Научная статья на тему '99. 02. 073-074. Готовность стран ЕС, Центральной и Восточной Европы к расширению Евросоюза. (сводный реферат)'

99. 02. 073-074. Готовность стран ЕС, Центральной и Восточной Европы к расширению Евросоюза. (сводный реферат) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
142
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ - ЕС / ЕС - ПРОБЛЕМА РАСШИРЕНИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ТРУД ДИСКРИМИНАЦИЯ ЖЕНЩИН
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шабаева В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «99. 02. 073-074. Готовность стран ЕС, Центральной и Восточной Европы к расширению Евросоюза. (сводный реферат)»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ

1999-2

издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс серии 2.2

МОСКВА 1999

соответствующей продукции. Сегодня многие промышленные предприятия стран ЦВЕ сталкиваются с многочисленными структурными проблемами. Одним из способов временного разрешения таких проблем является расширение их участия в пассивной переработке, что позволит им смягчить проблемы занятости, приобрести опыт в области повышения качества и обеспечения надежности поставок. Но такой путь является лишь кратковременным стабилизирующим фактором, поскольку страны ЦВЕ неизбежно столкнутся с острой конкуренцией со стороны Китая, Португалии, Греции, республик бывшего СССР и стран Восточной Азии. Поэтому предприятиям стран ЦВЕ в более отдаленной перспективе следует действовать на внешних рынках самостоятельно и под собственным именем. Достаточно конкурентоспособными на рынках ЕС авторы считают предприятия пищевой, обувной, деревообрабатывающей, металлургической и химической промышленности. В кратко- и среднесрочном плане в ЕС в результате конкуренции со стороны стран ЦВЕ будут прежде всего вытеснены предприятия таких трудоемких отраслей, как производство текстиля, одежды, обуви и металлообработка. В первую очередь, это затронет Испанию, Португалию, Грецию и Великобританию. Производителям из ЕС торговая интеграция со странами ЦВЕ предоставляет большие возможности для расширения сбыта, поскольку рост доходов в странах ЦВЕ вызовет увеличение спроса на потребительские товары, транспортные средства и технологии защиты окружающей среды.

В.И.Шабаева

99.02.073-074. ГОТОВНОСТЬ СТРАН ЕС, ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ К РАСШИРЕНИЮ ЕВРОСОЮЗА. (Сводный реферат).

1. LÖSCH D. Institutionelle Voraussetzungen in den MOEL nach mehr als fünf Jahren // Osterweiterung der Europäischen Union : Sind die mittel- und osteurop.Lander u.die EU reif für eine Erweiterung? / Mayer O.G., Scharrer H.-E. (Hrsg.).; Mit Beitr. von Csaba L., Hartei H.-H., Hrbek R. et al.- Baden-Baden; 1997. - S.97-129.

2. SEGERHYOVA J. Sind die mittel- und osteuropäischen Landern und die EU reif für eine Erweiterung? // Osterweiterung der Europäischen Union : Sind die mittel- und osteurop.Lander u.die EU reif für eine Erweiterung? /

Mayer O.G., Scharrer H.-E. (Hrsg.).; Mit Beitr. von Csaba L., Hartei H.-H., Hrbek R. et al.- Baden-Baden; 1997. - S.141-152.

Реферируемые статьи представляют собой тексты выступлений авторов на третьей конференции Института мировой экономики (Гамбург), состоявшейся в мае 1996 г. Сотрудник института Д. Леш (1) затронул в своем докладе проблему “зрелости” стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) с точки зрения их готовности к интеграции с ЕС. Под “зрелостью” автор понимает создание странами ЦВЕ необходимых институциональных, политических и экономических предпосылок для вступления в ЕС в качестве полноправных членов. Сегодня главными препятствиями на пути вступления стран ЦВЕ в ЕС являются отсутствие необходимых институциональных условий, незавершенность экономических преобразований и низкая конкурентоспособность.

Действующий с начала 1993 г. в рамках ЕС единый внутренний рынок (EBP) базируется на гарантии четырех экономических свобод -свободы движения товаров, капиталов, услуг и физических лиц. Будущие члены ЕС должны учитывать это и осуществлять необходимые институциональные и структурные преобразования для обеспечения названных свобод, а также для соблюдения действующих в ЕС правил регулирования. Кроме того, они должны быть в состоянии участвовать в конкуренции и при этом проводить экономическую политику, соответствующую таким целям ЕС, как создание валютного союза и движение в направлении к политическому союзу.

Для оценки готовности стран ЦВЕ к вступлению в ЕС автор использует три критерия: возможность их участия в EBP, потенциал исполнителей (т.е. жизнеспособных экономических структур), дееспособность правительств. По его мнению, сохраняющийся в странах ЦВЕ “институциональный дефицит” не является непреодолимым барьером для их интеграции в ЕВР. В большинстве стран ЦВЕ было отменено большинство таможенных пошлин, обеспечены гарантии свободы движения услуг и капиталов, а также передвижения и недискриминации иностранцев. Интеграция этих стран в ЕС ускорила бы процесс их адаптации к принципам EBP при условии продолжения структурных преобразований. Полная либерализация торговли стран ЦВЕ с ЕС усилит конкуренцию на их товарных рынках, что приведет к исчезновению некоторых традиционно регулируемых государством отраслей и предприятий. С точки зрения экономических преобразований

это можно расценить положительно, однако такая политика может ослабить позиции правительств, которые могут стать объектом острой критики со стороны отдельных фупп предпринимателей и населения.

Соглашения об ассоциации стран ЦВЕ с ЕС предусматривают постепенную либерализацию движения капиталов, при этом полная конвертируемость валют восточноевропейских стран до конца намеченного срока не предусматривается. Вступление стран ЦВЕ в Евросоюз может способствовать увеличению не только притока капиталов из ЕС, но и оттока капиталов из этих стран в ЕС. Поскольку бегство капиталов могло бы вызвать отрицательные последствия для экономического развития стран ЦВЕ, автор предлагает предусмотреть определенные меры переходного регулирования, направленные на ограничение чрезмерного оттока капиталов за границу и на стимулирование их притока.

Членство в ЕС должно помочь странам ЦВЕ преодолеть институциональную слабость их центральных банков (ЦБ) и финансовых рынков. Однако платой за это может быть усиление влияния со стороны органов ЕС, обострение конкуренции со стороны иностранных банков и потеря национальной самостоятельности. Теоретически, пишет далее автор, можно представить, что страны ЦВЕ вводят у себя рыночную экономику путем дерегулирования и либерализации рынков одновременно со вступлением в ЕС, однако в этом случае издержки адаптации оказались бы слишком высокими. По мнению автора, более целесообразно распределить эти издержки во времени, в том числе благодаря принятию переходных правил. Объем расходов на адаптацию в значительной мере зависит от конкурентоспособности вступающих стран, а также от масштабов институциональных изменений в таких областях, как отмена государственного регулирования и устранение ограничений конкуренции. “Готовность стран ЦВЕ к вступлению в ЕС существенно зависит от конкурентоспособности предприятий, последствий возможного перемещения факторов и ожидаемого воздействия обострения конкуренции на поведение политиков, которое в конечном счете зависит от принятия вступления населением” (1, с.114). Но чем дольше будет отодвигаться членство в ЕС, тем большей будет опасность введения в странах ЦВЕ новых регулирующих мер.

Оценивая второй критерий готовности - “потенциал исполнителей”, автор подчеркивает, что при его оценке необходимо

учитывать разработку и принятие в странах ЦВЕ законодательства, а также создание соответствующих структур для проведения его в жизнь. В большинстве стран ЦВЕ эти проблемы могут быть решены в сотрудничестве и с помощью ЕС. Третий критерий - “дееспособность правительств” - автор считает главным показателем “зрелости” стран ЦВЕ. Эта дееспособность может быть парализована действием таких факторов, как преобладающие в обществе этические нормы, определяющие экономическое и политическое поведение, состояние политической системы, “груз” сорока лет социализма и скороспелые попытки создания постсоциалистического государства всеобщего благосостояния.

В заключение автор пишет, что относительно объективная оценка готовности стран ЦВЕ к вступлению в ЕС предполагает учет "ценностной ориентации общества, уровня образования населения, политической стабильности, решения проблем приватизации, социально-экономического положения как главного индикатора дееспособности политики” (1, с. 123). Решающим критерием готовности вступления стран ЦВЕ в ЕС является их согласие на то, чтобы полностью разделить цели интеграции и пойти на определенный отказ от суверенитета. Если эта воля отсутствует, а есть лишь желание получить экономические преимущества, то вопрос о приеме в ЕС следует тщательно взвесить. В целом расширение ЕС на Восток оправдано не только экономически, но и политически, поскольку будет способствовать прогрессу в стабилизации и обеспечении безопасности в Европе. Однако оно нецелесообразно, если для этого придется пожертвовать перспективой углубления европейской интеграции.

В статье чешского экономиста (2) рассматривается проблема готовности стран ЦВЕ к вступлению в ЕС на примере Чехии. К концу 1995 г. в стране было реализовано большинство приватизационных проектов. После завершения приватизации оставшихся 63 государственных предприятий доля частных предприятий составит более 85% их общего числа, что выше, чем в некоторых странах ЕС (2, с. 144). Хотя по темпам инфляции и уровню процентных ставок критерии Маастрихта выполнены Чехией не полностью, эти показатели гораздо выше, чем у других стран ЦВЕ. По мнению автора, до 1999 г. оба макроэкономических показателя могут оказаться ближе к критериям Маастрихта, чем у некоторых стран ЕС. Уровень безработицы в стране (3, 3% в 1996 г.) является самым низким в Европе. Переориентация

внешней торговли Чехии с восточноевропейских на западноевропейские рынки за последние пять лет свидетельствует не только о благоприятных торгово-политических условиях, созданных с ЕС, но и о высокой гибкости чешской экономики. В 1995 г. доля ЕС в чешском экспорте составляла 55% и в импорте 56%; в будущем эта доля может приблизиться к 2/3. Доля ЕС в прямых иностранных инвестициях в Чехии составляет более 70% (2, с. 146). По мнению автора, все это свидетельствует о фактической интеграции чешской экономики в ЕС.

Несмотря на улучшение структуры чешского экспорта в ЕС, его анализ показывает, что 55% экспорта текстильных товаров, более 40 -экспорта других потребительских товаров, 64 - экспорта обуви и 10-20% экспорта машин и узлов фактически являются переработкой давальческого сырья, при этом в Чехии осуществляются лишь простейшие операции (2, с. 147). Определенный “вклад” в ухудшение структуры чешского экспорта вносят и многочисленные торговополитические барьеры, воздвигнутые на его пути в ЕС. Так, до сих пор органы ЕС отклоняли попытки чешских властей (как и других стран ЦВЕ) увеличить импортные квоты для так называемых “чувствительных” товаров. Отдельные страны ЕС предпочитают обсуждать со странами ЦВЕ только проблемы “социального демпинга”, связанного с более низким уровнем зарплаты, обеспечивающим им небольшие сравнительные преимущества. Все это, пишет автор, подрывает доверие стран ЦВЕ к тому, что их специфические нужды будут приниматься во внимание органами ЕС.

Если правительства стран ЦВЕ ведут активную подготовку к вступлению в ЕС, то предприятия ожидают его с определенным скепсисом, а население - со смешанным чувством. При принятии на высшем уровне ЕС решений о предоставлении помощи странам ЦВЕ следует ориентироваться не на “дружественных” восточноевропейским странам политиков, а на предприятия стран ЕС. Последние должны осознать, что их отношения с предприятиями стран ЦВЕ не будут развиваться до тех пор, пока они будут бороться с конкурентами с помощью торгово-политических и дискриминационных мер и рассматривать расширение ЕС на Восток только как увеличение рынка для собственных товаров. Складывающееся в последнее время “разделение труда” между предприятиями стран ЦВЕ и ЕС характеризуется тем, что первые все больше превращаются в предприятия с “потогонной системой труда”, тогда как вторые

стремятся быть их единственными поставщиками высокотехнологичных товаров. Подобную тенденцию вряд ли следует считать позитивной, поскольку уже в ближайшее время она может создать серьезные экономические, социальные и, в конечном счете, политические проблемы. Успех расширения ЕС на Восток, по мнению автора, будет обусловлен поиском нового симбиоза сравнительных преимуществ всех участвующих в интеграционном процессе стран

В.И.Шабаева

99.02.075. БАУЭР П. ВЫГОДЫ И ЗАТРАТЫ РАСШИРЕНИЯ ЕС НА ВОСТОК.

BAUER P. Eastward enlargement - benefits and costs of EU entry for the transition countries // Intereconomics. - Hamburg, 1998. - Vol.33, № 1. -P.ll-19.

Сотрудница Гамбургского института экономических исследований сопоставляет выгоды, которые могут получить страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) от вступления в ЕС, с затратами, связанными с этим процессом. По ее мнению, политические элиты стран ЦВЕ возлагают нереалистичные надежды на помощь со стороны Евросоюза, который "не может и не желает оказывать этим странам необходимую помощь " (с.11). В 1993 г. Совет ЕС определил четкие критерии для вступления стран ЦВЕ в Евросоюз: "Стабильность институтов, гарантирующих демократию, соблюдение законов и прав человека, уважение к меньшинствам и защита их интересов, наличие рыночной экономики, способность противостоять конкурентному давлению, готовность к достижению целей политического и валютноэкономического союзов" (с.11). Для стран с переходной экономикой вступление в ЕС означает не только значительное улучшение экономического положения, но и необходимость соблюдать все законы и нормы ЕС, в том числе в области конкуренции, охраны окружающей среды и др. Это лишит страны ЦВЕ некоторых выгод, которые они имеют в настоящее время. Положение этих стран усложняется в результате неравного подхода ЕС к различным странам, желающим вступить в Евросоюз.

В целях содействия странам с переходной экономикой в ЕС разработаны программы помощи ФАР (PHARE) — для стран ЦВЕ и ТАСИС (TACIS) - для бывших республик СССР. Первая программа направлена на содействие : приватизации, на проведение аграрных,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.