покрытие.
Введение. В последнее время применяются но- на), у которого температура плавления выше, чем
вые модели гидродинамической смазки [1 — 10] у опорного кольца, покрытого легкоплавким метал-
в подшипниках скольжения в виде жидкой метал- лическим сплавом. Анализ рассматриваемой систе-
лической пленки, полученной в результате плавле- мы приводится для бесконечно широкого ползуна
ния одной из рабочих поверхностей. В существую- (рис. 1).
щих расчетных моделях в основном рассматривают Для решения данной задачи использовано обще-
случаи, когда смазочная жидкость, обусловленная известное уравнение: для «тонкого слоя» уравнение
расплавом, является несжимаемой [11 — 20], а в ра- движения вязкой жидкости; уравнение неразрыв-
бочих моделях, учитывающих сжимаемость сма- ности; уравнение состояния, а также уравнение,
зочного материала, не учитывается клиновидность описывающее профиль расплавленного контура по-
опор скольжения «ползун —направляющая». Су- верхности опорного кольца с легкоплавким покры-
щественным недостатком полученных результатов тием с учетом скорости диссипации энергии в рас-
[11 — 20] является то, что подобного рода рассма- чете на единицу длины. В системе координат х 'Оу'
триваемые конструкции подшипников скольжения вышхуказ хноао система имеет вид: не обладают повышенной несущей способностью.
В предлагаемой нами расчетной модели упорно- d2vx, dp' Q(ppx) ^ v(p' v'y>) , , =
го подшипника, работающего в условиях наличия = Qy'2 dx'' dx' dy' ' p расплава на одной из его рабочих поверхностей,
одновременно учитывается клиновидность систе- , h(Х) , .2
мы «ползун — направляющая» до расплава, а также ц(=-= 2= J I—x- I dy'. (1)
сжимаемость смазочной среды, обусловленной рас- dx -н' (x) ' Qx ' плавом поверхности направляющей.
Постановка задачи. Рассмотрена клиновидная Здесь v'x., v'y' — компоненты вектора скорости,
система скольжения, состоящая из пяты (ползу- p' — гидродинамическое давление, ц — динамиче-
Рис. 1. Клиновидная система «пол зун—напр авл яющая с расплавленнойповерхностью»:
1 — уравнени е к о нтура ползуна
y ' = h0 + x 'tg а = h(x' );
2 — кравнение расплавленного
контура направляющей
y ' = -H' (x ' )=-р 'ф|
u = 0, = = 0 пр и y = 1 + i"|jc = jh^xc),
u = 0, = = -1 при y = -/í(j)= = - —<p(x)
С
p(0) = p(l) = Л Н-п) = Ур-= H при X p) 0. (4)
A,
П]эоинтегр ируе м пертод ур аооение системы (=). Учитыв=я геарироыо о-слр;)(Е)ир, получаем :
Рр = PK - (н(х) + ое-еС) + Ее)ОооСое(сс~|) +
4(х)
Н(х) (= ое -) Н(х) + H(x)'
(4
П^сть, u —= с, прпдовател+но, Л —)■ со и дм vx им^еж
4=)
4(х) + H(x) е(х) + И{х('
(6(
ский коэффициент вязкост^и, р' =
XLu'p'
щ
(формула
ейсбаха — Дар си), Р — плотность, и* — скорость скольжения направляющей, X — коэффициент потерь на трение (х = 0,118*/^) , 8* — абсолютный размер микронеровности ползуна, L — длина пяты, L' — удельная теплота плавления на единицу объема.
Система уравнений (1)решается при следующих общеизвестных граничных условиях:
== = о, а. = 0 ьри у' = ео л кЧда = е'(к'Д,
г* = -0- vy. = 0 п0- У о --^К^ * -—"'(к')
нЬ1) = ее
при кк'= 0; т'(0) = т(ь) = T. (2)
гд= е* — толщина расправленного покрытия.
Переходя обезразмерным петементклмпо формулам:
х1 = ьк y' = еоУ)
v ' = и v; v , = и ен; е = —;
и y е
Л(и) = Н'(х) = h)H(H
2НР„
С о^том (=) ио btp(4()o уравнепия сиотемв1 (3) для орределения полре1 cíe м;
е 9
от
H ^ео)+У
(7)
Следоватенвно, о нхш+м эксоремлльном случае ввфаеое—ие гидpoдиоcмунecи+ оо давления будет найде н— то сле тоо о, хао 0=неделим Н (х) .
При—еня+м четвррто е ю£>4)=ендо систеmbi (3), имее н
РН(х
н(М
K о
л
р0 -оси )Cн(x)кH(х)
Интеер и+уем к го о получ срм;
Си
=с.
Н(х ^^У-ъДД^
н(х)+оо(х)'
(8)
(9)
yp(BHeHO0 (9) решаем метод=м п+следователв-ных приближений -
Р = РоР; Р = Р РР Р =
где п
ом1=но+ди Ог(РИ 11
Н = Ел], Си
9
С( +nK
^'лн-г - г т I (10)
1 + н 0
ХЦн
Интегральн о осредним H1 в промежутке [0,1], получаем:
систему уравнений (1) и граничные условия (2) можно записать в виде:
дг= л ре d(y=) му=)
дуг вВ Со ' др
rifí(x) Ри
ду
ч(ды i рС
о, у = е,
н(и) /д= ^
- о (и)
н = h + к(2 - П1 = а*.
(11)
С учетом (7) и (11) для определения гидродинамического давления будем иметв:
(3)
2C
2C
Р 1 + трс + сс* (14-а*)1 11х)
(12)
о
го >
где 9 д
Г|ш*Н0 ='= =
В =
И*|И=
где б
1 + а
11
Учитывая (6) и (12) для не суще й сп особности и силы трения полшипников скчльжения в рассматриваемом экспремальном сл—гае, ио^}К^им:
р(0) = р(1) = 1; =
(18)
Ш и
и| рЛ и
Л(Д
(э-э <-*)
и!п
[т
э _ ь I с и (1 ДаД
-- =
н в н уа
■¡лсд--]
(1:1)
Интргрируя ^ 1 — (10 получим:
^од^-р),
3)0) =
В не экстремальном сл^ае (в случае, когда Л л 0), прежде ччм найти тичто е ав пм модельное
дя
решение задачи --- в (4) —, осредним интегрально в промежугке [- Н(тс), .
С = -6,
(19)
коистанеа С) опре^леляется из условия р(0) = р(1) = 1.
Дле оп=е,г(елеЕ[И(( гидродинамического давления прих^дио о еледрю!^му :у=<ао!лее^ю:
ду
К(т)
г дЫ-, =__-
ду" К(т )нН(е)меУкду- и" К-(п:)^еэКх)-
К(т)
След0вательно, аУ и К^нет)'
Использ^ после^щее уравнена аистемы (3- н^я определении Н(х) придем к след—ющему уравнению:
ан (к) _ 1
аЬтх: "ь К(х) н Н(х- ' Интегрир^ ткивнкние (1 еу^ г иемеучим:
К
Н(Т) и К[ н .г
л 1
и - н ут н Н(х)
[т.
Е[р=ДДр+Сд к = инв Л [т К2 К3' К(т) н в*
еЛ)
е2л
ее3 = С)ее2 = Сл;
(е~~
С— = о. ес
еи 0н(х) ер _ ео ро'(х) о0х
^ = 0 ес
трг р = 0, С = 1; е~(0 ) = 1: й^0) = 0; л(л) = 0; Л(1) = 0;
о ро
- 6р
С,
л ех ц]_1 х а*)22 ^хтрна*)3 С ^лт=м (==1, полурим:
■ С>1> С1
(20)
р "Ню
0 V Ч х тх + а
Г11
х т|х х а
ех х1 . (21)
Уровмeние (2 =) о^¡лех^еляеле м:^то дом тоследова-тельных приближелий:
(14)
р0 = 1 р1 = -
6+
хе <2а*>=
(х-
о|х2 хоСт3)х
^ rx--оx2e2о)x3
(15)
(1 ))(X*):
(22)
Решак эта м0овoенме мевидoм пксиедовательных приближений для И0 и Н", пемучим выКожкние, приведенное в вкде формулы (аC--. Интегрально осред-няя в проиежуткд [0,1 ] в инаиенве Н ощнеделяется формалдй нИ). Л утен ом (° 1] точное о модельное решениК аaда--и (е) — (4т ищет в кьпо:
ь^и^^и); дии
Ьа^уЭи-М^ уН(и,и); дт
а-(-и, и) и °(г); м(-и, и) и ьк(г); О^ии) - -рК'СаЖГ);
Испр^кьеи1:,! еpeничпo2 -кловие рф) = =0 2, для С2 полурим следохезцле апфажених:
()( =6И^1-)(а•)20l-^O■1)-Лт)2^(■ (23)
Применяявыраженое - для 0х
р1 =
6+
1_ (1 )2
О з Л 2 1Л Л 2 ^
--ох 2--т-х х ))х х
2 2
х о2х3 - 3 Л2х2 - х 4 4
х 1.
(24)
Используя формулы (19) и (24), для несущей способности исилы трения подшипников скольжения получим:
(16)
IV =
Подставлш (16) в (3) и (4), придем к следующей системе уравнений и граничным условиям к ним:
(1 + ос* Д12 8
6Л | — —2
( г\2 —
и
(17)
и?2
и— а-
р0°(х) + оХ) 1
+ {^(х)+а )
dx =
где р = эир р>1, г] = --г
хе[0,1] 1 + а
0
р 1-0-1 0.90.80.70.60.5 0.4 0.3-1
—I—
0.2
0.4 0.6
х
0.8
1.0
Рис. 3. Зависимость давления от координаты х при 1 — 2К=0,9С; 1 — 2К=1,8
0.2
0.4 0.6
х
0.8
1.0
Рис. 5. Зависимость давления от координаты при 1 — 2К=0,95; 2 — 2К=1,8
Анализ получениих результатов. В частном случае, когда подшипник работаеч тол—ро на смаз-ке, обусловченно—] рас—лавом поверхности направляющей (т.е. когда 0(х) = 0), согла^1г— фо—муле (5), Ух = у/М, ооода ¡к ч С/Н, С3 ч 0 ч— Используя формулу (8) с учетом Л(х) = 0 для Н(х) и р(х), получим следчющие иырлжения:
н(х) ч ТНСжС,
к ч
1
V1 с 02 а
Н (х) = а*
К
1 — о*
_0 х
х й — а У
р(х )ч.
ос
(1 — о0*)(1 —ППх) —
1 с о*
Х -11 о- — П
сч 1—00
11 =
1 с 0*
(28)
(26)
Зависимоста То1шщсв1 смазочжш пленки, обу-словоенной расплавом, а также давления от комрди-наты х о оо тветственно приведены на рис.2 и 3для
случад, согн 4С 0 < 1, 4б1" 0,0 с 1.
В случае, когда по верхности направляющей и ползуна йиcпoлокeны под углом (Л(х) 0).
Исполва.я прибаиженнуо фо укуау (10) для Н(х), будем име■ос
а* < 1. (27)
С (мотом фо]2мулв1 (7) д/ш гимродинамического давления будем омеаь:
Из приведенных на рис. 4 — 5 зависимостей, полученных на основе формул (27) и (28), следует, что и в рассматриваемом случае, когда Л(х) ф 0, эти зависимости имеют такую же закономерность, как зависимости, приведенные на рис. 2 и 3.
Выводы. На основе теоретического исследования и численного анализа можно заключить:
1. С увеличением значений параметра, обусловленных расплавом, происходит резкое снижение силы трения. При этом несущая способность снижается незначительно.
2. При значении параметра 2К > 1 толщина расплавленной пленки и давление, в зависимости от координаты х, растет и убывает, соответственно, значительно быстрее, чем при 2К < 1.
Заключение. Теоретическая и практическая значимость работы состоит в подтверждении экспериментальных и теоретических исследований упорных подшипников скольжения, эффективности полученного комплекса уточненных моделей, позволяющего выполнять как предпроектные оценочные, так и проектировочные инженерные расчеты в широком диапазоне эксплуатационных на-грузочно-скоростных режимов.
На основе экспериментального исследования установлено, что после прекращения подачи истин-
0
го >
Л
о
3
а
13
3
но вязкого смазочного материала аварийный ресурс покрытия из легкоплавкого металла составил от 6,85 до 76,98 минуты, т.е. ресурс на 24 — 30 % больше.
Библиографический список
1. Шаповалов В. В., Озябкин А. Л., Харламов П. В. Применение методов физико-математического моделирования и трибоспектральной идентификации для мониторинга фрикционных механических систем // Вестник машиностроения. 2009. № 5. С. 49-57.
2. Шаповалов В. В., Челохьян А. В., Колесников И. В. [и др.]. Амплитудо-фазочастотный анализ критических состояний фрикционных систем: моногр. Москва, 2010. 383 с. ISBN 978-5-9994-0021-5.
3. Zadorozhnaya E. A., Hudyakov V., Dolgushin I. Evaluation of Thermal Condition of Turbocharger Rotor Bearing // Lecture Notes in Mechanical Engineering. 2020. P. 1183-1193. DOI: 10.1007/978-3-030-22041-9_123.
4. Levanov I. G., Zadorozhnaya E. A., Mukhortov I. V., Eschiganov M. O. Study of effect of metal oleates on mixed and boundary lubrication // Tribology in Industry. 2020. Vol. 42 (3). P. 461-467. DOI: 10.24874/ti.708.06.19.08.
5. Kandeva M., Rozhdestvensky Y. V., Svoboda P., Kalitchin Z., Zadorozhnaya E. A. Influence of the size of silicon carbide nanoparticles on the abrasive wear of electroless nickel coatings. Part 2 // Journal of Environmental Protection and Ecology. 2020. Vol. 21 (1). P. 222-233.
6. Zadorozhnaya E. A., Levanov I. G., Kandeva M. Tribological research of biodegradable lubricants for friction units of machines and mechanisms: Current state of research // Lecture Notes in Mechanical Engineering. 2019. P. 939-947. DOI: 10.1007/978-3-319-95630-5_98.
7. Levanov I. G., Zadorozhnaya E., Vichnyakov D. Influence of friction geo-modifiers on HTHS viscosity of motor oils // Lecture Notes in Mechanical Engineering. 2019. P. 967-972. DOI: 10.1007/978-3-319-95630-5_101.
8. Mukhortov I. V., Zadorozhnaya E. A, Kandeva M., Levanov I. G. Studying the possibility of using complex esters as AW/ EP additives // Tribology in Industry. 2019. Vol. 41 (3). P. 355364. DOI: 10.24874/ti.2019.41.03.05.
9. Ахвердиев К. С., Александрова Е. В., Кручинина Е. В., Мукутадзе М. А. Стратифицированное течение двухслойной смазки в зазоре упорного подшипника, обладающего повышенной несущей способностью // Вестник ДГТУ. 2010. Т. 10, № 2 (44). С. 529-536.
10. Ахвердиев К. С., Александрова Е. Е., Мукутадзе М. А. Стратифицированное течение двухслойной смазки в зазоре сложнонагруженного радиального подшипника конечной длины, обладающего повышенной несущей способностью // Вестник РГУПС. 2010. № 1 (37). С. 132-137.
11. Ахвердиев К. С., Мукутадзе М. А., Александрова Е. Е., Эркенов А. Ч. Математическая модель стратифицированного течения двухслойной смазочной композиции в радиальном подшипнике с повышенной несущей способностью с учетом теплообмена // Вестник РГУПС. 2011. № 1 (41). С. 160-165.
12. Ахвердиев К. С., Вовк А. Ю., Мукутадзе М. А., Савенкова М. А. Аналитический метод прогнозирования значений критериев микрополярной смазки, обеспечивающих устойчивый режим работы радиального подшипника скольжения // Трение и износ. 2008. Т. 29. С. 184-191.
13. Mukutadze M. A., Vasilenko V. V., Mukutadze A. M., Opatskikh A. N. Mathematical model of a plain bearer lubricated with molten metal // IOP Conf. Series: Earth and Environmental Science. 2019. Vol. 378. 012021. DOI: 10.1088/17551315/378/1/012021.
14. Мукутадзе М. А., Хасьянова Д. У., Мукутадзе А. М. Гидродинамическая модель клиновидной опоры скольжения с легкоплавким металлическим покрытием // Проблемы машиностроения и надежности машин. 2020. № 4. С. 51-58. DOI: 10.31857/S0235711920040100.
15. Mukutadze M. A., Khasyanova D. U. Radial Friction Bearing with a Fusible Coating in the Turbulent Friction Mode // Journal of Machinery Manufacture and Reliability. 2019. Vol. 48 (5). P. 423-432. DOI: 10.3103/S1052618819050066.
16. Mukutadze M. A., Mukutadze A. M., Opatskikh A. N. V-shaped sliding bearings using micropolar lubricants caused by a melt accounting for the dependence of lubricant viscosity and porous lauer permeability on pressure // Journal of Physics: Conference Series. 2019. Vol. 1353. 012025. DOI: 10.1088/17426596/1353/1/012025.
17. Kolesnikov I. V., Mukutadze A. M., Avilov V. V. Ways of Increasing Wear Resistance and Damping Properties of Radial Bearings with Forced Lubricant supply // Proceedings Engineering. 2019. P. 1049-1062. DOI: 10.1007/978-3-319-95630-5_110.
18. Mukutadze M. A. Radial bearing with porous Elements // Procedia Engineering. 2016. Vol. 150. P. 559-570. DOI: 10.1016/j. proeng.2016.07.041.
19. Mukutadze A. M. Coefficient of a rolling motion bearing drive // Procedia Engineering. 2016. Vol. 150. P. 547-558. DOI: 10.1016/j.proeng.2016.07.040.
20. Mukutadze M. A., Mukutadze A. M., Vasilenko V. V. Simulation model of thrust bearing with a free-melting and porous coating of guide and slide surfaces // IOP Conf. Series: Materials Science and Engineering. 2019. Vol. 560. DOI: 10.1088/1757-899X/560/1/012031.
АХВЕРДИЕВ Камил Самедович, доктор технических наук, профессор (Россия), профессор кафедры «Высшая математика». AuthorID (РИНЦ): 174546 AuthorID (SCOPUS): 6701814894 ORCID: 0000-0002-5062-2612 Адрес для переписки: [email protected] БОЛГОВА Екатерина Александровна, аспирант кафедры «Высшая математика». ORCID: 0000-0002-0737-1846 Адрес для переписки: [email protected] ЛАГУНОВА Елена Олеговна, кандидат технических наук, доцент (Россия), доцент кафедры «Высшая математика».
ORCID: 0000-0002-2762-8068 Адрес для переписки: [email protected] КУМАНИН Станислав Витальевич, аспирант кафедры «Высшая математика». Адрес для переписки: [email protected]
Для цитирования
Ахвердиев К. С., Болгова Е. А., Лагунова Е. О., Кума-нин С. В. Гидродинамический расчет клиновидной системы «ползун-направляющая», работающей на сжимаемом смазочном материале в условиях наличия расплава на поверхности направляющей // Омский научный вестник. 2021. № 2 (176). С. 10-14. DOI: 10.25206/1813-8225-2021-176-10-14.
Статья поступила в редакцию 15.02.2021 г. © К. С. Ахвердиев, Е. А. Болгова, Е. О. Лагунова, С. В. Куманин