Научная статья на тему 'Герценовский университет: от настоящего к будущему'

Герценовский университет: от настоящего к будущему Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
291
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
210-ЛЕТИЕ ГЕРЦЕНОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА / ИСТОРИЯ УНИВЕРСИТЕТА / РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.И. ГЕРЦЕНА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Герценовский университет: от настоящего к будущему»

В адрес университета поступили поздравления от видных российских государственных и общественных деятелей, руководителей федеральных ведомств, губернаторов и глав законодательных органов субъектов Российской Федерации, деятелей науки, образования и культуры, руководителей высших учебных заведений. Университет также поздравили его зарубежные партнеры, руководители дипломатических представительств, общественных организаций, многочисленные выпускники и друзья РГПУ им. А. И. Герцена.

НАГРАДЫ

На заседании Ученого совета Герценовского университета 17 мая 2007 г. состоялось вручение медалей Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.

Медалью И. И. Бецкого награжден вице-губернатор Санкт-Петербурга С. Б. Тарасов за попечительское служение делу образования.

Медалью императора Павла I награжден директор Санкт-Петербургского монетного двора С. В. Орлов за художественное воплощение образа Герценовского университета в медальерном искусстве.

Г. А. Бордовский,

ректор

ГЕРЦЕНОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ: ОТ НАСТОЯЩЕГО К БУДУЩЕМУ*

Российскому государственному педагогическому университету им. А. И. Герцена исполнилось 210 лет.

С одной стороны, он продемонстрировал удивительную стабильность, ибо более двух столетий развивает свое образовательное пространство в этих исторических стенах, в уникальной дворцово-парковой зоне в самом центре великого города и демонстрирует верность своему педагогическому предназначению. А с другой стороны — показывает пример необыкновенного динамизма. С момента основания Императорского воспитательного дома идеи гуманизма и чадолюбия, положенные в основу его работы, постоянно вызывали к жизни все новые задачи и их решения. Многое из того, что сегодня называют российской системой образования и подготовки педагогических кадров, возникло и развивалось в этих стенах как новаторские поиски и находки. Выражаясь современным языком, уже в самом начале XIX в. это учебное заведение стало инновационным учреждением. Напомню, что именно здесь впервые в России началась профессиональная подготовка светских учителей-воспитателей. Здесь лежат корни российской коррекционной педагогики, здесь складывался комплексный подход к феномену детства, когда ребенок педагогически сопровождался от рождения до получения профессии. Здесь была реализована идея образовательного округа, разработана система семейных детских домов, организация которых сегодня вновь стала весьма актуальной. Здесь закладывалась основа политехнического подхода к общему образованию и многое другое.

Велики заслуги нашего вуза в развитии женского образования в России. Не случайно Николаевский сиротский институт, который размещался именно в этом здании, уже в середине XIX в. министр просвещения России граф Уваров называл «женским университетом».

Наш вуз как Ленинградский государственный педагогический институт им. А. И. Герцена навечно вписал свое имя в историю становления педагогического образования

* Доклад на заседании Ученого совета университета 17 мая 2007 г.

в эпоху превращения страны с массовой безграмотностью в ведущую космическую державу мира. Длительное время он был единственным вузом Советского Союза, в котором реализовывались все педагогические специальности. Усилиями профессоров и преподавателей Герценовского института десятки малочисленных народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока превратились из бесписьменных в число наиболее образованных и просвещенных народов мира.

Многие герценовцы, сидящие в этом зале, были не только свидетелями, но и непосредственными участниками сложной работы по осмыслению и реализации новых подходов к структуре и содержанию педагогического образования в период перехода от социалистической экономики к рыночной, когда мы начали развивать многоуровневую модель подготовки педагогических кадров новой формации. Не менее ответственные задачи лежат на плечах нашего коллектива и сейчас, когда процессы глобализации стали охватывать все новые сферы жизни государства и общества, включая и систему образования. Для нас вхождение в Болонский процесс — не дань моде или исполнение решений вышестоящих органов, а осознанная необходимость, вызванная быстрым втягиванием России в процесс мировой глобализации. Именно сегодня решается вопрос стандартов нового поколения, и от их качества будет зависеть конкурентоспособность нашей страны.

Наш большой двухсотлетний юбилей состоялся всего 10 лет назад, что дает мне возможность не углубляться в далекую историю. Полагаю, что в день 210-летия вуза надо обратиться к тем изменениям, которые произошли в последние 10 лет его жизни.

Следует отметить, что все эти годы мы поддерживали и развивали образовательные традиции, заложенные еще Воспитательным домом и Николаевским сиротским институтом: бережное отношение к детству; уважительное отношение к учительству; требовательное отношение к качеству образования и самим себе; заинтересованное отношение не только к своему университету, но и к отечественному образованию в целом.

Такая позиция позволила нам успешно завершить первую программу развития (1996-2000), реализовать вторую программу развития (2001-2005) и тем самым подготовить необходимые условия для осуществления третьей программы, ориентированной на обеспечение позитивной динамики развития университета как открытой инновационной образовательной научной системы, обладающей высокой конкурентоспособностью, обеспечивающей поддержку развития российского образования и повышение средствами образования человеческого капитала Санкт-Петербурга и России.

Решение этих задач привело к существенной перестройке структуры и системы управления университетом, качественному изменению состава управленческих и преподавательских кадров, глубокой модернизации учебно-материальной базы, развитию новых направлений научных исследований и многому другому.

За последние 10 лет динамично развивались направления и специальности подготовки.

Динамика развития направлений и специальностей

Направления и специальности 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Направления бакалавриата 8 9 10 11 11 12 15 15 19 21 21

Профили бакалавриата 16 23 29 33 35 38 44 47 50 56 58

Направления магистратуры 6 7 7 7 7 10 11 14 14 16 18

Магистерские программы 14 16 17 19 21 32 30 52 57 64 66

Программы специалитета 14 16 17 19 20 45 46 47 47 48 49

Число направлений бакалавриата выросло в 2,6, а профилей — в 3,6 раза. Количество реализуемых магистерских программ увеличилось почти в 5 раз. Обращаю ваше внимание на то, что за последние 6 лет развитие новых образовательных программ в университете происходит практически только за счет бакалавриата и магистратуры.

Соответствующим образом происходили изменения государственного заказа на подготовку молодых специалистов.

Изменение государственного заказа на очную форму обучения

2400 -,

2200

2000

1800

1600

1400

1200

1000

1998

1 999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

В результате этих изменений произошло существенное увеличение контингента наших студентов.

С учетом аспирантуры, докторантуры, слушателей системы дополнительного образования общая численность обучающихся в университете сегодня составляет более 26 тыс. человек. Принципиально важно, что при существенном увеличении плана приема и нарастании демографического спада конкурс в университет за эти годы вырос более чем в 2 раза (с 2,3 в 1997 г. до 4,8 человека на место в 2005 г.) и стал самым высоким среди всех многопрофильных вузов Санкт-Петербурга с приемом свыше 1 500 человек. Это, несомненно, свидетельствует о высоком статусе нашего диплома и доверии к университету у жителей нашего города и других регионов страны.

Изменение контингента студентов

30000

25000

20000

15000

10000

5000

Очное

Заочное

Очно-заочное

ИТОГО:

гД о»

оЛ сх" о^ оР о!4 оО' г\Ь о?1 О'-'

чО> чо, чо> ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^

л-л*

/

Естественно, что за эти годы существенно изменилась структура Герценовского университета.

Изменение структуры университета

Подразделения университета Годы

1997 2007

Факультеты 20 21

Учебные институты — 6

Научно-образовательные и культурно-просветительные центры — 27

Филиалы — 3

Научно-исследовательские институты — 3

Кафедры 104 144

Следует отметить большую диверсификацию учебных подразделений, что связано с гибким реагированием на изменения образовательных концепций, технологий и запросов времени.

Основная тяжесть в решении задач по реализации новых образовательных программ, по обучению возросшего контингента студентов, конечно, лежит на профессорско-преподавательском составе университета. Какие изменения произошли в этом направлении?

Прежде всего, изменилась численность штатных работников этой категории. Сегодня с учетом совместителей в университете работают 2 570 профессоров и преподавателей. Однако еще более важными являются качественные изменения. Все эти годы в вузе возрастало число докторов и кандидатов наук, хотя и не такими быстрыми темпами, как хотелось бы.

Не менее значимо, что за 10 лет у нас сократился с 47,5 до 46,3 лет средний возраст штатных профессоров и преподавателей. Сегодня он является одним из самых низких не только среди петербургских вузов, но и в стране. Думается, что постоянный приток в университет молодых преподавателей в сочетании со стабильностью высококвалифицированных кадров является одним из важных компонентов инновационного потенциала Герценовского университета.

Изменение численности штатного профессорско-преподавательского состава (ППС)

1000 300 300 400 200 0

1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Средний возраст штатного профессорско-преподавательского состава

47,6 47,4 47,2 47 46,8 46,6 46,4 46,2 46 45,8 45,6

1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Следует особенно подчеркнуть качественное повышение квалификации главного управленческого звена университета — деканского корпуса. Сегодня почти 70% деканов — это профессора и доктора наук, ведущие ученые университета.

80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Расширение и углубление нашей деятельности, повышение качества подготовки молодых специалистов не могли быть реализованы без радикального улучшения финансового состояния и материальной базы университета. Сводный бюджет за 10 лет вырос в 22,7 раза.

Сводный бюджет университета

Годы Динамика роста

1997 2007

75 млн руб. 1,7 млрд руб. Увеличение в 22,7 раза

При этом бюджетные средства выросли в 29 раз.

Рост бюджетных средств университета

Виды доходов Годы Динамика роста

1997 2007

Финансирование, выделяемое университету из федерального бюджета 37 млн руб. 1 073 млн руб. Увеличение в 29 раз

Внебюджетные поступления выросли в 16,5 раза.

47,5

47,4

47,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

47,3 47,3

46,9 46,9

46,6

46,5 46,5

46,3

Доля докторов наук и (или) профессоров среди деканов факультета

67% 67%

о 5% —

5 5%

4 5%

3 3%

2 3% 2 3% 2 4% 2 4% 2 5%

1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Рост внебюджетных средств университета

Виды доходов Годы Динамика роста

1997 2007

Платное образование 30 млн руб. 407 млн руб. Увеличение в 13,6 раза

Другие поступления 8 млн руб. 219 млн руб. Увеличение в 27,4 раза

Итого: 38 млн руб. 627 млн руб. Увеличение в 16,5 раза

Эти изменения сопровождались ростом консолидированного фонда заработной платы в 21 раз.

Рост фонда заработной платы

Фонд заработной платы Годы Динамика роста

1997 г. 2007 г.

33,2 млн руб. 694,5 млн руб. Увеличение в 21 раз

Следует подчеркнуть, что опережающий рост бюджетного финансирования по отношению к внебюджетным средствам связан с тем, что с 1999 г. университет стал финансироваться как особо ценный объект культурного наследия народов России.

За последние годы существенно пополнилась материальная база университета. В результате сложной работы с органами государственной власти, инвесторами, а также за счет собственных средств площадь зданий и сооружений возросла более чем на 29 тыс. м2.

Пополнение учебно-материальной базы университета

Объект Площадь, кв. м

Учебно-жилой корпус (Лиговский пр., д. 275) 7097,7

Учебный корпус института международных связей (Казанская ул., д. 3б) 652

Общежитие (Новоизмайловский пр., д. 5) 1436,8

Учебно-жилой комплекс (г. Выборг) 4893

Учебно-жилой комплекс (г. Волхов) 11915,6

База отдыха «Стуглево» (г. Волхов) 3013,3

Итого 29008,4

Не менее важным является и то, что за 10 лет мы капитально отремонтировали около 50% всех учебных, научных и хозяйственных площадей университета, среди которых следует отметить фундаментальную библиотеку им. императрицы Марии Федоровны, факультеты: юридический, социальных наук, географии, музыки, изобразительного искусства, управления, экономики, безопасности жизнедеятельности, институт детства, институт народов Севера, санаторий-профилакторий и многие другие жизненно важные объекты. В наших условиях часто речь идет не просто о капитальном ремонте, а о реставрации исторических помещений.

За эти годы в 10 раз вырос компьютерный парк университета, на этой базе был создан факультет информационных технологий.

Для решения задачи обновления образовательного процесса в вузе была проведена работа по построению системы опережающего повышения квалификации преподавателей: по проблемам организации образовательного процесса в контексте идей Бо-лонского процесса, по проблемам новых образовательных технологий, по проблемам воспитания и др. Фактически можно говорить о принципиально новой системе дополнительного образования на базе модульной технологии построения образовательного процесса. Так, только за последние 5 лет институтом дополнительного образования совместно с факультетами университета были подготовлены к открытию и реализованы

более 250 новых образовательных программ. За 10 лет существенно возрос контингент обучающихся по программам дополнительного образования.

Нельзя не упомянуть и о том, что за эти годы полностью обновилась база творческой студенческой жизни, в частности, был создан «Студенческий центр» во втором и третьем корпусах университета. Это позволило полнее раскрыться талантам наших студентов. Они являются не только активными участниками, но и победителями всероссийских и международных проектов, например, таких как «Свой мир мы строим сами», «Живи ярко», «Узнай себя», «Студенты в свободном предпринимательстве», «Город без проблем», и многих других. Наш университет стал инициатором и организатором общегородского конкурса молодых поэтов, чтецов и бардов «В начале было Слово». Уверен, что сегодня на праздничном вечере мы можем увидеть и оценить таланты наших студентов в полной мере.

Динамика распределения контингента обучающихся по программам дополнительного образования

8000п

7000' 6000' 5000' 4000' 3000' 2000' 1000' 0

□ контингент

1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Нельзя также не отметить, что в университете создана система дальних выездных практик студентов как внутри страны, так и за рубежом.

Географию учебных практик студентов университета представляют Владивосток, Красноярск, Петрозаводск, Нижний Тагил, Москва, Великий Новгород, Тверская область, Карелия — Белое море, Кисловодск, Украина (Крым), Финляндия, Швеция, Норвегия, о. Кипр, Польша.

Развиваясь сам, Герценовский университет проявляется как источник различных инновационных процессов. Напомню лишь некоторые:

• университет — инициатор развития многоуровневой системы высшего педагогического образования;

• вуз является лидирующим участником процесса разработки государственных образовательных стандартов по направлениям педагогического образования;

• университет разработал концепцию школьного учебника нового поколения, которая реализуется совместно с издательством «Просвещение» (в целом РГПУ активно включен в процесс модернизации общего образования);

• университет стал инициатором создания системы независимого аудита качества образования;

• РГПУ признан Министерством образования и науки РФ научно-методическим центром по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава ву-

зов Северо-Запада России, осуществлению перехода университетов на принципы Бо-лонского процесса, организации воспитательной работы со студентами и т. д.

Не случайно свое 210-летие Герценовский университет встречает в числе победителей национального конкурса инновационных образовательных программ. В нашей программе поставлена очень сложная, но и актуальная задача развития современных гуманитарных технологий. Подготовка специалистов, владеющих этими технологиями, позволит перестроить образовательный процесс в учреждениях различного уровня на базе антропоцентричности и приоритета гуманитарных ценностей в решении образовательных и управленческих задач.

В основу инновационной образовательной программы Герценовского университета положены следующие соображения.

В своем дальнейшем развитии университет может и должен опираться на исторический опыт, благодаря которому он сформировался как система инновационных идей в области образования, новейших технологий и методик обучения на базе эффективных стратегий развития и управления. Вторая универсальная черта Герценовского университета состоит в том, что вся его история связана с проблемой человека, его воспитанием, образованием, социализацией, защитой перед непростым окружающим миром, поиском его профессионального совершенствования. Мы открывали новые учебные подразделения, связанные с проблемой человека (факультеты философии человека, безопасности жизнедеятельности, психолого-педагогический, институт детства и т. д.). Мы целенаправленно шли к нашей инновационной образовательной программе, и она сегодня результирует наше понимание человека и современности в их сложных взаимоотношениях, которые и призваны гармонизировать гуманитарные технологии.

Инновационная программа позволит начать новый этап развития университета, нацеленный на подготовку нового типа специалистов в области образования, способных видеть человека как уникальную целостность, ориентированных на понимание закономерностей реализации человеческой деятельности в различных сферах науки, техники, искусства, общественной жизни и труде, реализующих инновационную деятельность на основе современных гуманитарных технологий, умеющих создавать условия для раскрытия человеческого потенциала на разных этапах развития человека, понимающих представителей различных социальных групп, типов профессий, этносов, конфессий, культур и умеющих вести с ними диалог, направленный на обеспечение взаимосвязи и взаимопонимания.

В реализации инновационной программы мы рассчитываем не только на указанный выше потенциал наших профессоров и преподавателей, имеющиеся материальные ресурсы. В планах на будущее мы также опираемся на развитие научных исследований, расширение, укрепление наших внутрироссийских связей и международное сотрудничество.

Унаследовав гуманистическую направленность научно-педагогических идей XVIII в., университет уже давно приобрел черты крупнейшего центра научной мысли и общепризнанного лидера подготовки кадров высшей квалификации. Сейчас фундаментальные и прикладные научные исследования ученых Герценовского университета выполняются в рамках 21 отрасли наук, 10 из которых соответствуют Перечню приоритетных направлений развития науки, технологий и техники РФ и Перечню критических технологий РФ. Число основных научных направлений университета увеличилось с 26 в 1997 г. до 34 в 2007 г. за счет расширения исследований в области гуманитарных и общественных наук. По областям знаний основные научные направления РГПУ им. А. И. Герцена распределяются следующим образом: психолого-педагогические науки — 12 направлений, естественные и точные науки — 8, гуманитарные и общественные науки — 14.

За 10 лет объем финансирования научно-исследовательской деятельности увеличился более чем в 30 раз (в сопоставимых ценах 1997 г.).

Герценовский университет — ведущий в стране центр подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации, по этому показателю он входит в первую пятерку вузов России. Так, на сегодняшний день аспирантура университета лицензирована по 102 научным специальностям 16 отраслей наук (в 1997 г. было лицензировано 80 специальностей), а докторантура — по 44 научным специальностям 11 отраслей наук.

Университетом сделаны новые шаги в области интеграции науки и образования. Так, в марте этого года 30 научно-педагогических школ РГПУ стали победителями конкурса, объявленного Правительством Санкт-Петербурга.

РГПУ им. А. И. Герцена является лидером в стране по целевой подготовке аспирантов и докторантов для вузов страны разного профиля. Например, сегодня университет ведет целевую подготовку кадров по договорам с 53 вузами Российской Федерации. В нашем университете работают 30 диссертационных советов, в которых проводится аттестация научных и научно-педагогических кадров по 84 специальностям (27 советов по защите докторских диссертаций, 3 совета по защите кандидатских диссертаций). Для сравнения: в 1997 г. работало 26 диссертационных советов, из них только 15 — по защите докторских диссертаций.

РГПУ им. А. И. Герцена является организатором и базой проведения крупных научных и научно-методических мероприятий. В университете ежегодно проводится более 100 научных конференций, из них более половины — международного статуса. Например, в эти дни проходит XI Российско-американская конференция, рассматривающая проблемы качества университетского образования.

Полагаю, что одна из важных черт нашего университета — его открытость для всех.

Научный, методический, информационный, кадровый потенциал университета позволяет ему активно взаимодействовать с образовательными системами России разного уровня и оказывать влияние на развитие российской системы образования в целом. Так, университет активно взаимодействует с образовательными учреждениями, входящими в «Университетский образовательный округ», в Северо-Западную педагогическую образовательную ассоциацию.

Данные об образовательных учреждениях, с которыми университет заключал договоры с 1997 г. по 2007 г.

Год Общее количество образовательных учреждений, заключивших договоры с университетом (детские сады, школы, колледжи, вузы) Число ассоциированных членов университетского образовательного округа Число двусторонних договоров Число договоров о проведении практики

1997 396 11 376 —

1998 411 11 400 —

1999 426 11 415 —

2000 451 11 440 —

2001 441 11 430 —

2002 365 65 300 —

2003 445 95 350 —

2004 395 95 300 —

2005 470 105 350 15

2006 515 115 370 30

2007 540 120 370 50

На базе университета созданы экспертно-аналитические службы, ресурсные центры по основным направлениям модернизации образования. При университете развивается сеть инновационных площадок. Он имеет постоянные рабочие отношения с научно-исследовательскими институтами РАО и РАН, различными предприятиями.

Расширяется число партнеров научно-исследовательской деятельности, представляющих академическую и отраслевую ветви науки, промышленные структуры и т. д. Университетом реализуются практически все существующие модели интеграции науки и образования. Заключены договоры о сотрудничестве с рядом институтов РАН и РАО, создана кафедра «Информационные технологии моделирования» совместно с Санкт-Петербургским институтом информатики и автоматизации РАН. Примером реализации совместных финансируемых проектов стали такие хоздоговорные исследования, как создание учебно-методических комплектов для учреждений РАО, договор со Щелковским витаминным заводом и др.

Крепнут наши связи с различными вузами страны. Мы имеем десятки надежных партнеров во всех федеральных округах России.

Сложились устойчивые связи и определены перспективы сотрудничества с профильными комитетами Совета Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания РФ, со многими федеральными ведомствами, занимающимися вопросами безопасности, молодежной политики, борьбы с распространением наркотиков и т. д. Особенно дорожим конструктивными отношениями с Правительством нашего города, в частности, с Комитетом по науке и высшей школе, с Комитетом по образованию, с Комитетом по культуре, с Комитетом по молодежной политике, Службой занятости, а также с Советом ректоров вузов Санкт-Петербурга и Советом ректоров Северо-Западного федерального округа. К сожалению, всех, даже стратегических партнеров университета, невозможно перечислить в этом выступлении.

Несомненно, что одним из важных источников наших творческих сил и инновационных идей является международное сотрудничество. Достаточно сказать, что мы активно работаем по различным направлениям с более чем 50 партнерами из 30 стран Европы, Азии и Америки. Назову только некоторых из них. Это международные, региональные и национальные органы, фонды и программы в области образования и науки: ЮНЕСКО, Американские советы международного образования, Консорциум американских университетов, Американский культурно-информационный центр, институт «Открытое общество» (фонд Сороса), Британский Совет, Совет министров Северных стран, Институт Гете, Немецкая государственная служба академических обменов, Французский институт в Санкт-Петербурге, Финский центр по международным обменам, фонды Фулбрайт, АЙРЕКС, ИНТАС, Карнеги, многие университеты и другие структуры. Мне особенно приятно отметить наше многолетнее продуктивное сотрудничество с одним из ведущих университетов Великобритании — Сандерлендским университетом, канцлер которого лорд Паттнам присутствует на нашем заседании, и нам сегодня предстоит вручить ему диплом и мантию Почетного доктора Герценовского университета.

В настоящее время мировое сообщество сформулировало основные положения о миссии, целях и задачах образования. В частности, сегодня делается четкая увязка образования с устойчивым развитием общества и подчеркивается, что оно имеет ключевое значение для мира и стабильности как внутри стран, так и между ними, и тем самым являет собой незаменимое средство эффективного участия в жизни общественных и экономических структур в XXI в.

Мы разделяем эту позицию и хорошо видим свое место в образовательном пространстве нашей страны.

У нас есть прекрасные возможности для развития, и я уверен, что университет сможет их реализовать в полной мере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.