Научная статья на тему 'ПРЕЗЕНТАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА'

ПРЕЗЕНТАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЯГКИЕ НАВЫКИ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ОЦЕНКА ПРЕЗЕНТАЦИИ / SOFT SKILLS / FOREIGN LANGUAGE / SUMMARIZING / CRITICAL THINKING / ASSESSMENT OF PRESENTATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аласания Елена Павловна, Благонравова Марина Александровна

Обосновывая важность формирования надпрофессиональных компетенций, иначе говоря, мягких навыков (softskills) в процессе обучения в вузе, авторы подробно обсуждают роль, которую в решении этой задачи могут сыграть презентации на занятиях иностранным языком. Авторы анализируют данные проведенного ими опроса студентов магистратуры на тему о том, какие презентационные навыки студентам хотелось бы улучшить, и на основе собственного опыта преподавания английского языка в магистратуре неязыкового вуза размышляют о возможных путях улучшения этих навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аласания Елена Павловна, Благонравова Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESENTATIONS AS A MEANS OF FORMING NADPROFESSIONAL COMPETENCES OF STUDENTS OF A NON-LANGUAGE UNIVERSITY

Justifyingthe importance of the formation of universal competences, or soft skills, in the process of tertiary education, the article discusses at length the role that presentations at foreign language lessons can play in carrying out this task. Having conducted a survey on presentation skills that master course students would like to improve the authors consider its results and offer possible solutionsto the students’ problems prompted by their own experience of teaching English in a master course at a non-linguistic university.

Текст научной работы на тему «ПРЕЗЕНТАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА»

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель Аласания Елена Павловна

ФГБОУ «Российский государственный экономический университет имени Г.В. Плеханова» (г. Москва); старший преподаватель Благонравова Марина Александровна

ФГБОУ «Российский государственный экономический университет имени Г.В. Плеханова» (г. Москва)

ПРЕЗЕНТАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА

Аннотация. Обосновывая важность формирования надпрофессиональных компетенций, иначе говоря, мягких навыков (softskills) в процессе обучения в вузе, авторы подробно обсуждают роль, которую в решении этой задачи могут сыграть презентации на занятиях иностранным языком. Авторы анализируют данные проведенного ими опроса студентов магистратуры на тему о том, какие презентационные навыки студентам хотелось бы улучшить, и на основе собственного опыта преподавания английского языка в магистратуре неязыкового вуза размышляют о возможных путях улучшения этих навыков.

Ключевые слова: мягкие навыки, иностранный язык, краткое изложение, критическое мышление, оценка презентации.

Annotation. Justifyingthe importance of the formation of universal competences, or soft skills, in the process of tertiary education, the article discusses at length the role that presentations at foreign language lessons can play in carrying out this task. Having conducted a survey on presentation skills that master course students would like to improve the authors consider its results and offer possible solutionsto the students' problems prompted by their own experience of teaching English in a master course at a non-linguistic university.

Keywords: soft skills, foreign language, summarizing, critical thinking, assessment of presentations.

Введение. В последнее годы в российском высшем образовании большой интерес вызывают вопросы формирования надпрофессиональных компетенций. Их также называют надпрофессиональными навыками, универсальными навыками, мягкими навыками (softskills), поскольку в мировой литературе понятия«навыки» и «компетенции» употребляются почти синонимично, лишь имея в виду, что навыки применимы к определенным задачам, а компетенции предполагают способность самостоятельных действий в новых и непредвиденных ситуациях. Конкретное содержание softskills разные авторы определяют по-разному. Но чаще всего упоминаются различные практические проявления социально-коммуникативных способностей и способностей к критическому мышлению и решению проблем.

За рубежом первые публикации на тему надпрофессиональных навыков появились еще в 50-ые годы. Сегодня в ряде стран обучение этим навыкам внедряется в системы высшего образования. В России специальные учебные мероприятия для развития softskills пока включены в программы лишь отдельных, очень немногих университетов. Но формированию надпрофессиональных навыков объективно способствуют методы преподавания иностранного языка, которые за последние десять-пятнадцать лет прочно утвердились в российской университетской практике - как, например, кейс-анализ, симуляции, ролевые игры, презентации.

В данной статье мы намерены остановиться на презентациях, подготовка и проведение которых развивает разнообразные надпрофессиональные навыки.

Изложение основного материала статьи. В дискуссиях на тему soft skills и у нас, и за рубежом встречаются единичные мнения, что этой проблеме уделяется слишком большое внимание и большее значение в университетской подготовке все-таки должны иметь hard skills, то есть предметные, профессиональные знания и умения. Однако факты свидетельствуют о том, что проблема soft skillsдействительно серьезна и настоятельно требует решения.

Как отмечалось в одной из официальных публикаций Евросоюза, несмотря на высокий уровень безработицы в Европе, 40% работодателей не могут найти людей, обладающих необходимыми навыками для заполнения вакансий [7, с. 6].В России, по данным ВЦИОМ, 91% работодателей считают, что у выпускников недостаточно практических навыков [1, c. 9].

В качестве иллюстрации можно привести результаты из проведенного в Ярославле опроса 185 работодателей из разных профессиональных областей. Им было предложено оценить по 10-балльной шкале важность отдельных soft skills для выпускников бакалавриата и магистратуры и степень их сформированности.

Для бакалавров наиболее важным была признана способность осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде. Она получила 9 баллов по степени важности и 6 баллов по степени сформированности. Аналогичный пункт у магистров, обозначенный как способность организовывать работу команды и руководить ею, получил соответственно 6 и 3,6 балла. Важность способности осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной форме на родном и иностранном языке у бакалавров была оценена на 8,6 балла, а сформированность - на 4,8 балла. У магистров на первое место по важности поставили способность критического анализа проблемных ситуаций и разработки стратегии действий (8,2 балла), а по сформированности она получила всего 4,6 баллов. Примерно такимбыло соотношение и по всем остальным позициям опроса [8, с. 692].

Отечественные эксперты считают, что формирование soft skills у обучающихся в вузах имеет общенациональную важность. От этого напрямую зависит повышение конкурентоспособности российской экономики, для которого требуется изменение ее структуры в сторону так называемой знаниевой экономики, то есть увеличения доли работников, не просто обладающих знаниями, но и способных их применять в сложных современных условиях. Пока доля экономики знаний в экономике России существенно ниже, чем в ряде других стран [1].

В исследовании навыков и компетенций 21го века, проведенном в странах Организации Европейского Сотрудничества и Развития говорилось о том, что большинство навыков и компетенций, которыми должны владеть люди в знаниевой экономике, так или иначе связаны с управлением знаниями, то есть с процессами отбора, приобретения, интеграции и анализа информации, а также обмена информацией в социальном окружении [4]. Умение делать презентации включает элементы всех этих процессов.

В докладе «Россия 2025: от кадров к талантам», подготовленном The Boston Consulting Group в сотрудничестве со Сбербанком и еще двумя российскими организациями представлена Целевая модель универсальных компетенций 2025. Составленная на основе интервью с руководством крупнейших российских работодателей, с представителями государственных органов, системы образования, малого и среднего бизнеса, она выражает реальные сегодняшние потребности российского рынка труда. Здесь среди трех групп навыков - когнитивных, социально-поведенческих, цифровых - можно увидеть и презентационные навыки как таковые, и многие другие навыки, развитию которых способствует практика учебных презентаций. Это, например, саморазвитие, организованность, критическое мышление, креативность, работа в команде, управление стрессом [1].

Образовательные учреждения разных стран находят разные методы и формы обучения надпрофессиональным навыкам [6]. Не существует единого представления о том, какие из этих методов и форм наиболее эффективны. Однако есть мнение, что внедрение в университетские программы специальных курсов по soft skills дает не столь хорошие результаты, как формирование мягких навыков при обучении профессиональным дисциплинам [3].

Разумеется, не все предметные курсы одинаково пригодны для решения этой задачи. Но то, что занятия иностранным языком создают для этого естественно благоприятные условия, не вызывает сомнений. Коммуникативная направленность современного языкового образования объективно способствует развитию коммуникативных аспектов общепрофессиональных навыков, а активное использование когнитивного подхода создает почву для развития их когнитивных аспектов. Таким образом, повышение лингвистической компетенции в принципе означает расширение возможностей для приобретения компетенций общепрофессиональных. Вопрос в том, как использовать этот потенциал наилучшим образом.

Обширное исследование заданий из учебников английского языка для специальных целей по разным специальностям, проведенное в трех крупных российских университетах с участием преподавателей и студентов, показало, что разные задания в разной степени способствуют формированию softskills. В частности, преподаватели среди наиболее полезных заданий назвали составление списка слов, необходимых для обсуждения проблемы. Студенты же именно это задание упомянули в числе наименее полезных. А среди наиболее полезных здесь оказалось задание сделать презентацию на определенную тему [9].

Мы попросили студентов магистратуры финансового факультета Российского экономического университета имени Плеханова ответить на вопросы об их презентационных умениях и о том, какие из этих умений помогают улучшить презентации в процессе университетских занятий (по любым предметам). Всего было опрошено 76 человек.

- Cчитаете ли Вы, что умение делать презентации пригодится вам в будущем?

да - 66 нет - 1 не знаю - 9

То, что подавляющее большинство ответили на этот вопрос утвердительно, подтверждает актуальность темы данного исследования.

- Приходилось ли Вам делать презентации где-либо, кроме учебных занятий?

да - 52 нет - 24

- Как вы оцениваете свое умение делать презентации?

Плохо - 5 Удовлетворительно - 19 Хорошо - 40 Очень хорошо - 12

Таким образом, у большинства опрошенных опыт презентаций не ограничивается университетскими занятиями, и больше половины высоко оценивают свои презентационные умения. Тем не менее многие считают, что им есть что улучшить.

- Какие навыки и умения в подготовке и проведении презентаций Вам хотелось бы улучшить?

А Умение выражать свои мысли 19

Б Умение преобразовывать большой объем текста из письменного источника в 22

краткий разговорный текст

В Умение учитывать интересы аудитории и чувствовать реакцию слушателей на ваше выступление 29

Г Умение уверенно чувствовать себя при публичном выступлении 47

Д Навыки поиска и обработки информации с помощью информационных 22

технологий

Е Навыки критического мышления при отборе и способах подачи материала 32

Ж Другие навыки* 11

- Какие из этих навыков и умений помогает улучшить работа над презентациями в процессе университетских занятий?

А Умение выражать свои мысли 29

Б Умение преобразовывать большой объем текста из письменного источника в 44

краткий разговорный текст

В Умение учитывать интересы аудитории и чувствовать реакцию слушателей на ваше выступление 14

Г Умение уверенно чувствовать себя при публичном выступлении 37

Д Навыки поиска и обработки информации с помощью информационных 38

технологий

Е Навыки критического мышления при отборе и способах подачи материала 25

Ж Другие навыки 7

* (3 человека конкретизировали этот ответ: технологические навыки; умение готовить визуализации посредством фотошопа, умение группировать большой объем числовой информации в наглядные диаграммы, пригодные для чтения пользователям)

3 респондента считают, что университетские презентации не помогают в улучшении навыков и умений.

1 респондент высказал мнение, что университет дает недостаточно навыков для структурирования информации и было бы полезно рассказать студентам, что такое МЕСЕ, дерево проблем и дерево гипотез (это методы, которые используются главным образом в консалтинге и к кратким университетским презентациям вряд ли могут иметь отношение).

Однако в целом мы видим, что университетские презентации в той или иной мере способствуют приобретению необходимых для презентаций универсальных навыков. Занятия иностранным языком не могут нести за это полную ответственность. Но пожалуй, здесь больше возможностей для развития в презентациях soft skills в силу того, что сосредоточенность на процессе коммуникации побуждает уделять большее внимание форме, чем в презентациях на уроках предметных дисциплин.

Анализ проблем студенческих презентаций, которые студентам магистратуры хотелось бы решить, показывает, что эти проблемы тем или иным образом связаны между собой и решать их надо в комплексе. При выборе средств для решения приходится учитывать и малое количество аудиторных часов, и большую разницу в языковых уровнях внутри учебной группы, и то, что сегодняшние магистранты, как правило, очень загружены на работе.

Одной из серьезных проблем для студентов магистратуры является проблема публичных выступлений. По мнению психологов, страх публичных выступлений является одним из наиболее распространенных (по некоторым оценкам, он занимает второе место после страха смерти). К сожалению, самостоятельный курс ораторского искусстваили публичных выступлений отсутствует в программе как бакалавриата, так и магистратуры для студентов экономических специальностей. И как нам представляется, курс иностранного языка может позволить магистрантам совершить прорыв в этой области.

Очень хорошей практикой является включение в курс иностранного языка навыка мини-презентаций (elevator pitch). Этот формат представляет изсебя практически полноценную по формату презентацию, но ограниченную по времени (1-2 минуты). На занятиях любая дискуссионная активность может, как подведение итогов, включать данный вид деятельности. Например, после обсуждения деловой ситуации магистранты представляют итоги дискуссии в форме мини-презентаций. Это позволяет использовать практику практически на каждом занятии, в отличии от полноценных презентаций, которые студенты готовят 2-3 раза в семестр. Таким образом, мы помогаем им сделать выступления на публике более привычными и более комфортными.

Следующая проблема, которую преподаватели видят очень часто и которую, как свидетельствует наш опрос, сами студенты прекрасно сознают - недостаток, а иногда и полное отсутствие умения преобразовывать большой объем текста из письменного источника в краткий разговорный текст. Поскольку выучить такой текст невозможно,его приходится торопливо зачитывать по бумажке, со всеми длинными фразами и сложными выражениями, которые трудно воспринимать на слух.

Эту проблему не решить, если у студентов не было достаточной практики составления кратких изложений (summaries) разных текстов. Качественное краткое изложение невозможно без перефразирования, которое тоже требует учебной практики и хотя бы минимума словарного запаса, в том числе знания средств организации текста. На такие средства стоит обращать внимание студентов, особенно в группах со слабым языковым уровнем, при чтении и переводе в классе текстов на специальные темы.

Также одним из инструментов развития навыка краткого изложения текста, на наш взгляд, является контекстный поиск без дословного понимания текста целиком, что особенно ценно для магистрантов с небольшим словарным запасом. Как показывает опыт, за семестр еженедельной практики контекстного поиска в ограниченное время мы можем достичь увеличения понимания общего смысла предложенного материала, а также ускорение поиска основных мыслей текста. По нашему мнению, это позволит нашим выпускникам получить конкурентное преимущество при работе с большими массивами информации в будущем.

После того, как освоены приемы краткого изложения отдельного текста, полезно предложить студентам, используя уже знакомые подходы, соединить два-три небольших текста в один. Наш опыт показывает, что многим студентам это задание дается нелегко. У кого-то в итоговом варианте все тексты существуют по отдельности, у кого-то соединяются в ущерб логике. Но такого рода учебные задания - если на них удается найти учебное время, которого всегда не хватает - всегда в той или иной мере приносят пользу и в лингвистическом, и в коммуникативном, и в когнитивном плане. Они могут принести определенную пользу и в плане умения выражать свои мысли в презентации.

Конечно, тут может иметь значение и практика устной речи на занятиях, в форме дискуссий или ролевых игр, если ситуация в группе позволяет сделать их достаточно активными и не ограничивающимися заданным печатным контентом. Но быть может, для свободы выражения мыслей в презентации всего важнее, чтобы у студента были именно мысли, а не случайный набор сведений. Нужна четкая определенность темы и угол зрения - о чем именно студент собирается говорить, почему ему интересна эта тема и что именно он хочет сказать.

Поскольку речь идет о презентации на иностранном языке, необходимо также освоить соответствующую лексику. И если для общего ознакомления с фактами и идеями вначале может быть полезно почитать материалы на русском языке, то затем идеи и выражения на избранную тему абсолютно необходимо почерпнуть из иноязычных текстов. Следует побуждать студентов, используя информационные технологии, находить материалы из разных аутентичных источников. По возможности стоит давать студентам представление о стратегиях профессионально ориентированного чтения на иностранном языке, значение которыхсправедливо отмечают Ю.С. Сизова и Е.А. Лаврентьева[2].

Разумеется, при недостаточном языковом уровне презентацию на иностранном языке на специальную тему подготовить намного труднее, чем на родном языке, и на это требуется больше времени. Но при этом и информация по предмету лучше запомнится, и языковые знания пополнятся. То есть в данном случае разработка soft skills естественно способствует укреплению hard skills.

Что касается развития навыков критического мышления, то кроме работы над summaries, где прежде всего нужно определить, что в тексте важно и что неважно, этому помогает такой популярный вид учебной деятельности, как кейс-анализ. Он побуждает студентов думать над решением проблем, выбирать оптимальные варианты решения и находить убедительные аргументы для обоснования своего выбора [5].

Общепризнанная трудность обучения soft skills - проблема контроля и количественной оценки их сформированности. В учебных презентациях можно оценить в баллах каждый критерий оценки презентации,

соответствующий учебным задачам - например, выбор содержания, качество языка, контакт с аудиторией. Умение находить контакт с публикой и чувствовать реакцию слушателей приходит с практикой. Но предварительное обсуждение с преподавателем может помочь представить, будет ли презентация понятной и достаточно интересной для людей, которые не являются специалистами в данной области. Из нескольких критериев, которые студентам заранее известны, складывается общий балл. Более высокие оценки от презентации к презентации повышают уверенность в себе и способность чувствовать себя более свободно при любом публичном выступлении.

Выводы. Работа над учебными презентациями является эффективным средством формирования надпрофессиональных навыков. Если она осуществляется в процессе преподавания иностранного языка, она не требует никакого дополнительного методического обеспечения и может проводиться в рамках методов, обычно используемых в учебной программе. Также важно, что она способствует формированию не только soft skills, но и hard skills.

Литература:

1. Россия 2025 - от кадров к талантам.йе Boston Consulting Group, 2017, p. 9. URL: bcg.com/images/Russia-2025-report.

2. Сизова Ю.С., Лаврентьева Е.А. К вопросу о работе с аутентичным текстом научной статьи на занятиях по английскому языку для специальных целей в неязыковом вузе // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. Т. 25. №1. С. 230-235.

3. Цаликова И.К., Пахотина С.В. Научные исследования по вопросам формирования soft skills (обзор данных в международных базах Scopus, Web of Science) // Образование и наука. Том 21, №8, 2019 / The Education and Science Journal. Vol. 21, №8. 2019. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-7-187-207.

4. Ananiadou Katerina, Claro Magdalean. 21st Century Skills and Competences for New Millenium Learners in OECD countries // OECD Education Working Papers. 2009. No.41. https://dx.doi.org/10.1787/218525261154.

5. Buzina Y.N., Alasaniya E.P. Cross-cultural education in non-linguistic universities: the effectiveness of case studies. Russian Linguistic Bulletin. 2017. №4 (12). pp. 88-89.

6. Cinque Maria. "Lost in Translation". Soft skills development in European countries // Tuning Journal for Higher Education. 2016. Vol.3 Issue 2. P. 389-427.

7. ESCO Handbook: European Skills, Competences, Qualifications and Occupations. EC Directorate. 2017. p. 6.

8. Gruzdev Mikhail V., Kuznetsova Irina V., Tarkhanova Irina Yu., Kazakova Elena I. University Graduates Soft Skills: the Employers' Opinion. // European Journal of Contemporary Education. 2018. 7(4). p. 692.

9. Tikhonova E., Raitskaya L., Solovova E. Developing soft skills in English for specific purposes courses: the case of Russian universities. // SGEM Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts, 2018, Vol. 5, Issue 3.4, P. 223-231. URL: mgimo.ru/library/publications.

Педагогика

УДК 37.02

доктор экономических наук, доцент Александрова Ольга Борисовна

Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань); кандидат исторических наук Дрожжин Михаил Анатольевич Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань); кандидат технических наук, доцент Моисейкин Дмитрий Александрович Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань)

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ В ИНТЕГРАЦИОННОМ ПОДХОДЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Аннотация. Теоретические знания, полученные при изучении дисциплины, должны подкрепляться практическими навыками. Современные педагогические технологии на основе интерактивных методов позволяют использовать интеграцию теории и практики, что способствует нераздельному освоению компетенций, системному применению полученных знаний, умений и навыков в своей жизнедеятельности.

Ключевые слова: интеграционный подход, учебный процесс, системность, дидактические системы, педагогические технологии.

Annotation. Theoretical knowledge obtained in the course of studying the discipline should be supported by practical skills. Modern pedagogical technologies based on interactive methods allow using the integration of theory and practice, which contributes to the undivided development of competencies, the systematic application of the acquired knowledge, skills and abilities in their life activities.

Keywords: integration approach, educational process, system, didactic systems, pedagogical technologies.

Введение. Стремительное развитие научно-технического прогресса, совершенствование и создание новых технологий призваны служить на благо общества и человека, но наравне с новыми положительными результатами несут потенциальную опасность. Изучая источники опасностей можно выделить три агрегированных направлений: природа; социум; мир техники и технологии. Создавая комфортные условия для пребывания человека в био- и техносреде необходимо повышать степень безопасности, и прежде всего на индивидуальном уровне, который зависит от личных качеств человека. Увеличение числа чрезвычайных ситуаций разного характера с большим количеством жертв среди населения требует подготовки компетентных специалистов, способных обеспечить безопасность в повседневной жизни, и в экстремальных ситуациях.

В образовательном процессе выделяют три уровня в области изучения безопасности жизнедеятельности: общеобразовательный; обучение в вузе; подготовка инженеров по безопасности жизнедеятельности. Каждый уровень нацелен на получение определенной информации и строится по принципу кумулятивности знаний. Знания, полученные на различных уровнях подготовки к безопасной жизнедеятельности, помогут

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.