Научная статья на тему 'Гибкие навыки: рейтинг в оценке предпринимателей и участие вузов в их формировании'

Гибкие навыки: рейтинг в оценке предпринимателей и участие вузов в их формировании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гибкие навыки / мягкие навыки / обучение предпринимателей / предпринимательское образование / flexible skills / soft skills / entrepreneur training / entrepreneurial education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукашенко Марианна Анатольевна, Алексеева Елена Валентиновна

Вопросы формирования и развития гибких навыков не теряют как практической, так и научной актуальности в последние годы. Владение данными навыками обеспечивает конкурентоспособность субъекта на рынке труда. Особую роль играет формирование гибких навыков у предпринимателей, позволяющими им, предпринимателям, быть адаптивными к изменениям, результативно взаимодействовать с внутренней и внешней средой бизнеса, находить нестандартные решения в сложных ситуациях, повышая тем самым эффективность и конкурентоспособность собственного бизнеса. Целью настоящего исследования является составление рейтинга гибких навыков в оценке действующих предпринимателей и выявление степени участия высших учебных заведений в их формировании. Данные получены эмпирическим путём в результате исследования 360 предпринимателей. Они показывают значение формирования гибких навыков и в большинстве случаев их недостаточное развитие. В работе представлены результаты опроса, демонстрирующие долю предпринимателей, сформировавших тот или иной навык в процессе самообразования (19–38%), а также доли предпринимателей, получивших образование в вузе (0–22%), либо на программах дополнительного образования в иных организациях (1–13%). Исследование показало, что от 33 до 73% опрошенных предпринимателей не обучались гибким навыкам. К наиболее важным навыкам для своей деятельности предприниматели отнесли управление коммуникациями (мнение 76% опрошенных) и принятие решений (73%), к наиболее развитым – принятие решений (30%) и клиентоориентированность (28%). В работе даны рекомендации вузам в части увеличения своего присутствия на рынке дополнительного образования с целью формирования гибких навыков у предпринимателей как фактора повышения их конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Soft Skills: Rankings in the Assessment of Entrepreneurs and the Participation of HEIs in Their Formation

The problem of forming and developing soft skills has not lost its relevance for many years. It is believed that possession of these skills ensures the subject’s competitiveness in the labor market. A special role is played by the formation of flexible skills in entrepreneurs, who allow them to be more adaptive to changes, interact effectively with the internal and external environment, find non-standard solutions in difficult situations, thereby increasing the efficiency and competitiveness of their own business. The purpose of our research is to compile a rating of soft skills in the assessment of existing entrepreneurs and to identify the degree of participation of higher education institutions in their formation. The data are obtained empirically from a study of 360 entrepreneurs. They show the undeniable importance for entrepreneurs of developing soft skills and, in most cases, their underdevelopment at the proper level. The paper presents the results of a survey demonstrating the proportion of entrepreneurs who have developed a particular skill in the process of self-education (19-38%), as well as the proportion of entrepreneurs who received an education at a university (0-22%) or in additional education programs in other organizations ( 1-13%). The study found that between 33 and 73% of entrepreneurs surveyed had not received soft skills training. Entrepreneurs ranked communication management (opinion of 76% of respondents) and decision making (73%) as the most important skills for their activities; the most developed were decision making (30%) and customer focus (28%). The work provides recommendations to universities in terms of increasing their presence in the market of additional education in order to develop soft skills among entrepreneurs as a factor in increasing their competitiveness.

Текст научной работы на тему «Гибкие навыки: рейтинг в оценке предпринимателей и участие вузов в их формировании»

Высшее образование в России

Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia

ISSN 0869-3617 (Print), ISSN 2072-0459 (Online) http://vovr.elpub.ru

Гибкие навыки: рейтинг в оценке предпринимателей и участие вузов в их формировании

Научная статья

DOI: 10.31992/0869-3617-2023-33-3-126-140

Лукашенко Марианна Анатольевна - д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой «Корпоративная культура», mlukashenko@synergy.ru

Алексеева Елена Валентиновна - старший преподаватель кафедры «Предпринимательство и конкуренция», руководитель Студии предпринимательства Университета «Синергия», ETurchaninova@synergy.ru

Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Москва, Россия Адрес: 105318, г. Москва, Измайловский вал, 2

Аннотация. Вопросы формирования и развития гибких навыков не теряют как практической, так и научной актуальности в последние годы. Владение данными навыками обеспечивает конкурентоспособность субъекта на рынке труда. Особую роль играет формирование гибких навыков у предпринимателей, позволяющими им, предпринимателям, быть адаптивными к изменениям, результативно взаимодействовать с внутренней и внешней средой бизнеса, находить нестандартные решения в сложных ситуациях, повышая тем самым эффективность и конкурентоспособность собственного бизнеса.

Целью настоящего исследования является составление рейтинга гибких навыков в оценке действующих предпринимателей и выявление степени участия высших учебных заведений в их формировании. Данные получены эмпирическим путём в результате исследования 360 предпринимателей. Они показывают значение формирования гибких навыков и в большинстве случаев их недостаточное развитие. В работе представлены результаты опроса, демонстрирующие долю предпринимателей, сформировавших тот или иной навык в процессе самообразования (19-38%), а также доли предпринимателей, получивших образование в вузе (0-22%), либо на программах дополнительного образования в иных организациях (1-13%). Исследование показало, что от 33 до 73% опрошенных предпринимателей не обучались гибким навыкам. К наиболее важным навыкам для своей деятельности предприниматели отнесли управление коммуникациями (мнение 76% опрошенных) и принятие решений (73%), к наиболее развитым - принятие решений (30%) и клиентоориентированность (28%). В работе даны рекомендации вузам в части увеличения своего присутствия на рынке дополнительного образования с целью формирования гибких навыков у предпринимателей как фактора повышения их конкурентоспособности.

Ключевые слова: гибкие навыки, мягкие навыки, обучение предпринимателей, предпринимательское образование

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License. © Лукашенко М.А., Алексеева Е.В., 2024.

И]

Для цитирования: Лукашенко М.А, Алексеева Е.В. Формирование гибких навыков у российских предпринимателей: роль и место вузов // Высшее образование в России. 2024. Т. 33 № 3. С. 126-140. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-33-3-126-140

Soft Skills: Rankings in the Assessment of Entrepreneurs and the Participation of HEIs in Their Formation

Original article

DOI: 10.31992/0869-3617-2023-33-3-126-140

Marianna A. Lukashenko - Dr. Sci. (Economics), Prof., Head of the Department of Corporate Culture, SPIN-code: 1393-2243, ORCID ID: 0000-0001-8707-486X, mlukashenko@synergy.ru Elena V. Alekseeva - Senior Lecturer, Entrepreneurship and Competition Department, Director of Entrepreneurship Studio, Synergy University

SPIN-code: 5405-0266, ORCID ID: 0000-0002-4505-3638, eturchaninova@synergy.ru Moscow University for Industry and Finance "Synergy", Moscow, Russia Address: 2, Izmaylovskiy val str., Moscow, 105318, Russian Federation

Abstract. The problem of forming and developing soft skills has not lost its relevance for many years. It is believed that possession of these skills ensures the subject's competitiveness in the labor market. A special role is played by the formation of flexible skills in entrepreneurs, who allow them to be more adaptive to changes, interact effectively with the internal and external environment, find non-standard solutions in difficult situations, thereby increasing the efficiency and competitiveness of their own business.

The purpose of our research is to compile a rating of soft skills in the assessment of existing entrepreneurs and to identify the degree of participation of higher education institutions in their formation. The data are obtained empirically from a study of 360 entrepreneurs. They show the undeniable importance for entrepreneurs of developing soft skills and, in most cases, their underdevelopment at the proper level. The paper presents the results of a survey demonstrating the proportion of entrepreneurs who have developed a particular skill in the process of self-education (19-38%), as well as the proportion of entrepreneurs who received an education at a university (0-22%) or in additional education programs in other organizations ( 1-13%). The study found that between 33 and 73% of entrepreneurs surveyed had not received soft skills training. Entrepreneurs ranked communication management (opinion of 76% of respondents) and decision making (73%) as the most important skills for their activities; the most developed were decision making (30%) and customer focus (28%). The work provides recommendations to universities in terms of increasing their presence in the market of additional education in order to develop soft skills among entrepreneurs as a factor in increasing their competitiveness.

Keywords: flexible skills, soft skills, entrepreneur training, entrepreneurial education

Cite as: Lukashenko M.A., Alekseeva E.V. (2024). Soft Skills: Rankings in the Assessment of Entrepreneurs and the Participation of HEIs in Their Formation. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 33, no. 3, pp. 126-140, doi: 10.31992/0869-3617-2023-33-3126-140 (In Russ., abstract in Eng.).

Введение

Проблема формирования и развития гибких навыков волнует отечественное научное и бизнес-сообщество уже более 20 лет. Ещё в период разработки профессиональных стандартов рабочая группа по реформированию системы образования Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) акцентировала внимание на приоритете формирования таких навыков, как умение работать в команде, самоорганизация, коммуникативная компетентность и т. п. В настоящее время данная проблематика не потеряла своей актуальности. Так, с точки зрения экспертов, тенденции на рынке труда в будущем будут определять гибкие навыки и особенно критическое мышление1. Следует отметить, что под гибкими (или мягкими) сегодня понимается довольно обширное число навыков, от коммуникации и клиентоориентированности до работы в режиме неопределённости и экологического мышления. Однако их объединяет одно - это надпрофессиональные навыки, которые помогают решать жизненные задачи и работать с другими людьми. Именно поэтому их ещё называют жизненными навыками. Особую роль эти навыки играют в деятельности предпринимателей, которые в своей работе не могут рассчитывать на помощь руководителей, как это происходит с наёмными сотрудниками, а должны ориентироваться на селф-менеджмент [1]. Владение предпринимателем гибкими навыками играет немаловажную роль в развитии бизнеса, увеличении его конкурентоспособности. Это приобретает особую значимость в условиях конкуренции как следствие роста числа предпринимательских организаций. Между тем, 2023 г. ознаменовался значительным ростом числа субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), достигшего 6,3 млн человек,

что стало рекордом за всю историю существования реестра МСП2. Значительно выросло и число вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей (ИП). Так, по данным Федеральной налоговой службы (ФНС), всего на 1 января 2023 г. в России было 3,6 млн ИП, а на 10 декабря 2023 г. -уже 4,043 млн ИП3. Эксперты связывают это прежде всего со сложившейся в России ситуацией, когда многие зарубежные компании прекратили деятельность в нашей стране и освободились рыночные ниши, которые теперь можно занять отечественной продукцией. Другой причиной считаются действенные меры господдержки субъектов МСП, включая гранты молодым людям на открытие своего дела. Последнее обстоятельство является немаловажным фактором того, что сегодня множество выпускников учебных заведений рассматривают для себя предпринимательство как направление своей профессиональной реализации, то есть по сути являются потенциальными предпринимателями.

Возникает вопрос: а владеют ли действующие и потенциальные предприниматели необходимыми гибкими навыками, способными обусловить их конкурентоспособность в рыночных условиях? Какие гибкие навыки они полагают важными для себя, каким обучались и где? Какова степень участия вузов в формировании гибких навыков у предпринимателей?

Отсюда была определена цель настоящего исследования: составить рейтинг гибких навыков в оценке действующих предпринимателей и показать степень участия высших учебных заведений в их формировании.

Задачи исследования заключаются в следующем:

1) проведение исследования самооценки предпринимателей в отношении значимости для себя формирования гибких навыков;

1 Что такое soft skills и как их развивать. Полный гид. URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/5e-90743f9a7947ca3bbb6523?from=copy (дата обращения: 22.02.2024).

2 В России рекордно выросло число МСП и ИП. URL: https://www.vedomosti.ru/management/arti-cles/2023/12/22/1012416-v-rossii-rekordno-viroslo-chislo-msp-i-ip (дата обращения: 22.02.2024).

3 Ibid.

2) определение самооценки предпринимателями степени сформированности гибких навыков, обозначенных как наиболее важные;

3) выявление, как именно предприниматели осуществляли формирование гибких навыков - обучаясь в вузе, иной образовательной организации, например, тренинго-вой компании, либо посредством самообразования; определение доли вузов в таком формировании.

4) определение отраслевой специфики рейтинга гибких навыков в оценке действующих предпринимателей.

Методология

В сентябре-ноябре 2023 г. авторами был проведён опрос 360 действующих предпринимателей. В выборку вошли участники предпринимательских сообществ, представляющие 21 сферу российского бизнеса: одежда, мода, текстиль; продвижение проектов; роботизированные системы; флористика; консалтинг; маркетинг, реклама; дизайн; геология; ивент, развлечения; 1Т, искусственный интеллект, нейро-сети; производство; ресторанный бизнес; грузоперевозки, транспорт, логистика; торговля на маркет-плейсах; благоустройство, ремонт, строительство; образование; продажи, торговля; сфера услуг; страхование, аренда, недвижимость; туризм, путешествия; медицина, медицинские услуги.

Исследование проводилось в двух форматах: очном и онлайн. В очном опросе приняли участие предприниматели, проживающие на территории Москвы и Московской области. Он проводился на распечатанных бумажных анкетах. В опросе в онлайн-фор-мате принимали участие как москвичи, так и предприниматели из регионов, которые проходили по ссылке на соответствующую цифровую анкету. В результате проведения опроса была получена первичная информация, анализ которой представлен в данной статье.

Ограничения

Поскольку перечень гибких навыков весьма значительный, для данного исследования авторы рассматривали ограниченное число компетенций, которые они отнесли к числу наиболее приоритетных для предпринимателей: тайм-менеджмент; управление креативностью; развитие критического мышления; эмоциональный интеллект; работа в режиме неопределённости; риск-менеджмент; управление энергией; управление коммуникациями; принятие решений; клиентоориентированность; антикризисное управление; управление знаниями; экологическое мышление.

Обзор литературы

В научной литературе проблематика формирования гибких навыков представлена достаточно полно. В одних источниках раскрывается их сущность и содержание, как например, в статье Л.Н. Степановой и Э.Ф. Зеер, где представлены результаты эмпирического изучения гибких навыков у студентов высших учебных заведений. Проблема рассматривается в ракурсе «параметров самореализации, выраженность которых позволяет прогнозировать степень успешности развития личности» [2, с. 65]. Другие авторы делают акцент на преференциях, получаемых выпускниками вузов при условии владения ими гибкими навыками. Так, А.В. Хижнная, Н.В. Быстрова, Е.Н. Шарыгина отмечают, что владение данными навыками способствует увеличению конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда [3].

Ещё одним аспектом рассмотрения вопросов обучения гибким навыкам является акцент на стратегический характер компетенций в сфере гибких навыков и необходимость непрерывного образования в этой части. Например, Ю.В. Сорокопуд, Е.Ю. Амчиславская, А.В. Ярославцева характеризуют гибкие навыки как стратегические компетенции XXI века. С их точки зрения, такие навыки необходимо начинать развивать в школе и активно продолжать

это развитие в вузе у студентов различных специальностей, используя интерактивные и интернет-технологии [4].

Наиболее близкая к рассматриваемой авторами проблематика раскрывается в монографии под редакцией Ю.Б. Рубина «Предпринимательское образование в России и за рубежом» [5]. В ней приводятся результаты исследования, содержащие в том числе выявленные способности и личностные качества, способствующие успеху предпринимателей. Среди них фигурируют и способности, развивающиеся в результате формирования гибких навыков, например, коммуникативные способности, способности к самоорганизации, креативности и другие.

Целый ряд научных работ профессора Ю.Б. Рубина и его соавторов посвящён различным аспектам развития непрерывного предпринимательского образования в России [6-9]. В них в том числе рассматривается проблематика компетентностно-ориентиро-ванного подхода в процессе формирования образовательных программ по предпринимательству. Анализируя предложения авторов в части проектируемых компетенций будущих предпринимателей, можно заметить, что универсальные компетенции, по сути, представляют собой гибкие навыки. В некоторой степени это касается и общепрофессиональных компетенций. Таким образом, разрабатываемые образовательные программы, направленные на получение высшего образования по предпринимательству, уже содержат формирование гибких навыков.

Однако нельзя сбрасывать со счетов проблему обучения действующих предпринимателей, получивших образование совсем по другой специальности. Работ отечественных авторов, в которых были бы рассмотрены те или иные аспекты формирования гибких навыков в привязке к обучению предпринимателей в рамках дополнительного образования, авторами найдено не было.

Анализ зарубежного опыта показывает также чрезвычайно высокое внимание к проблеме формирования гибких навыков, в

том числе в предпринимательском и бизнес-образовании. С точки зрения американских учёных Лоры Сондерс и Стивена Баджали, преподаватели интегрируют обучение гибким навыкам в различные курсы, но в части методов обучения используются в основном «пассивные подходы», такие как чтение лекций [10]. Проведённый ими общенациональный опрос преподавателей бизнеса был направлен на выяснение, преподают ли они в своих курсах гибкие навыки бизнеса и каким образом, а также какие гибкие навыки являются с их точки зрения наиболее важными. В результате опроса наибольшую оценку получили коммуникативные навыки: 81% преподавателей оценили их как чрезвычайно важные.

Эльва Рамос-Монж, Пол Фокс и Альваро Гарсия-Пикер выражают обеспокоенность тем, что что многие студенты не осознают важность гибких навыков с точки зрения академической успеваемости. Рассматривая вопрос устранения пробелов в гибких навыках на рынке цифровой занятости, они отмечают, что гибкие навыки необходимы для адаптации к быстро меняющейся рабочей среде, обусловленной непрерывной автоматизацией процессов, а лица, у которых отсутствует набор ключевых гибких навыков, подвергаются риску быть заменёнными цифровыми технологиями [11].

В результате исследования влияния гибких навыков на результаты онлайн-обучения студентов Хунгвэй Ценг, Сян И, Синь-Те Йе показали, что постановка целей, личная эффективность и социальные навыки являются важными предикторами результатов обучения, то есть интеграция гибких навыков в учебные программы может сделать учебный процесс более эффективным. Также было выявлено, что студенты с управленческим опытом демонстрируют более высокий уровень гибких навыков [12].

Обучению гибким навыкам в инженерном образовании посвящено исследование, проведённое большим авторским коллективом [13]. В нём рассматривается продвижение

Таблица 1

Методики обучения для развития гибких навыков

Table 1

Training methods for developing soft skills

Пояснительные/ Expository Управляемые/ Guided Активные/Айгее

Лекция Дискуссия, дебаты Мозговой штурм

Семинар Мастерская (воркшоп) Ролевая игра

Конференция Тематическое исследование (кейс-стади) Деловая игра

Демонстрация Проектная работа Экскурсии, путешествия

Моделирование Выездной тренинг

Наставничество Коучинг

и преподавание гибких навыков в системе высшего образования в пяти европейских странах: Греции, Эстонии, Дании, Португалии и Испании. Отмечается, что несмотря на растущий интерес к включению гибких навыков в учебные программы, нет общего понимания того, какие навыки важны, а также как их преподавать или оценивать. Указывается, что способы преподавания и оценки гибких навыков в разных странах и учебных заведениях очень разнообразны [14], кроме того существует множество вариантов названия гибких навыков, например, навыки века, общие компетенции, ключевые компетенции, сквозные компетенции и т. д. В статье представлены три вида стратегий обучения, применяемых к гибким навыкам: пояснительные, управляемые и активные, предопределяющие методики обучения для развития данных навыков (Табл. 1) [14].

Таким образом, в научной литературе представлены различные аспекты формирования гибких навыков. Однако среди работ, посвящённых исследованию данной проблематики, отсутствуют исследования, касающиеся самооценки владения действующими предпринимателями гибкими навыками, выявления их потребностей в формировании данных навыков и степени удовлетворения этих потребностей, прежде всего силами высшей школы. Данная статья призвана отчасти восполнить этот пробел.

Результаты

Для проведения исследования авторы выбрали 13 наиболее приоритетных для предпринимателей всех сфер бизнеса навыков, к которым отнесли: тайм-менеджмент; управление креативностью; развитие критического мышления; эмоциональный интеллект; работа в режиме неопределённости; риск-менеджмент; управление энергией; управление коммуникациями; принятие решений; клиентоориентированность; антикризисное управление; управление знаниями; экологическое мышление. При выборе гибких навыков авторы ориентировались на мнение представителей бизнеса4, универсальные компетенции, описанные в матрице компетенций, разработанной коллегами авторов с целью обучения будущих предпринимателей [9], а также дисциплины, послужившие предметом обсуждения на круглом столе «30 лет научной рефлексии» журнала «Высшее образование в России» [15].

Прежде всего авторы выявили в своей выборке предпринимателей, обучавшихся тем или иным гибким навыкам. Полученные результаты были достаточно разными. Так, к навыкам, которым обучались наибольшее число респондентов, были отнесены управление коммуникациями (обучалось 67%), тайм-менеджмент (64%), клиентоориенти-рованность (55%), принятие решений (53%) и эмоциональный интеллект (53%) (Рис. 1).

4 Что такое soft skills и как их развивать. Полный гид. URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/5e907 43f9a7947ca3bbb6523?from=copy (дата обращения: 22.02.2024).

Рис. 1. Исследуемые навыки, которым обучались респонденты и процент обучившихся им Fig. 1. Surveyed skills trained by respondents and the percentage of respondents trained in them

Наименование навыка

Рис. 2. Количество респондентов, отметивших тот или иной гибкий навык как очень важный Fig. 2. The number of respondents who rated a specific soft skill as highly important

Навыков, которым не обучалось большин- экологическое мышление (70%); управление

ство предпринимателей, оказалось несколь- знаниями (66%); антикризисное управление

ко больше. К ним были отнесены: управ- (64%); работа в режиме неопределённости

ление креативностью (не обучалось 73%); (62%); управление энергией (61%); риск-

Рис. 3. Количество респондентов, отметивших высокий уровень развития у себя того или иного

гибкого навыка

Fig. 3. The number of respondents who reported a high level ofdevelopment in a specific soft skill

Наименование навыка

35

30

25

20

15

10

5

0

менеджмент (55%); развитие критического мышления (53%).

Далее авторы сочли необходимым выявить точку зрения предпринимателей на важность для их деятельности тех или иных гибких навыков. На рисунке 2 представлено количество респондентов, указавших определённый навык как важный или очень важный для себя.

Таким образом, наиболее важными навыками для своей деятельности предприниматели считают управление коммуникациями, принятие решений, клиентоориентирован-ность, развитие критического мышления, тайм-менеджмент. К наименее важным предприниматели отнесли экологическое мышление, антикризисное управление и управление знаниями.

В то же время респонденты должны были ответить на вопрос, касающийся уровня развитости у них того или иного навыка (Рис. 3). По данным представленной диаграммы самые развитые у респондентов навыки (по их мнению): принятие решений, клиентоориентиро-ванность, развитие критического мышления.

Вызывает интерес тот факт, что два навыка, которым обучались наибольшее число

респондентов - тайм-менеджмент и управление коммуникациями, не вошли в число наиболее развитых. С целью выявления релевантности важности навыков (по мнению предпринимателей) уровню их развития авторы воспользовались в данном исследовании шкалой Лайкерта, где

для показателя «Важность навыка»:

1 - навык совсем не важен;

2 - не важен;

3 - более-менее важен;

4 - важен;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 - очень важен;

для показателя «Уровень развития навыка»:

1 - уровень очень низкий;

2 - низкий;

3 - средний;

4 - приемлемый;

5 - высокий.

Результаты опроса респондентов представлены на рисунках 4 и 5.

Как видно на рисунке 4, несмотря на то, что 52% респондентов отметили навык тайм-менеджмента как очень важный и 27% как важный, всего 8% опрошенных считают свой уровень развития данного навыка вы-

Опрошенные предприниматели, % 1 2 3 4 5 С о о о о о о с 52 44 - J ||| 1 2 3 4 5 Шкала от "1" до "5" Щ Важность навыка Ц Уровень развития навыка

Рис. 4. Соотношение важности навыка «Тайм-менеджмент» и уровня развития данного навыка по мнению предпринимателей Fig. 4. Correlation between the importance of the skill "Time Management" and the level ofdevelopment

of this skill according to the entrepreneurs

£ 70 s

s 60

Шкала от "1" до "5" Важность навыка Ц Уровень развития навыка

Рис. 5. Соотношение важности навыка «Управление коммуникациями» и уровня развития данного

навыка по мнению предпринимателей Fig. 5. Correlation between the importance of the skill "Communication Management" and the level of development of this skill according to entrepreneurs

соким, 30% полагают его приемлемым, а 44% - средним. Та же картина наблюдается в соотношении важности навыка управления коммуникациями и уровня развития данного навыка. При том, что 76% полагают его очень важным и 11% важным, только 16% респондентов оценивают свой уровень развития данного навыка как высокий, 51% опрошенных считают его приемлемым, а 27% - средним (Рис. 5).

Таким образом, наблюдается некоторое несоответствие таких показателей, как про-

хождение обучения навыку, признание его важности респондентами и уровень развития навыка. Это может говорить либо об излишней самокритичности респондентов и их низкой самооценке, либо о неудачной программе обучения, либо о том, что у предпринимателей не было времени и возможности её освоить на должном уровне.

Для того, чтобы несколько прояснить этот вопрос, необходимо было выявить, где предприниматели обучались дисциплинам, формирующим и развивающим гибкие на-

76

80

50

40

30

20

6

00

0

5

Рис. 6. Каким образом и в каком соотношении предприниматели формировали следующие гибкие навыки: 1 - «Тайм-менеджмент»; 2 - «Управление энергией»; 3 - «Управление знаниями»; 4 - «Эмоциональный интеллект»; 5 - «Клиентоориентированность»; б - «Работа в режиме неопределённости»; 7 - «Управление креативностью»; 8 - «Управление коммуникациями»; 9 -«Развитие критического мышления»; 10 - «Принятие решений»; 11 - «Экологическое мышление»; 12 - «Риск-менеджмент»; 13 - «Антикризисное управление» Fig. 6. In what way and in what ratio entrepreneurs formed the following soft skills: 1 - "Time Management"; 2 - "Energy Management"; 3 - "Knowledge Management"; 4 - "Emotional Intelligence"; 5 - "Customer Focus"; б - "Working in Uncertainty"; 7 - "Creativity Management"; 8 - "Communication Management"; 9 - "Critical Thinking Development"; 10 - "Decision Making"; 11 - "Ecological Thinking"; 12 - "Risk Management"; 13 - "Crisis Management"

80

SB 70 -s

л е

ате б0 м

ини 50 p

п ^

& 40 -

п е

ны 30 н е

3

I 20 -

О

10 0

6 7 Гибкие навыки

Курсы/тренинги/доп. образование Самообразование

Не обучался

выки. Для этого авторами исследования предлагалось респондентам выбрать ответ из четырёх вариантов: вуз; тренинги/курсы; самообразование; не обучался.

Из полученных данных, отображённых на диаграмме на рисунке 6, следует, что большая часть респондентов (33-73%) вообще не изучали дисциплины, направленные на формирование гибких навыков. Исключение составляют такие дисциплины, как тайм-менеджмент, управление коммуникациями, эмоциональный интеллект, клиентоориен-тированность и принятие решений, что уже было показано на рисунке 1.

Первое место по числу предпринимателей, обучающихся с целью формирование гибких навыков, вполне устойчиво занимает самообразование. Оно составляет от 19 до 38% утверждений опрошенных. При этом наибольшее число предпринимателей

занимается самообразованием по таким дисциплинам, как управление коммуникациями, тайм-менеджмент и клиентоориен-тированность.

Обучение в вузе (0-22%) почти во всех случаях находится на втором месте. Наибольший процент относится к гибким навыкам, формирование которых не ограничивается одним-двумя днями, а составляет полноценный учебный курс, например, антикризисное управление, риск-менеджмент, принятие решений, управление коммуникациями. В данную группу попала и дисциплина «Тайм-менеджмент», что свидетельствует о возросшей конкурентоспособности вузов по сравнению с компаниями, в изобилии функционирующими на рынке тренин-говых и консультационных услуг и предлагающими всевозможные тренинги по тайм-менеджменту.

На третьем месте (1-13%) находятся тре-нинговые и иные обучающие компании, оказывающие услуги по дополнительному образованию. Заметим, что по ряду дисциплин они совсем незначительно отстают от вузов, как, например, экологическое мышление, работа в режиме неопределённости, управление креативностью. В некоторых случаях тренинговые компании опережают вузы, например, в формировании таких навыков, как эмоциональный интеллект или управление энергией. Это говорит о том, что вузам необходимо развивать программы дополнительного образования, в том числе ориентированные на предпринимателей и учитывать данную целевую аудиторию при разработке своей маркетинговой стратегии.

Обсуждение

Анализируя мнения предпринимателей о важности того или иного гибкого навыка, авторы выявили первую тройку наиболее важных навыков, которую отметили респонденты, представляющие практически все сферы бизнеса. Первое и второе места разделили навыки управления коммуникациями и принятия решений (указали представители девяти сфер бизнеса из 21); третье место занял навык клиентоориентированности (указали представители восьми сфер бизнеса из 21). Это как раз те навыки, которые формируют вузы со значительным опережением тренинговых компаний. Однако доля предпринимателей, уделяющих внимание самообразованию, всё равно значительно выше, нежели доля предпринимателей, обучившихся в вузе. Это в определённой степени подтверждает выводы, сделанные в исследовании молодых предпринимателей и студентов, устойчивых к предпринимательству, которое показало, что одной из важнейших черт, обеспечивающих их конкурентоспособность, является непрерывное и целенаправленное самообразование [16]. Отсюда следует, что вуз конкурирует не только с тренинговой или образовательной компанией, оказывающей дополнительные обра-

зовательные услуги, но и с самими предпринимателями, пытающимися сформировать нужный гибкий навык самостоятельно. Причины этого нужно анализировать отдельно, однако можно предположить, что с высокой долей вероятности они сводятся к нехватке времени и отсутствии информации, позволяющей сделать для себя наиболее удачный выбор провайдера образовательной услуги. Действительно, тяжеловесная конструкция вуза нередко неконкурентоспособна по сравнению с небольшой тренинговой компанией по разработке и продвижению краткосрочной программы дополнительного образования, её активного пиара, равно, как и пиара бизнес-тренеров, что нередко становится определяющим фактором при выборе места обучения. При этом рынок тренинго-вых и консалтинговых услуг весьма развит и предлагает большое количество разнообразных программ формирования гибких навыков, например, на образовательных платформах. Это подтверждают выводы, сделанные в предыдущих исследованиях, в частности, касающиеся программ обучения предпринимательским коммуникациям [17]. По мнению авторов проведённого исследования, в дальнейших исследованиях было бы актуально проанализировать предложения российских вузов в отношении программ дополнительного образования по формированию гибких навыков, предназначенных для предпринимателей.

Кроме того, респонденты, представляющие разные сферы бизнеса, отметили для себя навыки, играющие наиболее существенную роль именно в их деятельности. Таким образом, результаты исследования говорят о том, что существует определённая отраслевая специфика рейтинга гибких навыков в оценке действующих предпринимателей. Например, для сфер роботизированных систем и продвижения проектов оказался принципиально важными риск-менеджмент. Сферы консалтинга, ивента и развлечений, образования, туризма и сферы услуг отметили для себя эмоцио-

нальный интеллект как особенно важный навык. Сферы одежды и моды, маркетинга и рекламы, строительства и ремонта, а также сферы услуг выделили навык работы в режиме неопределённости. А для сфер геологии, производства и торговли на мар-кет-плейсах оказался важным навык управления знаниями. Данный навык отметили также представители сфер образования и роботизированных систем. Это открывает перед вузами широкие возможности по разработке программ дополнительного образования, предназначенных для различных сфер бизнеса и учитывающих предпринимательскую специфику, заключающуюся в том числе в сильной загруженности. В связи с этим оказание образовательных услуг на образовательной платформе, удобство коммуникации с преподавателем и группой, наличие «живых» вебинаров с интерактивом и групповой работой с использованием цифровых технологий, возможность посмотреть вебинар в записи в удобное время, интегрирование в программу элементов самообразования станут важным конкурентным преимуществом вуза не только по отношению к тренинговой компании, но и к желанию предпринимателей осваивать необходимый материал самостоятельно.

Выводы

По результатам проведённого исследования авторы пришли к ряду выводов, имеющих практическое значение.

1. Предприниматели констатируют, что гибкие навыки имеют высокую значимость для их деятельности. Наиболее важными навыками для своей деятельности предприниматели считают управление коммуникациями, принятие решений, клиентоо-риентированность, развитие критического мышления, тайм-менеджмент. К наименее важным предприниматели отнесли: экологическое мышление, антикризисное управление, управление знаниями.

2. Важность навыков в определённой степени имеет ту или иную отраслевую специфи-

ку - предприниматели, относящиеся к разным отраслям бизнеса, сделали акцент на разных гибких навыках. Тем не менее, есть навыки-лидеры, которые отметили абсолютное большинство респондентов из разных сфер бизнеса. Это управление коммуникациями, клиенто-ориентированность и принятие решений.

3. От 33 до 73% опрошенных предпринимателей не обучались гибким навыкам. К гибким навыкам, которым не обучалось большинство предпринимателей, были отнесены: управление креативностью (не обучалось 73%); экологическое мышление (70%); управление знаниями (66%); антикризисное управление (64%); работа в режиме неопределённости (62%); управление энергией (61%); риск-менеджмент (55%); развитие критического мышления (53%).

4. 19-38% предпринимателей осваивали гибкие навыки посредством самообразования. 1-13% опрошенных формировали их с помощью тренинговых компаний и иных обучающих организаций, реализующих программы дополнительного образования. С целью формирования гибких навыков 0-22% предпринимателей обучались в вузе.

Заключение

Таким образом, формирование гибких навыков в процессе обучения предпринимателей сегодня является одной из ближайших зон развития высших учебных заведений. Судя по результатам исследования, вузы не в полной мере уделяют внимание формированию гибких навыков посредством специализированных программ дополнительного образования, предназначенных для предпринимателей. В вузах либо отсутствуют такие программы, либо не уделяется достаточно внимания их продвижению. Возможно также, что предприниматели недостаточно доверяют компетентности вузов, опасаются излишней академичности и теоретизированности программ. Выяснение данного вопроса может служить предметом дальнейшего исследования.

Прямыми конкурентами для вузов являются тренинговые компании, которые по

доле оказания образовательных услуг по ряду программ, формирующих гибкие навыки, находятся наравне с вузами, а в некоторых случаях и превосходят их. Обращение за услугами в тренинговую компанию может быть вызвано большей доступностью программ, их адаптацией под потребности предпринимателей, более удобным графиком обучения. Это также было бы полезно и интересно выяснить для того, чтобы в большей степени сориентировать вузы в направлении разработки и продвижения программ дополнительного образования, формирующих гибкие навыки.

Авторы полагают, что своеобразную конкуренцию вузам составляют и сами предприниматели, формирующие свои гибкие навыки посредством самообразования. Несмотря на то, что желание предпринимателей обучаться самостоятельно безусловно заслуживает похвалы, в основном оно может быть вызвано нехваткой времени на обучение в вузе. Между тем, многие гибкие навыки весьма сложны в освоении и требуют помощи профессиональных экспертов. Если в вузах будут доступны удобные во всех отношениях образовательные программы, наверняка они станут для предпринимателей более предпочтительными, нежели самообразование.

Литература

1. Рубин Ю.Б. Предпринимательский селфме-неджмент // Современная конкуренция. 2017. Т. 11. № 4 (64). С. 104-115. EDN: ZSMWLB.

2. Степанова Л.Н., Зеер Э.Ф. Soft skills как предикторы жизненного самоосуществления студентов // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 8. С. 65-89. DOI: 10.17853/1994-5639-20198-65-89

3. Хижная А.В., Быстрова Н.В., Шарыгина Е.Н. Развитие soft skills («гибких навыков») для успешной карьеры выпускников вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-2. С. 261-264. EDN: MUXTLC.

4. Сорокопуд Ю.В., Амчиславская Е.Ю., Ярос-лавцева А.В. Soft Skills («мягкие навыки») и их роль в подготовке современных специали-

стов // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 1 (86). С. 194-196. DOI: 10.24412/19915497-2021-186-194-196

5. Предпринимательское образование в России и за рубежом: под ред. Ю.Б. Рубина. М.: Синергия пресс, 2015. 386 с. ISBN 978-5-42570234-0.

6. Рубин Ю.Б, Можжухин Д.П. Высшее предпринимательское образование: ориентиры становления и смягчения ограничений // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 11. С. 106-121. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-3111-106-121

7. Рубин Ю.Б. О проекте профессионального стандарта «Предприниматель (специалист по решению предпринимательских задач)» // Современная конкуренция. 2022. Т. 16. № 1 (85). С. 5-28. DOI: 10.37791/2687-0657-2022-16-1-5-28

8. Рубин Ю.Б, Можжухин Д.П. Реализация компетентностно-ориентированного подхода в процессе формирования образовательных программ по предпринимательству // Педагогика. 2017. № 6. С. 71-80. EDN: ZHAXHH.

9. Рубин Ю.Б, Леднев М.В, Можжухин Д.П. Матрица компетенций как инструмент обучения предпринимательству в бакалавриате // Высшее образование в России. 2017. № 6 (213). С. 16-28. EDN: YSYXNH.

10. Saunders L, Bajjaly S. Direct instruction of inter- and intrapersonal skills for business education // Journal of Education for Business. Nov/Dec 2022. Vol. 97. No. 8. P. 513-520. DOI: 10.1080/08832323.2021.1997884

11. Ramos-Monge E, Fox P., Garcia-Piquer A. Addressing soft skill gaps in the digital employment market: the case of Spanish students in a technology-based university // Education + Training. 65 (4) Oct. 2023. DOI: 10.1108/ET-04-2023-0165

12. Hungwei Tseng, Xiang Yi, Hsin-Te Yeh. Learning-related soft skills among online business students in higher education: Grade level and managerial role differences in self-regulation, motivation, and social skill // Computers in Human Behavior. Vol. 95, June 2019. P. 179-186. DOI: 10.1016/j.chb.2018.11.035

13. Caeiro-Rodríguez, М, Manso-Vázquez, М. et al. Teaching Soft Skills in Engineering Education: An European Perspective // IEEE Access. 2021. DOI: 10.1109/ACCESS.2021.3059516

14. Cinque M. 'Lost in translation'. Soft skills development in European countries // Tuning Journal

for Higher Education. 2016. Vol. 3. No. 2. P. 389. DOI: 10.18543/TJHE-3(2)-2016PP389-427

15. ГребневЛ.С, КирабаевН.С, ШейнбаумВ.С, Зборовский Г.Е, Лукашенко М.А. «Высшее образование в России»: 30 лет научной рефлексии (круглый стол) // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 12. С. 150-166. DOI: 10.31992/0869-3617- 2022-31-12-150-166

16. Шафранов-Куцев Г.Ф, Черкашов Е.М. Ориентация молодёжи на конкуренцию и предпринимательство // Социологические иссле-

дования. 2020. № 4. С. 117-123. DOI: 10.31857/ S013216250009174-4 17. Лукашенко М.А, Добровольская Т.Ю. Обучение предпринимательским коммуникациям на образовательных платформах: российская и зарубежная практика // Современная конкуренция. 2022. Т. 16. № 1. С. 90-107. DOI: 10.37791/2687-0649-2022-16-1-90-107

Статья поступила в редакцию 26.01.2024 Пржнята к публикации 12.03.2024

References

1. Rubin, Yu. (2017). Entrepreneurial self-management. Journal of Modern Competition. Vol. 11, no. 4 (64), pp. 104-143. Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_30548604_ 88628823.pdf (accessed 15.03.2024) (In Russian, abstract in Eng.).

2. Stepanova, L.N., Zeer, E.F. (2019). Soft skills as predictors of students' life self-fulfillment. The Education and Science Journal. Vol. 21, no. 8, pp. 65-89, doi: 10.17853/1994-5639-2019-8-65-89 (In Russian, abstract in Eng.).

3. Khizhnaya, A.V., Bystrova, N.V., Sharygina, Ye.N. (2019). Development of soft skills for successful careers of university graduates. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya= Problems of Modern Pedagogical Education. No. 65-2, pp. 261-264. Available at: https://eli-brary.ru/download/elibrary_42331407_13733651.pdf (accessed 15.01.2024) (In Russian, abstract in Eng.).

4. Sorokopud, Yu.V., Amchislavskaya, Ye.Yu., Yaroslavtseva, A.V. (2021). Soft Skills and their role in the training of modern specialists. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya = The World of Science, Culture, Education. Vol. 86, no. 1, pp. 194-196, doi: 10.24412/1991-5497-2021-186-194-196 (In Russian, abstract in Eng.).

5. Rubin, Yu.B. (Ed.) (2015). Entrepreneurial education in Russia and abroad. Moscow, Sinergiya press = Synergy press. 386 p. ISBN 978-5-4257-0234-0. (In Russ.).

6. Rubin, Yu.B., Mozhzhukhin, D.P. (2022). Higher Entrepreneurship Education: Guidelines for the Formation and Mitigation of Restrictions. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 31, no. 11, pp. 106-121, doi: 10.31992/0869-3617-2022-31-11-106-121 (In Russ., abstract in Eng.).

7. Rubin, Yu. (2022). About the Professional Standard Draft "Entrepreneur (Specialist in Solving Entrepreneurial Goals)". Sovremennaya konkurentsiya=Journal of Modern Competition. Vol. 16, no. 1, pp. 5-28, doi: 10.37791/2687-0657-2022-16-1-5-28 (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Rubin, Yu. B., Mozhzhukhin, D.P. (2017). Implementation of a competence-based approach in the process of formation of educational programs in entrepreneurship. Pedagogika = Pedagogics. No. 6, pp. 71-80. Available at: https://elibrary.ru/ item.asp?id=30024897 (accessed 15.01.2024) (In Russ., abstract in Eng.).

9. Rubin, Yu.B., Lednev, M.V., Mozhzhukhin, D.P. (2017). [The Matrix of Competencies as a Tool of Entrepreneurship Bachelor Education]. Vysshee obrazovanie v Rossii =Higher Education in Russia. No. 6 (213), pp. 16-28. Available at: https://elibrary.ru/download/eli-brary_29381631_35641763.pdf (accessed 15.01.2024) (In Russ., abstract in Eng.).

10. Saunders, L., Bajjaly, S. (2022). Direct instruction of inter- and intrapersonal skills for business education. Journal of Education for Business. Vol. 97, no. 8, pp. 513-520, doi: 10.1080/08832323.2021.1997884

11. Ramos-Monge, E., Fox, P., Garcia-Piquer, A. (2023). Addressing soft skill gaps in the digital employment market: the case of Spanish students in a technology-based university. Education + Training. Vol. 65, no. 4, doi: 10.1108/ET-04-2023-0165

12. Hungwei, Tseng, Xiang, Yi, Hsin-Te, Yeh. (2019). Learning-related soft skills among online business students in higher education: Grade level and managerial role differences in self-regulation, motivation, and social skill. Computers in Human Behavior. Vol. 95, pp. 179-186, doi: 10.1016/j. chb.2018.11.035

13. Caeiro-Rodríguez, M., Manso-Vázquez, M. et al. (2021).Teaching Soft Skills in Engineering Education: An European Perspective. IEEE Access, doi: 10.1109/ACCESS.2021.3059516

14. Cinque, M. (2016). 'Lost in translation'. Soft skills development in European countries. Tuning journal for Higher Education. Vol. 3, no. 2, pp. 389, doi: 10.18543/TJHE-3(2)-2016PP389-427

15. Grebnev, L.S., Kirabaev, N.S., Sheinbaum, V.S., Zborovsky, G.E., Lukashenko, M.A. (2022). The Journal "Higher Education in Russia": 30 Years of Research and Reflection. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 31, no. 12, pp. 150-166, doi: 10.31992/0869- 36172022-31-12-150-166 (In Russ., abstract in Eng.).

16. Shafranov-Kutsev, G.F., Cherkashov, E.M. (2020). Youth orientation towards competition and entrepreneurship. Sotsiologicheskiye issledovaniya = Sociological Research. No 4, pp.117-123, doi: 10.31857/S013216250009174-4 (In Russ., abstract in Eng.).

17. Lukashenko, M., Dobrovolskaya, T. (2022). Teaching Entrepreneurial Communications Using Educational Platforms: Russian and Foreign Practices. Sovremennaya konkurentsiya=Journal of Modern Competition. Vol. 16, no. 1, pp. 90-107, doi: 10.37791/2687-0649-2022-16-1-90-107 (In Russ., abstract in Eng.).

The paper was submitted 26.01.2024 Accepted for publication 12.03.2024

(cc)

Пятилетний импакт-фактор РИНЦ-2022, без самоцитирования

вопросы образования

3,686 2,668 2,415 2,302 1,678 1,544 1,329 0,623 0,609 0,470 0,229 0,005

Образование и наука

Психологическая наука и образование

Высшее образование в России

Университетское управление: практика и анализ

Интеграция образования Социологические исследования Вопросы философии Эпистемология и философия науки Высшее образование сегодня Аьма Матер (Вестник высшей школы) Педагогика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.