Влияние вступления Польши в Евросоюз на ее экономику и торговую политику
Т.Н. Чеклина
Кандидат экономических наук (Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт)
Последние годы стали для Польши периодом важных позитивных изменений в сфере экономики и внешнеторговой деятельности. Хозяйственные успехи в значительной степени связаны с процессом вступления в ЕС на выгодных для страны условиях. После присоединения к Евросоюзу (с 1 мая 2004 г.) торговля Польши с остальными его членами стала охвачена правилами единого европейского рынка. Были ликвидированы последние тарифные и нетарифные барьеры во взаимной торговле РП и стран ЕС.
С учетом высокой доли европейских стран в экспорте (свыше 2/3 объема) Польша получила большие выгоды от свободной торговли в рамках расширенного Евросоюза. Благоприятные изменения, связанные с ликвидацией барьеров, в большей мере касались условий обмена сельскохозяйственной продукцией, так как торговля промышленными товарами была практически полностью либерализована уже в
2002 г. (как с ЕС-15, так и странами-кандида-тами). Кроме того, после 1 мая 2004 г. были отменены дотации членам ЕС, экспортирующим сельскохозяйственные товары на польский рынок. По оценкам Министерства сельского хозяйства РП, дотации, компенсировавшие европейским экспортером разницу между ценами сырья на рынке Евросоюза и цен, поступающих в страну.
Законодательно закрепленный запрет на использование во взаимной торговле стран ЕС антидемпинговых и других защитных мер по экономическим причинам положил конец ост-
рым торговым спорам (главным образом по пищевым товарам) между Польшей, с одной стороны, Венгрией, Латвией, Литвой, Словакией, Чехией, с другой. Упразднение защитных мер оказалось выгодным для польских компаний. Произошло усиление конкурентных позиций национальных экспортеров на европейском рынке, получивших возможность расширить экспорт промышленных товаров, не опасаясь возбуждения антидемпинговых процедур.1
В соответствии с исследованиями, проведенными Институтом конъюнктуры и цен РП, польские производители удобрений, текстильных, химических и стальных изделий (как и многие фирмы стран ЕС) использовали демпинговые цены для стимулирования объемов продаж в период сокращения спроса на эти товары.2
В результате ликвидации пограничного контроля и технических барьеров (санитарных, экологических стандартов и проч.) сократились транспортные и торговые издержки, произошло ускорение процесса перемещения польских товаров в рамках ЕС.
С момента вступления Польша перестала проводить самостоятельную внешнеторговую политику. В соответствии со ст. 133 Договора об учреждении Европейского Сообщества торговая политика со странами, не являющимися членами ЕС (третьими странами), принадлежит к исключительной компетенции Сообщества и осуществляется его институтами - Европейской Комиссией (ЕЭК) и Европейским Советом. РП автоматически приняла меры и
правила Общей торговой политики (ОТП) Евросоюза в отношении третьих стран, включая таможенный тариф, защитные меры, систему преференциальных торговых соглашений. Это ограничило влияние правительства на формирование правовых рамок деятельности польских экспортеров на внешних рынках и условий доступа импортеров на внутренний рынок, а также на использование мер торговой политики. Польша, как и других новых членов ЕС, стала участвовать в формировании торговой политики путем представительства в комитетах и рабочих группах ЕЭК и Совета.
Принятие мер и правил Общей торговой политики привело к определенным изменениям польской системы регулирования импорта из третьих стран, включая Россию. И это несмотря на то, что в ходе десятилетнего подготовительного периода, предшествовавшего полноправному членству в ЕС, шел непростой процесс адаптации национального законодательства к требованиям ОТП на основе присоединения к договоренностям Уругвайского раунда ВТО и заключения договоров о свободной торговле со многими партнерами, с которыми Евросоюз уже имел такие соглашения.
В результате перехода на единый тариф Евросоюза с мая 2004 г. средняя таможенная ставка на промышленные товары, ввозимые из третьих стран, снизилась с 10% до 3,7%.3 Пошлины на промышленные изделия уменьшились, по оценке Министерства экономики РП, на 35% стоимости импорта и увеличились - на 7%, расширился круг товаров, поставляемых беспошлинно.4 Изменения в основном были связаны с более низким уровнем защиты единого европейского рынка, предоставлением Евросоюзом таможенных преференций (в рамках Генеральной Системы Преференций - 08Р) развивающимся странам и странам с переходной экономикой (всего около 180 государств), а также широких льгот странам АКТ (страны Африки, Карибского бассейна и бассейна Тихого океана), импорт большинства промышленных товаров которых не облагался пошлинами. Таможенные ставки возросли на узкую группу товаров, включая цветные кинескопы, ювелирные изделия, часы, косметику, алюминий, удобрения и др.
Практика показала, что негативные последствия уменьшения уровня защиты промышленного производства были небольшими, так как
снижение таможенных ставок коснулось стран, на долю которых приходилось около 1/3 импорта Польши. Причем ряд из них (Россия и другие страны СНГ) традиционно экспортировали главным образом сырьевые товары, не облагаемые в РП пошлинами. Кроме того, в условиях форсированной либерализации импорта на этапе вступления промышленный сектор в основном адаптировался к иностранной конкуренции. Неблагоприятные последствия перехода на единую таможенную политику Евросоюза были ослаблены деятельностью созданных на территории Польши предприятий с участием иностранного капитала, благодаря которым производимая в стране продукция смогла выдержать конкуренцию с импортными товарами по ценовым и качественным параметрам.
Переход на единый таможенный тариф ЕС был более чувствительным для производителей аграрной продукции: на 38% стоимости импорта произошло уменьшение пошлин (на мясо, овощи, крепкие алкогольные напитки, табачные изделия и проч.) и также на 38% - их увеличение (на сахар, масло, рис, молочные изделия, рыбу, мясные изделия).5 Усиление иностранной конкуренции для польских крестьянских хозяйств было смягчено исключением из таможенных преференций многих видов аграрной продукции средней полосы, доминирующих в структуре производства европейских стран, включая Польшу, предоставлением финансовой помощи со стороны ЕС.
Более серьезные последствия для Польши имел переход на нетарифные меры, используемые Евросоюзом. С 1 мая 2004 г. защита единого рынка стран-членов ЕС с точки зрения законодательного обеспечения, введения и реализации конкретных мер стала осуществляться исключительно институтами этой региональной организации. Новые члены получили право самостоятельно вводить запреты и ограничения в торговле (импорт, экспорт и транзит) со странами ЕС и третьими странами только по внеэкономическим причинам: для защиты морали, здоровья и жизни людей, животных, охраны растений, защиты национального достояния, торговой или интеллектуальной собственности.
С момента вступления Польша перестала применять ранее действовавшие антидемпинговые и специальные защитные пошлины в отношении товаров, поступающих из стран СНГ
и Азии (карбида кальция, бойлеров, спичек, нитрата аммония, стальных изделий некоторых видов) и автоматически приняла защитные меры ЕС. Это значительно расширило сферу применения дополнительных средств защиты во внешней торговле Польши и других стран-кандидатов, поскольку Евросоюз по количеству используемых антидемпинговых пошлин занимал в 1995-2007 гг. третье место в мире (после Индии и США).
С мая 2004 г. на импорт Польши, как и остальных новых членов ЕС, было распространено действие 37 антидемпинговых (в отношении 57 товаров), 20 компенсационных и одной специальной защитной меры6, а также количественных ограничений (в отношении ввоза стальных изделий из России, Украины и Ка -захстана, текстильных изделий и одежды, некоторых китайских промышленных товаров). Адаптация к многочисленным защитным мерам, применяемым Евросоюзом в отношении товаров третьих стран, явилась серьезным вызовом для хозяйствующих субъектов и правительства страны.
Наиболее чувствительным было введение антидемпинговых мер; сфера применения компенсационных и специальных защитных мер была достаточно узкой. Доля импорта Польши, охваченная с 1 мая 2004 г. антидемпинговыми пошлинами Евросоюза, не превышала, по оценкам, 1% его стоимостного объема из стран -не членов ЕС.7 Однако по ряду товаров, не производимых в стране или производимых в небольших количествах (аммиачная селитра, хлористый калий и ряд других), антидемпинговые пошлины ЕС явились источником дополнительных затрат для польских импортеров и потребителей.
Принятые ЕЭК в апреле-мае 2004 г. временные меры8 уменьшили негативные последствия, связанные с распространением защитных мер Евросоюза на импорт новых членов, но не ликвидировали их полностью на начальном этапе присоединения. В Польше в 2004 г. внутренние цены на азотные удобрения возросли на 29,4%, на калийную соль - на 41,5%.9 Количественные ограничения на одежду и текстиль, а также товары легкой промышленности из Китая временно (до их ликвидации в 2005 г.) создали определенные проблемы для импортеров и производителей в связи с возникшей необходимостью поиска новых, зачастую бо-
лее дорогих источников снабжения, размещения заказов (на давальческом сырье) на производство одежды в других странах (в Турции, на Украине), получением импортной лицензии.
В ряде случаев введение новых антидемпинговых пошлин явилось причиной переориентации польских импортеров на закупки товаров на едином европейском рынке и в странах, на которые не распространялось действие защитных мер. В частности, в 2005-2006 гг. традиционные закупки хлористого калия в РФ были частично замещены импортом из Германии и Литвы; поставки алюминиевой фольги из России и Белоруссии - импортом из Армении.
После вступления в ЕС Польша проявила активность в формировании общей торговой политики ЕС. Наибольшее значение для страны имели защитные меры по отношению к изделиям легкой промышленности и мороженой клубники из Китая, так как производство и экспорт этих товаров дают работу тысячам мелких фирм и крестьянским хозяйствам. Итогом двухлетней битвы против китайской клубники явилось введение минимальных цен на импорт этого товара (684 евро за тонну). Хотя введенная цена меньше той пороговой цены, которой добивалась Польша, но и такая мера помогла аграрному сектору, поставляющему на рынок ЕС более половины всего урожая клубники. Вместе с другими странами ЕС Польша инициировала возбуждение впоследствии введенных защитных мер в отношении импорта изделий из текстиля и одежды, а также обуви из Китая и Вьетнама в связи со стремительным ростом объемов ввоза этих товаров после отмены действовавших до 2005 г. количественных ограничений.
Условия доступа польских товаров на рынки третьих стран после присоединения к ЕС существенно не изменились. Несколько ухуд -шились позиции польских экспортеров на рынках США, Канады и Новой Зеландии вследствие перехода на ставки режима наибольшего благоприятствования (ранее предоставляли странам с переходной экономикой таможенные преференции в рамках Генеральной системы преференций). Но в силу существенного роста мировых цен на основные товары, вывозимые в эти страны, стоимостной объем польского экспорта не уменьшился. В то же время товары, ранее облагаемые по ставкам РНБ, стали поставляться беспошлинно в государства, с
которыми ЕС создал зону свободной торговли, или таможенный союз (Тунис, Марокко, ЮАР, Чили, Мексика, Алжир). После 1 мая 2004 г. польский экспорт в эти страны в большинстве случаев возрос. Незначительное ухудшение условий доступа польских экспортеров на рынки третьих стран произошло в результате распространения на новые члены защитных мер, применяемых третьими странами (Индией, США, Китаем, Мексикой и др.) на импорт определенных товаров (преимущественно химических, стальных и пищевых) из ЕС как целого. Большинство этих защитных мер (за исключением компенсационных пошлин на сахар и порошковое молоко) не коснулось польского экспорта.
Членство в Евросоюзе не повлияло на средства торговой политики, ранее применяемые по отношению к Польше третьими странами (Украиной, Белоруссией, Египтом, и др.), не явилось также препятствием для введения новых нетарифных барьеров (Канадой, Россией, Украиной).
После 1 мая 2004 г. произошли определенные изменения в российско-польских внешнеэкономических отношениях. Торговля Польши и России стала регулироваться Соглашением о партнерстве и сотрудничестве (СПС). Несмотря на изменение правовой базы, доступ для польских товаров на российский рынок, с точки зрения величины тарифных ставок, не изменился. Продукты польского происхождения, как и раньше, пользовались на российском рынке режимом наибольшего благоприятствования.
В импорте из России принятие Общего таможенного тарифа привело к сокращению таможенных ставок большинства промышленных товаров; ряд российских товаров стал пользоваться таможенными преференциями, предоставленными ЕС (в 1993 г.) в рамках 08Р. Однако уменьшение уровня тарифной защиты оказало очень небольшое влияние на российские поставки с учетом высокой доли минеральных продуктов, не облагаемых пошлинами. После присоединения к ЕС 83,5% стоимости польского импорта из России стало поступать беспошлинно. На ряд импортных позиций стали применяться ранее отсутствовавшие пошлины,
причем самое крупное повышение тарифов касалось алюминия. В результате перехода на 6%-ню пошлину на алюминий и его сплавы российский экспорт этих товаров в Польшу значительно уменьшился.10
Одиннадцать ввозимых в Польшу российских товаров (калийная соль, нитрат аммония, мочевина, стальные тросы и канаты, трансформаторный стальной лист и др.) стали охвачены антидемпинговыми пошлинами ЕС. Распространение защитных мер Евросоюза на польский импорт, вопреки опасениям, не повлияло на снижение объемов традиционных поставок российских товаров, за исключением нитрата аммония.11 Существенный рост мировых цен перекрыл проигрыш от введения защитных мер ЕС на российские товары, и стоимостные объемы их импорта в последние годы возросли.
После присоединения Польши к ЕС Россия (с сентября 2004 г.) ужесточила ветеринарный контроль за поставляемой животноводческой продукцией; в октябре 2005 г. ввела запрет (частично отменен в январе 2008 г.) на импорт ряда видов мясных и растительных товаров в связи с серьезными повторяющимися нарушениями польских фирм (подделка сертификатов качества, контрабанда), что нанесло определенный ущерб польским экспортерам.12 Не получив ожидаемой поддержки Брюсселя в разрешении торгового спора с Россией, Польша наложила вето на начало переговоров о сотрудничестве между РФ и Евросоюзом.
Изменение торгового режима оказало меньшее влияние на темпы и структуру внешней торговли Польши по сравнению с другими факторами, связанными с присоединением к Евросоюзу. В 2004-2007 гг. товарооборот рос устойчиво высокими темпами, и его стоимостные объемы увеличились в 2,5 раза. Масштабы товарного экспорта и импорта достигли в 2007 г. максимальных значений, составив соответственно 137,8 млрд долл. и 161,9 млрд долл. (См. таблицу 1). Рост внешнеторгового оборота Польши опережал динамику мировой торговли, что привело к увеличению доли страны в мировом экспорте с 0,5% в 2000 г. до 0,9% (30 место) и в импорте до 1,0% (26 место).
Таблица 1
Основные показатели развития внешней торговли Польши в 2003-2007 гг. (млрд долл.)
Годы Показатели^ 2003 2004 2005 2006 2007
Оборот 121,6 162,0 190,9 233,7 299,8
Прирост к предыдущему году, в % 26,5 33,2 17,8 22,4 28,3
Экспорт 53,6 73,8 89,4 109,1 137,8
Прирост к предыдущему году, в % 30,7 37,7 21,1 22,0 25,8
Импорт 68,0 88,2 101,5 125,6 161,9
Прирост к предыдущему году, в % 23,4 29,7 15,1 22,8 28,9
Сальдо -14,4 -14,4 -12,1 -16,1 -24,1
Источник: Rocznik 81а1у81ус/иу handlu zagranicznego, GUS, Warszawa, 2007, s.36-37; www.stat.gov.pl/gus/ 45 966 PLK HTML.htm
Возросло участие экономики РП в международном разделении труда: в 2007 г. показатель отношения товарного экспорта к ВВП (“экспортная квота”) достиг самого высокого за прошедшие годы значения - 39,7%, импорт покрыл более 41,3% внутренних потребностей.13
Положительно можно оценить и тот факт, что внешняя торговля страны расширялась главным образом за счет физического объема: экспорт в постоянных ценах возрос на 51,8% (2003-2006 гг.), импорт - на 44,1%, в то время как цены (в злотых) увеличились соответственно на 8,3% и 3,1%.
Важнейшими причинами беспрецедентного расширения объемов внешней торговли явились: процесс региональной экономической интеграции, получение финансовой помощи ЕС, прилив иностранных инвестиций, подъем общехозяйственной мировой конъюнктуры. Кроме того, формирование цен внешнеторговых сделок в этом периоде было благоприятным для Польши, за исключением 2006 г., когда показатель “условий торговли” был равен 99,7; в остальные годы соотношение средних цен экспорта и импорта было выше 100 (в январе-октябре 2007 г. составило 103,4).
Под влиянием расширения импортного спроса важнейших партнеров (прежде всего, Германии, а также Италии, Франции и др.), повышения мировых цен на традиционные това-
ры (уголь, металлургические изделия, медь) развитие польского экспорта в 2004-2007 гг. характеризовалось очень высокими темпами роста (26,5% в среднем за год), и это несмотря на давление возросшего внутреннего спроса и повышение курса польского злотого по отношению к доллару и евро.14 Положительно сказалась ликвидация действовавших до 1 мая 2004 г. нетарифных барьеров Евросоюза, а также усиление защиты единого европейского рынка в отношении товаров третьих стран, позволившее польским предприятиям улучшить экспортные позиции.
Динамично растущий экспорт внес существенный вклад в социально-экономическое развитие Польши в последние годы. Экспорт наряду с расширением внутреннего спроса явился основным фактором устойчивых темпов роста ВВП: 2004 г.-5,3%, 2005 г.-3,2%, 2006 г.-6,1%, 2007 г. - 6,5%. Развитие экспортоориентированных производств (автомобилей, бытовой техники, мебели и проч.) и, в меньшей степени, отток рабочей силы за границу способствовали повышению занятости трудоспособного населения. Уровень безработицы в конце 2007 г. снизился до 11,4% по сравнению с 20,0% в 2002-2003 гг. В исследуемом периоде польский импорт возрастал также исключительно динамично (в среднем за год на 24,25%), что во многом связано с расширением внутреннего потребительского и инвести-
ционного спроса (в связи с поступлением дополнительных финансовых средств), укреплением национальной валюты (с апреля 2004 г.), ускорением темпов экономического развития страны в 2006-2007 гг.
Польская внешняя торговля, как и прежде, сводилась с дефицитом, который возрос до 16,1 млрд долл. в 2006 г. и 24,1 млрд долл. в 2007 г. Однако показатель несбалансированности торговли (доля чистого сальдо в товарообороте) улучшился, составив 8,0% в 2007 г. (11,8% в
2003 г.), и его уровень, по мировым меркам, являлся невысоким. Дефицит в основном формирует товарообмен минеральными продуктами и изделиями химической промышленности, включая пластмассы и каучук. С точки зрения географической структуры, источником отрицательного сальдо выступает торговля с развивающимися странами (-21,5 млрд долл.), а также с Россией (-7,9 млрд долл.), являющейся основным внешним источником топлива.
Пассивное сальдо торгового баланса является причиной стабильно умеренного дефицита текущего счета платежного баланса. После 1999 г., когда сложился высокий уровень дисбаланса (7,6% ВВП), наблюдается его заметное снижение - до 2,3% в 2006 г. и 2,7% ВВП в 2007 г.
Успехи, достигнутые в развитии внешнеэкономических связей, во многом связаны с предоставлением Польше (как кандидату на вступление в ЕС, а впоследствии как члену этой организации) внушительного объема финансовой помощи: в 2004-2006 гг. стране была выделена квота в 11 млрд евро, в 2007-2013 гг. - 67 млрд евро.15 Финансовые средства Евросоюза, предназначенные на стимулирование инновационного развития страны, модернизацию транспортной инфраструктуры, поддержку сельского хозяйства, укрепление малого и среднего бизнеса и проч., увеличили возможность польских предприятий и крестьянских хозяйств конкурировать с иностранными товарами как на внутреннем рынке, так и за рубежом.
Финансовая поддержка, оказанная в рамках различных программ (САПАРД, ПРОВ и СПОР), оказала мощное стимулирующее влияние, прежде всего, на производство и экспорт аграрной продукции. На этапе присоединения и до 2008 г. на развитие сельского хозяйства и сельских районов было выделено более 6,3
млрд евро, включая средства ЕС в размере 4,8 млрд евро. Кроме того, после вступления Польша как член ЕС стала получать из бюд -жета этой организации дотации на экспорт (в третьи страны) сельскохозяйственной продукции, что способствовало повышению ее ценовой конкурентоспособности.
Закупки зарубежных машин и оборудования, технологий за счет средств из структурных фондов Евросоюза способствовали модернизации и повышению уровня инновационности польских предприятий-экспортеров. Прогнозы относительно вытеснения многих польских производителей с внутреннего рынка страны западноевропейскими фирмами после присоединения к ЕС не оправдались. Напротив, за последние годы целый ряд национальных компаний продемонстрировали на едином европейском рынке вполне приемлемый уровень конкурентоспособности, о чем свидетельствует достижение активного сальдо торговли с развитыми странами (1,1 млрд долл. в 2007 г.), в том числе со странами ЕС - 5,2 млрд долл.
Существенным фактором, оказавшим влияние на динамику, товарную и географическую структуру внешней торговли, явились капиталовложения развитых стран, главным образом европейских. Процесс вступления в ЕС повысил привлекательность Польши для иностранных инвесторов, что, наряду со стабильной экономической ситуацией, уменьшением налогов на юридические лица (после 1 мая 2004 г.) способствовало приливу прямых иностранных инвестиций (ПИИ). В последние два года Польша, во многом благодаря реинвестированию прибылей иностранными инвесторами (3651% всего объема зарубежных вложений) являлась лидером в привлечении капиталовложений среди новых членов ЕС: согласно данным Польского агентства информации и иностранных инвестиций, в 2007 г. в страну поступило 16,4 млрд долл.16
Серьезный интерес к Польше проявили крупнейшие транснациональные корпорации (Volkswagen, Fiat, General Motors, ABB, IBM, Bosh-Siemens i Whirpool, Mittal steel, BP Shell, Electrolux и др.). Доля предприятий с иностранным капиталом во внешней торговле стремительно выросла и составила в последние годы, согласно оценкам польских экспертов, свыше 60% экспорта, что во многом связано с доступом к зарубежным сбытовым сетям, и около 70% импорта.17
С учетом экономии на издержках, конкурентных преимуществ и выгодного географического положения, позволяющего соблюдать жесткий график поставок комплектующих изделий, целый ряд польских производств были включены во внутрифирменный оборот ТНК. Трансграничная производственная кооперация позволила повысить конкурентоспособность производимых изделий, получить новые технологии, выйти на новые рынки сбыта, расширить внешнеторговый обмен и изменить его структуру. Межотраслевая торговля между Польшей и развитыми странами по ряду направлений уступила место внутриотраслевой и внутрифирменной, связанной с налаживанием тесных кооперационных связей, прежде всего в автомобилестроении, производстве офисного и
телекоммуникационного оборудования и проч. Следствием вовлечению экономики страны в систему международных кооперационных связей явилось повышение доли продукции промежуточного назначения во внешнеторговом обороте страны (до примерно 60% в 2007 г.), рост удельного веса импорта в производимой экспортной продукции. Кооперационное сотрудничество с западными странами ослабило негативное влияние укрепления злотого на развитие экспорта в 2005-2007 гг.
За последние годы произошло существенное изменение товарной структуры экспорта Польши в направлении повышения доли готовых промышленных изделий (до 84,3% в 2007 г.) (см. таблицу 2).
Таблица 2
Товарная структура внешней торговли Польши в 2003 г. и 2006 г. (%)
Годы Виды продукции 2003 2007
I II I II
В целом: 100,0
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье 8,0 4,7 9,2 5,9
Сырьевые товары 2,6 3,4 2,5 3,3
Топливо 4,3 9,1 3,8 10,0
Химические продукты 6,5 14,8 7,3 13,1
Машины, оборудование и транспортные средства 37,7 38,0 40,7 35,4
Остальные промышленные изделия 40,8 29,7 36,3 29,7
Примечание к таблице:
I-экспорт, II - импорт.
Источник: Rocznik stаtystyczny handlu zagranicznego, GUS, Warszawa, 2007, s.36-37; www.stat.gov.pl/gus/ 45 966 PLK HTML.htm
Составляющая изделий машиностроения в экспорте достигла почти 41%; важнейшими позициями являются легковые автомобили, различного рода компоненты и комплектующие изделия к ним, электротехническое и электронное оборудование, двигатели внутреннего сгорания.
Ожидается дальнейшее повышение удельного веса товаров этой группы в связи с принятым в 2006 г. решением крупных японских концернов (Funai, Sharp, Toshiba и др.) о размещении в Польше ряда производств бытовой электроники и электротехники для последующего экспорта продукции на европейский рынок. Результатом крупных капиталовложений в телевизионную индустрию может стать превращение страны к 2010 г. в крупный европейский центр производства плоских телевизионных экранов (около 4/5 всего европейского производства).
В исследуемом периоде удельный вес аграрных товаров (на основе либерализации обмена и получения дополнительных средств) увеличился в суммарном объеме экспорта до 9,2% (7,9% в 2003 г.). Главным потребителем польских сельскохозяйственных товаров выступают страны ЕС-27 (около75% объема экспорта), что обусловлено ценовой конкурентоспособностью и экологичностью (из-за небольшого использования химических средств).
Динамичный рост объемов широкой гаммы товаров, произведенных на предприятиях с участием иностранного капитала (косметических и парфюмерных изделий, чистящих средств, лекарств и проч.), способствовал повышению доли химических продуктов до 7,3% экспорта. Одновременно уменьшился удельный вес таких традиционных экспортных статей, как топливо (уголь и продукты переработки нефти), продукция деревообрабатывающей и легкой промышленности. Снижение объемов экспорта текстиля, одежды и обуви явилось следствием возросшей конкуренции со стороны азиатских стран. Кроме того, западноевропейских компаний вывели из Польши ряд производств, основанных на переработке давальческого сырья, в связи с ростом издержек по заработной плате (на 88% в период с 2000 г. по 2006 г.).
В целом в экспорте отдельных товарных
групп возросла доля новых изделий с улучшенными потребительскими свойствами, отвечающими нормам и требованиям западноевропейского рынка, расширился ассортимент, увеличился удельный вес высокотехнологичной продукции, составивший в январе 2008 г. 6,5% экспорта (3,7% в конце 2006 г.).18 Большая доля такой продукции приходилась на телекоммуникационное оборудование (около 40% экспорта), офисную технику и оборудование для электронной обработки данных.
Качественные изменения, которые произошли в товарной структуре польского импорта, во многом совпадали со структурными сдвигами в экспорте. Машины и оборудования (35% объема импорта) выступают основной товарной группой. За счет ввоза из развитых стран Польша удовлетворяет потребности по широкому спектру машинотехнических изделий (автомобили и запасные части к ним, самолеты, приборы и инструмент, электрооборудование и проч.), включая высокотехнологичные (16,7% объема в январе 2008 г.). Развитие кооперационных связей, необходимость приобретения современного оборудования для оснащения и модернизации предприятий с участием иностранных инвесторов, дополнительные финансовые средства ЕС стимулировали рост расходов на закупки машинотехнических средств.
Экономический рост в стране, обладающей ограниченными природными ресурсами, а также повышение мировых цен на сырьевые товары явились причинами увеличения в импорте доли ресурсоемкой продукции - топлива, металлов и металлоизделий, продуктов органической химии.
Растущие доходы населения наряду с относительным удешевлением импортных цен (в условиях повышения курса золотого) стимулировали закупки потребительских товаров (телевизоров, фотоаппаратов, одежды, мебели, др.) и пищевых продуктов, которые страна импортировала для восполнения внутреннего предложения.
Процесс интеграции в западноевропейскую экономику нашел отражение в высокой доле стран Евросоюза во внешней торговле Польши: в 2007 г. в ЕС было реализовано почти 79% польского экспорта и 64% совокупного импорта (см. таблицу 3).
Таблица 3
Географическое распределение внешней торговли Польши в 2003 и 2007 гг. (%)
Годы 2003* 2007 2003* 2007
Страны Экспорт Импорт
В целом: 100,0 100,0 100,0 100,0
Развитые страны 87,9 84,0 77,7 70,8
в том числе:
ЕС-27 81,9 78,7 69,6 63,9
Развивающиеся страны 5,1 6,1 12,9 18,5
ЦВЕ** 7,0 9,9 9,4 10,7
В том числе:
Россия 2,8 4,6 7,7 8,8
Примечания к таблице:
* Данные 2003 г. сопоставимы с 2007 г.
** Торговля со странами Центральной и Восточной Европы охватывает Албанию, Белоруссию, Молдавию, Россию, Украину и Хорватию.
Источник: Rocznik statystyczny handlu zagranicznego. GUS, 2004, ss. 18, 19, 66; www.stat.gov.pl/gus/ 45 966 PLK HTML.htm
В последние годы особенно динамично развивалась торговля Польши с новыми членами ЕС (особенно с Чехией и Венгрией). Решающая роль принадлежит кооперационной торговле между филиалами международных концернов, расположивших на территории РП и других стран восточноевропейского региона производства по выпуску отдельных частей и компонентов.
Переориентация спроса на приобретение более дешевых товаров в странах Восточной и Юго-Восточной Азии привела к существенному повышению доли развивающихся стран в польском импорте, в том числе Китая - до 7,2%. В отличие от практики прежних лет, когда в импорте из КНР доминировали потребительские товары (одежда, обувь, игрушки), ведущие позиции заняли машины и оборудование, прежде всего, высокотехнологичные изделия информационного и телекоммуникационного секторов. Около 30% стоимости польского импорта компьютеров и компьютерного оборудования произведены в Китае.
Возрос и удельный вес торговли со странами ЦВЕ, определяющее влияние на которую оказало оживление внешнеэкономических связей с Россией. В числе важнейших причин расширения объемов - повышение внутреннего спроса в обеих странах, увеличение цен на минеральное топливо, улучшение качества польских товаров. Исключительно благодаря хорошей конъюнктуре рынка энергоносителей Россия, удовлетворяющая, по данным ЕВРОСТАТ (2006 г.), импортные потребности Польши в газе на 76% и в нефти на 96%, заняла второе место (после Германии) в польском импорте. Деятельность размещенных в Польше СП, нацеленных на сбыт товаров на емких восточных рынках, расширение внутреннего спроса в России стимулировали польский экспорт, прежде всего, машинотехнических (автомобили, электрическое и электронное оборудование) и изделий бытовой химии (косметических и гигиенических средств, лекарств, пластмасс и проч.) в нашу страну.19 Несмотря на напряженные полити-
ческие отношения, Польша занимала в 20052007 гг. 9 место в списке важнейших торговых партнеров России.
Диверсификация географической структуры и снижение высокой доли ЕС в экспорте (на 3,2 п.п. в 2003-2007 гг.) рассматривается в Польше как положительное явление, так как позволяет уменьшить неблагоприятное влияние конъюнктуры в европейских странах на экономическое развитие.
Несмотря на заметные успехи развития внешнеэкономических связей в последние годы по ряду показателей сохраняется значительный разрыв между Польшей и странами ЕС. В соответствии с данными ВТО, объем польского экспорта в расчете на душу населения (2892 долл.) существенно ниже среднего по ЕС-15, составившего в 2006 г. 10644 долл. (по ЕС-27 - 9281 долл.)20 Польша проигрывает развитым странам ЕС и по доле продукции высокотехнологичных отраслей в экспорте (2005 г.): Финляндия - 25%, Франция -20%, Германия -17%.21
В среднесрочной перспективе до 2010 г. позитивное влияние на польскую экономику и внешнюю торговлю будут оказывать поступающие от Евросоюза финансовые средства, прилив прямых инвестиций и внутренний спрос. Согласно имеющимся прогнозам, в 2008-2010 гг. экономика Польши будет стабильно развиваться; среднегодовой темп роста ВВП составит 5%. Экспорт, как и прежде, будет вносить существенный вклад в экономическое развитие страны. Темп его роста прогнозируется на уровне 10-12% в среднем за год, что приведет к повышению доли экспорта в ВВП до 49,8% к 2010 г.22 Прирост будет происходить главным образом за счет повышения конкурентоспособности польских товаров на мировых рынках. Необходимость сохранения внешних рынков сбыта и в дальнейшем будет оказывать положительное влияние на развитие польской обрабатывающей промышленности, стимулируя модернизацию производства и интенсивное использование инноваций.
Динамика импорта будет зависеть от хозяйственной активности в стране и движения валютного курса злотого. Растущие процентные ставки и стабильный экономический рост будут способствовать дальнейшему, но умеренному укреплению злотого. В прогнозируемом периоде темпы роста стоимостных объе-
мов импорта (около 13% в среднем за год) будут превышать динамику экспорта, однако разрыв должен сократиться, что уменьшит отрицательное сальдо торговли.
Ожидаемое снижение потребительского спроса в ЕС, видимо, приведет к дальнейшему переориентированию экспортных потоков на европейские страны СНГ (прежде всего, Россию и Украину).
Примечания:
'В 2001-2003 гг. Евросоюз облагал антидемпинговыми пошлинами одиннадцать промышленных товаров этой страны.
2Polityka gospodarcza Polski w integrujacej sie Europie 2005-2006, IKiCHZ, Warszawa, 2006, s.37.
3M.Blaszczuk, E. Kaliszuk. Poland‘s accession to the EU and its effects on trade with Russia and Ukraine. Discussion papers N.93 IBRKK, Warsaw, 2008, s.5.
4http://clo.mg.gov.pl/asp/ts_analiza.asp
5Gospodarka i handel zagraniczny Polski w 2003 roku, IKiCHZ, Warszawa, 2004, s. 109.
6http : //eu/trade/issues/respectrules/anti_dumping/ stats.htm
7Polityka gospodarcza Polski w integrujacej sie Europie 2004-2005, 2005, s. 128.
8 В числе этих мер, принятых под давлением третьих стран, теряющих рынки сбыта, а также импортеров и потребителей в присоединившихся государствах, увеличение объема поставок (до средней величины импорта в последние три года) в новые члены ЦВЕ ряда товаров (алюминиевой фольги, карбида кальция, хлористого калия, аммиачной селитры, трансформаторного стального листа), временно не облагаемых антидемпинговыми пошлинами, взамен за обязательства экспортеров по соблюдению согласованного уровня минимальных цен и\ или согласованных объемов поставок; увеличение количественных контингентов на стальной прокат.
9Rynek rolny.”Biuletyn Miesieczny” 2005, N2. Instytut Ekonomiki Rolnictwa i Gospodarki Zywnosciowej.
10По данным российской таможенный статистики, в 2003 г. РФ поставила в Польшу 53397 т алюминия и его сплавов на сумму 69,8 млн долл., в 2006 г. -3470 т. на сумму 4,6 млн долл.
11В 2003 г. российский экспорт в Польшу нитрата аммония составил 84975 т на сумму 5 млн долл., в 2006 г. поставок не производилось.
12Впоследствии часть польских пищевых продуктов поступила на российский рынок, но как товары стран СНГ (Белоруссии, Украины, Казахстана, Молдавии и др.) “Обходной” вывоз уменьшил рентабельность экспортных операций польских производителей из-за возросшей стоимости транспортных издержек и оплаты услуг посредников.
13№гое /ус1е §08роёагс7е N1/457, 13 Б1ус2та 2008, 8.14.
14В 2005 г. курс злотого повысился по отношению к евро на 11,2%, к доллару на 11,5%, в 2006 г. Возрос соответственно - на 3,3% и на 4,3%.
15№гое /ус1е §08р0ёагс/е N23, 9 §ги(Ма 2007, 8.18.
16 “БИКИ”, N20, 19 февраля 2008 г., с. 16.
17Inwestycje zagraniczne w Polsce, IKiCHZ, Warszawa, 2006, s.9.
18Informacja o sytuacji spoleczno-gospodarczej kraju. GUS, 2008, s.12 -http://www.stat.gov.pl
19В товарной структуре польского экспорта в РФ около 65% его объема приходится на продукцию предприятий с иностранным капиталом.
20http: //www. wto .org/
21World development indicators. The World bank, Washington, 2007, p.309.
22Nowe Zycie gospodarcze N1, 13 stycznia 2008, s.12.
ош Г.Ю. Касьянова
Экспорт и импорт + Сй
- М.: “АБАК”, 2007. - 400 с.
В книге рассматриваются вопросы правового регулирования внешнеторговой деятельности и порядок отражения соответствующих операций в бухгалтерском и налоговом учете. Она может быть полезна как начинающим, так и квалифицированным и опытным экспортерам и импортерам, поскольку, с одной стороны, написана простым и понятным языком и отражает действующий порядок осуществления внешнеторговых сделок, а с другой стороны, в ней рассматриваются сложные ситуации, и приводится много практических примеров, которые будут интересны для тех, кто только осваивает внешнеторговые операции.
Книга снабжена большим справочным материалом - всеми нормативно-правовыми документами, которые могут потребоваться при осуществлении экспортно-импортных операций. Читатель может найти их на СБ-диске, прилагаемом к этой книге. Речь идет о более 3000 документов, в числе которых: конвенции и международные соглашения; российское федеральное законодательство; классификаторы: таможенный, валютный и др.; формы таможенных и налоговых деклараций; документы с разъяснениями ФТС России, ФНС России, Минфина России и др.
Издание адресовано юристам, бухгалтерам и руководителям организаций, осуществляющим внешнеторговые операции, аудиторам, студентам и преподавателям экономических и правовых факультетов и всем заинтересованным лицам.