= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =
СФЕРА ЭКОНОМИКИ
Екатерина РОМАНОВА
ГЕРМАНИЯ И РАСШИРЕНИЕ ЕС НА ВОСТОК
Пятое расширение ЕС имеет серьёзные социально-экономические последствия, и не только для вновь вступивших государств. Оно влечёт за собой важные изменения в характере экономических связей и развитии хозяйственных комплексов на всём европейском пространстве, во-первых значительно увеличивая экономическую мощь ЕС и повышая его вес на мировом рынке; во-вторых способствуя укреплению конкурентоспособности в мире за счёт динамично развивающихся экономик новых стран-членов ЕС и увеличению торговых потоков со странами ЦВЕ.
Объединённая Германия как один из главных локомотивов европейской интеграции интенсивно участвует в углублении и расширении этого процесса. Для неё открывается перспектива расширения гарантированных рынков сбыта товаров и осуществления прямых инвестиций, использования более дешёвой рабочей силы.
Внешнеэкономические связи с регионом ЦВЕ
Для ФРГ этот регион имеет важное экономическое значение, прежде всего как перспективный рынок сбыта. С начала 1990-х годов внешняя торговля Германии со странами-кандидатами растёт более быстрыми темпами, чем с другими регионами мира. Так, если в период с 1993 по 2002 год внешнеторговый оборот с регионом ЦВЕ утроился, то с остальным миром составил только 60%1. При этом страны ЦВЕ стали для германской внешней торговли так же важны, как и торговля с США. Экспорт Германии в эти страны возрос (с 1993 по 2002 г.) с 20 до 65 млрд евро, составив 8% объёма всего экспорта. Самые крупные торговые партнёры среди стран ЦВЕ - Польша, Чехия и Венгрия. Бурными темпами растёт и импорт из них. За этот же период он увеличился с 17 млрд до
1 Расчёт в долларах США.
© Романова Екатерина Владимировна -аспирант Института Европы РАН.
62 млрд евро, составив 7,6% всего объёма. Германия является первым торговым партнёром для своих ближайших восточноевропейских соседей. Её доля в товарообороте Чехии, Венгрии, Словакии и Польши превышает 25%. Важность Германии как торгового партнёра для стран Евросоюза иллюстрирует приводимая ниже диаграмма.
Диаграмма. Значение Германии как торгового партнёра для стран ЕС-25,
Болгарии и Румынии, 2004 г.
Составлена автором. Источник: Европейский банк данных, Федеральная статистическая служба Германии, 2005 г.
Если посмотреть на объёмы торговли со странами ЦВЕ на уровне федеральных земель Германии, выявляется, что, несмотря на географическое соседство, восточные земли в настоящее время всё ещё отстают от большинства западногерманских земель. Новые федеральные земли до сих пор не преодолели жесткого, по существу, разрыва внешнеторговых связей с восточноевропейским регионом начала 1990-х.
В советский период география экспорта и импорта ГДР практически полностью сводилась к странам СЭВ (71% экспорта и 65% импорта). Ежегодные торговые протоколы со странами СЭВ, так же как и долгосрочные торговые и кооперационные соглашения, гарантировали стабильный рынок сбыта. Следствием оказалось всё большее удаление производства восточногерманских предприятий от мировых стандартов качества и всё меньшее соответствие рыночным требованиям западной торговли.
Неблагоприятные последствия торговой политики ГДР выявились быстро и резко уже в первые годы после объединения Германии. Особенно драматично ситуация развивалась в торговле с малыми государствами Центральной и Восточной Европы, экспорт в которые с 1989 по 1991 год упал на 76%, а сокращение импорта произошло на 66%.
После снижения объёмов торговли восточных земель в начале 1990-х годов активность внешней торговли Германии в целом и Восточной Германии со странами ЦВЕ в частности снова стала нарастать. За этот же период продажа промышленных товаров Восточной Германии в пяти ведущих торговых странах 1 региона ЦВЕ утроилась, составив 12%, а импорт увеличился более чем в два раза, достигнув 17%2. Тем не менее, несмотря на географическую близость к рынкам сбыта и либерализацию торговли, производители из Восточной Германии едва ли достигли больших успехов на восточноевропейских рынках.
По оценкам немецких экспертов, сделанных на основе построения гравитационных моделей3 торговли, объёмы экспорта Восточной Германии, например, в Чехию и Польшу ниже среднего уровня всех федеральных земель. При прочих равных условиях любая из новых федеральных земель4 экспортирует в Польшу и Чехию меньше, чем любая западногерманская земля, на 25%.
Причины кроются в отраслевой структуре восточногерманского хозяйства. Экономика новых земель сохраняет сильную региональную направленность: обрабатывающая промышленность, на которую приходится основная доля экспорта, по-прежнему имеет сравнительно низкий экономический вес в хозяйстве новых земель (16,4% в создании добавочной стоимости, в то время как в Западной Германии - 22,8%), а доля экспорта промышленности в целом составляет 25,1% (при западногерманском показателе в 39,5%). В результате экспорт в страны ЦВЕ играет слабую роль в экономическом подъёме новых земель. К тому же в регионе ЦВЕ специализация восточногерманских предприятий проигрывает в сравнении с Западной Германией. Они не только узко специализированы на производстве часто менее продаваемой (поп4гаёаЫе8) продукции, но, что важнее, это часто менее высокотехнологичная и более трудоёмкая продукция, что снижает её экспортные шансы 5. При этом имеет значение присутствие в странах ЦВЕ не только самостоятельных восточногерманских предприятий,
2
1 Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Словения.
Rothfels J. Außenhandel ostdeutscher Unternehmen mit den EU-Beitrittsländern // Wirtschaft im Wandel. - Halle, 2000. - №11, S. 320.
На основе этой модели строятся прогнозы развития торговли с определённым партнёром. Расчёты ведутся на базе объёмов двусторонних экспортных поставок, взятых в зависимости от ВВП страны-поставщика и анализируемой страны как индикатора предложения и спроса в этих странах, а также с учётом расстояния между странами (часто столицами) как индикатора величины транспортных и других транзакционных издержек.
Берлин не брался в расчёт из-за отсутствия статистики отдельно по Восточному Берлину.
5 Forschungsbericht wirtschaftswissenschaftlicher Institute über die wirtschaftliche Entwicklung in Ostdeutschland // IWH-Sonderheft. Kapitel 3. - Halle, 2002. - №3, S. 215.
но и филиалов как раз тех предприятий, размещаемых в Восточной Германии, которые находятся во владении западногерманских предпринимателей. Последние зачастую вкладывают инвестиции с целью открытия новых рынков, в первую очередь в самой Восточной Германии.
Ответственными за такое положение дел являются структурная характеристика хозяйства Восточной Германии, которая в большей степени сложилась во времена планового хозяйствования в ГДР, а также сильное технологическое отставание (первоначально), что привело в результате к формированию производства стандартизированной продукции, для выпуска которой роль технологий была несущественна. Кроме того, из-за более низких заработных плат в сравнении с Западной Германией здесь разместились более трудоёмкие отрасли хозяйства.
Все эти аспекты также свойственны специализации хозяйств и в странах ЦВЕ. Поэтому неудивительно, что структура отраслей экономики в новых федеральных землях во многих случаях едва ли отличается от восточноевропейских государств, а зачастую производители из этих регионов необязательно выглядят слабее, чем восточногерманские предприятия \ Прежде всего это касается развившейся благодаря иностранным инвестициям отрасли автомобилестроения (в Словении, Словакии, Чехии и Венгрии), в меньшей степени - пищевой промышленности (Чехия, Словения), машиностроения и производства мебели (Словения). Таким образом, возрастающая конкуренция из стран ЦВЕ осложняет положение на рынках восточногерманских предприятий. Поэтому им труднее использовать шансы, которое даёт расширение ЕС другим государствам ЕС-15, и в особенности Западной Германии.
Немецкая инвестиционная активность
С переориентацией экономик восточноевропейских стран на рыночный путь развития регион ЦВЕ вошёл в число приоритетных для германских прямых инвестиций. Сегодня Германия является основным инвестором в эти страны. Объёмы её инвестиций достигли 30 млрд евро. Уже в середине 1990-х годов удельный вес ФРГ в общем объёме прямых инвестиций ЕС в странах ЦВЕ колебался от 35% до 48%. По этому показателю она далеко опередила всех остальных членов ЕС-15. Так, у Голландии, занявшей второе место, после Германии, эта доля составляла в 2002 году лишь около 15%. За ними следовали Франция -около 12%, Австрия - 10,5%, Великобритания - около 5% и Италия - около 4%2.
Основным конкурентным преимуществом стран ЦВЕ являются низкие издержки на заработную плату по сравнению с Западной Европой, в особенности с Германией. К примеру, в Словении в 2004 году размер средней заработной платы в обрабатывающей промышленности за год составил около 10,4 тыс. ев-
1 Ragnitz J. EU-Osterweiterung: Auswirkungen auf Direktinvestitionen und Handel // Wirtschaft im Wandel. - Halle, 2004. - №7, S. 202.
2 Dicke H., Foders F. Wirtschaftliche Auswirkungen einer EU-Erweiterung auf die Mitgliedstaaten. - Tübingen: Mohr, 2000. S. 103,104.
ро, в остальных странах ЦВЕ он не превысил уровня в 6,2 тыс. евро. В Германии же уровень зарплаты в промышленности в том же году был 39,7 тыс. евро. Именно большие различия в оплате труда привлекали западноевропейских и в особенности немецких предпринимателей с целью размещения своих производств, требующих значительных трудовых ресурсов, прежде всего в текстильной, дерево- и металлообрабатывающей промышленности и в других трудоёмких отраслях.
Крупный приток иностранных прямых инвестиций в эти страны вместе с обширной приватизацией, а также наличие высокообразованных специалистов в регионе способствовали росту производительности труда, повышению роли более наукоёмкой и технологичной продукции. С 1993 по 2001 год доля такой продукции в торговле с Германией выросла на 55%.
Примечательно, что чисто отраслевого разделения труда между этими странами и Германией не существует: на десять самых важных немецких экспортных позиций (с долей экспорта в 66%) приходится 63% импорта из стран ЦВЕ. Особенно близки доли экспорта и импорта в производстве автомобильных запчастей и электротехнических товаров.
Более того, крупные немецкие фирмы с учётом экономии на издержках и выгодного географического положения разместили в регионе часть своих производственных мощностей и создали там также экспортные центры для продажи компонентов и готовых изделий в соседние страны (прежде всего в Германию, Россию и Украину). В качестве примера можно назвать широко представленный в Чехии, Венгрии, Польше и Словакии гигант автомобильной промышленности концерн "Фольксваген". В Польше, Чехии и Венгрии доля предприятий с немецким капиталом достигает 50%, в то время как в промышленно развитых странах только 20%. Немецкий эксперт Д. Марин своим исследованием (2002 г.) деятельности 420 немецких предприятий, реализующих около 1 050 проектов в Восточной Европе, подтвердил, что около половины их инвестиций в странах ЦВЕ имеют побудительным мотивом снижение издержек по заработной плате, и одновременно указал, что это потенциально угрожает немецкому рынку труда1.
Его выводы, по существу, добавили аргументов в общественную дискуссию о том, что конкуренция стран ЦВЕ с более низкой заработной платой приведёт к перемещению производств, повышению безработицы и уменьшению уровня заработной платы внутри Германии и в других странах.
Споры небезосновательны, если посмотреть на цифры. Число занятых в период с 1992 по 2000 год в Германии сократилось на 2,236 млн человек, одновременно занятость на немецких зарубежных предприятиях выросла на 1,850 млн человек.
Тем не менее европейские эксперты приходят к выводу о том, что, во-первых, часть этих рабочих мест и без инвестиций на восток в силу ускорения процессов глобализации в современном мире было бы невозможно сохранить.
1 Marin D. et al.: Ownership, Capital or Outsourcing: What drives German Investment to Eastern Europe? - Munich: University of Munich, 2002. P. 23.
Во-вторых, поскольку между Германией и странами ЦВЕ существует главным образом межпроизводственная торговля (то есть торговля одинаковыми товарными группами), то такие торговые потоки мало влияют на уровень заработной платы и шансы трудоустройства специфических групп занятых. В-третьих, экспортному перевесу в новых государствах ЕС по группам трудоёмких товаров соответствует повышение доли экспорта наукоёмкой и высокотехнологической продукции из Германии. А это, в свою очередь, приводит к структурному изменению производства внутри страны, а именно: снижению доли производства и занятости в трудоёмких отраслях и одновременно к укреплению верхних наукоёмких ступеней производства в самой Германии. Таким образом, от расширения Евросоюза проигрывают низкоквалифицированные рабочие и выигрывают высококвалифицированные специалисты. В общеэкономическом масштабе рост торговли со странами ЦВЕ ведёт к повышению производительности труда и уровню доходов по обе стороны границы.
В будущем, как ни парадоксально, можно ожидать спада зарубежных и, в частности, немецких инвестиций в регион ЦВЕ. Уже за 2003 год их приток составил только 43% от уровня предыдущего года1. Снижение поступления прямых инвестиций обуславливается несколькими факторами: завершением крупных приватизаций на территориях этих стран, а также ухудшением общемировой конъюнктуры. Кроме того, возрастает конкуренция со стороны других стран с трансформационной экономикой. Таким образом, опасения относительно масштабного перемещения производств в страны ЦВЕ после расширения преувеличены.
Отсюда можно сделать вывод, что решающее преимущество стран ЦВЕ -низкий уровень заработной платы - будет уменьшаться в связи со всё возрастающей адаптацией экономической мощи этих государств к западноевропейскому уровню.
Говоря о Восточной Германии как о месте приложения капиталов, необходимо выделить ряд особенностей. Специфические опасения восточногерманских предпринимателей заключаются в том, что из-за отсутствия достаточно развитых связей со странами ЦВЕ расположенные в новых землях предприятия могут их покинуть. С другой стороны, восточногерманские производители опасаются повышения давления со стороны импорта из стран ЦВЕ.
Большая доля инвестиций в новые земли - особенно в начальной стадии трансформаций - была предназначена для того, чтобы обеспечить восточногерманский рынок товарами2. Пока этот мотив играет решающую роль, едва ли можно говорить о перемещении производств и в целом о снижении инвестиционной активности в Восточной Германии. По-другому складывается ситуация для тех инвесторов, которые разместили свои предприятия в Восточной Германии с целью снижения издержек. Здесь действительно существует опасность,
1 Kämpfe M. Die wirtschaftliche Entwicklung der mittel- und osteuropäischen Länder am Vorband der EU-Osterweiterung // Wirtschaft im Wandel. - Halle, 2004. - № 4. S. 92.
2 Horbach J., Ragnitz J., Wachstum und Schrumpfung: Sektoraler Strukturwandel. - Pohl. R., Herausforderung Ostdeutschland. - Berlin, 1995. S. 239.
что после амортизации основных капиталов эти производства могут переместиться в страны ЦВЕ. Такой риск особенно высоко оценивается для предприятий, занятых выпуском полуфабрикатов. Проблемы могут возникнуть и в тех отраслях, где доминирует прямая исполнительская работа, которую можно выполнять в другом регионе с меньшими издержками по заработной плате.
Влияние миграции из стран ЦВЕ на германский рынок труда
Весьма актуальной, особенно для Германии, проблемой в связи с вступлением в ЕС новых стран может стать возможный новый наплыв иностранной рабочей силы, ведь Германия имеет со странами ЦВЕ совместную границу длиной в сотни километров.
Уже в начале 1990-х годов политические трансформации в Восточной Европе и связанный с этим рост свободы передвижения жителей стран ЦВЕ сформировали новую волну миграции в Германию. И если в то время она представляла собой в основном поток переселенцев и беженцев с востока на запад, сегодня всё возрастающее значение приобретает трудовая миграция из региона ЦВЕ.
Именно поэтому федеральное правительство Германии поспешило огородить правовыми и административными барьерами свободный доступ на германский рынок труда для неграждан ЕС. С целью трудоустройства граждане стран ЦВЕ могут приехать в Германию только в рамках специальных трудовых соглашений с работодателем.
Подобные ограничения преследуют целый ряд политических и экономических целей. Первоначально было необходимо улучшить экономическую ситуацию в государствах ЦВЕ и повысить качество труда восточноевропейских специалистов в Германии. Федеральное правительство стремилось также уменьшить давление миграции из этого региона, снизив продолжительность пребывания мигрантов и сократив число нелегалов. Одновременно трудовые мигранты из ЦВЕ должны были помочь удовлетворить сезонный спрос в Германии на определённый круг профессий. Вместе с тем численность собственных безработных в Германии в марте 2005 года составила около 5,18 млн человек1.
Учитывая остроту проблемы, в 2001 году на саммите ЕС в Гётеборге была принята программа для решения одного из главных вопросов - о праве наёмных работников на свободное передвижение и выбор места жительства в расширенном ЕС. В соответствии с ней это право не будет действовать ещё примерно семь лет после вступления новых членов в ЕС. В течение такого переходного периода государства ЕС-15 имеют право принять двухэтапные правила регулирования национальных рынков труда: после пятилетнего периода те государства, которые по-прежнему будут стремиться защитить свой рынок труда, смогут претендовать на дополнительный двухлетний срок. Кроме того, было принято решение ограничить занятость в сфере услуг, а также в строительстве и в ремёслах, что отвечает требованиям Федерального правительства Германии.
1 Вестник Европы. ИТАР-ТАСС от 1 апреля 2005 г. - М.: ИЕ РАН, 2005. С. 5.
По оценкам Немецкого института экономики ОГ^ общее число лиц из стран ЦВЕ, проживающих на территории Германии, увеличилось с конца 1980-х годов до настоящего времени с 200 до 600 тыс. человек1. Они составили примерно 65% граждан этих стран, проживающих в Евросоюзе. В то же время официально в Германии число социально застрахованных занятых иностранцев из десяти стран ЦВЕ весьма невелико: из них на середину 2003 года в Западной Германии работало около 102 тыс. человек и почти 6 тыс. человек в Восточной2. Это соответствовало только 0,5% занятых в Западной и 0,1% в Восточной Германии. Для сравнения: в этот же период из ЕС-15 работали 2,8% социально застрахованных рабочих в Западной Германии и только 0,1% в Восточной. Конечно, нельзя упускать из виду, что значительное количество иностранцев из стран ЦВЕ в это время работали в Германии нелегально.
По мнению того же института, ожидается, что в ближайшие 20 лет после введения режима свободы проживания и трудоустройства для жителей стран -новых членов ЕС, число переселенцев из стран ЦВЕ в Германию возрастёт до 2-2,8 млн человек3. Таким образом, институциональные изменения, принятые в связи с расширением Евросоюза, могут оказать серьёзное влияние на рынки труда как стран ЕС-15 в целом, так и на немецкий рынок труда. Приток мигрантов в ЕС в течение десяти лет будет снижаться на 30% от первоначальной миграционной волны, прежде всего из-за того, что миграционный потенциал в странах оттока населения будет уменьшаться.
Риски и шансы для немецких фермеров
Новое расширение Евросоюза имеет большое значение для развития сельского хозяйства как новых, так и старых его членов. Для немецкого сельского хозяйства и пищевой промышленности открывается огромный рынок сбыта без внутренних границ. Уже сегодня они экспортируют в новые страны ЕС больше, чем привозят из государств ЦВЕ. К примеру, баварские фермеры особенно выигрывают от открытия новых рынков в Восточной Европе: теперь они стали производить мяса и молока больше на 200%4.
С другой стороны, немецкие фермеры опасаются прямой конкуренции своих восточноевропейских коллег. Такими конкурентами для них можно считать
1 Brücker H. EU-Osterweiterung: Effekte der Migration // Wochenbericht des DIW Berlin, 2004.- № 17. S. 115.
2 Brautzsch.U. Zahl der registrierten Arbeitnehmer in Deutschland aus den Beitrittsländern und Beitritts-kandidaten zur Europäischen Union sehr gering. Aktuelle Trends // Wirtschaft im Wandel. - Halle, 2004. - №7, S. 198.
3 TT
По оценкам Института Восточной Европы в Мюнхене, число трудовых мигрантов из стран ЦВЕ в течение 15 лет может вырасти от 1,9 до 3,2 млн. человек. Dietz B. Gibt es eine neue Gastarbeit? Arbeitsmigranten aus Mittel- und Osteuropa in Deutschland, 1991 -2001/ Kurzanalysen und Informationen. - München: Institut für Osteuropa, 2002. - №6, S.78.
4 Kreissl-Dörfler W., MdEP Spitzenkandidat der Bayern SPD bei den Europawahlen 2004. Chancen und Risiken der EU-Osterweiterung. Neuorientierung in der Landwirtschaft. -München, den 01.06.2004.
прежде всего польских земледельцев, а также крупные предприятия в Венгрии, Чехии и Словакии. В среднем заработная плата в сельском хозяйстве составляет в странах ЦВЕ 200-300 евро в месяц, действуют там и договорные цены, но всё это - лишь 20% от уровня ЕС-15. Наиболее приближена к средней западноевропейской величине только заработная плата в Словении - половина от того, что есть у старых членов Евросоюза1.
Кроме того, в странах ЦВЕ ниже арендная цена земли и больше производственные площади в расчёте на душу населения. Закупочные же цены на продукцию растениеводства и животноводства достигают только 50-90% от цен на защищённую продукцию стран ЕС-15. Если исходить из того, что в странах ЦВЕ уровень заработной платы в сельском хозяйстве ещё долгое время будет ниже, чем в ЕС-15, а закупочные цены вскоре достигнут общеевропейского показателя, можно говорить о конкурентном преимуществе новых членов ЕС.
При этом на оборотной стороне медали - более низкая производительность сельского хозяйства в этих странах и низкая производительность труда, составляющая только 13% среднего значения по Западной Европе.
Особой проблемой для новых членов ЕС является выполнение ими требований высоких стандартов в области окружающей среды, здравоохранения и защиты животных. Это является серьёзным препятствием в продвижении восточноевропейских товаров на рынки стран ЕС-15.
Отличие нынешнего расширения от всех предыдущих заключается в том, что в странах ЦВЕ сельское хозяйство имеет большее значение. Его доля в структуре ВВП выше, чем в ЕС-15. Выше она и в отраслевой структуре занятых. Это результат буферной роли, которую играет сельское хозяйство в борьбе с безработицей и для сохранения социальной стабильности в сельских районах. При отсутствии достаточного количества рабочих мест в других секторах экономики многие работают на земле, несмотря на низкие доходы.
Судьба сельхозпредприятий в Германии в дальнейшем будет зависеть от принципиальной реформы сельскохозяйственной политики, провозглашённой ЕС в июне 2003 года. В будущем прямые субсидии для них не будут зависеть от объёмов их производства, а будут привязаны только к минимальному хозяйственному использованию территорий определённого размера2.
В результате фермеры с менее благоприятными условиями производства (например, мелкие хозяйства или хозяйства с плохими условиями земледелия) не будут вынуждены производить нерентабельную продукцию только ради получения субсидий, а будут ориентироваться на учёт рыночных потребностей, природных и технических условий производства.
1 Weber G. Neue Perspektiven für die Agrarpolitik durch die EU-Osterweiterung. - Vortrag im agrarpolitischen Gesprächskreis 2004 der Friedrich-Ebert-Stiftung, Schwerin, 7.-8. Januar 2004. Forthcoming. http://www.agrar.hu-berlin.de/wisola/fg/apol/weber/OsterweiterungWS0304.ppt
Хаппе К., Бальманн А. Последствия отделения прямых выплат от производства. -Галле: IAMO. Институт аграрного развития в ЦВЕ, 2004. С. 9.
Для тех предприятий, которые получали в прошлом высокие трансферты в защиту своей продукции, сокращение субсидий составит почти 20%. В особенности это коснётся предприятий в новых федеральных землях, в том числе крупных (по восточногерманским меркам). Таким образом, реформа сельскохозяйственной политики ЕС предлагает дополнительные шансы для предприимчивых и инновационных фермерских хозяйств. В Восточной Германии слабые сельскохозяйственные фермы с трудом смогут обрабатывать свои посевные площади, а в будущем вести самостоятельную сельскохозяйственную деятельность. По этой причине едва ли можно считать вполне правомерным обязательный вывод сельскохозяйственных площадей из оборота. Одновременно премии, определяемые по размеру сельскохозяйственных угодий, из-за ожидаемого роста платы за аренду можно считать в сельском хозяйстве лишь условно приносящими доход1. Новые правила аграрной политики пока не распространяются на новых членов Евросоюза.
Сельское хозяйство и пищевая промышленность восточногерманских земель имеют целый ряд преимуществ в сравнении с восточноевропейским сельскохозяйственным производством. В отдельных случаях это относится и к производственной структуре предприятий. Они в большинстве случаев лучше оснащены основным и человеческим капиталом, более современной инфраструктурой и имеют больший опыт работы в рамках единого внутреннего рынка. Анализ структуры издержек показал, что, например, несмотря на меньшие расходы по таким производственным факторам, как оплата труда и стоимость земли, восточноевропейские предприятия не покрывают высокие транзакционные издержки в секторе производства и сбыта продукции и несут существенные потери из-за низкой производительности труда.
В долгосрочной перспективе возрастающая правовая защищённость и прямые иностранные инвестиции, равно как и западные ноу-хау и технологии, будут способствовать повышению конкурентоспособности и производительности восточноевропейских сельскохозяйственных предприятий. В результате будет
возрастать конкурентное давление, прежде всего в пограничных районах.
* * *
Совершенно очевидно, что расширение ЕС и углубление международного разделения труда между странами ЕС-15 и новыми членами Евросоюза будет вести к изменению отраслевой специализации в государствах ЦВЕ, а интеграционные процессы на едином внутреннем рынке ЕС-25 - способствовать модернизации и обновлению (благодаря факторам производства и возрастающему уровню заработной платы) ассортимента из региона ЦВЕ, который по примеру южно-азиатских стран новой волны охватывает более стандартизированные, но при этом высокотехнологичные и поэтому востребованные товары.
1 Sektorale Auswirkungen der EU-Agrarpolitik auf die sächsische Landwirtschaft unter Beachtung der Lage Sachsens neben den 2 neuen Mitgliedsländenrn der EU (Tschechische Republik und Polen). Там же.
Германия демонстрирует лидирующие позиции среди старых стран ЕС в развитии внешнеэкономических связей с восточными соседями - новыми членами ЕС. Противоречивый момент в новых для Германии возможностях торгово-экономических связей со странами ЦВЕ заключается в том, что её вполне очевидные экономические преимущества в расширенном ЕС нивелируются сложным положением восточногерманских земель, которое затрудняет развитие хозяйственных связей с регионом ЦВЕ в отдельных сферах. Поэтому на какое-то время для неё останется открытым вопрос, насколько нивелируются эти преимущества и соответственно о позитивно-негативном балансе социально-экономических последствий расширения.
Для лучшей адаптации восточных немецких территорий к новым интеграционным условиям предприятиям этих земель, видимо, нужно сконцентрироваться в большей степени на производстве науко- и капиталоёмкой продукции, тем самым завоёвывая те сектора рынка, где конкуренция из стран ЦВЕ менее выражена, и одновременно усиливать свою готовность к конкуренции и рискам.
Увеличению германского экспорта могут содействовать исследовательские проекты, разрабатываемые в инновационных центрах новых федеральных земель. Может быть востребован, в частности, специфический восточногерманский опыт и ноу-хау в экологическом менеджменте, санировании панельных домов и реструктуризации городов.
Думается также, что опасения в Германии по поводу наплыва трудовых мигрантов из региона ЦВЕ после расширения ЕС, останется только опасением. Всё дело в особенности регулирования занятости на германском рынке труда, когда минимальный уровень заработной платы фиксирован институционально. Поэтому маловероятно, что приток рабочей силы приведёт к увеличению предложения труда нужного качества. Скорее всего, в этом случае произойдёт рост безработицы. Но даже при этом большинство экспертов приходит к выводу, что миграция в Германию не приведёт к значительному повышению рисков безработицы и уменьшению уровня заработной платы немецкого населения.