Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ SOFT SKILLS У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ (НА ПРИМЕРЕ ПОЛОЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ ЕВФРОСИНИИ ПОЛОЦКОЙ)'

ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ SOFT SKILLS У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ (НА ПРИМЕРЕ ПОЛОЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ ЕВФРОСИНИИ ПОЛОЦКОЙ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / ГИБКИЕ НАВЫКИ / SOFT SKILLS / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛИСТА / МАЙНОР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Довгяло Н. В., Борун Е. Н.

Представлен опыт Полоцкого государственного университета имени Евфросинии Полоцкой по формированию у студентов гибких навыков (часто, заимств. англ., soft skills) с целью повышения конкурентоспособности выпускников. Актуальность исследования обусловлена тем, что современное образование должно быть направлено не только на формирование общих и профессиональных компетенций, но и на развитие гибких навыков. Впервые представлен комплексный мониторинг уровня сформированности гибких навыков выпускников Полоцкого государственного университета. Представлена реализация основных способов формирования soft skills: с помощью активных методов обучения и введения новых специализированных курсов в образовательные программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOFT SKILLS DEVELOPMENT TECHNOLOGIES FOR FUTURE SPECIALISTS (BY THE EXAMPLE OF POLOTSK STATE UNIVERSITY NAMED AFTER EUPHROSYNIA OF POLOTSKAYA)

The article presents the experience of Polotsk State University named after Euphrosyne of Polotsk in developing students' softs kills skills in order to increase the competitiveness of graduates. The relevance of the study is due to the fact that modern education should be aimed not only at the formation of general and professional competencies, but also at the development of "flexible skills". For the first time, a comprehensive monitoring of the level of formation of soft skills of graduates of Polotsk State University is presented. The implementation of the main ways of forming softskills is presented: with the help of active teaching methods and the introduction of new specialized courses in educational programs.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ SOFT SKILLS У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ (НА ПРИМЕРЕ ПОЛОЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ ЕВФРОСИНИИ ПОЛОЦКОЙ)»

ПЕДАГОГИКА

УДК 37

ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ SOFT SKILLS У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ (НА ПРИМЕРЕ ПОЛОЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ ЕВФРОСИНИИ ПОЛОЦКОЙ)

канд. ист. наук, доц. Н.В. ДОВГЯЛО, канд. ист. наук, доц. Е.Н. БОРУН (Полоцкий государственный университет имени Евфросинии Полоцкой)

Представлен опыт Полоцкого государственного университета имени Евфросинии Полоцкой по формированию у студентов гибких навыков (часто, заимств. англ., soft skills) с целью повышения конкурентоспособности выпускников. Актуальность исследования обусловлена тем, что современное образование должно быть направлено не только на формирование общих и профессиональных компетенций, но и на развитие гибких навыков. Впервые представлен комплексный мониторинг уровня сформированности гибких навыков выпускников Полоцкого государственного университета. Представлена реализация основных способов формирования soft skills: с помощью активных методов обучения и введения новых специализированных курсов в образовательные программы.

Ключевые слова: компетенции, гибкие навыки, soft skills, активные методы обучения, проектное обучение, личностно-профессиональное развитие специалиста, майнор.

Введение. Полоцкий государственный университет имени Евфросинии Полоцкой - крупный образовательный, научный и культурный центр северного региона Республики Беларусь. Университет стремится максимально интегрировать образовательную, научную и инновационную деятельность с потребностями реального сектора экономики и социальной сферы.

Среди качеств личности специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, особое место занимают гибкие навыки (часто, заимств. англ., soft skills), которые считаются одним из показателей динамично развивающейся области образования. Soft skills - это «надпрофессиональные» навыки, которые помогают решать жизненные задачи и работать с другими людьми. Гибкие навыки приобретаются с личным опытом. Формировать их начинают в школе, а развивать - в университете, для того чтобы добиться успеха в профессиональной деятельности [1, с. 77].

Основная часть. Комплексный мониторинг уровня сформированности гибких навыков выпускников Полоцкого государственного университета имени Евфросинии Полоцкой впервые был проведен в рамках проекта международной технической помощи программы ERASMUS+ «Содействие развитию компетенций в белорусском высшем образовании (FOSTERC)». В качестве метода исследования использовался электронный опрос путем заполнения анкеты в Google. В опросе приняли участие 145 организаций - работодателей выпускников университета. Первый блок вопросов был направлен на выявление имеющегося уровня компетенций выпускников при устройстве на работу. Второй блок позволил определить необходимый уровень компетенций, которым должен владеть выпускник в целом. Респондентам было предложено оценить предлагаемые 24 компетенции soft skills по 5-балльной шкале по степени важности для них данной компетенции, а затем по степени исполнения (формирования) (таблица 1).

Таблица 1. - Комплексный мониторинг уровня сформированности компетенции soft skills у выпускников Полоцкого государственного университетаимени Евфросинии Полоцкой [2]

Компетенция Средняя оценка важности, балл Средняя оценка исполнения, балл Отклонение значений

1 2 3 4

Способность приобретать новые знания 4,5 4,1 0,4

Способность приспосабливаться к изменениям 4,5 3,9 0,6

Способность работать под давлением 4,3 3,6 0,7

Способность понимать сложные проблемы в целом 4,4 3,7 0,7

Совершенствование в собственной области знаний и профессиональной деятельности 4,5 3,85 0,65

Способность использовать информацио-коммуника-ционные технологии 4,5 4,2 0,3

Способность продуктивно работать в команде 4,55 4 0,55

Аналитическое мышление 4,5 3,9 0,6

Открытость новым возможностям 4,5 4,1 0,4

Окончание таблицы 1

1 2 3 4

Способность эффективно распределять время 4,6 3,7 0,9

Способность планировать, организовывать и координировать деятельность 4,45 3,8 0,65

Способность принимать решительные действия в ситуации неопределенности 4,3 3,4 0,9

Способность отыскивать новые пути и направления для применения существующих знаний 4,5 3,9 0,6

Способность презентовать продукт, идеи или отчеты на публике 4,4 3,6 0,8

Способность доступно доносить идеи 4,5 3,9 0,65

Способность составлять отчеты и информационные справки 4,4 3,7 0,7

Способность эффективно вести переговоры 4,3 3,6 0,7

Способность предвидеть новые проблемы 4,3 3,5 0,8

Способность вдохновлять других 4,2 3,6 0,б

Способность выполнять обязанности руководителя 4,15 3,5 0,65

Готовность подвергать сомнению существующие идеи 4,15 3,7 0,45

Знания по другим областям 4,15 3,8 0,35

Способность общаться на иностранном языке 3,9 3,2 0,7

Способность придумывать новые идеи 4,5 3,9 0,6

Таким образом, исходя из данных, представленных в таблице, можно сделать следующие выводы:

- высокий уровень развития таких компетенций, как «Способность приобретать новые знания», «Открытость новым возможностям», а также «Способность использовать информационно-коммуникационные технологии», подчеркивает тот факт, что образовательные программы основного и дополнительного образования, реализующиеся в Полоцком государственном университете имени Евфросинии Полоцкой, обеспечивают получение знаний и практических навыков, необходимых для повышения конкурентоспособности выпускников;

- мониторинг позволил выявить и проблемные зоны в подготовке специалиста и сформировать пакет первичных рекомендаций по совершенствованию образовательных программ. Особое внимание следует уделить следующим компетенциям: способность принимать решения в ситуациях неопределенности; способность предвидеть новые проблемы; способность эффективно распределять время; способность презентовать продукт, идеи или отчеты на публике.

В настоящее время существуют два подхода к формированию soft skills: первый подход рекомендует использовать потенциал изучаемых дисциплин в сочетании с активными методами обучения, внеучебной воспитательной работой; второй - обучать непосредственно, вводя отдельные курсы в рамках вариативного компонента учебного плана [3].

Использование потенциала изучаемых дисциплин в сочетании с активными методами обучения. Активные методы обучения способствуют активизации мышления, побуждают к познавательной и творческой деятельности через вовлечение студентов в образовательный процесс. Анализ применения активных методов обучения при формировании гибких навыков студентов в Полоцком государственном университете имени Евфросинии Полоцкой представлен в таблице 2.

Таблица 2. - Характе ристика активных методов обучения при формировании гибких навыков студентов [4]

Активные методы обучения Цель Результат

1 2 3

Интерактивное знакомство Знакомство обучающихся и преподавателя Умение раскрыть личностно-индивидуальные способности; коммуникабельность

Жужжащие группы Развитие коммуникативных способностей Умение преодолевать неуверенность, страх говорить перед аудиторией

Инфо-ярмарка Нахождение решения проблемы в группах Умение работы в команде при поиске совместного решения проблем; навыки нестандартного мышления

Передай проблему Обсуждение и повторение материала или решение проблемы в группах Умение подходить к решению проблем творчески и понимать ценность различных точек зрения

Вверх ногами Поиск решения основной задачи путем генерирования идей для решения проблемы, прямо противоположной исходной Критическое мышление

Окончание таблицы 2

1 2 3

Интеллект-карты, логические цепочки Изображение изучаемой информации в графическом виде, отражающем смысловые, ассоциативные, причинно-следственные связи между понятиями и частями предметной области Умение работать в команде; раскрытие индивидуальности и творческого потенциала, инициативности, креативности

Шесть шляп мышления Анализ проблемы с различных точек зрения, аргументированное изложение разных позиций и поиск оптимального решения Умение вести коммуникацию с учетом позиции собеседника и организовывать сотрудничество; навык управления вниманием; развитие организаторских способностей, логического мышления

Перевернутый класс Решение конкретных проблем, организация кооперации, применение знаний и умений в новой ситуации, создание студентами нового учебного продукта Гибкие навыки самостоятельной и исследовательской деятельности

Групповой пазл Изучение и систематизация большого объема материала Гибкие навыки формируются через активное взаимодействие в ходе работы; умение четко формулировать свои мысли

Среди множества актуальных активных педагогических технологий имеет смысл выделить технологию проектной деятельности. В Полоцком государственном университете имени Евфросинии Полоцкой можно фиксировать в этом направлении определенные институциональные изменения и изменения в организации учебного процесса, т.к. проектная работа была интегрирована в процесс обучения всех студентов. Проектная деятельность позволяет студентам наряду с профессиональными навыками успешно развивать навыки soft skills. В процессе работы над проектом студентам необходимо не только выстроить эффективную коммуникацию, поставить цель, сформировать требования к результатам и работам проекта, спланировать работу по проекту, выявить возможные риски и способы их минимизации, но и качественно презентовать результат проекта. В процессе создания общего проекта происходит развитие у обучающихся навыков работы в команде, коммуникации и self-менеджмента, решения проблем и творческого мышления, умения анализировать информацию и разрешать конфликтные ситуации.

В целях закрепления и углубления знаний, овладения интегрированными компетенциями в университете активно внедряется междисциплинарный подход при разработке дипломных работ (проектов). Междисциплинарный проект обладает большим потенциалом в плане формирования у студентов профессиональных и надпро-фессиональных компетенций, помогает осуществлять творческий и профессиональный рост, позволяет осознать связи между профильными и непрофильными дисциплинами. Развитые проектные умения и навыки, интегрированное мышление, несомненно, повышают уровень конкурентоспособности будущего специалиста [5, с. 28].

В 2021/2022 учебном году было подготовлено и успешно защищено 17 междисциплинарных проектов. Например, разработку проектных решений по горячему водоснабжению и технологии возведения 10-этажного панельного жилого дома совместно осуществляли студенты 4 курса специальностей ТВ и ПГС. Для осуществления самоконтроля занимающихся физической культурой и спортом студентами специальностей ФК и ИТ были разработаны мобильные приложения «Дневник самоконтроля» и «Личный тренер». Междисциплинарная интеграция направлена на развитие компетентности студентов и практическое применение компетенций в конкретной сфере деятельности, а также личностного развития, личностной самореализации.

Введение отдельных курсов в рамках вариативного компонента учебного плана. С 1 сентября 2022 г. в учреждениях высшего образования Республики Беларусь реализуется экспериментальный проект преподавания цикла социально-гуманитарных дисциплин. Новая модель цикла представлена тремя обязательными дисциплинами: «История белорусской государственности», «Философия» и «Современная политэкономия», а также тремя дисциплинами вариативной части, на выбор учреждения образования и студента. Одной их таких дисциплин является «Личностно-профессиональное развитие специалиста». В университете данная учебная дисциплина введена в образовательные программы всех специальностей. В содержание дисциплины «Личностно-профессио-нальное развитие специалиста» включены вопросы развития образования в современных условиях, что будет содействовать осознанному осмыслению и проектированию обучающимися собственной образовательной траектории и продолжению образования в течение жизни (таблица 3).

Таблица 3. - Формировании гибких навыков при освоении дисциплины «Личностно-профессиональное

развитие специалиста»

Темы курса Soft skills

1 2

Тема 1. Образование как социальный и личностный ресурс в XXI веке Навыки организации собственной эффективной образовательной деятельности. Навыки эффективных приемов активизации мышления, памяти, внимания. Способы управления эмоционально-волевой сферой личности

Окончание таблицы 3

1 2

Тема 2. Личностная эффективность и развитие творческого потенциала Компетенции целеполагания, принятия нестандартных решений. Способность к критическому, креативному мышлению. Умение самостоятельно учиться в течение жизни. Эмоциональный интеллект

Тема 3. Лидерство и сотрудничество в командной работе Навыки продуктивной коммуникации и сотрудничества. Лидерские качества и навыки управления временем. Организация проектной деятельности и управление коллективными проектами

Тема 4. Эффективные способы построения профессиональной карьеры Планирование и управление личным временем (тайм-менеджмент). Навыки формирования собственного имиджа специалиста. Навыки публичного выступления. Самопрезентация при поступлении на работу (резюме и собеседование)

Тема 5. Семейные отношения и воспитание в семье Компетенции в области семейной жизни, воспитания и развития детей. Стратегии поведения в конфликте

Исходя из данных, представленных в таблице, изучение названной дисциплины способствует овладению студентами универсальными компетенциями: технологиями самообразования, самовоспитания, личностного и профессионального роста, карьерного продвижения, продуктивного личностного взаимодействия в профессиональной деятельности, семье и других областях социальной практики; освоению навыков полноценного развития и воспитания детей в семье.

Еще одна возможность для формирования гибких навыков будет реализована в 2023/2024 учебном году благодаря введению в Полоцком государственном университете имени Евфросинии Полоцкой новой образовательной политики - системы майноров. Майнор (minor) - это блок дисциплин непрофильного направления подготовки, который изучают на 2 или 3 курсах (таблица 4). В таблице представлены майнеры, предложенные для изучения студентам приемущественно технических специальностей и направленные на формирование гибких навыков и личностное развитие.

Таблица 4. - Формировании навыков при освоении дисциплины майноров

Майнор Цель изучения Планируемые результаты обучения

Тренинг управления эмоциями Понимание и управление собственным эмоциональным состоянием; эффективное устранение собственных негативных эмоций (тревоги, гнева, тоски, досады, обиды, печали, страха, вины, самоедства и др.) Умение распознавать основные эмоции по их экспрессивным, физиологическим и субъективным признакам; понимать содержание основных эмоций; управлять собственными и чужими эмоциями

Персональный менеджмент Использование основных инструментов самоменеджмента в своей деятельности (в области ведения переговоров, публичных выступлений, принятия управленческих решений) Умение давать оценку личной эффективности, анализировать текущие коммуникативные процессы делового взаимодействия; организовывать работу группы; проводить дискуссии; повышать эффективность деловых коммуникаций группы

Биомеханика человека: технологии будущего для диагностики и лечения Понимание особенностей техники выполнения различных специфических видов движений; определение рациональной организаций действий; разработка методических приемов освоения движений, методов технического самоконтроля и совершенствования техники движений Умение определять и анализировать программу движения тела человека; силовые и энергетические характеристики движений; оценивать биомеханическую эффективность двигательного действия

Исходя из целей и планируемых результатов обучения, представленных в таблице 4, можно сделать вывод, что система майноров индивидуализирует траекторию обучения для каждого студента и формирует дополнительные навыки, не связанные с основной специальность.

Заключение. В современном мире требования к образованию кардинально меняются, преимущество получат молодые люди, умеющие комбинировать знания из разных отраслей. В процессе подготовки конкурентоспособных специалистов необходимо обращать внимание на формирование soft skills вне зависимости от образовательной программы.

Как показывают данные исследования, у работодателей выпускников Полоцкого государственного университета имени Евфросинии Полоцкой самыми востребованными компетенциями являются «способность эффективно распределять время» и «способность продуктивно работать в команде». Развить гибкие навыки помогут как специализированные дисциплины, так и интерактивное обучение. Предполагается, что введение в 2022/2023 и 2023/2024 учебных годах в образовательные программы всех специальностей Полоцкого государственного университета имени Евфросинии Полоцкой дисциплины «Личностно-профессиональное развитие

специалиста» и системы майноров позволит студентам успешно развивать навыки soft skills и спроектировать собственную образовательную траекторию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ускова, Б.А. Методика формирования soft skills у студентов вузов: теоретический и практический аспекты / Б.А. Ус-кова, М.В. Фоминых // Вестн. Самар. гос. техн. ун-та. Сер. Психол.-пед. науки. - 2022. - Т. 19. - № 1. -С. 77-92. DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2022.1.6

2. The role of external stakeholders in ensuring the quality of educational services of Polotsk state university [Electronic resource] / N. Bareika [et al.] // SHS Web Conf 97, (2021) International Conference "Technological Educational Vision" (TEDUVIS 2020). DOI: https://doi.org/10.1051/shsconf/20219701021

3. Яркова, Т.А. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога / Т.А. Яркова, И.И. Черкасова // Вестн. Тюм. техн. ун-та. Сер. Гуманитар. исслед. Humanitates. - 2016. - Т. 2. -№ 4. - С. 222-234. DOI: https://doi.org/10.21684/2411-197X-2016-2-4-222-234

4. The use of new pedagogical practices and modern technologies to increase the competence level of I and II stage students of the specialty "Physical Training" of Polotsk State University / A. Barun [et al.] // INTERNATIONAL CONFERENCE SPORT AND HEALTHY LIFESTYLE CULTURE IN THE XXI CENTURY (SPORT LIFE XXI) : Book Series BIO Web of Conferences // Ed. by E. Vatskel, D. Mikhaylova. - 2021. - Vol. 29, Article № 01017.

DOI: https://doi.org/10.1051 /bioconf/20212901017

5. Бреднева, Н.А. Междисциплинарная интеграция в проектной деятельности студентов / Н.А. Бреднева // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Пед. науки. - 2020. - № 4 (147). - С. 26-30.

Поступила 22.11.2022

SOFT SKILLS DEVELOPMENT TECHNOLOGIES FOR FUTURE SPECIALISTS (BY THE EXAMPLE OF POLOTSK STATE UNIVERSITY NAMED AFTER EUPHROSYNIA OF POLOTSKAYA)

N. DOVGYALO, Ye. BORUN (Euphrosyne Polotskaya State University of Polotsk)

The article presents the experience of Polotsk State University named after Euphrosyne of Polotsk in developing students' softs kills skills in order to increase the competitiveness of graduates. The relevance of the study is due to the fact that modern education should be aimed not only at the formation of general and professional competencies, but also at the development of "flexible skills". For the first time, a comprehensive monitoring of the level of formation of soft skills of graduates of Polotsk State University is presented. The implementation of the main ways of forming softskills is presented: with the help of active teaching methods and the introduction of new specialized courses in educational programs.

Keywords: competencies, "soft" skills, softskills, active learning methods, project-based learning, personal and professional development of a specialist, minor.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.