Научная статья на тему 'ГИБКИЕ НАВЫКИ В КОНТЕКСТЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ'

ГИБКИЕ НАВЫКИ В КОНТЕКСТЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гибкие навыки / жёсткие навыки / иностранные языки / неязыковой вуз / soft skills / hard skills / foreign languages / non-linguistic university

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н Ю. Северова, А Н. Павлова, С М. Воронец

Авторы, опираясь на уже имеющиеся работы, посвященные формированию «гибких» навыков, проводят собственное исследование, анализирующее динамику формирования «гибких» навыков в процессе изучения иностранного языка в неязыковом вузе в контексте профессионализации. В качестве основного метода было выбрано анкетирование, в ходе которого студенты оценивали, как изменился уровень того или иного «гибкого» навыка в процессе изучения иностранного языка в вузе. Результаты исследования показали, что занятия иностранным языком хотя и в разной степени, но тем не менее способствуют развитию «гибких» навыков студентов и, как следствие, готовят их к будущей профессиональной деятельности. Авторы делают общий вывод о том, что изучение иностранных языков в современном вузе не только позволяет выработать коммуникативные и языковые навыки, но и способствует формированию различных «гибких» навыков. Такой навык, как межкультурная компетентность, то есть навык, непосредственно связанный с предметной областью «иностранный язык, лидирует с явным отрывом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н Ю. Северова, А Н. Павлова, С М. Воронец

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOFT SKILLS IN THE CONTEXT OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES AT A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY

The authors, relying on the existing works devoted to the formation of “soft” skills, conduct their own research analyzing the dynamics in forming “soft” skills in the process of learning a foreign language in a non-linguistic university in the context of professionalization. A questionnaire was chosen as the main method, during which students assessed how the level of a particular “soft” skill changed in the process of learning a foreign language at a university. The results of the study showed that foreign language classes, although to varying degrees, nevertheless contribute to the development of students’ “soft” skills and, as a result, prepare them for future professional activity. The authors make a general conclusion that the study of foreign languages in a modern university not only allows you to develop communication and language skills, but also contributes to the development of various “soft” skills. Such a skill as intercultural competence, that is, a skill directly related to the subject area “foreign language”, leads by a clear margin.

Текст научной работы на тему «ГИБКИЕ НАВЫКИ В КОНТЕКСТЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ»

и непрерывности образовательного процесса. При этом целостность обеспечивается тремя компонентами: обучение, воспитание, развитие, и именно дихото-мичность развития является связующим звеном уровней/этапов образовательного процесса. Дихотомичность заключается в том, что она является и основой, и результатом учебного процесса - основой нового и результатом пройденного этапа/уровня.

Развитие исполнителя в контексте интонационной теории Б. Асафьева позволяет связать воедино творческое, художественное, интеллектуальное, эмоциональное и социальное становление личности [5, с. 177]. Непрерывность и целостность развития исполнителя-баяниста обусловлена повторяемостью и цикличностью освоения музыкального произведения, определяя функции и задачи каждого уровня обучения, давая ясное представление о результатах. Учебный репертуар, музыкальные произведения являются ценностной, мотивационной, содержательной и методической доминантой преемственности в уровневой системе исполнительского развития. Так, опираясь на утверждение Э.А. Баллера о

Библиографический список

том, что преемственность реализуется «... в искусстве в плане художественной формы» [6, с. 156], считаем, что доминантой преемственности в исполнитель-ско-образовательном процессе является работа над музыкальным произведением. Соответственно, развитие личности исполнителя-баяниста в контексте изучения и освоения музыкального произведения идет по таким важным направлениям, как когнитивное, эмоциональное, целеполагающее и др.

Таким образом, можно сформулировать следующие выводы. Преемственность является базовой характеристикой целостного непрерывно развития личности исполнителя в уровневой системе музыкального образования (начальный, средний и высший уровни). Это методологическая закономерность развития исполнителя-баяниста в образовательном процессе, дидактический принцип, детерминирующий содержание исполнительской подготовки, частный дидактический принцип, позволяющий ранжировать работу над музыкальным произведением (художественно-образное восприятие, музыкально-слуховые представления, исполнительский аппарат, интонирование, эстетическое отношение к звуку и т. д.).

1. Рякина О.Р, Сюй Ч. Становление профессионального обучения игре на хроматической гармонике в Китае. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 72-74.

2. Чжао М. Баянно-аккордеонное искусство в Китае: генезис, современное состояние и перспективы. Диссертация ... кандидата искусствоведения. Нижний Новгород, 2021.

3. Васильев О.П. К вопросу об академизации баяна. Актуальные проблемы истории, теории и методики современного музыкального искусства и образования: сборник научных трудов ОГИИ. Оренбург: ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей, ОГУ, 2008; Выпуск 4.

4. Баренбойм Л.А. О воспитании у исполнителя творческого начала. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Ленинград, 1969.

5. Асафьев Б.В. Интонация. Москва - Ленинград, 1947.

6. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. Москва, 1969.

References

1. Ryakina O.R., Syuj Ch. Stanovlenie professional'nogo obucheniya igre na hromaticheskoj garmonike v Kitae. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 72-74.

2. Chzhao M. Bayanno-akkordeonnoe iskusstvo v Kitae: genezis, sovremennoe sostoyanie iperspektivy. Dissertaciya ... kandidata iskusstvovedeniya. Nizhnij Novgorod, 2021.

3. Vasil'ev O.P. K voprosu ob akademizacii bayana. Aktual'nye problemy istorii, teorii i metodiki sovremennogo muzykal'nogo iskusstva i obrazovaniya: sbornik nauchnyh trudov OGII. Orenburg: OGII im. L. i M. Rostropovichej, OGU, 2008; Vypusk 4.

4. Barenbojm L.A. O vospitanii u ispolnitelya tvorcheskogo nachala. Voprosy fortepiannojpedagogiki i ispolnitel'stva. Leningrad, 1969.

5. Asaf'ev B.V. Intonaciya. Moskva - Leningrad, 1947.

6. Baller 'E.A. Preemstvennost v razvitii kul'tury. Moskva, 1969.

Статья поступила в редакцию 14.06.23

УДК 378

Severova N.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Moscow State Institute of International Relations (University); (Moscow, Russia),

E-mail: n.severova@my.mgimo.ru

Pavlova A.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), Moscow State Institute of International Relations (University); (Moscow, Russia), E-mail: a.pavlova@my.mgimo.ru

Voronets S.M., Cand. of Sciences (Philology), Moscow State Institute of International Relations (University); (Moscow, Russia), E-mail: s.voronets@my.mgimo.ru

SOFT SKILLS IN THE CONTEXT OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES AT A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY. The authors, relying on the existing works devoted to the formation of "soft" skills, conduct their own research analyzing the dynamics in forming "soft" skills in the process of learning a foreign language in a non-linguistic university in the context of professionalization. A questionnaire was chosen as the main method, during which students assessed how the level of a particular "soft" skill changed in the process of learning a foreign language at a university. The results of the study showed that foreign language classes, although to varying degrees, nevertheless contribute to the development of students' "soft" skills and, as a result, prepare them for future professional activity. The authors make a general conclusion that the study of foreign languages in a modern university not only allows you to develop communication and language skills, but also contributes to the development of various "soft" skills. Such a skill as intercultural competence, that is, a skill directly related to the subject area "foreign language", leads by a clear margin.

Key words: soft skills, hard skills, foreign languages, non-linguistic university

Н.Ю. Северова, канд. пед. наук, доц., МГИМО МИД России, г. Москва, E-mail: n.severova@my.mgimo.ru

А.Н. Павлова, канд. пед. наук, МГИМО МИД России, г. Москва, E-mail: a.pavlova@my.mgimo.ru

С.М. Воронец, канд. фил. наук, МГИМО МИД России, г. Москва, E-mail: s.voronets@my.mgimo.ru

ГИБКИЕ НАВЫКИ В КОНТЕКСТЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Авторы, опираясь на уже имеющиеся работы, посвященные формированию «гибких» навыков, проводят собственное исследование, анализирующее динамику формирования «гибких» навыков в процессе изучения иностранного языка в неязыковом вузе в контексте профессионализации. В качестве основного метода было выбрано анкетирование, в ходе которого студенты оценивали, как изменился уровень того или иного «гибкого» навыка в процессе изучения иностранного языка в вузе. Результаты исследования показали, что занятия иностранным языком хотя и в разной степени, но тем не менее способствуют развитию «гибких» навыков студентов и, как следствие, готовят их к будущей профессиональной деятельности. Авторы делают общий вывод о том, что изучение иностранных языков в современном вузе не только позволяет выработать коммуникативные и языковые навыки, но и способствует формированию различных «гибких» навыков. Такой навык, как межкультурная компетентность, то есть навык, непосредственно связанный с предметной областью «иностранный язык, лидирует с явным отрывом.

Ключевые слова: гибкие навыки, жёсткие навыки, иностранные языки, неязыковой вуз

Актуальность рассматриваемой темы обусловлена всё возрастающей потребностью в квалифицированных специалистах, готовых к саморазвитию и обладающих не только профессиональными, но и надпрофессионалными навыками, что, в свою очередь, требует более тщательного изучения взаимовлияния «жестких» и «гибких» («мягких») навыков в процессе профессиональной

подготовки в разных предметных областях, в том числе в области иностранного языка [1-9].

Целью данной статьи является установить корреляцию между «гибкими» и «жесткими» навыками в процессе профессионально направленного обучения иностранному языку в вузе.

В связи с поставленной целью, основными задачами исследования стали следующие:

- проследить динамику формирования и развития «гибких» навыков в их связи с изучением иностранных языков в неязыковом вузе в контексте профессионально ориентированного обучения;

- какие «гибкие» навыки играют приоритетную роль в овладении иностранным языком в профессиональных целях.

Основными методами в процессе исследования были избраны:

- теоретические - анализ литературы по теме исследования; обобщение накопленного опыта в области формирования гибких навыков; выявление лакун в исследуемой проблеме;

- практические (эмпирические) - анкетирование студентов бакалавриата МГИМО МИД России, беседа с обучаемыми, наблюдение, анализ результатов, статистический анализ.

Научная новизна статьи определяется тем, что впервые предпринята попытка проследить развитие «гибких» навыков в динамике в процессе профессионально ориентированного обучения иностранному языку.

Теоретическая значимость воплощена в расширении понятия «формирование навыков» и распространение его на область формирования «гибких» навыков в контексте языковой подготовки в рамках профессиональной направленности.

Практическая значимость заключается в том, что полученные результаты:

- могут учитываться преподавателями иностранного языка при планировании как учебного процесса в целом, так и непосредственно каждого занятия с учетом формирования «гибких» навыков;

- могут использоваться преподавателями педагогических вузов при подготовке лекционных курсов и практических занятий по теории и практике преподавания иностранного языка, а также в проведении педагогической практики студентов, обучающихся по направлению подготовки «Лингводидактика».

В результате многолетних исследований ученые пришли к мысли о том, что для успешного развития общества специалистам недостаточно одних лишь «жестких» навыков (hard skills). Название говорит само за себя: данные навыки должны сохранять состояние относительной стабильности, играя роль «каркаса», на который наслаиваются дополнительные, лабильные навыки, позволяющие подстраиваться под изменчивые условия жизни и деятельности. Вплоть до настоящего времени образовательные стандарты изменяются и дополняются, конкретизируется набор компетенций отдельно по каждому направлению подготовки. Однако неизменным остается разделение на hard skills и soft skills.

Здесь авторы статьи считают необходимым сделать оговорку, связанную с терминологией. Проанализировав целый ряд источников, мы пришли к выводу, что до сих пор в русском языке нет унификации перевода с английского языка терминов "hard skills" и "soft skills". Первый термин имеет в русском языке хождение в виде «жесткие навыки», или «твердые навыки», второй также передается на русском двояко: как «мягкие», или «гибкие» навыки. Проанализировав труды ученых на данную тему, авторы представленного исследования пришли к выводу, что данные термины не различаются по значению, и решили придерживаться терминологии «жесткие» навыки и «гибкие» навыки, что в нашем случае является просто вкусовым предпочтением. Что касается определения «гибких» навыков, авторы данной статьи опираются на то, которое приводят Л.К. Раицкая и Е.В. Тихонова, так как, на наш взгляд, оно в полной мере отражает специфику этих навыков. Вслед за ними мы также признаем универсальность данного определения, которое гласит что "soft skills" это «... совокупность непрофессиональных навыков, качеств и атрибутов личности, востребованных на рынке труда для эффективной реализации профессиональных компетенций» [1, с. 359].

В последние десятилетия проблема «гибких» навыков занимает одну из ключевых позиций в методике преподавания большинства дисциплин. Неслучайно их называют еще «компетенции XXI века». В течение этого времени исследования, связанные с данными навыками, проводились в разных направлениях. Вот лишь некоторые примеры.

Достаточно полно, на наш взгляд, различные технологии для развития «гибких» навыков описаны в коллективной монографии Костиковой Л. П. и др [2].

С.Г Меньшенина и ГА. Позднякова [3] предлагают эффективную технологию развития критического мышления через чтение.

Методические приемы по развитию навыков коммуникации предложены ГФ. Поповой [4]. С.В. Самарская [5] для улучшения коммуникации в профессиональной сфере рекомендует проведение игр-симуляций в малых группах. Интерес представляет также исследование О.А. Жбиковской по направлению развития критического визуального мышления в учебном процессе по иностранным языкам в свете профессиональной подготовки [6].

По мере продвижения исследований в направлении изучения «гибких» навыков выявляются трудности, что неизбежно для любой области исследований. Одна из таких трудностей связана с их классификацией. Исследование Ю.В. Со-рокопуд, Е.Ю. Амчиславской и А.В. Ярославцевой показало, что «единой классификации гибких навыков на данный момент не существует, так же, как и не определено точное количество качеств и умений, подходящих под определение «гибкие навыки» [7, с. 195]. По всей видимости, эта трудность обусловлена тем, что «гибкие» навыки имеют надпредметный (межпредметный) характер и не могут быть непосредственно связаны с какой-либо конкретной областью знаний.

Поэтому любая попытка классифицировать их неизбежно наталкивается на отсутствие того, что именно можно и нужно взять за основу классификации.

Еще одна трудность связана с определением уровня сформированности каждого из навыков. Такие авторы, как РИ. Платонова, Г.Б. Михина, подчеркивают, что «остается проблемой методика контроля и оценивания надпрофесси-ональных компетенций будущего специалиста как важного фактора успешности в профессиональной и личностной карьере» [9, с. 180] в силу того, что данные навыки имеют субъективный характер.

Следует отметить, однако, что учёные не оставляют попыток продвинуться в этом направлении. Так, например, М.И. Беркович, Т.А. Кофанова, С.С. Тихонова описывают проведенное ими исследование, в котором «студентам было предложено прокомментировать уровень освоения ими общекультурных компетенций в процессе обучения в вузе по пятибалльной шкале» [8, с. 65]. В своем исследовании авторы ограничились срезовой оценкой в конкретный момент времени, не рассматривая развитие навыков в динамике. Данную попытку можно рассматривать как шаг вперед в изучении проблемы оценки «гибких» навыков.

Итак, анализ научных работ по теме позволил выявить правомерность выделения «гибких» навыков в особую группу навыков, подлежащую рассмотрению с точки зрения таких смежных наук, как психология, педагогика, социология и др. В педагогической науке предлагается рассматривать их в контексте личностно ориентированного обучения.

На основе новейших исследований авторы данной статьи выделили наиболее важные отличительные черты, специфичные именно для «гибких» навыков. Таковыми, на наш взгляд, являются следующие.

1. Метапредметность. Поскольку «гибкие» навыки связаны с личностными качествами, то нельзя сказать, что тот или иной из них развивается только в процессе изучения какого-либо предмета.

2. Двусторонность. С одной стороны, ранее приобретенные «гибкие» навыки используются обучающимися при освоении того или иного учебного предмета. С другой стороны, в процессе обучения навыки продолжают развиваться и совершенствоваться.

3. Невозможность точного количественного измерения. В отличие от «жестких навыков», уровень развития которых можно выразить в цифровом эквиваленте (отметка в журнале, оценка за выполнение тестовых работ), уровень сформированности «гибких» навыков определяется с некоторыми допущениями и колебаниями в ту или иную сторону.

4. Субъективный характер оценки «гибкого» навыка со стороны как обучающего, так и обучающегося. Обучающийся может судить о том, насколько у него развит определенный навык, основываясь на сравнении прошлого и настоящего субъективного опыта. Равно как и преподаватель сможет оценить наличие и дальнейший прогресс формирования навыка, основываясь лишь на личном наблюдении за обучающимися.

Что касается исследования, которому посвящена данная статья, то авторы исходили из того, что формирование компетенций из разряда «гибких» навыков носит комплексный характер. То есть неправомерно утверждать, что при изучении одного предмета формируется один набор компетенций, а при изучении другого предмета - совсем иной. Так как эти навыки связаны с личностными особенностями, то и их формирование происходит на базе индивидуальных характеристик каждого индивида.

Поскольку каждый предмет имеет свою специфику, имеет смысл предположить, что тот иной или иной навык формируется в большей или меньшей степени при изучении разных предметов. Вместе с тем развитие «гибких» навыков как таковых не является основной целью, ибо формирование «жестких» навыков в избранной области остается приоритетным, что логично: любой образовательный стандарт нацелен прежде всего на формирование базовых профессиональных компетенций. Однако это вовсе не означает, что «гибкие навыки» можно оставить вне поля зрения. Методически целесообразным представляется выстроить процесс обучения таким образом, чтобы обе группы навыков образовали некий симбиоз, который бы оптимально соответствовал цели обучения. Однако для этого требуется провести целый ряд исследований, которые выходят далеко за рамки отдельной статьи.

Авторы данного исследования продвинулись в изучении вышеназванной проблемы, избрав в качестве области своего исследования динамику развития «гибких» навыков в процессе профессионально ориентированного обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Иностранный язык среди других предметов занимает особую позицию. С одной стороны, это отдельная предметная область, в рамках которой предусмотрено прежде всего овладение определенным лексико-грамматическим минимумом. С другой стороны, этот минимум рассматривается не как самоцель, а как базис, своего рода фундамент, на основе которого формируются коммуникативные умения. В вузе к этому добавляется профессионализация, то есть компетенция использования языка в ситуациях профессиональной коммуникации. В этой связи речь идет как о письменном, так и об устном общении, что отражено в образовательных стандартах. Можно утверждать, что в предметной области «иностранный язык» происходит интенсивное взаимопроникновение и взаимовлияние самых разных навыков и компетенций. Так, например, знания, полученные при изучении предмета, связанного с будущей профессией, могут пригодиться в процессе решения профессиональной задачи в условиях межкультурной коммуникации с использованием иностранного

языка. С другой стороны, та информация, с которой сталкиваются студенты на иностранном языке (например, деловая переписка, особенности делового этикета в странах изучаемого языка), помогает лучше понять иностранных коллег, более эффективно выстроить траекторию взаимодействия с ними. Таким образом, к требованиям решать профессиональные задачи добавляется необходимость решать их и в условиях межкультурной и кросс-культурной коммуникации, что ставит участников учебного процесса в рамках данного предмета перед новыми вызовами. Всё это повлияло на критерии отбора релевантных для предметной области «Иностранный язык» на бакалавриате неязыкового вуза с учетом профессиональной направленности.

В результате, в поле нашего зрения оказались следующие навыки:

1) критическое мышление;

2) умение анализировать,

3) коммуникативность,

4) командная работа,

5) креативность,

6) воображение,

7) любознательность,

8) цифровая грамотность,

9) информационная грамотность,

10) инициативность,

11) настойчивость,

12) обучаемость,

13) способность к самообучению,

14) способность обучать других,

15) самоорганизация,

16) гибкость, способность адаптироваться,

17) тайм-менеджмент,

18) внимательность,

19) межкультурная компетентность,

20) умение вести переговоры,

21) лидерство,

22) стрессоустойчивость.

Для достижения поставленных целей авторами исследования были разработаны вопросы, и проведено анкетирование среди студентов бакалавриата МГИМО МИД России, изучающих европейские языки (английский, немецкий, итальянский, португальский). Была разработана анкета, в которой студенты на основе субъективной оценки выделяли динамику развития каждого из выделенных навыков в процессе изучения иностранного языка. В анкете были представлены вышеперечисленные навыки, и предлагалось оценить исходный уровень сфор-мированности навыка в баллах от 1 до 10 до того, как анкетируемые приступили к изучению ИЯ в вузе, и определить, какие из них и в какой степени развились в процессе обучения иностранному языку, то есть оценить свой уровень на момент проведения анкетирования с учетом влияния иностранного языка как предмета на развитие каждого из «гибких» навыков в контексте профессионально ориентированного обучения.

Всего было проанализировано 150 анкет. Можно утверждать, что такое количество является вполне достаточным для достоверности исследования.

Поскольку, как уже было упомянуто, «гибкие» навыки носят личностный характер, субъективная оценка базировалась на рефлексии, на внутреннем ощущении того, насколько усовершенствовался каждый из навыков.

Полученные результаты были обработаны и представлены в графической форме. Диаграмма 1 отчетливо показывает те «гибкие» навыки, которые развивались у студентов в ходе языковых занятий. На диаграмме представлены усредненные значения по каждому навыку: исходный «довузовский» уровень и уровень на момент проведения опроса.

Авторы данной статьи как практикующие преподаватели сочли необходимым добавить к описанию диаграммы собственные комментарии с обоснованием получившихся результатов с точки зрения методики преподавания ИЯ.

Общий разброс между исходным уровнем «гибкого» навыка и уровнем того же навыка на момент среза колеблется в пределах от 0,6 до 2 баллов.

Наибольший прогресс, с увеличением на 2 балла, наблюдается в межкультурной компетентности. Это, на наш взгляд, объясняется тем, что занятия иностранным языком невозможны без погружения в культуру страны изучаемого языка, чему способствует, в частности, обучение с применением лингвокультуро-логического подхода.

Далее идут такие навыки, как способность к самообучению, способность к обучению других, внимательность. Опрошенные оценили увеличение сформированное каждого из них в равной степени - на 1,6 балла. Работа в парах, проектная технология, кейс-метод, ролевая игра и педагогическая технология «перевернутый класс» улучшают способность обучать других и способность к самостоятельной работе вне аудиторных занятий, что является формой самообразования и способствует самообучению. Внимательность же является основой освоения любой дисциплины, в том числе иностранного языка, и именно невнимательностью студенты часто объясняют свои «глупые» ошибки в контрольных работах.

Тайм-менеджмент. Респонденты указали, что способность планировать свое время улучшилась на 1,4 балла благодаря изучению иностранного языка. Занятия иностранным языком проходят 3-5 раз в неделю, а домашние задания

настолько объемные, что их невозможно выполнить, например, за час до занятия. Преподаватель задает домашнюю работу с таким расчетом, чтобы студент занимался языком самостоятельно каждый день понемногу с целью достижения максимального результата в обучении. Таким образом студенты учатся распределять время, что способствует улучшению данного «гибкого» навыка. На такую же величину - 1,4 балла - студенты отметили увеличение стрессоустойчивости. Изучение иностранного языка сопряжено со стрессом: необходимо усваивать новые языковые структуры, формулировать свои мысли на другом языке. Это сопровождается страхом ошибиться, что увеличивает стресс, но в то же время человек, сталкиваясь с небольшой долей стресса и преодолевая его, привыкает к нему, адаптируется, что повышает его стрессоустойчивость.

Коммуникативность. Согласно опросу студентов, занятия иностранным языком улучшили их коммуникативные способности на 1,3 балла. Причина столь малого увеличения данного показателя видится в том, что этот навык к моменту поступления в вуз уже был развит на достаточно высоком уровне как на родном, так и на иностранном языке. На такую же величину (1,3 балла) возрос навык командной работы. Это можно объяснить тем, что на занятиях по иностранному языку и во внеклассной работе уделяется большое внимание групповым формам работы с элементами соревнования. Проектная работа, ролевые и деловые игры в контексте профессионально ориентированного обучения, конкурсы и викторины способствуют тому, что у студентов появляются дополнительные возможности применить и развить данный навык.

Гибкость и способность адаптироваться. Улучшение данного навыка респонденты оценили в 1,26 балла. На наш взгляд, это объясняется тем, что в процессе изучения иностранного языка студенты постоянно сталкиваются с необходимостью понимания контекста иноязычной культуры, что порой требует от них умения перестраивать свое речевое и неречевое поведение с учетом специфики ситуаций общения в иноязычной среде, избегая тем самым конфликтов и непонимания в процессе коммуникации. Рассматривая данный «гибкий» навык в более широком спектре, можно сказать, что гибкость и адаптивность являются необходимыми качествами современного человека в условиях стремительно изменяющегося мира, поскольку позволяют сохранить собственную эффективность в условиях многозадачности, быстро переключаясь с одной задачи на другую.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одним из ключевых «гибких» навыков в обучении является развитие умения анализировать. Анкетируемые отметили увеличение уровня данного навыка на 1,2 балла. На занятиях по иностранному языку студенты постоянно сталкиваются с необходимостью структурировать информацию, разбивать ее на части, сопоставлять, выделять ключевые понятия, отбрасывать второстепенное. Всё это способствует развитию данного «гибкого» навыка.

Самоорганизация. Респонденты оценили увеличение этого навыка также на 1,2 балла. Дисциплинированность и организованность, несомненно, являются важнейшими волевыми качествами человека, которые помогают сосредоточиться на достижении выбранной цели. Бесплановость, неорганизованность, рассеянность не способствуют овладению никаким учебным предметом, особенно иностранным языком, поскольку последний требует регулярной тренировки путём выполнения языковых упражнений с целью формирования коммуникативной компетенции. Для овладения иноязычным общением от студента требуется самоорганизация, которая позволит правильно организовать учебу, не допуская опрометчивости и разбросанности. В дальнейшим приобретенный «гибкий» навык самоорганизации будет способствовать движению молодого специалиста вперед в профессиональной среде.

Прогресс в среднем на 1 балл по сравнению с исходным уровнем был отмечен респондентами в формировании следующих навыков: критическое мышление, любознательность, инициативность, настойчивость, обучаемость, умение вести переговоры. Позволим себе выразить мнение, что данный показатель не является определением того, насколько увеличился уровень каждого из вышеперечисленных навыков как такового. Ибо студентов просили при ответе на вопросы сконцентрироваться на том, какую роль сыграл иностранный язык в развитии данных навыков. То есть, по существу, студенты оценили роль иностранного языка как предмета в развитии этих навыков.

Креативность и информационная грамотность. Прогресс в формировании каждого из этих навыков респонденты оценили в 0,9 балла. Возрастание креативности как «гибкого» навыка достигается за счет творческих заданий, таких как, например, придумать продолжение или предысторию того, о чем говорится в тексте, написать сочинение по пройденному материалу, подготовить презентацию на заданную или свободную тему и др. Информационная грамотность развивается в процессе работы с иноязычными источниками информации - СМИ, художественной или специальной литературой на иностранном языке, с подка-стами, блогами и др. Эти навыки развиваются и при изучении других предметов, так что снова можно сделать вывод о том, что опрашиваемые отметили роль иностранного языка как одного из многих способов их формирования. Развитие навыков воображения и лидерства с помощью иностранного языка студенты оценили в 0,8 балла каждый. Такой минимальный результат также можно объяснить тем, что в большей степени эти навыки развиваются в процессе изучения других предметов. Самый низкий показатель - 0,6 балла - получила цифровая грамотность. Это можно объяснить тем, что на занятиях иностранным языком данный навык развивается косвенно в силу повсеместной цифровизации всех сфер жизни, в том числе образования.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Современный компетентностный подход в обучении принимает во внимание как навыки, связанные непосредственно с профессиональной деятельностью («жесткие навыки»), так и «гибкие» навыки, необходимые для профессионального роста и саморазвития.

2. Изучение иностранных языков в современном вузе не только позволяет выработать коммуникативные и языковые навыки, но и способствует формированию различных «гибких» навыков. Как показало проведенное авторами статьи исследование, коэффициенты развития «гибких» навыков, связанных с формированием личностных или волевых качеств (умение работать в команде, креативность, настойчивость, критическое мышление, любознательность, обучаемость, умение вести переговоры, гибкость и способность адаптироваться, внимательность), находятся примерно на одном уровне с незначительными отклонениями в большую или меньшую сторону В то время как межкультурная компетентность, то есть навык, непосредственно связанный с предметной областью «иностранный язык», лидирует с явным отрывом.

3. Объективно в цифровом выражении оценить прогресс в формировании данной группы «гибких» навыков в принципе невозможно, однако даже субъективной оценки со стороны обучающихся достаточно, чтобы оценить возможности и перспективы формирования этих навыков в процессе обучения иностранному языку в вузе.

Поиск путей оптимизации процесса обучения подтолкнул авторов данного исследования вплотную заняться вопросом взаимосвязи навыков в рамках преподаваемого предмета «Иностранный язык». При этом мы вполне отдавали себе отчет, что по объективным причинам идеального сочетания навыков добиться нельзя. Однако это не значит, что нужно совсем отказаться от работы в данном направлении, тем более что к настоящему моменту исследователями уже выделены основные «гибкие» навыки, или «компетенции XXI века», необходимые специалистам для саморазвития.

Библиографический список

1. Раицкая Л.К., Тихонова Е.В. Soft skills в представлении преподавателей и студентов российских университетов в контексте мирового опыта. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2018; Т. 15, № 3: 350-363.

2. Костикова Л.П., Ельцов А.В., ЕльцоваЛ.Ф. и др. Актуальные вопросы профессиональной языковой подготовки студентов неязыкового вуза: коллективная монография. Москва. 2021.

3. Меньшенина С.Г., Позднякова Г.А. Формирование гибких навыков студентов бакалавриата в процессе обучения иностранному языку. Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2019; № (43): 106-151.

4. Попова Г.Ф. Обучение гибким навыкам на уроках иностранного языка в языковом вузе. ЯзыСафрк и действительность. Научные чтения на кафедре романских языков Гака: сборник статей по итогам V Международной конференции. 2020: 294-298.

5. Самарская С.В. Развитие soft skills в процессе обучения иностранным языкам на основе игровых технологий. Международный научно-исследовательский журнал. 2022; № 2-3 (116): 102-105.

6. Жбиковская О.А. Гибкие навыки при обучении иностранному языку для подготовки современных специалистов. Проблемы модернизации современного высшего образования: лингвистические аспекты: Лингвометодические проблемы и тенденции преподавания иностранных языков в неязыковом вузе: Материалы VII Международной научно-методической конференции. ОАБИИ. Омск, 2021: 243-248.

7. Сорокопуд Ю.В., Амчиславская Е.Ю., Ярославцева А.В. Soft skills («мягкие навыки») в подготовке современных специалистов. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 1 (86): 194-196.

8. Платонова РИ., Михина Г.Б. Актуальность soft skills в профессиональном плане будущих специалистов. АНИ: педагогика и психология. 2018; № 4 (25). Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/aktualnost-soft-skills-v-professionalnom-plane-buduschih-spetsialistov

9. Беркович М.И., Кофанова Т.А., Тихонова С.С. Soft skills (мягкие компетенции) бакалавра: оценка состояния и направления формирования. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2018; № 4: 63-68.

References

1. Raickaya L.K., Tihonova E.V. Soft skills v predstavlenii prepodavatelej i studentov rossijskih universitetov v kontekste mirovogo opyta. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Psihologiya i pedagogika. 2018; T. 15, № 3: 350-363.

2. Kostikova L.P., El'cov A.V., El'cova L.F. i dr. Aktual'nye voprosy professional'noj yazykovoj podgotovki studentov neyazykovogo vuza: kollektivnaya monografiya. Moskva. 2021.

3. Men'shenina S.G., Pozdnyakova G.A. Formirovanie gibkih navykov studentov bakalavriata v processe obucheniya inostrannomu yazyku. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. Seriya: Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2019; № (43): 106-151.

4. Popova G.F. Obuchenie gibkim navykam na urokah inostrannogo yazyka v yazykovom vuze. YazySafrkidejstvitel'nost'. Nauchnye chteniya na kafedre romanskih yazykov Gaka: sbornik statej po itogam V Mezhdunarodnoj konferencii. 2020: 294-298.

5. Samarskaya S.V. Razvitie soft skills v processe obucheniya inostrannym yazykam na osnove igrovyh tehnologij. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2022; № 2-3 (116): 102-105.

6. Zhbikovskaya O.A. Gibkie navyki pri obuchenii inostrannomu yazyku dlya podgotovki sovremennyh specialistov. Problemy modernizacii sovremennogo vysshego obrazovaniya: lingvisticheskie aspekty: Lingvometodicheskie problemy i tendencii prepodavaniya inostrannyh yazykov v neyazykovom vuze: Materialy VII Mezhdunarodnoj nauchno-metodicheskoj konferencii. OABII. Omsk, 2021: 243-248.

7. Sorokopud Yu.V., Amchislavskaya E.Yu., Yaroslavceva A.V. Soft skills («myagkie navyki») v podgotovke sovremennyh specialistov. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2021; № 1 (86): 194-196.

8. Platonova R.I., Mihina G.B. Aktual'nost' soft skills v professional'nom plane buduschih specialistov. ANI:pedagogika ipsihologiya. 2018; № 4 (25). Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/aktualnost-soft-skills-v-professionalnom-plane-buduschih-spetsialistov

9. Berkovich M.I., Kofanova T.A., Tihonova S.S. Soft skills (myagkie kompetencii) bakalavra: ocenka sostoyaniya i napravleniya formirovaniya. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: 'Ekonomika i upravlenie. 2018; № 4: 63-68.

Статья поступила в редакцию 27.06.23

УДК 373.1

Khlopova A.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Moscow State Linguistic University (Moscow, Russia), E-mail: chiopova_anna@mail.ru

MAINSTREAMING THE CONCEPT OF SOCIETY'S VALUE SYSTEM IN EDUCATIONAL ACTIVITIES. New methods of research on the content and dynamics of value systems, which help to diagnose the degree of formation of basic values in schoolchildren, are considered. The research is based on the ideas of K.D. Ushinsky on the formation of youth values through moral education. His ideas are still relevant today and form the basis of modern pedagogical science and activities. The paper shows how psycholinguistic methods of researching associative-verbal relations, including free associative experiment, help quickly establish

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.