намерены ежегодно вносить в этот фонд 9 млрд. долл. и Канада - 1 млрд., но при условии, что Мексика повысит долю подоходного налога в ВВП страны с 11 до 16% (с.130-131).
В последние время в рамках НАФТА происходит формирование совместных институтов: недавно создана Североамериканская комиссия (North American Commission, NAC), которая будет готовить повестку дня для саммитов глав странчленов и следить за реализацией достигнутых соглашений. Конгресс США предложил создать Североамериканскую парламентскую группу (North American Parliamentary Group). Кроме того, предложено создать Постоянный суд по вопросам торговли и инвестиций (Permanent Court on Trade and Investment), который будет заниматься разрешением конфликтов. Все эти институты должны «позволить «накапливать прецеденты и создать основу для разработки североамериканского делового законодательства» (с .132).
Наиболее острой проблемой для североамериканских стран является усиление сотрудничества в деле обеспечения безопасности. Сегодня 75% населения США и Канады и около 70% населения Мексики считают, что эти проблемы должны лежать в основе сотрудничества названных стран. Вместе с тем правительства Канады и Мексики выступают за сохранение своего суверенитета и против попыток США навязать свое лидерство в решении многих вопросов. Если НАФТА решит стоящие перед ним проблемы, оно может стать моделью региональной интеграции для других регионов мира.
Л.А.Зубченко
2004.04.007-010. ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ СВЯЗИ ГЕРМАНИИ. (Сводный реферат).
1. Nationale Karte // Wirtschaftswoche. - Düsseldorf, 2002. - N 41. - S.23-29.
2. HARTMANN P. Stabilität durch Gleichgewicht // Polit. Meinung. - Bonn, 2003. - Jg. 48, N 398. - S.19-24.
3. RUSCHINSKI M. Deutschlands Außenhandel mit den EU-Beitrit-tslandern // IFO-Schnelldienst. - München, 2004. - Jg. 57, N 1. - S.31-34.
4. KUHN A. Der deutsch-polnische Außenhandel im Kontext der EU-Osterweiterung // Wirtschaft u. Statistik. - Stuttgart; Mainz, 2002. - N 3. -S.201-208.
В статье немецких авторов, посвященной немецко-американским экономическим отношениям (1), отмечается, что антиамериканская риторика правительства Шрёдера вызывает глубокую озабоченность немец-
ких деловых кругов, которые опасаются, что это может привести к «изоляции Германии» и снижению американских инвестиций в ее экономику. Так, из-за разногласий по иракскому вопросу министерство обороны США может задержать выдачу заказов немецким фирмам. И хотя эти заказы составляют лишь 0,3% всех внешних продаж, это может вызвать цепную реакцию. Поэтому немецкие предприниматели требуют от правительства скорректировать свою внешнюю политику и «вернуть доверие мировой общественности». Эта озабоченность вполне обоснована, поскольку после Франции (11,1%) США являются важнейшим рынком сбыта для немецкой продукции (10,6%), тогда как Германия занимает в американском списке лишь пятое место, ее доля в импорте США составляет 4,2%. Инвестиции немецких фирм в США оцениваются в 140 млрд. евро, что позволяет обеспечивать рабочими местами 800 тыс. человек (1, с.24). От своего экспорта в Америку многие немецкие предприятия получают гораздо большие прибыли, чем от европейских сделок. Значение американского рынка для немецкой экономики будет возрастать и впредь, в частности, потому что численность населения США к 2050 г. возрастет с 280 млн. до 500 млн. человек, тогда как численность европейского населения снизится с 720 млн. до 600 млн. (1, с.25).
Хотя многие американцы считают себя лично связанными с Германией (почти 43 млн. американцев назвали ее страной своих предков), в настоящее время они разочарованы тем, что «больше на Германию нельзя положиться». Все чаще раздаются призывы не покупать больше у немцев и не ездить в отпуск в Германию. Подобные настроения затрагивают отдельные отрасли промышленности, особенно автомобильную, которая создает в Германии каждое седьмое рабочее место. На Северную Америку приходится около 30% продаж автомобилей таких марок, как BMW и «Mercedes-Benz», и более 50% автомобилей «Porsche» (1, с.29). Возможно, в случае дальнейшего продолжения и углубления конфликта он может отрицательно повлиять на немецкий сбыт в США и на американские инвестиции в Германии.
П.Хартман (2), рассматривая немецко-французские торговые отношения, отмечает, что в последнее время развитие этих отношений замедлилась, что во многом связано с разногласиями между странами по поводу финансового планирования и общей сельскохозяйственной политики ЕС. Еще один аспект, влияющий на долгосрочные немецко-французские отношения, связан с расширением ЕС. Дело в том, что Германия имеет преимущество в торговле и инвестициях в странах Цен-
тральной и Восточной Европы (ЦВЕ), что может усилить ее позиции в расширившемся Евросоюзе. В настоящее время на долю Германии и Франции приходится более 50% ВВП стран зоны евро, что обусловливает их особую ответственность за успех Экономического и валютного союза ЕС и соблюдение Пакта стабильности. Это значит, что двусторонним отношениям между Германией и Францией в области политики, экономики, культуры и науки следует уделять особое внимание. Ни с одним другим партнером по ЕС Германия не согласовывает свои действия так тесно и часто, как с Францией. Весьма широки связи общественности двух стран: более 2200 городов и региональных партнеров поддерживают интенсивные обмены, активно сотрудничают многие учреждения.
Вместе с тем, подчеркивает автор, немецко-французские отношения далеки от идеальных: у части общественности обеих стран интерес к партнеру снижается, что требует дополнительных усилий, чтобы избавиться от старых клише, глубже понять особенности партнера. Для этого нужно усилить культурное сотрудничество, роль которого так же важна для долгосрочных связей, как политика и экономика. К сожалению, Германия сокращает свое культурное присутствие во Франции, и не только по финансовым причинам, но и из-за возросшего интереса к странам ЦВЕ. В этой ситуации, считает автор, необходимо придать новый импульс развитию отношений Германии и Франции, усилив их готовность противостоять будущим вызовам.
М.Рушински, рассматривая внешнеторговые отношения Германии с десятью новыми членами ЕС, отмечает, что во внешнеторговом обороте этих стран доля немецкого импорта и экспорта возросла с 4,5% в 1993 г. до 10% в 2002 г. (3, с.31). Среднегодовые темпы прироста немецкого импорта из этих стран составляли 15,6% и экспорта - 16,7%. Важнейшими торговыми партнерами Германии среди стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) являются Польша, Чехия и Венгрия, которые в 2002 г. в экспорте Германии занимали соответственно 10-е, 11-е и 16-е места, а в импорте - 13-е, 11-е и 16-е места (3, с.32). Несмотря на вялую конъюнктуру, рост немецкого импорта из этих стран свидетельствует о достаточно сильном переплетении немецкой экономики с фирмами-поставщиками из стран ЦВЕ. Анализ ввоза и вывоза по товарным группам для отдельных стран показывает изменения в системе международного разделения труда. Особенно сильно трансграничное переплетение в области машиностроения, что объясняется перемещением производства немецких фирм в эти страны, обладающие преимуществами в области издержек.
Предполагается, что немецкий импорт товаров из стран ЦВЕ увеличится: в 2004 г. ожидается его прирост на 9,7% и в 2005 г. - почти на 8%. Торговый оборот должен вырасти до 61,4 млрд. евро в 2004 г. и до 66,3 млрд. евро в 2005 г. (3, с.34). Вероятно, спрос на иностранные инвестиционные товары в странах, вступающих в ЕС, будет расти медленнее, чем в 1990-е годы, поскольку в них продолжится процесс экономической конвергенции. В то же время в этих странах уже развились ориентированные на экспорт отрасли промышленности, которые поставляют важные для немецких фирм товары и полуфабрикаты, так что спрос на импорт в ближайшие годы может увеличиться.
Статья А.Куна (4) посвящена развитию немецко-польской торговли в контексте расширения ЕС. Польша является самым крупным торговым партнером Германии среди стран ЦВЕ, вступающих в ЕС в мае 2004 г. В 2000 г. Польша занимала десятое место среди рынков сбыта немецкой продукции, с января по ноябрь 2001 г. немецкий экспорт в Польшу составил 14 млрд. евро, или 2,4% всего экспорта. В свою очередь, Германия является для Польши важнейшим торговым партнером, на долю которого приходится 1/3 внешнеторгового оборота Польши (4, с.201).
В 2000 г. немецкий экспорт в Польшу вырос на 17,6%, а импорт -на 29,3; в 2001 г. соответствующие показатели составили 5,6 и 14,3% (4, с.203). В немецком экспорте в Польшу преобладают инвестиционные товары: в 2000 г. это были машины (2,3 млрд. долл.), химические изделия (1,9 млрд.), автомобили (1,8 млрд.), текстиль и одежда, изделия из резины и синтетики (0,9 млрд.). На долю этих пяти товарных групп приходится 55% немецкого экспорта в Польшу. Это связано с возросшими инвестициями немецких фирм в создание и развитие производства в Польше. Импорт из Польши состоит прежде всего из автомобилей и запчастей к ним, мебели, украшений, музыкальных инструментов, спортивных и игровых товаров, изделий из железа и стали, текстиля и одежды. Примечательно, что сельскохозяйственная продукция составляет незначительную долю в немецком импорте из Польши, хотя сельское хозяйство играет в экономике Польши большую роль, чем в странах ЕС. Нужно также отметить высокую долю внутрипромышленной торговли в области автомобильной промышленности между немецкими предприятиями и их филиалами в Польше. За последнее десятилетие движущей силой развития внешней торговли Польши стало становление и расши-рение частного сектора. Если в 1990 г. 95% польского экспорта осуществляли государственные предприятия, то в 2000 г. на их долю приходилось лишь 16%.
Похожая ситуация и в области импорта - 86% в 1990 г. и 16% в 2000 г. (4, с.205).
Переход к рыночной экономике сопровождался в Польше усиленной ориентацией на торговых партнеров в Западной Европе. В 2000 г. на долю стран ЕС приходилось около 70% польского экспорта и почти 61,2% импорта. При этом важнейшим торговым партнером Польши стала Германия, доля которой возросла в 1998 г. до 36,3% и с тех пор держится на уровне более 1/3 польского экспорта (4, с.205). Почти 25% польского импорта поступает в последние годы из Германии. Таким образом, Германия является для Польши важнейшим рынком сбыта и закупки товаров (4, с.206).
В.И.Шабаева
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
2004.04.011-012. ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ ДО И ПОСЛЕ РАСШИРЕНИЯ. (Сводный реферат).
1. RICHTER S. Die EU-Erweiterung nach Kopenhagen // Europ. Rundschau. - Wien, 2003. - Jg. 31, N 1. - S.93-105.
2. STRATENSCHULTE E.D. Das Brüsseler Illusionstheater - zu Gast in Osteuropa // Osteuropa. - Stuttgart, 2003. - Jg. 53, N.6. - S.765-776.
В статье С.Рихтера (1) отмечается, что решения, принятые на копенгагенском саммите ЕС в декабре 2002 г. о принятии в ЕС 10 новых стран-членов, являются одним из важнейших событий в истории европейской интеграции. К началу этого саммита из 30 подлежащих согласованию статей Договора о вступлении не были согласованы только две - о сельском хозяйстве и о финансах и бюджете. И это закономерно, поскольку обе статьи могут иметь далеко идущие финансовые последствия как для нынешних, так и для будущих членов ЕС. После длительных и сложных переговоров в Копенгагене принято решение о том, что общие финансовые обязательства 10 новых членов на трехлетний переходный период 2004-2006 гг. составят 40,85 млрд. евро; это несколько меньше, чем предусматривалось Берлинской резолюцией 1999 г. (1, с.94).
Для стран - кандидатов на вступление в ЕС решающее значение имел вопрос, не попадут ли они в первые три года членства в число нет-то-плательщиков, т.е. не будут ли их взносы в бюджет ЕС превышать поступления из этого бюджета. Несмотря на неоднократные заявления