Расчет клиновидной опоры (ползун, направляющая), работающей на микрополярном жидком смазочном материале
Е.О. Лагунова Ростовский государственный университет путей сообщения
Аннотация: Представленная работа посвящена математическому моделированию клиновидной опоры (ползун, направляющая), работающей на микрополярном жидком смазочном материале в турбулентном режиме трения с учетом зависимости вязкостных характеристик микропролярного смазочного материала от температуры и давления. Рассматриваем для случая «тонкого слоя» систему уравнений движения вязкой несжимаемой жидкости микрополярного смазочного материала с учетом зависимости вязкостных характеристик микропролярного смазочного материала от температуры и давления, уравнение неразрывности и формулу скорости диссипации энергии для
определения функции Ф (х), обусловленной расплавом поверхности опорного кольца. В
результате определены основные рабочие характеристики рассматриваемой пары трения. Оценено влияние параметра, который обусловлен расплавом направляющей, а также зависимость структурно-вязкостных параметров микрополярного жидкого смазочного материала от температуры и давления на несущую способность и силу трения. Ключевые слова: гидродинамика, опора скольжения (ползун, направляющая), вязкий несжимаемый жидкий микрополярный смазочный материал, расплавленная поверхность направляющей, зависимость вязкости смазочного материала от давления и температуры.
Введение. Для современной инженерной практики смазочная среда является одним из важнейших равноправных конструктивных элементов подшипников жидкостного трения.
Одним из методов решения конструктивно-эксплуатационных задач может быть применение смазывания расплавом легкоплавкого покрытия поверхности подшипников [1-7]. Гидродинамическому расчету системы, состоящей из ползуна, при его расположении под углом к поверхности направляющей, в условиях отсутствия смазочного вещества, и учете зависимости вязкости смазочного материала от давления посвящено большое количество работ [8-13]. Рассматриваемая пара трения, работающая на смазывании расплавом, имеет существенный недостаток, а именно низкую несущую способность и не учет влияния неньютоновских смазочных
материалов. А также, не является самоподдерживающимся процесс смазывания пластичного смазочного материала.
Следовательно, разработка расчетных моделей подшипников скольжения, работающих на микрополярных смазочных материалах в виде металлических расплавов, учитывая вышеуказанные аспекты функционирования, является одним из перспективнейших направлений теоретических исследований в современной трибологии.
Постановка задачи. Рассматривается клиновидная опора, состоящая из системы «ползун - направляющая». Предполагается, что поверхности ползуна и направляющей разделены слоем смазочного материала, обладающими микрополярными свойствами, ползун неподвижен, а направляющая, выполненная из материала с низкой температурой плавления, движется в сторону сужения зазора со скоростью и (рис. 1).
Рис. 1. Рабочая схема Предполагаем, что вязкостные характеристики микрополярного жидкого смазочного материала зависят от давления и температуры по показательному закону
уа'р'-р 'Т' (1)
у =у 0е
где ц ' - коэффициент динамической вязкости смазочного материала; К, / -коэффициенты вязкости микрополярного смазочного материала; ц0 -
характерная вязкость ньютоновского смазочного материала; р -гидродинамическое давление в смазочном слое; а' - характеризует зависимость вязкости смазочного материала от давления, в' - характеризует зависимость вязкости смазочного материала от температуры.
Рассматривается движение бесконечно широкого ползуна при допущениях:
1. Жидкая среда является вязкой несжимаемой жидкостью.
2. Все тепло, которое выделяющется в смазочной пленке, идет на плавление поверхности материала направляющей.
3. Чтобы отразить влияние турбулентности умножим вязкость на коэффициент у > 1, в результате получим величину эффективной вязкости. Вместе с этим предполагаем, что данный коэффициент у выражается в виде следующей функции числа Рейнольдса у = 0,0139Re0'657 [14], где
К^ = рикЦц01 - число Рейнольдса, к0 - толщина пленки в начальном
*
сечении, ц0- динамическая вязкость, и - скорость движения, р - плотность, I - длина подшипника.
Исходные уравнения и граничные условия. За исходные уравнения рассмотрим систему безразмерных уравнений движения смазочного материала, обладающего микрополярными свойствами для случая «тонкого слоя» и уравнения неразрывности.
дУ Лг2 ди' 1 dp' д2и' и' 1 ди' ди' Ы л —- + N — =--—, —^ = —+--, —+— = 0. (2)
ду'2 ду' ск' ду'2 N1 N1 ду' дх' ду' w
где ц' -коэффициент динамической вязкости; и', V' - компоненты вектора скорости смазочной среды; и' - скорость микровращения; р' -гидродинамическое давление в смазочном слое.
Рассмотрим декартовую систему координат х 'оу' (рис. 1).Уравнение
расплавленной поверхности направляющей и контура ползуна можно записать в виде.
у ' = К + х^а*, у' = -п 7' (х'). (3)
Граничные условия для рассматриваемойзадачи запишутся в виде:
и' = -и*, V' = 0, и = о при у ' = -П7'(х);
и ' = о, V = 0, и ' = 0, при у ' = к0 + х^а; (4)
р' (0 ) = р' (1) = п 7' (х' ) = Ф(х ) при X = 0,
где Ф(х) - толщина расплавленной пленки в начальном сечении. Для определения функций Ф(х), обусловленной расплавом опорного кольца, применим формулу скорости диссипации энергии
- 7). и• г = -2Л,* тг^л2
Их' ^ яу
Ф', (5)
Их' -Ф(х)
где Г ' - удельная теплота плавления на единицу объема.
Размерные величины связаны соответствующими безразмерными величинами следующими соотношениями:
и' = и *и; V = и *еТ; и' = и*и; р' = р * р; у' = К0 у; х' = 1х; ц '=ц 0ц;
к'=К0 к; у'=у 0 у; N2 = TJК^; N = ^; 12 ; в = Т *;
2Ц 0 + К 0 К 0 К 4Ц
а' = 4 Г = Т *Т; Т* = ^ е = 4. и = ^; р* (6)
р IX I 2к0 2К0
С учетом перехода к безразмерным переменным в смазочном слое, опуская штрихи приходим к следующей системе уравнений:
д2и лт2 ди 1 Ир д2и и 1 ди ди & ^
—7 + N— = —,—7 = — +--, — + — = 0;(7)
ду ду леар-рт Их ду2 N N ду дх ду
1 с ф(х ) = \х) гаи v уц(х) сх -фДдуу
Су;
2ц0и , , /tgа где К = —0—; П (х) = 1 + пх; п =-,
ПЬ" У ' ' ' ' Пэ
и граничным условиям:
и = 0, V = 0, и = 0, при у = 1 + пх = П (х);
(8)
и = 0, V = 0, и = -1 при у = -Ф(х); р(0) = р(1) = ра/р*.
Учтем малость зазора и равенство и = 0 на неподвижных и подвижных поверхностях. Осредняя второе уравнение системы (7) по толщине смазочного слоя, получим:
т^т ( ^-гСу = -1 ■—Ц- ( иСу ( ду. (9)
П + Ф -ф ду N1 П + Ф-Ф N1 П + Ф -ф ду
Будем искать решение уравнения (9) в виде:
и = А (х)у2 + А2 (х)у + Аз (х) . (10)
Учитывая граничные условий (8),получим для и выражение:
и = А (х)-(у2-(П-Ф) у-ФП). (11)
Подставим (11) в (9) с точностью до членов О (ф/N1), О (1/N1), в итоге имеем:
и = —1— (у2-Пу), — = —1— (2у -П), А1 = —.(12)
2 NlhV > ду 2 Nlh } 1 2N1h
Система уравнений (7) при учете (12) в принятом нами приближении
имеет вид:
Ц + -N1(2у - п)= * С-р, и = (у 2 - Пу),
ду2 2' уц(х) Сх 2N1hv ''
ди + ^ = 0 1 СФ(х) = кП(гх) Гдиу дх ду 'уЦ (х) Сх -Ф(( х) 1ду у
Су. (13)
В качестве малого параметра примем параметр К, который обусловлен расплавом и скоростью диссипации энергии. Функцию Ф(х) будем искать в
виде:
Ф(х ) = - К Ф1 (х)- К 2Ф 2 (х)- К 3Ф 3 (х)-... = Н. (14)
На контуре у = 0 -Ф(х) для безразмерных компонентов скорости и и
vграничные условия примут вид:
V
(0 - Н (х )) = V (0 )
и
\ду У
(0 - Н (х )) = и (0 )
Н (х )
С \
д V
у=0
Ч^ У
чду у
ду Н (х )
Н2 (х)-... = 0;
у=0
2
д и
у=0
ду2
Н2 (х )-... = -1.(15)
у=0
Учитывая граничные условия (8) и (15), асимптотическое решение системы дифференциальных уравнений (13) ищем в виде рядов по степеням малого параметра К:
V = ^(х, у) + Щ(х, у) + К\( х, у) +..., и = и0 (х, у) + Кщ (х, у) + К 2м2( х, у) +..., Ф( х) = - К Ф1 (х) - К 2Ф 2( х) - К 3Ф3 (х) -..., р = р0 + Кр1( х) + К2 р2( х) + К3 р3( х) + ... , ц( х) = ц 0 (х) + Кц (х) + К 2ц 2 (х) + К Зц3 (х) +...,
Т = Т0 + КТ1 (х) + К % (х) + К Т3( х) +.... (16)
Выражения (16) подставим в систему дифференциальных уравнений (13) при учетеграничных условий (8), в результате придем к следующим уравнениям:
- для нулевого приближения:
д 2щ
N
ду2 2^И с граничными условиями:
+^(2у - К)=
1 Фс.
0 (х) Их
ЁЬ. + д = 0. (17)
дх ду
и = 0, Vo = 0, и = 0, при у = 1 + пх;
и0 = 0 и0
-1, vo = 0 при у = 0; р0 (0) = р0 (1) = ра1р
- для первого приближения:
д 2и1 _ 1 Ср1 ц (х) Ср0
(18)
ду2 уц0 (х) Сх уц2 (х) Сх '
1+Пх / \ 2
^ = УЦ0 (х Ж/^ Усу;
^+ д = 0,
дх дУ
(19)
-ф0
с граничными условиями:
Ф1 (х);
V1 =
V дУ у
м1 =
у=0
^ди0 Л V дУ у
Ф1 (х);
у=0
(20)
и1 = 0, V = 0, и1 = 0 при у = 1 + пх; р1 (0 ) = р1 (1) = 0, К Ф1 (0 ) = Ка*, Ф(0 ) = ф(1) = а*
Точное автомодельное решение. Для нулевого приближения точное автомодельное решение задачи в принятом нами приближении с точностью до членов О (п/N1 )ищем в виде:
и0=1>х1+и0(^у); Vo^ду1+V(x,у); ^0(x,у)=у0(£); ппп);
V, (х, у) = -V (£)■ П'( х); и0 (, у ) = ^(^.(21) Подставим (21) в систему дифференциальных уравнений (17) при учете
граничных условий (18). В результатес точностью до О
г \
_л
V N У
получим
следующую систему дифференциальных уравнений:
~ ''' _ . ~п _ р
0 = С2; и0 =
N2 Щ
(2£-1); и'0 + ^ = 0
Фр
Сх
Уц0 (х)
С 2
П2 (х) + П3 (х)
(22)
и граничные условия:
у0 (0) = 0, у0 (1) = 0; щ (1) = 0, у0 (1) = 0; и(0) = и(1) = О,
й0 (0 ) = 1, у~0 (0 ) = 0, } щ (£)И£ = 0, ^0 (0 ) = Р0 (1) = Ра/Р- (23)
Непосредственно интегрируя, получим:
у 0 00=% (2_£), й0 Й )=А ^т-
N2 Г ^3 ^2 ] Г N2 С ^ + С +1 2 У
2 N. V3 2 У V12 N1
£+1,
С 1 = 6.(24)
Используем условиер0 (0) = р0 (1) = ра/р*, с точностью до членов второго порядка малости О(п2) для С2 получим следующее выражение:
/2 (1) т / \ г Их
С2 А
г М=Г ах 1 /з (1); 1 (х Н Ик (х)
; С2 = -6
^ 1 Л
1 + — п
2
V 2 У
(25)
Для нахождения гидродинамического давления для нулевого приближения сначала определим ц0 как функцию от х. Для этого выражение
ц0 (х) = еар-рт продифференцируем:
=,0 (х )Га ^-р^ ] - (26)
Их
Их Их
ИТ
Для определения ^^ используем формулу для скорости диссипации
Их
энергии:
ИТ0 = _ 24,0,0 (х)Ри/И (х) 1Г у0 (£) + Щ (£)
Их
т Чл02} у 0 (£)и л iи 2 (х) + и (х)
И(27)
Подставляя (27) в (26) и сделав ряд преобразований, получим:
1 И,0 (х ) =
= а
С1 + С2
,0 (х) Их V И2 (х) И3 (х)
+ •
24^*^ (х) 1Г чу о (О ¿0)
Т* Ь2 С1 Т СрИ0 С2 0
I
V V / \ /у где ср - теплоемкость при постоянном давлении.
+ -
И2 (х) И (х)
И £,(28)
Интегрируя (28), получим
-1- = 1 - а((^1Л (х) + (/ (х)) - Вр[ Д/ (х) + А2/ (х) + Аз/ (х)], (29) ц0 (х)
24-/1 ; Д. =} (;(5))2 С 5 = 3 (1+П);
где В
Т *СрК( 2
А 2 = 2 (( ¡(5)- и0 (5))) 5 = -6 (1 + 2 п
N
Д3 ^(Ж))^ 5 = 4+зт-г; / (х ) = (
ССх
720ку"; 0 Пк (х )" Функцию -0 (х) заменим ее усредненным интегральным значением с учетом решений Д1, А2, Д3, /(х),/(х),/ (х) с точностью до О(п2). В результате для — получим следующуюформулу:
п
— =1 + а— - ВВ ^ 12
' 3 11 '
---1--п-
4 24
„ N4 V 1 1Л
4+-- —п+—
720N2 УV 72 12 у
(30)
где В =
24ц0и7
Тогда
р0 = 3Л.)-0(х2 -х) + ра/р*(31)
Для определения Ф1 (х) с учетом уравнения (24), получим следующее уравнение:
С Ф1 (х)
Сх
1
П (х)(
(0(5) + и0(5)
П2(х) П(х)
С5. (32)
Проинтегрируем уравнение (32) и получим:
Ф / ч х Д\Сх х Д2Сх х Д3Сх
1 (х) = ( ПМ + ( Л^Й + ( Щ'
Решим уравнение (33) c учетом К Ф1 (0) = К а*, получим:
(33)
ф1 (х)
32 -3х + — пх +
2
4 +
N
4 Л
720N2
_ П 2
х х V 2 У
+ а .
(34)
Для первого приближения точное автомодельное решение ищем в виде:
. ,Л. ... п _ У
и1 =дЧ1 + и1 (x, У )
дх
; V
ду
■+V(х,у); (х,у) = у1 (£); £
И(х)'
V (х, у ) = _* (£)• И ' (х); и (х, у ) = ¿1 (£). (35)
Подставим (35) в систему дифференциальных уравнений (19) при учете граничных условий (20). В результате получим следующую систему дифференциальных уравнений:
ччГ(£) = 4 ¿¿1=((1, и;= 0,
1 ИР1 ц (х) ИР0 = С
+ •
С,
(х) Их ^ (х) Их И2 (х) И3 (х)
,(36)
и соответствующие граничные условия
у 1 (0 ) = 0, у 1 (1) = 0; ¿1 (1) = 0, V (1) = 0; ц (0 ) = ц (1) = 0,
1
¿1 (0) = М, V (0 ) = 0, \ ¿1 (£)И£ = 0, р1 (0 ) = р1 (1) = 0. (37)
Непосредственно интегрируя, получим:
у 1 (£) = С( _£), С1 = 6М, ¿1 (£) = С _
Используя условие р1 (0 ) = р1 (1) = 0 для С 2 получим:
С
С + М
^ + М .(38)
С2 = _6М
Г 1 ^
1 + 2П , (39) V 2 У
где
М
8ир
г ди0 Л
хе[0;1] VU■У У
ду
у=0
•Ф1 (х ) = 8ир
хе[0;1]
N1 й±пх! _ 3п (2 х _ пМ 2 N1 6 у ' 2
х
2
' ^ л 3 '
X
3х
л -1
2 у
—га + 2
4 +
N4 V - П 2Л
х х V 2 у
720N2
л
+ а
Для
V У V - ✓ у
нахождениягидродинамического
давления
из
уравнения
1_Ср1 ц (х) Ср0 = С1
+
С
сначала определим ц1 (х).
• ( 9 / \ ^ \ ^ \
jц0 (х) Сх jц2 (х) Сх П (х) П (х) Для этого выражение ц1 (х) = еар1 -т продифференцируем:
С-С*х* = а-0 (х+а- (х- в- (х- В— (х^ (40)
0&{ 0&{ СЛЛ- СЛЛ- 0&{
Для определения ССТТ- используем формулу для скорости диссипации
Сх
энергии:
ст± = 24-0-1 (х)Ри7П(х)^„(5) , и0(5)У( 1(5) , ^(5)
Сх
Т *СрП1С 2
+
П2(х) П(х) УVП2(х) П(х)
+
С 5.(41)
Подставляя (41) в (40) и сделав ряд преобразований с точностью до членов О (Ка ц1 (х)), получим:
Н -1 (х)|=РВ-2
С ( ^)+Д232 М+ДЛ (х))
+
(С
(ДД/ (х)+Д/ (х)+Д/ (х)+Д/1 (х))
(42)
где
В = ; Д1 =1 (0(5)(5)С5; Д2 =1 (0(5) ■ и(5)с5;
Т СрП0
Д 3 = (5) ■ и0 (5)С 5; Д 4 = ( и (5)^1 (5)С5.(43)
Сделав ряд преобразований в уравнении (42) с учетом (43), а затем полученную функцию -1 (х) заменим ее усредненным интегральным значением, получим:
Ц!
1 вц,р
= [ц1 (х)Их = 1 - е
2 - 9 п-(1 -5-лЦ114+———1+4
4 8 ^ 2 12 61 720Их I 3
(44)
Тогда для р1 получим:
Рх = 3Ул(х2 - х)(ц 1 + МЦ0). (45)
Результаты исследования и их обсуждения. Перейдем к
определению основных рабочих характеристик подшипника. Учитывая (17), (19), (31) и (48) для несущей способности и силы трения получим:
(0+ко ) 1 ( Ра , ^ Ъ =(2^0+К0 )1и*
ж
2И2
ь
"{[р0 - р + Крх = (0+К0 )|
4Л2
К
Д 0 + + Д 0М)
2Н{
( 0+к 0 )1и*21
00 *2 • "
ди0 + к дих
ду у=0 дУ у=0 _
2К
И 0
И2 (1 + д) - д 12Их 2
Их
-КМДх
VдЛ
(46)
По результатам численного анализа построены графики (рис. 2-5), позволяющие сделать следующие выводы.
1. Получена уточненная расчетная модель клиновидной опоры скольжения, работающей в условиях гидродинамического смазывания на микрополярном жидком смазочном материале, обусловленной расплавом покрытое легкоплавким металлическим расплавом поверхности опорного кольца.
2. Показан значительный вклад параметров: параметра Их,
характеризующего размер молекул смазочного материала, параметра К, обусловленного расплавом поверхности легкоплавкого покрытия поверхности опорного кольца, параметра связи N, параметра а, характеризующего зависимость вязкости смазочного материла от давления, и параметра в, характеризующего зависимость вязкости смазочного материала от температуры.
Рис. 2. Зависимость несущей способности от параметра К, обусловленного расплавом, и параметра в, характеризующего зависимость вязкости смазочного материала от температуры.
Рис. 4. Зависимость силы трения от параметра в, характеризующего зависимость вязкости смазочного материала от температуры, и от параметра а, характеризующего зависимость вязкости смазочного материала от давления
Рис. 3. от параметра в, характеризующего зависимость вязкости смазочного материала от температуры, и от параметра а, характеризующего зависимость вязкости смазочного материала от давления
Рис. 5. Зависимость силы трения от параметра К, обусловленного расплавом, и от параметра в, характеризующего зависимость вязкости смазочного материала от температуры
Установлено, что значительное повышение несущей способности и уменьшение силы трения происходит при росте структурно-вязкостных параметров микрополярного смазочного материала (N и N1), параметра К, обусловленного расплавом поверхности направляющей покрытой легкоплавким покрытием, параметра а, характеризующего зависимость вязкости смазочного материла от давления. А также установлено, что значительное увеличение силы трения и уменьшения несущей способности происходит при учете параметра ß, характеризующего зависимость вязкости смазочного материала от температуры.
Работа выполнена по гранту ОАО «РЖД» № 2210370/22.12.2016 на развитие научно-педагогических школ в области железнодорожного транспорта.
Литература
1. Прокопьев, В.Н., Бояршинова А.К., Задорожная Е.А. Динамика сложнонагруженного подшипника, смазываемого неньютоновской жидкостью // Проблемы машиностроения и надежности машин. - 2005. - № 6. - С. 108- 114.
2. Прокопьев, В.Н., Задорожная Е.А., Караваев В.Г., Леанов И.Г. Совершенствование методики расчета сложнонагруженных подшипников скольжения, смазываемых неньютоновскими маслами // Проблемы машиностроения и надежности машин. - 2010. - № 1. - С. 63- 67.
3. Дергулян, Ф.П., Щербаков И.Н. Обоснование процесса получения композиционных антифрикционных самосмазывающихся материалов с заданными техническими характеристиками методом химического наноконструирования. // Инженерный вестник Дона, 2010, №4 URL: ivdon.ru/magazine/archive/n4y2010/287
4. Беретта. Подшипники скольжения, смазываемые собственным расплавом или продуктом сублимации / Беретта, Ниро, Сильвестри // Труды Амер. о-ва инж. -мех. - 1992. - № 1. - С. 86-90.
5. Приходько, В.М., Котельницкая Л.И. Математическая модель гидродинамической смазки при плавлении опорной поверхности радиального подшипника // Трение и износ. - 2001. - Т. 22, № 6. - С. 606-608.
6. Ахвердиев К.С., Мукутадзе М.А., Лагунова Е.О., Василенко В.В. Гидродинамический расчет радиального подшипника, смазываемого расплавом легкоплавкого покрытия при наличии смазочного материала // Вестник РГУПС. - 2017. - №2 (66). - С. 129-135.
7. Василенко, В.В., Лагунова Е.О., Мукутадзе М.А. Гидродинамический расчет радиального подшипника, смазываемого расплавом легкоплавкого покрытия при наличии смазочного материала // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №5 (2017) URL: naukovedenie.ru/PDF/20TVN517.pdf
8. Ахвердиев, К.С., Василенко, В.В., Лагунова Е.О. Расчетная модель радиального подшипника, смазываемого расплавом, с учетом зависимости вязкости от давления // Вестник ДГТУ. - 2017. - №3 (90). - С. 27-37.
9. Lagunova, E.O. Wedge-Shaped Sliding Supports Operating on Viscoelastic Lubricant Material Due to the Melt, Taking Into Account the Dependence of Viscosity and Shear Modulus on Pressure // International Journal of Applied Engineering Research ISSN 0973-4562 Volume 12, Number 19 (2017) pp. 9120-9127.
10. Lagunova, E.O. Radial Plain Bearings Operating on Viscoelastic Lubricant Caused by the Melt, Taking into Account the Dependence of the Viscosity of the Lubricant and the Shear Modulus on the Pressure // International Journal of Applied Engineering Research ISSN 0973-4562 Volume 12, Number 19 (2017) pp. 9128-9137.
11. Calculation Model of the Radial Bearing, Caused by the Melt, Taking into Account the Dependence of Viscosity on Pressure / V.V. Vasilenko, E.O. Lagunova, M.A. Mukutadze, V.M. Prikhodko // International Journal of Applied Engineering Research ISSN 0973-4562 Volume 12, Number 19 (2017) pp. 91389148.
12. Ахвердиев К.С., Мукутадзе М.А., Лагунова Е.О., Василенко В.В. Клиновидные опоры скольжения, работающие на микрополярном смазочном материале, обусловленные расплавом // Вестник РГУПС. - 2017. - №3 (67). -С. 8-15.
13. Гармонина А.Н., Мукутадзе М.А., Приходько В.М. Расчетная модель радиального подшипника с двухслойным пористым покрытием на поверхности вала, работающего на электропроводящем смазочном материале// Инженерный вестник Дона, 2017, №3 URL: ivdon.ru/magazine/archive/n3y2017/4320
14. Нг. Линеаризованная теория турбулентного течения смазки / Нг, Пэн // Теоретические основы инженерных расчетов. - 1965. - №3. - С. 157162.
References
1. Prokop'ev V.N., Boyarshinova A.K., Zadorojnaya E.A. Problemy mashinostroenija i nadezhnosti mashin, 2005. № 6. pp. 108 - 114.
2. Prokop'ev V.N., Zadorozhnaya E.A., Karavaev V.G., Levanov I.G. Problemy mashinostroenija i nadezhnosti mashin, 2010. №1. pp. 63- 67.
3. Dergulyan, F.P., Scherbakov I.N. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2010, №4 URL: ivdon.ru/magazine/archive/n4y2010/287.
4. Beretta, Niro, Silvestri. Trudy Amer. o-va inzh. -meh.1992. №1. pp. 86-90.
5. Prikhodko V.M., Kotelnitskaya L.I. Trenie i iznos , 2001. V. 22, №6. pp. 606608.
6. Akhverdiev K.S., Mukutadze M.A., Lagunova E.O., Vasilenko V.V. Vestnik RGUPS, 2017. №2 (66). pp. 129-135.
7. Vasilenko V.V., Lagunova E.O., Mukutadze M.A. Internet-zhurnal «NAUKOVEDENIE» Tom 9, №5 (2017). URL: naukovedenie.ru/PDF/20TVN517.pdf
8. Akhverdiev K.S, Lagunova E.O., Vasilenko V.V. Vestnik DGTU. 2017. vol. 17. no.3, pp. 27-37.
9. Lagunova, E.O. International Journal of Applied Engineering Research ISSN 0973-4562 Volume 12, Number 19 (2017) pp. 9120-9127.
10. Lagunova, E.O. International Journal of Applied Engineering Research ISSN 0973-4562 Volume 12, Number 19 (2017) pp. 9128-9137.
11. Vasilenko V.V., Lagunova E.O, Mukutadze M.A., PrikhodkoV.M. International Journal of Applied Engineering Research ISSN 0973-4562 Volume
12. Number 19 (2017) pp. 9138-9148.
12. Akhverdiev K.S., Mukutadze M.A., Lagunova E.O., Vasilenko V.V. Vestnik RGUPS. 2017. №3 (67).
13. Garmonina A.N., Mukutadze M.A., Prikhodko V.M. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2017, №3. URL: ivdon.ru/magazine/archive/ n3y2017/4320
14. Ng. Pan. Teoreticheskie osnovy inzhenernyh raschetov, 1965. No. 3. pp. 157162.