Научная статья на тему 'Геймификация в профориентации школьников'

Геймификация в профориентации школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1204
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕЙМИФИКАЦИЯ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / GAMIFICATION / CAREER GUIDANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гимельштейн Евгения Александровна, Годван Дмитрий Федорович

В данной статье описывается уровень развития систем профориентации школьников в регионах России, рассматривается возможность улучшений существующих систем с применением инструментов геймификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гимельштейн Евгения Александровна, Годван Дмитрий Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gamefication in career guidance

The article describes the level of development of career guidance systems for school students in regions of Russia, considers the possibility of improving existing systems with the use of gamification tools.

Текст научной работы на тему «Геймификация в профориентации школьников»

Наполненность кейса Актуальность темы(0,8) 8 5 3 7 9 9 10

Доп. Mатериалы(0,6 ) 9 4 9 2 5 4 5

Четкость(0,9) 9 8 8 10 2 5 10

Полнота(0,8) 9 7 6 9 2 9 8

Эффекти вность Mакс = 69 59,3 37,9 44,1 41,5 29,7 51,3 57,9

Рис. 1. Анализ кейсов в образовательной программы САФ ИГУ

Популярность и полезность кейсов создают необходимость в обучении будущих кадров практике решения подобных задач, такой вывод был сделан в ходе исследования. Для улучшения эффективности работы с подобными проектами нами была поставлена цель разработать шаблоны для написания и решения кейсов. На Сибирско-Американском факультете студенты уже ознакомлены с подобным форматом решения задач — в течение учебного процесса студенты разрабатывают работы по проектам, предоставляемых приглашенными компаниями. В ходе работы было подробно изучено 4 и в целом рассмотрено 7 кейсов, предоставленных студентам. Для изучения был проведен опрос фокус-группы в составе 16 человек для определения основных критериев наполненности кейса и организации процесса его выполнения в ходе практики.

Таким образом, в рамках исследования был проанализирован метод кейсов в менеджменте на примере образовательной деятельности студентов 1-2 курсов Сибирско-Американского факультета (далее САФ) Иркутского государственного университета. Разбор классификаций кейсов показал, что универсальность такой технологии делает возможным применение кейса во многих сферах. Особенно актуальным это остается в бизнесе и уже активно используется компаниями мира. ■

1. Введение в кейс-метод: что такое кейсы и зачем они нужны [Электронный ресурс] // Changellence: информ. портал. - Электрон. дан. - URL: https://changellenge.com/article/chto-takoe-keysy/ (Дата обращения: 25.11.2019)

2. Кейсы клиентов [Электронный ресурс] // Yandex: информ. Портал. - Электрон. дан. - URL: https://yandex.ru/adv/solutions/cases (Дата обращения: 01.12.2019)

3. Коротовских Л. С. Кейс-метод как способ повышения компетентности, обучающихся на кафедре фармакологии [Электронный ресурс] // Вестник ЮУрГМУ - 2018. - №4. - Электорн. версия печат. публ. -

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/keys-metod-kak-sposob-povysheniya-kompetentnosti-obuchayuschihsya-na-kafedre-farmakologii (Дата обращения: 20.12.2019).

4. Косентино М. П. Про кейсы / М. П. Косентино; -Пер. с англ. Гиренко Е. А. -М.: Москва, 2013. - 228 с.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Введение в кейс-метод: что такое кейсы и зачем они нужны [Электронный ресурс] // Changellence: информ. портал. - Электрон. дан. - URL: https://changellenge.com/article/chto-takoe-keysy/ (Дата обращения: 25.11.2019)

Кейсы клиентов [Электронный ресурс] // Yandex: информ. Портал. - Электрон. дан. - URL: https://yandex.ru/adv/solutions/cases (Дата

обращения: 01.12.2019)

Коротовских Л. С. Кейс-метод как способ повышения компетентности, обучающихся на кафедре фармакологии [Электронный ресурс] // Вестник ЮУрГМУ - 2018. - №4. - Электорн. версия печат. публ. - URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/keys-metod-kak-sposob-povysheniya-kompetentnosti-obuchayuschihsya-na-kafedre-farmakologii (Дата обращения: 20.12.2019).

Косентино М. П. Про кейсы / М. П. Косентино; -Пер. с англ. Гиренко Е. А. -М.: Москва, 2013. - 228 с.

Corporate stress management within workplace organization

© Godvan D, Gimelshtein E., Stetskaya D., 2020

Modern management students are faced with the problem of the lack of practical application of knowledge acquired at the university. The solution may be a business case — a description of the situation in the business, taken from real life. In this paper, we reviewed and analyzed case programs based on the Siberian-American faculty of Irkutsk State University.

Keywords: case, situation, SAF, students, development, efficience

УДК 37.047

ГЕЙМИФИКАЦИЯ В ПРОФОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

© Гимельштейн Е. А., Годван Д. Ф., 2020

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

В данной статье описывается уровень развития систем профориентации школьников в регионах России, рассматривается возможность улучшений существующих систем с применением инструментов геймификации.

Ключевые слова: геймификация, профориентация

Профориентация в настоящее время является основным, но при этом не структурированным механизмом

формирования представлений о рынке труда у школьников [1].

Системы профориентации отличаются по качеству и уровню развития в разных регионах России, однако качество профориентационной работы, в целом, находится на уровне не выше среднего. Согласно исследованию ВЦИОМ: «На сегодняшний день по специальности, которой обучались, работает каждый второй опрошенный (51 %), преимущественно люди с высшим образованием (58 %). Напротив, 47 % россиян не работают по специальности (55 % среди людей со средним специальным образованием» [2].

Среди причин, почему выпускники ВУЗов не работаю по специальности, выделают: незнание рынка труда; непонимание цели получения своей профессии; несоответствие ожиданий от профессии

и реальности; несформированность личных целей; неприменимость полученных знаний к новым требованиям [3].

Можно предположить, что все перечисленные причины являются следствием недостаточно качественной работы по профориентации школьников и абитуриентов в России. В 2019 г. Научно-исследовательским центром

профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС было проведено мониторинговое исследование сформированности региональных моделей профессиональной ориентации и качества профориентационной работы.

На рисунке 1 представлен обобщённый по всем регионам критериальный срез. Обозначены суммарные экспертные баллы по каждому из заданных критериев оценки качества, набранные по сумме показателей [4].

Рис. 1. Качество профориентационной работы со школьниками по результатам исследования 2019 г.:

критериальный срез [4]

Исходя из материалов данного исследования, можно выделить несколько ключевых критериев, которым должна соответствовать качественная профориентационная работа:

Практикоориентированность — использование деятельностных форм профориентационной работы со школьниками, с их погружением в реальный профессиональный контекст. В ходе практикоориентированных мероприятий подросток получает возможность изучить ту или иную профессию и «примерить ее на себя».

Продолжительность — критерий,

характеризующий наличие в региональной системе

профориентации школьников, помимо разовых или периодических мероприятий, более или менее продолжительных программ. Часто, вся профориентация ограничена один-двумя тематическими мероприятиями в год, но этого недостаточно. Необходимы ещё и продолжительные программы, обеспечивающие системное профессиональное информирование.

Социальное партнёрство — наличие механизмов, обеспечивающих взаимодействие всех субъектов, заинтересованных в результатах профориентационной работы: ведущих

предприятий-работодателей, предприятий

№ 1 • 2020

Бизнес-образование в экономике знаний 13

социальной сферы, силовых структур, служб занятости и т.д.

Непрерывность — целевая характеристика программ профориентационной работы, значимость которой определяется непрерывностью процесса профессионального самоопределения растущего человека.

Как видно из приведённого исследования, системы профориентации в регионах России действительно оставляют желать лучшего, однако, не стоит недооценивать их роль. Обеспечение качества профориентационной работы и удовлетворение вышеописанных критериев повлечет за собой существенное увеличение работающих по специальности выпускников ВУЗов.

Для того, чтобы повысить вовлеченность учеников школы в программы профориентации можно использовать современный тренд — геймификацию. Геймификация, в широком понимании этого слова — это перенос отдельных элементов и характеристик игры в неигровую сферу. Для органичной геймификации различных видов деятельности разрабатываются игровые системы — специальные среды, в которых разворачивается игровой процесс [5]. Главная цель геймификации в профориентационной работе: для школьников — сделать процесс более комфортным и непринужденным за счет смещения фокуса с самого процесса и испытываемого от этого стресса; для социальных учреждений — повысить качество оценки, сделав ее более глубокой и комплексной, при этом снизить временные и прочие издержки.

В формате геймификации может происходить знакомство кандидата с рабочими условиями компании, обучение необходимым

профессиональным навыкам, развитие умение работы в команде. В профориентационной работе могут быть применены различные элементы геймификации: платформы с игровыми заданиями и элементами психологических тестов; игровые приложения имитирующие работу в компании на определенной должности; групповые и индивидуальные соревнования и чемпионаты с заданиями в формате квестов или кейсов; рейтинговые системы оценки успешности участников. Геймификация в профориентационной работе должна отвечать двум ключевым характеристикам: быть увлекательной и быть научно обоснованной. В случае соблюдения этих критерием, ученик вне зависимости от его итога получает положительный эмоциональный заряд. Игры, как правило, ассоциируются у людей с весельем, эмоциональным подъёмом и раскрепощением.

В профориентационной работе со школьниками использование элементов геймификации позволит добиться двух ключевых целей: повысить

увлекательность, и, как следствие, вовлеченность участников в процесс, а также обеспечить достаточную мотивацию на обучение и развитие профессиональных навыков, сохранив при этом низкий уровень стрессовой нагрузки. ■

1. Апостолов О. П. Профессиональная ориентация в России (опыт, проблемы, перспективы) // О. П. Апостолов. - Изд. 1-е. - М.: ИП Татаринов М. В., 2011. - 184 с.

2. Большая зарплата или работа по специальности? Аналитический обзор [Электронный ресурс] // ВЦИОМ: информ. портал. - Электрон. дан. - URL: https://wciom.ru (Дата обращения: 19.12.2019).

3. Лутовина К. В. Почему выпускники вузов не работают по специальности // К. В. Лутовина. - Молодой ученый. - 2017. - №36. - С. 69-72.

4. Сергеев И. С. Профориентация: вдогонку за настоящим или вперед в будущее? [Электронный ресурс] // И. С. Сергеев // Вестник образования России: информ. портал. - Электрон.дан. -URL: http://new.vestniknews.ru (Дата обращения: 17.12.2019).

5. Штонда А. С. Геймификация как новый тренд при отборе и найме персонала// А. С. Штонда. - Бизнес-образование в экономике знаний. - 2016. - №3 (5). - С. 74-76.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Апостолов О. П. Профессиональная ориентация в России (опыт, проблемы, перспективы) // О. П. Апостолов. - Изд. 1-е. - М.: ИП Татаринов М. В., 2011. - 184 с.

Большая зарплата или работа по специальности? Аналитический обзор [Электронный ресурс] // ВЦИОМ: информ. портал. - Электрон. дан. - URL: https://wciom.ru (Дата обращения: 19.12.2019).

Лутовина К. В. Почему выпускники вузов не работают по специальности // К. В. Лутовина. -Молодой ученый. - 2017. - №36. - С. 69-72.

Сергеев И. С. Профориентация: вдогонку за настоящим или вперед в будущее? [Электронный ресурс] // И. С. Сергеев // Вестник образования России: информ. портал. - Электрон.дан. -URL: http://new.vestniknews.ru (Дата обращения: 17.12.2019).

Штонда А. С. Геймификация как новый тренд при отборе и найме персонала// А. С. Штонда. -Бизнес-образование в экономике знаний. - 2016. -№3 (5). - С. 74-76.

Gamefication in career guidance

© Godvan D. Gimelshtein E., 2020

The article describes the level of development of career guidance systems for school students in regions of Russia, considers the possibility of improving existing systems with the use of gamification tools.

Keywords: gamification, career guidance

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.