Екатерина РОМАНОВА
РЕГИОНАЛЬНЫЕ КЛАСТЕРЫ И КОНКУРЕНТНАЯ ЭКОНОМИКА (на примере Восточной Германии)
В последней четверти XX века в качестве важных факторов конкурентоспособности национальных экономик стали проявлять себя региональные кластеры. Они представляют собой концентрацию предприятий в границах определённой территории, преимущество функционирования которых обеспечивается как географической близостью, обуславливающей более низкие издержки производства за счёт использования общей научной и технологической инфраструктуры, так и усилением конкуренции между фирмами.
Кластеры и кластерная политика
Исследователи этой проблемы американцы М. Портер и М. Энрайт1 пришли к выводу, что развитие региональных кластеров увеличивает производительность труда и эффективность производства в целом за счёт облегчения доступа к поставщикам, квалифицированной рабочей силе, информации, а также обслуживающим и образовательным центрам. Одновременно наличие кластеров стимулирует продвижение инноваций, так как фирмы получают доступ к самой передовой информации по усовершенствованию технологического процесса. В
1 Майкл Портер, профессор Гарвардской школы бизнеса, и М. Энрайт, его коллега, учёный-теоретик в области межрегиональной конкуренции, исследовали проблемы конкурентоспособности стран и регионов. М. Энрайт - автор концепции региональных кластеров.
© Романова Екатерина Владимировна - кандидат экономических наук, Центр
германских исследований Института Европы РАН.
кластерах создаются льготные условия для организации новых фирм и запуска новых типов производств и товаров, облегчающих коммерциализацию знаний1.
Эффективность кластерного подхода определяется тем, что преодолевается узкоотраслевая специализация экономики региона. В отличие от отраслевого подхода, ослабляющего конкуренцию за счёт лоббирования интересов отдельной отрасли или компании, кластеризация позволяет государству сформировать многоаспектный подход к развитию региона с учётом потенциала региональных экономических субъектов. Кластерная политика предстаёт как комплексное явление, поскольку объединяет промышленную и региональную политику, политику поддержки малого бизнеса, привлечения иностранных и внутренних инвестиций, инновационную, научно-техническую, образовательную и т. д. Формируя общие цели, кластерная политика способствует развитию диалога между ключевыми игроками региона для скорейшего достижения намеченных целей.
Однако кластеры - это не только механизм экономического прорыва в регионах. Они образуют благоприятную среду для развития малого и среднего предпринимательства. Крупные компании и фирмы нуждаются в большом количестве приспособленных к их технологиям смежных производств оборудования и материалов, что создаёт ёмкий рынок для небольших фирм, в том числе с инновационной направленностью, которые со временем становятся генераторами конкурентных преимуществ. Тем самым кластер выполняет и социальную функцию, обеспечивая занятость множеству мелких фирм-поставщиков простых комплектующих, соединяя в себе лучшие предприятия, обладающие конкурентоспособностью.
Анализ более чем 160 региональных кластеров, выделенных Энрайтом, показал, что в 40% случаев региональные и локальные власти проводят в отношении них поддерживающую политику, которая включает инвестиции государства в развитие инфраструктуры регионов, подготовку квалифицированных кадров и маркетинг регионов с целью стимулирования развития кластеров; ещё в 20% случаев правительства ограничиваются пока каталитической кластерной политикой, которая сводится к установлению контактов между заинтересованными сторонами (например, частных компаний и исследовательских учреждений), обеспечивая ограниченную финансовую поддержку проектам. В 5% региональных кластеров осуществляется директивная политика, направленная на внедрение специальных программ с целью изменения специализации регионов через развитие кластеров. И, наконец, 2% кластеров подпадают под действие интервенционистской политики, когда государство формирует специализацию региона посредством субсидий, ограничений, а также контроля над фирмами в кластере. При этом объёмы государственного финансирования возрастают в последовательности от поддерживающей, каталитической, директивной - до максимальных величин при проведении интервенционистской кластерной политики.
1 Enright M.J. Why Clusters are the Way to Win the Game?// World Link, №5, July/ August, 1992. Р. 24-25.
Однако при всём различии объёмов финансирования вполне справедливо утверждение исследователей1 , что необходимо поддерживать развитие всех без исключения существующих кластеров, так как невозможно предугадать, какой из них будет прогрессировать быстрее, а какой - медленнее. Поэтому политика, при которой помощь оказывается только тем из них, которые имеют высокие темпы развития в настоящее время, по мнению экспертов, является ошибочной.
Учитывая перспективность кластерного направления развития экономики, кластерная политика широко обсуждается в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Всемирной торговой организации (ВТО). Особое внимание уделяет ей Евросоюз, рассматривающий её в качестве ключевого инструмента повышения инновационного потенциала и конкурентоспособности входящих в него стран. Взят курс на формирование общеевропейской модели, которая будет стимулировать и дополнять национальные и региональные инициативы, включая развитие кооперации между кластерами.
Что показывает практика
Развитые страны, взявшие на вооружение политику кластеризации своих экономик, смогли, опираясь на прорывы в научно-технологической сфере и интеллектуализацию основных факторов производства, обеспечить прирост ВВП в диапазоне от 75 до 90%. Сегодня, например, доля ВВП США, производимого в кластерах (в т. ч. в знаменитой Силиконовой долине) составляет порядка 60%. В трёх японских префектурах - Фукуи, Ишикава и Тойяма - создаётся более 85% объёма производства синтетических волокон в стране2. Известны положительные результаты в лесобумажном, упаковочном и полиграфическом кластере Финляндии, судостроительном кластере Норвегии.
В последние годы наблюдается проявление этого феномена и в странах Восточной Европы (например, автомобильный кластер в Венгрии, созданный в 2000 г., обеспечивает 14% промышленного производства и 31% обрабатывающей промышленности страны), и в развивающихся странах. Так, китайское правительство (кластер в провинции Гуандун - вокруг автосборочных производств, размещаемых японскими компаниями "Тойота", "Хонда" и "Нисан") планирует инвестировать 6 млрд долл. в создание и развитие эксклюзивного индустриального города по производству автокомпонентов3..
Формирование кластера по производству вина в Чили обеспечило лидерство этого государства в области виноделия.
1 Porter M.E. Clusters and the New Economics of competition // Harvard Business Review, November-December, 1998. Р. 220.
2 Япония - один из мировых лидеров по производству синтетических волокон (17,7% мирового экспорта в 2002 г.) Пилипенко И.В. Конкурентоспособность стран и регионов в мировом хозяйстве: теория, опыт малых стран Западной и Северной Европы. Смоленск: Ойкумена, 2005. С. 82.
3 Еженедельник "Экономический курс", июнь, 2006: http://www.kurs-n.nnov.ru/23.06.2006/promyshl-1.html
Похоже, что "российским Детройтом" станет Санкт-Петербург, вокруг которого также формируется центр автомобилестроения (с 2002 г. во Всеволожске работает завод компании "Форд" по производству автомобилей "Форд-фокус", под Санкт-Петербургом строятся заводы автомобилей "Тойота", "Ниссан" и "Дженерал Моторс"; вслед за ними в Ленинградскую область приходят поставщики комплектующих).
Кластеры могут развиваться не только в границах одного государства. Примером успешного супранационального кластера выступают предприятия химической и фармацевтической промышленности ФРГ и Швейцарии. Конкурентная устойчивость этих стран в отрасли обусловливается размещением в них крупнейших предприятий химических ТНК (на р. Рейн и его притоке р. Майн, которые помимо функции важных транспортных артерий по перевозке сырья и грузов, обеспечивают производственный процесс водой), что не случайно. Именно в этих странах исторически была сильна общая школа органической химии, созданная немецкими учёными ещё в Х1Х веке, что стало важной предпосылкой развития отрасли.
Формирование региональных кластеров происходит и в Восточной Германии. Согласно исследованиям Института экономики Общества Макса Планка, эти регионы - небольшие по площади, но обладающие очень высокой концентрацией компаний, работающих в одной и той же или в смежных отраслях, -классические примеры так называемой экономики кластеров.
Рассмотрим это явление подробнее в контексте проводимой государством региональной инновационной политики, поскольку оно представляет значительный интерес с точки зрения эффективности хозяйствования.
Приоритеты в отношении Восточной Германии
Со времени вхождения новых федеральных земель в состав Германии политика властей в отношении Восточной Германии имела в первую очередь социальную направленность, а затем уже экономическую компоненту. На первом этапе акцент был сделан на оказание социальной поддержки, то есть на резкое улучшение уровня жизни восточных немцев, и в меньшей степени на интенсификацию хозяйственных процессов. К моменту объединения страны ВВП на душу населения в Восточной Германии составлял только 30-35% уровня западных земель. Наличные доходы составляли около 60% уровня Западной Германии, а к 2002 году выросли до 80%. Сегодня по-прежнему более 1/4 рабочих мест в Восточной Германии обеспечивается благодаря социальным программам государства. В рамках механизма финансового выравнивания общие суммы трансфертов в новые земли достигли за период с 1991 по 2003 годы около 1,3 трлн евро. Почти половина из них пошла на потребление.
Массированная накачка региона деньгами дала определённый результат: до середины 1990-х годов в Восточной Германии происходил экономический бум, который, однако, вскоре сменился малозаметным экономическим ростом (и да-
же отрицательным приростом ВВП в 2001 г.) Как следствие - сохранение безработицы на довольно высоком уровне, достигающем по отдельным структурно отсталым районам Восточной Германии 25%.
Возникает вопрос, в чём кроются причины ухудшения ситуации при, казалось бы, изобилии ресурсов, используемых в ходе структурной перестройки хозяйства восточных земель? Их несколько. Во-первых, экономический рост прежде всего обеспечивала строительная отрасль. Основные потребности в расширении хозяйственной и жилищной инфраструктуры были удовлетворены уже к середине 1990-х годов. Кроме того, важный вывод, к которому пришли немецкие власти, состоит в том, что к снижению эффективности использования финансовых ресурсов привели нецелевое перераспределение и слабо контролируемый расход средств: восточногерманские коммуны получали их больше, чем могли целенаправленно и профессионально израсходовать. К тому же простое выделение денег на социальную помощь обернулось тем, что многие стали предпочитать заработку пособие по безработице. Но конкретный механизм затухания поступательного движения экономики лежит глубже: он связан, в частности, с различиями в традициях самоуправления между западно- и восточногерманскими коммунами. Для первых - характерна большая самостоятельность в принятии решений, в том числе в постановке и решении задач государственного уровня и осуществлении государственных инвестиций, вследствие чего - и большая финансовая свобода. Роль местных органов власти в системе государственного управления бывшей ГДР была менее значительной1.
Другой трудностью структурной политики и политики занятости стал практически полностью заимствованный, преимущественно у Западной Германии, инструментарий, который не учитывал специфические проблемы и особенности происходившей здесь системной трансформации, так как не имел подобного прецедента в старых землях2.
Переняв после объединения институциональные нормы Запада, предприятия Восточной Германии сразу столкнулись с мощнейшей международной конкуренцией, что поставило перед ними проблему выживания. Ведь, по подсчётам экспертов, если бы комбинаты и предприятия новых федеральных земель переводились последовательно в рыночный режим функционирования, это повлекло бы за собой ликвидацию 3/4 рабочих мест. Поэтому для защиты их от конкуренции применялись государственные субсидии, которые в конечном счёте сослужили им двоякую службу: с одной стороны, держали их на плаву, хотя и в "полуживом" состоянии, затягивая процесс адаптации, с другой - тем самым едва ли давая им шанс для успешного экономического развития. Именно тогда и назрело для властей ощущение необходимости смены парадигмы в политике
1 Баранова К.К. Бюджетный федерализм и местное самоуправление в Германии. М.: Дело и Сервис, 2000.
2 Ziegler A., Gabriel H., Hoffmann R. Regionalisierung der Strukturpolitik. Hans Böckler Stiftung. - Marburg: Schüren, 1995. S. 133.
развития новых федеральных земель: с преимущественно социального финансирования на целенаправленную экономическую помощь. На первое место вышли усиление стимулирования эндогенных факторов развития, взаимодействия между регионами разных уровней, уход от духа соперничества в вопросах международной конкуренции, синхронизация усилий по достижению единых целей.
Всё это нашло воплощение в кластерной политике, реализованной в Германии, которая, помимо прямого субсидирования, нацелена на создание благоприятных условий для развития инноваций и производства высокотехнологичной продукции как решающих факторов конкурентоспособности.
Инновации и высокие технологии
Политика властей в отношении новых федеральных земель предусматривает использование обширного государственного инструментария поддержки инновационного сектора экономики.
Главным инструментом в интенсификации достижения научно-исследовательских результатов в промышленности стала специальная программа содействия научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам (НИОКР) как широкоформатная платформа для улучшения отраслевой структуры. В 2003 году в программу было включено около 40% всех восточногерманских предприятий, занятых в сфере развития и внедрения НИОКР. Программа принесла немало положительных сдвигов. Её особенность состояла в том, что едва ли нашёлся бы ещё пример другой такой индустриальной территории, где инновационный потенциал строился бы в столь значительной степени на деятельности малых и средних предприятий, как в новых федеральных землях.
В каждой новой федеральной земле действовали программы по развитию НИОКР и инноваций, прежде всего помощи малым и средним предприятиям, содействия образованию новых фирм, а также внешних учреждений по разработке промышленных инноваций. Земельные программы были ориентированы на проекты по развитию технологий в определённых секторах, усиливающих конкурентные преимущества региона, а также содействующих образованию и развитию региональных кооперационных сетей. В зависимости от размеров предприятий, объёмов обеспечения собственным капиталом, технологической специализации и целей региональной политики федеральной земли применялся индивидуальный подход для финансирования предприятий.
Те из них, которые участвовали в развитии кооперационных инновационных сетей, существенно повысили свою конкурентоспособность благодаря развитию кооперации с научными учреждениями. Параллельно происходила смена методов работы (в силу трансферта знаний), расширение компетенций (как следствие кооперации между различными акторами) и общее снижение препятствий на пути межпроизводственных связей.
Результат не заставил себя долго ждать. Вопреки существующему мнению доля предприятий, производящих инновационную продукцию, в Восточной Германии оказалась немного выше, чем в Западной. (Этот на первый взгляд неожиданный результат объясняется различиями в отраслевой и производственной структурах в обеих частях страны). По некоторым исследованиям рынка, восточногерманские инновационные предприятия имеют и более высокий процент товарооборота новинками в сравнении с Западной Германией. Доля же занятых в научно-исследовательском секторе находится на уровне 1-2%, то есть почти сравнялась со средней величиной по западногерманским землям - около 2%. При этом в исследовательских центрах Восточной Германии почти 70% людей занято на малых и средних предприятиях, в то время как в Западной люди работают в основном в крупных фирмах.
Значительно ниже в исследовательских и наукоёмких отраслях в сравнении с другими секторами хозяйства доля восточногерманских обанкротившихся предприятий. С 1999 года их число постепенно сокращается.
В Восточной больше, чем в Западной Германии, число лиц, получивших профессиональную подготовку, а также с высшим образованием. Прежде всего это относится к наукоёмким отраслям обрабатывающей промышленности. На общеевропейском фоне Восточная Германия в целом выгодно отличается как от новых членов ЕС, так и от других отсталых регионов Западной Европы, в большинстве из которых этот показатель не превышает 1%.
Однако есть и отличия, особенно при оценке отдельных отраслей, которые при сравнении создают не столь благоприятное впечатление. Так, в Восточной Германии высокая доля предприятий, производящих инновационную продукцию, сконцентрирована в менее технологичных и перспективных отраслях хозяйства, таких, например, как пищевая/вкусовая промышленность, текстильная промышленность/производство одежды, бумажная/полиграфическая промышленность, производство стекла и керамики, резиновая, синтетическая и деревообрабатывающая промышленность.
Если рассматривать динамику появления новых предприятий в Германии в целом, то можно заметить, что в период с 1991 по 1994 годы среди 25 регионов территориального планирования Германии с высокой долей новообразованных предприятий 23 приходилось на восточные земли. Однако с 1998 по 2001 годы сложилась уже противоположная картина: теперь в эти 25 регионов входили только 7 восточногерманских, а доля предприятий, созданных в наукоёмких и технологических отраслях хозяйства в новых землях, стала ниже по сравнению с Западной Германией (5% и около 7%, соответственно).
Значительно меньше, чем в Западной, в Восточной Германии сокращение производственных расходов за счёт нововведений (менее половины уровня производственной рационализации западногерманских фирм). Это означает, что инновационная эффективность восточногерманских предприятий ниже, чем западных.
К тому же большинство восточногерманских предприятий, работающих в сфере НИОКР, обременено значительной задолженностью, а высокий уровень наукоёмкости производства в новых федеральных землях, как и большая доля занятых, обеспечиваются за счёт существенной государственной помощи. Большинство инновационных предприятий Восточной Германии возникло и существует только благодаря государственному инновационному содействию. Около 9/10 всех предприятий Восточной Германии имеют, тем или иным образом, финансовую поддержку от государства, хотя и в Западной не обходятся без такой поддержки: её получает почти 1/3 предприятий.
В силу этого восточногерманские предприятия сферы НИОКР не могут вступить в реальную конкуренцию с западными производителями в данном секторе экономики. И по этой же причине поиск собственного и заимствованного капитала для развития НИОКР и инноваций является одной из главных проблем, сдерживающих развитие инновационных предприятий в новых федеральных землях. Правда, в конце этой проблемы забрезжил свет в связи с инициативой ЕС в сфере софинансирования частных инвесторов в рамках нового фонда начального капитала по программе ERP, что позволяет надеяться на устойчивые предпосылки для повышения инновационной активности предприятий.
В общеевропейском масштабе Восточная Германия имеет достаточно весомые позиции и в сфере высоких технологий. Отставая по ряду важнейших показателей от развитых регионов Западной Европы, она, напротив, занимает лидирующие позиции среди структурно отсталых регионов ЕС. По количеству реги-страций патентов в области информационных и коммуникационных технологий Восточная Германия с показателем в 10-50 регистраций на 1 млн занятых (по данным 2002 г.) опережала регионы восточноевропейских стран, где они составили в том же году менее 10 на 1 млн занятых. Примечательно, что этот показатель также выше, чем в других структурно отсталых западноевропейских регионах - в Испании (кроме Каталонии и Мадрида), на юге Италии, а также в Греции и Португалии, регистрация патентов в которых сравнима с показателями Восточной Европы.
В число 30 ведущих (по странам ЕС) регионов, ранжированных по доле занятых в научно-технической отрасли экономики, входят пять из Западной Германии: Мюнхен1, Франкфурт-на-Майне, Гамбург, Штутгарт - и один из Восточной - Берлин2 (более 100 на 1 млн занятых, а по количеству персонала в секторе НИОКР - более 2% от общего числа занятых в регионе). А такие регионы, где размещаются высокотехнологичные предприятия, представляют собой ядра городских агломераций с высоким уровнем развития НИОКР, передовых отраслей промышленности и финансового сектора.
1 Мюнхен превратился в последние годы в европейскую столицу новых технологий.
2 Портал ЕС. Евростат, 2007.
Кластеры как реальность
В региональном разрезе инновационный потенциал Восточной Германии не представляет монолитного образования. В 2004 году Институт экономического развития Галле исследовал структуру размещения центров инновационного развития, территориально сконцентрированных промышленных отраслей хозяйства и кооперационных сетей предприятий в регионах Восточной Германии. На основании полученных данных об этих трёх составляющих был выделен целый ряд развитых и формирующихся региональных кластеров. При этом ведущие промышленные отрасли в регионах определялись по доле занятых в ней на одном или нескольких промышленных предприятиях1 в пределах одного административного района от общего числа занятых в отрасли в Восточной Германии. Эмпирический анализ показал, что такие промышленные центры, с определённой специализацией, присутствуют во многих восточногерманских регионах. При этом в сравнении с западногерманскими регионами доля занятых в обрабатывающей промышленности значительно ниже; а в сельском и лесном хозяйстве, строительстве и государственном секторе - сравнительно больше.
Данные по кооперационным сетям предприятий, под которыми понимается институциональная кооперация между предприятиями и другими организациями (минимум три партнёра), основанная на интенсивных коммерческих связях и обмене информацией, были получены с помощью интернет-поиска, а также опроса экспертов. Обнаружилось, что более половины предприятий имеют кооперационные связи с государственными научными учреждениями. Две трети из них финансировалось на момент экспертизы из государственных средств. Особенно большое количество кооперационных сетей предприятий было выявлено в крупных городах (в Восточной Германии около 280). В первую очередь, это две крупные агломерации - Берлин - Потсдам и Юго-Восток и так называемый Саксонский треугольник (Дрезден, Хемниц - Цвикау, Лейпциг-Галле).
Центры инновационного развития были выделены с помощью данных о регистрации патентов2, а также проведённых письменных опросов. За исключением Берлина все восточногерманские регионы по этому показателю отстают от уровня Западной Германии. Достаточно высокими значениями были отмечены следующие "планировочные регионы"3: Верхняя долина Эльбы/Восточные Рудные горы, Берлин, Восточная Тюрингия, Хемниц-Рудные горы, Хавельская
4
возвышенность .
1До 7 предприятий. Innovative Kompetenzfelder, Produktionsnetzwerke und Branchenschwerpunkte der ostdeutschen Wirtschaft. Forschungsauftrag des Bundesministeriums für Verkehr, Bau und Wohnungswesen // IWH-Pressemitteilung von 2. November 2004. - Halle. - № 37.
2 Количество патентов на 100 тыс. жителей.
3 Raumordnungsbezirke (нем).
4 Пер. с нем.; оригинальные названия: Oberes Elbtal/Osterzgebirge, Berlin, Ostthüringen, Chemnitz-Erzgebirge und Havelland-Fläming.
Анализ отраслевой структуры патентов показал, что наибольшая доля восточногерманских патентов в общем объёме немецких патентных регистраций наблюдается в области неорганической химии, а также в секторе ферментации, сахарной и кожной индустрии. Последний сектор по большей части охватывает сферу биотехнологий. Также несколько выше доли всех восточногерманских патентов в общегерманском объёме патентов в области электротехники, электронной контрольно-измерительной техники, оптики и фотографической техники1.
Присутствие этих трёх составляющих говорит о наличии так называемого ведущего экономического центра в регионе или, как минимум, о предпосылках его создания. Такие центры формируются совокупностью близко расположенных региональных кластеров (см. рис.1).
Подобные экономические центры сложились практически во всех регионах Восточной Германии. Инновационная деятельность концентрируется в наиболее промышленно развитых районах, а именно: в окрестностях Берлина, в Тюрингии и Саксонии. При этом выделяются также крупные агломерации, которые занимают лидирующие позиции по всем исследуемым показателям. В Берлине и его окрестностях, а также в Дрездене размещаются предприятия высокотехнологичного профиля в основном сферы услуг, в то время как в регионах Центральной, Южной и Восточной Тюрингии, а также в районе Хемниц-Рудные горы - предприятия передовых высокотехнологичных отраслей хозяйства. В Саксонии - это микроэлектроника и информационные технологии, технологическое оборудование и производство новых материалов, автомобильная техника, биотехнологии и производство экологического оборудования. Наибольшее число предприятий специализируется в отраслях машиностроения и производстве автомобильной техники (по 450 предприятий с числом занятых 34 тыс. и 62 тыс. человек соответственно). В микроэлектронике работает до 200 предприятий с числом занятых в 20 тыс. человек и 150 предприятий зарегистрировано в сфере биотехнологий - около 6 тыс. человек. Главные отрасли машиностроения - это производство металлорежущих станков, насосных и компрессорных установок, подъёмно-транспортного оборудования. Наибольшая концентрация предприятий машиностроения наблюдается в районе Хемниц -Цвикау. Предприятия автомобилестроения и поставщики автомобильных запчастей размещаются преимущественно вокруг крупных агломерационных центров Саксонии. Автосборка марки "Фольксваген" (предприятие OEM2) производится в Дрездене, Хемнице, Цвикау; "БМВ" и "Порш" - под Лейпцигом. Предприятия по производству биотехнологий размещаются преимущественно в Дрездене и Лейпциге.
1 Prof. Dr. Martin T. W. Rosenfeld, Dr. Peter Franz u.a. "Innovative Kompetenzfelder, Produktionsnetzwerke und Branchenschwerpunkte der ostdeutschen Wirtschaft" im Auftrag des Bundesamtes für Bauwesen und Raumordnung. Endbericht Halle/Saale, Oktober 2004.
2 OEM-предприятие =Original-Equipment-Manufacturer (англ.) - предприятие - изготовитель комплексного оборудования (на основе покупных комплектующих).
Рис. 1.
Размещение развитых и формирующихся региональных кластеров в Восточной Германии. Составлено по данным Института экономического развития, Галле, 2004 г.
В Дрездене исторически сложился широкий спектр наукоёмких производств - электроники, общего машиностроения, точной механики и оптики, фармацевтики. Возникшие здесь ещё в годы существования ГДР центры НИОКР послужили основой модернизации хозяйственной структуры. Так, Институт молекулярной электроники был основан в Дрездене в 1961 году, позднее он превра-
тился в ведущий в восточноевропейском блоке центр по исследованию, развитию и производству (ZMD). Основным направлением структурных преобразований после объединения стало в Дрездене развитие электротехнической и электронной отрасли, которые и ранее играли весьма заметную роль1.
Сегодня это главный организационный и производственный центр развития микроэлектроники. В 1994 году концерн "Сименс" основал в городе свой филиал "Сименс Микроэлектроникс Центр" ГмбХ (Симек). В 1996 году здесь же обосновалась американская компания AMD, ныне - это её ведущая производственная база, покрывающая весь спрос на полупроводниковые материалы. В ходе инновационного развития в этих местах продолжилось размещение и других предприятий отрасли, в том числе дочернее предприятие AMD по производству программного обеспечения "Paravisio Software". Таким образом, можно говорить о наличии в регионе Дрездена регионального кластера, специализирующегося в области микроэлектроники и информационных технологий.
Для Берлина и его окрестностей одной из ведущих отраслей является производство транспортной техники: наибольшие перспективы имеют железнодорожная и авиационная, в то время как производство автомобильной техники играет менее заметную роль. В этой отрасли сосредоточено около одной десятой работающего населения Берлина и Бранденбурга2, которое производит продукцию для этих видов транспорта почти на 250 предприятиях промышленности и сферы услуг.
А начиналось всё в начале столетия, когда в окрестностях Берлина было размещено масштабное производство локомотивов, к примеру "Маффей-Шварцкопф" в Вильдау и завод "Борзинг" в Хеннигсдорфе. К концу века (с 1992 года) завод стал принадлежать уже компании "АББ-Даймлер Крайслер Транспортэйшн" ГмбХ (АДтранс). В настоящее время это четвёртое по численности персонала предприятие в новых федеральных землях. Завод АДтранс закупает смежную продукцию около 500 малых и средних предприятий в Берлине и Бранденбурге, которые составляют примерно 2/3 всех его поставщиков. Тем самым многие предприятия смежных отраслей косвенно связаны через поставщиков и сферу услуг с производством транспортной техники. Более 50 исследовательских институтов в числе других научно-исследовательских центров Технического университета Берлина специализируются в этой области.
Другой опорой транспортного машиностроения в Берлинском регионе с высоким потенциалом экономического роста является авиатранспортная отрасль. Предприятия воздушного транспорта "Кондор", "Britannia Airways" и "DHL World Wide Aviation" разместили свои филиалы в аэропорту "Берлин-Бранденбург Интернациональ" (расширенном на базе аэропорта Шёнефельд).
1 В 1989 году около 1/6 всей продукции ГДР этих отраслей было произведено в регионе. Самым крупным предприятием был комбинат "Роботрон" с широким спектром продукции, особенно в области микроэлектроники.
2 Берлин расположен внутри федеральной земли Бранденбург.
На юге Берлина, в Далевице, в 1993 году предприятие "БМВ Роллс-Ройс" ввело в эксплуатацию завод по разработке и монтажу двигателей для самолётов.
Таким образом, Берлин и его окрестности сосредотачивают региональный кластер в сфере транспортной техники, и зарождается кластер в области авиатранспортной. Параллельно формируется региональная сеть поставщиков отрасли, пока же двигатели в Далевице привозят из Западной Германии и из-за границы.
В окрестностях Берлина, в земле Бранденбург, размещается также целый ряд крупных производств и технологических центров в области микросистем, пищевой промышленности, издательского дела, металлообработки, генных технологий и микробиологии, теле- и видеоаппаратуры. Лаборатории федеральной земли Бранденбург специализируются на разработке солнечных батарей. Использование "зеленой энергетики" в ЕС стимулируется правилами государственного субсидирования. Фирмы, разрабатывающие и производящие оборудование и технологии в этой сфере, могут получить компенсацию от государства в размере до 100% своих расходов на фундаментальные НИОКР1. Существуют и другие весьма значительные льготы.
В целом же, по мнению немецких экспертов и бизнесменов2, город имеет хорошие перспективы. Его инфраструктура рассчитана как минимум на пять миллионов человек. Сегодня население Берлина насчитывает только около 3,5 млн жителей. Поэтому город, в сравнении с другими европейскими мегаполисами, предлагает весьма комфортные условия для своих жителей и инвесторов. Среди известных международных инвесторов присутствуют такие, как "Даймлер-Крайслер", "БМВ Роллс-Ройс и АДтранс" и "Сименс".
Региональный кластер Йена - Эрфурт - Ильменау, расположенный в центре Германии (земля Тюрингия) на пересечении важных автомобильных и железнодорожных путей между крупнейшими немецкими и европейскими городами, имеет длительную историю развития, богатую культуру. Йена - город науки, исследований и технологий - сегодня переживает экономический бум. Эрфурт -один из красивейших и старейших городов в новых федеральных землях - сегодня административный и медиацентр Тюрингии. Ильменау - университетский город, связанный с именем Гёте. Сегодня они образуют технологический треугольник в Тюрингии. Широко представленный научный ландшафт относится к особой компетенции региона. В этом сравнительно небольшом регионе расположены три университета: университет Фридриха Шиллера в Йене, Технический университет в Ильменау и вновь образованный университет Эрфурт, два профессиональных училища и множество внеуниверситетских исследовательских институтов. Научно-исследовательские институты тесно сотрудничают с фирмами региона. Йену называют классической моделью научно-технологического центра. Она является центром высокотехнологичного производства уже последние полторы сотни лет. Компания Carl Zeiss производила здесь высококачественную оп-
1 Современная Европы, 2007. № 2. С. 45.
2 Из интервью с руководителем берлинского бюро крупнейшего маклера Еп§е1&Уое1кеге Анне Рини. Эксперт № 24. Июнь — июль, 2007 г.
тику, а на неё работали десятки мелких фирм. С 1994 по 2001 год число программистов, проживающих и работающих в Йене, удвоилось и достигло 1100 человек, что превысило 1% населения города, и этот высокий уровень сохраняется до сих пор, чему способствовало значительное расширение инновационной инфраструктуры города. Так, было образовано пять центров по развитию технологий малого и среднего бизнеса, центр прикладного внедрения микросистем и созданы кафедры и специальности в университетах.
Плодородная Магдебургская равнина и предгорье Гарца сформировались на отложениях лёсса ледникового периода, что стало причиной образования особенно плодородных чернозёмных почв с самыми высокими нормативами качества в Германии. Именно поэтому исторически эта земля всегда активно использовалась в земледелии. Регион является общепризнанной немецкой колыбелью семеноводства. Растениеводство и выращивание сахарной свёклы помогали интенсивному экономическому росту в Х1Х веке, что также способствовало развитию и других отраслей хозяйства, таких как машиностроение (производство паровых плугов), обрабатывающей промышленности (сахарные заводы), горнодобывающая и химическая промышленность (калийная и содовая промышленность).
Благодаря федеральным программам сегодня в регионе на базе упомянутых традиционных отраслей промышленности и сельского хозяйства формируются инновационные экономические центры в сфере растительных биотехнологий, медицинской и фармацевтической промышленности, переработки пластмасс, химической промышленности, машиностроении, пищевой промышленности, производства автомобильных запчастей, порошковой металлургии и туризма. Созданы сети компетенции InnoPlanta в сфере растительных биотехнологий и MAHREG в сфере производства автомобильных запчастей. Однако, в отличие от других регионов, в федеральной земле Саксония-Ангальт сохраняются самые высокие показатели безработицы в Германии и продолжается сильный отток населения, в первую очередь молодых и высококвалифицированных кадров.
Ганзейские города Грайсвальд, Росток и Висмар, расположенные на берегу Балтийского моря в федеральной земле Мекленбург-Передняя Померания, образуют ещё один новый складывющийся полюс роста на северо-востоке страны с давними традициями судостроения и морской торговли. Сегодня профиль региона формируется за счёт приморской специализации городов - современного судостроения и постоянно развивающего портового хозяйства. Одновременно, благодаря многочисленным федеральным программам (например, "предприятия региона", NEMO, ProInno), компетенция региона расширяется на основе развития высоких технологий, биотехнологий, медицинской техники.
По-разному воздействует на предпринимательскую активность пограничный характер регионов Восточной Германии. Так, на границе с Польшей показатели предпринимательской деятельности достаточно низкие, в то время как на границе с Чехией, наоборот, развивается благоприятный предпринимательский климат. Здесь количество регистраций патентов выше, чем в среднем по восточногерманским регионам. То, что на границе с Западной Германией нет
крупных инновационных центров, связано с расположением здесь в основном слабо заселённых сельских территорий.
Что касается сельского хозяйства новых федеральных земель в целом, то, может быть, ещё не повсеместно, но оно приобретает всё более структурированный и ориентированный на потребителя характер, там создаются новые рабочие места, в том числе в сфере туризма, создано также инновационное энергетическое хозяйство.
* * *
В общем же, если говорить о формирующихся восточногерманских кластерах с временны'х позиций, то их послужной список пока невелик. Становление их в основных чертах повторяет путь, которым идут регионы в других частях света, хотя они обладают и своей спецификой. Во-первых, как правило, они формируются из небольших компаний, основанных бывшими сотрудниками разорившихся крупных предприятий. Предприниматели, возглавляющие компании, в основном уроженцы бывшей ГДР, хорошо знают друг друга, и работа на конкурирующих мелких предприятиях не мешает им поддерживать рабочие отношения и помогать друг другу в решении текущих проблем, что благотворно сказывается на общем прогрессе отрасли.
Во-вторых, на их развитие оказывает значительное влияние государственная кластерная политика. Речь идёт о поддерживающей кластерной политике. Первостепенное внимание правительства к развитию научного потенциала и в связи с этим активное субсидирование университетов, поддержка развития инновационных центров и специализирующихся на инновациях предприятий позволила новым землям сохранить значительный научный потенциал и после объединения. Стремясь противостоять оттоку молодёжи на запад страны, многие земли использовали федеральные средства для создания избыточных мест в вузах. Эта весьма расточительная с точки зрения федерации политика дала тем не менее свои позитивные результаты.
И сегодня, при всех сохраняющихся трудностях, которые, по сути, являются трудностями роста, можно уверенно говорить, что именно наличие ряда перспективных региональных кластеров на территории Восточной Германии повысило конкурентоспособность её регионов и обеспечило их достаточно высокий социально-экономический потенциал. Тем самым получила подтверждение проводимая федеральным правительством осознанная региональная политика, которая вывела Восточную Германию на среднеевропейский уровень. По многим параметрам она сопоставима или опережает другие структурно отсталые регионы Западной Европы и значительно вырвалась вперед относительно стран Восточной Европы.